В зоне обучения. Некоторые аспекты подготовки бакалавров энергетических направлений в курсе «Безопасности жизнедеятельности». В. Г. Николаев, И. П. Карначев, В. С. Баранцев (№1, 2013)

Скачать выпуск "Безопасность и охрана труда" №1 2013

В.Г. НИКОЛАЕВ Декан физико-энергетического факультета, зав. каф. ФГБОУ ВПО КФ ПетрГУ, к.ф.- м. н. (г. Апатиты, Мурманской обл.),

И.П. КАРНАЧЕВ Ст. научный сотрудник НИЛ ФБУН СЗНЦ гигиены и общественного здоровья, доцент ФГБОУ ВПО КФ ПетрГУ, к.т.н. (гг. Кировск и Апатиты, Мурманской области),

В.С. БАРАНЦЕВ Зав. лабораторией физико – энергетического факультета, ст. преподаватель ФГБОУ ВПО КФ ПетрГУ (г. Апатиты, Мурманской обл.).

Введение с сентября 2010 г. в нашей стране двухуровневой системы высшего образования (в виде бакалавриата и магистратуры) вызвало множество вопросов, касающихся «нововведения» таких форм высшего профессионального образования, являющихся общепринятыми согласно квалификации по международной системе образования. С момента вступления в силу Приказа Минобрнауки № 714 от 08.12.2009 г. «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 140700 «Ядерная энергетика и теплофизика» (квалификация (степень) бакалавр)», как и во всех образовательных учреждениях Российской Федерации[1], в ФГОУ ВПО «Кольский филиал Петрозаводского государственного университета» (КФ ПетрГУ) начиная с 2011 г. были разработаны и введены рабочие программы, входящие в структуру учебно-методических комплексов по ряду дисциплин, в том числе и по курсу «Безопасности жизнедеятельности» (БЖ). Целью программы является – подготовка бакалавров, обладающих общими и профессиональными компетенциями, на которых далее мы остановимся подробнее, в области проектирования, сооружения, монтажа и наладки оборудования атомных электрических станций и других видов энергетических установок, использующих тепловую и ядерную энергию с позиций их безопасного функционирования.

Областью и объектами профессиональной деятельности бакалавров могут быть сферы, связанные с [2]:

  • проведением энергетических обследований зданий с целью энергосбережения;
  • применением тепловизионных обследований в промышленности и строительстве;
  • использованием возобновляемых источников энергии;
  • захоронением отработанного топлива;
  • использованием современных средств измерения функционирования оборудования;
  • вибродиагностикой;
  • фотометрией;
  • изучением современного программного продукта, позволяющего проводить моделирование теплотехнических процессов и управление ими;
  • использованием совокупности средств, способов и методов человеческой деятельности, связанных с разработкой, созданием и эксплуатацией аппаратов и установок, вырабатывающих, преобразующих и использующих тепловую энергию;
  • тепло-гидравлическими, физико-химическими, ядерно-физическими процессами, протекающими в устройствах для выработки, преобразования и использования тепловой и ядерной энергии;
  • атомными электрическими станциями, термоядерными реакторами и другими теплофизическими энергетическими установками как объектами человеческой деятельности, связанной с их созданием и эксплуатацией;
  • научными исследованиями по совершенствованию конструкций и технологий, как ядерных и термоядерных.

Отметим, что курс БЖ представляет собой – область знаний, в которой изучаются опасности угрожающие человеку, закономерности их проявлений и способы защиты от них. Вопросам БЖ в трудовой деятельности человека - это вопросы касающиеся обеспечения безопасности человека, как с учетом специфики производства, так и общих направлений, а именно:

  • как сформировать комфортную среду для жизнедеятельности человека в техносфере;
  • как минимизировать техногенное воздействие наприродную среду;
  • как сохранить жизнь издоровье человека засчет использования технических средств и методов контроля;
  • как приобрести навыки, позволяющие обеспечивать безопасность и охрану труда иблагоприятные условия трудовой деятельности на рабочих местах.

Охрана труда — это комплексная наука, изучающая закономерности формирования и проявления вредных и опасных производственных факторов в системе человек — машина — производственная среда, изучающая и разрабатывающая пути, методы и средства предупреждения аварий, производственного травматизма и профессиональных заболеваний. Курс «Охрана труда» изучается в ВУЗах с 1966 г., и включает в себя такие обязательные разделы, как: трудовое законодательство, промышленная санитария и гигиена труда, техника безопасности, противопожарная техника. Отметим в качестве исторической справки, что, начиная с 1990 г. в учебные планы ВУЗов нашей страны (в то время – Советского Союза, а затем в связи его распадом в 1992 г. и в ВУЗах России) вместо двух учебных дисциплин, читаемых ранее - «Охрана труда» и «Гражданская оборона», была введена новая учебная дисциплина - «Безопасность жизнедеятельности» (БЖ). Как было отмечено в [3], «.. решение этой задачи (т.е. задачи охрана жизни и здоровья работников) под силу людям, профессиональный уровень которых отвечает современным квалифицированным требованиям». К будущим же профессиям бакалавриата по направлению подготовки 140700 «Ядерная энергетика и теплофизика» относятся остро востребованные нашим временем профессии – физик-ядерщик, технолог, теплотехник, учитель физики, инженер-ядерщик, специалист в области энергоаудита, инженер-бакалавр по специальности «теплофизика».

Большинство дисциплин для указанного выше направления бакалавриата напрямую связаны с вопросами охраны и безопасности труда (ОиБТ), так например, при изучении курса «Тепломассообмена» - с вопросами «пожаро-» и «взрыво-» безопасности, а вопросы защиты организма человека, вследствие «резких» или неадекватных изменений микроклимата в рабочей зоне, связанные с нарушением теплового баланса и т.д. В качестве учебно-методического и информационного сопровождения курса БЖ можно рекомендовать литературные источники [4-13], в которых полно представлены действующая система нормативно-правовых актов в области техносферной безопасности, научные и организационные основы безопасности производственных процессов, основы обеспечения БЖ, система управления безопасности в техносфере и др.

В качестве требований к результатам освоения основных общеобразовательных программ бакалавриата по направлению подготовки 140700 «Ядерная энергетика и теплофизика», касающихся компетенций (К), именно с позиций учета аспектов ОиБТ, следует отнести:

а) общекультурные (ОК)

  • способность понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы... (ОК-15);

б) профессиональные (ПК)

  • способность применять основные методы защиты производственного персонала и населения от последствий возможных аварий... (ПК-7);
  • готовность …определять работоспособность установленного и ремонтируемого оборудования (ПК-20);
  • способность выбирать оборудование для замены в процессе эксплуатации и выбирать оптимальные режимы его работы (ПК-21);

в) профильно-специализированные (ПСК)

для профиля Теплофизика

  • способность проводить выбор приборов и оборудования для замены в процессе эксплуатации …(ПСК-6);

для профиля Атомные электрические станции и установки

  • готовность проводить анализ … процессов в ядерном реакторе с целью обеспечения его безопасной работы (ПСК-10).

Структура рабочей программы дисциплины, разработанная преподавателями КФ ПетрГУ для курса БЖ, соответствует требованиям Рособрнадзора (Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки) и Приказа Министерства образования и науки № 137 от 06.05.2005 «Об использовании дистанционных образовательных технологий», куда входят следующие разделы:

1. Место дисциплины в профессиональной подготовке.

2. Цели и задачи дисциплины.

3. Содержание дисциплины.

4. Учебно-методическое обеспечение курса.

5. Требования к уровню освоения программы.

6. Формы текущего, промежуточного и итогового контроля.

7. Приложение.

Таким образом, повышение требований к обучению бакалавров в ВУЗах, в т.ч. и по курсу БЖ, включающему вопросы, связанные с аспектами ОиБТ, обусловлено модернизацией всей системы управления охраной труда в нашей стране и переходом к управлению профессиональными рисками, активной профилактикой профессиональных заболеваний и производственного травматизма. Высшая школа в этом плане всегда была и постоянно должна быть на «передовых рубежах» практико-ориенированной подготовки в сфере безопасности труда, в том числе и по программ «прикладного» бакалавриата для высокотехнологичных технических направлений ВУЗов, связанных с ядерной энергетикой и теплофизикой, авиационной и ракетно-космической техникой, информатикой и вычислительной техникой и др.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта ВПО по направлению подготовки 140700 «Ядерная энергетика и теплофизика» (квалификация (степень) бакалавр)». ФЗ № 714 от 08.12.2009, зарегистр. в Минюсте РФ 08.12.2010, № 16297.

2. Направления бакалавриата – Кольский филиал ПетрГУ. Сайт доступа http://www.arcticsu.ru/content/napravleniya-bakalavriata-4

3. Яковлева Е.В. Анализ производственного травматизма и улучшение условий труда на основе использования оценочных показателей уровня безопасности. Безопасность жизнедеятельности. - № 6. - 2009. - С. 2 – 5.

4. Басков М.И. Охрана труда (безопасность жизнедеятельности в условиях производства) М.: - ИКЦ «Март», Ростов н/Д., изд. Центр «МарТ», 2003.

5. Раздорожный А.А. Охрана труда и производственная безопасность. М.: Экзамен, 2005.

6. Безопасность жизнедеятельности. / под ред. Проф. Муравья Л.А. – М.: ЮНИТИ- ДАНА.- 2005.

7. Графкина М.В. Охрана труда и производственная безопасность. – М.: ТК «Велби», изд. «Проспект», 2008.

8. Фролов А.В. Безопасность жизнедеятельности. Охрана труда. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. – 736 с.

9. Занько Н.Г. Медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности. / Н.Г. Занько, В.М. Ретнев. – М.: Академия, 2004. - 287с.

10. Трифонов К.И. Физико-химические процессы в техносфере. / К.И.Трифонов, В.А. Девисилов – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2007. - 240 с.

11. Хван Т.А. Безопасность жизнедеятельности. Практикум / Т.А. Хван, П.А. Хван. – Ростов-на-Дону, Феникс, 2006. - 316 с.

12. Васильев П.П. Практикум по безопасности жизнедеятельности человека, экологии и охране труда. / П.П.Васильев. – М.: Финансы и статистика, 2004. – 192 с.

13. Занько Н.Г. Медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности: Лабораторный практикум. Учебное пособие / Н.Г.Занько, В.М.Ретнев. М.: Академия, 2000. - 250 с.