Практико-ориентированное обучение вопросам охраны труда работодателей малых предприятий. В. В. Утюганова, В. С. Сердюк (№ 1, 2017)

Скачать выпуск "Безопасность и охрана труда" №1,2017

УДК 331.45

Практико-ориентированное обучение вопросам охраны труда работодателей малых предприятий

В.В. Утюганова,

аспирантка кафедры «Безопасность жизнедеятельности»

ФГБОУ ВО «Омский государственный технический университет»

E-mail: kvomgtu@gmail.com

В.С. Сердюк,

д.т.н, профессор кафедры «Безопасность жизнедеятельности»

ФГБОУ ВО «Омский государственный технический университет»

Реферат

Авторами предлагается практико-ориентированный подход к обучению работодателей малых предприятий по охране труда, основанный на коллективном решении проблем в области охраны труда и вовлечении всех сотрудников предприятия в процесс совершенствования системы управления охраной труда в организации.

Ключевые слова: обучение, охрана труда, компетенции, безопасность, практико-ориентированное обучение, малое предприятие.

Practice-focused training in questions of labor protection of employers of small business

V.V. Utyuganova, Post-graduate student

V. S. Serdyuk Dr. of Sci. (Tech.), Professor

Life Safety Department, Omsk State Technical University

Abstract

Authors offer the practice-focused approach to training of employers of small business in labor protection based on the collective solution of problems in the field of labor protection and involvement of all staff of the enterprise in process of improvement of a control system of labor protection in the organizations.

Keywords: training, labor protection, competences, safety, the practice-focused training, small business

В России ежегодно теряется 4-5% ВВП по причине несчастных случаев и заболеваний, связанных с трудовой деятельностью. По данным Министерства труда и социальной защиты населения РФ в 2015 году в Российской Федерации расчетный показатель травматизма составил 2,4 погибших на производстве (из расчета числа погибших на 100 тысяч занятых в экономике), что в целом соответствует среднему уровню травматизма со смертельным исходом в странах Европейского Союза, Японии и США. По данным Росстата среди предприятий в России процент травматизма по малым предприятиям превышает общие показатели по отраслям в РФ, а численность погибших в результате несчастных случаев на производстве на 1 тыс. занятых в организациях малого бизнеса почти в 2 раза превысила значение общего показателя по России.

По данным опроса [1], официальная статистика производственного травматизма в России не может отражать реальной картины, так как не все несчастные случаи регистрируются и расследуются. В основном уклоняются от регистрации несчастных случаев на предприятиях малого и среднего бизнеса. Одним из методов борьбы с несоблюдением трудового законодательства в этой области является увеличение штрафов, проведение проверок. В 2015 году были увеличены размеры штрафов, которые налагаются на работодателя за травмоопасные нарушения в области охраны труда. За последние годы, в среднем, в 2,5 раза выросли штрафы за повторные аналогичные правонарушения в сфере охраны труда (табл. 1).

Таблица 1.

Штрафы для индивидуальных предпринимателей (ИП) за нарушение государственных нормативных требований охраны труда [2]

№ п/п

Нарушение

Штраф

1

Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах РФ, за исключением случаев, рассмотренных ниже

от 2 до 5 тыс. рублей

2

Нарушение установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение

от 5 тыс. до 10 тыс. рублей

3

Допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения обучения и проверки знаний требований охраны труда, обязательных предварительных и периодических медосмотров, в начале рабочего дня (смены), психиатрических освидетельствований

от 15 тыс. до 25 тыс. рублей

4

Необеспечение работников средствами индивидуальной защиты

от 20 тыс. до 30 тыс. рублей

5

Повторное совершение аналогичных административных правонарушений

от 30 тыс. до 40 тыс. руб. или приостановление деятельности на срок до 90 суток

Помимо этого, за нарушение требований безопасности или иных правил охраны труда, если это повлекло по неосторожности причинение вреда здоровью человека, в соответствии с УК РФ работодатель наказывается штрафом, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до одного года. То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, наказывается лишением свободы на срок до трёх лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Для работодателя малого предприятия главной целью является эффективное управление своим бизнесом и максимальное получение прибыли. Но при этом большинство из них не осознают, что ключевым компонентом эффективного управления являются безопасные условия труда, способствующие достижению высокой производительности и качества продукции при мотивированной и квалифицированной рабочей силе. Многие ИП нарушают требования трудового законодательства. Основными причинами таких нарушений являются: низкий уровень компетентности работодателей в вопросах охраны труда, отсутствие их заинтересованности в улучшении условий труда работников, отсутствие уже сложившейся организации работ по охране труда (как, например, на крупных предприятиях) и системности в управлении охраной труда, недостаток финансовых средств и базового капитала и др. [3]. Следствием некомпетентности работодателей в вопросах охраны труда является значительный материальный ущерб от последствий за нарушения требований охраны труда, что можно расценивать как упущенную выгоду. Повлиять на отношение работодателей малых предприятий к организации работ и финансированию мероприятий по охране труда может понимание ими принципа «затраты-выгода», которое зависит от уровня их культуры в области охраны труда.

В соответствии с законодательством РФ, работодатели организаций, заместители работодателей организаций, уполномоченные решать вопросы охраны труда, заместители главных инженеров по охране труда, работодатели — физические лица, иные лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью должны проходить обучение в обучающих организациях федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда.

В соответствии со ст. 17 ФЗ от 24.07.1998 г. № 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний«,а также согласно Приказу Мин.труда РФ от 10 декабря 2012 г. N 580н «Об утверждении Правил финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами» работодатели организаций малого предпринимательства, работники организаций малого предпринимательства, уполномоченные решать вопросы в области охраны труда, проходят обучение за счет средств ФСС РФ. Учитывая, что субъекты малого предпринимательства, как правило, оправдывают отсутствие должного внимания к деятельности по охране труда недостатком средств, оплата ФСС обучения по охране труда является существенной экономической помощью для предприятий малого бизнеса.

Помимо этого, по Правилам финансового обеспечения в счет сумм страховых взносов подлежат и другие расходы [4]. То есть, некоторые проблемы, связанные с финансированием деятельности в области охраны труда, могут быть решены посредством взаимодействия с ФСС РФ. Но основной причиной возникновения упущенной выгоды является низкий уровень компетентности, а также культуры безопасности и профилактики в области охраны труда работодателей.

Для решения данной проблемы предлагается организовать практико-ориентированное обучение работодателей малых предприятий (или уполномоченного в области охраны труда данной организации лица) по отдельно разработанным дополнительным обучающим программам, направленным на приобретение и развитие практических навыков в организации и управлении охраной труда, а также обеспечивающим обмен передовым опытом между работодателями определенной отрасли экономики.

Существующие программы обучения, разработанные в соответствии с Приказом Минтруда России от 21.06.03 № 153 «Об утверждении примерных программ обучения по охране труда отдельных категорий застрахованных», направлены на приобретение теоретических знаний в области охраны труда, но не вырабатывают практические навыки для решения возникающих проблем. Сам процесс обучения направлен на ознакомление с нормативными правовыми документами, требованиями, изучением теоретической базы в области охраны труда и других вопросов с использованием традиционных методик обучения. Американский педагог Э. Дейл в 1969 г разработал «Конус Дейла», показывающий, что проведение лекций и чтение слушателями пособий является наименее эффективным методом обучения (рис 1).

Рисунок 1.— Конус Э.Дейла [5]

Из рис. 1 следует, что только в процессе имитации реальной деятельности, выступлений с речью, дискуссии и обсуждения проблемы или выполнения реального действия, обучающиеся способны сами анализировать, разрабатывать и усваивать получаемую в процессе обучения информацию до 90%.

На основе Программы WISE, разработанной Международной организацией труда [6], авторами разработана и предлагается к реализации модель обучения работодателей малых предприятий по охране труда (рис. 2).

Пакет методических материалов для инструкторов программы WISE дает практические рекомендации по организации и проведению успешных курсов обучения. Основная задача курсов состоит в том, чтобы участники сами проявляли инициативу внедрения непрерывных и малозатратных мер по улучшению условий труда на предприятиях. Эта программа реализуется с 1994 года и является эффективным средством поддержки многих локальных программ улучшения условий труда.

Рис. 2 Модель взаимодействия преподавателей и обучающихся вопросам охраны труда

На рис. 2 представлена простая модель, охватывающая основные элементы взаимодействия (без учета дополнительных внутренних и внешних факторов) «преподаватель—обучающиеся» а также «обучающийся—обучающийся». На входах — мотивированные к совместной деятельности преподаватель и обучающиеся, на выходе 1 — преподаватель, обогащенный полученным опытом преподавательской деятельности, разработки новых технологий обучения, которые можно реализовать в следующих образовательных программах. На выходах 2 и 3 — обучающийся, получивший необходимые компетенции, а также опыт в разработке и реализации новых методов решения проблем в области охраны труда. Развитие обратных связей в системе обучения «преподаватель-обучающийся-обучающийся» позволяет совершенствовать программу, средства и методы обучения, повышать аналитические способности и практические навыки обучающихся.

Взаимодействие в модели «преподаватель—обучающийся» и в модели «преподаватель — обучающийся — обучающийся» существенно отличается. В первой модели велика вероятность развития односторонней связи преподаватель-обучающийся, без возникновения обратной связи. То есть, при получении новых знаний в области охраны труда, не каждый обучающийся сможет применить их на практике в своей организации.

Предлагаемая модель делает упор на развитие взаимодействия между обучающимися в одной группе (группы обучающихся формируются на основании принадлежности к одному виду экономической деятельности или смежных отраслей) и совместное решение проблем в области охраны труда на основе полученных знаний в результате взаимодействия «преподаватель-обучающийся». Взаимодействие двух элементов «обучающийся» и «обучающийся» происходит на основе решения заданий на практических занятиях и занятиях по блокам технических дисциплин. Перечень технических дисциплин определен в программе WISE и включает в себя: хранение и транспортировку материалов, организацию рабочих мест, безопасность производственного оборудования, контроль опасных веществ, освещение, производственные социально-бытовые объекты, помещения и организация производственного процесса. В зависимости от вида экономической деятельности содержание программы может быть изменено с учетом более важных вопросов в данной отрасли. Занятия в группах должны проводиться в непринужденной обстановке и атмосфере с целью мотивации обучающихся к решению возникающих в процессе деятельности проблем и преодолению трудностей в процессе улучшения условий труда. В процессе проведения практических занятий обучающиеся получают задания по решению возможных проблем в области охраны труда, возникающих в конкретной отрасли. Задания могут составляться преподавателями и организаторами курсов по соответствующим статистическим данным, полученным из официальных источников (например, Министерство труда, Департамент труда и т.п), актуальным на период обучения. Участники, имея соответствующую мотивацию, будут искать пути совершенствования на своих рабочих местах, составлять планы мероприятий, которые будут реализованы в процессе обучения и (или) по его завершению.

Практико-ориентированное обучение предполагает обучение в 3 этапа: ознакомительный; разработка проекта (задания); защита и экспертная оценка проекта (задания). На первом этапе с обучающимися проводится вводное занятие с обзором нормативной правовой базы по охране труда и рассмотрением методических рекомендаций по выполнению задания. После этого они самостоятельно или с участием специалистов своих предприятий осуществляют поиск проблем в области охраны труда внутри своего предприятия совместно с изучением основной нормативной правовой базы в области охраны труда. Поиск проблем работодателем должен быть проведен с учетом распределения обязанностей по уровням управления предприятием в области охраны труда [7]. На втором этапе обучения осуществляется процесс подготовки проекта, отражающего основные направления в решении обозначенных проблем и совершенствовании процесса управления охраной труда (в частности, разработка положения о системе управления охраной труда предприятия). В процессе проведения практических занятий обучающиеся выполняют задания по решению возможных проблем в области охраны труда, возникающих в конкретной отрасли. Во время подготовки проекта по совершенствованию системы управления охраной труда предполагается максимальное вовлечение сотрудников предприятия в процесс решения поставленных задач, основанное на распределении обязанностей работников на разных уровнях управления [7]: уровень производственной бригады, участка, структурного подразделения и т.п. Распределение обязанностей и ответственности по выполнению поставленных задач между сотрудниками предприятия является гарантией наиболее качественного подхода к решению вопросов в области охраны труда. При подготовке проекта, с целью наиболее эффективного поиска недостатков в существующей системе управления охраной труда, а также решения сложившихся проблем, работодателю необходимо проводить самодиагностику состояния условий и охраны труда, основанную на оценке и анализе индикаторов, включенных в систему мониторинга. Система индикаторов условий труда позволяет четко формулировать цели в области управления охраной труда и выразить их количественно, транслировать цели и состояние условий и охраны по вертикали управления на все уровни, эффективно вести мониторинг и измерение результатов, вовремя диагностировать проблемы, требующие управленческого решения, а также своевременно осуществлять корректировку целей и планировать превентивные мероприятия. Основные показатели для оценки состояния условий и охраны труда: организация работы по охране труда (наличие локальных документов в области охраны труда, коллективного договора, комитета по охране труда), специальная оценка условий труда (количество рабочих мест, из них — количество оцененных, количество с вредными и (или) опасными условиями труда)), система управления профрисками (методика оценки профрисков, чек-листы, проведение поведенческого аудита сотрудников), затраты на охрану труда (всего затрат, затраты на одного сотрудника, затраты на ФСС), производственный травматизм (всего несчастных случаев, всего пострадавших, число дней нетрудоспособности), сведения о службе охраны труда (наличие специалиста по охране труда, приказа о системе управления охраной труда), сведения по обучению по охране труда (всего обучено работников, обучено специалистов в области охраны труда).

На последнем этапе подготовленные проекты выдвигаются на рассмотрение и рецензирование не только преподавателям, но и другим обучающимся. Задача обучающегося дать наиболее полную рецензию и оценку проекта другого обучающегося, отражающую полученные в процессе обучения знания и достигнутый уровень компетенции в области охраны труда. Результатом практико-ориентированного обучения является разработка для реализации программ по улучшению и совершенствованию процесса организации и управления охраной труда на малых предприятиях. При этом, в процессе практико-ориентированного обучения и составления собственной программы по решению задач предприятия, будет происходить непроизвольное привлечение всех работников организации к решению определенных проблем.

По окончании обучения мощным стимулом к разработке эффективного решения в области охраны труда может быть организация и проведение конкурса разработанных программ и привлечение к судейству в конкурсе представителей органов исполнительной власти в области охраны труда.

Практико-ориентированное обучение по такой программе отличается от традиционных подходов к его организации, но результатом будет разработка эффективных решений, которые можно будет реализовать на практике, а не только получение удостоверения об обучении и проверке знаний в области охраны труда. Использование дистанционных образовательных технологий в обучении позволит коллективно и комплексно решать многие проблемы без отрыва от производства и с привлечением ответственных лиц предприятия работодателя по организации охраны труда.

Литература:

1.Подцероб М. В России борются с несчастными случаями на производстве/М.Подцероб//Ведомости [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.vedomosti.ru/management/articles/2015/10/01/610955-rossii-boryutsya-neschastnimi-sluchayami-proizvodstve . Дата обращения: 12.01.2017 г.;

2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ (КоАП РФ) (с изм. и доп. от 09.03.2016 г.) // «Российская газета» от 31 декабря 2001 г.;

3.Утюганова В.В.Пути решения проблем в области охраны труда в сфере малого бизнеса/В.В. Утюганова, В.С. Сердюк//Безопасность и охрана труда (БИОТ). — 2016 г. —№ 3 (68). —С. 8-10.

4.Приказ Министерства труда РФ от 10 декабря 2012 г. N 580н «Об утверждении Правил финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами» (ред. от 14.07.2016 г.) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140863/ . Дата обращения: 14.01.2017 г.

5. Свободная общедоступная мультиязычная универсальная интернет-энциклопедия — Википедия [Электронный ресурс]/Edgar Dale.- Режим доступа: https://en.wikipedia.org/wiki/Edgar_DaleДата обращения: 10.01.2017 г.;

6. Программа WISE: «Улучшение условий труда на малых предприятиях». Пакет методических материалов. [Электронный ресурс]/Москва, МОТ, 2009. Режим доступа: http://www.ilo.org/wcmsp5/groups/public/---europe/---ro-geneva/---sro-moscow/documents/publication/wcms_312455.pdf . Дата обращения: 24.11.2016 г.;

7. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 19.08.2016 г. № 438н «Об утверждении Типового положения о системе управления охраной труда»;

8. Постановление Минтруда России, Минобразования России от 13.01.2003 N 1/29 (ред. от 30.11.2016) «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций» (Зарегистрировано в Минюсте России 12.02.2003 N 4209) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_40987/ . Дата обращения: 14.01.2017 г.