Современные технологии развития и контроля компетентности работников в сфере безопасности труда. С. П. Ворошилов, Г. Е. Седельников (№2, 2014)

Скачать выпуск "Безопасность и охрана труда" №2,2014

С.П. Ворошилов, Директор «Кузбасс-ЦОТ» кандидат физико-математических наук Г.Е. Седельников, аспирант "Кузбасс-ЦОТ" (Кемерово)

Как известно, причиной 70-90% несчастных случаев на производстве являются некомпетентные действия работников.

Кажется очевидным: организуй качественное обучение работников безопасности труда и травматизм резко снизится. Однако это очевидное решение реализуется далеко не всегда. Почему?

Причин тому много, но мы бы выделили следующие.

Первая причина – это привыкание работника и работодателя  к тому, что в случае опасности работник сам примет правильное решение исходя из своего жизненного опыта, полученного во время работы на предприятии. В большинстве случаев это срабатывает и постепенно у работника и работодателя возникает устойчивая уверенность, что так будет всегда. Зачем изучать то, чего не будет никогда?!

Вторая причина – это отсутствие времени, необходимого на обучение. Трудовой кодекс определил, что на охрану труда можно тратить 0,2 процента суммы затрат на производство продукции. И поскольку, сколько денег, столько песен, то и времени на безопасность труда тратится столько же. Суммарно около одного рабочего дня в год.

Третьей причиной является отсутствие кадров. Стране требуются миллионы непосредственных руководителей работ, которые могли бы грамотно и понятно провести вводные, на рабочем месте или целевые инструктажи по охране труда. Такого количества руководителей, обладающих преподавательскими талантами, у нас нет и не будет никогда.

Можно ли снизить влияние вышеупомянутых причин на качество обучения безопасности труда? Можно. Именно на это направлены современные видеоинформационные технологии развития компетентности работников – способности исполнять трудовую функцию  в соответствии с требованиями безопасности труда.

 

Видеоинформационные технологии позволяют обеспечить:

1. Снижение травматизма и профзаболеваемости в 2-4 раза за счет повышения компетентности рабочих и руководителей работ в области охраны труда.

2. Повышение производительности труда на 5-10% за счет снижения числа инцидентов и аварий.

3. Существенное снижение рабочего времени на обучение, инструктажи и проверку знаний работников по охране труда.

4 Непрерывное поддержание необходимого уровня компетентности работников в соответствии с требованиями охраны труда за счет:

- резкого повышение качества обучения  и  инструктажей по охране труда на базе широкого использования современных технологий, учитывающих психофизиологические особенности восприятия и запоминания  информации человеком;

- организации высокотехнологичного процесса самообучения и самотестирования работников, в том числе в домашних условиях.

5 Объективный и оперативный компьютерный контроль уровня компетентности работников (экзаменатор),  включающий интегрированную оценку основных составляющих компетентности:

знаний требований охраны труда;

умений (навыков) - способности работника выполнять опасные рабочие операции в соответствии с требованиями охраны труда;

опыта - способности работника прогнозировать развитие опасной ситуации и действовать в аварийных ситуациях;

способности работника оказывать первую помощь пострадавшим на производстве.

 

Современные видеоинформационные технологии можно условно разбить на  Блок развития компетентности работника и Блок контроля уровня компетентности работника (экзаменатор).

 

Блок развития компетентности работника содержит:

1.Учебные видеокурсы и видеофильмы

НП "Кузбасс-ЦОТ" создал около десяти учебных видеокурсов и видеофильмов, которые посвящены общим вопросам охраны труда и приемам выявления, оценки и управления профессиональными рисками.

Например - типичное содержание видеокурса обучения рабочих безопасности труда на угольном предприятии.

Раздел 1. Политика в области промышленной безопасности и охраны труда.

Цель - наглядно продемонстрировать работнику, что делается в компании для обеспечения его личной безопасности.

Раздел 2. Выявление опасностей, оценка и управление профессиональными рисками.

Цель - научить работника самостоятельно идентифицировать опасности, оценивать профессиональные риски и управлять ими.

Раздел 3. Безопасное поведение (работа) в угольной шахте.

Цель – сформировать у работника знания и первичные навыки методов безопасного поведения (на работе), вселить в работника уверенность, что личные компетентные действия повышают его безопасность.

Каждый раздел видеокурса включает в себя набор из 15-20 видеофильмов по различным вопросам безопасности труда, отснятых на конкретном предприятии.

2. Видеоинструкции по охране труда

 Видеоинструкции по охране труда создаются в соответствии с "Методическими рекомендациями по разработке государственных нормативных требований охраны труда" Минтруда РФ. Следует отметить, что после соответствующего утверждения в организации, текст видеоинструкции приобретает статус локального нормативного акта.

Интерактивные видеоинструкции - это фактически программа, которая представляет собой структурированный набор мультимедиа-сюжетов, где обучаемый выступает не просто в роли зрителя, а в роли персонажа, которому необходимо принимать решения и выполнять определенные действия.

Видеоинструкции эффективно обеспечивают:

- высокую степень восприятия и закрепления в подсознании приемов и методов безопасного выполнения работ;

- требуемое качество инструктажа, контролируемого на этапе создания видеоинструкции;

- качественную аудиовизуальную поддержку работника, проводящего инструктаж.

Естественно любая видеоинструкция не может охватить все требования безопасности, изложенные в эксплуатационной и ремонтной документации организаций-изготовителей оборудования, технологические особенности процесса, поэтому дополнительные требования безопасности должны быть сообщены работникам в устной форме после или во время проведения видеоинструктажа.

В НП "Кузбасс-ЦОТ" по договорам с различными организациями создано около ста видеоинструкций по различным профессиям и видам работ. Некоторые предприятия широко используют видеоинструкции для организации самообучения работников.

3. Компьютерные модели несчастных случаев

При помощи 3D моделирования визуализируются обстоятельства и причины отдельных характерных несчастных случаев, аварий, пожаров, произошедших на предприятии и других аналогичных производствах из-за некомпетентных действий рабочих.

Многократный анализ моделей несчастных случаев позволяет работникам заблаговременно выработать начальные навыки правильных и решительных действий в неожиданных и опасных ситуациях.

В НП "Кузбасс-ЦОТ" созданы десятки компьютерных моделей реальных несчастных случаев.

4. Компьютерные (виртуальные) имитационные тренажеры

Как показывает трагическая практика, основная масса людей (65%) при возникновении серьезной опасности действуют импульсивно, беспорядочно, впадают в панику. Предварительное обучение правильным действиям на персональных и коллективных виртуальных имитационных тренажерах однозначно обеспечивает снижение фактора паники у работников в аварийной ситуации.

Персональные имитационные стереотренажеры (аналог 3D видео) позволяют работнику лично в процессе тренировок:

- погрузиться в рабочую атмосферу, оценить и устранить опасность на рабочем месте;

- приобрести первичный опыт правильных действий в разнообразных аварийных ситуациях в процессе тренировок.

Так,  персональный стереотренажер "Тушение пожара в угольной шахте" позволяет отработать действия по обеспечению личной безопасности и необходимые операции по тушению пожара.

Коллективные имитационные компьютерные тренажеры позволяют:

- приобрести опыт коллективных действий в экстремальных ситуациях;

- отработать коллективные действия  бригады по обнаружению, оценке и устранению производственных опасностей;

- отработать согласование действий, взаимодействие различных служб и  групп работников в случае аварийной ситуации.

В частности, коллективный тренажер "Тушение пожара в угольной шахте" позволяет отработать согласованные действия диспетчерской службы и шахтеров, находящихся под землей, в процессе тушения подземного пожара.

НП "Кузбасс-ЦОТ" разрабатывает как персональные, так и коллективные виртуальные тренажеры для любых, в том числе опасных, производств.

 

Блок контроля компетентности работника содержит:

1. Компьютерный экзаменатор "Оценка уровня компетентности"

Компьютерный экзаменатор "Оценка уровня компетентности" на базе «Единых критериев для оценки уровня компетентности работника с учетом  уровня нарушения требований охраны труда» обеспечивает:

1. Контроль  знаний работника в области охраны труда.

Для контроля в основном используются текстовые вопросы по общим и специальным требованиям к знаниям работника.

Ошибочные ответы – возможные некомпетентные действия комментируются.

2. Интерактивный контроль умений (навыков) – контроль способности работника выполнять наиболее опасные рабочие операции в соответствии с требованиями охраны труда.

Для контроля используются интерактивные видеофайлы опасных рабочих операций и 3D-компьютерные модели.

Ошибочные ответы – возможные некомпетентные действия комментируются.

3. Интерактивный контроль опыта – контроль способности работника прогнозировать развитие опасной ситуации и действовать в аварийных ситуациях.

Для контроля в основном используются интерактивные видеофайлы и  3D-компьютерные модели,  подготовленные на основе анализа аварий и несчастных случаев.

Ошибочные ответы – возможные некомпетентные действия комментируются.

4. Интерактивный контроль знаний по оказанию первой помощи пострадавшим.

Для контроля способности работника оказывать первую помощь пострадавшим при конкретных травмах используются интерактивные видеофайлы.

Ошибочные ответы – возможные некомпетентные действия комментируются.

По итогам компьютерного контроля определяется интегральный  уровень компетентности работника: компетентен, малокомпетентен, не компетентен, опасно некомпетентен.

2. Массовый предсменный  компьютерный экзаменатор

Вандалоустойчивый "Предсменный экзаменатор" делает возможной автоматизацию массового персонального контроля знаний работников  путем проведения скоростного (10-20 сек.) предсменного тестирования.

Ошибочные ответы – возможные некомпетентные действия комментируются.

Вандалоустойчивый "Предсменный экзаменатор":

- гарантирует массовое и эффективное запоминание методов и приемов безопасного выполнения работ;

- непрерывно и массово побуждает работников к безопасному выполнению работ.

 

Компьютерные экзаменаторы "Оценка уровня компетентности" и "Предсменный экзаменатор" активно стимулирует самоподготовку работников по вопросам безопасности труда.

НП "Кузбасс-ЦОТ" разрабатывает и сопровождает внедрение этих экзаменаторов на любых, в том числе опасных производствах.

 

Пример реализаций видеоинформационных технологий

 

Фрагменты доклада директора по персоналу, социальным и общим вопросам ОАО «Белон» В.В. Иванова на Всероссийской научно-практической конференции «Современные технологии повышения компетентности работников в сфере безопасности труда», г. Кемерово 5-7 сентября 2013 года.

«Модернизация системы управления безопасностью труда: стандартизация, учет, обучение, контроль»

В 2010 году в ОАО «Белон» для достижения стратегических целей Компании было принято решение о создании такой программы обучения, которая бы формировала компетентностный подход к управлению личной безопасностью работников.

Целями обучения являлись:

1. Изменение сознания работников в части  ответственности за управление личной безопасностью и безопасностью коллег.

2. Получение работниками знаний об опасных и вредных производственных факторах и возможных последствиях от  их воздействия.

3. Формирование  у работников умений выявлять, визуализировать и предотвращать  риски и опасности.

НП «Кузбасс-ЦОТ» были разработаны 3 учебные программы и соответствующий лекционный материал: для внутренних преподавателей – работников предприятий ОАО «Белон»; для РСС (руководители, специалисты служащие); для рабочих.

Основной особенностью обучения по данным программам являлось широкое использование различных приемов визуализации учебного материала, в частности общий объем видеофильмов составил порядка трех часов из шестичасового курса обучения.

На шахтах, с участием работников предприятий ОАО «Белон», были отсняты учебные фильмы и видеоинструкции по охране труда, в том числе инструкции, с которыми можно работать в интерактивном режиме.

Разбор конкретных аварий и инцидентов осуществлялся на  компьютерных 3D моделях реальных несчастных случаев.

Перед началом обучения НП "Кузбасс-ЦОТ" провел двухдневные курсы для внутренних преподавателей ОАО "Белон".

Численность обученных работников по программе «Лидерство в промышленной безопасности» за 2 года реализации данной программы (II полугодие 2011 – I полугодие 2013 г.) составляет 2960 человек или 53,6 % от общей численности персонала. Ожидаемое за 3 года обучения составит 80,4 %.

Как следует из графиков, приведенных на рисунке, в результате  использования видеоинформационных технологий при обучении работников произошло существенное снижение производственного травматизма.