Некоторые аспекты обеспечения приемлемого уровня риска на российских промышленных объектах с позиции анализа разработки паспортов безопасности. И. П. Карначёв, А. А. Челтыбашев, Ю. А. Кофанов (№2, 2016)

Скачать выпуск "Безопасность и охрана труда" №2,2016

И.П. Карначёв,

ведущий научный сотрудник Филиала «Научно-исследовательская лаборатория ФБУН СЗНЦ гигиены и общественного здоровья» Роспотребнадзора МЗ России (Кировск, Мурманская область), профессор Мурманского Филиала ФГБОУ ВО «Санкт-Петербурский университет  государственной противопожарной службы  МЧС России», доктор технических наук;

E-mail: igorkarnachev@yandex.ru

 

А.А. Челтыбашев,

доцент Мурманского Филиала ФГБОУ ВО «Санкт-Петербурский университет  государственной противопожарной службы МЧС России», доцент  ФГБОУ ВО «Мурманский государственный технический университет» ФАР России (Мурманск), кандидат педагогических наук

Ю.А. Кофанов,

старший преподаватель Мурманского Филиала ФГБОУ ВО «Санкт-Петербурский университет  государственной противопожарной службы МЧС России»

 

Реферат

В статье дан исторический ракурс анализа российского опыта  разработки паспортов безопасности территорий для субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и опасных промышленных объектов на базе концепции приемлемого риска.

Ключевые слова: промышленная безопасность, чрезвычайная ситуация, авария, катастрофа, опасный объект, приемлемый риск,  паспорт безопасности.

 

Some aspects of ensuring an acceptable risk level

 

I. P. Karnachev

Leading researcher of the branch «Research Laboratory SZNTS Hygiene and Public Health» (Kirovsk), Professor of Murmansk branch of St. Petersburg University of the State Fire Service of EMERCOM of Russia, Dr. of Sci. (Techn.)

A. A. Cheltybashev

Associate Professor of the Murmansk branch of St. Petersburg University of State Fire Service of EMERCOM of Russia, Associate Professor, Murmansk State Technical University, Ph. D.

Yu. A. Kofanov

Senior Lecturer of the Murmansk branch of the St. Petersburg University of State Fire Service of EMERCOM of Russia

 

 

 

Abstract

The article gives a historical perspective analysis of the Russian experience in the development safety data sheets of areas for the Russian Federation, municipalities and hazardous industrial facilities based on the concept of acceptable risk.

Keywords: industrial safety, emergency, accident, disaster, dangerous object, acceptable risk, safety data sheet

 

В настоящее время в мировой практике происходит интенсификация производственных процессов,  которая требует более полного и эффективного использования достижений научно-технического прогресса, научных достижений, ресурсов, снижения ущерба от аварий и травматизма. Для решения этих задач требуется применение научно обоснованных подходов к организации и обеспечению безопасности во всех без исключения отраслях промышленности, в  том числе и в условиях российской действительности. На сегодняшний день в стране создана обширная система управления промышленной безопасности. Она призвана создать и внедрять количественно-качественные методы анализа, средства и способы уменьшения появления аварийности и травматизма на промышленных объектах, избежание появления на них катастроф техногенного характера. Для выявления наиболее вероятных угроз от промышленных объектов, а также с целью выявления уровня потенциальной опасности, необходимо иметь паспорт безопасности предприятия и территории.

В конце 2004 года состоялось совместное заседание Совета Безопасности и президиума Государственного совета Российской Федерации, на котором был рассмотрен вопрос «О мерах по обеспечению защищенности критически важных для национальной безопасности объектов инфраструктуры и населения страны от угроз техногенного, природного характера и террористических проявлений». Принятым решением, которое утвердил Президент России В.В. Путин, был определен комплекс мер, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций (ЧС), повышение защищенности объектов экономики и населения страны от аварий и катастроф, а также террористических проявлений. С этого года одной из приоритетных задач является разработка типовых паспортов безопасности территорий субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и опасных объектов. Типовые паспорта утверждены Приказами МЧС России № 484 от 25.10.2004 и № 506 от 4.11.2004, которые зарегистрированы в Минюсте РФ и являются нормативными правовыми документами, обязательными для исполнения [2,3,5].

Паспорта безопасности продолжают тему декларирования опасностей и рисков, способствуя внедрению концепции безопасности по уровню приемлемого риска, что предусмотрено Федеральным законом «О техническом регулировании». При этом преследуется цель анализа системы безопасности в стране в целом, охватывающей как субъекты Федерации, так и отдельные предприятия и компании. Сегодня работа по разработке Паспортов безопасности предприятий и территорий ведется во всех регионах России, и строится в несколько этапов. На первом этапе разрабатываются паспорта безопасности опасных объектов, перечень которых утверждается на региональном уровне. Это объекты использующие, производящие, перерабатывающие, хранящие или транспортирующие радиоактивные, пожаро-взрывоопасные, опасные химические и биологические вещества, а также объекты, обеспечивающие жизнедеятельность населения.  И на втором этапе, используя данные о потенциально опасных объектах, разрабатываются паспорта безопасности территорий — муниципальных образований, а затем субъектов Российской Федерации.

Результатом работы предполагается создание итогового документа в форме паспорта безопасности России. Этот документ должен стать основой планов социально-экономического развития регионов и своеобразным путеводителем при определении приоритетных мероприятий по снижению риска ЧС. Главное принципиальное отличие паспорта безопасности от других нормативных документов в их глубокой аналитической составляющей. При проектировании паспорта проводятся аналитические расчеты безопасности, определяющие количественные показатели риска вероятных ЧС и возможный социально-экономический ущерб. При этом оценке подвергаются различные виды рисков — природные, техногенные, биолого-социальные и пр. [7] .

Аварии и катастрофы последних десятилетий, имевшие место на техногенных объектах, привели к пересмотру общепринятой в России концепции безопасности, связанной с техногенными объектами. Согласно этой концепции право на существование имели объекты, которые безопасны с точки зрения воздействия на население и на окружающую природную среду. Принцип безопасности техногенных объектов господствовал в общественном сознании. Аварии и катастрофы, анализ их объективных предпосылок и последствий для человека и окружающей среды упускались из рассмотрения, что соответствовало концепции полной безопасности.

Однако, общеизвестно, что любой техногенный объект является носителем определенного уровня опасности. В сознании людей стала превалировать новая концепция, согласно которой право на существование имеют объекты, для которых порождаемый ими уровень опасности выраженный в оценках риска, не превышает определенной величины. В общественном сознании концепция полной безопасности заменяется концепцией предельного уровня риска. Концепция предельного уровня риска первоначально разрабатывалась применительно к объектам атомной энергетики. Первое систематическое исследование по оценкам риска было организовано Комиссией по атомной энергии США и завершилось в 1977 году выпуском отчета «Анализ безопасности реактора», в котором проф. Н. Расмуссен и руководимая им группа исследователей с многомиллионным бюджетом, предложила методологию и результаты прогнозирования оценок риска объектов атомной энергетики. Исследования уровня безопасности «по Расмуссену» стали стандартной процедурой, проводимой на этапе проектирования техногенных объектов [6]. К настоящему времени концепция предельного уровня риска во многих странах Западной Европы и Америки получила не только общественное признание, но и законодательное оформление. Концепция приемлемого риска опирается на представления, что человек является наиболее чувствительным элементом биоты, и выражает концептуально  следующее [4]:

  • люди в разных странах интуитивно приемлют те виды практической деятельности, где риск гибели отдельных лиц из населения не превышает пренебрежимо низкого значения порядка 10-5 год-1. Предполагается, что этот риск отражает реальную угрозу гибели для отдельных лиц из населения и для персонала, работающего вне зоны промышленной площадки объекта при любых возможных авариях, с учетом их вероятностей.  Такой риск находится на уровне 0.1% от величины естественного риска смерти для населения.
  • персонал промышленных предприятий приемлет те виды производственной деятельности, где индивидуальный риск гибели не превышает 10-2 год-1. Предполагается, что этот риск отражает реальную угрозу гибели для отдельных лиц из персонала объекта, работающего в зоне промышленной площадки объекта при любых возможных авариях, с учетом их вероятностей. Приемлемый средний уровень риска гибели в процессе производственной деятельности в промышленно развитых странах равен 2.5⋅10-4 год-1.
  • социальный риск, который является интегральным усредненным риском гибели людей при всех возможных авариях, считается приемлемым, если не превышает 10-3 чел/год, а если воздействию подвергаются детские учреждения или/и пансионаты, — не превышает 10-4 чел/год. Уровень такого риска определяется как сумма произведений числа возможных жертв, т.е. летальных мгновенных или вследствие заболеваний исходов и значимых наследственных отклонений, при отдельных авариях на их вероятные частоты свершения.

В настоящее время в России для вновь строящихся объектов приемлемым считается риск равный 10-5 чел/год, а для функционирующих - 10-6 чел/год. Отметим, что на сегодняшний день в России не существует  предельных значений уровня риска, которые были бы приняты на законодательном уровне. Однако 19 апреля 2006 года на расширенном заседании Президиума Общероссийской общественной организации «Российское научное общество анализа риска» была утверждена Декларация «О предельно-допустимых уровнях риска» [4,6].  Все это способствует созданию в нашей стране обширной системы управления промышленной безопасностью, призванной создать количественно-качественные методы анализа риска, средства и способы уменьшения появления аварийности и свершения травматизма на промышленных объектах, избежание появления явлений и катастроф техногенного характера.

Литература:

  1. Федеральный закон от 21.07.1997 N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_15234/  (Дата обращения 10.06.2016).
  2. Постановление Правительства РФ от 25 марта 2015 г. N 272 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране полицией, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий)». URL: http://base.garant.ru/70937940/  (Дата обращения 10.06.2016).
  3. Приказ МЧС РФ от 4 ноября 2004 г. N 506 «Об утверждении типового паспорта безопасности опасного объекта». URL: http://base.garant.ru/12138146/#ixzz4BaqhoqXc  (Дата обращения 10.06.2016).
  4. Приказ Ростехнадзора от 14.11.2013 N 538 "Об утверждении федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила проведения экспертизы промышленной безопасности" (Зарегистрировано в Минюсте России 26.12.2013 N 30855). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_156718/ (Дата обращения 10.06.2016).
  5. Приказ МЧС РФ от 25 октября 2004 г. N 484 «Об утверждении типового паспорта безопасности территорий субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» (с изменениями и дополнениями) URL: http://base.garant.ru/12137696/#ixzz4Bas1vVzb (Дата обращения 10.06.2016).
  6. СДА-23-2009. «Требования к экспертам по промышленной безопасности, безопасности в строительстве и инспекционному контролю»  (приняты решением Наблюдательного совета Единой системы оценки соответствия в области промышленной, экологической безопасности, безопасности в энергетике и строительстве от 20.07.2009 N 30-БНС) URL: http://lawru.info/dok/2009/07/20/n240054.htm  (Дата обращения 10.06.2016).
  7. Фадеева Г.Д. Экспертиза промышленной безопасности зданий и сооружений: характерные проблемы / Фадеева Г.Д., Гарькин И.Н., Забиров А. И. // Молодой ученый. - 2014. - №4 (63) - С. 285-286.