Без акцента. Зарубежный опыт подготовки студентов в сфере безопасности, гигиены и окружающей среды. Н. Н. Новиков (№ 1, 2017)

Скачать выпуск "Безопасность и охрана труда" №1,2017

УДК 378:331.45

Без акцента. Зарубежный опыт подготовки студентов в сфере безопасности, гигиены и окружающей среды

Н.Н. Новиков,

Генеральный директор Национальной ассоциации центров охраны труда

Доктор технических наук, профессор

Заслуженный деятель науки Российской Федерации

(г. Москва)

E-mail: nacot-nnn@mail.ru

Аннотация

Работать специалистом в сфере HSE означает быть способным к диалогу с самыми разными заинтересованными лицами и одновременно решать разные задачи на стратегическом, тактическом и оперативном уровнях; требуется преодолевать узкие правовые рамки, сохраняя при этом свой имидж, который всё более зависит от производственных рисков. В этом открываются широкие возможности для нового поколения студентов-выпускников. В статье представлен анализ целей и задач специалистов в этой сфере, определены их роли и требуемые от них навыки. Всё это способствовало выбору аспирантских программ, направленных на предоставление студентам необходимых знаний. Многие компании вышли сегодня на международный уровень, и человек должен быть готов к работе в самых непривычных для него коллективах, вот почему кандидаты из разных стран комплектуются в небольшие группы, где у них появляется возможность испытать себя в разных этнических и культурных условиях при участии в самых разных проектах.

Ключевые слова: сфера безопасности; гигиена и окружающая среда; образование; аспиранты; культурные различия

Foreign experience of graduate students training to become professionals in the field of safety, hygiene and environment

N.N. Novikov

General Director National Association of the Centers for Occupational Safety & Health

Professor, Dr. Tech. Scs., Merited Scientist

(Moscow)

Abstract

In the article we present the analysis of the goals, objectives and experience of experts in the field of safety and labor protection. We have identified current and future roles, goals and required skills of the security professional. This analysis was used to determine postgraduate programs aimed at providing students with necessary knowledge. Many companies operate in different countries. Therefore a person should be ready to work in the most unusual collectives. That’s why candidates from different countries are completed in small groups, where they have the opportunity to test themselves in different ethnic and cultural conditions in various projects.

Keywords: sphere of security, hygiene and environment, education, postgraduate student, cultural differences.

Студенты-выпускники в сфере инженерии и менеджмента владеют академическими знаниями в таких областях, как машиностроение, химия, строительство, электроника, человеческие ресурсы, бухгалтерский учет и др. Некоторые технические университеты добавляют учебные программы в сфере безопасности, гигиены и окружающей среды, например, в химическом машиностроении (Perrin & Laurent, 2008). Большинство университетов и инженерных школ предоставляют студентам курсы менеджмента и организацию стажировок в компаниях, но эти студенты не готовы принять на себя обязанности и ответственность специалистов в сфере безопасности, гигиены и окружающей среды, так как не обладают необходимым опытом.

Существует длительная история общественных органов, обучающих инженеров безопасности в Нидерландах с 19-ого столетия (Swuste et al, 2010) и в США после 2-ой Мировой войны (Heinrich 1956). Первая известная программа послевузовского обучения в сфере безопасности, гигиены и окружающей среды была запущена в Нидерландах в 1989 году (Hale & Kroes 1997). Azares&Swuste (2012) предлагают обзор курсов аспирантуры в Европе, направленных на подготовку специалистов в области безопасности.

Образование будущих специалистов в сфере безопасности, гигиены и окружающей среды соответствует общим тенденциям в области машиностроения: сосредоточение на надежности и технологических усовершенствованиях. В начале 20-ого века были добавлены поведенческие и, с недавних пор, организационные аспекты. Эти эволюции были закреплены в правовых основах, обеспечивающих предупреждение аварий, защиту населения, окружающей среды и других ценностей. Chang & al (2012) предложили модель компетенций специалистов в сфере безопасности, гигиены и окружающей среды.

В течение многих лет промышленные компании предлагали работу в сфере безопасности, гигиены и окружающей среды опытным людям, которые достигли определенных успехов на позициях менеджеров, особенно если этот опыт был получен в сфере производства или сервисных подразделениях.

Все компании и сообщества должны уделять внимание управлению рисками, так как это важно для всех видов деятельности и процессов. Организация международных стандартов ISO 31000 определяет Риск как "эффект неопределенности на цели«(Purdy, 2010). Специалисты в сфере безопасности, гигиены и окружающей среды в промышленных компаниях озаботились важной частью управления рисками: здоровьем и безопасностью людей внутри и вне компании, а также защитой окружающей среды.

В настоящее время во всех промышленно развитых странах есть степени в области Безопасности, гигиены и окружающей среды (HSE); во Франции около 50 магистерских степеней и 30 докторских степеней предлагаются на рынке. Некоторые французские университеты предлагают инженерную степень в области Гигиены, безопасности и окружающей среды.

1 Специалист в сфере безопасности, гигиены и окружающей среды

1.1 Растущая потребность в специалистах и качественно обученных людях

Помимо общего стажа специалистов по безопасности, гигиене и окружающей среде существуют различные виды специализированных работ: профессиональные врачи, инспекторы, аудиторы, страховые оценщики, гигиенисты, специалисты-практики в сфере безопасности или специалисты по профилактике. Мы акцентируем внимание в настоящем документе на специалистах по безопасности, гигиене и окружающей среде.

В порядке разработки учебного плана в сфере безопасности, гигиены и окружающей среды мы должны ответить на два главных вопроса: какие знания и компетенции необходимы? Что ожидает промышленность от таких студентов-выпускников? Harper, Rockwell и Weaver (1962) подняли эти вопросы в справочном документе об «инженерах по безопасности»; более чем 50 лет спустя многие их выводы остаются в силе.

Прежде всего, роль специалиста по безопасности, гигиене и окружающей среде в промышленности функциональная; он отчитывается, как правило, непосредственно высшему руководству, но не имеет иерархической власти в компании кроме своей (часто очень небольшой) команды. Специалист по безопасности, гигиене и окружающей среде в качестве консультанта и специалиста оказывает поддержку и информирование на всех уровнях иерархии. Он должен быть способен общаться как с менеджерами, так и с операторами в цехах. Он способствует позитивному отношению к безопасности, гигиене и окружающей среде при применении директив по безопасности. Управление безопасностью, гигиеной и окружающей средой это ответственность линейных менеджеров и управляющего персонала, включая высшее руководство, которое не всегда в курсе своих обязанностей в этой сфере.

Существует несколько типов специалистов в сфере безопасности, гигиены и окружающей среды. Французский исследовательский институт по безопасности (Peissel-Cottenaz&Garrigou, 2004) провел статистическое исследование и предложил профессиональную типологию данных специалистов. Было предложено восемь различных профилей, таких как эксперт по профилактике, «полевой» специалист по профилактике, менеджер по профилактике или рабочий по общей профилактике. Hale (1995) предложил три ролевых модели: эксперт по безопасности — координатор по безопасности — контролер в сфере безопасности. Wu (2010) проверил эту теоретическую модель. Проведенное исследование выявило три типа специалистов по профилактике в компаниях: менеджер по профилактике, полевой специалист по профилактике и рабочий по общей профилактике. В этом исследовании не была установлена связь между типом специалиста по профилактике и типом компании.

Мы можем объединить несколько главных аспектов или пунктов работы специалиста в сфере безопасности, гигиены и окружающей среды, таких как:

· Следовать нормам безопасности, здоровья и окружающей среды;

· Обеспечивать безопасность объектов, охрану здоровья персонала и защиту окружающей среды;

· Учитывать человеческие и организационные аспекты в сфере безопасности, гигиены и окружающей среды.

Владения необходимыми навыками не всегда достаточно, так как некоторые позиции специалистов по HSE требуют наличия ученой степени:

«Однако, в основном из-за юридических требований некоторые позиции специалистов по безопасности требуют людей с ученой степенью ». (Arezes&Swuste, 2012)

Необходимость для специалистов по безопасности получения высокого уровня образования подчеркивается возрастающей сложностью профессиональных вопросов и появлением новых проблем, таких как профессиональные стрессы. Специалист по безопасности должен быть компетентным в административных, межличностных, коммуникационных и технических вопросах.

"Специалисты-практики в сфере безопасности ограничены не только выявлением, оценкой и контролем за рисками. В настоящее время они также должны предвидеть и предоставлять информацию об этих рисках, помимо освоения правовых и технологических изменений, происходящих в области. Специализация в сфере безопасности включает такие дисциплины как промышленная токсикология, эпидемиология, промышленная санитария, эргономика, законодательство, наркомания, психология и др. Так как области, в которых практикуется безопасность и охрана труда, постоянно расширяются (обобщение), знания и исследования в данной области также растут (специализация)«.(Brunet Loiselle, 2002)

Европейские Рамочные Директивы (Европейская Комиссия, 1989) в статье семь предусматривают, что все работодатели нанимают специалистов в области управления рисками. Данные специалисты должны иметь необходимые навыки и компетенции для решения комплекса проблем.

Следующий раздел представляет собой анализ необходимых профессиональных навыков и знаний, необходимых специалистам по безопасности, приобретение которых должно стать целью учебной программы.

1.2 Содержание работы специалиста по безопасности и охране труда и окружающей среды

Начиная с семидесятых годов, наблюдается рост интереса к описанию содержания работы специалиста по безопасности и охране труда и окружающей среды. Большинство интересов концентрируется именно на доступности обученного персонала для владения законодательной базой и реализации утвержденных программ по безопасности и охране труда и окружающей среды в бизнесе и промышленности. (De Joy, 1993). В настоящее время существуют публикации, которые описывают профессиональную карьеру в области безопасности и охраны труда и окружающей среды или содержания работы (ASSEF, 2007; AMRAE 2013), и есть авторы, которые исследовали роли специалистов по безопасности (De Joy, 1993; Wu, 2011). Эти документы предлагают списки функций, задач и ролей специалистов по безопасности.

Wu (2011 год) синтезировал девять ключевых профессиональных компетенций в сфере безопасности и охраны труда и окружающей среды. Wu — это один из авторов, цитируемых в исследованиях INRS[1] (Peissel-Cottenaz&Garrigou, 2004), которые изучали современные задачи специалистов по безопасности путем проведения опросов, в то время как другие авторы предлагают решение нормативных задач и концептуальных моделей для представления основных ролей и обязанностей специалистов по безопасности на разных позициях (Hale, 1983).

Brun et Loiselle (2002) используют анкеты и фактические наблюдения для предложения группировки функций специалистов в сфере безопасности и охраны труда и здоровья, в рамках чего и происходит анализ организационных, человеческих и технических аспектов и стратегических и оперативных составляющих работы.

Таблица 1 представляет собой перечень основных тем, которые встречаются в изучаемых источниках. Степень детализации представляется обозначениями «+».

Тема содержания работы

AMRAE

2013

ASSEF

2007

Wu 2011

INRS 2004

De Joy 1993

Консультирование руководства и лиц, принимающих решения

 

+

   

++

Определение миссии и организация системы управления охраной труда

+

+

   

+

Управление рисками (выявление опасности, оценка и контроль)

+

+++

+

++

+++

Соответствие нормативным требованиям

 

+

+

   

Распространение культуры безопасности и культурных изменений

+

 

+

   

Повышение квалификации и коммуникации

 

+

+

+

++

Расследование несчастных случаев и инцидентов

 

+

 

+

+

Управление в чрезвычайных и кризисных ситуациях

+

+

+

+

 

Мониторинг и отчетность

+

++

+

+

+

Управление знаниями

   

+

+

 

Риски финансирования

+

 

+

   

Таблица 1: различные темы, включенные в учебный план для специалистов по безопасности и охране труда и окружающей среды

Из настоящего был сделан вывод о том, что профессиональная деятельность в сфере безопасности и охраны труда и окружающей среды включает в себя соблюдение требований, проектирования и эксплуатации системы управления безопасностью и охраной труда и окружающей среды (задачи, планирование, анализ, аудит), анализ рисков (в профилактических целях) и несчастных случаев (реактивные меры); а также управление в чрезвычайных и кризисных ситуациях.

Так что, встает вопрос какими именно навыками должны владеть специалисты по безопасности для эффективного решения?

1.3 Навыки специалиста по безопасности и охране труда и окружающей среды

Rockwell (1962) разработал спецификации для инженеров по безопасности. Он определил три ключевых навыка: анализ, интерпретация и коммуникация. Он утверждает, что наличие знаний не является гарантией профессиональной компетентности. Во всяком случае, экспоненциальный рост технологий не позволяет кому-либо оставаться полностью информированным. Wu (2011) подчеркивает важность сложных внешних условий для специалистов по безопасности и, таким образом, влияние на образовательные программы в области безопасности:

«Проектирование и разработка учебных планов традиционно во многом базируется на компетенциях и в меньшей степени на ролях или функциях. Охрана труда и специалисты в области безопасности должны работать в условиях, когда технологические, экономические, законодательные, социальные и культурные факторы постоянно меняются, и, таким образом, необходимо выполнять комплекс сложных задач.» (Wu, 2011)

Специалисты по безопасности должны помнить, что результаты их деятельности на практике часто применяют люди, далекие от области ОТ. Они должны быть способны перевести политику управления в программы безопасности и охраны труда и окружающей среды, а также перевести информацию о несчастных случаях в активные действия управленческого аппарата. Это требует коммуникативных навыков специалистов по безопасности.

Специалисты по безопасности должны также знать процессы и операции, за которые они несут ответственность.

«Будущее безопасности зависит от обоснования безопасности на основе того, как это облегчает производство, без учета того, что несчастные случаи являются дорогостоящими ». (Rockwell 1962)

Для разработки факта человеческой ошибки при расследовании несчастного случая Rockwell (1962) предложил, чтобы обучение специалистов по безопасности включало прикладную психологию. Они предложили семь областей прикладного исследования, которые помогут специалисту по безопасности с его/ее обязанностями:

· Упрощение методов работы;

· Изучение трудовых процессов и условий труда;

· Использование описательной и поверхностной статистики;

· Учет экологического стресса и его влияния на поведение работника;

· Создание безопасного психологического климата;

· Креативное мышление;

· Эффективные коммуникации.

Weaver (1962) предложил несколько идей для подготовки специалистов по безопасности к работе:

Во-первых, специалист по безопасности должен специализироваться в той отрасли, к которой относится его организация, и представлять специфические риски. Он должен быть готов к тому, чтобы справиться с этими рисками.

Во-вторых, законодательные и нормативные акты, необходимые в работе, должны быть настольными книгами для специалиста по безопасности.

В-третьих, следует досконально знать корпоративные акты системы безопасности. Роль специалиста по безопасности, его влияние зависит от активности его позиции в организации. Очень важно для специалиста по безопасности иметь профессиональный авторитет во всем коллективе, начиная от отдела продаж, заканчивая научно-исследовательскими подразделениями.

В-четвертых, необходимо зафиксировать ответственность линейного менеджмента в системе безопасности и охраны труда и окружающей среды.

В-пятых, следует использовать позиции специалиста по безопасности в качестве трамплина к совершенствованию.

В-шестых, следует постоянно повышать квалификацию специалистов по безопасности.

В-седьмых, необходимо избегать интеллектуального хаоса и ограниченного интеллектуального видения. Это означает, что специалист по безопасности должен иметь широкую эрудицию в направлениях: химия, физика, машиностроение, медицина, организация производства, технологическое проектирование, психология, обучение, мотивация и коммуникации.

Коммуникации, лидерство и управление персоналом — это те навыки, которые должны быть у руководителя по безопасности для выполнения своей работы. Он также должен знать человеческие и организационные аспекты для анализа несчастного случая, для стимулирования соответствующего поведения и отношений, и для понимания роли системы безопасности в своей организации. Hale (1995) обозначает в настоящем документе два вопроса:

«Является ли безопасность и охрана труда работой руководителя?»;

«Является ли управление работой специалиста по безопасности и охране труда?»;

Он предлагает три роли специалиста по безопасности при сотрудничестве с главным руководителем: эксперт, координатор или контролер. Понятно, что разные специалисты в области безопасности и охраны труда, скорее всего, сочетают функции и на практике исполняют каждую из трех ролей в разное время.

Следующая часть исследует существующие образовательные программы в сфере безопасности и охраны труда.

2 Обзор образовательных программ в области безопасности и охраны труда

Анализ литературы для обучения в области безопасности и охраны труда позволяет нам выявить статьи о программах обучения для будущих специалистов по охране труда, а также и статьи о повышении квалификации в области охраны труда или в сфере безопасности и охраны труда для работников (Becker & Morawetz, 2004) (Heath, 1982) или для высших учебных заведений (Pisaniello et al, 2013). В этих документах мы акцентируем внимание на первой группе: статьи о программах обучения будущих специалистов по безопасности и охране труда.

Программы обучения в области безопасности и охраны труда и окружающей среды предлагают различные степени: бакалавр, магистр и далее. Обучение специалистов по безопасности также возможно в рамках основного учебного плана, например, в сфере химического машиностроения (Molzahn, 2004). Двойные компетенции также могут быть получены путем получения степени магистра в области безопасности и охраны труда и окружающей среды после основной степени.

«Существует ряд документов, касающихся этих программ, и достигнут консенсус вокруг некоторых положений, а именно: для удовлетворения потребности персонала в безопасности необходимо наличие технических знаний о сфере деятельности организации (van Dijk,1995), наличие базовых знаний (Saari, 1995), аналитических способностей, а также личные качества, влияющие на коммуникации, сотрудничество и работу в команде (Hale,1995a; Brun and Loiselle, 2002).» (Arezes&Swuste 2012)

2.1 Техники обучения

Wu (2011) утверждает, что обучение безопасности и охране труда должно отходить от формата лекций к интерактивному стилю, с большим количеством практических занятий, общения со специалистами по безопасности и другими сопутствующими способами обучения, чтобы подготовить обучающихся к их будущей роли и миссии. Он подчеркивает важность требований компаний и ожиданий, предъявляемых к способностям специалистов по безопасности.

«Преподаватели по Безопасности должны проанализировать содержание существующих учебных программ, чтобы определить, дают ли они студентам базовые знания и навыки, необходимые для осуществления практики в области безопасности и охраны труда, для соответствия требованиям работодателя и его ожиданиям. Ведь конечный продукт образования это предоставление услуги потребителю; работодатели и есть потребители, а учебный план в области безопасности и охраны труда имеет ценность только тогда, когда есть потребители.» (Wu, 2011).

Wu (2011) подчеркивает также важность единовременного взаимодействия с промышленностью, компаниями и специалистами по охране труда. Он предлагает организовывать симпозиумы и форумы для установления контактов.

«Однако, теория и практика различаются восприятием их функций в области безопасности, поэтому университеты должны проводить симпозиумы и форумы, устанавливая коммуникативные связи между промышленностью и академической наукой для сужения разрыва между теорией и практикой» (Wu, 2011).

Он также предлагает приглашать специалистов для обмена их опытом.

"Следующие действия должны также сократить пробелы в восприятии между практикой и теорией: участие теоретиков в производственной практике позволяет им получить практический опыт на рабочем месте и передать его во время преподавания в учебном классе; участие практиков в совместном обучении (заочном обучении) в колледжах для обмена своим опытом в сфере практики охраны труда; или практики должны выступать советниками для комитета, разрабатывающего учебный план, с целью предоставления рекомендаций по практике в области охраны труда.«(Wu, 2011).

Shallcross (2013) подчеркивает важность коммуникативных навыков.

«Среди опрошенных студентов 92% согласны или почти согласны с утверждением, что инженеры-химики должны владеть коммуникативными навыками высокого уровня. Аналогичный процент также согласившихся с тем, что устные выступления помогают им развивать их навыки проведения презентации » (Shallcross 2013).

Shallcross (2013) представил свой подход к образованию в области безопасности и охраны труда через ряд обучающих презентаций. Хорошие и реалистичные примеры в обучении интересны, так как они близки к реальной будущей работе специалиста-практика по безопасности. Он использует обучающие примеры известных несчастных случаев, таких как аварии в Бхопале, Лонгфорде, или на платформе «Пайпер Альфа». Каждый студент в группе должен говорить по 4-5 минут об аспектах инцидента в формате грамотно выстроенной презентации. Остальные студенты дают критические замечания к презентации в письменном виде. Преподаватель справедливо оценивает как выступление студента, так и письменную критику.

Saleh & Pendley (2012) объясняют, как научить студентов-инженеров выстраивать причинно-следственную связь происшествия и систему безопасности, а также они применяют обучающие примеры из практики.

2.2 Требования к учебному плану специалистов в области безопасности и охраны труда и окружающей среды

Студенты, получившие степень в области безопасности и охраны труда и окружающей среды, должны демонстрировать профессионализм уже на своем первом рабочем месте. Поэтому учебный план должен подготавливать их к дальнейшей работе. Из обзора литературы и анализа содержания работы специалиста по безопасности было определено, что важнейшие вопросы учебного плана специалистов должны включать:

— База для обучения:

o Нормативы и системы управления безопасностью и охраной труда и окружающей среды;

o Анализ Опасностей и Риска в системе безопасности и охраны труда и окружающей среды;

o Человеческие и организационные факторы;

o Управление в чрезвычайных и кризисных ситуациях;

o Коммуникации, управление и лидерство;

— Взаимодействие с практиками:

o «Полевая работа» на промышленных площадках;

o Ежегодная конференция специалистов-практиков отраслей промышленности;

o Прохождение длительной стажировки в компании;

Следующий раздел представляет разработку пост-магистерской программы.

3 Разработка пост-магистерских программ «Управление рисками в промышленности »

Во Франции университет был создан в конце 18 века — Людовиком XVI — с целью подготовки специалистов высокого уровня для содействия быстрому развитию промышленности и шахт. Среди миссий «инженеров» (слово еще не существовало в то время) существовала цель минимизации рисков, связанных с новыми технологиями. На протяжении эволюции университета в течение последних 250 лет положения о безопасности и охране труда являлись частью программ обучения.

В 1997 году высшее руководство приняло решение об открытии кафедры исследований, посвященных риску и кризису, с целью реализации обучения при сотрудничестве с промышленными партнерами и образовательной деятельности. В 2002 году было принято решение о создании пост-магистерской программы для обучения специалистов по безопасности и охране труда и окружающей среды для отраслей промышленности. Создание программы было осуществлено посредством анализа научной литературы и существующих практик при тесном сотрудничестве с представителями компаний, в целях приведения содержания обучения и методов преподавания к потребностям промышленного сектора. Учебная программа состоит из шести основных направлений:

· Нормы безопасности;

· Оценка опасности и риска;

· Системы управления безопасностью и охраной труда и окружающей средой;

· Человеческие и организационные аспекты;

· Аспекты управления и лидерства;

· Управление в чрезвычайных и кризисных ситуациях.

Лекции, упражнения и практическая работа обеспечиваются и контролируются группой факультета, состоящей из равного числа ученых и специалистов. После шести месяцев занятий в классе и полевых работ студенты присоединяются к компании и проходят там шестимесячную стажировку.

3.1 Интеграция исследовательских лабораторий в области безопасности и охраны труда и окружающей среды

Передача научных результатов исследований в области безопасности и охраны труда и окружающей среды до отраслей промышленности занимает некоторое время. Специалисты-практики по безопасности и охране труда часто испытывают недостаток знаний о генезисе и отношениях между теориями и методами охраны труда, моделями и рассуждениями, разработанными после Второй мировой войны. Также важно знать эволюцию профессии в сфере безопасности и охраны труда и окружающей среды. Интеграция программ обучения специалистов в области охраны труда в специализированные исследовательские лаборатории облегчает передачу знаний и информирует будущих специалистов в области охраны труда о новейших достижениях в этой сфере. Они, вероятно, поддерживают интеллектуальную любознательность в отношении всего, что касается их карьеры, будут участвовать в совместной разработке инструментов с использованием новейших моделей в сфере охраны труда (Runte et al, 2009).

3.2 Педагогика

Разные авторы (Weaver 1962, Hale 1995, Wu 2011) указывали, что специалисты в области охраны труда должны приобретать теоретические и практические знания и навыки для достижения своих целей. Это означает, что занятия должны сочетать лекции и семинары, чтобы рассматривать теории и методы с практическими сессиями, в которых студенты сталкиваются с контекстом, в котором они должны решать реальные проблемы за ограниченное время.

Другой важный аспект работы специалистов в области охраны труда это способность управлять несколькими задачами одновременно, например, подготовка ежегодного обзора и участие в разработке новой системы; а также некоторые другие внезапные и реактивные, например, исправление опасной ситуации, возникшей в рабочей зоне, или управление инцидентом.

Чтобы подготовить студентов к такой разнообразной и напряженной деятельности, им дается работа по выполнению ряда разнообразных задач, в том числе теоретические занятия, чтобы обучать, давать им индивидуальные и групповые упражнения, кратковременные и долговременные проекты, конкретные примеры из практики и организуется ежегодная конференция, на которой каждый студент должен подготовить научный проект и устную или иллюстрированную презентацию для выступления перед специалистами. Пока студенты работают над решением самых разных задач, с разными напарниками по команде, их помещают в стрессовые ситуации, которыми они смогут управлять только, если знают, как эффективно использовать свои индивидуальные ресурсы в команде и работать вместе с остальными. Кроме того, различные наставники для каждого вида деятельности или проекта проверяют их с учетом строгого соблюдения сроков и оценок.

Кто-то может возразить, что такое давление на студентов, пожалуй, чрезмерно, но опыт десяти выпусков студентов и их мнение об этом стрессовом периоде всегда было положительным. Это объясняется тем, что после такой подготовки все студенты справлялись с обязанностями и ответственностью на своей первой работе. Они чувствовали, что их обучение максимально приближено к производственной деятельности.

3.3 Открытость и многообразие

В настоящее время каждая промышленная компания является частью глобальной сети, объединения нескольких организаций по всему миру: производство и логистика, администрирование, исследование и разработка, поставщики и потребители. Менеджеры и персонал должны быть способны работать в команде, состоящей из различных национальностей, культур и традиций.

Чтобы развивать коммуникативные навыки и высокую степень открытости, формируются группы студентов из разных команд, привлекаются студенты из разных сфер (инженерные науки, социальные науки, бизнес и управление) и из разных народов и культур. Работая вместе над различными проектами, участвуя в разных небольших группах для каждого проекта, играя роль лидера команды и члена команды, они получают много возможностей понять и оценить эти различия, рационально использовать индивидуальные качества каждого и убедиться, что такое разнообразие является ценным для получения лучших результатов.

4 Обсуждение

Работа специалиста по охране труда в компании комплексная; она требует наличия реляционных способностей для сотрудничества со многими разными людьми, управленческих способностей для достижения определенных целей и задач одновременно и управления стрессовыми ситуациями, компетентности в технических вопросах, чтобы понимать процессы деятельности компании, и дисциплины, чтобы придерживаться сложных правил.

Разработка учебной программы для подготовки студентов к работе в качестве специалистов по охране труда является сложной задачей для университетов, так как требует накопления знаний и методов из различных научных сфер и тесного сотрудничества со специалистами на этапе проектирования и выявления важных аспектов процесса обучения.

Такая учебная программа разрабатывается на определенный период; промышленность и технологии развиваются, положения меняются, а восприятие рисков в обществе становится все более острым. Чтобы адаптировать учебную программу к этим меняющимся внешним условиям, создаётся совещательный комитет, задачей которого является предложение ежегодного обновления тем или методов преподавания для повышения качества образования и предоставления студентам наилучших шансов на успех в будущей карьере.

За 10 лет было обучено около 150 студентов-магистров из различных слоев общества и культур, они занимают позиции специалистов по безопасности и охране труда и окружающей среды в разных странах (Франция, Норвегия, Нидерланды, Южная Африка, США, Китай, Габон, Сенегал, ...) в различных отраслях промышленности (химическая, нефтегазовая, механизация, строительство, страхование, консалтинг, ...).

Существует ряд отличных программ обучения во Франции и во многих других странах, где имеет место растущая потребность в хороших специалистах в области безопасности и охраны труда и окружающей среды в промышленности для эффективного управления различными угрозами, которые могут угрожать жизни людей, окружающей среде или хозяйственной деятельности. Можно утверждать, что методология, представленная в настоящем статье, может быть использована для разработки новых программ, направленных на эффективное удовлетворение этих потребностей.

Литература:

1. AFNOR, (2010). Etude. Préventeurs et politique de prévention en santé sécurité au travail.

2. AMRAE (2013) Référentiel métier du Risk Manager. www.amrae.fr

3. Arezes P. M., Swuste P., (2012). Occupational Health and Safety post-graduation courses in Europe: A general overview, Safety Science50, 433–442

4. ASSEF, (2007). Career Guide to the Safety Profession; Third Edition, American Society of Safety Engineers Foundation and the Board of Certified Safety Professionals

5. Becker P.,Morawetz J., (2004). Impacts of Health and Safety Education:Comparison of Worker ActivitiesBefore and After Training. American Journal of Industrial Medecine46, 63–70

6. Brun J.-P., Loiselle C.D., (2002). The roles, functions and activities of safetypractitioners: the current situation in Québec. Safety Science40, 519–536

7. Chang S.H., Chen D.F., Wu T.C., (2012). Developing a competency model for safety professionals: Correlations betweencompetency and safety functions, Journal of Safety Research43, 339–350

8. De Joy, D. (1993). Development of a work behaviour taxonomy for the safety function in industry. Accident Analysis and Prevention, 25(4), 365–374.

9. European Commission, (1989). Directive concerning the execution of measures to promote the improvement of the safety and health of workers at their work and other subjects (Framework Directive). Official Journal of EC, 12.

10. Hale, A. R. (1983). Training of loss prevention inspectors for a petrochemical complex in a developing country.Risk and Loss Prev.4, 19-26

11. Hale, A. R. (1995). Occupational health and safety professionals and management: Identity, marriage, servitude or supervision? Safety Science, 20, 233–245.

12. Hale, A., Kroes, J., (1997). System in safety, 10 years of the chair in safety science at the Delft University of Technology.Safety Science26-1/2, 3–19.

13. Harper G.W., (1962) The Safety Engineer. Part I: What Do We Expect of the Safety Engineer? A.S.S.E. Journal, VII-2

14. Heath E.D., (1982). Worker Training and Education In Occupational Safety and Health A Report on Practice In Six Industrialized Western Nations, Part 1, Journal of Safety Research13(1), pp. 5-11

15. Heath E.D., (1982). Worker Training and Education In Occupational Safety and Health A Report on Practice In Six Industrialized Western Nations, Part 2, Journal of Safety Research13(2), pp. 73-87

16. Heath E.D., (1982). Worker Training and Education In Occupational Safety and Health A Report on Practice In Six Industrialized Western Nations, Part 3, Journal of Safety Research13(3), pp. 121-131

17. Heath E.D., (1982). Worker Training and Education In Occupational Safety and Health A Report on Practice In Six Industrialized Western Nations, Part 4, Journal of Safety Research13(4), pp. 157-162

18. Heinrich, H., (1956). Recognition of safety as a profession, a challenge to colleges and universities.National Safety Council Transactions. In: Proceedings of the 44th National Safety Congress, Chicago, 37–40.

19. Molzahn M., (2004). Chemical Engineering Education in Europe; Trends and Challenges, Trans IChemE, Part A, Chemical Engineering Research and Design82(A12), 1525–1532

20. Peissel-Cottenaz G .,Garrigou A., (2004). Contribution à la découverte du métier des préventeurs et à la caractérisation de leurs besoins en formation continue. Note scientifique et technique NS 244, INRS. www.inrs.fr

21. Perrin L., Laurent A., (2008). Current situation and future implementation of safety curricula for chemical engineering education in France, Education for chemical engineers, 3, e84—e91

22. Pisaniello D.L., Stewart S.K., Jahan N., Pisaniello S.L., Winefield H., Braunack-Mayer A., (2013). The role of high schools in introductory occupational safety education — Teacher perspectives on effectiveness, Safety Science55, 53–61

23. Purdy G., (2010) ISO 31000:2009—Setting a New Standard for Risk Management, RiskAnalysis, 30:6, 881-886

24. Rockwell T.H., (1962) The Safety Engineer. Part II: Design Specifications for a Safety Engineer.A.S.S.E. Journal, VII-2

25. Runte E., Van Wassenhove W., Besnard D. (2009). An account of scientific transfer to the industry: the co-development of an incident analysis tool, 9th Conference of the European Sociological Society, Lisboa.

26. Saari, J., (1995). Risk assessment and risk evaluation and the training of OHSprofessionals. Safety Science20, 183–189.

27. Saleh J.H., Pendley C.C., (2012). From learning from accidents to teaching about accident causation and prevention: Multidisciplinary education and safety literacy for all engineering students, Reliability Engineering and System Safety99, 105–113

28. Shallcros D.C., (2013). Safety education through case study presentations, Education for chemical engineers8, e12—e30

29. Swuste, P., Van Gulijk, C., Zwaard W., (2010). Safety metaphors and theories, a review of the occupational safety literature of the US, UK and The Netherlands, till the first part of the 20th century, Safety Science48, 1000–1018

30. Swuste, P., Van Gulijk, C., Zwaard W., Oostendorp Y., (2014). Occupational safety theories, models and metaphors in the three decades since World War II, in the United States, Britain and the Netherlands: A literature review,Safety Science62, 16-27

31. Van Dijk, F.J.H., (1995). From input to outcome: changes in OHS-education andtraining. Safety Science20-2/3, 165–171.

32. Weaver D.A.,(1962) The Safety Engineer. Part III: Preparing the Safety engineer and Upgrading Performance. A.S.S.E. Journal, February 1962 Volume VII Number 2

33. Wu, T. -C., Lin, C. -H., &Shiau, S. -Y. (2010). Predicting safety culture: The roles of employer, operations manager and safety professional. Journal of Safety Research, 41(5), 423–431.

34. Wu T.C., (2011). The roles and functions of safety professionals in Taiwan: Comparing the perceptions of safety professionals and safety educators, Journal of Safety Research42, 399–407

 

[1]INRS это Национальный Исследовательский Институт Безопасности и Охраны труда во Франции