Л.А. Ланкова Организационные решения, повышающие безопасность работ на высоте, на материале научно-технических источников информации и нормативно-правовых актов РФ и Великобритании (№2,2021)

Скачать выпуск "Безопасность и охрана труда" №2, 2021

УДК 331.45

Организационные решения, повышающие безопасность работ на высоте,

на материале научно-технических источников информации

и нормативно-правовых актов РФ и Великобритании

 

Л.А. ЛАНКОВА

Студентка Вятский государственный университет (г. Киров)

E-mail: lankova_lidiya@mail.ru

 

АННОТАЦИЯ. В статье были выявлены организационные  решения, повышающие безопасность работ на высоте. Были выделены решения как на уровне работодателя, так и на федеральном уровне.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА. работа на высоте; организация работ на высоте; работы повышенной опасности; падение с высоты

 

ВВЕДЕНИЕ

Работы на высоте являются одним из самых травмоопасных видов работ. В России четверть тяжелых и смертельных несчастных случаев с работниками происходит при падении с высоты [1]. В других странах, в частности в Соединенном Королевстве Великобритании и Северной Ирландии (далее – Великобритания), работа на высоте также является одной из основных причин смертельного производственного травматизма [2].  В связи с этим тема повышения безопасности работ на высоте является актуальной как в России, так и во всем мире. 

В рамках настоящей работы будут проанализированы научно-технические источники информации и нормативно-правовые акты не только Российской Федерации, но и Великобритании. Опыт этой страны в области охраны труда представляет особый интерес, так как система охраны труда в этой стране имеет долгую историю, безопасность труда и здоровье работников является важной составляющей бизнеса.

Цель настоящей работы – выявить возможные организационные решения, повышающие безопасность при работе на высоте, в том числе в строительной отрасли.

 

1. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Начнем с определения понятий «работы на высоте» и «организационное решение». Согласно Правилам по охране труда при работе на высоте, утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты РФ № 782н (далее – Правила) [3], к работам на высоте относятся работы, при которых:

а) существуют риски, связанные с возможным падением работника с высоты 1,8 м и более, в том числе:

при осуществлении работником подъема на высоту более 5 м, или спуска с высоты более 5 м по лестнице, угол наклона которой к горизонтальной поверхности составляет более 75°;

при проведении работ на площадках на расстоянии ближе 2 м от неогражденных перепадов по высоте более 1,8 м, а также, если высота защитного ограждения площадок менее 1,1 м;

б) существуют риски, связанные с возможным падением работника с высоты менее 1,8 м, если работа проводится над машинами или механизмами, поверхностью жидкости или сыпучих мелкодисперсных материалов, выступающими предметами.

Организационное решение – это выбор, который делает руководитель, чтобы выполнить обязанности, обусловленные занимаемой им должностью.

Травма, полученная в результате падения с высоты (кататравма) – одна из наиболее сложных и труднодиагностируемых видов механической травмы. Среди причин непреднамеренных травм падение с высоты в структуре летальности стоит на втором месте после дорожно-транспортных происшествий и составляет 13 000-18 000 фатальных случаев в год [4].

Строительство – одна из важных отраслей России. Строительная отрасль считается одной из наиболее опасных, так как большая часть проводимых работ относится к работам повышенной опасности, используется много машин и механизмов. Количество погибших в строительной отрасли традиционно остается высоким по сравнению с другими видами экономической деятельности как в России [5] так и за рубежом [6]. 

 

2. КЛАССИФИКАЦИЯ  ФАКТОРОВ

Причиной большинства несчастных случаев является комбинация различных предпосылок, то есть они происходят не в изоляции, а в системе факторов. В   британском исследовании «Улучшение состояния охраны труда в строительстве» [7] сообщается, что существуют следующие факторы, которые оказывают влияние на падение с высоты:

1. факторы уровня прямого влияния: компетентность, ситуативная осведомленность / восприятие рисков, следование правилам (наиболее важные факторы); используемое оборудование, средства защиты / средства индивидуальной защиты, условия окружающей среды.

2. факторы организационного уровня, которые оказывают влияние на падение с высоты: обучение, управление и руководство, проектирование с учетом безопасности (основные факторы); планирование, коммуникация и культура безопасности.

3. факторы уровня политики: корпоративная культура, управление охраной труда (наиболее важные факторы); стратегия организации подрядных работ.

4. уровень окружения: требование нормативно-правовых актов, рынок (наиболее важные факторы), политическое и социальное влияние.

Рис. 1

 

В рамках настоящей работы наиболее подробно остановимся на факторах организационного уровня. Анализ причин тяжелого травматизма в строительстве показывает, что до 70% всех случаев происходят по организационным причинам, что связано с недоработками вопросов безопасности со стороны непосредственных руководителей производства работ на строительных участках (площадках) [8].

В магистерской диссертации «Управление профессиональным риском при выполнении работ на высоте» [9] Илюшкина Полина Алексеевна приводит наиболее вероятные обстоятельства, приводящие к падению с высоты: неисправность средств индивидуальной защиты (далее – СИЗ), нарушение требований применения СИЗ, выполнение работ без использования СИЗ, выполнение работ при неблагоприятных внешних условиях, нарушение работником требований безопасности при выполнении работ на высоте, нарушение координации движение работника, неподготовленность рабочего места перед началом выполнения работ. Как мы видим, организационные причины травматизма являются превалирующими.

 

3. ПОДГОТОВКА К ПРОВЕДЕНИЮ РАБОТ НА ВЫСОТЕ

Работы на высоте включают в себя два этапа:

1. подготовительный

2. непосредственное проведение работ на высоте.

Следовательно, организационные решения по обеспечению безопасности работ на высоте можно разделить на организационные решения, реализуемые в ходе подготовки к проведению работ на высоте и организационные решения, реализуемые при проведении работ на высоте.

Работодатель для обеспечения безопасности работников должен по возможности исключить работы на высоте (согласно п. 5 Правил). Если невозможно исключить работы на высоте, работодатель должен обеспечить реализацию мер по снижению уровней рисков, связанных с возможным падением работника.

Согласно пункту 35 Правил, до начала выполнения работ на высоте работодатель должен организовать в соответствии с утвержденным им положением СУОТ проведение следующих организационных мероприятий:

а) распределить обязанности в сфере охраны труда между должностными лицами работодателя и назначить лиц, ответственных за организацию и безопасное проведение работ на высоте;

б) назначить лицо, ответственное за безопасную эксплуатацию подъемной люльки;

в) назначить лиц, ответственных за утверждение ППР на высоте;

г) назначить лиц, имеющих право выдавать наряд-допуск;

д) назначить лиц, ответственных за составление плана мероприятий по эвакуации и спасению работников при возникновении аварийной ситуации и при проведении спасательных работ;

е) назначить лиц, проводящих обслуживание и периодический осмотр СИЗ. Использование даже самых последних разработок в сфере СИЗ не будет эффективно, если не организуется периодическое инспектирование этих СИЗ: освидетельствование изделия и функциональной проверки на работоспособность [10].

Кроме того, до начала производства работ на высоте необходимо выполнить следующие технико-технологические мероприятия: разработать и выполнить план производства работ на высоте или разработать и утвердить технологические карты на производство работ; оградить место производства работ, вывесить предупреждающие (предписывающие) знаки и плакаты; обеспечить использование средств коллективной и индивидуальной защиты.

 

4. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ РЕШЕНИЯ НА УРОВНЕ РАБОТОДАТЕЛЯ

4.1 ПРИОРИТЕТ КОЛЛЕКТИВНЫМ СРЕДСТВАМ ЗАЩИТЫ

В правила по охране труда при работе на высоте Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии The Work at Height Regulations (далее – The Work at Height Regulations) [11], в отличие от Правил, прописано, что каждому работодателю при выборе должного оборудования следует отдавать предпочтение коллективным средствам защиты перед средствами индивидуальной защиты. В Правилах в пункте 6 только упоминается про использование средств коллективной и индивидуальной защиты, но прямо не указывается, какие из них имеют приоритет. Считаем, что при возможности использования средств коллективной защиты работников от падения с высоты необходимо стремиться именно к их использованию, а не полагаться исключительно на средства индивидуальной защиты.

 

4.2  ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗНАКОВ

Согласно Schedule 3 стандарта The Work at Height Regulations, непригодные к использованию леса, в том числе во время их монтажа, демонтажа и изменения, должны быть отмечены предупреждающими знаками. В федеральных Правилах напрямую не говорится о том, что непригодные к использованию леса должны отмечаться знаками безопасности. Считаем, что использование предупреждающих знаков на непригодных к эксплуатации лесах способствует более легкой идентификации работниками небезопасных лесов и, как следствие, будет предотвращать их использование.

 

4.3 СИСТЕМА ОПЛАТЫ

В статье Recidivist risk takers who work at height [12] сообщается, что система оплаты труда работников может влиять на отношение работника к риску. Авторы статьи утверждают, что сдельная оплата труда повышает продуктивность работника, но в то же время и повышает вероятность того, что работник выберет небезопасные методы производства работ. С.Салминен в статье Risk taking and serious occupational accidents [13] пишет о том, что сварщики, работающие по сдельной оплате труда, находятся под большим давлением и больше рискуют. Салминен приводит в пример Швецию, где у работников лесных хозяйств заменили сдельную оплату труда на повременную. Это привело к уменьшению количества несчастных случаев на треть.

 

5. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ РЕШЕНИЯ НА ФЕДЕРАЛЬНОМ УРОВНЕ

5.1 ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ РАБОТНИКОВ

В статье «Повышение эффективности обучения работников строительной отрасли охране труда за счет мотивации работодателей» [14] С.А. Карауш и О.О. Герасимова пишут о том, что основные причины травматизма – недостатки организационного характера. Авторы статьи приводят доказательства того, что основные нарушения требований охраны труда на предприятиях России и в строительной отрасли идут при обучении работников. Показано, что для повышения эффективности обучения работников необходимо на государственном уровне принять ряд документов по вопросам охраны труда для повышения мотивации работодателей.

 

5.2 ПОВЫШЕНИЕ ОСВЕДОМЛЕННОСТИ

В 2006 году Управление по охране труда в Великобритании провело кампанию по повышению осведомленности о рисках, связанных с работой на высоте, в особенности о рисках при работе на малой высоте [15]. Кампания включала в себя три основных компонента: кампания в средствах массовой информации; образовательные события; инспекции.

В ходе кампании в СМИ была размещена социальная реклама иллюстрирующая, к каким серьезным последствиям может приводить падение даже с малой высоты. При этом опасность работы на большой высоте была «очевидна» благодаря кампании, кто-то из работников вдруг впервые осознал, насколько опасными могут быть последствия падения именно с малой высоты. К падению с малой высоты, согласно «Положения о травмах, заболеваниях и опасных происшествиях» Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии, относят падение с высоты менее 2 метров [16].

 

5.1 ЯЗЫК И РАБОТА НА ВЫСОТЕ

В 2020 году, согласно официальной статистике [17], в РФ было поставлено на миграционный учет с целью въезда «работа» более 2 миллионов 300 тыс. лиц. Из них из Узбекистана (1 011 028 лиц), Таджикистана (507 255 лиц), Киргизии (190 312 лиц), 650 323 лица – граждане иных стран.

Согласно федеральному закону от 25.07.2002 N 115-ФЗ [18], иностранные граждане в целях получения разрешения на временное проживание, вида на жительство, разрешения на работу либо патента обязаны подтвердить владение русским языком, знание истории России и основ законодательства Российской Федерации. Несмотря на то, что вводятся все более строгие меры наказания за фиктивную сдачу экзамена по русскому языку для мигрантов, принимаемых мер все равно недостаточно, и мигранты находят способ обойти закон [19, 20].

К чему может привести недостаточное знание работником русского языка? Обучение безопасным методам и приемам выполнения работ на высоте будет малоэффективным, а значит, работник не узнает, как работать на высоте безопасно. Для решения данной проблемы можно привлечь устного переводчика, но далеко не все организации пойдут на этот шаг, так как это дополнительные затраты. Кроме того, обучение с последовательным переводом будет длиться в 2 раза дольше, чем аналогичное обучение без перевода. Привлечение синхронного переводчика для экономии времени маловероятно в связи с высокой стоимостью и необходимости для такого перевода дорогого оборудования.

Работник, не владеющий русским языком в достаточной мере, не сможет понять объяснения русскоговорящего руководителя (производителя работ, мастера и т.д.). На строительной площадке не всегда есть возможность найти руководителя, владеющего необходимым языком/языками. Как следствие, работник не будет точно понимать поставленную задачу, а также может не понять важную информацию, озвученную перед началом работ (например, не будет знать о возможных рисках в ходе выполнения работ, опасные факторы на рабочем месте и др.). Для решения данной проблемы можно привлекать переводчика, но это занимает дополнительное время, поэтому есть вероятность, что переводчика искать не будут.

Работник, не владеющий русским языком в достаточной мере, не сможет прочитать должностную инструкцию, правила по охране труда, правила по работе на высоте, результаты спецоценки условий труда на его рабочем месте и другие документы.

Человек, который не знает безопасные методы и приемы выполнения работ на высоте, не понимает своего непосредственного руководителя, никогда не читавший правила выполнения работ на высоте – потенциальный нарушитель правил охраны труда при работе на высоте. Отправлять такого человека работать на высоте – опасно. Работа на высоте в данном случае – потенциально несчастный случай с тяжелым / смертельным исходом.

Исходя из вышесказанного, необходимо на федеральном уровне ужесточить наказание за проведение фиктивного экзамена по русскому языку. Для повышения безопасности также предлагаем обязать работодателя дополнительно проверять у работников знание русского языка в случае, если они будут привлекаться к работам повышенной опасности (в частности, к работам на высоте) (необходимо будет также прописать ряд исключений, в частности – англоговорящие работники, работающих в международных компаниях, где основной рабочий язык – английский).

Таким образом, организационные решения, которые могут повысить безопасность работ на высоте, находятся на 2 уровнях: на уровне работодателя и на федеральном уровне. Безусловно, для формирования эффективной системы предотвращения несчастных случаев при работе на высоте необходимо внедрять решения обоих уровней.

 

 

L.A. Lankova / Student, Vyatka State University, Kirov, Russia

 

Improving work at height safety: organizational level factors, based on Russian and UK scientific documents and regulations

ANNOTATION

The article deals with organizational measures aimed at improving work at height safety. There were found measures to be implemented at the organizational and federal level.

KEYWORDS

work at height, organize work at height, hazardous work, fall from height

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1) Официальный сайт РОСТРУД Государственная инспекция труда в Приморском крае.

URL: https://git25.rostrud.gov.ru/news/289787.html 

2) Health and Safety Executive. Fatal injuries in Great Britain.

URL: https://www.hse.gov.uk/statistics/fatals.htm  

3) Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 16.11.2020 № 782н «Об утверждении Правил по охране труда при работе на высоте» (зарег. 15.12.2020 № 61477).

URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202012160036

4) Шкарупа, А.В. Диагностические аспекты травмы, полученной в результате падения с высоты. Полиграфический центр Сенс-принт. – Саратов, 2006.-28 c.

5) Минтруд России. Итоги года: сфера охраны труда.

URL : https://mintrud.gov.ru/labour/safety/321

6) International Labour Organization. World statistic.

URL : https://www.ilo.org/moscow/areas-of-work/occupational-safety-and-health/WCMS_249278/lang--en/index.htm

7) Improving health and safety in construction. Falls from height, underlying causes and risk control in the construction industry. BOMEL Limited.

URL: https://www.hse.gov.uk/research/rrhtm/rr234.htm

8) Карауш, С.А. Обеспечение безопасности работ при строительстве объектов / С.А. Карауш, О.О. Герасимова // Вестник ТГАСУ. – 2013. – № 3. – С. 315–319.

9) Илюшкина, П.А. Управление профессиональным риском при выполнении работ на высоте : дисс. : 20.04.001 : утв. 05.02.18 / Илюшкина Полина Алексеевна .- Томск, 2018.-108 с. – Библиогр.: с. 52-53

10)  Дмитряшов, А. Конференция «Работа “На высоте” – как оценить риски».

URL: https://technosiz.ru/news/2017/04/12/news1_54.html

11) The Work at Height Regulations 2005.

URL: https://www.legislation.gov.uk/uksi/2005/735/introduction

12) Health and Safety Executive. Recidivist risk takers who work at height.

URL: https://www.hse.gov.uk/research/rrpdf/rr201.pdf

13)  Salminen, S. Risk taking and serious occupational accidents. Journal of Occupational Health and Safety, 1994.– Australia & New Zealand, 10(3), стр.267-274.

14)  Карауш С. А., Герасимова О. О. Повышение эффективности обучения работников строительной отрасли охране труда за счет мотивации работодателей // Интернет-вестник ВолгГАСУ. Сер.: Политематическая. 2015. Вып. 1(37). Ст. 6.

URL: http://vestnik.vgasu.ru/attachments/6KaraushGerasimova-2015_1(37).pdf

15) Health and Safety Executive. HSE “Height Aware” campaign evaluation.

URL: https://www.hse.gov.uk/research/rrpdf/rr572.pdf

16)  BMRB Limited. HSE ‘Height Aware’ campaign evaluation.

URL: https://www.hse.gov.uk/research/rrpdf/rr572.pdf

17) Министерство внутренних дел РФ. Отдельные показатели миграционной ситуации в Российской Федерации за январь – декабрь 2020 года с распределением по странам и регионам.

URL: https://мвд.рф/Deljatelnost/statistics/migracionnaya/item/22689602/

18) Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37868/443b9d69fea13cc5f1b681847cd6c139a2002c63/

19) Прокуратура Свердловской области. Новости.

URL: https://epp.genproc.gov.ru/web/proc_66/mass-media/news/archive?item=59284435

20)  Прокуратура Свердловской области. Новости.

https://epp.genproc.gov.ru/web/proc_66/mass-media/news/archive?item=47611612