В.А. Сенченко, Т.Т. Каверзнева Актуальная задача по донесению требований инструкций по охране труда молодому поколению Z в условиях цифровизации общества. (№2,2021)

Скачать выпуск "Безопасность и охрана труда" №2, 2021

УДК 378.14

АКТУАЛЬНАЯ ЗАДАЧА ПО ДОНЕСЕНИЮ ТРЕБОВАНИЙ ИНСТРУКЦИЙ ПО ОХРАНЕ ТРУДА

МОЛОДОМУ ПОКОЛЕНИЮ Z В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА.

 

В. А. Сенченко, Т. Т. Каверзнева.

Cенченко Владимир Александрович - ведущий специалист по охране труда, Волгоградский центр охраны труда и экологии (400066, Poccия, г Волгоград, ул. Донецкая 7 -142), vladimir.senchenko1973@gmail.com

Vladimir A. Senchenko - Leading specialist in labor protection, Volgograd Center for Labor Protection and Ecology (400066, Russia, Yolgograd, Donetskaya str. 7-142)

 

Каверзнева Татьяна Тимофеевна – доцент Высшей школы Техносферной безопасности, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Россия, 195251, г. Санкт-Петербург, ул. Политехническая, 29, kaverztt@mail.ru

Санкт-Петербургский национально-исследовательский Академический университет Российской академии наук, Россия, 194021,г. Санкт-Петербург, ул. Хлопина, д. 8, к.3, литер А

 

Kaverzneva Tatiana Timofeevna - Ph.D. in Engineering, Associate Professor, Peter the Great Saint-Petersburg Polytechnic University (Rossiya, g. Sankt- Peterburg, Politekhnicheskaya Avenue, 29, St. Petersburg, 195251, Russia Federation), St Petersburg Academic University (Rossiya, g. Sankt-Peterburg, Hlopina Ulitsa, 29, 8/3, letter A, 194021, Russian Federation)

 

Введение:

Инструкции по охране труда в сегодняшнем виде существуют с прошлого века. За это время появились мобильные телефоны, появился интернет, люди высадились на луну. Инструкции по охране труда остались в своем неизменном состоянии.

Поколение Z все активнее начинает вступать в трудовую деятельность. В отличие от предыдущих поколения цифровые технологии окружают их с самого детства, а интернет— неотъемлемая часть жизни их родителей. Это первое поколение, глубоко вовлеченное в цифровые технологии, поэтому архаичный формат донесения требований охраны труда по форме и содержанию для новых поколений становится малоэффективным.

 

Аннотация. Инструкции по охране труда в сегодняшнем виде существуют с прошлого века. За это время появились мобильные телефоны, появился интернет, люди высадились на Луну. Инструкции по охране труда остались в своем неизменном состоянии.

Поколение Z все активнее начинает вступать в трудовую деятельность. В отличие от предыдущих поколений цифровые технологии окружают этих молодых людей с самого детства, а интернет — неотъемлемая часть жизни их родителей. Это первое поколение, глубоко вовлеченное в цифровые технологии, поэтому архаичный формат донесения требований охраны труда по форме и содержанию для них становится малоэффективным.

В настоящей статье приводиться законодательный обзор действующих нормативно – правовых актов, регулирующих сегодня правовой статус инструкций по охране труда. Приводятся современные подходы к обеспечению инструкциями по охране труда на рабочих местах в цифровом формате, а также предлагаются концептуальные направления развития инструкций по охране труда (локальных нормативно – правовых актов) для обеспечения безопасности труда на предприятии в условиях цифровой трансформации общества.

Ключевые слова: инструкция по охране труда, цифровая экономика, поведенческие паттерны, цифровые технологии, требования охраны труда, потребительское поведение, ценности, поколение Z, обучаемость, восприятие информации, эффективность обучения.

 

UDC 378.14

AN URGENT TASK IS TO CONVEY THE REQUIREMENTS OF LABOR PROTECTION INSTRUCTIONS TO THE YOUNGER GENERATION Z IN THE CONDITIONS OF DIGITALIZATION OF SOCIETY

 

V. A. Senchenko, T. T. Kaverzneva

 

Annotation Instructions on labor protection in today's form have existed since the last century. During this time, mobile phones appeared, the Internet appeared, people landed on the moon. The instructions on labor protection remained in their unchanged state.

Generation Z is increasingly beginning to enter the workforce. Representatives of Generation Z «were born with a smartphone in their hands». Unlike the previous generations, digital technologies have surrounded them since childhood, and the Internet is an integral part of their parents ' life. This is the first generation deeply involved in digital technologies, so the archaic format of reporting labor protection requirements in form and content for new generations becomes ineffective.

This article provides a legislative overview of the current regulatory legal acts that regulate the legal status of labor protection instructions today. The article presents modern approaches to providing instructions on labor protection at workplaces in a digital format, and also suggests conceptual directions for the development of labor protection instructions (local regulatory legal acts) to ensure labor safety at the enterprise in the conditions of digital transformation of society.

 

Keywords: labor protection instructions, digital economy, behavioral patterns, digital technologies, labor protection requirements, consumer behavior, values, generation Z, learning ability, information perception, learning efficiency.

 

Инструкциям по охране труда – это важный и нужный документ

Инструкция по охране труда это локальный нормативно – правовой акт, устанавливающий работодателем требования охраны труда по профессиям и видам выполняемых работ. Безусловно, это документ важный и нужный в системе обеспечения безопасности труда. В нем излагаются все необходимые меры безопасности по профессиям и видам выполняемых работ.

Трудовой кодекс Российской Федерации в статье 212 устанавливает, что обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан обеспечить, разработку и утверждение правил и инструкций по охране труда для работников с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками органа в порядке, установленном статьей 372 Трудового кодекса РФ для принятия локальных нормативных актов.

Стоит отметить, что первоначальная формулировка в Трудовом кодексе РФ при принятии этого документа в 2001 году концептуально практически не изменилась: разработку и утверждение с учетом мнения выборного профсоюзного или иного уполномоченного работниками органа инструкций по охране труда для работников.

Более того, если мы возьмем Кодекс законов о труде РСФСР в редакции от 09.12.1971, то в статье 145 «Инструкции по охране труда, обязательные для рабочих и служащих» мы увидим следующую формулировку (дословно): «Рабочие и служащие обязаны соблюдать инструкции по охране труда, устанавливающие правила выполнения работ и поведения в производственных помещениях и на строительных площадках. Такие инструкции разрабатываются и утверждаются администрацией предприятия, учреждения, организации совместно с фабричным, заводским, местным комитетом профессионального союза. Министерствами и ведомствами по согласованию с центральными комитетами профессиональных союзов, а в необходимых случаях и с соответствующими органами государственного надзора. Могут утверждаться типовые инструкции по охране труда для рабочих основных профессий». Кодекс законов о труде 1918 года и 1922 года прямых указаний о необходимости разработки инструкций по охране труда самими предприятиями не содержит, но однако имеются инструкции по охране труда тех времен, утвержденные органами Советской власти.

17.06.2021 года Государственная Дума РФ приняла в третьем чтении изменения в Трудовой кодекс РФ. В предлагаемых изменениях Трудового кодекса в статье Основные понятия (статья 209) в понятии «Требования охраны труда» остались инструкции по охране труда, как локальный нормативный акт работодателя.

В обязанностях работодателя в области охраны труда (Статья 214 ТК РФ) словосочетание «инструкция по охране труда» было упразднено. После введения в действие изменений работодатель будет обязан обеспечить разработку и утверждение локальных нормативных актов по охране труда с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации. Сделали понятие более широкое.

Также внесли дополнения в Трудовой кодекс в виде Статья 2112 «Полномочия федеральных органов исполнительной власти в области охраны труда». К таковым в части касающегося относится установление основных требований к порядку разработки и содержанию правил и инструкций по охране труда, разрабатываемых работодателями.

В соответствии с данным полномочием мы полагаем, что в скором времени последует новый Порядок разработки и содержания инструкций по охране труда.

 

Сегодняшние законодательные требования к инструкциям по охране труда

В настоящее время действуют методические рекомендации по разработке инструкций по охране труда, утвержденные Минтрудом России от 13.05.2004. Письмо Минтруда России от 15.04.2021 N 15-0/ООГ-1149 «О действии Методических рекомендаций по разработке инструкций по охране труда» подтверждает легитимность данного документа.

В соответствии с Методическими рекомендациями инструкция по охране труда для работника разрабатывается исходя из его должности, профессии или вида выполняемой работы.Инструкция по охране труда для работника разрабатывается на основе межотраслевой или отраслевой типовой инструкции по охране труда (а при ее отсутствии - межотраслевых или отраслевых правил по охране труда), требований безопасности, изложенных в эксплуатационной и ремонтной документации организаций - изготовителей оборудования, а также в технологической документации организации с учетом конкретных условий производства. Работодатель обеспечивает разработку и утверждение инструкций по охране труда для работников с учетом изложенного в письменном виде мнения выборного профсоюзного или иного уполномоченного работниками органа. Местонахождение инструкций по охране труда для работников рекомендуется определять руководителю структурного подразделения организации с учетом обеспечения доступности и удобства ознакомления с ними. Инструкции по охране труда для работников могут быть выданы им на руки для изучения при первичном инструктаже либо вывешены на рабочих местах или участках, либо хранятся в ином месте, доступном для работников.

Приложение 4 методических рекомендаций содержит образцы инструкций по охране труда. Все образцы инструкций по охране труда содержат титульный лист и сам текст инструкции состоящий из 5 разделов: 1. Общие требования охраны труда; 2. Требования охраны труда перед началом работы; 3. Требования охраны труда во время работы; 4. Требования охраны труда в аварийных ситуациях; 5. Требования охраны труда по окончании работы.

Таким образом, в настоящее время есть действующий документ, который определяет форму и содержание инструкции по охране труда.

Типовое положения о системе управления охраной труда, утверждено Приказом Минтруда России от 19.08.2016 N 438н. Настоящее Типовое положение содержит типовую структуру и основные положения о системе управления охраной труда (далее СУОТ). В соответствии с пунктом 2 Типового положения создание и обеспечение функционирования СУОТ осуществляется работодателем посредством соблюдения государственных нормативных требований охраны труда с учетом специфики своей деятельности, в том числе установленными правилами и инструкциями по охране труда. Таким образом, СУОТ опирается в том числе и на инструкции по охране труда.

Приказом Роструда от 10.11.2017 N 655 (далее Приказ №655) утверждены формы проверочных листов (списков контрольных вопросов) для осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы. По данным проверочным листам в настоящее время проводятся проверки.

Следует отметить, что Приложение N 34 к Приказу N 655 утратило силу с 5 октября 2018 года - приказ Роструда от 11 апреля 2018 года N 201.

В перечень вопросов, отражающих содержание требований, ответы на которые однозначно свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований, составляющих предмет проверки в отношении инструкций по охране труда содержится вопрос: Обеспечил ли работодатель наличие в организации инструкций по охране труда? На него предлагается только однозначный ответ да или нет. В настоящее время в проверочных листах требование проверки содержания инструкций отсутствует.

 

Цифровизация экономики и поколение Z

В настоящее время во всем мире наблюдается тенденция к цифровизации экономики и общества в целом. Мы находимся сейчас в цифровой эре, и информационные технологии каждый день стремительно сменяют друг друга. На федеральном уровне принимаются меры для развития цифровой экономики в РФ. Указом Президента РФ от 07.05.2018 N 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» в пункте 11 определены основные направления развития национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации" до 2024 года:

Постановление Правительства РФ от 02.03.2019 N 234 «О системе управления реализацией национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации" определяет порядок реализации национальной программы.

Цифровизация государственных и коммерческих услуг, финансовых услуг для населения страны стало обычным и привычным делом. Сегодня совершить перевод в СбербанкОнлайн в несколько сот тысяч рублей можно за несколько секунд. Подписать договор долевого участия в строительстве жилья с применением электронно - цифровой подписи стало обычным делом. Электронные сделки с недвижимостью в ряде регионов становятся обычным делом.

Цифровизация процессов позволяет сократить время, расстояние, ресурсы и силы.

Меняются не только технологии, но и парадигма мышления. Безусловно, при цифровизации всей экономики парадигма мышления будет меняться у всего населения страны, в том числе и в профессиональных группах, не связанных с цифровизацией. Существуют технологии по изменению мышления. Этими изменениями можно управлять. Изменения сами по себе не происходят. Внедрение изменений – сложный и часто болезненный процесс. Он состоит из множества этапов, на каждом из которых есть свои трудности. Для различных поколений изменения воспринимаются по разному.

Концепции поколений изложены в работах многих авторов. Существуют несколько классификации поколений в контексте исторического развития России [3]. Наиболее распространенные названия поколений и их классификация в контексте исторического развития приведены в таблице 1.

Таблица 1

Названия поколений

Годы рождения

Годы взросления, повлиявшие события

Характеристики

Бэби-бумеры (поколение застоя)

1944-1963

Эпоха подъёма (1945-1964 гг.). Окончание Второй мировой войны, Советская оттепель, покорение космоса, СССР — мировая супердержава, холодная война, первые пластические операции и создание противозачаточных таблеток, единые стандарты обучения в школах и гарантированность медицинского обслуживания, рок-музыка

Оптимизм, заинтересованность в личностном росте и вознаграждении, в то же время коллективизм и командный дух, культ молодости

Поколение X (реформенное поколение)

1964-1984

Эпоха пробуждения или стабильности (1964-1985 гг.)

Продолжение холодной войны, Перестройка, наркотики, СПИД, война в Афганистане, гранж

Готовность к изменениям, возможность выбора, глобальная информированность, техническая грамотность, индивидуализм, стремление учиться в течение всей жизни, неформальность взглядов, поиск эмоций, прагматизм, надежда на себя, равноправие полов

Поколение Y ( поколение миллениумы)

1985-2003

Эпоха спада (1985-2003 гг.)

Распад СССР, теракты и военные конфликты, атипичная пневмония, развитие цифровых технологий, мобильные телефоны и Интернет

Гражданский долг и мораль, ответственность, но при этом психологи отмечают их скептицизм и неумение подчиняться, немедленное вознаграждение

Поколение Z

2004+

Эпоха кризиса (2004-2024 гг.)

Развитие интернета, смартфоны, продукты массового потребления, Мировой экономический кризис, пандемия COVID-19

Значительную часть жизни проводят в интернете, многозадачность, практичность, техническая и информационная грамотность.

 

Молодое поколение работников, которые заканчивают обучение - поколение Z, все активнее начинает вступать в трудовую деятельность. К 2025 году поколение Z будет составлять около 25 % всей рабочей силы [1]. Представители поколения Z рождены в мире массового распространения цифровых технологий. В представлении поколения Z реальный и цифровой миры связаны очень тесно: виртуальный мир – неотъемлемая часть реального мира [2]. В отличие от предыдущих поколения цифровые технологии окружают их с самого детства, а интернет— неотъемлемая часть жизни их родителей. Это первое поколение, глубоко вовлеченное в цифровые технологии.

Их культура и жизненные принципы ощутимо отличаются от предыдущих поколений, что логично отражается и на их потребительских привычках.

Интернет сегодня является главным источником медиапотребления для поколения Z, в онлайне Z проводят около 5 часов в день. Чаще всего используют смартфон для выхода в интернет. Посещают социальные сети, смотрят видео, слушают музыку.

Для эффективной коммуникации с поколением Z важно использовать удобные каналы, такие инструменты, как яркий видеоряд, переключение внимания. Важно учитывать, что «Homo medium» не только потребляют контент, но и генерируют его. Каждый «Я» активен в медийном пространстве.

Для «зетов» важно, чтобы обучение было интересным, интерактивным, учитывающим индивидуальные потребности. Им важно делиться своими знаниями и успехами, знать, зачем они что-то учат.

Поэтому архаичный формат донесения требований охраны труда по форме и содержанию для новых поколений становится малоэффективным и проблематичным.

 

Размещение инструкций по охране труда в цифровом формате

Если мы говорим про инструкцию по охране труда как документ, содержащий правила, указания или руководства, устанавливающие порядок и способ безопасного выполнения определенного вида работ или осуществления определенной трудовой функции, то данный документ должен быть понятен для всех социальных групп работников которым он предназначен. Если этот документ будет не доступен по восприятию и форме, то он будет не понят и не востребован.

Поэтому с цифровизацией общества необходимо в вопросах обеспечения инструкциями по охране труда менять существующие подходы.

Существующие методические рекомендации по разработке инструкций по охране труда местонахождение инструкций рекомендуют определять руководителю структурного подразделения организации с учетом обеспечения доступности и удобства ознакомления с ними. Инструкции по охране труда для работников могут быть выданы им на руки для изучения при первичном инструктаже либо вывешены на рабочих местах или участках, либо хранятся в ином месте, доступном для работников. Таким образом, законодатель еще в 2004 году определил критерии нахождения и размещения инструкций по охране труда: доступность и удобство ознакомления с ними.

Если мы говорим про поколение Z, которое больше общается со смартфоном и другими гаджетами, то им будет более привычным формат размещения инструкций по охране труда на сетевом диске предприятия или Google – диске. Для удобства мы размещаем в нужном месте QR-код с ссылкой на место размещения необходимой инструкции. Считыватель QR-кода есть во всех смартфонах. Таким образом инструкцию по охране труда не надо искать. Она находится в том месте, где она требуется. На рисунке 1 изображена дрель. На боковой стороне размещен QR – код для перехода по ссылке на инструкцию по охране труда. Если что – то не знаешь или забыл меры безопасности при работе с дрелью, то инструкция находится на самом инструменте. По QR-коду переходишь по ссылке, туда, где размещена инструкция по эксплуатации и инструкция по охране труда. На рисунке 2 размещена фотография аккумуляторного помещения. На стене размещен QR – код для перехода по ссылке на инструкцию по охране труда при выполнении работ в аккумуляторной. Если что – то не знаешь или забыл меры безопасности в аккумуляторной, то по QR-коду переходишь по ссылке, где размещена инструкция по охране труда при выполнении работ в аккумуляторной и узнаешь все необходимые меры безопасности.

 

 

 

 

Рис. 1 Дрель с QR-кодом.

Рис. 2 Аккумуляторная с QR-кодом

 

Мобильные телефоны в настоящий момент есть практически у всех людей. У более чем 90% россиян есть смартфон. Поэтому большая часть трудоспособного населения может перейти по QR-коду и прочитать инструкцию по охране труда. Для поколения Z это будет даже привычнее, чем читать ее на бумажном носителе.

Размещение инструкций по охране труда в цифровом формате крупному работодателю может сэкономить значительное количество денежных средств. Так как привычный формат инструкций по охране труда – распечатывание на бумажном носителе - стоит дороже. Это расходы на бумагу, принтер и ксерокс при распечатывании инструкций по охране труда. А также место, которое они должны занимать. Место хоть маленькое, но все же место. Если учитывать эти расходы в размере больших корпораций, то это будут значительные средства.

 

Формат содержания инструкций по охране труда: смотреть или читать

Одной из самых выраженных тенденций в последнее время - это рост популярности видео контента. Помимо очевидного желания монетизировать все возможности социальных сетей, маркетологами движут и другие «обьективные» причины для увеличения видеоконтента. Во-первых, это возможность воздействовать на несколько точек восприятия потребителя сразу. Этот принцип отлично работает в случае игры на когнитивной ленности человека. Гораздо проще вбить в поисковую строку запрос и посмотреть руководство, нежели читать инструкции. Наглядно, быстро, эффективно! Получается, что видео контент проще потребить и через него проще воздействовать. Поэтому и инструкции по охране труда было бы проще посмотреть, чем читать. На уровне паттерного поведения молодого поколения уже формируется формат потребления информации. Он находится не на бумажном носителе, а в форме видеоконтента.

Видеоинструкции по охране труда в настоящий момент законодательством не предполагаются. Но, я полагаю, что со сменой парадигмы мышления и сменой паттерного поведения восприятия информации у большей части населения - это время скоро наступит.

 

Электронный инструктаж и проверка знаний требований охраны труда

С внедрением цифрового формата текстовой части инструктажа встает проблема проведения обучения, проверки знаний и инструктажа по охране труда в электронном виде.

Переход от очной формы обучения, проверки знаний требований охраны труда и проведения инструктажа по охране труда работников рабочих профессий к дистанционной не противоречит российскому законодательству. В соответствии с Постановлением 1/29 пункт 2.3.5., 4.6, 14.1, 14.4 разрешается проводить дистанционное обучение. Однако дистанционную проверку знаний Постановление 1/29 никак не регулирует. Но п. 2.2.3. Постановления 1/29 с одной стороны предлагает, а с другой обязывает работодателя установить порядок, форму, периодичность и продолжительность обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников рабочих профессий в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими безопасность конкретных видов работ. Поэтому работодатель вправе установить самостоятельно порядок обучения и проверки знаний с учетом применения дистанционных технологий.

Министерство образования РФ является органом исполнительной власти, наделенным полномочиями регулировать правоотношения в области образования. Образовательная программа по охране труда направлена на обеспечение безопасности труда работников в процессе трудовой деятельности. Таким образом, в неурегулированных вопросах мы можем пользоваться подходами этого ведомства.

В развитии государственной политики Российской Федерации Министерство образования и науки РФ издало Приказ от 23.08.2017 N 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ». Пункт 8 этого приказа разрешает образовательной организации проводить экзамены и зачет в дистанционной форме. Таким образом, этот подход не противоречит Федеральному закону от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

В силу статьи 165.1 ГК РФ заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Следует сказать, что сканы документов имеют свою юридическую значимость. Данная позиция схожа с той, которая содержится в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» — «Если иное не установлено законом или договором и не следует из обычая или практики, установившейся во взаимоотношениях сторон, юридически значимое сообщение может быть направлено, в том числе посредством электронной почты, факсимильной и другой связи, осуществляться в иной форме, соответствующей характеру сообщения и отношений, информация о которых содержится в таком сообщении, когда можно достоверно установить, от кого исходило сообщение и кому оно адресовано».

Таким образом, хоть Порядок 1/29 прямо не регулирует данный вопрос, но мы полагаем, что дистанционный способ будет юридически законен.

В результате обучения и проверки знаний происходит следующий обмен информацией: визуальное восприятие информации, голосовое восприятие информации, передача текстовой информации.

С развитием сети Интернет в последнее время получило развитие программное обеспечение, обеспечивающее текстовую, голосовую и видеосвязь через Интернет между компьютерами (IP-телефония). К примеру: Skype (МФА: [skaɪ̯p]) — бесплатное проприетарное программное обеспечение с закрытым кодом, обеспечивающее текстовую, голосовую и видеосвязь через Интернет между компьютерами (IP-телефония). С помощью этих видео приложений можно осуществить вербальное и невербальное общение, не нужно тратить время и денежные средства на командировку для обучения и проверки знаний требований охраны труда в удаленных подразделениях.

Дистанционное обучение широко используется в настоящее время в образовательной среде во всех университетах, этот вид обучения не требует физического одномоментного присутствия в одном месте преподавателя и студента, организуется преимущественно в сети Интернет и использует современные способы коммуникации: аудиотехнику, видеотехнику и спутниковые каналы связи. Роль технических средств обучения в современных условиях развития общества высока, происходит постоянное развитие информационной среды в условиях реализации сетевой формы.

В таблице 1 приведены необходимые и достаточные виды и способы передачи информации в процессе обучения и проверки знаний требований охраны труда.

 

Таблица 1. Виды восприятия и способы передачи информации при очном и дистанционном обучении

Виды восприятия и способы передачи информации

Обучение и проверка знаний при личном присутствии работника и членов комиссии

Дистанционное обучение и проверка знаний с использованием программного обеспечения, обеспечивающее текстовую, голосовую и видеосвязь через Интернет между компьютерами (IP-телефония)

Визуальное восприятие работника и членов комиссии

да

да

Голосовое общение

да

да

Передача текстовых сообщений

да

да

Тактильное общение

Не требуется

Не требуется

 

Виды восприятия и способы передачи информации при обучении и проверке знаний требований охраны труда при очной и дистанционной форме с использованием программного обеспечения, обеспечивающего текстовую, голосовую и видеосвязь через Интернет между компьютерами (IP-телефония), одни и те же. Однако затратная часть, связанная с транспортными эксплуатационными расходами и трудовыми затратами на транспортировку работников, отсутствует при дистанционной форме с использованием соответствующего программного обеспечения.

Дистанционное обучение и проверка знаний правил охраны труда с использованием программного обеспечения, обеспечивающего текстовую, голосовую и видеосвязь через Интернет между компьютерами (IP-телефония), дает следующие преимущества по сравнению с очной формой:

- экономятся время, транспортные и трудовые затраты на сбор участников;

- экзаменуемый находясь в привычных условиях (у себя в подразделении), чувствует себя психологически увереннее;

- реализуется безболезненная возможность мобильного переноса процедуры проверки знаний в форс-мажорных случаях (внезапного ухудшения состояния здоровья одного из участников, неподготовленности экзаменуемого и т.д.).

К существенным недостаткам дистанционной формы обучения и проверки знаний требований охраны труда можно отнести тот факт, что все это возможно только при наличии электронного документооборота в организации. Использование личных гаджетов в служебных целях в массовом порядке тоже экономически небесспорно. Но, полагаю, что названные недостатки в условиях всеобщей компьютеризации страны преодолимы и носят только временный характер. Также следует отметить целесообразность прямого урегулирования трудовым законодательством дистанционной формы обучения и проверки знаний правил охраны труда.

 

Выводы:

1. Культура и жизненные принципы нового поколения ощутимо отличаются от предыдущих поколений, что логично отражается и на их потребительских привычках и восприятии информации.

2. В настоящий момент ставится актуальная задача донесения информации о требованиях безопасности труда для нового молодого поколения в цифровом формате, который для них является более привычной формой.

3. В настоящий момент к существенному недостатку дистанционной формы обучения и проверки знаний требований охраны труда можно отнести тот факт, что все это возможно только при наличии электронного документооборота в организации и электронно – цифровых подписей.

 

Библиографический список:

1. Лапидус Л.В., Гостилович А.О., Омарова Ш.А. Особенности проникновения цифровых технологий в жизнь поколения Z: ценности, поведенческие паттерны и потребительские привычки интернет – поколения // Государственное управление. Электронный вестник. Выпуск №83. Декабрь 2020. С. 271—293 // DOI: 10.24411/2070-1381-2020-10119.

2. Generation Z. Zombies, Popular Culture and Educating Youth / ed. by V. Carrington, J. Rowsell, E. Priyadharshini, R. Westrup. Singapore: Springer, 2016. DOI: 10.1007/978-981-287-934-9.

3. Зимовина Е. П., Щекотуров А. В., Кришталь М. И. Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта // Сер.: Гуманитарные и общественные науки. 2020. № 2. С. 86—105.