Нормативно-правовая основа аттестации рабочих мест по условиям труда И. А. Карпова (№1, 2013)

Скачать выпуск "Безопасность и охрана труда" №1 2013

И. А. Карпова, заместитель директора по аттестации рабочих мест Регионального центра Охраны труда «ТрудЭксперт Максимум», г. Магнитогорск.

Для обеспечения охраны труда в России государством разработаны и совершенствуются нормативные правовые основы, созданы соответствующие органы управления и регулирования, осуществляется надзор и контроль, к правонарушителям применяются необходимые меры воздействия.

Деятельность по охране труда, в том числе ее составляющая-аттестация рабочих мест по условиям труда, базируются на нормативных правовых основах, представляющих собой совокупность норм права, регулирующих отношения между работодателями и работниками в сфере охраны труда.

Современные нормативные правовые основы (НПО) охраны труда включают в себя общую, особенную и специальную части.

Общая часть устанавливает требования, касающиеся всех видов деятельности. К общей части нормативно-правовых основ охраны труда относятся: Конституция РФ, Трудовой кодекс РФ, федеральные законы, указы Президента, постановления Правительства РФ, постановления и приказы министерств межотраслевой компетенции, постановления Минтруда (например: межотраслевые правила по охране труда (ПОТ Р М), межотраслевые типовые инструкции по охране труда (ТИ Р М)), Министерства здравоохранения и социального развития (Государственные санитарно - эпидемиологические правила и нормативы межотраслевой компетенции: санитарные правила (СП), гигиенические нормативы (ГН), санитарные правила и нормы (СанПин), санитарные нормы (СН)), постановления и приказы других министерств межотраслевой компетенции.

Особенная часть касается отдельных видов деятельности, например, эксплуатация электрических или тепловых установок, объектов котлонадзора или подъемных сооружений, строительство, транспорт, связь и др. Особенная часть может включать федеральные законы, указы Президента, постановления Правительства, постановления и приказы Минтруда (например: отраслевые правила по охране труда, (ПОТ Р О), типовые инструкции по охране труда (ТИ Р О)) постановления и приказы Министерства здравоохранения и социального развития (Государственные санитарно - эпидемиологические правила и нормативы отраслевой компетенции: санитарные правила (СП), гигиенические нормативы (ГН), санитарные правила и нормы (СанПин), санитарные нормы (СН)), постановления и приказы других министерств отраслевой компетенции (например правила безопасности (ПБ), правила устройства и безопасной эксплуатации (ПУБЭ), инструкции по безопасности (ИБ)).

Специальной частью регламентируются вопросы охраны труда в отдельной организации, предприятии. К специальной части относятся приказы и распоряжения руководителя организации, утвержденные им перечни, подписанные уполномоченной комиссией протоколы, зарегистрированные в установленном порядке журналы, удостоверения и другие нормативные правовые акты.

Каждая из рассмотренных выше частей нормативных правовых основ охраны труда делится на разделы и направления.

Охрана труда, как и любая сложная многофункциональная система, требует к себе постоянного внимания и корректировки. Одним из гарантов ее стабильного функционирования и развития, является своевременное нормативное правовое обеспечение. Нормативно правовые акты об охране труда - подзаконные акты, конкретизирующие в рамках действующего законодательства отдельные положения в области охраны труда; устанавливают правила, процедуры и критерии, направленные на сохранение здоровья и жизни работников в процессе трудовой деятельности. Постановлением Правительства РФ от 27.12.2010 N 1160 «Об утверждении Положения о разработке, утверждении и изменении нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда"[1] регулируется порядок разработки и принятия нормативных правовых актов. При применении данного документа следует также учитывать, что: >[2] Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации преобразовано в Министерство здравоохранения Российской Федерации и Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации с передачей Минтруду России функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере условий и охраны труда.

Не отменены Постановление Минтруда РФ от 17.12.2002 N 80 "Об утверждении Методических рекомендаций по разработке государственных нормативных требований охраны труда"[3] и "Методические рекомендации по разработке инструкций по охране труда", утвержденные Минтрудом РФ 13.05.2004.[4]

В Технические регламенты включаются Перечни национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований того или иного Технического регламента, а также международные стандарты, региональные стандарты, региональные своды правил, стандарты иностранных государств и своды правил иностранных государств при условии регистрации указанных стандартов и сводов правил в Федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов.

Рассмотрим наиболее первостепенные нормативные правовые акты общей части нормативно-правовой основы охраны труда. Высшую юридическую силу имеет Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12.12.93г.[5] Все остальные законы и иные нормативные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ (статья 15 часть.1)[6]. Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации (статья 4 часть 2)[7].

Право законодательной инициативы принадлежит Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству Российской Федерации, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду Российской Федерации, Верховному Суду Российской Федерации и Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения (статья 104)[8].

Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора(статья 4 часть 4)[9].

Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет (статья 54)[10].

В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся: административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды (статья 72)[11].

По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации. Вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (статья 76)[12].

Президент Российской Федерации издает Указы и Распоряжения, которые обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации (статья 90)[13]; федеральные законы принимаются Государственной Думой (статья 105).

Действующая Конституция РФ является документом прямого действия и устанавливает основные положения правовой системы, закрепляет исходные начала, характерные для всех отраслей права, в том числе для трудового права. В Конституции РФ закреплены права на охрану труда и здоровье людей, гарантии социальной защиты, бесплатную медицинскую помощь в государственных и муниципальных учреждениях, на возмещение ущерба и др., в частности:

  • Частью 2 статьи 7 Конституции РФ[14] установлено: «В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей…, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты».
  • Частью 2 и 3 статьи 37 Конституции РФ[15] установлено: «Принудительный труд запрещен», «Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены...».
  • Частью 1 статьи 39 Конституции РФ[16] установлено: «Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом».
  • Частью 1 и 3 статьи 41 Конституции РФ[17] установлено: «Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений», «Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом».
  • Статьей 42 Конституции РФ[18] установлено: «Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением».

После Конституции РФ среди законов в сфере труда важнейшим является Трудовой кодекс РФ[19]. Это кодифицированный источник трудового права.

В частности, Статьей 5 ТК РФ[20] определено, что «регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется:

- трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из настоящего Кодекса, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права;

- иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права:

- указами Президента Российской Федерации;

- постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти;

-нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

- нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права»

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ[21]).

Статьей 10 ТК РФ[22] определено, что «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации являются составной частью правовой системы Российской Федерации.

Если международным договором Российской Федерации установлены другие правила, чем предусмотренные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, применяются правила международного договора».(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ[23]).

Не менее важным среди законов в сфере трудовых отношений является Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ[24] в части предусмотрения административной ответственности за нарушения законодательства о труде и об охране труда, в частности:
  • Статья 5.27 КоАП РФ[25] «1. Нарушение законодательства о труде и об охране труда - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток..

2. Нарушение законодательства о труде и об охране труда должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, влечет дисквалификацию на срок от одного года до трех лет».

  • Статья 5.39 КоАП РФ «Неправомерный отказ в предоставлении гражданину и (или) организации информации, предоставление которой предусмотрено федеральными законами, несвоевременное ее предоставление либо предоставление заведомо недостоверной информации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 7.23.1 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей».

Федеральным законом от 18.07.2011г. N 237-ФЗ[26] усилена административная ответственность за нарушение законодательства об обеспечении единства измерений, в частности «Представление испытательной лабораторией (центром) для целей оценки (подтверждения) соответствия недостоверных или необъективных результатов исследований (испытаний) и (или) измерений продукции, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей».

Ответственность за нарушение законодательства о труде и об охране труда предусмотрена и в Уголовном кодексе Российской Федерации"[27]. Так ст.143 установлено:

«1. Нарушение правил техники безопасности или иных правил охраны труда, совершенное лицом, на котором лежали обязанности по соблюдению этих правил, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, - наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до одного года, либо лишением свободы на тот же срок.

2. То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека,

- наказывается принудительными работами на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового либо лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового».

При рассмотрении нормативно- правовой основы аттестации рабочих мест по условиям труда в системе нормативно-правовых основ, регулирующих отношения между работодателями и работниками в сфере охраны труда, явно прослеживается, что государством разработаны и совершенствуются нормативные правовые основы, созданы соответствующие органы управления и регулирования, осуществляется надзор и контроль, к правонарушителям применяются необходимые меры воздействия.