Ученья свет. В. З. Фасхутдинов, Н. М. Губайдуллин, Т. В. Фасхутдинов (№1, 2012)

Скачать выпуск "Безопасность и охрана труда" №1 2012

УЧЕНЬЯ СВЕТ

В. З.Фасхутдинов, доцент Башкирского государственного аграрного университета

Н. М.Губайдуллин, профессор Башкирского государственного аграрного университета

 Т. В.Фасхутдинов, старший научный  сотрудник Башкирского государственного аграрного университета

УЧЕБНЫЙ ЦЕНТР БАШКИРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АГРАРНО­ГО УНИВЕРСИТЕТА начал новый учебный год в расширенном со­ставе, слившись с Институтом переподготовки и повышения ква­лификации кадров агропромышленного комплекса. Преподавате­ли, участвующие в реализации трех программ — «Охрана труда в организациях», «Пожарно-технический минимум» и «Охрана тру­да и пожарная безопасность в с/х», — пересмотрели тематические планы своих занятий и значительно расширили их содержание; они увидели свои задачи в приближении их содержания к реше­нию практических вопросов на производственных объектах — по­лях и животноводческих фермах.

Мы убедились в том, что не все обученные руководители торопят­ся применить свои знания на производстве, образуется некоторый разрыв между знаниями у них и исполнителей на рабочих местах. Среди них есть и работодатели, и работники, занимающиеся охра­ной труда не системно, а эпизодически. Вероятно, при этом сказы­вается их недостаточная профессиональная компетентность, осо­бенно у руководителей производственных подразделений. Такое отношение отметили в ходе проверки государственные инспекто­ры труда на предприятиях.

В подобных случаях единственный путь достижения результатив­ности обучения — активизировать руководителя за счет усиления индивидуальной работы с ним. Возобновляют свою работу курсы повышения профессионального мастерства работников как на му­ниципальном, так и на уровне отдельных предприятий; в аудито­рии приглашаются преподаватели БГАУ и специалисты муници­пальных районов, а также руководители производственных под­разделений. Эти мероприятия наиболее результативны, т. к. про­исходит широкий обмен опытом, а выступающие на занятиях стараются находить нужные материалы, ибо оставаться в сторо­не от общих интересов или лишиться должности не хочет никто.

Подобные мероприятия влияют на состояние трудовой дисциплины и ведут к формированию дееспособного коллектива — в этом убеждены наши коллеги.

Другой действенный прием активизации руководителей и специ­алистов среднего звена (бригадиров, механиков, мастеров, на­чальников и др.) является поручение разработать инструкцию по технике безопасности, пожарной или электробезопасности на ра­бочем месте или участке. Многие руководители и специалисты (и особенно с высшим образованием) лучше сориентированы в этой области; разрабатывая проект инструкции, они вынуждены работать с материалами по самым разным вопросам безопасности. Таким образом, самооб­разование руководителя среднего звена помогает ему в овладении теорией и навыками по обеспечению безопасности труда своих подчиненных, а инструкция выдается по суще­ству. Ее разработчик берет на себя большую ответственность: в случае неучета отдельных нюансов его фамилия будет указана в графе 8 «Лица, допустившие нарушение норматив­ных требований…» в акте формы Н-1 на производственный несчастный случай.

Как правило, в небольшом коллективе один и тот же специалист по охране труда назна­чается по совместительству лицом, ответственным за безопасность людей и территорий при ЧС. Он же обязан контролировать эксплуатацию электрохозяйства, грузоподъемных машин и механизмов и газового хозяйства.

Бесспорно, при организации обучения работников сельхозкооперативов следует учиты­вать особенности их структуры. Преподаватели, выезжающие для проведения занятий с работниками муниципальных районов, аттестуют работодателей и руководителей под­разделений, передают методические рекомендации, наглядные пособия и материалы для организации обучения в коллективах. Эти усилия результативны там, где осознанно под­ходят к вопросам обучения, а работодатель считает специалиста по охране труда своим основным помощником в проведении в жизнь политики в этой области.

В БГАУ по две недели и в два потока было организовано обучение охране труда по 40-ча­совой программе и по 28-часовой — пожарно-техническому минимуму. Занятия прошли насыщенно и достаточно продуктивно, а в завершение была проведена проверка знаний с участием главного госинспектора труда по Башкирии.

Преподаватели и заведующие лабораториями разработали инструкции по безопасности, и все работники были проинструктированы с оформлением в «Журнале регистрации ин­структажа на РМ». Лица, ответственные за ПБ в подразделениях, провели противопожар­ный инструктаж, который был оформлен в «Журнале учета инструктажей по ПБ». Поми­мо того, в соответствии с требованиями Правил технической эксплуатации электроуста­новок все работающие с электроэнергией прошли необходимое обучение; им была при­своена группа I по электробезопасности.

В университете были организованы курсы обучения охране труда в месячный срок для вновь принятых или же переведенных с др. подразделений работников по 20-часовой программе.

Нет сомнений: повышение требовательности со стороны органов, занятых контролем и надзором за безопасностью и гигиеной труда, способствует общему подъему деятельно­сти трудовых коллективов.