А. С. Соколова Международный опыт управления охраной труда как организационное воздействие на национальном уровне (№2,2022)

Скачать выпуск "Безопасность и охрана труда" №2, 2022

УДК 331.45 DOI 10.54904/52952_2022_2_27

 

Международный опыт управления охраной труда как организационное воздействие на национальном уровне

 

International experience of occupational safety management as an organizational impact at the national level

А. С. Соколова A. S. Sokolova

Александра Сергеевна Соколова – главный специалист административного отдела ФГБУ ВНИИ труда Минтруда России, Москва, Россия

Aleksandra S. Sokolova – Chief Specialist, Administrative Department of the Federal State Budgetary Institution All-Russian Research Institute of Labor of the Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation, Moscow, Russia, e-mail sokolovaAS@vcot.info

 

Аннотация: Предметом исследования выступают проблемы отсутствия надлежащего контроля за состоянием безопасности на рабочих местах, выполнением установленных норм в организации и в развитии управления производства. Целью работы является поиск методов воздействия на контрольные функции в сфере охраны труда на основе международного опыта в этой сфере. Актуальность исследования обуславливается тем, что тема сохранения жизни и здоровья человека не только на производстве, но и за его пределами приобретает особое значение, учитывая социально - экономические аспекты современного развития нашего государства.

Методами исследования выступают: корреляционный подход в зарубежном опыте стран в сфере охраны труда и их практического применения, статистический метод. Полученные в ходе исследования результаты позволили акцентировать внимание на концепции международной практики в различных сферах охраны труда и оценить взгляды специалистов российских организаций на целесообразность и своевременность выявления опасностей, реализацию мер по их предупреждению или устранению.

Ключевые слова: программа безопасности; производственная безопасность; потенциальная опасность; охрана труда; анализ профессиональных рисков; стратегия управления охраной труда; организационное воздействие; несчастный случай; управление охраной труда

ANNOTATION The subject of the study is the lack of proper control over the state of safety in the workplace, the implementation of established standards in the organization and in the development of production management. The aim of the work is to find methods of influencing control functions in the field of labor protection based on international experience in this area. The results obtained in the course of the study made it possible to focus on the concept of international practice in various areas of labor protection and evaluate the views of specialists from Russian organizations on the appropriateness and timeliness of identifying hazards, and implementing measures to prevent or eliminate them.

KEYWORDS security program; industrial safety; potential danger; occupational safety and health; analysis of professional risks; labor protection management strategy; organizational impact; accident; labor protection management

FOR CITATION A. S. Sokolova. International experience of occupational safety management as an organizational impact at the national level. Safety and labor protection. 2022;2:27–31

 

Введение.

Большое количество несчастных случаев со смертельным исходом объясняется пятью основными причинами: неудовлетворительной подготовкой рабочих и работодателей по вопросам охраны труда; отсутствием надлежащего контроля за состоянием безопасности на рабочих местах и выполнением установленных норм; недостаточным обеспечением работающих средствами индивидуальной защиты; нарушения технологической и производственной дисциплин; медленным внедрением средств и приборов коллективной безопасности на предприятиях; изношенностью оборудования и техники.

Предположение, что несчастный случай на рабочем месте является случайным и непредсказуемым – это самое большое заблуждение. Именно это заблуждение позволяет работодателю отрицать необходимость создания службы охраны труда, привлечения обученных специалистов по охране труда, проведения инструктажей по охране труда и разработку инструкций по охране труда и пожарной безопасности. Работодатель вместо того, чтобы взять на себя обязательства по управлению рисками в области охраны труда, делает шаг назад от такой ответственности. Подобная позиция работодателя просто перекладывает ответственность с него на его работников, которые должны в данном случае сами заботиться о своей безопасности. При этом статистика травматизма упорно свидетельствует, что на предприятиях, где проводится работа по охране труда, несчастные случаи происходят на 70 процентов реже.

По статистике наиболее часто несчастные случаи происходят с работниками, которые только начали свою трудовую деятельность (со стажем работы до 2-х лет) и с работниками, которые уже давно выполняют эту работу (со стажем работы более 14 лет). В первом варианте несчастные случаи происходят от того, что молодой работник еще недостаточно изучил все требования охраны труда на данном рабочем месте. Второй вариант несчастных случаев происходит от того, что работник слишком хорошо изучил требования охраны труда на данном рабочем месте. И теперь он знает, какие из этих требований действительно работают, а какие можно считать формальностью. К сожалению, формальность всегда становится печальной реальностью.

На большинстве предприятий вся работа службы охраны труда сводится к простому сбору подписей. Очень хорошо, если при этом работникам дадут почитать какие-то «распечатки» из интернета, которые называют инструкциями, но такое случается редко. В итоге мы имеем три негативных результата работы:

– Обманчивое спокойствие. Работодателю кажется, что раз подписи в журналах появляются, то вопрос с охраной труда решен. О том, что вопрос охраны труда может простираться дальше формальной бумажной работы, он не задумывается. А так как проблема уже решена, то постановка задачи – «А все ли у нас в порядке с охраной труда?» на данном предприятии невозможна.

– Правовой нигилизм. Система управления охраной труда не зря называется именно системой. Все документы по охране труда, начиная от положений, заканчивая инструкциями, программами и порядками, тесно связаны друг с другом. Строчка одного документа предполагает наличие другого и так далее. В результате все документы представляют из себя замкнутую, автономную правовую систему. Скачанные из интернета образцы документов нуждаются в серьезной адаптации, как под конкретное предприятие, так и под текущее требование законодательства.

– Иллюзия вовлеченности и действия. Работникам, которые привыкли просто расписываться раз в полгода в «скучных» журналах, уже трудно привить какую-то производственную культуру.

Самый опасный тип бездеятельности – осознанная, подтвержденная предыдущим благоприятным опытом бездеятельность. И, к сожалению, учиться такой руководитель будет только после того, как кто-то из его рабочих заплатит за его правовой нигилизм собственным здоровьем.

 

Вопросы статистики

По официальной информации Роструда, в 2018 году на российских предприятиях погибли 1,07 тыс. чел (работников). Исходя из этих данных, каждый день в России погибало больше четырех рабочих. В 2020 году отмечается уменьшение количества погибших на производстве: погибло работников на 15 % меньше, чем за аналогичный период 2018 года – 0,91 тыс. человек. Также по официальным данным за 2021 год на производстве погибло – 1,21 тыс. работников. По сравнению с предыдущими периодами смертность на производстве возросла на 25 % .

Однако, несмотря на высокий показатель смертности на производстве, статистика несмертельных травм лучше, чем в развитых западных странах. Это может объясняться тем, что официальные данные о производственном травматизме в России сильно занижены. Чем меньше несмертельных несчастных случаев приходится на одну гибель, тем вероятнее, что официальные данные искажены, и реальные случаи травм на предприятиях скрываются.

Изучая статистику несчастных случаев, становится понятно, что признанными причинами в более половины травм является «человеческий фактор», который полностью не исследован и надежных действий для формирования повышения уровня безопасности и гигиены труда не наблюдается.

Анализ статистических данных по производственному травматизму свидетельствует о наличии проблем в системе обучения по охране труда, требующих разработки и внедрения практико-ориентированных методик.

Постепенно мы идем к единственному правильному решению, что экономически более выгодно вкладывать средства в охрану труда и обучение персонала, чем обрекать предприятие и ответственных на постоянную ликвидацию последствий несчастных случаев и аварий на производстве.

Сохранение жизни и здоровья человека не только на производстве, но и за его пределами приобретает особое значение, учитывая социально - экономические и демографические аспекты современного развития нашего государства.

В исследовании подчеркнуто [1], что современное состояние охраны труда в Российской Федерации, оцениваемое по уровню статистических показателей травматизма, и реальное положение с условиями труда в ряде видов экономической деятельности и производств побуждает искать пути оптимальных подходов к устранению или снижению воздействия факторов производственной среды и трудового процесса на работников.

 

Международная практика. Особенности.

Одним из приоритетов в сфере охраны труда представляется изучение отечественного и мирового опыта организации данной работы. Повышению уровня безопасности труда на основе положений Конвенции Международной Организации Труда № 187 «Об основах содействия передовой организации охраны труда на национальном уровне».

Основная суть Конвенции заключается в том, что каждая страна - член МОТ (Международная организация труда) развивает и периодически пересматривает государственную систему охраны труда на основе консультаций с представительными структурами предпринимателей и работников. Эта система должна включать законодательные и другие правовые акты; государственные органы или ведомства, отвечающие за охрану труда; механизм контроля требований национальных нормативных актов; соглашения по сотрудничеству между работодателями и работниками на уровне предприятий; национальный трехсторонний консультативный орган, службы гигиены труда и т п. В последние годы в Российской Федерации, как на законодательном уровне, так и на уровне федеральных органов исполнительной власти принят комплекс мер, направленных на значительную активизацию предупредительно-профилактических мероприятий. Минтруд России проводит широкомасштабное обновление и пересмотр действующих стандартов безопасности труда, в том числе правил и иных документов. Привлечение к их рассмотрению и обсуждению широкого актива экспертов и специалистов – производственников позволяет вырабатывать и принимать согласованные подходы к улучшению условий труда в различных видах экономической деятельности.

Руководители всех предприятий обязаны информировать работников о том, что существует риск и опасные производственные факторы, а также обучать персонал технике безопасности. И обязательно фиксировать все случаи производственного травматизма.

В зарубежных странах общий термин «охрана труда», включает в себя пять основных функций:

― безопасность и гигиена труда;

― общие условия труда и вопросы заработной платы;

― производственные отношения, включая урегулирование конфликтов, создание обстановки взаимопонимания, здорового психологического климата в коллективе, нетерпимости к нарушениям требований охраны труда и техники безопасности значительно уменьшают вероятность получения производственных травм;

― вопросы, связанные с наймом на работу, от нелегальной занятости до содействия занятости, включая программы профессиональной подготовки;

― вопросы социального обеспечения

Главной опорой и фундаментом охраны труда на производстве в зарубежных странах является обучение определенным знаниям по созданию безопасных и здоровых условий труда. За последние годы за рубежом было предпринято немало усилий, направленных на улучшение охраны труда.

Законы, регулирующие правила работы и взаимодействия работников, в европейских странах имеют свои особенности и отличия. Немецкие нормы ArbSchG (Закон о безопасности и гигиене труда в Германии) во многих аспектах отличаются от российских законов. Регулирование труда и действия при несчастных случаях на работе носит обязательный характер и является важным разделом немецкого закона.

 

Германия.

Компании Германии должны предпринять необходимые мероприятия, которые защищают работников и не забыть обстоятельства, которые воздействуют на возможные риски при работе и здоровье сотрудников во время их деятельности. Рабочей травмой считаются травмы, полученные работником на предприятии, в результате которых работник либо гибнет, либо не может работать более трех дней.

Низкий процент травматизма в Германии объясняется несколькими факторами. Первым фактором является наличие инспекторов технического надзора. В обязанности работников входят не только проверки, но и консультации по поводу внедрения различных видов оборудования. Данные лица являются экспертами в своей области. Их нанимают компании для проведения ревизий и обучения. Обучение по охране труда очень важно, поэтому подготовке персонала в Германии уделяют достаточное внимание. Социальное страхование от профессиональных заболеваний и несчастных случаев, происходящих на производстве, обеспечивают профессиональные товарищества.

Через школу начального обучения безопасному труду, в качестве которой выступают указанные выше товарищества, в год проходят свыше 400 тысяч немецких работников. Обучаются как непосредственно работодатели и топ-менеджеры компаний, так и уполномоченные по охране труда, покупатели и проектировщики производственного оборудования, мастера по обучению на производстве.

Для эффективного овладения материалом при проведении обучающего процесса применяется учебная литература, плакаты. В последние годы ставка сделана на активное использование мультимедийных программных приложений. За подготовку квалифицированных кадров отвечает Академия по охране труда профессиональных товариществ, Институт безопасности труда.

Проведенный анализ процессов обучения в Германии показывает, что в данный момент ставка сделана на обучение лиц, которые занимают важные позиции в вопросах обеспечения охраны труда внутри предприятий, так как каждого работника (с учетом их многочисленности) в отдельности обучить не удастся.

Еще очень важно отметить, что в зарубежной практике политика стимулирования работодателей и реализации мер по профилактике (предотвращению) несчастных случаев возникла не из теоретических соображений социальной справедливости, а в результате практики осуществления системы социального страхования от несчастных случаев на производстве. С момента возникновения в Германии системы страховой защиты от производственных опасностей встал вопрос о необходимости не только выплаты компенсаций пострадавшим вследствие несчастных случаев, но и о необходимости проведения профилактических мероприятий. Оказалось, что с экономической точки зрения целесообразно предпринимать все возможные меры для предотвращения несчастных случаев, поскольку обязанность выплачивать компенсацию в связи с несчастным случаем — тяжелое бремя для тех, на кого она возложена.

В исследовании [3] отмечено, что такая политика позволила значительно сократить число несчастных случаев на производстве. Сто лет назад в Германии на работе ежегодно погибало 10 тыс. человек. В 2013 г. число смертельных случаев впервые составило менее 500. Только за последние 20 лет число несчастных случаев сократилось вдвое.

В ряде стран проводятся проверки знаний и осуществляется внедрение программ по основным направлениям в сфере охраны труда на соответствие современным требованиям.

 

Финляндия.

Так например, в Финляндии внедрена так называемая программа "нулевого травматизма". На каждом рабочем месте ведется профсоюзный учет всех возможных факторов (как физических, так и морально-психологических), потенциально опасных для здоровья работника. Налажена и стандартизирована система учета профессиональных рисков, степень их вероятности и характера влияния на здоровье. Работники вместе с профсоюзами участвуют в оценке профессиональных рисков и в мерах по их снижению путем соблюдения требований безопасного труда.

А национальный Закон Финляндии о безопасности труда устанавливает чёткие обязанности работников, а также порядок взаимодействия работодателя с работниками в целях обеспечения безопасности их труда [4].

В России Меморандум о присоединении к движению Vision Zero был подписан 12 декабря 2017 года сразу после открытия XXI Международной выставки «Безопасность и охрана труда» в Москве.

Концепция Vision Zero или «Нулевой травматизм» – это качественно новый подход к организации профилактики, объединяющий три направления – безопасность, гигиену труда и благополучие работников на всех уровнях производства.

В работе [11] авторы в рамках изучения темы о присоединении России к движению Vision Zero отмечают, что данная программа позволяет изменить взгляды специалистов российских организаций на целесообразность и своевременность выявления опасностей, реализацию мер по их предупреждению или устранению, что позволяет исключить вероятностные проявления рисков среди работников отечественных организаций.

Реализация стратегии профилактики «Vision Zero» требует активного вклада многих участников предприятия. Очевидно, что успех или неудача в реализации стратегии «Vision Zero» будут в конечном итоге зависеть от приверженности работодателей и руководителей предприятия, мотивированности менеджеров и бдительности работников.

В Еврокомиссии реализацией политики в области охраны труда занимается Европейское агентство по охране и безопасности труда. Среди других направлений особое внимание уделено молодежи. В ее среде в активной форме культивируется ответственное отношение к своему труду и здоровью, к управлению профессиональными рисками. В эту работу вовлечены молодежные организации, профсоюзы, школы, университеты и другие учебные заведения.

 

Португалия и Великобритания.

В Португалии, например, осуществляется Национальная программа обучения охране труда, девиз которой: "Безопасность труда на работе: изучай сегодня – применяй знания всю жизнь". Изучение курса является обязательным в средних, специальных и высших учебных заведениях.

Поскольку с университетских кафедр профессиональные риски "видны" не очень хорошо, убедить руководство вузов включать в учебные программы курс охраны труда весьма непросто. С такой инициативой в ряде стран выступают министерства труда. В Великобритании, например, Комиссия по здоровью и безопасности труда добилась включения программ охраны труда в общую программу обучения, начиная со школьного курса и заканчивая университетским. Важность изучения этого курса была подчеркнута в правительственной программе "Возрождая охрану труда"[5].

 

Испания и США

Известно, что в Испании не часто, но регулярно проходят защиты магистерских диссертаций, по проблематике охраны труда. В нашей стране защиты кандидатских и докторских диссертаций по этой теме уже давно практикуются.

Также остается интересен для России и опыт США, где вопросы охраны труда играют важную роль.

В США вопросы управления охраной труда курирует (УБТП) Управление по охране труда, подчиняющееся Министерству труда США.

Законы и нормативные акты по охране труда обязательны к исполнению на любых предприятиях, включая малые и средние. Предприниматели обязаны информировать работников о существующих опасностях производственных процессов и обучать их технике безопасности, фиксировать любые случаи производственного травматизма и потери рабочего времени в результате несчастных случаев на производстве. Любой работник имеет право обратиться в УБТП по поводу проблем с охраной труда на конкретном рабочем месте. Эти сведения служат основой для проведения проверок — их УБТП ежегодно проводит десятки тысяч и налагает миллионы долларов штрафов на предпринимателей [3].

Стоит отметить, что статистика несчастных случаев показывает, что данная система имеет большие недостатки. И более того, затраты на выполнение некоторых законов завышены, а система штрафов признана неэффективной. Совершенствование охраны труда только входит в фазу приоритетного направления в политике государства.

Таким образом, следует признать отечественную систему государственного управления в сфере охраны труда, более оправданной по сравнению с практикой США.

 

Задачи и действия.

Автор работы [2] делает акцент, что только с помощью современных методов изучения профессиональных рисков можно получить правильное представление о субъектах социальной защиты, определить приоритеты государственной социальной политики, распределить финансовое бремя между основными субъектами, разработать адекватную рыночным отношениям модель управления охраной труда. Необходимо незамедлительно организовать разработку отраслевых классификаторов рисков, а виды работ (профессий) с высокой степенью опасности взять под систематический контроль и постоянно отслеживать динамику изменения удельного веса занятых на таких работах.

Пространство профессионального риска должно охватываться всем спектром выработанных мировой практикой механизмов защиты: законодательной и контрольной функциями государства, организационно - технической работой предприятий, компенсационно-реабилитационной деятельностью систем социального страхования от несчастных случаев и профессиональных заболеваний на производстве [2].

В работе [6] рассматривается вопрос о необходимости использования передового отечественного и зарубежного опыта для возможности нахождения современных форм управленческого и организационного воздействия в сфере труда. Представляется, что эту работу целесообразно базировать на современной концепции реформирования охраны труда, основу которой должна представлять подготовленная и широко обсужденная в научной и общественной среде Национальная программа или Стратегия управления охраной труда.

Стратегические установки и основные целевые задачи Национальной программы должны вытекать из законодательных положений Конституции Российской Федерации, Трудового кодекса и иных федеральных законов, а их тактическое и организационное исполнение базироваться на основе нормативных правовых актов, устанавливающих обязанности должностных лиц и всех участников социально-трудовых отношений, а также сторон социального партнёрства. Опыт ряда стран свидетельствует о том, что разработка, принятие и выполнение национальных программных документов обеспечивает их устойчивое экономическое и социальное развитие. Стратегия управления охраной труда должна закрепить определяющий постулат о том, что ее целью является не столько формирование общества без рисков, сколько достижения общества, в котором риски правильно оцениваются, осознаются и управляются. Согласно этому документу, должно быть совершенно ясно, что управление здоровьем и безопасностью выступает коллективной ответственностью, в которой самому работнику отводится ведущая роль. Следовательно, стратегия национальной программы должна охватывать все сферы управления и развития как самого общества, так и каждой его личности в отдельности, в том числе ответственность за достижение конкретных критериев их становления, развития и благополучия. На основе концепции Стратегии управления охраной труда в Российской Федерации целесообразно выработать ключевые положения и современные подходы к управлению охраной труда по её основным структурным элементам: организационным, техническим, правовым, экономическим, эргономическим, предупредительным, реабилитационным с чёткой их регламентацией и современными требованиями по достижению результатов на всех основных этапах взаимодействия социальных партнёров и органов исполнительной власти от муниципального до федерального уровней. Стратегия должна установить чёткие принципы, подходы и установки не только по сфере взаимосогласованных действий различных ветвей власти, но и их ответственности за результаты принимаемых решений [6].

В ежегодном отчете Международной организации труда акцентируется внимание на приоритетных вопросах охраны труда, чтобы каждое государство, в национальной повестке дня, прилагало усилия на национальном уровне, с участием всех заинтересованных министерств, для создания и поддержания культуры профилактики в области безопасности и гигиены труда. Следует выделять адекватные средства и ресурсы для повышения информированности по вопросам безопасности и гигиены труда, получения знаний о вредных факторах и рисках, понимания способов профилактики и контроля.

Экономическая политика в сфере охраны труда предусматривает системный подход ко всем элементам системы экономической эффективности управления. Повышение экономической эффективности производства и управления означает наиболее выгодное и правильное использование финансовых, трудовых ресурсов для улучшения качества производства, а Стратегия управления охраной должна организовать решение данных вопросов.

С точки зрения экономики расходы на улучшение условий труда можно назвать инвестициями. Причем ценность таких инвестиций значительно выше, чем кажется, не только в связи со скрытой и долгосрочной выгодой для здоровья и благосостояния работников, но также ввиду способностей предприятий использовать новшества, которые одновременно повышают качество продукции, повышают конкурентоспособность и улучшают условия труда.

При этом исследования показывают очевидность того, что именно государство как основной регулятор охраны труда на национальном уровне должно стимулировать работодателей принимать новые правила контроля и регулирования системы управления охраной труда и тем самым обеспечивать более высокий уровень безопасности труда путем законодательного повышения стандартов охраны труда. Именно на это должны быть нацелены конвенции МОТ в сфере охраны труда. Есть все основания утверждать, что уровень охраны труда, высокие стандарты безопасности труда и здоровья, которые законодательно вводятся на национальном уровне, способствуют экономическому росту и повышению конкурентоспособности стран.

Результат реализации в Российской Федерации конвенций МОТ в сфере охраны труда, а также анализ практики управления охраной труда на международном уровне показал, что не смотря на отдельные трудности, в стране созданы все предпосылки для принятия основных современных международных норм.

Принимая во внимание изложенное и учитывая, что гармонизация российского трудового законодательства с требованиями конвенций и рекомендаций МОТ является стимулированием политики государства в социально-трудовой сфере, целесообразно, используя передовой отечественный и зарубежный опыт, выработать современные формы управленческого и организационного воздействия в сфере труда на национальном уровне.

 

Список литературы:

1. Елин А.М. Ещё раз о проблемах управления риском // Охрана труда № 11. 2006. С.46 -56.

2. Елин А.М. Статья «Совершенствование управления охраной труда на основе отечественного и зарубежного опыта»/журнал «Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук»/ № 4 сентябрь 2015, стр. 23-27

3. Румянцева А.В., Самарская Н.А. Вопросы безопасности и охрана труда: зарубежный опыт // Безопасность труда в промышленности. – 2016. — № 6. с. 16-21.

4. Кириченко Д.В. Трудовые отношения и особенности охраны труда несовершеннолетних в России и Скандинавских странах// Охрана и экономика труда. 2015. № 2(19).С.110-116.

5. Беляков, Г. И. Безопасность жизнедеятельности. Охрана труда в 2 т. Т. 1/ Г. И. Беляков. 2014. — 404 с.

6. Елин А.М. Охрана труда: принципы и методы управленческого воздействия: Монография. Минтруд России, ВНИИ труда. Тамбов: Консалтинговая компания Юком, 2021. 260 с.

7. Онлайн сервис для управления охраной труда в организации / Труд эксперт управление/https://www.trudcontrol.ru/press/publications/29675/zarubezhniy-opit-obespecheniya-bezopasnosti-truda#:~:text=На%20всех%20предприятиях%20руководители%20обязаны,фиксировать%20все%20случаи%20производственного%20травматизма / дата обращения 17.08.2021

8. Ежегодный отчет МОТ/Enhancing social dialogue towards a culture of safety and health: What have we learned from the COVID-19 crisis?. International Labour Office – Geneva: ILO, 2022.

9. VISION ZERO/Семь «золотых правил» производства c нулевым травматизмом и с безопасными условиями труда/Руководство для работодателей и менеджеров https://visionzero.global/sites/default/files/2017-11/5

10. Конвенция МОТ № 187 «Конвенция об основах, содействующих безопасности и гигиене труда»

11. Елин А.М., Елин А.М., Актуальные проблемы охраны и экономики труда: теория и практика/монография, 2020, Москва, с.674