Труд делает здоровым. О работе Министерства охраны труда, интеграции и социальной политики земли Северный Рейн-Вестфалия. С. Е. Путилин (№1, 2012)

Скачать выпуск "Безопасность и охрана труда" №1 2012

Труд делает здоровым. О работе Министерства охраны труда, интеграции и социальной политики земли Северный Рейн-Вестфалия.

С.Е.Путилин, член Совета НАЦОТ, главный врач ФБУЗ “Центр гигиены и эпидемиологии по железнодорожному транспорту” Тихорецкий филиал

13 декабря 2011 в г.Дюссельдорф (Германия) состоялась встреча делегации ФБУЗ “Центр гигиены и эпидемиологии по железнодорожному транспорту”, под руководством главного врача  Артеменкова Юрия Михайловича с руководителем департамента охраны  труда Министерства охраны труда, интеграции и социальной политики земли Северный Рейн-Вестфалия Hr. Helmut Deden.

Во время встречи Hr. Helmut Deden рассказал о политике государства в области охраны труда, задачах и структуре  федерального и земельных министерств, в чьей компетенции находятся вопросы  производственной и гигиены и охраны труда. Привел  некоторые статистические данные.

На федеральном уровне в Германии вопросы охраны и гигиены труда курируют следующие структуры:

Ministerium fur Arbeit und Sozialordnung (BMAS) – министерство труда и общественного порядка;

Bundesministerium fur Urnweit (BMU) – министерство охраны окружающей среды;

Bereich Chemikaliensicherheit  - REACH – европейская структура, занимающаяся вопросами применения на производстве  всех возможных видов химикалий и облучения.

В Германии 16 федеральных земель. Каждая земля отвечает за соблюдение и контроль законов и обязуется создавать необходимые структуры по управлению процессами.

Федеральные законы ФРГ достаточно жестко и подробно регламентируют вопросы охраны и гигиены труда и в настоящее время ведутся дебаты о некоторой дерегуляции процессов.

На территории федеральной земли Северный Рейн Вестфалия (NRW) зарегистрировано 400 тысяч предприятий с минимум одним работником, подлежащим государственному страхованию от несчастных случаев на производстве. На фоне общего населения земли NRW  в 18 млн. чел. количество занятых на производстве составляет 8,6 млн. человек, из них застрахованных в системе гос.страхования  5,8 млн.работающих.

 В структуре предприятий на территории земли NRW:

80%  предприятий имеют от 1 до 10 работников;

15% предприятий – от 10 до 50 работающих;

4% предприятий – от 50 до 250 работников;

1% предприятий – более 250  работников.

Развитые структуры охраны труда имеют только крупные и очень крупные предприятия.

В центральном аппарате министерства задействовано 27 человек.

В распоряжении министерства имеется ещё одна структура (отдел), который занимается вопросами мирного досудебного урегулирования споров в трудовой сфере.

Основные задачи министерства:

- законотворческие инициативы по совершенствованию федеральных и земельных законов, касающихся области охраны труда и социальной политики. Министерство ведет постоянные переговоры с целью согласования позиций  министерств других 15 федеральных земель и федерального министерства  по вопросам законотворчества;

- управление и консультирование структур занятых охраной труда на предприятиях;

- консультирование и переговоры с работодателями, профсоюзами и страховыми компаниями;

-министерство всемерно поддерживает инновационные инициативы, исходящие от коллективов, профсоюзов, работодателей и др., направленные на улучшение системы охраны труда;

- вопросы контроля соблюдения действующих законов также находятся в ведении министерства, но эти функции, в основном, возложены на областные структуры (на территории  NRW находится 5 округов).

Окружные управления министерства:

-проводят проверки предприятий, рассматривают жалобы и проводят расследования случаев производственного травматизма и профессиональных заболеваний;

- осуществляют разрешительные процедуры, связанные с использованием нового оборудования на предприятиях, на проведение новых видов работ, на  работу с химическими веществами.

В обязанности работодателей также входит своевременная подача заявок на проведение разрешительных процедур на:

- работу подростков на предприятии;

- на применение химических веществ, способных вызывать онкологические заболевания.

О структуре окружных управлений земельного  министерства

В структуру окружных управлений министерства, как правило, входят  следующие основные отделы и функциональные группы:

- отдел общих вопросов – занимается, в основном, выдачей разрешений на строительство и иных разрешительных документов;

-отдел безопасности оборудования и продукции – занимается вопросами проверки безопасности технологического оборудования и качества продукции;

- отдел радиационной безопасности;

- группа обеспечения безопасности в области взрывчатых веществ – (занимается в т.ч. вопросами регулирования и контроля за хранение и реализацию  новогодних петард и хлопушек);

- группа безопасности перевозок  в т.ч. опасных грузов;

- группа контроля транспортных средств в т.ч. занимаются контролем времени нахождения в рейсе  водителей автобусов и грузовиков дальнего следования;

- группа безопасности строительных работ;

- группа организации рабочих мест, которая, в частности, занимается измерениями производственного шума, вибрации и других вредных производственных факторов.

Система принуждения к выполнению мероприятий по охране труда

При осуществлении мероприятий по контролю применяются следующие меры воздействия:

- предупреждение;

- предупреждение с принудительным  заказом подрядчика на выполнение работ по исправлению ситуации, при этом хозяин предприятия должен эти работы оплатить;

- штрафы;

- закрытие предприятия;

- передача дел в прокуратуру (если идет речь  о нарушениях  могущих повлечь  угрозу здоровью и жизни работающих).

Система информирования и консультирования

Федеральным законом Германии предусмотрено, что каждый работодатель имеет право получать информацию и профессиональные консультации по вопросам охраны труда.

Информация должна быть максимально компетентной и нейтральной. Существуют группы информирующие работодателей об инновациях в сфере охраны труда. Такой работой занимается и министерство, которое выстроило систему наблюдения за системой охраны труда и следит, чтобы она была работоспособной.  При наблюдении за Системой очень важно не только видеть  её работоспособность, но и смотреть вперед и думать над тем, как улучшить ситуацию.  Министерство совместно с  LIGA осуществляет функционирование информационной платформы по вопросам охраны и гигиены труда для предприятий   земли NRW.  Информационная платформа  или портал в сети Интернет функционирует, как открытая система и пополняется за счет новых вопросов и квалифицированных ответов на них со стороны специалистов

Каждый работодатель обязан гарантировать безопасность рабочих. Производственные правила и нормы, разнообразны настолько, насколько и факторы риска на предприятии. По этой причине закон о безопасности труда (AsiG) Федеративной Республики Германия включает в число обязанностей работодателей юридические консультации со специалистами по вопросам безопасности труда. Это означает, что работодатель обязан иметь не только штат специалистов (главным образом для технических решений), но также врачей, занимающихся медицинскими аспектами безопасности труда.

Закон о безопасности труда вступил в силу в декабре 1973 г. В это время в ФРГ имелось примерно 500 врачей, имеющих подготовку в области гигиены труда. Установленная законом система страхования от несчастных случаев играет решающую роль в создании и развитии существующей системы организации гигиены труда в компаниях.

LIGA (Landesinstitut fur Gesundheit und Arbeit)

Этот институт предоставляет профессиональную  квалифицированную информацию  в области гигиены и охраны труда государственным органам управления, экономике, социальным партнерам и общественности.

 LIGA всегда находится на самом современном уровне, разрабатывает самые современные концепции по охране труда  для групп предприятий.

LIGA осуществляет квалифицированный менеджмент информации по гигиене и охране труда и работает с общественностью.

LIGA является очень важным консультантом и экспертом страховых компаний в частности по вопросам профессиональных заболеваний

Дуальная (двойная) система гигиены  и охраны труда и  на производстве в  Германии.

Эта система специфична  и является «ноу-хау» Германии.

Задачи государства и задачи страховых компаний в деле гигиены и охраны труда  преследуют одни и те же цели но параллельны «как рельсы» и не пересекаются. Страховые компании аналогично государственным органам контролируют  и осуществляют меры по профилактике профессиональных заболеваний и производственного травматизма.

Не смотря на параллельность  задач, в работе  земельных министерств  и страховых компаний имеются много пересечений, связанных с необходимостью согласования позиций, снятия противоречий и не нужного дублирования. С этой целью  в Германии с 2008 года действует стратегия регулирующая работу государства и страховых компаний.

Как одна из пяти отраслей социального страхования, система страхования от несчастных случаев, установленная законом, играет основную роль в профилактике несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний путем определения и ликвидации связанных с производством опасных факторов. Для выполнения данного обязательства законодатели наделили широкими полномочиями самоуправления систему страхования от несчастных случаев на производстве с правом принимать собственные правила и нормы, конкретизировать и формировать превентивные меры. По этой причине установленная законом система страхования от несчастных случаев - в рамках существующего государственного права - взяла на себя обязанность определять, в каких случаях работодатель должен иметь в компании врача, какую экспертную квалификацию в области гигиены должен иметь врач и сколько времени, по мнению работодателя, врач должен посвящать медицинской помощи рабочим.

Первый проект норматива, регулирующего предупреждение несчастных случаев на производстве, датирован 1978 годом. В это время число врачей с опытом работы в области гигиены труда было недостаточно для оказания медицинской помощи во всех компаниях. Поэтому было принято решение сначала обеспечить соответствующие условия на больших предприятиях. В это время крупные промышленные предприятия, часто имели собственные соглашения с врачами, отвечавшими или даже превосходившими требования, установленные нормативами по профилактике несчастных случаев на производстве.

Трудоустройство врача на предприятии

Время для оказания медицинской помощи рабочим выделяется в соответствии с нормативной системой страхования от несчастных случаев на производстве на основе имеющихся знаний по страхованию от существующих рисков здоровью в различных отраслях. Классификация фирм по видам страхования и оценка рисков для здоровья стали основанием для выбора врача предприятия. Так как медицинская помощь на предприятии относится к области гигиены труда, работодатель должен нести затраты по найму таких докторов. Число рабочих, подвергающихся риску, на различных участках, умноженное на время, которое выделено для оказания медицинской помощи, определяет сумму финансовых расходов. В результате формы медицинского обслуживания различаются, и в зависимости от размера фирмы, для оказания услуг привлекается штатный или внештатный врач (почасовик). Различие в требованиях привело к различию форм организации служб гигиены труда.

Штаб специалистов по гигиене и охране труда на территории  земли NRW:

500 чел. практикующих специалистов;

27 чел. Министерство земли NRW;

100 чел. Земельный институт LIGA.

По завершении своего доклада Hr. Helmut Deden ответил на  вопросы , в том числе:

  1. О лабораторном обеспечении мероприятий по гигиене и охране труда.

    Лабораторное обеспечение осуществляют независимые лаборатории. В случае проведения лабораторных работ с результатами, отражающими нарушения на предприятии – оплату труда лаборатории осуществляет работодатель. Если же нарушений в ходе лабораторных исследований не обнаружено – оплату лабораторных исследований осуществляет Министерство.

  2. Как часто осуществляется плановый контроль на предприятиях?

    Очень редко. Если взять данные, что на 400 тыс. предприятий приходится 500 специалистов, то можно представить, сколько предприятий приходится на 1 –го специалиста. В связи с этим проверки проводятся по не писанному правилу  - проверка проводится, если есть активные подозрения.  В связи со скандальным случаем в Дортмунде, где произошло отравление рабочих при разборке трансформаторов, Министерство попросило независимых экспертов посчитать – сколько сотрудников необходимо для нормальной работы Министерства для того, чтобы можно было осуществлять плановую работу. Ответ был – необходимо увеличить штат работников министерства и практикующих специалистов  минимум в 2 раза.