Стажировка на рабочем месте и снижение травматизма. В. А. Сенченко, С. А. Карауш, О. О. Герасимова (№ 1, 2017)

Скачать выпуск "Безопасность и охрана труда" №1,2017

УДК 69.05:337.4, 69.007

Стажировка на рабочем месте – прямой путь к снижению травматизма

В.А.Сенченко, руководитель, ведущий специалист,

Волгоградский центр «Охраны труда и экологии от А до Я»

(г. Волгоград)

E-mail: Vladimir.Senchenko@south.rt.ru

С.А. Карауш, докт. техн. наук, профессор,

Томский государственный архитектурно-строительный университет

(г. Томск)

E-mail:karaush@tsuab.ru

О.О. Герасимова, канд. техн. наук, доцент,

Томский государственный архитектурно-строительный университет

(г. Томск)

E-mail: Ologeras@mail.ru

Реферат

Рассмотрены причины производственного травматизма в строительной отрасли. Показано, что недостатки в мотивации и обучении работников безопасным методам и приемам выполнения работ напрямую влияют на уровень травматизма. Принятые в России новые нормативно-правовые документы в области охраны труда требуют организации стажировки работников на рабочих местах, однако как это сделать, не прописывают. В статье предлагается схема стажировки обучающихся на рабочих местах, а также примерная схема программы стажировки работника для первичного практического обучения безопасным методам и приемам выполнения работ. В качестве примера приведен план проведения работ на высоте при стажировке обучающегося.

Ключевые слова: производственный травматизм, организация стажировки, строитель, охрана труда.

Training in the workplace

is a direct way to reduce injuries

V. A. Senchenko Head, Leading expert, Volgograd center

“Labour and environmental protection”

S. A. Karaush Dr. of Sci. (Tech.), Professor

O. O. Gerasimova Cand. of Sci. (Tech.), Associate Professor

Tomsk State University of Architecture and Civil Engineering

Abstract: Considered the causes of occupational injuries in the construction industry. It is shown that hortcomings of motivation and training in safe methods and techniques of work directly affect the level of safety. New legal documents require organization of internships in the workplace, but do not prescribe how to do it. The paper proposes a scheme of internship of students, as well as its exemplary scheme for primary practical training. Given an example of work plan at height during the student internship.

Keywords: occupational injuries; labour protection; organization of internship; builder.

Анализ состояния производственного травматизма по основным видам экономической деятельности показал, что в России строительная отрасль по количеству травм в 2015 году находится на втором месте. Процент погибших строителей от общего числа погибших на производстве составляет 24,0%. Число пострадавших с тяжелыми последствиями при падении с высоты составляет 24% от общего числа травмированных работников на производстве в России. Практически каждый пятый несчастный случай (21,1%) произошел в результате воздействия на пострадавших машин, движущихся и разлетающихся предметов [1, 2].

Основными причинами производственного травматизма в строительстве являются недостатки организационного характера. При этом одно из первых мест по результатам нарушений трудового законодательства и требований охраны труда в строительной отрасли занимают недостатки при обучении безопасным приемам выполнения работ и инструктировании работников [3]. Сюда же надо отнести низкую мотивацию работодателей выполнять государственные нормативные требования охраны труда по обучению своих работников [4]. Недостаточное обучение и инструктирование работников по охране труда приводит к большому количеству нарушений на рабочих местах при выполнении строительных работ. Обеспечение безопасности на каждом рабочем месте усугубляется разнообразием строительных профессий, видов строительных работ, строительных материалов и механизмов, выполнением работ на высоте и в различных климатических условиях. Все это способствует высокому уровню производственного травматизма в строительстве. Так за 2014 году в 75,2% несчастных случаев основными явились причины организационного характера и «человеческий фактор». К ним можно отнести плохую организацию производства работ, невыполнение требований безопасности, отсутствие или плохое обучение работников безопасным методам и приемам выполнения работ, нарушения трудовой дисциплины. Из-за плохой организации производства работ произошла почти треть (30,9%) всех несчастных случаев на производстве [1, 2].

Все выше сказанное привело к тому, что во вновь принимаемых Минтрудом России в настоящее время обязательных для исполнения нормативных документах по охране труда прописана необходимость проведения стажировки на рабочем месте с вновь принимаемыми на работу: Правила по охране труда в строительстве [5] (вступили в действие с 28.08.2015), Правила по охране труда при работе на высоте [6] (вступили в действие с 06.05.2015), Правила по охране труда при эксплуатации тепловых энергоустановок [7] (вступили в действие с 08.01.2016) и других. О необходимости стажировки на рабочем месте указано также в Постановлении Минтруда РФ, Минобразования РФ № 1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций» [8]. Анализ этих документов подтверждает обязательность стажировки, но последовательность и эффективность ее проведения, к сожалению, не рассматривается. Кроме того, отсутствуют официальные методические рекомендации по проведению стажировки, поэтому на многих предприятиях она проводится в произвольной форме, иногда даже формально. Все это говорит о том, что руководителям строительных организаций необходимо уделять большее внимание обучению работников безопасным методам и приемам труда за счет проведения эффективной стажировки для вновь принимаемых на работу. Тем более Федеральным законом № 421-ФЗ [9] с 1 января 2015 г. была повышена административная ответственность работодателя за допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения, что может повлечь наложение административного штрафа на должностное лицо в размере от пятнадцати до двадцати пяти тысяч рублей.

Стажировка дает возможность наглядно научить не только последовательности выполнения строительных операций, но самое главное, как безопасно для себя и участвующих в трудовом процессе работников, осуществлять производственную деятельность.

Правильная организация стажировки обучаемых на предприятии должна осуществляться в соответствии со схемой, приведенной на рис. 1.


Рис. 1. Схема организации стажировки обучаемых на предприятии.

В соответствии с этой схемой (рис. 1) работодатель должен в первую очередь разработать Положение о стажировке и допуске обучаемых к самостоятельной работе. Данное Положение должно отражать общие требования, предъявляемые к организации процесса стажировки, порядок стажировки, обязанности наставников стажировки и обучаемых работников, организацию аттестации обучаемых и допуска к самостоятельной работе успешно ее прошедших.

Для проведения стажировки работодатель издает об этом приказ. Форма приказа законодательно не утверждена. В приказе работодатель указывает основание для стажировки, ее срок, кто должен пройти стажировку, кто будет наставником. Также в приказе могут быть указаны дополнительные требования и сведения. В качестве наставников обычно назначаются наиболее опытные и ответственные работники предприятия. К одному руководителю стажировки не может быть прикреплено одновременно более двух обучающихся.

Программа стажировки разрабатывается в полном соответствии с принятым на предприятии Положением о стажировке и определяет порядок и время стажировки обучающихся. В качестве примера на рис. 2 приведена примерная схема такой программы стажировки.

Рис. 2. Примерная схема программы стажировки обучаемого для первичного практического обучения безопасным методам и приемам выполнения работ.

Затем в установленные сроки проводится стажировка обучаемых. Продолжительность стажировки должна быть не менее двух рабочих дней (смен) и не более 14 смен. При проведении стажировки обучаемый должен быть ознакомлен со всеми необходимыми для его дальнейшей работы и при проведении стажировки инструкциями под роспись в соответствующих журналах (охраны труда, электробезопасности, пожаробезопасности и др.).

До проведения стажировки должен быть разработан план проведения работ. Этот план определяет те виды работ, по которым будет стажироваться обучаемый данной профессии. Например, для работника, который будет работать на высоте, примерный план работ может выглядеть в виде, показанном в таблице. План работ разработан в соответствии с требованиями Правил по охране труда при работе на высоте [6].

Работодателю необходимо уделить особое внимание разработке Программ стажировки для каждого рабочего места или вида строительных работ и выполняемых технологических операций, являющихся источниками потенциальных опасностей. Это позволит непосредственному руководителю стажировки целенаправленно отработать со стажером не только последовательность выполнения работ, но и самое основное – безопасное их выполнение согласно Программе стажировки. При этом стажер получит практические навыки безопасного ведения работ перед его допуском к самостоятельной работе, что, позволит ему увереннее чувствовать себя на рабочем месте.

План проведения работ на высоте при стажировке обучаемого

п/п

Наименование отрабатываемых практических навыков

и разделов

Количество смен

 
 

1

Подъем на опору при помощи когтей монтерских.

1

 

2

Подъем на опору при помощи приставной лестницы.

1

 

3

Эвакуация пострадавшего с опоры.

1

 

4

Подъем и работа на крыше здания.

1

 

5

Эвакуация пострадавшего с крыши здания.

1

 

6

Спуск в кабельный колодец.

1

 

7

Эвакуация пострадавшего из кабельного колодца.

1

 

8

Подъем и работа на антенно – мачтовых сооружений.

1

 

9

Эвакуация пострадавшего с антенно-мачтовых сооружений.

1

 

10

Оказание первой помощи пострадавшему.

1

 
 

ИТОГО

10

 

После прохождения стажировки обучаемый должен пройти аттестацию, суть и процедура которой должны быть четко прописаны в Положении о стажировке. В случае, если обучаемый успешно прошел аттестацию, работодатель издает приказ о его допуске к самостоятельной работе. Если обучаемый не прошел аттестацию, работодатель издает приказ о проведении повторной аттестации или увольнении обучаемого, как не прошедшего аттестацию.

Предлагаемая структура организации стажировки обучаемых на рабочих местах позволит руководителям строительных организаций оптимально ее осуществить. А это в дальнейшем позволит обеспечить безопасное выполнение работ на объектах, что неизменно приведет к снижению уровня производственного травматизма в строительной отрасли.

Литература:

1. Доклад Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 03.11.2015 года «О реализации государственной политики в области условий и охраны труда в Российской Федерации в 2014 году» – Условия доступа: http://www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/salary/24 (дата обращения 11.01.2016).

2. Отчет о деятельности федеральной службы по труду и занятости за 2014 год. – Условия доступа: http://www.rostrud.ru/upload/Doc/Doc-rostrud /Роструд Отчет о деятельности ФСТиЗ за 2014.pdf. (дата обращения 11.11.2016).

3. Карауш С.А. Обеспечение безопасности работ при строительстве объектов / С.А. Карауш, О.О. Герасимова // Вестник Томского государственного архитектурно-строительного университета. – 2013. – № 3. – С. 315–319.

4. Карауш С. А. Повышение эффективности обучения работников строительной отрасли охране труда за счет мотивации работодателей / С.А. Карауш, О.О. Герасимова // Интернет-вестник ВолгГАСУ. Сер.: Политематическая. – 2015. – Вып. 1(37). – Ст. 6. – Условия доступа : http://www.vestnik.vgasu.ru (дата обращения 26.10.2016).

5. Приказ Минтруда России №336н от 01.06.2015 «Об утверждении Правил по охране труда в строительстве» (зарегистрировано Минюстом России 13 августа 2015, №38511). – Условия доступа: http://www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/orders/415 (дата обращения 16.10.2016).

6. Приказ Минтруда России от 28.03.2014 № 155н «Об утверждении Правил по охране труда при работе на высоте» (с изменениями, внесенными приказом Минтруда России от 17 июня 2015, №383н) // Официальный сайт Минтруда. – Условия доступа: http://www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/orders/292 и http://www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/orders/417 (дата обращения 16.10.2016).

7. Приказ Минтруда России №551н от 17.08.2015 «Об утверждении Правил по охране труда при эксплуатации энергоустановок» (зарегистрировано Минюстом России 5 октября 2015, № 39138). – Условия доступа: http://docs.cntd.ru/document/420296449 (дата обращения 18.10.2016).

8. Постановление Минтруда России и Минобразования России от 13 января 2003 г. № 1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций» (зарегистрировано Минюстом России 12 февраля 2003 г. № 4209). – Условия доступа: http://docs.cntd.ru/document/901850788 (дата обращения 16.10.2016).

9. Федеральный закон № 421-ФЗ от 28 декабря 2013 г. «О внесении изменений в отдельные акты Российской Федерации в связи с принятием федерального закона «О специальной оценке условий труда». Российская газета, 31 декабря 2013 г., № 6272.