И. И. Тебеньков, Д. С. Дубовец Совершенствование системы контроля (надзора) качества проведения специальной оценки условий труда. (№1,2022)

Скачать выпуск "Безопасность и охрана труда" №1, 2022

УДК 331.45 DOI 10.54904/52952_2022_1_54

И. И. Тебеньков Д. С. Дубовец

Совершенствование системы контроля (надзора) качества проведения специальной оценки условий труда

Тебеньков Игорь Игоревич – начальник отдела охраны и экспертизы условий труда Департамент труда и занятости населения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, тел. +7 902 81 944 60, e-mail: iiteb@mail.ru

Дубовец Денис Сергеевич – доцент кафедры бизнеса и экономики института цифровой экономики, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Югорский государственный университет», тел. +7 904 87 22 105,

e-mail: DS_1956@mail.ru

Аннотация.Рассмотрены вопросы организации контроля за качеством проведения специальной оценки условий труда. Приведены статистические сведения результатов государственной экспертизы по условиям труда.Изложенаидея повышения компетенции экспертов проводящих государственную экспертизу условий труда и организации профсоюзного контроля.

Ключевые слова:специальная оценка условий труда; охрана труда; экспертиза условий труда; профсоюзный контроль; экономика безопасности труда.

Tebenkov Igor Igorevich - Head of the Department of Protection and Expertise of Working Conditions of the Department of Labor and Employment of the Khanty-Mansiysk autonomous okrug - Ugra, tel. +7 902 81 944 60, e-mail: iiteb@mail.ru

 

Dubovets Denis Sergeevich - Associate Professor of the Department of Business and Economics of the Institute of Digital Economy of the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Ugra State University", tel. +7 904 87 22 105, e-mail: DS_1956@mail.ru

 

I. I. Tebenkov D. S. Dubovets

Improving the system of control (supervision) over the quality of a special assessment of working conditions

 

Annotation.The issues of organization of control over the quality of a special assessment of working conditions are considered. Statistical information about the results of the state expertise on working conditions is given. The idea of increasing the competence of experts conducting the state examination of working conditions and organizing trade union control is outlined.

Keywords:special assessment of working conditions; labor protection; examination of working conditions; trade union control; labor safety economics.

 

Сохранение профессионального здоровья работающих, как основа благополучия предприятия

Основу экономического благополучия любого предприятия составляет произведённый продукт или услуга, получаемая в результате трудовой деятельности её работников, отсюда важнейшей составляющей эффективного управления производством, является сохранение высокой производительности труда персонала. Достичь высокой производительности труда в организациях с вредными и опасными условиями труда крайне затруднительно, в силу высоких рисков выбытия производительных сил. В этой связи необходимо отметить существенную роль мероприятий по профилактике производственных травм и профессиональных заболеваний в решении вопросов экономического благополучия предприятий.

Конституция Российской Федерации в числе основных прав и свобод человека и гражданина определяет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены (статья 37) [1].

Без создания эффективной системы управления охраной труда (далее – СУОТ) невозможно создание здоровых и безопасных условий труда, снижение уровня производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.

Трудовой кодекс Российской Федерации (далее – ТК РФ) как основной нормативный правовой акт нашей страны в сфере трудового законодательства дает определение охраны труда как системы сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающей в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия [2].

В соответствии со статьей 212 Трудового кодекса Российской Федерации обязанности по обеспечению, созданию и функционированию системы управления охраной труда в организации возложено на работодателя.

Процедурой призванной идентифицировать и оценить вредные и (или) опасные факторы производственной среды и трудового процесса в настоящее время является специальная оценка условий труда (далее – СОУТ) [3].

Работодателю, исходя из специфики своей деятельности, в соответствии с Примерным положением о системе управления охраной труда (утвержденным Приказом Минтруда России от 29.10.2021 № 776н) рекомендуется определить основные виды контроля, в том числе контроль за выполнением специальной оценки условий труда работников [4].

В 2020 году в Российской Федерации по данным Федеральной службы государственной статистики на работах с вредными и (или) опасными условиями труда было занято 37,3% или 4841482 человека от общего числа работающих в организациях, отчитавшихся по форме 1-Т «Условия труда работников». Численность работников, получающих компенсации за работу с вредными и опасными условиями труда, составила 37,2% или 4826205 человек [5].

Как отмечено в Государственном докладе «О состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Российской Федерации в 2020 году» (размещен на сайте Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека) [6] состояние условий труда – основная причина, оказывающая наиболее существенное влияние на состояние профессионального здоровья работников, которое, в свою очередь, является важным социальным индикатором, от которого зависит трудовой потенциал страны.

Наиболее неблагоприятные условия труда, которые представляют самый высокий риск утраты профессиональной трудоспособности, характерны для предприятий по добыче полезных ископаемых, металлургии, машиностроения и судостроения, по производству строительных материалов, стройиндустрии, сельского хозяйства, транспорта.

Оценка интенсивности и длительности воздействия на работников факторов трудового процесса и выработка механизмов управления для снижения их неблагоприятного воздействия до уровней приемлемых рисков позволит сохранить профессиональное здоровье работающих, что приведет к экономическим эффектам, как для отдельных предприятий, так и для государства в целом.

Виды контроля за проведением специальной

оценки условий труда

В соответствии со статьей 25 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» контроль за проведением специальной оценки условий труда включает в себя государственный контроль (надзор) и профсоюзный контроль.

Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований Федерального закона «О специальной оценке условий труда» осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (Рострудом), и его территориальными органами.

Профсоюзный контроль за соблюдением требований Федерального закона «О специальной оценке условий труда» осуществляется инспекциями труда соответствующих профессиональных союзов.

Благодаря изменению с 2014 года подхода к проведению оценки условий труда, подкрепленному соответствующей нормативной базой занижение класса труда условий труда стало выгодно для работодателя, так как позволяет ему экономить финансовые средства, не вкладывая их в разработку и реализацию мероприятий, связанных с совершенствованием условий труда. Работодатель получил возможность минимизировать вложения в дополнительные выплаты сотрудникам, работающим под влиянием вредных и опасных факторов, практически перекладывая их в полном объеме на государство, которое и компенсирует вред, причиненный здоровью работника.

Так при наличии вредных условий труда и связанных с ними заболеваний работнику оформляется профзаболевание, и ежемесячные выплаты при потере трудоспособности и компенсация затрат на реабилитацию осуществляются за счет ФСС (взносов работодателя). В противном случае, если вредные условия труда не доказаны - это будет общее заболевание, и все затраты на общих основаниях как инвалиду будут осуществляться за счет бюджетных средств.

В соответствии со статьей 353 Трудового кодекса Российской Федерации федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется федеральной инспекцией труда (Рострудом).

Для проведения государственного контроля Рострудом разработаны Рекомендации по организации и проведению проверок соблюдения требований Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» организациями, уполномоченными на проведение специальной оценки условий труда (утверждены приказом Роструда от 02.06.2014 №199), эти требования являются обязательными, а их соблюдение проверяется в первоочередном порядке.

В императивном порядке Рекомендации указывают, что «ни при каких обстоятельствах задачами и предметом любой проверки, проводимой государственными инспекторами труда в целях осуществления государственного контроля (надзора) за соблюдением организациями, уполномоченными на проведение специальной оценки условий труда, требований законодательства о специальной оценке условий труда, не может являться оценка качества проведенной ими специальной оценки условий труда, так как в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации и статьи 24 Федерального закона № 426-ФЗ решение данного вопроса отнесено к компетенции органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, уполномоченных на проведение государственной экспертизы условий труда».

По данным всероссийского мониторинга условий и охраны труда в Российской Федерации [7] общая численность экспертов проводящих государственную экспертизу условий труда составляет 277 человек.

В 13 субъектах Российской Федерации (республики Алтай, Ингушетия, Калмыкия, Карачаево-Черкесская, Крым, Чувашия, Кировская, Новгородская, Псковская области, Ненецкий автономны округ, г. Севастополь) в 2020 году экспертиза не проводилась в связи с отсутствием запросов на ее проведение или отсутствием экспертов в штатном расписании (Республика Ингушетия, Карачаево-Черкесская Республика, Чеченская Республика и г. Севастополь).

В других субъектах Российской Федерации количество запросов на проведение государственной экспертизы условий труда существенно снизилось, в связи с пандемией новой коронавирусной инфекции. Так в 2020 году в структурные подразделения органов исполнительной власти по труду субъектов Российской Федерации, ответственные за проведение государственной экспертизы условий труда, поступило около 3 тыс. запросов на проведение государственной экспертизы условий труда, что на 1,7 тыс. меньше, чем в 2019 году (4,7 тыс.).

В 2020 году государственная экспертиза условий труда была проведена в отношении почти 21,0 тыс. рабочих мест (на которых заняты 30,5 тыс. работников), расположенных в 2,6 тыс. хозяйствующих субъектах Российской Федерации. В 2019 году в отношении почти 30,6 тыс. рабочих мест (на которых заняты 47,5 тыс. работников), расположенных в 3,4 тыс. хозяйствующих субъектах. Общее количество судебных заседаний, к участию в которых привлекались государственные эксперты в 2020 году – 326.

Собственные лаборатории имеются в наличии в трёх субъектах Российской Федерации – в Республике Саха (Якутия), Самарской области и в г. Москве.

Из общего объема проведения государственной экспертизы условий труда экспертиза качества проведения специальной оценки условий труда выполнена в отношении 13,6 тыс. (в 2019 году 21,1 тыс.) рабочих мест, на которых занято 21,2 тыс. работников (в 2019 году 33,4 тыс.). Из них содержат указания на допущенные нарушения качества проведения специальной оценки условий труда в 2020 году на 53,3% от подготовленных заключений.

В 2020 году специальная оценка условий труда в Российской Федерации прошла на 5 903 241 рабочих местах, на которых работают 7 867 993 работника.

Информация о соотношении рабочих мест охваченных государственной экспертизой условий труда от общего количества рабочих мест, на которых в 2020 году проведена СОУТ

Информация о соотношении заключений о соответствии и несоответствии качества СОУТ по результатам государственных экспертиз оценки качества СОУТ в 2020 году

Исходя из высокой доли (53,3%) заключений с выводом о несоответствии по качеству, при относительно небольшом охвате рабочих мест (0,23%), на которых выполнялась данная процедура, можно предположить об увеличении количества выявляемых замечаний при увеличении количества экспертиз.

Таким образом, при экстраполяции результатов государственной экспертизы на весь объем проведённой в 2020 году специальной оценки условий труда, нарушения при проведении СОУТ могут быть выявлены более чем на 3 миллионах рабочих местах. За 5 лет СОУТ в Росси проведена на 33 506 966 рабочих местах, исходя из предполагаемой доли отрицательных заключений нарушения при проведении СОУТ потенциально могут быть выявлены на более чем 17 миллионах рабочих мест.

В соответствии с частью 3 статьи 24 Федерального закона от 28 декабря 2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» проведение экспертизы качества специальной оценки условий труда осуществляется на платной основе за счет средств заявителя. Что выступает определённым барьером при обращении.

Предложения по совершенствованию системы контроляза проведением специальной оценки условий труда

Государственному эксперту при осуществлении экспертизы в целях оценки качества проведения специальной оценки условий труда в соответствии с Порядком проведения государственной экспертизы условий труда, утвержденным приказом Минтруда России от 29 октября 2021 № 775н необходимо последовательно выполнить ряд процедур. По сути своей проверяется работа экспертов организации, проводящей специальную оценку условий труда и комиссии по проведению специальной оценки условий труда.

При этом аттестующая организация должна соответствовать необходимым требованиям. К ним относят наличие не менее пяти экспертов, в том числе не менее одного эксперта, имеющего высшее образование по одной из специальностей - общая гигиена, гигиена труда, санитарно-гигиенические лабораторные исследования. Эксперт должен иметь сертификат, подтверждающий его право выполнения работ. Для этого он должен пройти аттестацию, ему необходимо иметь высшее образование, наличие дополнительного профессионального образования, предусматривающего изучение вопросов оценки условий труда в объеме не менее чем 72 часа, наличие опыта практической работы в области оценки условий труда не менее 3 лет.

В аттестующей организации необходимо наличие в качестве структурного подразделения испытательной лаборатории (центра), которая аккредитована национальным органом по аккредитации, и областью аккредитации которой является проведение исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса. Аттестующая организация должна иметь допуск к деятельности по проведению специальной оценки условий труда, зарегистрирована в реестре организаций, проводящих специальную оценку условий труда.

Очевидно, что оценивать работу аттестующей организации необходимо квалифицированным специалистам, при этом для государственных экспертов в Порядке проведения государственной экспертизы условий труда отсутствуют какие-либо требования к опыту работы, образованию, уровню знаний, умений, все отдано на усмотрение органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, уполномоченных на проведение государственной экспертизы условий труда.

В связи с тем, что установление порядка проведения государственной экспертизы условий труда входит в полномочия федеральных органов исполнительной власти в области охраны труда, для повышения качества проведения государственной экспертизы условий труда предлагается предусмотреть обязательное обучение (периодическое повышение квалификации) и аттестация государственных экспертов по аналогии с экспертами аттестующих организаций.

Важным направлением контроля качества проведения специальной оценки условий труда выступает предоставленное российским законодателем профессиональным союзам право проведения профсоюзного контроля за соблюдением работодателем и должностными лицами законодательства о труде, в том числе – законодательства о специальной оценке условий труда.

В соответствии с положениями ст. 370 Трудового кодекса Российской Федерации, профсоюзные инспекторы труда и уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов обладают следующими полномочиями:

- контролировать соблюдение работодателем норм трудового права;

- осуществлять независимую экспертизу условий труда и качества, уровня обеспечения безопасности работников;

- предъявлять работодателю обоснованные требования о приостановке работ при возникновении непосредственной угрозы жизни и здоровью работников;

- получать необходимую информацию от работодателей относительно состояния охраны труда на предприятии, в том числе, уровне профессиональной заболеваемости, несчастных случаях;

- направлять работодателю представление об устранении выявленных нарушений трудового законодательства и прочих нормативных правовых актов, в которых содержатся нормы трудового права;

- проводить проверку состояния условий и охраны труда, выполнения обязательств работодателей, содержащихся в коллективных договорах и соглашениях [2].

Право профсоюзов на проведение подобного контроля за соблюдением работодателем законодательства о труде закреплено в ст. 19 Федерального закона от 12 января 1996 № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности». Профсоюзам законодательно делегированы полномочия по созданию собственных инспекций труда для проведения профсоюзного контроля. Учрежденным в результате инспекциям профсоюзы могут делегировать только те полномочия, которыми наделены сами. Это дает определенные возможности для повышения качества контроля соблюдения законодательных норм о специальной оценке условий труда.

Несмотря на имеющуюся возможность, предоставленную действующим законодательством профсоюзным организациям участвовать в контроле за качеством проведения специальной оценки условий труда, следует отметить, что на практике эта возможность не реализуется в полной мере. Причинами сложившейся ситуации на наш взгляд являются:

- отсутствие необходимого материально-технического оснащения профсоюзных организаций (своей лаборатории и средств измерения, программного обеспечения по расчету эквивалентных показателей, нормативно-справочной базы, наличие финансовой возможности для найма испытательной лаборатории);

- недостаточная подготовка по узкоспециализированным вопросам проведения специальной оценки условий труда членов профсоюзных организаций (отсутствуют требования по обучению как членов комиссии по специальной оценке условий труда, куда в обязательном порядке входят представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии) так и экспертов осуществляющих профсоюзную экспертизу условий труда);

- отсутствует организация процедуры профсоюзного контроля за качеством проведения специальной оценки условий труда на уровне ФНПР.

В этой связи предлагается:

- предусмотреть обязательную аттестацию эксперта профсоюза (технического инспектора труда профсоюза), проводящего профсоюзную экспертизу условий труда по аналогии с аттестацией экспертов аттестующих организаций.

- на базе ФНПР аккредитовать испытательную лабораторию (центр) для проведения измерений вредных и опасных факторов рабочей среды и трудового процесса по обращениям первичных профсоюзных организаций в целях проведения профсоюзной экспертизы условий труда.

Вовлечение профсоюзных организаций в процесс контроля качества проведения специальной оценки условий труда, а также повышение профессионального уровня государственных экспертов условий труда, на наш взгляд, будут способствовать повышению уровня безопасности на производстве и улучшению социальной защищенности работников предприятий.

Список литературы

 

1. Конституция Российской Федерации.

2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 № 197-ФЗ

3. Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».

4. Приказ Минтруда России от 29 октября 2021 № 776н «Об утверждении Примерного положения о системе управления охраной труда».

5. Сайт Федеральной службы государственной статистики https://rosstat.gov.ru/folder/11110/document/13264 .

6. Государственный доклад «О состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Российской Федерации в 2020 году» размещен на сайте Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека https://www.rospotrebnadzor.ru/documents/details.php?ELEMENT_ID=18266 .

7. Мониторинг условий и охраны труда в Российской Федерации Сайт ФГБУ «ВНИИ труда» Минтруда России https://vcot.info/ .

8. Приказ Роструда от 02 июня 2014 № 199 «Об утверждении рекомендаций по организации и проведению проверок соблюдения требований Федерального закона от 28 декабря 2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» организациями, уполномоченными на проведение специальной оценки условий труда».

9. Федеральный закон от 12 января 1996 № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности».

10. Приказ Минтруда России от 29.10.2021 № 775н «Об утверждении Порядка проведения государственной экспертизы условий труда».