С. А. Карауш, О. О. Герасимова, Е. А. Герасимова. Проблемы подготовки специалистов в области охраны труда. (№1,2022)

Скачать выпуск "Безопасность и охрана труда" №1, 2022

УДК 331.45:378 DOI 10.54904/52952_2022_1_73

ББК 65.246+74.48

С. А. Карауш - доктор технических наук, профессор,

karaush@tsuab.ru

Томский государственный архитектурно-строительный университет, 634003, г. Томск, пл. Соляная, 2

О. О. Герасимова - канд. техн. наук, доцент,

Ologeras@mail.ru

Томский государственный архитектурно-строительный университет, 634003, г. Томск, пл. Соляная, 2

Е. А. Герасимова - старший преподаватель,

alekceikovna@mail.ru

Томский государственный архитектурно-строительный университет, 634003, г. Томск, пл. Соляная, 2

КАРАУШ СЕРГЕЙ АНДРЕЕВИЧ, ГЕРАСИМОВА ОЛЬГА ОЛЕГОВНА, ГЕРАСИМОВА ЕЛЕНА АЛЕКСЕЕВНА

Проблемы подготовки специалистов в области охраны труда

Аннотация: Рассмотрены проблемы подготовки специалистов в области охраны труда в вузе и их последующей работы на предприятиях России. Показано, что происходило с охраной труда в нашей стране, и почему снизился интерес школьников к этой профессии. Показаны причины ухода подготовленных специалистов в области охраны труда на работу по другим профессиям. Проводимая «регуляторная гильотина» при правильном подходе может изменить ситуацию в работе специалистов в области охраны труда и повлиять на подготовку будущих специалистов.

Ключевые слова: охрана труда; специалист; подготовка; проблемы

S. A. Karaush O. O. Gerasimova E. A. Gerasimova

PROBLEMS OF TRAINING SPECIALISTS IN THE FIELD OF LABOR PROTECTION

Annotation: The problems of training specialists in the field of labor protection at the university and their subsequent work at Russian enterprises are considered. It is shown what happened to labor protection in our country and why the interest of schoolchildren in this profession has decreased. The reasons for the departure of trained specialists in the field of labor protection to work in other professions are shown. The ongoing “regulatory guillotine” with the right approach can change the situation in the work of specialists in the field of labor protection and affect the training of future specialists

Keywords: labor protection; specialist; preparation; problems

FOR CITATION СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Sergey A. Karaush / Dr. Sci. (Techn.), Professor

Olga O. Gerasimova / Cand. Sci. (Techn.), Associate Professor

Elena A. Gerasimova / Senior Lecturer

Tomsk State University of Architecture and Building, Tomsk, Russian Federation

 

Вопросы защиты человека от опасностей на производстве всегда вызывали интерес у всех людей, а в такие профессии как «спасатель МЧС», «доктор» и ряд других люди шли по призванию.

Переход народного хозяйства нашей страны на рыночные отношения привел к негативным последствиям в области охраны труда. Принятые в 1993 году «Основы законодательства Российской Федерации об охране труда» (в ред. Федерального закона от 18.07.95 № 109-ФЗ) в ст. 8 указывали, что «для организации работы по охране труда на предприятии создаются в случае необходимости службы охраны труда или привлекаются специалисты по охране труда на договорной основе». Принимать такое решение должен был работодатель. Данный подход привел к тому, что на большинстве предприятий были сокращены службы охраны труда и специалисты в области охраны труда. Работодатель считал, что они не производят продукции и ему не нужны. Все это привело к резкому росту производственного травматизма в России, который в разы стал выше, чем в европейских странах.

В принятом в 1999 году федеральном законе № 181-ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации» в ст. 12 уже было указано, что на предприятиях с численностью работников более 100 человек должен быть специалист в области охраны труда или служба охраны труда, а если меньше 100 человек, то кто-то должен выполнять функции специалиста по охране труда. Это позволило остановить рост производственного травматизма, но не решило кардинально рассматриваемую проблему.

Принятый 30 декабря 2001 года Трудовой кодекс Российской Федерации (федеральный закон № 197-ФЗ) [1] позволил начать приводить трудовое законодательство в нашей стране в порядок. Однако при проведении в 2004 году административной реформы Президент России упразднил Министерство труда и социального развития. И только в 2012 году Президент России вновь восстанавливает его в виде Министерства труда и социальной защиты.

Восемь лет в стране не было профильного министерства, и практически не было развития в области охраны труда. Естественно, что все эти перегибы не могли не сказаться на престиже профессии «специалиста в области охраны труда», а также на желании бывших школьников выбрать эту профессию. Это легко проследить в любом вузе по результатам конкурсов при приеме на специальности.

Работа специалиста в области охраны труда на производстве является трудной и ответственной. Данному специалисту необходимо хорошо знать производство, хорошо знать законодательные, нормативные правовые и нормативные документы, чтобы грамотно обосновывать свою позицию перед работниками и руководителями предприятия. Поэтому подготовка такого специалиста в вузе достаточно сложная и трудная задача. Для ее решения должны быть созданы определенные условия, и, кроме того, должны быть созданы соответствующие условия и на производстве. К сожалению, в последнее время частая смена федеральных государственных образовательных стандартов по данной специальности не привела к улучшению ситуации с подготовкой специалистов в области охраны труда.

Начатая с 1 января 2021 годы «регуляторная гильотина » [2] по приведению законодательных, нормативных правовых и нормативных документов в нашей стране к современному и удобному для использования виду пока не нацелена на исправление ситуации с положением и местом специалиста в области охраны труда на производстве.

Вышедший 22 апреля 2021 года новый профессиональный стандарт специалиста в области охраны труда (№ 274н) [3] установил 6 уровень квалификации для бакалавра, что соответствует должностям младшего специалиста по охране труда, специалиста или главного (ведущего) специалиста по охране труда.

Для магистра установлен 7 уровень квалификации, что соответствует по должности руководителю службы охраны труда, начальника отдела охраны труда или начальника управления охраной труда. Из стандарта мы видим, что квалификация специалиста в области охраны труда 7-го уровня соответствует уровню руководителей структурных подразделений в организации и топ-менеджерам.

Однако сравнение реального уровня заработных плат этих работников показывает, что у специалистов в области охраны труда она значительно ниже. Это одна из причин, почему, выучившись в вузе на специалиста в области охраны труда, работники потом уходят работать в другие отрасли и по другим профессиям.

Другой серьезной проблемой для работы специалиста в области охраны труда является правовая. В Трудовом кодексе РФ [1] в ст. 210 говорится, что управление охраной труда – это государственная задача. В организациях управление и ответственность за охрану труда государство возложило на работодателей. Однако большинство работодателей считает, что за охрану труда отвечает специалист в области охраны труда, который подчиняется работодателю. Происходит подмена ответственности за охрану труда.

Основная задача специалиста в области охраны труда – планирование, организация и контроль системы управления охраной труда в организации [3], а работодатель хочет, чтобы он выполнял и исполнительские функции. Работая в организации, специалист в области охраны труда должен требовать от всех работников выполнения законодательных и нормативных правовых документов, выполнять требования государственных структур в области безопасности. Однако он подчиняется работодателю и должен выполнять его требования, которые зачастую идут вразрез с обязательными нормативными документами. Все это может привести к привлечению такого специалиста к уголовной ответственности. И такие примеры, к сожалению, уже есть.

Многие документы в России в области охраны труда в настоящее время стали носить рекомендательный характер, что отрицательно сказывается на работе специалистов в области охраны труда. Так на большинстве предприятий численность службы охраны труда не соответствует «Межотраслевым нормативам численности работников службы охраны труда в организациях», утверждённым постановлением Минтруда России от 22 января 2001 г. № 10 [5] и являющимся рекомендуемыми. Поскольку численность службы охраны труда устанавливает работодатель, то все зависит от него. Есть случаи, когда в организации работает несколько тысяч человек (торговые сети), а в службе охраны труда работает один человек. В настоящее время вступил в силу приказ Минтруда РФ [6], который установил новый подход к подбору численности работников в службу охраны труда на предприятии.

Работодатель, к сожалению, зачастую на специалиста в области охраны труда возлагает еще дополнительные функции по охране окружающей среды, пожарной безопасности и другие, что не позволяет качественно выполнять свои прямые обязанности. Надеемся, что при изменении нормативной базы этот вопрос также будет рассмотрен.

На производстве специалист в области охраны труда является ключевой фигурой по контролю за соблюдением работниками обязательных нормативных требований охраны труда. Поэтому государственная политика со стороны Минтруда РФ по отношению к такому специалисту должна быть изменена. Ведь такому специалисту эту политику Минтруда РФ необходимо будет проводить у себя в организации. Реализуемая в настоящее время в России «регуляторная гильотина» в сфере нормативных правовых документов [2] позволяет надеяться, что по вопросам работы специалистов в сфере охраны труда на производстве будут разработаны и приняты соответствующие документы. А это позволит повысить интерес школьников к своей будущей профессии и лучше готовить в вузах кадры по вопросам безопасности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Федеральный закон РФ № 197-ФЗ от 30.12.2001 «Трудовой кодекс Российской Федерации». Условия доступа: http://base.garant.ru/12125268/ (дата обращения 10.09.2021).

2. Регуляторная гильотина – реформа контрольно-надзорной деятельности. Условия доступа: https://knd.ac.gov.ru (дата обращения 13.09.2021).

3. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской федерации «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в области охраны труда» № 274н от 22.04.2021. Условия доступа: https://mintrud.gov.ru (дата обращения 30.09.2021).

4. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2018 N 41 «О судебной практике по уголовным делам о нарушениях требований охраны труда, правил безопасности при ведении строительных или иных работ либо требований промышленной безопасности опасных производственных объектов». Условия доступа: https:/vsrf.ru Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2018 года № 41 (дата обращения 10.09.2021).

5. Постановление Министерства труда и социального развития РФ № 10 от 22.01.2001 Условия доступа: http://docs.cntd.ru (дата обращения 30.09.2021).

6. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской федерации « Об утверждении Рекомендаций по структуре службы охраны труда в организации и по численности работников службы охраны труда» № 37 от 31.01.2022. Условия доступа: https://mintrud.gov.ru/docs/1889 (дата обращения 10.02.2022).