Гладко на бумаге. Проблемы внедрения новой системы управления в области охраны труда. А. Ахметов, У. Ибатуллин (№1, 2011).

Скачать выпуск "Безопасность и охрана труда" №1 2011

Гладко на бумаге

Проблемы внедрения новой системы управления в области охраны труда

 

А. Ахметов, декан факультета «Безопасность труда, производства и человека»

Башкирского межотраслевого института охраны труда, экологии

и безопасности на производстве

У. Ибатуллин, профессор кафедры «Охрана труда»

Новый ГОСТ 12.0.230–2007 Межгосударственный стандарт «Система стандартов безопасности труда. СУОТ. Общие требования» (далее - ГОСТ) системы управления охраной труда вступил в действие с 1 июля 2009 г. Он носит обязательный характер, но требует серьезного переосмысления сложившейся практики в данной сфере деятельности, как со стороны специалистов, так и работодателей и работников. Заместитель министра А.Л. Сафонов (Управление рисками и профилактика охраны труда в новых условиях // Справочник специалиста по охране труда. 2010. — № 10)   выделил три необходимых условия для перехода  к  новой системе управления в области охраны труда (далее СУОТ):

  1. вместо фактического реагирования на происшествия и материальной компенсации неблагоприятных последствий  использовать систему оценки и управления профессиональными рисками;
  2. произвести замену системы формальных наказаний за несоответствие требованиям действующего законодательства на систему экономического стимулирования обеспечения безопасных условий труда и внедрения безопасных технологий
  3. вместо системы страхования, основанной на усредненных показателях по виду экономической деятельности, использовать индивидуальные тарифы, рассчитанные по фактическим показателям профессионального риска в организации..

Отечественная практика внедрения современных систем управления даже при наличии необходимых нормативных документов, методик по их практическому использованию и обучению персонала, представляет далеко не радужную картину. Это подтверждает статистика. За рубежом компании, внедрившие не только отдельные, но и интегрированные системы менеджмента (от 2 до 5 систем), исчисляются многими десятками тысяч. В России количество предприятий, использующих  систему менеджмента качества (СМК), составляет несколько тысяч, систему экологического менеджмента (СЭМ) – несколько сотен, а интегрированные системы (СМК + СЭМ) и СУОТ – единицы. Причем, зачастую внедрение современных систем менеджмента ограничивается формальным получением соответствующего сертификата, а на практике не реализуется. Сложившееся положение делает отечественные предприятия неконкурентоспособными на мировом рынке.  Недавно объявленная договоренность  о скором  вступлении России в ВТО (от 6 до 12 месяцев), обостряет его в еще большей степени. Если по стандартам СМК и СЭМ имеется определенный опыт и разработаны методические подходы к подготовке предприятий к соответствующим видам сертификации, то в отношении СУОТ – практических рекомендаций по существу нет. Наличие обязательного для выполнения ГОСТа и вспомогательных стандартов типа ГОСТов 12.0.007 и 12.0.008 вовсе не гарантирует его повсеместного и успешного внедрения. Главным образом это обусловлено отсутствием:

  1. необходимого для применения современных методов управления в области охраны

труда уровня сознания, как работников, так и работодателей;

  1. специалистов надлежащего уровня;
  2. необходимых методических пособий, снабженных доступным и понятным анализом конкретных примеров;
  3. каких-либо экономических стимулов для предприятий (в настоящее время размеры штрафов несопоставимы с затратами).

Кроме указанных проблем на пути перехода к новой СУОТ существуют и другие. Они не имеют такого выраженного явного характера, но в рамках системного подхода, на котором основан ГОСТ, их негативное влияние может стать определяющим. Далее рассмотрены наиболее существенные из них.

  1. «Главным для человека, работающего в условиях потенциальной опасности, которая может возникнуть в любой момент, является его психика (Лыгин Ю., Лазарев С. Человек — мера всех вещей // Охрана труда и социальное страхование. 2009. — № 10. — С. 64–66). Стресс, наряду с умственным перенапряжением, перенапряжением анализаторов и монотонностью труда относится к важнейшим  психофизиологическим факторам. По данным отечественных медиков в нашей стране 90% населения проживают в условиях постоянно действующего стресса. Следовательно, психофизиологические факторы ложатся дополнительным грузом на работника предприятия на фоне общего  депрессивного состояния, что многократно увеличивает вероятность травматизма и на производстве, и за его пределами. Поэтому при оценке  профессиональных рисков  и их управлению в соответствии с нормативными требованиями1, работодателю необходимо обратить особое внимание на анализ причин возникновения стресса и разработку мер по их устранению. Такой подход позволит снизить как негативное влияние большей части психофизиологических факторов в процессе трудовой деятельности работника и общего уровня стресса, так и уровня производственного травматизма.
  2. Изменения в Трудовом Кодексе, действующие с 1 января 2010 г., предполагают персональную ответственность работодателя за безопасные условия труда, оценку риска для здоровья работников и охрану труда на предприятии. Однако готовность работодателя к такой ответственности, включая неизбежные финансовые затраты, уровень отечественного менеджмента и понимание важности оценки риска, вызывает большие сомнения. Кроме того, уровень осознания проблем безопасности труда, необходимости активного участия в управлении охраной труда абсолютно большей части самих работников крайне низок и не соответствует  современным требованиям.
  3. Принятие реального комплекса мер (стимулов) экономического характера представляется серьезной проблемой  в связи с известной негативной позицией Минфина России к инициативам подобного рода. Можно вспомнить ФЗ №7 «Об охране окружающей среды», в котором прописан отдельный блок, посвященный методам экономического стимулирования природоохранной деятельности. Но они так и остались на бумаге, поскольку для их реализации требовалось внести соответствующие изменения в налоговый кодекс, который всегда представлялся в нашей стране своеобразной «священной коровой».
  4. Трудно оценить и перспективы порядка оценки профессиональных рисков как в законодательном, так и в методическом плане. На данный момент можно только отметить инициативу НИИ труда и социального страхования Минздравсоцразвития РФ, которым разработан учебный модуль «Оценка и управление профессиональными рисками на предприятии». Апробация этого модуля проводилась Учебно-методическим центром НИИ труда и соцстрахования в Иркутске на семинарах по специальному курсу «Охрана труда и управление профессиональными рисками» в декабре 2009 г. и получила высокую оценку его участников из Иркутской, Кемеровской, Томской, Омской, Сахалинской областей, Красноярского, Приморского краев, Якутии и Бурятии. Возможно, что этот опыт будет использован при подготовке пакета подзаконных актов, необходимых для практической реализации оценки и управления профессиональными рисками. К сожалению подобных работ пока нет в области страхования, хотя методические проблемы по оценке рисков и справедливой величины страховых платежей безусловно вызовут ожесточенные споры. Можно привести пример с экологическим страхованием, где эти вопросы обсуждаются на различных конференциях, совещаниях, парламентских слушаниях уже второй десяток лет, а соответствующий проект закона не рассматривался даже в профильном комитете Госдумы.

Очевидно, что рассмотренные проблемы требуют решения, причем в рамках системного подхода. Это можно осуществить при реализации проекта по внедрению новой СУОТ в пилотном формате в качестве подпрограммы соответствующей республиканской целевой программы.

Республика Башкортостан является одним из наиболее развитых промышленных регионов страны, и проблемы производственной безопасности и охраны труда имели здесь всегда особое звучание, поэтому подготовку и апробацию подобного проекта целесообразно осуществить именно у нас. Кроме того, немаловажными факторами являются хорошо организованная система

обучения в данной сфере (Межотраслевой институт занял второе место в Российском рейтинге

по итогам 2009 г.), большой педагогический и практический опыт сотрудников указанного института в самых различных аспектах рассматриваемой темы, активное использование технических и методических новаций. Наше предложение может рассматриваться и как вариант реализации федеральной программы на региональном уровне, поскольку в ней предусмотрена

интеграция в систему управления профессиональными рисками региональных, отраслевых и корпоративных программ по улучшению условий и охраны труда.

В целом же предстоит разработать общий алгоритм подготовки предприятий различных отраслей и форм собственности к внедрению и сертификации СУОТ по ГОСТ  12.0.230–2007  с  использованием  процессного подхода и оценки жизненного цикла условий труда (См. материал авторов на предыдущих страницах), соответствующего комплекта методических материалов и организовать подготовку двух категорий специалистов в области разработки, внедрения и использования  СУОТ  по  указанному  ГОСТу — работающих  на предприятиях и независимых аудиторов. При этом для последних потребуется и организация аттестации, но эта задача упрощается в связи с появлением нормативно-правовой базы по аудиту (Национальный стандарт ГОСТ Р 12.0.008–2008), в основе которой лежит ГОСТ Р ИСО 190111–2003 в системах СМК и СЭМ, и наличием полезного практического опыта по использованию последних. Кроме того, предстоит провести апробацию всех наработок на конкретных предприятиях с тяжелыми и опасными условиями труда, анализ полученных результатов и уже после их обсуждения разработать проекты нормативных документов методического характера.