Г.Х. Чурмантаева, Д.М. Вагапова, С.Х. Чурмантаева Метаболический синдром как фактор риска сердечно-сосудистых заболеваний у водителей большегрузного транспорта. (№2,2021)

Скачать выпуск "Безопасность и охрана труда" №2, 2021

УДК 656.13:616.4

Метаболический синдром как фактор риска сердечно-сосудистых

заболеваний у водителей большегрузного транспорта.

 

Г. Х. Чурмантаева – врач – эндокринолог консультативно-поликлинического отделения

Д. М. Вагапова. – врач - невролог консультативно-поликлинического отделения

С. Х. Чурмантаева – врач – профпатолог консультативно-поликлинического отделения, к.м.н.

ФБУН «Уфимский НИИ медицины труда и экологии человека», г. Уфа, Россия. E-mail: kon-pol-otd@mail.ru

 

Аннотация: В настоящем исследовании проведен анализ состояния здоровья 800 водителей автотранспортного хозяйства Республики Башкортостан. Избыточный вес имел место у 179 человек (22,4%). Выявлено повышенное содержание в плазме крови уровня липопротеидов очень низкой плотности (ЛПОНП), снижение в плазме уровня липопротеидов высокой плотности (ЛПВП). Проведенные в динамике исследования показали, что из числа лиц с избыточным весом в возрастном диапазоне 40-50 лет через два - три года каждый десятый имел начальные признаки сахарного диабета, а почти у каждого пятого имела место артериальная гипертензия. При проведении периодических медицинских осмотров необходимо как можно раньше выявлять лиц с ранними проявлениями метаболического синдрома или его латентной формы для проведения превентивных мероприятий.

Ключевые слова: водители большегрузного транспорта, метаболический синдром

 

METABOLIC SYNDROME AS A RISK FACTOR FOR CARDIOVASCULAR DISEASE IN HEAVY-DUTY DRIVERS

G. Kh. Churmantaeva / Endocrinologist

D. M. Vagapova / Neurologist

S. Kh. Churmantaeva / Doctor-occupational pathologist, candidate of medical sciences

Consultative and polyclinic department, Ufa Research Institute of Occupational Medicine and Human Ecology, Ufa

 

ANNOTATION This study analyzes the health status of 800 drivers of the motor transport sector of the Republic of Bashkortostan. Overweight was observed in 179 people (22.4%). An increased content of very low density lipoprotein levels in blood plasma, a decrease in plasma levels of high density lipoproteins were revealed. The studies carried out in the dynamics showed that among the overweight people in the age range of 40–50 years, every tenth had initial signs of diabetes mellitus in two to three years, and almost every fifth had arterial hypertension. When conducting periodic medical examinations, it is necessary to identify persons with early manifestations of metabolic syndrome or its latent form as early as possible in order to carry out preventive measures.

KEYWORDS drivers of heavy vehicles; metabolic syndrome

 

Метаболический синдром является важной медико – социальной проблемой планетарного масштаба, охватывающей около 25% взрослого населения и увеличивающей риск развития сердечно – сосудистых заболеваний и смертности от них в 1.3 раза. Распространение сахарного диабета, метаболического синдрома в промышленно развитых странах имеет тенденцию к дальнейшему росту. У водителей большегрузного транспорта технические недостатки в процессе управления машинами способствуют быстрому развитию утомления, связанного с нагрузкой на различные группы  мышц, монотонностью выполняемых операций в сочетании с высокими нервно - эмоциональными перегрузками,  воздействием шума и вибрации. Малоподвижный образ жизни, употребление высококалорийной пищи, стрессовые факторы при вождении создают прочную основу для развития метаболического синдрома. По картам специальной оценки труда у водителей наибольшее значение имеет тяжесть труда по показателю “фиксированная рабочая поза”. Это создает предпосылки для возникновения обменных нарушений и формирует основу для возникновения сердечно – сосудистой патологии [1,3,5]. Указанные условия труда увеличивают риск развития нарушений функции различных органов вследствие перенапряжения механизмов регуляции и мобилизации компенсаторных возможностей организма и при увеличении стажа работы могут явиться причиной формирования хронических профессионально обусловленных и соматических заболеваний [2,4].

Цель исследования: выявить метаболический синдром у водителей большегрузного транспорта Республики Башкортостан.

Материалы и методы: в настоящем исследовании проведен анализ состояния здоровья 800 водителей автотранспортного хозяйства Республики Башкортостан. Отправными точками в диагностике наличия метаболического синдрома являлись: сочетание артериальной гипертензии (АГ) с избыточной или умеренно выраженной массой тела. Или с выраженным ожирением (индекс массы тела > 30 кг/м2) и хотя бы одним из проявлений даже умеренно выраженной изолированной гиперлипидемией (холестерин больше 5,0 ммоль/л). Избыточный вес имел место у 179 человек (22,4%).

Результаты: Сочетание таких обязательных факторов, как: артериальная гипертония, абдоминальное ожирение, гиперлипидемия и являлись основанием для вынесения диагноза метаболического синдрома, который имел место у пятой части обследованных в возрастном диапазоне 40-50 лет. Из них: гликемия натощак (по капиллярной крови) имела место у 7,2 % из данной когорты обследованных, сахарный диабет 2 типа – у 7 человек (0,9%). Другая эндемическая патология была представлена эндемическим зобом – 17 человек (2,1%), узловым зобом – 3 случая (0,4%), аутоиммунным гипотиреозом - 2 (0,25%), тиреоидитом -1 (0,1%). Артериальная гипертензия имела место у 17,5% водителей на момент осмотра. Повышенный холестерин крови (ХС> 5.0 ммоль/л), зарегистрирован у 387 обследованных (48,4%).

При выявлении метаболического синдрома, а также повышенного уровня сахара крови больные приглашались в клинику для повторного исследования. Углубленное исследование лиц с избыточным весом в условиях стационара выявило повышенное содержание в плазме крови уровня липопротеидов очень низкой плотности (ЛПОНП), снижение в плазме уровня липопротеидов высокой плотности (ЛПВП). Указанные нарушения у лиц с избыточным весом и диагностированным метаболическим синдромом сопровождались нарушениями в системе гемостаза. В частности, обнаружено повышение уровня фибриногена. Проведенные в динамике исследования показали, что из числа лиц с избыточным весом в возрастном диапазоне 40-50 лет через два - три года каждый десятый имел начальные признаки сахарного диабета, а почти у каждого пятого имела место артериальная гипертензия. При решении экспертных вопросов дальнейшей профпригодности медицинская проблема перерастала уже в социальную, так как допуск к профессии, в наиболее трудоспособном возрасте, являлся проблемой уже как для самого работника, так и для работодателя.

Заключение.

Несмотря на то, что особенности клинических проявлений компонентов метаболического синдрома зависят в определенной степени от генетических факторов, многое определяется воздействием факторов среды (диета, употребление алкоголя, образ жизни, двигательная активность). Анализ накопленных данных по периодическим медицинским осмотрам, диспансеризации водителей, проводимым превентивным мероприятиям, требует пересмотра некоторых нормативных документов. Для решения данной проблемы при проведении периодических медицинских осмотров, необходимо как можно раньше выявлять лиц с ранними проявлениями метаболического синдрома или его латентной формы, пациентов с начальными признаками ИБС или других атеросклеротических заболеваний, проводить профилактическую работу со здоровыми людьми, у которых выявлен хотя бы один признак метаболического синдрома, направлять на консультацию к эндокринологу, кардиологу, участковому терапевту для проведения превентивных мероприятий.

 

Литература:

1.  Гигиенические условия труда и состояние здоровья водителей транспорта в Санкт-Петербурге. С. В. Гребеньков, Е. В. Милутка, А. А. Сидоров, С. И. Гвоздарев, Л. Б. Герасимова, Я. М. Сухова. Медицина труда и промышленная экология. 2013; 8: 1–6.

2.  Измеров Н. Ф. Обращение президента XII Всероссийского конгресса «Профессия и здоровье», заслуженного деятеля науки РФ, академика РАН Н. Ф. Измерова к участникам XII Всероссийского конгресса «Профессия и здоровье». Медицина труда и промышленная экология. 2014; 1: 2–4.

3.  Сорокин Г. А. Оценка профессионально обусловленного и непрофессионального рисков нарушения здоровья водителей грузовых автомобилей. Г. А. Сорокин, В. В. Шилов, С. В. Гребеньков, Я. М. Сухова. Медицина труда и промышленная экология. 2016; 6: 1–6.

4.  Структура и динамика профессиональной заболеваемости в Республике Башкортостан. А. Б. Бакиров, Э. Р. Шайхлисламова, Э. Т. Валеева, Г. Г. Гимранова, Р. Р. Галимова, Н. А. Бейгул, Д. М. Вагапова. Медицина труда и промышленная экология. 2016; 4: 40–44.

5.  Шайхлисламова Э.Р. Об оценке вертеброгенной патологии у водителей автотранспорта промышленных предприятий по резкльтатам поликлинического осмотра. Э.Р. Шайхлисламова, Д.М. Вагапова, С.Х. Чурмантаева, А.В. Берг. Терапевт. 2020; 2:6-13.