Не топором, так пером. Актуальные вопросы обучения по охране труда. Г. З. Файнбург (№1, 2012)

Скачать выпуск "Безопасность и охрана труда" №1 2012

Не топором, так пером

 (Актуальные проблемы обучения вопросам охраны труда)

Образование - это не подготовка к жизни,

это и есть жизнь

Джон Девей

Способность учиться быстрее, чем ваши конкуренты,

быть может, единственное, заслуживающее поддержки,

конкурентное преимущество!

Арье де Геуз

«Буквы кривые, да смысл прямой»

Народная поговорка

Г.З.Файнбург,

директор Пермского краевого центра охраны труда и

Института безопасности труда, производства и человека

Пермского национального исследовательского политехнического университета,

Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации,

доктор технических наук, профессор

НЕ КИЧИСЬ, А УЧИСЬ! – гласит русская народная пословица, великолепное отражающееся веками складывавшееся, но так и непреодоленное в нашем обществе негативно-презрительное отношение к обучению и его успешным ученикам, получающим на современном жаргоне краткую уничтожительную метку – «Ботаник!».

И вот на необъятной территории нашей страны, в которой примерно 60 млн. работников и 6 млн. работодателей, тысячи людей ежедневно ищут не такую образовательную организацию, где можно качественно обучиться, а такую, где можно без «лишних хлопот» (т.е. без обучения) получить документ об этом обязательном обучении.

«Корень ученья горек, но плод его сладок» – гласит народная пословица, и наши «сладкоежки» не хотят грызть это порой очень горький корень. Все они считают себя успешными деловыми людьми и гордятся тем, что могут просто, но не в подземном переходе, одним росчерком пера под договором «купить» нужное им удостоверение, свидетельство или диплом. И невдомек им, так любящим известный всем символ успешной и сытной жизни – стодолларовую банкноту, что Бенджамин Франклин, смотрящий на нас с этой банкноты, когда-то сказал – «Инвестиции в знания всегда приносят наибольший доход», с чем невозможно не согласиться.

Всем известны давнишние успехи страны Советов, сумевшей быстро стать ведущей мировой державой и первой послать человека в космос, но мало кто осознает, что все это было достигнуто трудом огромного количества компетентных специалистов, хотевших и получивших прекрасное (тогда лучшее в мире) образование, в том числе и по вопросам безопасности.

Текущие политические события в нашей стране – выборы в Государственную Думу и Президента России, заслонили для многих другие настолько важные события, что им суждено оказать существенное влияние на всю охрану труда на весь обозримый исторический отрезок времени. Речь идет о трех событиях.

Во-первых, в октябре 2011 года в гуще многих событий произошло одно, но очень важное для всей системы управления охраной труда и всех специалистов по охране труда, событие. Рассмотрев на своем заседании вопросы охраны труда, Правительство Российской Федерации поддержало инициативу Минздравсоцразвития России и поручило ему и Минобрнауки России рассмотреть вопрос о создании нового направления подготовки (специальность) высшего профессионального образования «Охрана труда и управление профессиональными рисками».

Во-вторых, 28 февраля 2012 года был принят Федеральный закон № 11-ФЗ «О внесении изменений в Закон РФ «Об образовании» в части применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий», который полностью легализирует «электронное обучение» и «дистанционные образовательные технологии», что сильно расширяет возможности электронного обучения граждан, в том числе с использованием дистанционных технологий, а также уточняет процедуру лицензирования образовательных учреждений, применяющих электронное обучение и дистанционные образовательные технологии.

В-третьих, с ноября 2011 года и по настоящее время, Минобрнауки России публично начал кампанию (в которой участвуют с разных сторон и ФАС, комитет по образованию Государственной Думы, и профессиональное сообщество), направленную на полную ликвидацию в стране государственной аккредитации дополнительного профессионального образования, выдачи документов государственного образца и т.п. практик.

Несомненно, что все эти события существенно повлияют (и уже влияют) на оказание образовательных услуг в сфере охраны труда и безопасности производства.

Не претендуя на окончательные и безукоризненные в своей истинности ответы, нам захотелось поделиться с читателями своими мыслями, основанными на многолетнем и положительном опытом организации подготовки специалистов, которым мы располагаем в Пермском национальном исследовательском политехническом университете.

Практика давно уже показала, что бесконечно общее понятие «специалист по охране труда» включает в себя, как минимум, три разные группы специалистов.

Первая и самая массовая группа – специалисты, выполняющие функции службы охраны труд на предприятии. Если считать, что у каждого работодателя должен быть грамотный специалист, пусть и не работающий на полную ставку, то таких специалистов нужно порядка 3-4 млн. человек. Это огромная цифра. Если же считать, что такими специалистами мы укомплектуем только службы охраны труда предприятий с численностью более 50 работников, то и здесь нам нужно иметь не менее 300-400 тысяч специалистов.

Вторая группа – специалисты, оказывающие лично или в составе организации услуги по охране труда, а также специалисты, участвующие в общегосударственном управлении профессиональными рисками, т.е. различного ранга и компетенций официальные лица органов управления, надзора, контроля, включая общественный, и т.п. Таких специалистов нужно порядка 100-200 тысяч.

Третья группа – специалисты, занятые разработкой требований охраны труда и их реализацией в научных и проектных институтах, а также занятые преподаванием охраны труда в высшей школе. Таких специалистов нужно порядка 2 тысяч.

Рассматривая общие требования к специалисту на рынке труда (российские и применяемые в практике зарубежных стран), мы видим, что главным критерием является ПРАВО профессиональной деятельности в данной сфере.

В нашей стране понятие об этом праве только-только начинают думать. Но на деле (и это подтверждено практикой стран с развитой рыночной экономикой) к образованию и профессиональному опыту этого человека работодателем могут и должны быть предъявлены определенные требования, зависящие от характера производства и характера трудовой функции, для выполнения которой нанимают данного работника. Никто не сомневается, что, например, водитель должен быть водителем, сварщик – сварщиком, а руководитель на шахте – горным инженером. Так и специалист по охране труда должен быть человеком, имеющим право профессиональной деятельности в сфере охраны труда. Причем эта, в чем-то «изначальная» профессиональная компетентность должна быть где-то официально получена и каким-то документом (установленного государственными органами образца) удостоверена. Она может быть подтверждена и другими (не обязательного характера) документами, например сертификатами профессиональной пригодности, полученными в какой-либо независимой и добровольной системе аккредитации, аттестации, сертификации.

Вторым по значимости является уровень основного образования (среднее профессиональное, высшее профессиональное), направление подготовки (специальность), и уровень квалификации: бакалавр, дипломированный специалист, магистр.

В нашей стране все это внове. Раньше «специалист по охране труда» формально должен был как минимум иметь высшее профессиональное образование и быть «инженером по охране труда». Вопрос о том, что такой специальности нет, просто замалчивался, а вопрос о «технике по охране труда» даже не ставился (и пока не ставится, а зря; в европейских странах, например, в Польше спокойно и успешно работают «техники» по охране труда.). Так какое же высшее профессиональное образование должен иметь специалист по охране труда?

Исходя из трудовых функций этих трех групп специалистов, становится ясно, что направление специальностей «охрана труда и управление профессиональными рисками» должно реализовываться техническими вузами, однако носить не чисто инженерный характер как группа специальностей «Безопасность жизнедеятельности», а инженерно-управленческий характер, близкий к группе специальностей Экономика и менеджмент и включать в себя бакалавриат, специалитет и магистратуру. При этом основным должен быть специалитет, направленный на подготовку специалистов служб охраны труда предприятий.

Как известно, требования к любому направлению подготовки (специальности) при реализации основных образовательных программ подготовки специалистов образуют Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО). ФГОС представляет собой «ядро» и «фундамент» всех остальных сопутствующих документов: образовательных программ, ученого плана и т.п.

Поэтому для введения нового направления подготовки (специальности) «Охрана труда и управление профессиональными рисками» в высшее профессиональное образование необходимо разработать соответствующий ФГОС. В настоящее время первый вариант такого ФГОС разработан и продолжает обсуждаться в Минздравсоцразвития России.

При разработке этого варианта ФГОС была использована одобренная Минздравсоцразвития России концепция того, что современному производству для управления охраной труда и профессиональными рисками нужен МЕНЕДЖЕР, хорошо знающий основы и методы корпоративного управления людьми и бизнес-процессами, но при этом получивший достаточное инженерное и гигиеническое образование. Несомненно, что для многопрофильной и многофункциональной деятельности (какой является охрана труда) нужен специалист, прошедший соответствующую многопрофильную и многофункциональную подготовку.

Даже формально, исходя из того, что «охрана труда и управление профессиональными рисками» относится и к управлению, и к обеспечению безопасности, новую специальность (направление подготовки) можно поместить либо в группу специальностей 080000 «Экономика и управление», либо в группу 280000 «Безопасность жизнедеятельности, природообустройство и защита окружающей среды». Фактически, и это совершенно ясно и неоспоримо, что новая специальность гораздо ближе к группе 080000 «Экономика и управление», чем к группе 280000 «Безопасность жизнедеятельности, природообустройство и защита окружающей среды», истребившей в себе не только содержание, но даже термин «охрана труда».

Тогда, поскольку шифр 080000 присвоен «Экономике и управлению», а шифр 090000 – «Информационной безопасности», целесообразно ввести новый шифр специальности 085000 «Охрана труда и управление профессиональными рисками». Тем самым новая специальность разместится а официальном Перечне направлений подготовки (специальностей) сразу за специальностями 080100 «Экономика», 080200 «Менеджмент», 080400 «Управление персоналом», 080500 «Бизнес-информатика», 081100 «Государственное и муниципальное управление», 081200 «Государственный аудит», но перед специальностью 090000 «Информационная безопасность».

В базовой части гуманитарного и социально-экономического цикла новой специальности следует предусмотреть изучение таких дисциплин как: Иностранный язык, Философия, История, Психология, Экономика, включая экономику труда, Менеджмент и управление персоналом, Педагогика (андрогогика - обучение взрослых), Правоведение (гражданское, трудовое и административное право), Страхование. В вариативной части следует предусмотреть изучение таких дисциплин как «Профессиональная этика, служебный и деловой этикет», «История охраны труда», «Основы государственного и муниципального управления».

В базовой части математического и естественно-научного цикла следует предусмотреть изучение таких дисциплин как: Высшая математика (включая статистику и теорию вероятностей), Информатика, Эконометрика, Техника и технология, Инженерная графика и начертательная геометрия, Общая физика, Механика и сопротивление материалов, Гидравлика и аэродинамика, Электротехника и электроника, Общая химия, Теория горения и взрыва, Экология, Физиология человека. В вариативной части следует предусмотреть изучение таких дисциплин как «Теплотехника», «Метрология и стандартизация», «Устойчивость строительных конструкций».

В базовой части профессионального цикла следует предусмотреть изучение таких дисциплин как Основы охраны труда в Российской Федерации (введение в специальность), Эргономика, Экономика охраны труда, Психология безопасности и охраны труда, Системы управления охраной труда, Теория рисков, Риск-менеджмент, Оценка профессиональных рисков методами аттестации рабочих мест по условиям труда, Измерение опасных и вредных факторов производственной среды и трудового процесса, Законодательство об охране труда, Средства индивидуальной защиты, Средства коллективной защиты, Основные факторы производственной среды, Надежность технических систем, Системный анализ и моделирование опасных процессов и явлений, Гигиена труда и производственная санитария, Промышленная безопасность, Пожарная безопасность, Радиационная безопасность, Биологическая безопасность, Безопасность дорожного движения, Защита от ЧС, Конструкционная безопасность (безопасность зданий и сооружений), Организация безопасного ведения работ с повышенным риском, Подготовка к авариям и их ликвидации, Социальная защита пострадавших на производстве. В вариативной части следует предусмотреть изучение таких дисциплин как «Охрана труда в зарубежных странах (Евросоюз, США, Австралия, Япония, страны СНГ)», «Международная стандартизация в области охраны труда и безопасности производства», «Приемы оказания первой помощи пострадавшим».

Считая, что в стране есть примерно 100 вузов, способных готовить специалистов по охране труда и управлению профессиональными рисками, в год мы сможем выпускать 2000 – 5000 специалистов. Этого ничтожно мало (порядка 1% от потребности).

Реальная потребность в специалистах по охране труда много больше, чем удастся обучить и выпустить «готовых специалистов». Практика показывает, что «охрана труда» не «космонавтика» или «банковское дело», о ней не мечтают с детства, а приходят в нее в силу целого ряда обстоятельств, называемых «судьбой», и только потом становятся специалистами. Этим людям надо помочь получить полноценное образование и требуемое для нормального трудоустройства подтверждение этого образования – диплом государственного образца.

Поэтому вторым кругом подготовки специалистов должна стать ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕРЕПОДГОТОВКА специалистов разного профиля, дающая им возможность получить ПРАВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ в сфере охраны труда и управления профессиональными рисками. Такая переподготовка в объеме не менее 500-х часов на основе профилей лицензированных и аккредитованных в вузах специальностей (т.е. в соответствии с ФГОС) действует ныне и должна быть сохранена и усовершенствована.

К ее совершенствованию нужно отнести то, что такую переподготовку должны проходить специалисты только инженерного или инженерно-экономического профиля, уже получившие представления о об основах техники и технологии, необходимых, в том числе, и для охраны труда.

А что делать со специалистами других направлений – «чистыми» экономистами-менеджерами, юристами, санитарными врачами, агрономами, зооинженерами и т.п., которые готовы работать специалистами по охране труда. По нашему мнению, все они должны пройти ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ ПЕРЕПОДГОТОВКУ в объеме не менее 1000 часов с освоением минимума необходимых технических знаний и с присвоением им новой дополнительной квалификации «специалист по охране труда и управлению профессиональными исками», также дающей ПРАВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ в сфере охраны труда и управления профессиональными рисками. Такая лицензированная переподготовка с присвоением дополнительной квалификации «Менеджер по охране труда» в соответствии с государственными требованиями (утвержденными Минобразования России в 2003 году) объеме не менее 1000-х часов действует ныне в ряде вузов, в том числе в Пермском национальном исследовательском политехническом университете, и должна быть сохранена и усовершенствована применительно к вышеописанным целям.

К сожалению, с конца 2011 года все сильнее и безоговорочнее Минобрнауки России настаивает, что государственная аккредитация программ переподготовки не должна производиться совсем, что является абсолютно неверным, особенно применительно к охране труда, где от компетентности специалиста по охране труда зависит жизнь, здоровье и трудоспособность (а значит и благополучие) сотен, а иногда и тысяч работников.

Мы считаем, что на деле должна быть изменена вся система дополнительного профессионального образования (ДПО), а ее структура и механизмы функционирования приспособлены к условиям рыночной экономики и запросам двух основных групп потребителей – РАБОТОДАТЕЛЕЙ и РАБОТНИКОВ (пусть даже будущих).

РАБОТОДАТЕЛЮ нужны (1) ФОРМАЛЬНОЕ СООТВЕТСТВИЕ документов о ДПО нормативным требованиям Регулятора и надзорно-контрольных органов (а их у нас более 70!!!), (2) УВЕРЕННОСТЬ в том, что обучение по программам ДПО в данном образовательном учреждении качественное, поскольку работники должны ЗНАТЬ и УМЕТЬ, чтобы компетентно выполнять свои трудовые функции и приносить прибыль (а не убытки) работодателю.

А это требует признание Регулятором итогов обучения в данной обучающей организации, что во всем мире достигается средствами лицензирования и аккредитации (И в сфере охраны труда Регулятор требует определенный уровень образования от работников работодателя, который поэтому хочет повышать квалификацию работников так, чтобы факт обучения был признан Регулятором. Это автоматически означает, что аккредитация обучающей организации должна быть обязательной. Но тогда на вопрос «Кто должен заниматься аккредитацией?» получим очевидный ответ: либо сам Регулятор, либо уполномоченная им структура. Но это не СРО — элемент саморегуляции отсутствует! Выдавать рекомендации к программам на общественных началах —пожалуйста, но утверждать «стандарт» обучения может только Регулятор, ибо ему же и рассматривать потом удостоверения об обучении и проверке знаний.

РАБОТНИКУ нужны (1) ФОРМАЛЬНОЕ СООТВЕТСТВИЕ документов о ДПО тому, что нужно Работодателю, иначе он его не возьмет на работу, или не оплатит обучение, (2) УВЕРЕННОСТЬ в том, что обучение по программам ДПО в данном образовательном учреждении качественное, поскольку работник (если он нормальный человек) хочет получить ЗНАНИЯ и УМЕНИЯ, которые ему пригодятся, чтобы компетентно выполнять свои трудовые функции, и быть нужным работодателю.

И на первом месте, как всегда в нашей стране, стоит ФОРМАЛЬНОЕ СООТВЕТСТВИЕ ТРЕБОВАНИЯМ Регулятора (и конечно ПОНЯТИЯМ, по которым живет страна). И центральным в этих понятиях (которые разделяет и автор этого рассуждения) сегодня является ДОКУМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗЦА, который можно выдавать, если имеется государственная аккредитация. Но чего?

Правильно было бы аккредитовать саму обучающую организацию, существующую в обличие образовательного учреждения, что и делает Минздравсоцразвития России для 40-часовых программ, но Минобрнауки России все время говорит только об аккредитации образовательных программ. И это первая, но не единственная нестыковка двух могущественных Регуляторов!

Заметим, что для аккредитации образовательных программ по охране труда НУЖНО ЧЕТКО И НОРМАТИВНО ЗАКРЕПИТЬ, ЧТО ТАКОЕ образовательная программа ДПО. В соответствии с терминологией (неудачной) Минобрнауки России ее придется называть «дополнительная профессиональная образовательная программа». Сегодня критерием такой программы является длительность не менее 72 часов (для всех не госслужащих) и не менее 18 часов (для госслужащих).

Разумно установить в качестве НИЖНЕЙ ГРАНИЦЫ регулярного образовательного процесса 18 часов (0,5 учебной единицы – так называемого кредита – у.е. –учебной единицы). При этом основной длительностью массового краткосрочного повышения квалификации в форме образовательной услуги должно стать 36 часов (одна неделя обучения или 1 кредит). И, естественно, можно учить и дольше, вплоть до 500 часов – до переподготовки.

Для признания обучения образовательным процессом (и изменением связанного с этим налогообложения) одной регулярности образовательного процесса мало. Необходима еще ИТОГОВАЯ ПРОВЕРКА полученных знаний. А кроме того, НАЛИЧИЕ (1) ПРОГРАММЫ ОБУЧЕНИЯ, выполненной по всем канонам системы образования и (2) УЧЕБНОГО ПОСОБИЯ, выдаваемого (раздаточный материал) слушателю.

При этом Регулятор ДОЛЖЕН устанавливать требования к ПРИМЕРНЫМ ПРОГРАММАМ образовательной деятельности, к КОМПЕТЕНЦИЯМ (или тестам) для проверки знаний, к УЧЕБНЫМ ПОСОБИЯМ и т.п.

Все вышесказанное убедительно свидетельствует об ОБЯЗАТЕЛЬНОСТИ наличия ФГТ для профессиональной переподготовки по охране труда: и для - дающей право на ведение нового вида профессиональной деятельности, и для  - присваивающей дополнительную (к высшему) квалификацию с правом деятельности в сфере, связанной с присвоенной дополнительной квалификацией.

Но основного высшего образования и профессиональной переподготовки мало… Дополнительно к вышеизложенному специалист по охране труда должен иметь возможность (закрепленную в обязанности его работодателя) ПЕРИОДИЧЕСКИ проходить курс общего актуализированного или специального углубленного обучения в форме ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ, что должно фиксироваться и удостоверяться документом государственного образца!

Целевое углубленное специальное обучение в форме ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ особенно необходимо для тех специалистов по охране труда, которые оказывают услуги по охране труда самостоятельно, либо в составе той или иной организации. Например, преподавателей нужно учить методикам преподавания вопросов охраны труда, экспертов - оценке соответствия работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда или проведению аттестации рабочих мест по условиям труда, администраторов – мерам реализации государственной политики в области охраны труда на территории региона или способам регулирования оказания качественных услуг по охране труда и т.п.

К сожалению, и здесь, начиная с конца 2011 года все сильнее и безоговорочнее Минобрнауки России настаивает на том, чтобы государственная аккредитация программ повышения квалификации не велась совсем, что является абсолютно неверным, (повторим!!!) применительно к охране труда, где от компетентности специалиста по охране труда зависит жизнь, здоровье и трудоспособность (а значит и благополучие) сотен, а иногда и тысяч работников.

Обратим внимание, что для обучения охране труда и управлению профессиональными рисками очень важным является то, что право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, является конституционным правом граждан, а, значит, при обучении нужно придерживаться каких-то «рамок», «направлений», «минимумов», очерченных законами и иными нормативными актами.

Вот почему, общество в лице государства должно ОЧЕРТИТЬ ЕДИНЫЕ ДЛЯ ВСЕХ РАМКИ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО СОДЕРЖАНИЯ И МИНИМУМА СРОКОВ ОБУЧЕНИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ВО ВСЕХ ВОЗМОЖНЫХ ФОРМАХ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ, ВКЛЮЧАЯ ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ, что собственно и предусматривает такая форма как Федеральные государственные требования (ФГТ),

И наконец, государство должно оказать обучающим и обучаемым «централизованную» организационную и методическую помощь для проведения требуемого законом обучения, создать все необходимые условия для его качественной реализации на основе известного требования Трудового кодекса РФ, «Государство обеспечивает профессиональную подготовку и переподготовку специалистов по охране труда в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования».

Для регулирования образовательной деятельности этих учреждений государство необходимо создает систему лицензирования образовательной деятельности по охране труда, учитывающую реалии рыночной экономики, и государственной аккредитации не только основного профессионального образования на основе федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), но и профессиональной переподготовки - на основе федеральных государственных требований (ФГТ), а также повышения квалификации - на основе ФГТ и примерных программ обучения.

При этом государственная аккредитация программ повышения квалификации должна быть увязана не с отдельной программой, а с открытым минимумом связанного комплекса наиболее востребованных программ по НАПРАВЛЕНИЮ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ – «Охрана труда и управление профессиональными рисками».

Кроме того, унификация программ повышения квалификации по охране труда может быть достигнута использованием федерального базового учебно-методического комплекса.

Однако теперь, в связи с «легализацией» дистанционного обучения в него нужно внести коррективы.

Обратим внимание читателя, что в принципе, у дистанционного образования и обучения огромное будущее – всем, кто действительно хочет учиться, оно дает возможность УЧИТЬСЯ, «не отходя от кассы», не тратя денег и времени на преодоление 1/6 части суши, не обращая внимание на продвинутых и отстающих, на умников и тупиц, на зубрилок и лентяев, УЧИТЬСЯ В ВЫБРАННОМ САМИМ СОБОЮ ТЕМПЕ, НАПРАВЛЕНИЯХ и т.п.

Многие уже забыли, что обучение дает знания, и помнят лишь, что образование дает документ. С этой точки зрения дистанционное обучение поможет и получить знания, и получить документ.

Широко известны два основных принципа современного образования: «образование для всех» и «образование через всю жизнь». Эти общие всемирные лозунги ЮНЕСКО как нельзя больше подходят к дистанционному обучению по охране труда, поскольку именно оно дает возможность затронуть ВСЕХ РАБОТНИКОВ ВСЕХ РАБОТОДАТЕЛЕЙ и ту ЧАСТЬ РАБОТОДАТЕЛЕЙ, которая является индивидуальными предпринимателями и тем самым легко претворить вышеприведенные принципы в жизнь.

Особенно хороша система дистанционного обучения для тех современных специалистов, у которых рабочее время расписано по минутам. Такое образование даст возможность учиться в вечернее и воскресное (субботнее) время. Но это же породит дополнительную нагрузку, будет противоречить прямым рекомендациям МОТ обучать работников в рабочее время!!!

При внедрении дистанционного обучения в жизнь принципиально важным становятся две новации. Первая – введение института НЕЗАВИСИМОЙ ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ (в том числе интерактивной). Здесь слово «независимая» подчеркивает «разорванность» процесса обучения и процесса проверки знаний, говорит о том, что независимо от того, кто, как, где, чем учил данное лицо, оно имеет право пройти «ЛИЧНУЮ» проверку знаний. Особенно важно это для массового краткосрочного 40-часового обучения по охране труда.

Обратим внимание читателя, что Закон пока оставил открытым вопрос об использовании дистанционных технологий при проведении итоговой аттестации: может ли обучающийся сдавать экзамен (проходить проверку знаний), не выходя из дома? Для решения этой и других задач еще предстоит поработать. По нашему мнению, проверка знаний должна производиться традиционным комиссионным способом и личного участия обучающегося.

Вторая новация – усиление правовой регламентации ОБЩИХ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ, превращения их (как это делается в системе образования) в нормативные акты. Для нас это означает принятие специальных Федеральных государственных требований (ФГТ) к минимуму содержания программ дистанционного обучения и соответствующих ПРИМЕРНЫХ ПРОГРАММ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ.

Но для того, чтобы эти бесспорные «научные» истины стали обязательной «практикой», внести коррективы в ст. 225 ТК РФ «Обучение и профессиональная подготовка в области охраны труда», а также для разрешения возникающих коллизий регулирования между сферой труда и сферой образования по аналогии с разрешением этих коллизий органами управления образованием с регуляторами других видов деятельности целесообразно внести новую статью (назовем ее ст. 135 «Особенности реализации образовательных программ в области охраны труда и управления профессиональными рисками») в проект нового Федерального закона «Об образовании», принять ФГОС и ФГТ по новой специальности, а также новый Порядок обучения по охране труда, разработать соответствующее учебно-методическое сопровождение, в том числе в виде федерального учебно-методического комплекса.

Следует также гармонизировать обучение по охране труда и другие виды специальной подготовки (например по вопросам электробезопасности и т.д.), а также гармонизировать проверку знаний по охране труда и по результатам проведения специальной подготовки, т.к. в настоящее время и подготовку и проверку знаний проводит множество профильных ведомств.

Таковы контуры научных основ управления профессиональной компетентностью специалистов по охране труда на основе модернизации системы образования и обучения по охране труда и ее актуализации условиям современности.

Убежден, что только на такой основе в результате конструктивной нормотворческой работы будет создано качественное единое правовое и учебно-методическое обеспечение обязательной профессиональной подготовки специалистов по охране труда и управлению профессиональными рисками, и тем самым сделан еще одни важный шаг по предупреждению несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в нашей стране.