С. А. Карауш, В. А. Сенченко, О. О. Герасимова Эффективность государственного надзора за охраной труда в России (№2, 2018)

Скачать выпуск "Безопасность и охрана труда" №2, 2018

УДК 331.45

Эффективность государственного надзора

за охраной труда в России

 

С.А, Карауш, докт. техн. наук, профессор,

Томский государственный архитектурно-строительный университет

karaush@tsuab.ru

 

В.А. Сенченко, руководитель Волгоградского центра охраны труда и экологии

Волгоградский центр «Охраны труда и экологии от А до Я»

Vladimir.Senchenko@south.rt.ru

 

О.О. Герасимова, канд. техн. наук, доцент,

Томский государственный архитектурно-строительный университет

Ologeras@mail.ru

 

 

Реферат

Рассмотрена эффективность работы государственных инспекторов труда при надзоре за выполнением требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов со стороны работодателей. Показано, что в России хоть и снижается уровень производственного травматизма, однако растет доля сокрытых несчастных случаев со смертельным исходом. Для получения достоверной статистики по производственному травматизму необходимы исследования со стороны государства по анализу несчастных случаев, не связанных с производством.

 

Ключевые слова: охрана труда, государственный надзор, инспекция Роструда.

 

Вопросы безопасности работников на производстве стоят достаточно остро в России. Хоть и снижается число травмированных, однако уровень производственного травматизма остается на достаточно высоким, из-за чего государство несет значительные потери. Важную роль по снижению производственного травматизма государство отводит надзорному органу Роструду. Именно он должен осуществлять надзор за выполнением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов.

В последние годы инспектора Роструда работают в достаточно сложных условиях, т. к. число хозяйствующих субъектов в России остается примерно одним и тем же, а число государственных инспекторов труда в регионах снижается из года в год, из-за чего возрастает нагрузка на каждого инспектора труда, что хорошо видно на рис. 1.

 

Рис. 1. Динамика изменения количества хозяйствующих субъектов региона, приходящихся в среднем на одного государственного инспектора труда (1), и численность инспекторского состава государственных инспекций труда в субъектах Российской федерации ( 2), [1-3]

 

При этом меняется характер работы инспекторов. Если раньше инспектора проводили в основном проверки предприятий и организаций, то сейчас большую часть времени занимает работа с поступившими в инспекцию труда заявлениями работников и личный прием работников, чьи права, как считают последние, нарушены. Это можно проследить по диаграмме, показанной на рис. 2.

 

Рис. 2. Динамика изменения рассмотренных обращений граждан (1) и принятых на личном приеме граждан (2) в среднем по России, приходящихся на одного государственного инспектора труда

 

Меняется соотношение плановых и внеплановых проверок. Теперь значительный объем из общего числа проверок стали занимать внеплановые проверки по соблюдению работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, а число плановых проверок неуклонно падает, что видно из рис. 3.

 

Рис. 3. Число внеплановых (1) и плановых (2) проверок, проведенных инспекторами Роструда по соблюдению работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов

 

При этом надо отметить, что большая часть внеплановых проверок проходила по заявлениям граждан, так в 2017 году они составили 81,2% от общего числа проведенных инспекторами проверок.  Это говорит о том, на предприятиях и в организациях не все благополучно с обеспечением требований охраны труда и выполнением трудового законодательства, поэтому так много жалоб со стороны работников.

Плановые проверки в то же время не дают основания полагать, что на предприятии было все хорощо с охраной труда до проверки. Зная заранее о проверке, работодатель готовится к ней. Это позволяет работодателю навести порядок в области охраны труда у себя на предприятии, что является положительной стороной плановых проверок. Однако достаточно много предприятий уходят от плановых проверок путем самоликвидации. В 2017 году из 14317 запланированных проверок были отменены проверки в 468 предприятиях, что составило   3,3 %. А если учесть, что из 6,38 млн. хозяйствующих субъектов в 2017 году  было проверено только около 149 тысяч, что составляет 2,3%, то основная масса хозяйствующих субъектов не подвергается проверкам со стороны инспекторов Роструда. Об этом уже поднимался вопрос в литературе [4]. И можно только предполагать, как обстоят дела с охраной труда и производственным травматизмом на этих предприятиях. Реальное состояние дел с охраной труда на предприятии в основном может дать только внеплановая проверка, когда действительно анализируется реальная обстановка в области охраны труда. 

В 2017 году при проведении всех надзорных мероприятий и при расследовании несчастных случаев на производстве в России официально было выявлено свыше 462,2 тыс. нарушений трудового законодательства. Согласно представленной Рострудом статистики [2], число выявленных нарушений снижается, как показано на рис. 4. Однако число нарушений, выявленных одним государственным инспектором труда за год, остается практически одинаковым.

 

Рис. 4. Выявлено нарушений трудового законодательства, в том числе в среднем одним государственным инспектором труда: 1 – общее число выявленных нарушений ( в тыс.) ; 2 – выявлено в среднем одним инспектором труда

 

 

Данная статистика говорит о том, что снижение выявленных нарушений трудового законодательства в целом по России связано не с улучшением охраны труда на предприятиях, а с уменьшением численности инспекторского состава (рис. 1), при этом число выявленных нарушений в среднем одним инспектором практически остается на одном уровне. Это указывает, что интенсивность работы инспектора по выявлению нарушений трудового законодательства не изменяется, а перед самой инспекцией Роструда в регионах стоят значительные проблемы [5].

Официальная статистика показывает, что в Российской Федерации имеется тенденция снижения уровня общего производственного травматизма [3]. Однако данная статистика не отражает реального состояния дел, что связано с рядом факторов.

До введения в действие Федерального закона № 421-ФЗ [6] о повышении ответственности за невыполнение требований охраны труда   работодателями скрывались несчастные случаи на производстве. На рис. 5 показано число сокрытых несчастных случаев (1), расследованных инспекторами Роструда, в том числе со смертельным исходом (2), [1, 2, 7].

 

Рис. 5. Число сокрытых несчастных случаев, которые расследовали инспектора Роструда: 1 – всего; 2 – со смертельным исходом

 

 

 И хотя по представленной Рострудом статистики вроде снижается общее число сокрытых несчастных случаев на производстве, однако если проанализировать процент сокрытых несчастных со смертельным исходом (рис. 6), то картина меняется на противоположную. В 2017 году из каждых пяти несчастных случаев на производстве один был скрыт работодателем.

 

 

Рис. 6. Процент сокрытых на производстве несчастных случаев со смертельным исходом

 

После вступления в действие в 2015 году закона [6] пока отсутствует официальная статистика, насколько увеличилось или уменьшилось число сокрытых несчастных случаев на производстве, и как этот закон повлиял на поведение работодателей.

Если коснуться статистики несчастных случаев со смертельным исходом на производстве, то здесь нет полной ясности. Впервые в 2017 году в своем докладе [2] Роструд привел статистику анализа смертельных несчастных случаев, которые по результатам расследования были квалифицированы как не связанные с производством. Было установлено, что основной причиной квалификации несчастных случаев со смертельным исходом, как не связанные с производством, явилась смерть работников вследствие общего заболевания, что составило 84%. Однако, какую долю составляют случаи не признанные производственными по отношению к признанными производственными Роструд не приводит. Например, в Томской области в 2012 году по данным государственной инспекции труда произошло 32 несчастных случая со смертельным исходом, однако производственными были признаны только 16 случаев. Остальные 16 случаев не были признаны производственными по ряду причин.

До настоящего времени нет достоверной статистики, а связано или нет общее заболевание работника с характером его работы. А эта доля, как было показано выше, может достигать 100%. Все это говорит о том, что необходимы исследования на уровне государства по этим вопросам.

 

Литература:

1. Доклад об осуществлении и эффективности в 2015 году федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и надзора в сфере социальной защиты населения.

2. Доклад об осуществлении государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и надзора в сфере социальной защиты населения за 2017 год.

3. Отчет о деятельности Федеральной службы по труду и занятости и ее территориальных органов в 2017 году. 

4. Карауш С.А., Герасимова О.О. Эффективность государственного контроля за охраной труда в России //Охрана труда и техника безопасности на промышленных предприятиях. – 2016. – № 4. – С. 55-58.

  • Карауш С.А., Сенченко В.А., Герасимова О.О. Современные проблемы государственного надзора за охраной труда. Безопасность и охрана труда. – 2017. – № 1(70).  – C. 29-31.
  • Федеральный закон № 421-ФЗ от 28 декабря 2013 г. «О внесении изменений в отдельные акты Российской Федерации в связи с принятием федерального закона «О специальной оценке условий труда». Российская газета, 31 декабря 2013 г., № 6272.

7. Отчет о деятельности Федеральной службы по труду и занятости и ее территориальных органов в 2016 году.