Перила для роста. Проблемы и возможности оптимизации повышения доходной части в управлении страхованием от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в РФ. С. Н. Яшин (№1, 2013)

Скачать выпуск "Безопасность и охрана труда" №1 2013

Яшин С.Н., д.э.н., профессор, зав. кафедрой «Управление инновационной деятельностью» Нижегородского государственного технического университета им. Р.Е. Алексеева

Возрастающий риск причинения вреда здоровью работающих, в том числе существенное пропорциональное увеличение профессиональных рисков одного работающего требует от государства своевременных и адекватных мер, поддерживающих и увеличивающих социальную защищенность работающих граждан в системе обязательного социального страхования (прежде всего организации социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний). Государство является основным субъектом организации социальной защиты работающих граждан в отношении их жизни и здоровья. В условиях мирового финансового кризиса, достигнутые ранее Российской Федерацией позиции в области обязательного социального страхования подвергнутся серьезным воздействиям и изменениям. Таким как: масштабные сокращения занятого населения, их долговременное и частое перераспределение между организациями на рынке труда, ограничения финансирования социальных и социально-экономических программ развития из-за экономических трудностей.


В этой связи разработка мер по развитию обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и функционирования целевого фонда представляются, а также формирования условий для повышения устойчивости его доходности представляется весьма актуальной.

Развитый страховой рынок является неотъемлемой частью рыночной экономики. Страхование снижает риски экономических субъектов, повышает уровень их финансовой устойчивости. Оно позволяет аккумулировать денежные средства и инвестировать их в реальный сектор экономики, способствуя экономическому росту и повышению эффективности производства. В этом смысле развитие страхового рынка идет в ногу с важнейшими задачами, стоящими сегодня перед государством – обеспечением устойчивого экономического роста и повышением уровня жизни граждан.

В последние годы быстро увеличивается спрос на страховые услуги в России, что отражает высокие темпы роста этого рынка. Особые надежды возлагаются на личное страхование, имеющее огромный потенциал развития в нашей стране и большую социальную востребованность. Зарубежный опыт показывает, что личное страхование является одним из важнейших источников «длинных денег» в экономике и эффективным инструментом обеспечения достойного уровня жизни граждан.

Традиционным видом личного страхования для отечественной страховой практики является страхование от несчастных случаев. Оно повышает социальную защищенность граждан. Развитие этого вида страхования относится к числу приоритетных задач российской страховой отрасли.

Одной из актуальных проблем в практике деятельности ФСС по социальной защите работающих граждан в части повышения наполняемости доходной части бюджета ФСС является проблема недоимок и задолженности по уплате страховых взносов и других обязательных платежей, что отрицательно сказывается на исполнении обязательств перед застрахованными лицами и она во многом схожа с проблемой собираемости налогов.

 

Рассмотрим возможную классификацию предприятий по причинам задолженности по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний:

 

- «Крупные» предприятия. В настоящее время широко известен факт, что наибольшие задолженности перед бюджетами различных уровней имеют крупные предприятия. В данную группу организаций-должников по налогам входит сравнительно небольшое (несколько сотен) число крупных предприятий, имеющих наибольшие задолженности перед бюджетами различных уровней, это многолетние «участники» существующих в налоговых органах списков крупнейших неплательщиков. При этом их доля в общей сумме задолженности очень велика. Указанные предприятия обычно имеют важное народнохозяйственное и градообразующее значение, а их коллективы насчитывают тысячи, а иногда и десятки тысяч работающих. Поэтому сотрудники налоговых органов и служб судебных приставов, производящие обращение взыскания на имущество, в таких случаях должны осуществлять действия, согласованные с органами власти и управления государственным имуществом. При этом надо иметь в виду, что с подобными неплательщиками нужно и можно достаточно результативно работать, обращая взыскание задолженности в первую очередь на неиспользуемые производственные мощности, объекты инфраструктуры, а также вклады в дочерние предприятия.

 

- Предприятия – должники, являющиеся заложниками «перекосов» в экономике страны. Вторую категорию составляет достаточно многочисленная группа предприятий, рост задолженности которых напрямую связан с текущими процессами в экономике страны. Например, сейчас очень сложные негативные процессы происходят в сфере жилищно-коммунального хозяйства. И, как следствие, огромное число предприятий этой отрасли испытывают трудности со своевременной и полной уплатой налогов. Обращение взыскания недоимок на имущество подобных организаций не всегда оправдано. Поэтому работа с ними должна проводиться в тесном взаимодействии с местными органами власти, а основными формами ее являются предупредительно-профилактические мероприятия.

 

- Недоимщики - систематические нарушители налогового законодательства. К этой группе следует отнести организации, являющиеся нарушителями налогового законодательства, вставшие на путь неплатежей, пользуясь несовершенством законов. Вовлекая органы, осуществляющие взыскание задолженностей по налогам, во всевозможные разбирательства, в том числе и судебные, они одновременно, поскольку, как показывает практика, законодательство это нередко позволяет, различными путями скрывают свои активы от взыскателей. Работа по взысканию задолженностей с организаций этой группы достаточно сложна. Основная причина задолженностей рассматриваемой группы предприятий - сокрытые или неисчисленные налоги. Данная категория должников является приоритетной при принятии решений об обращении взыскания задолженности на имущество. Как правило, сразу же после завершения налоговых проверок таких организаций им выносятся требования об уплате налога. Одновременно, при отсутствии на счетах должников денежных средств, достаточных для уплаты сумм доначисленных налогов, осуществляется розыск имущества этих организаций, на которое может быть обращено взыскание задолженностей.

 

- Организации, чья деятельность после налоговых проверок фактически прекратилась. К данной категории относятся организации, чья деятельность после налоговых проверок и больших финансовых санкций за налоговые правонарушения фактически прекратилась. Как правило, такие организации обладают определенными активами, которых в то же время недостаточно для ликвидации задолженности в полном объеме. Если работа по обращению взыскания на имущество этих организаций начинается в период более чем полгода со дня образования задолженности, руководители предлагают для ареста и реализации исключительно малоликвидное или труднореализуемое имущество, которое не смогли продать сами. Для розыска остального имущества, а оно часто имеется, но находится в пользовании других лиц, необходимо проведение достаточно длительных розыскных мероприятий.

 

- Фирмы - «однодневки». В данной группе можно выделить организации, созданные для проведения одной или нескольких крупных финансовых операций. В идеологии создания этих организаций изначально заложена неуплата налогов. Обычно эти организации обладают имуществом в мизерном количестве или не имеют его вообще, что обусловлено самой концепцией создания и существования подобных организаций.

Вышеприведенная классификация организаций-должников по уплате страховых взносов выстроена в соответствии с текущими экономическими реалиями в стране и в наибольшей степени отражает причины формирования задолженности по сборам в бюджет ФСС и возможности организаций-должников по ее погашению.

 

Как уже упоминалось выше, сбор страховых взносов во многом аналогичен взысканию налогов. Обязанность по уплате страхового взноса должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате взносов досрочно.

Страхователь несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него Федеральным законом обязанностей по своевременной регистрации в качестве страхователя у страховщика, своевременной и полной уплате страховых взносов, своевременному представлению страховщику установленной отчетности, а также за своевременную и полную уплату назначенных страховщиком страховых выплат застрахованным (таблица 1).

Таблица 1.

Штрафные санкции за нарушения обязательств, возложенных на страхователя Федеральным законом

Нарушение

Штрафные санкции

Нарушение установленного срока регистрации в качестве страхователя у страховщика

5000 р.

Нарушение установленного срока регистрации в качестве страхователя у страховщика более чем на 90 дней

10000 р.

Осуществление физическим лицом, заключившим трудовой договор с работником, деятельности без регистрации в качестве страхователя у страховщика

штраф в размере 10 % облагаемой базы для начисления страховых взносов, определяемой за весь период осуществления деятельности без указанной регистрации у страховщика, но не менее 20 тыс. р.

Нарушение установленного срока представления страховщику установленной отчетности или её непредставление,

а повторное совершение указанных деяний в течение календарного года

1000-5000 р.

 

Привлечение страхователя к ответственности осуществляется страховщиком в порядке, аналогичном порядку, установленному Налоговым кодексом Российской Федерации для привлечения к ответственности за налоговые правонарушения.

В случае неоплаты или неполной оплаты страхового взноса в установленный срок обязанность по уплате страхового взноса исполняется принудительно путем обращения взыскания денежных средств страхователя на счетах в банках.

При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах или отсутствии информации о счетах страхователя передают специалисты Фонда документы судебным приставам, которые вправе взыскать денежные средства за счет иного имущества страхователя. При взыскании может быть применено в порядке и на условиях, которые установлены действующим законодательством, приостановление операций по счетам страхователя в банках.

Неисполнение обязанности по уплате страхового взноса является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате взноса, предусмотренных Налоговым кодексом РФ.

Недостаток средств по обязательному социальному страхованию по Нижегородскому региональному отделению Фонда социального страхования РФ на 01.01.2012 составляет 49 012,9 тыс. руб., то есть имеется дефицит бюджета, основная причина которого - задолженность страхователей.

В настоящее время термин «задолженность» четко не сформулирован в действующем законодательстве. При анализе данного термина будем опираться на наиболее близкое определение «недоимки».

Задолженность страхователей как видно из таблице 2, составляет 167 млн р. в 2009 г., 137 млн р. В 2010 г. и 125 млн р. в 2011 г., то есть эти деньги не поступили в бюджет ГУ - НРО ФСС РФ, а следовательно отсюда и нехватка денежных средств в эти года - дефицит средств.

Таблица 2

Отчетные данные страхователей, согласно расчетных ведомостей (форма 4- ФСС) по Нижегородской области за 2009 - 2011 гг.

Период

Задолженность за

страхователем на начало периода (тыс. р.)

Начислено страховых взносов (тыс.р.)

Перечислено страховых взносов (тыс.р.)

Задолженность за

страхователем

на конец периода (тыс.р.)

2009 г.

104 671,8

643 138,0

580 815,7

166 994,1

2010 г.

175 491,7

654 128,2

574 624,6

137 646,8

2011 г.

130 749,8

798 019,3

688 846,3

125 167,9

 

Остаток задолженности за страхователями снизился по сравнению с уровнем па начало отчетного периода на 36 160,0 тыс.р., в том числе просроченная задолженность снижена па 35 898,5 тыс.р. Из общей суммы просроченной задолженности 59,5 % задолженности имеют страхователи, находящиеся в различных стадиях банкротства (48 896,6 тыс.руб.)

 

По мнению специалистов НРО ФСС РФ классифицировать организации, имеющие задолженность по налоговым платежам, можно в зависимости от возможности реструктуризации этой задолженности. Так, в рамках этой классификации выделяются следующие категории должников по уплате налогов:

 

1. Страховщики, которые осуществили реструктуризацию задолженности по всем налоговым платежам, своевременно уплачивают текущие платежи и выполняют график погашения задолженности;

 

2. Страховщики, которые осуществили реструктуризацию частичной задолженности и своевременно уплачивают платежи по федеральным налогам;

 

3. Страховщики, которые не реструктурировали задолженность, продолжают ее накапливать и не принимают мер к погашению, но при этом осуществляют финансово-хозяйственную деятельность;

 

4. Страховщики, которые не реструктурировали задолженность по налоговым платежам и не имеют возможности для погашения и своевременной уплаты текущих платежей;

 

5. Организации-должники, которые уже давно прекратили финансово- хозяйственную деятельность.

 

Необходимо отметить, что подобная классификация достаточно объективно отражает наличие реальной возможности взыскания задолженности с должников по уплате страховых взносов, но фактически почти не раскрывает причин формирования этой задолженности.
Приказом ГУ - НРО ФСС РФ от 19.07.2008 г. № 580 «Об активизации деятельности отделения ФСС и его филиалов по сокращению задолженности по ОСС НС ПЗ» утвержден порядок работы отделений ФСС и его филиалов по сокращению данного вида задолженности. Данным приказом сокращение задолженности определено, как приоритетное направление в деятельности отделения ФСС, директорам филиалов и начальникам отделов предписано определить ответственных лиц за организацию этой работы и осуществлением контроля за ее исполнением, провести анализ причин роста задолженностей страхователей, принять неотложные меры по сокращению задолженности.
В настоящее время одной из центральных проблем, касающихся деятельности ФСС РФ является совершенствование процесса отнесения видов экономической деятельности к классам профессионального риска в будущем страховом периоде. Это требует разработки модели, позволяющей выявлять, оценивать и эффективно анализировать динамику изменения базовых показателей, отражающих функционирование страхователей, сгруппированных по ВЭД за период наблюдения, и получать достоверные прогнозные оценки.

Очень важен обоснованный подход к установлению страхователям скидок и надбавок и анализу их влияния на изменение показателей производственного травматизма. При расчете страховых тарифов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев и профессиональных заболеваний, а также надбавок и скидок к ним, все множество страхователей необходимо разделить на две категории: страхователи общей категории, страхователи льготной категории.

В применяемой в настоящее время методах расчета и обоснования скидок и надбавок к страховым тарифам учитывается сумма обеспечения по страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний за предшествующий период по всем страховым случаям, происшедшим за весь период осуществления страхователем финансово-хозяйственной деятельности. Данный подход ставит страхователей в изначально неравные условия. Вновь образованные юридические лица не имеют страховой истории, что в определенной мере дает им преимущество перед субъектами хозяйствования, функционирующими в течение нескольких лет. Таким образом, количество несчастных случаев на производстве и случаев профессиональных заболеваний будет расти пропорционально увеличению периода финансово-хозяйственной деятельности.

Зарубежная и отечественная практики показывают, что не только перечисленные причины ставят страховщика и страхователя перед необходимостью введения как минимум годового горизонта планирования. Это необходимо страховщику для объективного обоснования и расчета скидок и надбавок, а страхователю - для планирования мероприятий по снижению профессионального риска (в том числе по установленному перечню) и последующего согласования рассматриваемых мер со страховщиком. Показатели текущего года, в свою очередь, должны учитываться в последующие годы.

Представляется, что без соответствующей оптимизации управления социальным страхованием не удастся улучшить использование созданного в прошлые годы опыта, нарастить, обогатить его за счет эффективных различных направлений страховой деятельности. Более того, успешное реформирова­ние социального страхования способствует повышению эффективности экономики в целом, удовлетворению соответствующих потребностей различных слоев населения страны.

Список литературы

  1. Роик В.Д. Социальное страхование: история, проблемы, пути совершенствования. М., НИИ Труда, 2010.
  2. Яшин С.Н. Некоторые аспекты построения эффективной системы социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний// Безопасность и охрана труда.- Н. Новгород - Информационное агентство «Охрана труда», 2011, №3, с.44-47