Е. Л. Агеева, Е. В. Мазина, Д. А. Воронцов Использование имитационного моделирования при освоении слушателями навыков оказания первой помощи при обучении по охране труда (№ 2, 2020)

Скачать выпуск "Безопасность и охрана труда" №2, 2020

УДК 331.45: 37.013.42

Использование имитационного моделирования при освоении слушателями навыков оказания первой помощи

при обучении по охране труда 

Е.Л. Агеева,

к.б.н., доцент кафедры физиологии и безопасности жизнедеятельности человека Нижегородского государственного педагогического университета им. К. Минина

E-mail: lenaageeva2015@yandex.ru

Д.А. Воронцов,

магистрант Нижегородского государственного педагогического университета им. К. Минина

Е.В. Мазина,

магистрант Нижегородского государственного педагогического университета им. К. Минина

Аннотация: В статье обоснована актуальность и рассмотрены основные методические аспекты использования метода имитационного моделирования при освоении навыков оказания первой помощи при обучении по охране труда. Приведены примеры применения ситуационных задач при освоении навыков оказания первой помощи при обучении по охране труда.

Ключевые слова: охрана труда, имитационное моделирование, образовательный процесс, обучение, навык, ситуационная задача. 

Using Simulation Modeling in First Aid Skills

during occupational safety training

E.L. Ageeva,

Candidate of Biology Sciences, Associate Professor, Department of Physiology and Human Safety,

Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University

D.A. Vorontsov,

master, Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University

E.V. Mazina, master, Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University 

Abstract: The article justifies the relevance and considers the main methodological aspects of the use of the simulation method when mastering the skills of providing first aid in labor protection training. Examples of using situational tasks when mastering first aid skills in labor protection training are given.

Keywords: labor protection, simulation modeling, educational process, training, skill, situational task.

 

От возникновения нештатных ситуаций в производственном процессе не застрахован никто. От быстроты реакции, адекватности принятого решения, психологической устойчивости зависит не только здоровье, но, зачастую, жизнь пострадавшего. В этих условиях обучение приемам оказания первой помощи занимает важное место в рамках курсов повышения квалификации по охране труда, регулярно проводимых со всеми категориями работающих. Наибольшую результативность в этом процессе обеспечивает применение практико-ориентированного подхода (В.Г. Бубнов, Н.В. Бубнова, С.В. Петров), позволяющего организовать обучение с использованием разнообразных учебных моделей. Учебные модели для отработки навыков оказания первой помощи являют собой разного рода имитационные манекены, учебные тренажёры, демонстрационные пособия и программные средства, позволяющие визуализировать и имитировать то или иное неотложное состояние. Именно они позволяют применить имитационное моделирование, которое занимает одно из ведущих мест в спектре методов научного поиска и активно используется в методике обучения оказанию первой помощи.

Основными взаимосвязанными принципами имитационного моделирования как дидактического метода в контексте рассматриваемой проблематики являются: ситуационность, деятельностностный характер обучения, технологичность и алгоритмизация.

Принцип ситуационности при обучении первой помощи предполагает конструирование содержания материала в виде ситуационных задач, контекст которых содержит описание места происшествия, причины возникновения неотложной ситуации, времени ситуации, ее участников и их действия. Многие учебные центры при обучении первой помощи широко используют ситуационный подход в обучении, достигая высокой реалистичности на учебной площадке, что позволяет развить у обучающихся следующие профессионально-важные для оказания первой помощи качества:

  • решительность,
  • смелость,
  • умение принимать ответственность,
  • уверенность в собственных силах и их реалистичная оценка,
  • способность принимать верные решения в условиях неполноты информации и недостатке времени,
  • умение распределять внимание при одновременном практическом выполнении нескольких задач,
  • навык оперативного установления контакта с незнакомыми людьми в зависимости от их психологического состояния и особенностей личности, вызывать их доверие.

Ситуационность при имитационном моделировании предполагает применение в обучении как реальных, так и гипотетических ситуаций с использованием средств имитации (моделей) или статистов в ходе отработки практических навыков оказания первой помощи. Нужно отметить, что использование средств имитации собственного изготовления, в отличие от готовых наборов накладных имитаторов ранений, позволяет в большей мере использовать фактор неожиданности и увеличить реалистичность ситуационного поля, в котором действуют обучающиеся.

Принцип деятельностного характера обучения предусматривает в рамках курсов повышения квалификации по охране труда приоритет практических занятий по отношению к лекционным. Лекции в этом случае ориентированы на рассмотрение нормативно-правовых аспектов первой помощи и имеют характер инструктажа, реализующего принцип технологичности и алгоритмизации. Практические занятия предусматривают знакомство слушателей с ситуацией, требующей оказания первой помощи, ее всесторонний анализ, определение степени тяжести состояния, распределение ролей при выполнении действий оказания первой помощи и совершение непосредственных действий на статисте или тренажере с применением содержимого аптечки первой помощи и подручных материалов.

Имитационное моделирование с многократным применением тренажеров, симулирующих одни и те же неотложные состояния, позволяет выработать у слушателей устойчивые навыки оказания первой помощи. При этом обратим внимание, что в начале работы действия направлены, в первую очередь, на освоение алгоритма оказания первой помощи, а затем в расчет берется временной фактор, имеющий принципиальное значение при реанимационных действиях, остановке кровотечений, нахождении инородного тела в дыхательных путях и других угрожающих жизни состояниях. При выполнении слушателями заданий учитывается не только точность действий, но и скорость выполнения упражнения.

Обратим внимание, что навык оказания первой помощи нами трактуется как действие обучающегося, доведенное до автоматизма. Отметим, что процесс формирования навыка оказания первой помощи предполагает первоначальное освоение обучающимися соответствующих умений через последовательное прохождение ими стадий знакомства, анализа, синтеза и применения в ситуации, соответствующих теории Л.В. Ительсона (рисунок 1).

Рисунок 1 - Этапы развития навыка (по Л.В. Ительсону)

Метод имитационного моделирования при освоении навыков оказания первой помощи регулярно применяется при обучении слушателей курсов повышения квалификации по охране труда. Результаты работы позволяют говорить об эффективности выбранных педагогических оснований.

 

Литература:

  1. Агеева Е.Л. Оказание первой помощи ребёнку: учебно-методическое пособие / Мининский университет. Нижний Новгород, 2016.
  2. Агеева Е.Л., Сухов Г.В., Кулагин А.С., Воронцов Д.А. Освоение навыков оказания первой помощи при обучении охране труда // Безопасность и охрана труда. 2020. № 1 (82). С. 77-79; URL:https://biota.ru/images/magazine/05-2020/2020-1.pdf
  3. Агеева Е.Л., Аракчеев М.А., Ребриков А.Е. Теория и практика имитационного моделирования в методике обучения безопасности жизнедеятельности бакалавров образования // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 61-1. С. 4-7.
  4. Агеева Е.Л., Сухов Г.В. Использование имитационного моделирования при освоении обучающимися основной школы способов оказания первой помощи пострадавшим // Современные научные исследования и разработки. 2018. № 6 (23). С. 40-44.
  5. Бубнов В.Г., Бубнова Н.В. Инструкция по оказанию первой помощи при несчастных случаях на производстве. М.: ЭНАС, 2007.
  6. Картавых М.А., Агеева Е.Л., Прохорова И.В. Изучение будущими учителями безопасности жизнедеятельности социальных опасностей с использованием ресурсов электронной образовательной среды // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 5. С. 477.
  7. Картавых М.А., Прохорова И.В., Агеева Е.Л. Организационно-технологические аспекты практики будущих педагогов в условиях реализации образовательных модулей // Международный журнал экспериментального образования. 2015. № 11-2. С. 183-186.
  8. Прохорова И.В., Агеева Е.Л. Педагогические условия реализации перспективной модели интегрированной клинической практики в высшем педагогическом образовании // Вестник Мининского университета. 2016. № 2 (15). С. 8. URL:https://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/193