На ниве знаний. Опыт обучения охране труда на селе. В. З. Фасхутдинов (№1, 2011).

Скачать выпуск "Безопасность и охрана труда" №1 2011

НА НИВЕ ЗНАНИЙ

(ОПЫТ ОБУЧЕНИЯ ОХРАНЕ ТРУДА НА СЕЛЕ)

 

В. З. Фасхутдинов,

доцент Башкирского государственного аграрного университета

 

ТЕНДЕНЦИЯ СНИЖЕНИЯ УРОВНЯ ТРАВМАТИЗМА В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ ОСТАНОВИЛАСЬ, она стаби­лизируется на уровне, превышающем аналогичные по­казатели западноевропейских партнеров в 2–3 раза. Основная причина застоя в непростительно медленном развитии производительных сил из-за отсутствия фи­нансовых ресурсов и невозможности обновления тех­ники и технологии в производстве сельскохозяйствен­ных продуктов.

Сельчане хорошо понимают: для дальнейшего про­движения к заветной цели — приемлемому социально­му риску (одна травма на миллион производственников) — нужно неуклонно заниматься материально-техни­ческой базой производства и повышением профессио­нального мастерства. Материал статьи основан на ре­альном положении дел у тружеников муниципального предприятия «Бижбулякский район». С учетом того, что эффективность обучения работников охране труда подтверждается ростом производственных показателей более чем на 34%, обучение было переведено на двух­уровневое:

— обучение с проверкой уровня знаний и требований охраны труда руководителей и специалистов с пери­одичностью один раз в три года;

— занятия во внерабочее время с работниками сель­скохозяйственных производственных кооперативов и крестьянско-фермерских хозяйств (далее — СПК и КФХ) в зимний период по программе, включающей агрономию, сервисное техническое обслуживание машинного парка и охрана труда при выполнении сельхозработ.

Как правило, обучение руководителей организуется с приглашением в район профессорско-преподаватель­ского состава учебного центра Башкирского государст­венного аграрного университета. Такие занятия с выез­дом на место имеют свои преимущества:

— во-первых, охват слушателей достаточно широк (не менее трех человек из одной организации);

— понятны финансовые выгоды для слушателей; они не отрываются от семьи;

— занятия проходят в оборудованных аудиториях под контролем специалистов муниципальных органов;

— у слушателей есть возможность общаться друг с дру­гом, делиться опытом и учиться у соседей;

— материал излагается наиболее доходчиво, он имеет «местные корни» и отражает реальные условия. Как здесь уже комментировали, занятия приземленные, но результативные.

Сельчанам предлагаются программы «Охрана труда в организациях», «Пожарно-технический минимум» и «Охрана труда и пожарная безопасность в сельском хо­зяйстве» (72 часа), а перечень вопросов заранее согла­совывается с районной администрацией. Кроме препо­давателей, к занятиям привлекаются также и главные специалисты района по отраслям экономики и госинс­пекторы. Курсы — недельные или же двухнедельные — проходят с отрывом от производства.

На лекциях слушатели ведут записи или могут поль­зоваться диктофоном. На практических занятиях рас­сматриваются примеры, которые применимы в реаль­ных условиях; к примеру, наряду с простейшими при­емами защиты от воздействия тока анализируются и такие опасные факторы электричества, как воздейст­вие на человека электромагнитных излучений. Препо­даватель интересуется у слушателей, кто из них пользу­ется персональным компьютером, и предупреждает, что подключение к двухпроводной (устаревшей) сети грозит воздействием таких излучений, в десять и более раз превышающих допустимый уровень по СанПиНу. Выход в подключении к трехпроводной сети через «за­земленную розетку». Резюме: немедленно произвести замену квартирного электрощитка и обновить внутрен­нюю проводку (фазовый проводник, рабочий нулевой проводник и защитный нулевой проводник). В новом щитке предусмотрены отключающие автоматические средства, защита от попадания человека под ток и воз­никновения пожаров по причине электроснабжения.

При изучении вопросов пожарной безопасности за­нятия начинаются с простейшего: пожар легче предуп­редить и тушить его лучше сразу, чем потом. Исследо­вания причины пожаров указывают на то, что 80–90% из них можно было бы избежать, если бы рядом оказал­ся человек, умеющий пользоваться первичными средс­твами пожаротушения. Вся наша работа в этом направ­лении должна быть направлена именно на предупреж­дение пожара и тушение его в момент возгорания. Не лишне напомнить и об обязанностях каждого гражда­нина России, изложенных в ст. 34 Федерального закона «О пожарной безопасности»: иметь в помещениях пер­вичные средства тушения пожаров и противопожар­ный инвентарь в соответствии с правилами пожар­ной безопасности и перечнями, утвержденными орга­нами местного самоуправления.

Каждый слушатель получает домашнее задание под­считать, а какие же средства пожаротушения требуют­ся на его дворе или в доме, сколько и как следует их рас­полагать. Каждое задание обеспечивается раздаточным методическим материалом — от до 10 до 12 единиц.

Программный материал доводится до сведения слу­шателя в соответствии с дидактическими требования­ми, и они имеют эвристическую направленность. Мно­го вопросов возникает у слушателей о безопасной экс­плуатации транспортных средств или работе с энерго­силовыми установками. Но особо успешными бывают занятия с участием слушателей сразу нескольких орга­низаций муниципального района: общение позволяет им уяснить отдельные эпизоды по безопасности в смеж­ных отраслях экономики.

При подготовке к экзаменам слушатели получают на бумажном и электронном носителях методические ма­териалы, работа с которыми ведется во внеаудиторное время. Каждый слушатель сдает экзамен индивидуаль­но, действует тестированный порядок вопроса и ответа. Членами экзаменационной комиссии выступают пре­подаватели, прошедшие обучение во Всероссийском учебном центре по охране труда, государственный ин­спектор труда и представитель муниципального райо­на. Письменные ответы слушателей с личными подпи­сями сдающего и принимающего вместе с протоколом экзаменационной комиссии сдаются на хранение.

Второй уровень обучения организуется непосредст­венно для производственников в СПК и КФХ и прово­дится в соответствии с приказом первого заместителя главы администрации муниципального района с возло­жением контрольной ответственности на начальника районной муниципальной службы охраны труда.

Вышеописанная методика обучения весьма дейст­венная, она отвечает требованиям времени. Такая мето­дика не нова — она практикуется и во ВЦОТ, — но у нас всё конкретизируется с учетом местных условий. Для дальнейшего улучшения обучения мы считаем необхо­димым:

1. Уточненить и расширить перечень тем занятий по примерной программе с учетом расширения пони­мания охраны труда по методике МОТ и российско­му законодательству.

2. С учетом реальных изменений последнего времени учебные пособия «Охрана труда» (Издательство «Золотой теленок», серия учебных пособий в четырех частях) следует переиз­дать как учебник — в новой редакции и расширен­ным тиражом.

3. Считаем, что приложения к приказу Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 20.06.2003 в виде Правил по охране труда необходимо пе­реработать и сделать настольной книгой отраслевых специалистов (к примеру, Правила по охране труда в растениеводстве и т. д.).