К. Н. Тодрадзе, Н. Н. Новиков Законодательство по охране труда и прогноз его развития в экономически развитых государствах (№ 2, 2020)

Скачать выпуск "Безопасность и охрана труда" №2, 2020

УДК 331.45

Законодательство по охране труда и прогноз его развития в экономически развитых государствах

К.Н. Тодрадзе,

Доктор технических наук, профессор

Н.Н. Новиков,

Доктор технических наук, профессор

E-mail: nacot-nnn@mail.ru

Национальная ассоциация центров охраны труда

 

Аннотация

В статье описаны результаты исследования законодательных актов по охране труда и здоровью в 15-ти основных экономически развитых государствах - членах ЕС с целью определения эффективности их применения и будущей направленности в связи с постоянно меняющимися условиями труда на предприятиях ЕС. Исследование выполнено Европейским Агентством по безопасности труда и охране здоровья на рабочих местах. Кроме этого, был изучен вопрос стоимости внедрения мероприятий по охране труда и здоровья на рабочих местах и экономической эффективности отдачи от осуществления этих мероприятий.

Ключевые слова: охрана труда, Европейское Агентство, исследование законодательных актов по охране труда, внедрение мероприятий по охране труда, улучшение условий и охраны труда на рабочих местах.

 

Labor protection legislation and forecast for its development in economically developed countries

K. N. Todradze,

Dr. Sci. (Technics), Professor

N.N. Novikov,

Dr. Sci. (Technics), Professor, Cand. Sci. (Physics and Math.)

National Association of Centers for Occupational Safety and Health,

Moscow

Annotation

The article describes the results of a study on the effectiveness of the application of legislation on labor protection and health in 15 major economically developed countries — EU members. The study was carried out by the European Agency for Occupational Safety and Health at Work. In addition, the question of the cost of implementing measures to protect labor and health at work and the economic efficiency of the return on these measures was studied.

Keywords: labor protection; European Agency; study of legislative acts on labor protection; implementation of measures for labor protection; improvement of working conditions and labor protection at workplaces.

Европейское Агентство по безопасности труда и охране здоровья на рабочих местах (далее: Европейское Агентство) выполнило в течение 2016 – 2019 г.г. обширное исследование законодательных актов по охране труда и здоровья в 15-ти основных экономически развитых государствах - членах ЕС с целью определения эффективности их применения и будущей направленности в связи с постоянно меняющимися условиями труда на предприятиях ЕС. Кроме того, детально изучался вопрос стоимости внедрения мероприятий по охране труда и здоровья на рабочих местах и экономической эффективности отдачи от осуществления этих мероприятий. Условия и охрана труда на рабочих местах предприятий изучались в следующих государствах-членах ЕС: Австрия, Англия, Бельгия, Германия, Голландия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Люксембург, Португалия и Швеция.

Разработка и применение законодательства по охране труда

Разработка и применение законодательства по охране труда являются основными инструментами в деле улучшения условий и охраны труда на рабочих местах и имеют давние традиции. Так первые законы по охране труда были разработаны и приняты еще в 19 веке в Англии и Швеции. Первые законодательные акты были направлены, в основном, на обеспечение технической безопасности труда. Решив технические вопросы, европейские специалисты по охране труда обратились к сохранению здоровья работников, а в последующие годы основное внимание было сосредоточено на решении проблем безопасности и гигиены труда, к которым добавились вопросы социальной защиты и организационного характера. Последние решались, в основном, с помощью разработки и внедрения национальных законодательных актов.

Эффективность применения законодательства по охране труда и здоровья на рабочих местах в государствах-членах ЕС

Государства-члены ЕС имеют давние традиции в разработке и применении законодательных актов в качестве действенных инструментов по улучшению условий, охраны труда и здоровья на рабочих местах. Наиболее важным выводом из этих традиций являются показатели в каких странах и как развитие законодательства по охране труда доказало эффективность его применения на уровне рабочих мест. Отчеты стран ЕС за последние годы показывают значительное снижение таких классических статистических данных по охране труда, как количество несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Так, например, значительное достижение по этим показателям было достигнуто в такой традиционно травмоопасной отрасли, как применение машин и механизмов (подтверждено на совещании экспертов в МОТ). Одновременно снизилось число жалоб и заявлений работников по поводу плохих и нездоровых условий труда, а также было доказано, что внедрение законодательных актов оказало позитивное влияние на снижение числа абсентеизма по болезни и на принятие работодателями мер для улучшения и оздоровления условий труда, предписанных к обязательному исполнению.

Что касается основных положений, которые делают законодательство более или менее эффективным, то по этим вопросам у государств-членов ЕС имеются разные мнения. В целом всеми признаются наиболее важными два следующих положения:

первое – законодательство должно соответствовать реальным условиям труда на производстве и второе – в разработке законодательства по охране труда участие социальных партнеров является необходимым и обязательным условием. Расхождения во мнениях по поводу содержания законодательства начинаются с определения формулировок разделов и статей. Некоторые страны настаивают, что законодательные акты должны быть очень точными и детализированными с целью того, чтобы социальные партнеры их понимали и выполняли заложенные требования. Но с другой стороны, эксперты ряда европейских стран считают, что слишком детализированные законы и отсутствие гибкости в их статьях являются препятствием к дальнейшему технологическому и социально-экономическому прогрессу. Что касается непосредственно рабочих мест, то, по мнению экспертов, именно применение и распространение практических указаний и инструкций по охране труда доказали свою высокую эффективность и популярность среди работников. В большинстве государств-членов ЕС выросло число публикаций по охране труда, и правительства этих стран вкладывали значительные средства в распространение знаний и поддержание числа специализированных публикаций на высоком уровне. В эти же годы в европейских странах выросло число научных исследований по определению эффективности экономических затрат на охрану труда и сопоставление расходов с полученными результатами по снижению травматизма, профессиональных заболеваний и выплаты, компенсаций за вредные условия труда. В результате этих исследований было установлено, что законодательство по охране труда будет эффективным в том случае, если оно содержит экономическую часть с расчетами по затратам и отдаче от всех выполненных мероприятий, а применение его контролируется государственной инспекцией по труду.В целом был сделан вывод, что затраты в 1 евро, вложенные в мероприятия по охране труда, дают эффективность, измеряемую от 3 до 3,5 евро в течение последующих 3 – 5 лет, с учетом снижения травматизма, профессиональной заболеваемости и выплат постоянно растущих компенсаций за работу во вредных и опасных условиях труда на предприятиях, число которых неуклонно сокращается за счет закрытия в странах ЕС и перемещения вредных производств тяжелой промышленности (угольные шахты и обогатительные фабрики, выплавка и обработка металлов, химические производства и т.п.) в развивающиеся страны.

Эффективность применения законодательства по охране труда в государствах-членах ЕС

Выводы Европейского агентства по безопасности труда и охране здоровья на рабочих местах. В процессе проведения этого исследования Европейское Агентство предлагало социальным партнерам 15 стран ответить на следующие вопросы:

1. В какой степени внедрение законодательства по охране труда доказало свою эффективность?

2. Как и с помощью, каких критериев оценивалась эта эффективность?

3. Какова будущая роль законодательства в области охраны труда?

Ответы социальных партнеров государств-членов ЕС по первым двум вопросам были обобщены и представлены Европейским Агентством в виде нижеследующих национальных характеристик:

Австрия. Социальными партнерами осуществляется пересмотр и углубленная реформа законодательства по охране труда.

Выводы об эффективности применения законодательных актов по охране труда делать преждевременно.

Бельгия. Строгое соблюдение социальными партнерами законодательства по охране труда позволило значительно сократить число несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Дания. Экспертами отмечается высокая эффективность внедрения указаний и инструкций по охране труда на рабочих местах, когда эти материалы распространяются непосредственно среди рабочего персонала предприятий.

Социальными партнерами сделан вывод, что законодательство по охране труда наиболее необходимо инспекторам по труду, которые с помощью контроля за его применением достигают снижения травмоопасности на рабочих местах, как это прописано в Рамочной директиве ЕС.

Финляндия. Соблюдение законодательства по охране труда позволило снизить травматизм в такой травмоопасной отрасли производства, как применение машин и механизмов.

Франция. Применение законов по охране труда позволило снизить число групповых и смертельных несчастных случаев на предприятиях. Социальные партнеры считают, что законодательство должно быть современным, постоянно совершенствоваться и отвечать требованиям европейских директив по организации безопасности и профилактики заболеваемости на рабочих местах.

Германия. Социальные партнеры считают, что инспекция по труду должна регулярно пересматривать законодательство по охране труда и контролировать его применение. Особое внимание должно уделяться соблюдению инструкций и норм по безопасности труда в строительстве.

Греция. Исследованиями условий труда в секторах экономики страны установлено, что эффективность законодательства по охране труда напрямую связана с активностью социальных партнеров. Контроль за обязательным применением мер по охране труда повышает эффективность законодательных актов. Усилиями социальных партнеров достигнуто значительное снижение числа несчастных случаев на производстве и количества жалоб работников на плохие условия труда. В тоже время возросшее число требований по модификации условий труда доказывает эффективность внедрения современных законодательных актов по охране труда и ужесточение контроля за их применением на рабочих местах.

Ирландия. Совместными усилиями социальных партнеров принято постановление о выполнении ряда мероприятий, направленных на повышение соответствия национального законодательства современным условиям труда и минимальным требованиям охраны труда, заложенным в Рамочной Директиве Совета Европы (89/391/ЕЕС). Продолжено исследование эффективности применения законодательных актов по охране труда на рабочих местах. Сделан вывод, что законодательство является основой для проведения контроля и осуществления мероприятий по охране труда на рабочих местах.

Италия. На национальном уровне проводится изучение эффективности применения Рамочной Директивы и«дочерних директив» Европейского сообщества в области охраны труда. Социальными партнерами сделан вывод, что отдельные законодательные акты ЕС, направленные на создание системы штрафов и санкций за нарушение правил и норм по охране труда на рабочих местах, показали свою неэффективность, так как большинство несчастных случаев на производстве произошло без нарушения законодательства по охране труда.

Люксембург. Трехсторонней комиссией страны сделан вывод, что законодательство и, в особенности, Рамочная Директива ЕЭС о минимальных требования по охране труда внесли значительный вклад в улучшение условий труда и положили основу расчетам по экономической эффективности затрат на осуществление мер по охране труда с последующими расчетами возврата финансовых вложений в проведение мероприятий по улучшению условий и защиты здоровья работников, в том числе и мигрантов.

Голландия. Социальные партнеры отметили, что с помощью внедрения законодательных актов по охране труда, было достигнуто значительное снижение числа несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Было принято решение о том, что необходима разработка более гибких законов по охране труда с целью снижения отрицательного влияния на технологический прогресс и социально-экономическое развитие общества.

Португалия. Правительство, совместно с социальными партнерами, сформировало рабочую группу для изучения эффективности применения действующего законодательства по охране труда.

Выводы, сделанные комиссией, будут обсуждаться на заседаниях трехсторонней рабочей комиссии по условиям и охране труда на производстве.

Испания. Исследование эффективности применения современного законодательства по охране труда, проведенное испанскими экспертами, показало положительное воздействие действующих законодательных актов на улучшение статистических данных по снижению травматизма на производстве и профессиональных заболеваний.

Швеция. Исследование, выполненное экспертами этой страны, дало следующие результаты:

— применение единичных мер по охране труда не решает комплексно проблемы снижения травматизма и заболеваемости на рабочих местах;

— модернизация законодательства по охране труда, которое было принято королевскими декретами еще в1900 году, должна быть направлена, в первую очередь, на повышение ответственности работодателей за создание системы менеджмента охраны труда на предприятиях.

Англия. Изучение статистических данных по смертельному травматизму за последние25 лет показали эффективность применения национального законодательства в области улучшения условий и охраны труда и снижение числа случаев этой категории травматизма.

Исследование экономической эффективности внедрения мероприятий по охране труда на производстве показало, в большей степени, улучшение качественных показателей в области труда, чем количественных достижений в области снижения общего травматизма и профессиональной заболеваемости на производстве.

 

Прогноз развития и совершенствования законодательства по охране труда

Большинство из 15-ти участвовавших в исследовании государств-членов ЕС признает, что главное внимание при разработке новых законодательных актов по охране труда должно быть уделено определению путей и методов, с помощью которых эти акты будут применяться на рабочих местах. В заключениях экспертов особо подчеркивается, что весьма важным являются корпоративная ответственность и социальный диалог, когда работодатели и работники имеют возможность совместно внедрять проверенные на практике методы и средства по охране труда в деятельность своих компаний. Что касается будущей роли законодательства по охране труда, то большинство экспертов высказало общее мнение и уверенность в том, что законодательные акты являются основным инструментом в установлении уровней безопасности и защиты от профессиональных рисков на рабочих местах. В этом контексте, отдельные страны ЕС обращают внимание Европейской Комиссии (ЕК) на необходимость принятия новых требований и норм по охране труда в разрабатываемых «дочерних уточняющих директивах» с тем, чтобы они могли быть приняты Советом Европы. В то же время эксперты ряда государств-членов ЕС (Италия, Англия, Финляндия) считают, что действующее в настоящее время европейское законодательство в области охраны труда все еще не полностью покрывает многие профессиональные риски, характерные для постоянно изменяющихся технических условий, применения новых химических веществ и рабочих процессов на предприятиях ЕС. Кроме того, в среде социальных партнеров существует общее мнение, что и законодательство по труду должно отвечать самому высокому уровню безопасности, основанному на последних научных достижениях и в то же время оно должно соответствовать техническому прогрессу и развитию социальных отношений на промышленных предприятиях.

Несмотря на существенные достижения в деле разработки и принятия целого ряда Директив по различным аспектам охраны труда, эксперты считают, что качество действующего законодательства все еще не отвечает современному развитию европейского сообщества, так как значительная часть положений по охране труда была разработана и принята еще в конце 20-го столетия и поэтому устарела и требует пересмотра и обновления.

Кроме того, эксперты стран ЕС считают, что излишняя техническая детализация мер по охране труда не должна включаться в законодательные акты, а решение технических проблем, возникающих на рабочих местах, должно быть поручено самим работодателям и работникам, накопившим значительный опыт по устранению профессиональных рисков и внедрению мер безопасности на рабочих местах. Ряд государств-членов ЕС обращает внимание Совета Европы на тот факт, что будущее законодательство должно быть нацелено на решение конкретных целей и иметь такие формулировки статей, которые не препятствуют внедрению новых технологий и совершенствованию рабочих процессов, и что каждый новый законодательный акт должен быть основан на результатах и выводах тщательных научных и практический исследований.

Все до единого государства-члены ЕС настаивают на том, что крайне важным фактом для действенности европейского законодательства в области охраны труда является его одновременное и надлежащее принятие парламентами и правительствами всех стран ЕС, что позволит устранить неравенство в социальном положении среди отдельных стран. В этом плане значительную роль играют Рамочная Директива Совета Европы (89/391/ЕЕС) и последующие «дочерние уточняющие директивы», которые позволяют странам ЕС развивать свои профилактические и технические службы по безопасности труда, что, в свою очередь, укрепляет роль и влияние социальных партнеров.

Кроме того, эксперты государств-членов ЕС считают, что в связи с разработкой национальных политик по охране труда практически во всех странах ЕС, общее законодательство ЕС должно учитывать основные элементы и направления этих политик, нацеленных, в основном, на обновление устаревшего и разработку нового законодательства, а также на внедрение современных методов и средств по охране и улучшению условий труда.

 

Разработка, проведение в жизнь и осуществление контроля за законодательством

Европейское Агентство обобщило результаты исследований, проведенных в 15-ти странах ЕС, и выделило ключевые вопросы в области разработки, проведения в жизнь и осуществления контроля за исполнением, которым должно отвечать будущее законодательство по охране труда и здоровья на рабочих местах современных предприятий государств-членов ЕС. Мнение экспертов этих стран приводится ниже:

Австрия. Эксперты считают, что проведение в жизнь нового законодательства должно обязательно включать соответствующий комментарий о порядке его применения и учитывать последующие юридические и практические процедуры по его внедрению.

Бельгия. Эксперты полагают, что оценка профессионального риска должна стать основой для всех действий трудовой инспекции и быть стержнем законодательства по охране труда.

Сроки проведения контрольных инспекций должны быть установлены в зависимости от состояния сектора экономики и типа предприятия. Контроль за охраной труда на малых и средних предприятиях должен осуществляться по секторам экономики. Законодательство должно быть дополнено целевыми инструкциями и указаниями по охране труда и защите здоровья работников на производстве.

Дания. Эксперты этой страны считают, что законодательство должно, в первую очередь, стимулировать мероприятия по охране труда, проводимые самими организациями, помогать работодателям и работникам развивать социальный диалог и корпоративные отношения, а также внедрять современные системы охраны труда и здоровья на рабочих местах. В тех случаях, когда организации систематически работают над оценкой профессиональных рисков, внедряют мероприятия по улучшению условий труда и выполняют предписания трудовой инспекции – сроки проведения плановых проверок могут быть пересмотрены в сторону их увеличения, а наложенные санкции – отменены. В настоящее время Парламент страны рассматривает предложения социальных партнеров по увеличению санкций, наказаний и штрафов за серьезные нарушения трудового законодательства и невыполнение предписаний инспекции по улучшению условий труда и снижению травматизма на рабочих местах.

Финляндия. Эксперты по охране труда считают, что:

- законодательство должно быть нацелено на высокий уровень безопасности, основанный на последних научных достижениях в области охраны труда;

- устаревшие нормативные акты должны быть отменены;

- детальные технические решения должны приниматься в зависимости от установленных профессиональных рисков непосредственно на рабочих местах с тем, чтобы результаты соответствовали требуемому уровню безопасности;

- предложения по внесению изменений в Директивы ЕС должны сначала приниматься на уровне Европейской Комиссии с последующим утверждением на Совете Европы.

Франция. Главные причины и зоны возникновения профессиональных рисков на рабочих местах уже определены в действующем национальном законодательстве. Новое законодательство должно основываться на результатах и выводах тщательных исследований. Необходимо упростить законодательство с целью сделать его более понятным и доступным без увеличения уровня безопасности. Приоритет должен быть отдан эффективному применению законодательства во всех государствах-членах Европейского Союза.

Германия. Будущее законодательство должно быть сосредоточено на определении и профилактике основных профессиональных рисков. Его разделы и статьи должны быть понятными и легко применимыми для социальных партнеров.

Необходимо повысить ответственность работодателей за выполнение требований нормативных актов по охране труда. Большее внимание должно быть уделено работе с общественными объединениями, привлеченными к выполнению мероприятий по охране труда и здоровья на производстве.

Греция. Законодательство по труду всегда будет играть основную роль в выполнении положений по охране труда и здоровья на рабочих местах.

Локальные предписания и рекомендации по устранению нарушений и улучшению условий труда на рабочих местах, выданные техническими инспекторами по труду, не должны включаться в законодательство.

Ирландия. Статьи законодательства должны быть простыми и понятными как для работодателей, так и для работников. Законодательство должно быть нацелено на устранение профессиональных рисков и решение основных проблем безопасности на рабочих местах. Кроме того, должны быть разработаны методы по экономической оценке результатов от применения нормативных актов.

Италия. Законодательство должно быть направлено на решение проблем по локализации основных профессиональных рисков. Его разделы, посвященные руководящим указаниям по системам охраны труда, должны обязать работодателей проводить оценку и определять меры по устранению рисков. Предлагается создать объединенный Акт всех действующих нормативных актов по охране труда и здоровья, так как существует необходимость усовершенствовать и упростить законодательную систему с одновременным повышением ответственности социальных партнеров.

Люксембург. Законодательство в области охраны труда и здоровья на рабочих местах крайне необходимо социальным партнерам для принятия решений по снижению травматизма и профессиональной заболеваемости на предприятиях. Однако, требуется упростить отдельные формулировки и сделать его наиболее понятным для всех работников, включая мигрантов.

Голландия. Эффективность применения нового законодательства может быть повышена за счет предоставления работодателям и работникам широких полномочий по решению проблем безопасности на рабочих местах. В целом действующее европейское законодательство по охране труда отвечает современному уровню безопасности труда, однако отдельные его статьи должны быть пересмотрены в сторону упрощения, придания им большей юридической гибкости и направленности на устранение основных производственных рисков.

Португалия. При разработке нового законодательства в области охраны труда и здоровья на рабочих местах должно учитываться его влияние на производственную деятельность предприятий как крупных, так малых и средних, а также должны быть четко прописаны правила и условия его исполнения. Развитие диалога между социальными партнерами помогает принимать решения по коллективному внедрению статей законодательства.

Испания. Будущее законодательство должно содержать положения, позволяющие работодателям и работникам совместно достигать требуемого уровня безопасности на рабочих местах.

Швеция. Будущее национальное законодательство должно учитывать акты Парламента, включать положения по охране труда и здоровья, соответствующие современному уровню развития техники, а также содержать отдельные требования трудового законодательства из примыкающих к охране труда сфер. Существует очевидная и срочная необходимость постоянного обновления детальных нормативных актов с целью их модернизации и соответствия существующему положению с охраной труда на рабочих местах.

Англия. При разработке нового законодательства необходимо продолжить внедрения целевого, комплексного подхода к решению проблем охраны труда и дополнять его положениями из международных Сводов практических указаний МОТ, с целью:

- защиты всех, кто подвержен воздействию рабочих процессов и профессиональных рисков;

- поддержания достаточно гибких юридических рамок документов по безопасности с тем, чтобы они соответствовали новым профессиональным рискам и требованиям общественности по установлению «достойного труда», но, в то же время, не сдерживали внедрение новых рабочих методов и технологий.

 

Польша. Положения польского законодательства по охране труда и здоровья работников во многом совпадают с соответствующим законодательством стран Европейского Союза. Обязательный для исполнения свод правил включает ряд положений технического нормирования, определяемого национальным законом о нормировании от 12 сентября 2002 года (пересмотрен и дополнен в 2012 г.).

Применение норм – дело добровольное, но в законодательных актах по охране труда на них можно ссылаться. Как и в других государствах-членах ЕС, прямая ссылка на нормы возможна лишь в том случае, если отсутствуют другие предписания для исполнения. Польские эксперты принимают участие в работе Европейской комиссии стандартов и проводят реформирование своей системы правового регулирования и нормирования в соответствии с общеевропейскими стандартами. В соответствии с законом от 12/09/2002 года приоритетными считаются следующие направления:

- разработка норм в соответствии с положениями и практикой, принятыми в странах ЕС, а также с учетом национальных особенностей и рекомендациями польских экспертов;

- устранение противоречий между нормами и технической спецификацией;

- внедрение в национальное законодательство и практику норм ЕС;

- введение в действие и активизация деятельности комиссий по нормам и стандартам, координация работы комиссий с работой Европейской комиссии стандартов.

Согласно закону о нормировании, организацией, разрабатывающей, определяющей и устанавливающей нормы и стандарты в Польше является Польский комитет по нормированию, значительное место в работе которого занимают вопросы охраны труда. В настоящее время свыше 85% принятых в Польше нормативных актов по охране труда соответствуют общеевропейским стандартам и рекомендациям МОТ в этой области. В

2016 году в Польше действовали более 2300 национальных нормативов, из которых 215 были взяты из международных документов (конвенции и рекомендации МОТ, Директивы ЕС и ЕЭС и др.), 826 – из соответствующих постановлений стран ЕС, а 828 норм были разработаны Центральным институтом охраны труда Польши.

Финляндия. В 2017 году в Финляндии действовали свыше 65 соответствующих законов и подзаконных актов в области охраны труда и здоровья на рабочих местах. Главными из них являются закон о безопасности труда и дополняющие его решения правительства, законы о рабочем времени, об очередном отпуске, о трудовом соглашении, об охране здоровья на рабочем месте, а также закон о рабочей молодежи. В области охраны труда в стране принят принцип трехстороннего участия социальных партнеров при разработке и принятии нового законодательства. Главную ответственность за охрану труда на государственном уровне несет Министерство социального обеспечения и здравоохранения Финляндии. Оно отвечает за разработку и исполнение законодательства по охране и гигиене труда, координирует исследования в данной области и обеспечивает международное сотрудничество по программам ЕС и МОТ.

Немаловажную роль в деле разработки законов по труду играет Министерство труда, в обязанности которого входит развитие рынка труда, его структуризация и наполнение. Следуя принципу трехсторонней согласованности при принятии решений (в трехсторонней комиссии участвуют представители правительства, объединений работодателей и работников), министерство вместе с организациями, представленными на рынке труда, разрабатывает положения и законодательство по труду, в том числе: закон о трудовом договоре; закон о трудовых отношениях, закон о рабочем времени и др. При Министерстве труда действует рабочая комиссия, выполняющая положения законодательства по охране труда, в части, касающиеся вопросов использования рабочего времени, ежегодных отпусков, применения труда молодых работников и безопасности труда.

В Финляндии работодатель полностью отвечает за охрану труда на предприятии. По закону о безопасности труда он несет ответственность не только за качество выпускаемой продукции, но и за условия труда работников с учетом их возраста, профессиональной подготовки и уровня знаний в области охраны и гигиены труда.

Работники, в свою очередь, объединяются на предприятиях в комиссии по охране труда, которые взаимодействуют с профсоюзами и работодателями по вопросам выполнения норм и требований по охране труда. В стране организованы и действуют окружные комитеты по охране труда, институт гигиены труда, центр безопасности труда, фонд охраны труда, государственный технический научно-исследовательский центр, центр надзора за продукцией социального обеспечения и здравоохранения, центр техники безопасности и союз организаций страхования от несчастных случаев. Все эти организации вносят свой вклад в выполнение программ по охране труда и здоровья, в результате чего показатели по производственному травматизму и числу профессиональных заболеваний являются наиболее низкими среди государств-членов ЕС.

Япония. Законодательство в области охраны труда и здоровья.

В стране действует основной Государственный закон по охране труда, который был пересмотрен и дополнен Руководством по управлению охраной труда в 1999 году. На основании этого Закона и Руководства Министерство здравоохранения, труда и социального развития выпустило в 2010 году специальное постановление, обязывающее все предприятия страны строго придерживаться правил и норм охраны труда на предприятиях.

Основная цель принятых законодательных актов состоит в том, чтобы не допустить возникновение и развитие профессиональных заболеваний и смертельных случаев, связанных с переутомлением или физическим истощением работников на рабочих местах, что особенно опасно для пожилых работников в условиях постоянно присутствующего фактора стресса, вызываемого новыми методами труда и изменениями в структурах производства.

С целью предотвращения несчастных случаев и возникновения профессиональных заболеваний при применении машин, механизмов и нового оборудования Министерство здравоохранения, труда и социального развития Японии разработало и утвердило в 2001-2005гг. специальные Рекомендации по охране труда при использовании машин и новой техники. В соответствии с этими Рекомендациями создатели новой техники и сложного оборудования должны на стадии их разработки, проектирования и производства определять степени риска и закладывать параметры безопасности с тем, чтобы работник и окружающая его рабочая среда отвечали высокой степени безопасности и критериям гигиены труда. Одновременно, производители обязаны обеспечить пользователей (работодателей) машин и новой техники подробными инструкциями по правилам безопасной эксплуатации машин и оборудования с минимально допустимыми профессиональными рисками. В свою очередь работники обязаны неукоснительно соблюдать правила техники безопасности, изложенные в инструкциях по эксплуатации.

Японские эксперты считают, что развивающаяся глобализация экономики порождает значительные трудности при реализации мер по охране труда, поэтому в последние годы был принят ряд новых законодательных актов дополняющих основной Закон по охране труда и учитывающих современную ситуацию, сложившуюся на предприятиях в результате экономических трудностей, вызванных процессами глобализации .Высокая конкуренция вынуждает проводить реструктуризацию и оптимизацию предприятий, что, в свою очередь, приводит к безработице, частичной занятости и ухудшению условий труда, включая увеличение продолжительности рабочего времени. Такие перемены на производстве отрицательно сказываются на физическом и моральном состоянии работников.

Возросшие производственные нагрузки на компании, порождаемые международной конкуренцией, автоматически сказываются на работниках (участились случаи самоубийства, психологических травм, депрессивных состояний и т.д.), что заставило Правительство разработать новые Рекомендации по управлению охраной морально-психологического здоровья работников. Эти Рекомендации, имеющие силу нормативного акта, предусматривают следующие меры по улучшению условий труда на рабочем месте:

- согласование методов труда;

- продолжительность рабочего дня;

- качество и количество труда;

- взаимоотношения в рабочем коллективе;

- организация и эргономика рабочего места;

- система управления персоналом;

- культура производства и морально-психологический климат в коллективе.

Эксперты считают, что методика психологической стабилизации отвечает идее оздоровления условий труда на рабочем месте и самого работника, что соответствует международной программе «достойного труда», объявленной МОТ.

Швейцария. Правовую основу охраны труда Швейцарии составляют Закон о страховании от несчастных случаев, Закон о труде, а также Закон о безопасности технического оборудования и аппаратуры. Закон о страховании от несчастных случаев включает меры профилактики от несчастных случаев и профессиональных заболеваний. В Законе о труде изложены правовые требования о труде, специально направленные на цели охраны здоровья работников на производстве.

Инновациями законодательного характера последних лет в Законе о страховании от несчастных случаев и в законе о труде можно назвать вступление в силу постановлений, касающихся фабрично-заводских врачей и инженеров по охране труда. С принятием данных постановлений были решены две задачи:

- оказать помощь предприятиям в обеспечении привлечения специалистов по охране труда (инженеров по технике безопасности, специалистов по охране труда, фабрично-заводских врачей и фельдшеров, врачей-гигиенистов и др.) в тех случаях, когда на предприятиях нет требуемого персонала, а также в случаях необходимости повышения уровня охраны и гигиены труда на производстве;

- создание на предприятиях системы охраны труда с целью проведения систематической интеграции этой системы в процессы управления и производства на предприятиях.

В 1992 году Швейцария, проведя всенародный референдум, отклонила предложение Парламента Европейского Союза о вступлении в ЕС, однако сохранила тесные научно-технические связи с комиссиями ЕС. Поэтому разрабатываемые в технических комитетах и комиссиях ЕС нормы и стандарты по охране труда и безопасности технического оборудования внедряются в национальные нормативы и публикуются в технических изданиях страны.

Соединенные Штаты Америки. Деятельность правительственных органов, права и обязанности работодателя и работника в области охраны труда и здоровья на рабочих местах.

Государственная политика и управление в области охраны труда. Действующее в США законодательство по охране труда и сертификации включает федеральные законы, а также законодательные акты и законоположения отдельных штатов. В 1970 году Конгресс США принял основной федеральный закон об охране труда и безопасности рабочего места, который и сегодня является главным правовым документом, регулирующим деятельность правительства в области охраны труда. Закон призван «гарантировать работникам, как мужчине, так и женщине - наиболее безопасные и здоровые условия труда». Механизм действия закона обязывает работодателя обеспечить на своем производстве соблюдение федеральных норм, стандартов и правил, установленных Управлением охраны труда и здоровья (Управление ОТЗ) при Министерстве труда США. В Законе говорится, что это Управление разрабатывает стандарты, нормы и правила, руководствуясь новейшими научными достижениями в области охраны труда и здоровья, и что оно учитывает выполнимость норм и правил, а также опыт, накопленный при реализации федеральных и иных законов в сфере охраны труда и здоровья на производстве. Деятельность самого Управления ОТЗ регламентируется законом от 1970г., а также Законом об административном управлении. Управление ОТЗ состоит из центрального аппарата и отделов в штатах и крупных городах США. Кроме того, в структуру органов, регулирующих охрану труда, входят Комиссия по надзору за охраной труда (КНОТ), Национальный институт охраны труда (НИОТ) и Национальный консультативный комитет (НКК) по безопасности на рабочем месте.

КНОТ представляет собой независимый наблюдательный орган, осуществляющий общий контроль за соблюдением положений закона по охране труда от 1972 г.

НИОТ находится под эгидой Министерства здравоохранения и социальных служб. Он выполняет научные исследования и разрабатывает рекомендации по нормативам и правилам охраны труда на рабочих местах.

НКК состоит из представителей работодателей, профсоюзов и общественных организаций, выполняющих надзорные функции в сфере охраны труда. НКК собирает информацию, обобщает мнения различных групп общества по общим проблемам охраны труда, анализирует собранный материал, разрабатывает рекомендации по совершенствованию законодательства, а также нормы и правила по охране труда. НКК состоит из 12 человек – это представители работодателей, профсоюзов, специалисты по охране труда, а также представители различных общественных организаций. Все документы, разработанные НКК, доводятся до сведения Министерства труда, а также Министерства здравоохранения и социальных служб.

Кроме вышеуказанных учреждений в США создан специальный орган – Комиссия по безопасности на производстве (КБП), имеющая функции административного суда. Президиум КБП включает 3-ех высококвалифицированных специалистов, назначаемых Президентом США и утверждаемых сенатом, что придает КБП высокий административный статус – на уровне федеральных министерств и судов. Председатель КБП назначается сроком на 6 лет, а в аппарате КБП работают административные судьи, назначаемые для рассмотрения трудовых конфликтов и споров, возникающих при рассмотрении виновности социальных партнеров в нарушении статей закона об охране труда (1970 года с дополнениями). Таким образом, административные суды представляют собой первую юридическую инстанцию внутри КБП.

Высшей инстанцией является заседание членов КБП, на котором рассматриваются случаи нарушения закона и в порядке гражданского процесса принимаются решения о санкциях против нарушителей.

Закон об охране труда определил три вида норм и стандартов, разрабатываемых и устанавливаемых Управлением ОТЗ с санкции Министра труда: переходные, постоянные и временные. К переходным отнесены те, которые содержались в принятых ранее законодательных актах, действовавших в течение первых лет после введения в силу закона 1970 г. Постоянные стандарты устанавливаются в соответствии с требованиями закона об охране труда. Они могут быть приняты только после тщательного изучения новейших научных данных, публикации проекта стандарта в федеральном сборнике постановлений и правил для всеобщего обсуждения и подведения итогов и результатов экспертных заключений.

Временные стандарты устанавливаются в тех случаях, когда возникает чрезвычайная ситуация на производстве, угрожающая безопасности и здоровью работников. Такие стандарты действуют от даты опубликования в федеральном журнале на период до шести месяцев, после чего они должны быть заменены постоянными стандартами.

Федеральное законодательство обязывает правительства Штатов разрабатывать собственные программы по охране труда и представлять их на утверждение Министра труда.

Правительства штатов создают, в свою очередь, администрации, ответственные за выполнение этих программ, а администрации разрабатывают соответствующие нормы и правила по безопасности на производстве, которые не должны противоречить федеральному законодательству. Администрации Штатов периодически отчитываются о выполнении программ по охране труда перед федеральным Министерством труда. В то же время власти Штата имеют право оспаривать в суде отказ Министра труда утвердить представленную ими программу по охране труда на предприятиях Штата.

Закон об охране труда (1970 г.) предоставляет Министерству труда большие государственные функции: все федеральные министерства обязаны отчитываться перед Министром труда о мероприятиях по охране труда в сфере своей деятельности.

Закон об охране труда (1970 г.) определил обязанности работодателя и работника при соблюдении безопасности, охраны труда и здоровья на рабочих местах. Работодатель обязан: обеспечить на предприятии соблюдение федеральных норм, стандартов и правил, установленных Управлением ОТЗ; - предоставить всем работникам, по первому их требованию, свободный доступ к тексту закона об охране труда и документам, содержащим нормы и правила по безопасности; - сообщать о своем обращении в Управление ОТЗ с просьбой разрешить отступление от установленных стандартов и норм;

- уведомлять работников о травмах и профессиональных заболеваниях, имевших место

на предприятии; - проводить замеры и вести учет воздействия на работников опасных для здоровья производственных факторов, а также незамедлительно информировать работника о всех случаях, когда степень воздействия опасных факторов превысила допустимый уровень.

Дополнительно, Управление ОТЗ обязывает работодателя:

- проводить обследование рабочих мест с целью установления их соответствия стандартам и нормам охраны труда;

- обеспечить работников предприятия безопасным инструментом и оборудованием;

- обучить работников безопасным приемам работы, и обеспечить бесплатную выдачу средств индивидуальной защиты; - разместить на рабочих местах цветные указатели и плакаты, предупреждающие об опасности и предписывающие безопасные приемы работы;

- проводить по указанию Управления ОТЗ медицинское обследование персонала. В законе также закреплена ответственность работодателя за ведение учета несчастных случаев и летальных исходов, происшедших на предприятии. Кроме того, он обязан иметь журнал, куда заносятся сведения обо всех случаях, когда работники подвергались воздействию опасных для здоровья веществ и механизмов, а также вести отчет обо всех мероприятиях в сфере охраны труда, проводимых для устранения профессиональных рисков и о нарушениях норм и выполнении предписаний инспектора по устранению отмеченных недостатков в деле организации охраны труда на предприятии. Материалы о выполненных мероприятиях и устранении выявленных недостатков работодатель представляет в Министерство труда и в Министерство здравоохранения и социальных служб.

Министерства, в свою очередь, организуют специальные учебные программы для работодателей и работников в целях профилактики несчастных случаев на производстве. В деятельности профсоюзов США значительное место отводится решению проблем безопасности на производстве и охраны здоровья работников.

При активном лоббировании крупнейшего профсоюзного объединения - АФТ – КПП был принят ряд законодательных актов по охране труда работников, как на федеральном уровне, так и на уровне отдельных Штатов. Профсоюзы США принимали активное участие в обсуждении и принятии основного закона по безопасности и охране здоровья на производстве (1970 г.), а также специальных законов по безопасности труда в химической, горнодобывающей, сталелитейной промышленности, в строительстве и на транспорте.

Закон от 1970 года закрепил права работника или его представителя (в лице профсоюза) обращаться в высшие инстанции с требованием о проведении инспекции условий труда в тех случаях, когда, по утверждению работника, имеет место нарушение работодателем правил и норм охраны труда.

Письменное заявление направляется в Министерство труда, где оно рассматривается в установленные сроки и в случае подтверждения изложенных фактов - проводится независимая экспертиза (инспекция). В противном случае Министерство уведомляет заявителя об отказе от направления инспекции. Кроме того, работник или профсоюз имеют право подать иск в судебные органы, изложив факты нарушения работодателем установленных законом правил и норм охраны труда. Более того, законодательство предоставляет право работнику или профсоюзу подать иск в суд и на Министра труда, если его ведомство не принимает необходимых мер по устранению нарушений в области охраны труда, в результате которых был нанесен ущерб здоровью работника. Законом предусмотрено, что информация, поступившая в процессе инспекции, является конфиденциальной и не подлежит оглашению или распространению ( в печати, в СМИ, документах инспекции и т.д.). В обязанности работника входит немедленное уведомление работодателя или администрации предприятия о возникшей опасности для жизни. В случае, если администрация не принимает необходимых мер для устранения опасности, то работник обращается в ближайшее отделение Управления ОТЗ. Работники предприятия имеют право покинуть рабочие места, уведомив об этом работодателя, в случае обнаружения серьезной опасности для их жизни или в знак протеста, когда работодатель отказывается устранить явные нарушения техники безопасности. Работодатель не имеет права наказать работников за этот вид протеста.

По заявлению профсоюза Управление ОТЗ направляет на предприятие инспекторов, осуществляющих контроль за соблюдением положений по охране труда в этом промышленном секторе. Инспектор имеет право опросить работников без присутствия представителей работодателя. Информация, полученная путем опроса, помогает выявить профессиональные риски на рабочих местах, а также определить устранение предыдущих нарушений и сроки выполнения предписаний. В том случае, если работник сопровождает инспектора во время осмотра рабочих мест, то работодатель, как правило, оплачивает ему затраченное рабочее время. Это условие вносится отдельной статьей в трудовое соглашение или коллективный договор.

В соответствии с законом об охране труда (1970 г.) основные права и обязанности работников сведены к следующим положениям:

1. Ознакомление со всеми стандартами, нормами и правилами, установленными Управлением ОТЗ.

2. Получение информации от работодателя обо всех видах профессиональных рисков на рабочих местах и принимаемых мерах технической безопасности и гигиены.

3. Письменное требование о проведении инспекции местным отделом Управления ОТЗ в случае возникновения угрозы здоровью или обнаружения нарушений установленных норм и правил техники безопасности.

4. Сохранение от работодателя анонимности фамилии работника, обратившегося с жалобой в местный отдел Управления ОТЗ.

5. Уведомление Управления ОТЗ о неправомерных действиях работодателя в случае санкций против заявителя ( в течение 30 дней).

6. Включение в рабочую комиссию ответственного представителя рабочего коллектива при проведении инспекций условий труда на предприятии.

7. Передача инспектору любой информации о состоянии с безопасностью труда на предприятии.

8. Ознакомление со всеми материалами, определяющими степень воздействия на организм работника веществ, опасных для его здоровья.

9. Получение информации из Национального института охраны труда и здоровья, касающейся опасности, которую могут представлять применяемые вещества или оборудование на рабочем месте (при сохранении анонимности этого запроса от работодателя).

10. Выражение протеста против сроков, установленных Управлением ОТЗ для устранения выявленных нарушений норм и правил безопасности труда на предприятии.

11. Получение уведомления от работодателя о временном отступлении от норм и правил охраны труда на предприятии, направленном им в Управление ОТЗ.

12. Сообщение в Управление ОТЗ заключения (мнения) рабочего коллектива по поводу введения новых или изменения старых стандартов, норм и правил.

 

За последние несколько десятилетий оценка степени риска для здоровья (HRA), приобрела популярность, главным образом в США. Данная оценка способствует осознанию работниками важности охраны здоровья и осознанию руководством необходимых действий по достижению данной цели.

 Оценка является также подготовительным этапом к осуществлению периодических медицинских проверок или заменяет их. Когда оценивается группа людей, она служит базисом в определении целей консультационной работы по вопросам здоровья или при составлении программы укрепления и сохранения здоровья для данной группы людей. HRA определяется как метод определения степени риска для здоровья, в состав которого входит три важнейших элемента:   1. Анкета. Она заполняется обследуемым работником. Анкета содержит вопросы демографического характера, по истории болезни работника и членов его семьи, по привычкам и образу жизни. Эта информация может дополняться медицинскими показателями, такими как: вес, артериальное давление, результатами анализа мочи, уровня холестерина в крови и другими лабораторными тестами, о которых информирует либо сам работник, либо это может быть частью его обследования. 2. Количественная оценка риска смерти или других неблагоприятных исходов для обследуемого работника. Она формируется при сопоставлении ответов обследуемого с эпидемиологическими данными, национальной статистикой смертности и расчетами страховых рисков. В некоторых анкетах респонденты сами проставляют количественные оценки на базе баллов, присваиваемых каждому ответу, которые затем суммируются для получения оценки риска для здоровья. При наличии соответствующего программного обеспечения ответы вводятся в компьютер, который осуществляет количественную оценку. 

3. Разработка рекомендаций по образу жизни для уменьшения риска заболевания или преждевременной смерти.

     Первоначально оценка общего риска выставлялась одной цифрой, напротив указывались меры по снижению цифры до "нормального" уровня или даже до уровня ниже нормального (в обшей массе этих показателей) путем внесения в поведение респондента необходимых изменений. Для того, чтобы результаты были убедительными, степень риска иногда называют "показателем здоровья" или "показателем риска", которые соответствуют возрасту опрашиваемого работника, а также "предельному возрасту". Например, в отчете может быть изложено: "Ваш возраст в настоящее время 35 лет, но ваш предельный срок жизни ― 42 года. Если Вы будете следовать данным рекомендациям, то Вы продлите свою жизнь на десять лет".

Вместо того, чтобы равняться на "норму" жизни населения, некоторые методы оценки степени риска имеют показатели "оптимального состояния здоровья", то есть наилучшего уровня, которого можно достичь в результате следования всем рекомендациям. Такой подход является, по-видимому, чрезвычайно полезным для молодых людей, у которых еще все в порядке со здоровьем.

Использование "показателя риска" или какой-либо цифры, представляющей собой общую оценку степени риска для здоровья работника, может нести и негативную окраску, т.к. иногда значительный фактор риска статистически компенсируется "хорошими" показателями по другим аспектам и создается ложное впечатление отсутствия опасности. Так, например, человек с нормальным кровяным давлением и низким уровнем холестерина в крови, имеющий хороший генетический анамнез, занимающийся физическими упражнениями и пристегивающий ремень безопасности в автомобиле, может получить хорошую оценку степени риска, несмотря на тот факт, что он курит сигареты. Итак, можно сделать вывод, что желательно фокусировать внимание на каждом факторе риска, показатель которого является "выше среднего", а не полагаться только на общие сведения. 

Оценку степени риска для здоровья не стоит путать с анкетами, определяющими состояние здоровья, методы лечения каждого пациента и оценивающими результаты лечения. Оценку степени риска также не следует путать с большим числом способов оценки степени потери трудоспособности, оценки психического состояния, психических расстройств или степени соответствия социальным нормам, хотя иногда используется одна схема оценки.

Вопросы в отношении полезности HRA были рассмотрены и на основе нижеследующих соображений:

  1. Основным фокусом HRA является продолжительность жизни. Вплоть до недавнего времени мало внимания уделялось (если вообще уделялось) тем факторам, которые вызывают болезненное состояние. Оно может быть вызвано причинами, которые обычно сами по себе не являются смертельными, но могут влиять на самочувствие, производительность и связанные со здоровьем расходы (например, артрит, психические расстройства и т.д.). Проблема состоит в отсутствии хорошей базы данных болезнях населения, не говоря уже о подгруппах населения с разбивкой по возрасту, полу, расовой или этнической принадлежности. 

  2. Настораживает реакция пациентов на отчеты, где указывается высокая степень риска, обусловленная факторами, которые человек не в состоянии изменить (например, возраст, наследственность и генетические болезни). Вызывает озабоченность то, что "нормальное" состояние здоровья или состояние с малой степенью риска может привести к тому, что люди начнут игнорировать существенные симптомы, которые не были включены в отчет, или которые развились после проведения HRA.

  3. Участие в программе HRA обычно является добровольным. Тем не менее, были высказаны обвинения в принуждении к участию в ней или в выполнении рекомендаций.

  4. В адрес работодателей были высказаны справедливые упреки в том, что они "обвиняют жертву", предлагая HRA, но ничего не делают или делают очень мало для снижения фактора риска у рабочих.

  5. Как всегда насущной проблемой является сохранение конфиденциальности информации личного характера, особенно, когда HRA проводится по внутриорганизационной программе, и обнаруженные негативные результаты могут явиться причиной дискриминационных действий в отношении некоторых работников.

  6. Безоговорочная научная достоверность той информации, которую гарантирует HRA, использование компьютерной технологии, индивидуальное воздействие результатов на каждого из участников, по-видимому, усиливает привлекательность HRA. Накапливается все больше доказательств того, что работники и члены их семей, которые ведут здоровый образ жизни, имеют меньше пропусков работы по болезни, демонстрируют возросшую производительность, реже обращаются за медицинской помощью и все это оказывает положительное влияние на итоговые результаты работы организации.

  7. Имеется все больше доказательств важности снижения риска для здоровья. Пятилетнее обследование почти 46000 работников компании Дюпон продемонстрировало, что те из них, кто имел риск заболеваний сердечно-сосудистой системы, связанных с образом жизни (например, курение сигарет, высокое артериальное давление, высокий уровень холестерина в крови и недостаток физической нагрузки), имели значительно более высокие показатели невыходов на работу и использования выплат по бюллетеням, чем те, у которых не было таких факторов риска.

 

Производственный травматизм и профессиональная заболеваемость работников на предприятиях ЕС

  1. Великобритания. Статистические данные за 2017 – 2019г.г.

Администрация по охране здоровья и труда (HSE) опубликовала статистические данные по охране здоровья и труда работников за период 2017 – 2019г.г. Состояние условий труда и здоровья работников характеризуют следующие данные:

— случаи профессиональных заболеваний (новые или долговременные) – 1,4 миллиона;

— случаи стрессов, депрессий, приступов беспокойства и тревоги на рабочих местах (новые и продолжительные) – 0,6 миллиона;

— случаи нарушения опорно-двигательного аппарата у работников (новые и продолжительные) – 0.5 миллиона;

— количество доказанных не смертельных случаев травматизма на рабочих местах – 0,6 миллиона;

— всего случаев смертельного травматизма на рабочих местах в 2018 – 2019г.г. – 147;

— количество не смертельных случаев травматизма среди работников, заявленных работодателями – 69208;

— экономические потери от производственного травматизма составили в 2017 – 2018г.г. – 5,2 миллиардов фунт. стер.;

— экономические потери от числа зарегистрированных новых случаев профессиональных заболеваний составили в 2017 – 2018 г.г. (за исключением долгого латентного периода раковых заболеваний на рабочих местах) – 9,8 миллиарда фунт.стер.;

— количество рабочих дней, потерянных в связи с профессиональной заболеваемостью и не смертельными случаями травматизма, составило в 2018 – 2019 г.г. – 28,2 миллиона рабочих дней.

2. Бельгия. Статистика производственного травматизма за 2018 год.

Федеральное Агентство по учету производственных рисков (FEDRIS) опубликовало отчет за 2018 год, в котором рассматриваются 168462 случая травматизма на рабочих местах, в основном, зарегистрированных в промышленности и строительстве. Отмечается, что возрастная группа работников от 20 до 29 лет наиболее подвержена производственному травматизму. Количество смертельных случаев травматизма составило 0,1% от общего числа зарегистрированных производственных травм. Наиболее тяжелые случаи травматизма, зафиксированы в группе работников, направлявшихся на работу. Количество тяжелых травм с последующей постоянной инвалидностью составило 11,3% от общего числа травмированных в 2018 году работников.

3. Италия. Итальянское общественное телевидение (RAI) представило общественности страны официальную статистику, в соответствии с которой в 2018 году на предприятиях страны погибло 700 работников, что на 4.5% выше статистических показателей 2017 года. В связи с этим объявлено, что в 2020 году будет организована пропагандистская кампания по повышению производительности труда и достижению безопасного и достойного труда, как для работодателей, так и для работников на предприятиях страны. Основная роль в этой кампании отводится современным методам профессионального обучения в области охраны здоровья и труда работников.

 

Международная организация по стандартизации (ИСО) разработала и опубликовала новый стандарт ISO 45001:2018 «Системы менеджмента охраны здоровья и безопасности труда. Требования и рекомендации по применению».

В России стандарт переведен на русский язык. Стандарт ISO 45001  это первый международный стандарт в области охраны труда, он предлагает единый и простой подход для организаций, желающих повысить уровень производственной безопасности, гигиены труда. Новый стандарт подходит предприятиям уже внедрившим добровольную систему менеджмента качества, включающую требования OHSAS 18001.

Основным отличием ISO 45001 от OHSAS 18001 является то, что ISO 45001 сфокусирован на взаимодействии между организацией и ее бизнес-окружением, в то время как OHSAS 18001 ― на управлении факторами риска в области охраны труда и промышленной гигиены (OH&S).

ISO 45001 основывается на процессном подходе, а OHSAS 18001 ― на процедурном. ISO 45001 динамичен во всех разделах, а OHSAS 18001 ― нет. ISO 45001 рассматривает, как риски, так и возможности, а OHSAS 18001 ― только риски. ISO 45001 учитывает заинтересованные стороны, а OHSAS 18001 ― нет

Основным выводом является то, что в новом стандарте OH&S рассматривается не как отдельная сфера, а как часть перспектив устойчивого развития всей организации. Однако, хотя два эти стандарта и различаются по подходу, система менеджмента, построенная на основе OHSAS 18001, будет являться хорошей основой для перехода на ISO 45001:2018. 

Выводы. Выполненный анализ действующего законодательства по охране труда и здоровья работников государств - членов ЕС и ряда зарубежных стран позволяет сделать следующеезаключение:

1. Законодательство США по охране труда (ОТ) детально разработано и базируется на долговременном производственном опыте организаций и тщательных научных исследованиях, выполненных Национальным институтом ОТ. Однако оно слишком перегружено контрольными функциями, осуществляемыми федеральными, штатными контролирующими органами и обязательствами перед страховыми компаниями.

2. Европейское законодательство об ОТ учитывает и включает положения Конвенций и Рекомендаций МОТ в области ОТ и базируется на исследованиях Европейского Агентства по охране труда и здоровья на рабочих местах. Оно состоит из основных положений и статей об ОТ, которые затем получают развитие и дополнения в национальных законодательствах (с учетом национальных особенностей и условий труда) государств-членов ЕС.

3. С этой точки зрения опыт и методология составления положений европейского законодательства могут быть использованы при разработке общей концепции и основных разделов федеральных и республиканских законов об ОТ в таком многонациональном и федеративном государстве, как Российская Федерация.

4. Разработка и внедрение системы менеджмента охраны труда и техники безопасности, основанной на рекомендациях ISO 45001, позволит предприятиям поднять работу по охране труда на более высокий уровень: повысить соответствие работы предприятия государственным нормативным требованиям по охране труда; повысить оперативность реагирования на возникающие инциденты и проблемы; более эффективно планировать мероприятия по улучшению условий труда; снизить непроизводительные расходы предприятия.