…Самых честных правил. Формальный подход к оценке условий труда недопустим. Г. Ж. Склеменов, М. И. Ефименко, Л. В. Южанинова (№2, 2014)

Скачать выпуск "Безопасность и охрана труда" №2,2014

Г.Ж.Склеменов, Заместитель руководителя департамента труда и занятости населения Краснодарского края, М.И.Ефименко, Заместитель руководителя Государственной инспекции труда в Краснодарском крае Л.В.Южанинова, Консультант отдела государственной экспертизы условий труда

С изменениями, внесенными в конце прошлого года в трудовое законодательство, роль и значимость оценки условий труда на рабочих местах возросла. Вместо одной статьи в Трудовом кодексе РФ об аттестации рабочих мест по условиям труда на сегодняшний день имеется Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ, посвященный специальной оценке условий труда (СОУТ). Процедура оценки условий труда на рабочих местах ключ к улучшению условий труда и модернизации производства. Законопослушный работодатель, исполняя добросовестно все требования Трудового кодекса РФ и Федерального закона «О специальной оценке условий труда», извлекает максимум выгоды, например: повышается производительность труда, престиж, конкурентоспособность организации; снижается уровень профзаболеваний и несчастных случаев в организации при проведении мероприятий по улучшению условий труда по результатам СОУТ. После проведения СОУТ появляется возможность получить скидку к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также уменьшить дополнительные тарифы или полностью освободиться от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Но до сих пор  существуют и недобросовестные работодатели,  которые рассматривают необходимость проведения специальной оценки условий труда (до 1 января 2014 года аттестации рабочих мест) как тяжкую повинность, от которой никуда не денешься, которую надо исполнить, чтобы не вступать в конфликт с контролирующими органами. Такой работодатель, пытаясь сэкономить, заказывает у сомнительных исполнителей не реальную аттестацию или спецоценку, а просто комплект бумажных документов.

На рынке данных услуг заказчику могут встретиться  некомпетентные, зачастую даже неаккредитованные организации, не обладающие собственным измерительным оборудованием, квалифицированными кадрами, предоставляющими работодателю сомнительные материалы по аттестации рабочих мест или специальной оценке условий труда за очень низкую цену.

В результате проведения тендера между организациями, осуществляющими работы по специальной оценке условий, выбор проводится, как правило, в пользу организации, предоставляющей данную услугу по более низкой цене. Специальная оценка условий труда, отвечающая всем требованиям и проведенная с соблюдением всех необходимых процедур, по своему содержанию является весьма трудоемким и сложным мероприятием с себестоимостью не ниже, чем работы по проведению аттестации рабочих мест. По данным независимой оценки себестоимости работ по аттестации рабочих мест, проведенной в 2010 году региональным представителем Национальной ассоциации центров охраны труда ООО «Научно производственное предприятие Труд Эксперт», себестоимость работ по аттестации одного рабочего места составила 1500 рублей (статья опубликована в журнале «Безопасность и охрана труда» №2, 2010г.). Организации, которые оказывают эту услугу ниже себестоимости, занимаются профанацией. И такая профанация сегодня стала частью рынка.

Качество проведения специальной оценки условий труда зависит в первую очередь от компетентности тех людей, которые ее проводят. Это и эксперты организации, проводящей специальную оценку условий труда, и члены комиссии организации, в которой проводится оценка. Организации, проводящие спецоценку, и члены комиссии по мере проведения работ должны находиться в тесном сотрудничестве. Организация должна оказывать правомерные действия, работодатель – не препятствовать проведению исследований и давать все необходимые сведения и документы, характеризующие условия труда. Если одна из сторон нарушает правила, каждый из участников может отказаться от проведения СОУТ. Результаты совместной работы должны быть достоверными и объективно отражать состояние условий труда на рабочих местах.

Чтобы не стать жертвой демпенгистов, то есть организаций, которые некачественно проводят спецоценку за счет снижения ее стоимости,  работодатель должен включать в состав комиссии компетентных работников в части проведения специальной оценки условий труда, знающих основные требования, предъявляемые законодательством к экспертам и организациям, проводящим оценку.

В соответствии с Федеральным законом «О специальной оценке условий труда», организация, проводящая специальную оценку, должна соответствовать следующим требованиям:

- проведение СОУТ должно быть представлено в уставных документах как один из видов деятельности организации;

- наличие в организации не менее 5 экспертов по спецоценке условий труда, работающих по трудовому договору, причем один из них обязательно должен иметь высшее образование по специальности – врач по гигиене или по санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям;

- наличие структурного подразделения – аккредитованной лаборатории, имеющей право на выполнение исследований и измерений вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса;

- регистрация в реестре организаций, проводящих специальную оценку условий труда,  размещенном на официальном сайте Минтруда;

- организация, проводящая специальную оценку условий труда, вправе проводить измерения вредных факторов производственной среды и трудового процесса в случае, если данные факторы включены в область аккредитации ее испытательной лаборатории.

Организация по СОУТ вправе привлекать к работе по гражданско-правовому договору другие аккредитованные лаборатории. Законом подобное сотрудничество предусмотрено потому, что не все испытательные лаборатории имеют область аккредитации, охватывающую все вредные и опасные производственные факторы, к тому же закупка и поверка измерительных приборов является дорогостоящей.

К деятельности в качестве экспертов организаций, проводящих СОУТ, допускаются лица, имеющие сертификат эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда. Сертификат подписывается должностным лицом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации. Необходимо обратить внимание на область деятельности эксперта, так как эксперт может быть аккредитован не в полном объеме. Область деятельности, в рамках которой эксперт может выполнять работы по проведению специальной оценки условий труда, отражена на обороте сертификата. Все сведения об экспертах, имеющих право на выполнение работ по спецоценке, информация о действии сертификатов будет содержаться в реестре, размещенном на официальном сайте Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Решение об ужесточении требований в отношении экспертов было принято для того, чтобы исключить какие-либо формальности в подготовке будущих специалистов и их последующие ошибки в работе. Некомпетентная оценка специалиста может стать следствием травм, несчастных случаев, профзаболеваний среди работников, привести к лишению работников компенсаций и гарантий за работу во вредных условиях труда. Поэтому введение аттестации для экспертов и наказания в виде дисквалификации, а также  административная ответственность за нарушения – это меры по борьбе с непрофессионализмом будущих экспертов.

Федеральным законом предусмотрена еще одна степень защиты работодателя и работников, на рабочих местах которых проводится специальная оценка условий труда, - это гарантийные обязательства организации, проводящей специальную оценку условий труда. При выборе исполнителя перед руководителем встанет выбор, отдать предпочтение организации, которая может обеспечить исполнение своих обязательств, связанных с риском наступления имущественной ответственности, путем заключения договора добровольного страхования такой ответственности или сэкономить, обратившись в организацию, которая не несет гарантийных обязательств.

В связи с социальной значимостью результатов специальной оценки, повышена степень участия представителей профсоюза в проведении данной оценки посредством включения их представителей в комиссию по проведению спецоценки, предоставления права на получение соответствующих разъяснений по результатам СОУТ, их обжалования, а также возможности инициирования проведения внеплановой специальной оценки условий труда. Согласно требованиям Федерального закона в состав комиссии в обязательном порядке от работодателя включается специалист по охране труда, а от работников представители выборного органа первичной профсоюзной организации. С целью предотвращения недобросовестного исполнения работы со стороны организации, проводящей специальную оценку условий труда, работники и члены комиссии в соответствии с законом имеют право присутствовать при проведении исследований и измерений, получать разъяснения по вопросам проведения специальной оценки условий труда от эксперта организации, ее проводящую. Определить, что организация формально подходит к проведению специальной оценки условий труда, можно по результатам оформления документов и нарушениям требований методик при выполнении измерений вредных производственных факторов. Например: все протоколы замеров не могут быть оформлены одной датой, так как провести измерения в один день на всех рабочих местах по всем факторам практически невозможно, за исключением наличия в организации только офисных рабочих мест. Также членам комиссии необходимо знать, что замеры освещенности рабочей поверхности при искусственном освещении следует проводить только в темное время суток, в противном случае нарушаются требования методики замеров (ГОСТ Р 54944-12 «Здания и сооружения. Методы измерения освещенности»). Согласно Методике отнесения условий труда к классу (подклассу) условий труда по тяжести трудового процесса, утвержденной приказом Минтруда России от 24 января 2014 года №33н, при выполнении работ, связанных с неравномерными физическими нагрузками в разные рабочие дни, оценка условий труда по тяжести трудового процесса (за исключением массы поднимаемого и перемещаемого груза и наклонов корпуса) осуществляется по средним показателям за 2-3 рабочих дня и в протоколе оценки в строке «дата проведения исследований» должен быть указан период.

В случае отсутствия мотивированных обоснований со стороны организации, проводящей оценку, работодатель и работник имеют право обжаловать результаты проведения специальной оценки условий труда в государственной инспекции труда.

Кроме этого, согласно требованиям статьи 10  Федерального закона «О специальной оценке условий труда» при осуществлении на рабочих местах идентификации потенциально вредных и опасных производственных факторов эксперт должен учитывать предложения работников. Данные требования прописаны в законе, с целью исключения социальной напряженности внутри трудового коллектива после проведения специальной оценки условий труда по вопросам оценки условий труда, а также предоставления компенсаций и гарантий.

С принятием Федерального закона во многом ужесточились требования к качеству проведения работ в рамках специальной оценки условий труда, так как результаты специальной оценки условий труда являются основанием, с одной стороны, подтверждения пенсионных прав работников, а с другой, от результатов оценки зависит размер дополнительных страховых тарифов в Пенсионный фонд. Очевидно, что недовольных будет много, – в первую очередь среди работников, чья профессия числилась в Списках, но по результатам СОУТ фактические условия труда признаны безопасными. С другой стороны специалисты Пенсионного Фонда будут максимально придирчивы в отношении тех результатов специальной оценки, по которым работодатель отменяет перечисление дополнительных страховых тарифов. Споры по назначению досрочной трудовой пенсии по старости  могут возникнуть и спустя несколько десятилетий после проведения оценок и измерений. С высокой степенью вероятности результаты специальной оценки и декларирования могут быть признаны недостоверными со всеми вытекающими последствиями в виде наложения административного наказания, исков работников о возмещении положенных им гарантий и компенсаций.

В связи с этим необходимо подчеркнуть, что требования к качественному проведению специальной оценки многократно выше, чем при проведении аттестации. Ошибка может стоить очень дорого. Специальную оценку условий труда необходимо проводить и оформлять идеально, учитываю все требования действующих нормативных актов.

В настоящее время по итогам 18-го Петербургского экономического форума подготавливаются законопроекты и вносятся поправки в действующее законодательство с целью активизации работы по специальной оценке условий труда и использования ее результатов для проведения поэтапной модернизации промышленности,  ликвидации устаревших фондов, «вредных» производств, предприятий с небезопасными условиями труда.