Переходный период. Изменения в законодательстве. Т. В. Мусатова (№2, 2014)

Скачать выпуск "Безопасность и охрана труда" №2,2014

Т.В. Мусатова, Первый заместитель генерального директора АНО ТО «НИИ БЖД»

1 января 2014 года вступили в силу федеральные законы от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" и от 28 декабря 2013 г. N 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда".

 В соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда" в Трудовой кодекс Российской Федерации внесены изменения, которые упраздняют процедуру аттестации рабочих мест по условиям труда и вводят процедуру специальной оценки условий труда.

 В соответствии с частью 3 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" специальная оценка условий труда проводится в соответствии с методикой ее проведения, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

 Указанная Методика проведения специальной оценки условий труда, утверждена приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. N 33н "Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению" и находится на государственной регистрации в Минюсте России.

Согласно закону специальной оценке условий труда подлежат все рабочие места работодателя, кроме надомников, дистанционных работников и тех, кто вступил в трудовые отношения с физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями.

СОУТ организации должны проводить не реже одного раза в пять лет, обязанности по ее организации и финансированию возлагаются на работодателя.

В рамках специальной оценки условий труда анализ травмоопасности рабочего места проводиться не будет, поскольку невыполнение работодателем обязанности по обучению своих сотрудников не должно влиять на предоставление этим сотрудникам сокращенного рабочего дня или дополнительного отпуска, а уж тем более досрочной льготной пенсии.

Для многих работодателей приятным сюрпризом является исключение в новом ФЗ из перечня вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса такого фактора, как "коэффициент пульсации", благодаря которому большинство офисных рабочих мест в нашей стране классифицируются как "вредные" и относятся к 3-му классу условий труда. Федеральный закон вводит новую процедуру "Идентификация потенциально вредных и (или) опасных факторов", по результатам которой работодатель вправе декларировать соответствие условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда.

При этом результаты аттестации рабочих мест по условиям труда действительны в течение пяти лет с момента ее завершения, но не более чем до 31 декабря 2018 года, в связи с чем могут быть использованы работодателями в целях, установленных Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда", за исключением освобождения от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации по дополнительному тарифу.

Фактически новый документ является продолжением пенсионной реформы, которую сейчас проводит правительство РФ. Результаты специальной оценки условий труда будут применяться, в том числе для установления дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. Уже в 2014 году за работников, имеющих право на льготное пенсионное обеспечение, работодатель будет обязан уплатить в ПФР дополнительные тарифы страховых взносов в размере до 6%.

В Федеральный закон от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» внесены изменения. Изменены по сравнению с 2013 годом дополнительные тарифы страховых взносов на финансирование страховой части трудовой пенсии для отдельных категорий страхователей в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованных лиц, занятых на соответствующих видах работ с вредными и тяжелыми условиями труда.

В отношении застрахованных лиц, занятых на видах работ с вредными условиями труда, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ “О трудовых пенсиях в Российской Федерации” установлен дополнительный тариф страхового взноса в размере 6%.

В отношении застрахованных лиц, занятых на видах работ с тяжелыми условиями труда, указанных в подпунктах 2-18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ установлен дополнительный тариф страхового взноса в размере 4%.

При этом в зависимости от класса условий труда, установленного по результатам специальной оценки условий труда, проводимой в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, взамен вышеуказанных применяются следующие дополнительные тарифы страховых взносов в ПФР:

 

Класс условий труда

Подкласс условий труда

Дополнительный тариф страхового взноса

опасный

4

8,0 процента

вредный

3.4

7,0 процента

 

3.3

6,0 процента

 

3.2

4,0 процента

 

3.1

2,0 процента

допустимый

2

0,0 процента

оптимальный

1

0,0 процента

 

При определении размера дополнительного тарифа в отношении рабочих мест, условия труда на которых по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в соответствии с порядком, действовавшим до дня вступления в силу Федерального закона "О специальной оценке условий труда", признаны вредными и (или) опасными, применяются результаты указанной аттестации, действительные до окончания срока их действия, но не более, чем до 31 декабря 2018 года включительно.

Специальная оценка условий труда становится основным инструментом для решения вопроса о предоставлении гарантий и компенсаций в связи с работой во вредных и опасных условиях. В Трудовой кодекс Российской Федерации внесены изменения более 30 статей. Поправки разрешают увеличивать максимальную продолжительность рабочего времени на работах с вредными и (или) опасными условиями труда с 36 до 40 часов в неделю, но только с согласия работника и при условии выплаты денежной компенсации. При этом сохраняется минимальная продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска (7 календарных дней). Дни дополнительного отпуска сверх этого можно заменять с согласия работника денежной компенсацией. Сохраняется и размер повышенной оплаты труда (не ниже 4%).

  Предусмотрена возможность увеличения для указанных работников максимальной продолжительности ежедневной смены: при 36-часовой рабочей неделе - с 8 до 12 часов; при 30-часовой и менее - с 6 до 8 часов. Однако это допускается лишь в пределах сокращенной рабочей недели и при условии письменного согласия работника.

  Кроме того, на предприятиях с вредными или опасными условиями труда разрешается применять суммированный учет рабочего времени (учетный период - 3 месяца).

  Ряд изменений касается всех работников. В частности, вводится прямой запрет на заключение гражданско-правовых договоров, фактически регулирующих трудовые отношения между работником и работодателем. Отношения, возникшие на основании таких договоров, могут быть признаны трудовыми работодателем по заявлению работника или предписанию госинспектора труда либо в судебном порядке.

    Усиливается административная и уголовная ответственность за нарушения трудового законодательства. Вводится административная ответственность за уклонение от оформления трудового договора.

    Так с 01.01.2015 года   нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение - влечет предупреждение или наложение административного штрафа в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях, статья 5.27:

  • на должностных лиц в размере от 5 000 до 10 000 рублей,
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица от 5 000 до 10 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 СУТОК;
  • НА ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ – от 60 000 до 80 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 СУТОК.
  • в случае повторного нарушения – дисквалификация руководителя на срок от 1 года до 3-х лет.

Специальная оценка условий труда - это комплекс работ, который должен быть осуществлен Работодателем в соответствии со статьей 212 Трудового кодекса РФ и Федеральным законом Российской Федерации от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ  "О специальной оценке условий труда".

 

Новые строчки в Трудовом Кодексе РФ:

Установлен запрет на заключение гражданско-правовых договоров, фактически регулирующих трудовые отношения между работником и работодателем (ст.15 ТК РФ).

Когда отношения, связанные с использованием личного труда, возникли на основании гражданско-правового договора, но впоследствии были признаны трудовыми отношениями, - работодатель обязан оформить с работником трудовой договор в письменной форме не позднее трех рабочих дней со дня признания этих отношений трудовыми отношениями, если иное не установлено судом (ч.2 ст.67 ТК РФ).

Установлен запрет на фактическое допущение работника к работе без ведома или поручения работодателя либо его уполномоченного на это представителя (ч.4 ст.16 ТК РФ).

Введены обязательные условия трудового договора, которые должны быть указаны в трудовом договоре:

Условия труда на рабочем месте - ч.2 ст.57 ТК РФ,

Продолжительность рабочего времени, которая устанавливается на основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективного договора с учетом результатов специальной оценки условий труда - ч.2 ст.92 ТК РФ,

Продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска (для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда) – ч.3 ст.117 ТК РФ.

Введено новое дополнительное условие трудового договора, которое может быть указано в трудовом договоре с конкретным работником - о дополнительном негосударственном пенсионном обеспечении работника (ч.4 ст.57 ТК РФ).

Норма, которая регулирует сокращенную продолжительность рабочего времени «вредников» теперь изложена в новой редакции – «сокращенная продолжительность рабочего времени устанавливается: для работников, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 3 или 4 степени или опасным условиям труда, - не более 36 часов в неделю» (ч.1 ст.92 ТК РФ).

Этот «лимит» по часам для «вредников» может быть увеличен, но не более чем до 40 часов в неделю при определенных обстоятельствах (ч.3 ст.92 ТК РФ).

Также продолжительность ежедневной работы «вредников» теперь регулируется по-новому (ст.94 ТК РФ).

Теперь отдельно сказано, что и «вредникам» можно устанавливать суммированный учет рабочего времени, но с учетным периодом не более трех месяцев (ч.1 ст.104 ТК РФ).

По новому регулируются вопросы предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, в том числе вопросы по выплате компенсации за неиспользованный отпуск таким работникам не при увольнении (ст.117, 126 ТК РФ).

Установлен минимальный размер повышения оплаты труда работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда – теперь он составляет 4 процента тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда (ст.147 ТК РФ).

Появились новые статьи:

 19.1. «Трудовые отношения, возникающие на основании трудового договора в результате признания отношений, связанных с использованием личного труда и возникших на основании гражданско-правового договора, трудовыми отношениями». Теперь государственный инспектор труда может выдать предписание об устранении нарушений ч.2 ст.15 ТК РФ, которая устанавливает запрет на заключение гражданско-правовых договоров, фактически регулирующих трудовые отношения между работником и работодателем и если работодатель это предписание не оспорит в судебном порядке, он должен будет его исполнить, то есть признать гражданско–правовые отношения трудовыми и заключить с работником трудовой договор (ст.19.1 ТК РФ).

67.1. «Последствия фактического допущения к работе не уполномоченным на это лицом». Для такого лица установлена ответственность, а работодатель, в интересах которого была выполнена работа, обязан оплатить физическому лицу фактически отработанное им время (выполненную работу).

351.3. «Некоторые особенности регулирования труда работников в сфере проведения специальной оценки условий труда».