Р. А. Воробьёв Проблематика проведения медицинских осмотров работников системы РСЧС в условиях пандемии COVID-19 (на примере лесных пожарных Красноярского края) (№ 2, 2020)

Скачать выпуск "Безопасность и охрана труда" №2, 2020

2-03

УДК: 349.2; 331.45

ББК: 67.405.1-3

Проблематика проведения медицинских осмотров работников системы РСЧС в условиях пандемии COVID-19

(на примере лесных пожарных Красноярского края).

Р.А. Воробьев,

Специалист по охране труда

КГАУ «Красноярская база авиационной и наземной охраны лесов»

E-mail: vorobyev_ra@mail.ru

Аннотация

В целях недопущения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) законодательно был установлен ряд ограничительных мер, как на федеральном уровне, так и на региональном. Данные ограничительные меры спровоцировали возникновение правовых коллизий в части организации предварительных и периодических медицинских работников. Автор рассматривает данную проблему на примере лесных пожарных Красноярского края.

Ключевые слова: трудовое право, охрана труда, медицинские осмотры, лесные пожарные.

Problem of carrying out medical examinations of employees under the conditions of the COVID-19 pandemic

(on the example of forest firefighters in Krasnoyarsk region).

R.A.Vorobyev,

Occupational Safety Specialist

KGAU «Krasnoyarsk base of aviation and ground protection of forests»

Abstract: in order to prevent the spread of a new coronavirus infection (COVID-19), a number of restrictive measures have been legislatively established, both at the federal and regional levels. These restrictive measures provoked the emergence of legal conflicts regarding the organization of preliminary and periodic medical examinations of workers. The author considers this problem on the example of forest firefighters of the Krasnoyarsk Territory.

Key words: labor law, labor protection, medical examinations, forest firefighters.

В условиях пандемии новой коронавирусной инфекции (COVID-19), перед органами государственной власти остро стоит вопрос охраны здоровья граждан, в связи с чем как федеральными органами власти, так и органами власти субъектов федерации был утвержден ряд ограничительных мер. В соответствии с п. 1.10 Временного порядка организации работы медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях и условиях дневного стационара, в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения коронавирусной инфекции COVID-19, утвержденного Приказом Минздрава России от 19.03.2020 № 198н, руководители медицинских организаций приостанавливают проведение профилактических медицинских осмотров и диспансеризации [1]. Однако, в силу требований ст. 212, 213 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ), работодатели обязаны организовывать проведение за счет собственных средств обязательных периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров работников, а также не допускать работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров [2].

Федеральным законом от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» установлены следующие виды медицинских осмотров: профилактические, предварительные, периодические, предсменные, предрейсовые, послерейсовые, послесменные и иные [3]. Исходя из текста ст. 46 указанного Федерального закона понимаем, что профилактические, предварительные и периодические медицинские осмотры являются разными видами медицинских осмотров, и, соответственно, приостановление профилактических медицинских осмотров не приостанавливает проведение предварительных и периодических медосмотров работников. Кроме того следует отметить, что Порядок проведения профилактического медицинского осмотра и диспансеризации определенных групп взрослого населения утвержден Приказом Минздрава России от 13.03.2019 № 124н, в то время как Порядок проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда утвержден Приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 № 302н.

Тем не менее, на практике многие учреждения здравоохранения фактически приостановили как проведение профилактических медосмотров, так и периодических. Например, в соответствии с Приказом Министерства здравоохранения Красноярского края от 30.03.2020 № 469-орг, краевым государственным учреждениям здравоохранения предписано приостановить проведение периодических медицинских осмотров. Столкнувшись с данной ситуацией невозможности проведения периодических медицинских осмотров для лесных пожарных, краевое государственное автономное учреждение «Красноярская база авиационной и наземной охраны лесов» (далее – КГАУ «Лесопожарный центр», Учреждение) 26.03.2020 направило официальный запрос в Министерство здравоохранения Красноярского края с просьбой оказать содействие в решении сложившейся проблемы. Ситуация усугубляется тем, что на основании п. 5 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 № 794, и п. 32 Перечня сил и средств постоянной готовности территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Красноярского края, утвержденного Постановлением Правительства Красноярского края от 13.03.2014 № 78-п Учреждение отнесено к силам и средствам территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее – РСЧС) Красноярского края [7, 8]. При этом, в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», одной из основных задач РСЧС является обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций [9], а приостановление проведения периодических медицинских осмотров лесных пожарных влечет необеспечение готовности Учреждения к действиям для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и фактическое нарушение положений Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ, поскольку, как было отмечено ранее, работники, не прошедшие периодический медосмотр, не допускаются к выполнению трудовых обязанностей.

В ответном письме Министерства здравоохранения Красноярского края от 02.04.2020 № 4432 были даны разъяснения, что медицинские осмотры для занятия определенными видами трудовой деятельности приостановлены, за исключением некоторых групп граждан, включая поступающих (трудоустраивающихся) в организации, выполняющие неотложные работы в условиях чрезвычайных ситуаций. Однако, касательно проведения периодических медосмотров разъяснения не были даны. Краевые учреждения здравоохранения, используя метод формального толкования права, обеспечивают проведение предварительных (при устройстве на работу) медицинских осмотров, отказывая Учреждению в проведении периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров.

Фактически мы наблюдаем следующую правовую коллизию: законодательное приостановление периодических медицинских осмотров в субъекте федерации приводит к нарушению федерального законодательства со стороны работодателя. Допуск лесных пожарных к работе без прохождения обязательных медицинских осмотров является нарушением ст. 212, 213 ТК РФ и влечет административную ответственность согласно ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) [10]. В свою очередь, непринятие мер по обеспечению готовности сил и средств, предназначенных для ликвидации чрезвычайных ситуаций, влечет административную ответственность в соответствии со ст. 20.6 КоАП РФ. Учитывая положения п. 2 ст. 4 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации [11], полагаем приостановление периодических медицинских осмотров, установленное Приказом Министерства здравоохранения Красноярского края от 30.03.2020 № 469-орг, несоответствующим требованиям федерального законодательства.

Позиция КГАУ «Лесопожарный центр» о невозможности приостановления медицинских осмотров работников подтверждается также в Письме Минтруда России от 10.04.2020 № 15-2/10/В-2842 «О проведении обязательных медицинских осмотров работников в период действия ограничений, связанных с распространением коронавирусной инфекции» и в Письме Роспотребнадзора от 24.04.2020 № 02/7865-2020-24 «Об организации предварительных и периодических медицинских осмотров работников».

В целях обеспечения законности в части проведения периодических медицинских осмотров, полагаем необходимым внести изменения во Временный порядок организации работы медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь, утвержденный Приказом Минздрава России от 19.03.2020 № 198н, а именно: установить запрет приостановления предварительных и периодических медицинских осмотров работников; внести изменения в Приказ Министерства здравоохранения Красноярского края от 30.03.2020 № 469-орг в части отмены приостановления периодических медицинских осмотров и приведения в соответствие федеральному законодательству.

Стоит отметить, что Красноярский край является вторым по величине субъектом федерации, уступая только Республике Саха. Площадь лесного фонда Красноярского края составляет 158,7 млн. га [12]. При этом официально начало пожароопасного сезона в Красноярском крае было определено по южной группе районов 27 марта 2020 года [13], и по всем районам края к 28 апреля 2020 года [14, 15, 16]. По состоянию на 26 мая 2020 года на территории Сибирского федерального округа отмечается сложная лесопожарная обстановка. Оперативный штаб Рослесхоза поручил Министерству лесного хозяйства Красноярского края обеспечить наращивание сил и средств для тушения крупных лесных пожаров [17]. Однако ограничительные меры в связи с распространением COVID-19 продолжают действовать. Сложившаяся ситуация является ярким примером несогласованности действий федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов федерации. Решение же рассмотренных нами коллизий возможно только при консолидации действий органов власти.

 

Литература:

  1. Приказ Минздрава России от 19.03.2020 № 198н «О временном порядке организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19» // СПС: КонсультантПлюс.
  2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ // СПС: КонсультантПлюс.
  3. Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» // СПС: КонсультантПлюс.
  4. Приказ Минздрава России от 13.03.2019 № 124н «Об утверждении порядка проведения профилактического медицинского осмотра и диспансеризации определенных групп взрослого населения» // СПС: КонсультантПлюс.
  5. Приказ Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 № 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда» // СПС: КонсультантПлюс.
  6. Приказом Министерства здравоохранения Красноярского края от 30.03.2020 № 469-орг // Министерство здравоохранения Красноярского края URL: https://kraszdrav.ru/ (дата обращения 06.05.2020).
  7. Постановление Правительства РФ от 30.12.2003 № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» // СПС: КонсультантПлюс.
  8. Постановление Правительства Красноярского края от 13.03.2014 № 78-п «О силах и средствах территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Красноярского края» // СПС: КонсультантПлюс.
  9. Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» // СПС: КонсультантПлюс.
  10. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ // СПС: КонсультантПлюс.
  11. Конституция Российской Федерации // СПС: КонсультантПлюс.
  12. Указ Губернатора Красноярского края «Об утверждении лесного плана Красноярского края» от 21.12.2018 № 332-уг // Красноярский край. Официальный интернет-портал правовой информации URL: http://zakon.krskstate.ru/ (дата обращения 07.05.2020).
  13. Приказ Министерства лесного хозяйства Красноярского края от 27.03.2020 № 86-515-од «Об определении начала пожароопасного сезона в 2020 году на территории Балахтинского, Ермаковского, Идринского, Ирбейского, Канского, Каратузского, Манского, Минусинского, Саяно-Шушенского, Саянского, Сухобузимского, Ужурского, Усинского, Шарыповского лесничеств» // Министерство лесного хозяйства Красноярского края URL: http://www.mlx.krskstate.ru/ (дата обращения 07.05.2020).
  14. Приказ Министерства лесного хозяйства Красноярского края от 01.04.2020 № 86-549-од «Об определении начала пожароопасного сезона в 2020 году на территории Абанского, Ачинского, Боготольского, Большемуртинского, Большеулуйского, Верхнеманского, Даурского, Дзержинского, Долгомостовского, Емельяновского, Иланского, Кизирского, Козульского, Краснотуранского, Красноярского, Курагинского, Маганского, Мининского, Назаровского, Новоселовского, Пойменского, Рыбинского, Таежинского, Тинского, Тюхтетского, Усольского и Уярского лесничеств» // Министерство лесного хозяйства Красноярского края URL: http://www.mlx.krskstate.ru/ (дата обращения 07.05.2020).
  15. Приказ Министерства лесного хозяйства Красноярского края от 14.04.2020 № 86-612-од «Об определении начала пожароопасного сезона в 2020 году на территории Богучанского, Гремучинского, Енисейского, Казачинского, Кодинского, Манзенского, Мотыгинского, Невонского, Пировского, Терянского, Хребтовского и Чунского лесничеств» // Министерство лесного хозяйства Красноярского края URL: http://www.mlx.krskstate.ru/ (дата обращения 07.05.2020).
  16. Приказ Министерства лесного хозяйства Красноярского края от 28.04.2020 № 86-810-од «Об определении начала пожароопасного сезона в 2020 году на территории Байкитского, Борского, Нижне-Енисейского Северо-Енисейского, Таймырского, Тунгусско-Чунского, Туруханского, Эвенкийского лесничеств» // Министерство лесного хозяйства Красноярского края URL: http://www.mlx.krskstate.ru/ (дата обращения 07.05.2020).
  17. Лесным ведомствам Иркутской области, Красноярского края, Республик Тыва и Хакасия поручено обеспечить наращивание сил и средств для тушения крупных лесных пожаров // ФБУ «Авиалесоохрана» URL: https://aviales.ru/ (дата обращения 26.05.2020).