Современные проблемы государственного надзора за охраной труда. С. А. Карауш, В. А. Сенченко, О. О. Герасимова (№ 1, 2017)

Скачать выпуск "Безопасность и охрана труда" №1,2017

УДК 331.45

Современные проблемы государственного надзора за охраной труда в России

С.А. Карауш, докт. техн. наук, профессор,

Томский государственный архитектурно-строительный университет (г. Томск)

E-mail:karaush@tsuab.ru

В.А. Сенченко, руководитель, ведущий специалист,

Волгоградский центр «Охраны труда и экологии от А до Я» (г. Волгоград)

E-mail: Vladimir.Senchenko@south.rt.ru

О.О. Герасимова, канд. техн. наук, доцент,

Томский государственный архитектурно-строительный университет (г. Томск)

E-mail: Ologeras@mail.ru

Реферат

Рассмотрены причины проблем при проведении государственного надзора за выполнением требований трудового законодательства и охраны труда на предприятиях и в организациях России, которые возникли в последнее время, со стороны Роструда. Показана необходимость их решения на уровне государственных органов власти.

Ключевые слова: охрана труда, государственный надзор, инспекция Роструда

Modern problems of state labour protection supervision in Russia

S. A. Karaush Dr. of Sci. (Tech.), Professor

O. O. Gerasimova Cand. of Sci. (Tech.), Associate Professor

Tomsk State University of Architecture and Civil Engineering

V. A. Senchenko Head, Leading expert,

Volgograd center «Labour and environmental protection from A to Z»

Abstract: Regarded the causes of problems of state supervision over compliance with labour legislation and labour protection to domestic enterprises

and organizations. These problems have experienced in recent years the Labour Agency. Shown the necessity to solve them at the level of

the state authorities.

Keywords: labour protection; state supervision; Labour Agency inspection

Вопросы безопасности на производстве стоят в настоящее время достаточно остро в России, что объясняется высоким уровнем производственного травматизма [1-2]. Мировая практика по снижению травматизма на производстве и улучшению условий труда работников основана на новой системе управления охраной труда OHSAS 18001:2007 «Система менеджмента профессиональной безопасности и здоровья. Требования», Внедрение этой системы позволяет значительно снизить уровень производственного травматизма. Россия также начала в 2007 году переход на новую систему управления охраной труда, что выразилось в принятии в дальнейшем новых нормативных документов [3-4]. Однако широкой реализация этой новой системы управления охраной труда на предприятиях России по объективным и субъективным причинам мы так и не достигли.

После создания Президентом России в 2012 г. Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, которое начало заниматься подготовкой новых документов в области охраны труда, вновь начали приниматься столь необходимые законодательные и нормативные документы. К таким документам следует отнести базовые законы [5-6] и новые правила по охране труда для ряда работ и отраслей.

Принятые новые законодательные акты в области охраны труда потребовали новых подходов в работе государственных надзорных органов. Повышенная в соответствии с принятым законом [6] административная ответственность для работодателей за не оформление трудовых договоров с работниками привела к улучшению ситуации в России по заключению трудовых договоров между работодателем и работником. Это хорошо видно на рис. 1, где показано значительное снижение заключаемых трудовых договоров по требованиям инспекторов Роструда [7-9], что отражает их значительный вклад в решение этого вопроса.

Рис. 1. Число оформленных трудовых договоров по требованию инспекторов Роструда

Надо отметить, что в последние годы работодатели стали более серьезно относиться к заключению трудовых договоров с молодыми работниками, причиной чего явилась большая работа инспекторов Роструда. Это можно проследить на примере заключения работодателем трудовых договоров с несовершеннолетними по требованию инспекторов Роструда (рис.2).

Рис. 2. Число трудовых договоров по годам, заключенных с работниками в возрасте до 18 лет по требованиям инспекторов Роструда [7-9]

Значительная и полезная работа инспекторов Роструда вносит большой вклад в снижение уровня производственного травматизма в России. Однако вместе с этим Роструд сталкивается с рядом проблем в настоящее время.

Одна из старых проблем, которая должна решаться на государственном уровне — большая загруженность инспекторов Роструда и их малочисленность. Недостаточная численность инспекторов в нашей стране и в регионах приводит к большой перегрузке инспекторов Роструда. Это было отмечено авторами [10] на примере Омской области, а также показано в работе [11], когда в среднем инспектору Роструда физически необходимо более 58 лет, чтобы пройти по всем закрепленным за ним предприятиям. Вследствие этого большая часть предприятий, особенно малого предпринимательства, не попадают в зону контроля и надзора со стороны инспекторов Роструда. Так за 2014 год были проверены инспекторами Роструда только 1,7% предприятий России [11], а 98,3% предприятий вообще не контролировались. Такая ситуация расхолаживает работодателей что-либо делать по безопасности своих работников. Вместе с тем имеются научно обоснованные методики расчета численности инспекторов труда для оптимальной работы всей системы управления охраной труда в России [12].

Принятие Федерального закона № 421-ФЗ [6] возложило на госинспекторов труда большую ответственность при проведении проверок на предприятиях. При этом активизировалась и сама работа инспекторов Роструда по привлечению к административной ответственности лиц за эти нарушения [7-9], что хорошо видно на рис. 3.

Рис. 3. Число протоколов, направленных инспекторами Роструда в суды для привлечения к административной ответственности лиц, виновных в совершении административных правонарушений

Надо отметить и хорошую сторону работы инспекторов Роструда по активизации оказания правовой помощи работникам предприятий и организаций при подготовке с их стороны исков к работодателю по трудовым спорам (рис. 4) [7-9].

Рис. 4. Оказание госинспекторами правовой помощи работникам при подготовке исков к работодателю и участие госинспекторов в судах

Действенную помощь оказывают инспектора Роструда при рассмотрении трудовых споров между работником и работодателем в судах. При этом растет число таких рассмотрений исков в судах, инициируемых работниками, а правовую помощь оказывают инспектора труда (рис. 4).

Принятие нового Федерального закона № 421-ФЗ [6], который резко поднял уголовную и административную ответственность должностных лиц на предприятиях за невыполнение требований трудового законодательства и охраны труда, привело к тому, что не все инспектора оказались готовы правильно его применять на практике. Это хорошо видно из отчетов Роструда [7-9] и показано на рис. 5, где приведено число отмененных постановлений проверок инспекторов Роструда [7-9].

Рис. 5. Число отмененных постановлений инспекторов Роструда

Всплеск отмененных постановлений и решений инспекторов в 2015 году как раз и говорит об этом. Как видно из рис. 5, в 2015 году инспектора стали больше нарушать регламенты проверок, что сразу отразилось в числе отмененных постановлений через суды. Хотя эти постановления можно было бы отменить на уровне руководителей региональных инспекций труда, однако число таких отказов по ряду причин оказалось незначительно. Все это говорит о том, что ряд инспекторов не были подготовлены к работе по реализации нового закона. Если проанализировать причины, по которым были отменены эти постановления по проверкам (рис. 6), то хорошо видно, что основной причиной явилось существенное нарушение процессуальных требований КоАП РФ. Это говорит о неподготовленности госинспекторов труда к проведению проверок и должному наказанию работодателей и должностных лиц на предприятиях и в организациях за правонарушения. Косвенно это указывает на кадровую проблему в региональных инспекциях Роструда.

Рис. 6. Причины отмены постановлений инспекторов Роструда о назначении ими административного наказания в виде штрафа [7-9]

Работа инспекторов Роструда достаточно сложная и ответственная, тем более они находятся на государственной службе. Поэтому ошибок они не должны допускать, ведь это имидж государственной власти. Однако в последние годы идет уверенный рост числа правонарушений именно со стороны инспекторов, что видно из рис. 7, где показано количество возбужденных против инспекторов административных дел. Такое положение дел говорит опять же о кадровой проблеме, особенно в региональных отделениях Роструда.

Рис. 7. Количество административных дел, возбужденных против инспекторов Роструда по годам, и количество дел, по которым назначено наказание [7-9]

Анализ работы инспекторов Роструда в последние годы выявил ряд проблем, многие из которых необходимо решать на уровне Минтруда РФ. Решение этих проблем позволит лучше организовать работу инспекторов Роструда, повысит качество их работы и имидж государственной власти, а также внесет свой вклад в снижение уровня производственного травматизма в России.

Литература:

1. Доклад о реализации государственной политики в области условий и охраны труда в Российской Федерации в 2014 году. [Электронный ресурс] // Минтруд РФ. — Режим доступа: URL: http://www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/salary/24. Дата обращения: 17.02.2016)

2. Карауш, С.А. Причины травматизма и пути его снижения в технологиях строительного производства / С.А. Карауш, О.О. Герасимова // Вестник ТГАСУ. — 2012. — № 4. — С. 243–248.

3. ГОСТ Р 54934-2012/OHSAS 18001:2007 Системы менеджмента безопасности труда и охраны здоровья. Требования. М.: Стандартинформ, 2012. — 33 с.

4. ГОСТ 12.0.009-2009 Система управления охраной труда на малых предприятиях. Требования и рекомендации по применению. М.: Стандартинформ, 2009. — 14 с.

5. Федеральный закон № 426-ФЗ от 28 декабря 2013 г. «О специальной оценке условий труда». Российская газета, 30 декабря 2013 г., Российская газета, 30 декабря 2013 г., № 6271.

6. Федеральный закон № 421-ФЗ от 28 декабря 2013 г. «О внесении изменений в отдельные акты Российской Федерации в связи с принятием федерального закона «О специальной оценке условий труда». Российская газета, 31 декабря 2013 г., № 6272.

7. Отчет о работе государственных инспекций труда в субъектах Российской Федерации за 2014 год. [Электронный ресурс] // Роструд. — Режим доступа: URL: http://www.rostrud.ru/control/soblyudenie-zakonodatelstva-o-trude/?CAT ID=4185 (дата обращения: 16.11.2016).

8. Отчет о работе государственных инспекций труда в субъектах Российской Федерации за 2015 год [Электронный ресурс] // Роструд. — Режим доступа: URL: http://www.rostrud.ru/control/soblyudenie-zakonodatelstva-o-trude/?ID=396587(дата обращения: 16.11.2016).

9. Отчет о работе государственной инспекции труда в субъектах Российской Федерации на 01.07.2016. [Электронный ресурс] // Роструд. — Режим доступа: URL: http://www.rostrud.ru/control/soblyudenie-zakonodatelstva-o-trude/?CAT ID=4185 (дата обращения: 16.11.2016).

10. Баранов Ю.В. Надзор и контроль в области охраны труда на современном этапе // Вестник Омского университета. Серия «Экономика». — 2012. — № 3. — С. 120-121.

11. Карауш С.А., Герасимова О.О. Эффективность государственного контроля за охраной труда в России //Охрана труда и техника безопасности на промышленных предприятиях. — 2016. — № 4. — С. 55-58.

12. Минько В.М. К обоснованию численности государственных инспекций труда / Условия доступа: http://kaliningrad.hsac.ru/files/kaliningrad_pdf_statiy/022_k_obosnovaniyu_chislennosti _minko.pdf . Дата доступа: 16.11.2015.