Проблемы в применении СанПиН 2.2.4.3359–16. Ю. В. Куриленко (№ 1, 2017)

Скачать выпуск "Безопасность и охрана труда" №1,2017

Ю.В.Куриленко, к.ф.-м.н,
ООО «ПКФ Цифровые приборы»
E-mail: gkurilenko@octava.info

Реферат

В статье рассмотрены изменения, которые вносят новые санитарные нормы СанПиН 2.2.4.3359-16 [1], действующие с 01.01.2017 г., в гигиеническое нормирование виброакустических факторов.

Ключевые слова:

Нормирование виброакустических факторов, Гигиеническая оценка физических факторов, неопределенность измерений, нормативный эквивалентный уровень звука, тональность шума, импульсность шума, общая вибрация, локальная вибрация, определение инфразвука.

Sanitary Norms and Rules 2.2.4.3359–16.
Problems of application

Yu. V. Kurilenko Cand. of Sci. (Phys. & Math.), LLC “PCF Digital Devices”

Abstract: The article considers the changes introduced by new Sanitary Norms 2.2.4.3359–16 [1], effective from 01/01/2017, to the hygienic regulation of vibro-acoustic factors.

Keywords: rationing of vibro-acoustic factors; hygienic assessment of physical factors; measurement uncertainty; normative equivalent sound level; noise tonality; noise impulse; general vibration; local vibration; infrasound definition

1. Учет неопределенности измерений

Пункт 1.5 [1] гласит: "Оценка фактических уровней производственных физических факторов должна проводиться с учетом неопределенности измерений".

Это очень серьёзное новшество, которое вызывает серьезные трудности.

Во-первых, откуда брать эту неопределенность?

В примечании к данному пункту СанПиН мы находим ссылку на ГОСТ Р 54500.1-2011 [2]. Но это только базовый стандарт, который дает лишь общие определения.

Действующие методические указания по гигиенической оценке физфакторов, за редким исключением, также ничего не говорят о показателях точности измерений.

Эксплуатационная документация средств измерений физических факторов, в теории, должна содержать методику прямых измерений и, как следствие, показатели точности. Однако на практике, это не всегда (мягко говоря) так.

Недавно принятые стандарты (например, [3] и [4]) часто только запутывают ситуацию (проблема применения ГОСТ 12.1.003 обсуждается на сайте www.octava.info).

Поэтому сегодня на первый план выходит задача скорейшей разработки методических указаний и аттестованных методик измерений (Актуализированные перечни аттестованных методик измерений можно найти на сайтах www.fundmetrology.ru и www.octava.info) для сферы гигиенической оценки физических факторов.

Второй вопрос, как учитывать неопределенность?

В том же самом примечании к СанПиН мы видим упоминание ГОСТ Р ИСО 10576-1-2006 [5]. По этому стандарту решение о соответствии (несоответствии) требованиям принимается в зависимости от того, находится ли весь интервал неопределенности в зоне допустимых (недопустимых) значений.

Однако неопределенность может оцениваться для разных значений доверительной вероятности. Какую доверительную вероятность использовать для гигиенической оценки? Чем ближе этот параметр к единице, тем шире интервал неопределенности, тем больше шансов получить неокончательный результат.

Эта проблема может быть урегулирована только дополнительными документами Роспотребнадзора, например, методическими указаниями или рекомендациями.

Ну, и наконец, третий вопрос: ко всем ли нормируемым параметрам следует применять это требование? Ведь ряд величин, например ТНС-индекс, Коэффициент естественной освещенности (КЕО), показатель дискомфорта UGR традиционно рассматриваются как некие расчетные показатели, для которых никогда не разрабатывались методики измерения.

Решить этот вопрос можно было бы с помощью утверждения перечня измерений и обязательных метрологических требований к измерениям, применяемым в целях гигиенического нормирования (по аналогии с перечнем Приказа МЗСР №1034н).

Наша рекомендация:

· При выборе средств измерений обращайте внимание на то, чтобы их эксплуатационная документация содержала реальную методику измерений с указанием показателей точности.

· По возможности, находите и внедряйте аттестованные методики измерения для эксплуатируемых вами приборов.

2. Изменения в гигиеническом нормировании шума

В [1] отменено особое нормирование постоянного шума (ПДУ для октавных уровней звукового давления отсутствуют). Теперь постоянный шум будет нормироваться так же, как непостоянный.

В новых правилах отсутствуют примеры ПДУ для "основных наиболее типичных видов трудовой деятельности и рабочих мест" (то, что в СН 2.2.4/2.1.8.562-96 называется «Таблица 2»). Теперь ПДУ можно выбрать только по критериям напряженности и тяжести трудового процесса (Приложение 6 [1]) (Примечание: мы ожидаем в ближайшее время принятие поправок в [1], согласно которым для всех рабочих мест будет установлена единая норма 80 дБА (для отдельных отраслей будет допускаться 85 дБА)).

В п.3.2.2 [1] мы встречаем новое понятие: "нормативный эквивалентный уровень звука" (установлен равным 80 дБА). Определение этого термина в документе отсутствует. Согласно п.1.4 [1], гигиенические нормативы воздействия физических факторов в условиях производства называются "предельно допустимые уровни (ПДУ)"; ПДУ шума приведены в Приложении 6 к этим санитарным нормам. В опубликованном проекте изменений в СанПиН (см. regulation.gov.ru) предлагалось установить единый гигиенический норматив для рабочих мест – 80 дБ, а показатели, учитывающие напряженность и тяжесть (Приложение 6), использовать только для профилактических мероприятий. К сожалению, эти изменения пока не утверждены; более того, соответствующий проект приказа Роспотребнадзора получил отрицательное заключение МЭР по оценке регулирующего воздействия. Логично предположить, что, по крайней мере, до конца 2017 года эта проблема не будет урегулирована.

Дополнены требования по запретительным уровням шума на рабочем месте. В дополнение к действующим ранее запретам работы при текущих уровнях 110 дБА для временной коррекции S (медленно) и 125 дБА для временной коррекции I (импульс) появились запреты работы при эквивалентном уровне звука выше 85 дБА и пиковом уровне 137 дБС. Эти новые критерии, в целом, соответствуют международной практике. Отметим, что запрет работы с Leq выше 85 дБА окажется неразрешимой проблемой для ряда отраслей. По Руководству [10], уровни от 81 дБА до 115 дБА соответствовали вредным условиям труда по классам 3.1-3.4 (то есть без запрета на работу). Следует ожидать, что в ближайшее время запрет на работу при уровнях звука выше 85 дБ будет пересмотрен.

Внесены уточнения в правила учета тональности и импульсности шума. Теперь поправки на тональный и (или) импульсный шум следует вносить, только если эквивалентный уровень звука на рассматриваемой технологической операции превышает 75 дБА. Отметим, также, появление дополнительного признака тонального шума, который может быть полезным в тех случаях, когда частота сигнала попадает на границу 1/3-октавных полос.

Из санитарных норм исключены специальные требования для шума систем вентиляции в производственных помещениях.

При сокращенном рабочем дне (менее 40 ч в неделю) предельно допустимые уровни применяются без изменения.

3. Изменения в нормировании общей вибрации на рабочих местах

Прежде чем перечислять новшества в гигиеническом нормировании общей вибрации, отметим, что СанПиН 2.2.4.3359-16, как и предыдущие нормативы, сохраняет принципиальные отличия от положений ГОСТ 31191.1 [6] и ГОСТ 31319 [7] в части контролируемого значения эквивалентного виброускорения: гигиенические нормативы устанавливаются по отдельности для каждой компоненты (X, Y, Z) корректированного ускорения; при этом корректирующие коэффициенты kl из [7], в измерениях по СанПиН должны приниматься равными единице.

Примечание: С сожалением констатируем, что в [1] сохранена привязка норматива к источнику возникновения (категории) вибрации.

В [1] отменено нормирование вибрации по виброскорости. Теперь единственная физическая величина, применяемая для оценки воздействия вибрации на человека на рабочем месте - ускорение (виброускорение).

Основной нормируемый показатель общей вибрации - эквивалентное корректированное ускорение за рабочую смену. Отменено отдельное нормирование общей вибрации в октавных и 1/3-октавных полосах частот. Это положительное изменение, которое закрепляет уже фактически сложившуюся практику. Применение спектрального анализа при гигиенической оценке вибрации сопряжено с большими проблемами и риском ошибок, особенно при измерениях переходных и ударных процессов.

В [1] однозначно указаны типы частотных коррекций, которые следует применять для различных направлений (Wk для Z, Wd - для X и Y). В предыдущих нормах типы частотных коррекций не были явно обозначены, что приводило к различным недоразумениям и спекуляциям.

Отменено различие в применении частотных коррекций для разных категорий вибрации. Теперь для категорий 2 и 3 следует выбирать такие же коррекции, что и для категории 1.

Вибрация на рабочих местах подвижного состава железнодорожного транспорта и экипажей воздушных судов отнесена к категории 1 (транспортная вибрация). Для железнодорожников это означает смягчение требований, для экипажей самолетов и, особенно, вертолетов - фактическое ужесточение (ПДУ для корректированного уровня труднее выполнить, чем ПДУ в отдельных 1/3-октавных полосах).

Примечание: СанПиН 2.2.4.3359-16 не устанавливает требования к вибрации на морских и речных судах.

Введена запретительная норма для текущего среднеквадратичного значения корректированного ускорения за время усреднения 10 с (+24 дБ к ПДУ среднесменного ускорения). По сути, это означает неявное введение нового нормируемого показателя - максимального текущего среднеквадратичного значения ускорения.

При сокращении продолжительности смены ПДУ общей вибрации не изменяется.

4. Изменения в нормировании локальной вибрации

Как и в случае общей вибрации, СанПиН 2.2.4.3359-16 устанавливает гигиенические нормативы локальной вибрации не для полного ускорения, а для отдельных компонент (X, Y, Z). При этом обозначение направлений измерения локальной вибрации приведено в соответствие с ГОСТ 31192.1 [8] (направления X и Y поменялись местами).

В [1] отсутствует нормирование виброскорости локальной вибрации.

Отсутствует также нормирование локальной вибрации в октавных полосах частот. Единственный нормируемый показатель - корректированное ускорение за рабочую смену, причем тип частотной коррекции явно обозначен: Wh [8]. В документе нет никаких упоминаний метода веcовых коэффициентов СН 2.2.4/2.1.8.566-96 и отмененного ГОСТ 12.1.012-90. Поэтому измерение корректированного ускорения теперь следует выполнять либо прямым методом с использованием корректирующих фильтров по ГОСТ ИСО 8041 [9], либо с помощью 1/3-октавного спектрального анализа по Приложению А [8].

Конкретизирован запрет на работу при уровнях, которые на 12 дБ выше ПДУ. Из старых норм было непонятно, для какого интервала времени измерения установлено это правило. В [1] уточнено, что оно относится к текущим среднеквадратичным корректированным ускорениям, усредненным на интервале 1 с. Это, фактически, означает введение дополнительного нормируемого показателя - максимального текущего СКЗ корректированного ускорения.

При сокращении продолжительности рабочей смену ПДУ локальной вибрации не изменяется.

5. Изменения в нормировании инфразвука на рабочих местах

В [1] принято новое определение общего уровня инфразвука:

«уровень звукового давления в диапазоне частот 1,4-22 Гц, может быть прямо измерен с помощью соответствующего полосового фильтра или получен энергетическим суммированием уровней звукового давления в октавных полосах частот 2, 4, 8, 16 Гц.»

Это определение снимает давнюю проблему некорректной привязки общего уровня инфразвука к характеристике шумомера "ЛИН" (последняя, кстати, давно отсутствует в стандартах на шумомеры), которая десятилетиями перекочевывала из документа в документ.

В [1] не используются классификации инфразвука по характеру спектра (широкополосный, тональный) и по временным характеристикам (постоянный, непостоянный). Это положительный момент, так как в предыдущих нормах (СН 2.2.4/2.1.8.583-96) эти классификации хотя и присутствовали, но фактически не использовались.

СанПиН 2.2.4.3359-16 содержит гигиенические нормативы не только для рабочих мест в помещениях и на территории, но и в транспортных средствах. Это очень важный плюс нового документа, так как ранее нормативы инфразвука для автомобильного, железнодорожного и воздушного транспорта были распылены по огромному количеству санитарных правил. Отметим, что установленный транспортный норматив инфразвука (110 дБ для общего уровня) означает фактическое смягчение нормирования этого фактора для железнодорожного транспорта.

6. Сосуществование СанПиН 2.2.4.3359-16 и действовавших ранее нормативов

Роспотребнадзор своим информационным письмом от 10.02.2017 № 09-2438-17-16 разъясняет вопрос об одновременном действии вступивших в силу с 01.01.2017 СанПиН 2.2.4.3359-16 и неотмененных нормативно-правовых актов, которые ранее устанавливали санитарно-эпидемиологические требования к вредным физическим факторам производственной среды.

В письме разъяснено, что действие таких нормативных актом не отменяется, так как в них регламентируются гигиенические нормативы не только на рабочих местах, но также и в жилых помещениях и на селитебной территории.

Данные правовые акты применяются в части, не противоречащей СанПиН 2.2.4.3359-16.

Литература:

1. СанПиН 2.2.4.3359-16. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы. Санитарно-эпидемиологические требования к физическим факторам на рабочих местах.

2. ГОСТ Р 54500.1-2011/Руководство ИСО/МЭК 98-1:2009. Неопределенность измерения. Введение в руководство по неопределенности измерения.

3. ГОСТ Р ИСО 9612-2013. Акустика. Измерения шума для оценки его воздействия на человека. Метод измерений на рабочих местах

4. ГОСТ 12.1.003-2014. Система стандартов безопасности труда. Шум. Общие требования безопасности

5. ГОСТ Р ИСО 10576-1-2006. Руководство по оценке соответствия установленным требованиям

6. ГОСТ 31191.1-2004 (ИСО 2631-1:1997). Вибрация и удар. Измерение общей вибрации и оценка ее воздействия на человека. Часть 1. Общие требования

7. ГОСТ 31319-2006 (ЕН 14253:2003) Вибрация. Измерение общей вибрации и оценка ее воздействия на человека. Требования к проведению измерений на рабочих местах

8. ГОСТ 31192.1-2004 (ИСО 5349-1:2001) Вибрация. Измерение локальной вибрации и оценка ее воздействия на человека. Часть 1. Общие требования.

9. ГОСТ ИСО 8041-2006 Вибрация. Воздействие вибрации на человека. Средства измерений

10. Р 2.2.2006-05 Гигиена труда. Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда