Почка, почка, запятая?
Опыт проведения профилактического медицинского осмотра административно-управленческого персонала
В. А. Сенченко,
Ведущий инженер по охране труда
Территориального управления № 5 Южного филиала ОАО «Ростелеком»
НАДО ЛИ ПРОХОДИТЬ МЕДИЦИНСКИЙ ОСМОТР офисным работникам, и есть ли экономическая целесообразность в тратах на это? В ТУ-5 ЮФ ОАО «Ростелеком» Волгограда посчитали, что делать это необходимо и, более того, экономически выгодно.
Читателям журнала и моим коллегам не стоит лишний раз и подробно напоминать о содержании отдельных статей Трудового кодекса РФ. Так, в ст. 212 «Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда» работодатель обязан обеспечить недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медосмотров, психиатрических освидетельствований, а также в случае медицинских противопоказаний. А в ст. 213 «Медосмотры некоторых категорий работников» говорится, что занятые на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры для определения пригодности при выполнении поручаемой работы и предупреждения профзаболеваний.
А вот что делать с «белыми воротничками»? Да , есть приказ Минздравсоцразвития РФ от 16.08.2004 № 83 «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ…», касающийся «офисных» сотрудников, но определение профессионально связанных с эксплуатацией ПЭВМ там несколько размыто. Если человек сидит за компьютером один час в неделю, требуется для него медосмотр или нет? А если десять? Поэтому, как правило, работодатель опускает эту категорию работников и медицинские процедуры с ними не проводятся.
В территориальном управлении практически 100% офисных работников — бухгалтеры, экономисты, специалисты службы продаж — имеют на рабочем месте персональный компьютер. Одни работают меньше, другие больше — в зависимости от состояния дел. Но мы считаем, что медицинские осмотры следует проходить не только техническим работникам (кабельщику-спайщику, электромонтеру или инженеру), но и офисным сотрудникам.
По медицинской классификации наши заболевания можно поделить на две группы: от одних зависит наша жизнь и возможность выполнять свою непосредственно работу, а от других зависит уже качество жизни. С первыми заболеваниями жить, конечно же, нельзя, а вот со второй группой живут многие, и в спешке текущей жизни нам часто не хватает времени на диагностику или лечение. По большому счету, при медицинском осмотре офисных работников речь идет не о заболеваниях на грани жизни и смерти, а о том, здоров ли человек, какие органы функционируют у него неполноценно. Это в конечном счете не может не сказываться на качестве жизни и работы.
Мы — инженеры по охране труда — привыкли обращать внимание на технический персонал при проведении медосмотров, так как состояние их здоровья может быть решающим при выполнении работ в экстренной ситуации. А как смотреть на административно-управленческий персонал, на тех, кто готовит и анализирует информацию для руководства при принятии сотен управленческих решений, косвенно влияющих на весь коллектив? Да, оценить эффективность такой работы непросто, но качество жизнедеятельности должно быть максимальным, а скрытые болезни в начальной форме могут сыграть немаловажную роль.
Мы решили провести медицинский осмотр «офисных» сотрудников, да так, чтобы людям было интересно и полезно, ведь нельзя попросту махнуть рукой на раннюю диагностику заболеваний, а за повседневной работой и домашними заботами мы не всегда находим время обратить внимание на свое здоровье. Да и отпрашиваться с работы не всегда удобно, а здесь всё организуется работодателем и за его счет, представляется оплачиваемое время.
К общему анализу крови, посещению окулиста, терапевта, невролога и гинеколога мы еще добавили ЭКГ, УЗИ одного органа, диагностику крови на сахар и холестерин. На этапе заключения договора мы обговорили, что после медосмотра все функциональные исследования УЗИ, ЭКГ и т. д. мы выдадим лично каждому: человек должен знать результаты и иметь их на руках.
Конечно же, медицинский осмотр был организован как положено — по приказу Минздравсоцразвития № 83:
1. Был составлен перечень и указаны контингенты лиц подлежащих медицинскому осмотру.
2. Проведено согласование в установленном порядке в областном управлении Роспотребнадзора.
Имея уже 10-летний опыт работы в области охраны труда, я знаю, что не все мероприятия в этой сфере соотечественники спешат выполнять — за зарплатой мы бежим быстрее, чем за инструктором по охране труда, — весь список работников, подлежащих прохождению медосмотра, мы включили в распоряжение директора (приложение № 1). В распоряжении были указаны дата и время его прохождения; все были ознакомлены под роспись по системе документооборота «Лотус».
На мой номер стали названивать: «да я в этот час не смогу», «да в этот день не получается» и т. п. Ответ был один: не хочешь — не надо! Есть распоряжение и есть ответственный за контроль его исполнения: через три недели на столе директора будут лежать результаты мероприятия и служебная записка об отстранении от работы тех, кто не прошел медосмотр. Конечно же, в этом открыто читается чисто административный механизм понуждения, но многим такого «кнута» и не потребовалось, хватило одного лишь приглашения.
Мы попробовали принцип управления медосмотром в рамках существующего законодательства: каждому работнику предлагался стандартный набор врачей и исследований. И по согласованию с терапевтом можно было выбрать дополнительные функциональные исследования. Таким образом, был реализован индивидуальный подход. А в поликлинике мы смогли договориться, чтобы всем нашим сотрудникам на приеме у врачей и специалистов был дан «зеленый свет».
В целях оптимизации расходов была составлена таблица с данными — ФИО, перечень функциональных исследований, стоимость (приложение № 2) — со следующей целью: кто-то уже проходил флюорографию, кто-то недавно сдавал кровь или посещал врачей в рамках медкомиссии на получение водительских прав. Эти результаты засчитывались, и планируемая сумма на медосмотр заметно уменьшилась.
Так как в этой поликлинике мы постоянные клиенты — регулярно делаем медосмотр, проводим вакцинацию от гриппа, ежедневно проводим предрейсовый контроль водителей, — то и при определении общей стоимости смогли получить убедительную скидку. Мотивация медицинского учреждения была простой: мы — врачи — постоянно видим, как ваша компания заботится о здоровье своих сотрудников, и нам как профессионалам это приятно. Вот вам скидка на оплату наших услуг.
В итоге хотелось бы сказать: провести такое мероприятие в рамках действующего федерального законодательства может любая компания. В объеме поставленных перед собой задач ТУ-5 ЮФ ОАО «Ростелеком» этим воспользовалось и посчитало выгодным вложением. Да и политика нашего государства сейчас все чаще бывает направлена на сохранение здоровья всех и каждого из граждан России.