Об основных направлениях профилактики происшествий на производстве. А. М. Елин (№ 1, 2017)

Скачать выпуск "Безопасность и охрана труда" №1,2017

УДК 331.46

Об основных направлениях профилактики происшествий на производстве


А.М. Елин,
д-р экон. наук,
учёный секретарь ФГБУ «ВНИИ труда»
Минтруда России,

E-mail: elin_am@vcot.info
А.М. Елин,
к-т экон. наук, руководитель службы информационного обеспечения АНО УКЦ «Труд»

Реферат

В статье раскрывается авторский взгляд на основные направления профилактики происшествий на производстве и пути их решения в условиях реального производства.

Ключевые слова: управленческое воздействие; современные технологии; меры профилактики; сохранение трудового потенциала; нормативные акты; интересы работников; организационная политика; сфера охраны труда; техника и технологии; ответственность сторон; выбор показателей; механизмы и индикаторы оценки; оценка эффективности; организационная культура; технико-технологические решения; система взаимодействия.

The main directions of the prevention of accidents

in the workplace


A.M.Elin, Dr. Econ. Sciences,
Scientific Secretary «Rams VNII labour»
The Ministry Of Labor Of Russia,
A.M. Elin, k-t Econ. Sciences,
Head of service Dataware
ANO ECC «Trud»

Abstract

The article deals with the author’s view on the main directions of the prevention of accidents in the workplace and their solutions in real production.

Keywords: management; modern technologies; prevention measures; saving of labor capacity; normative acts; the interests of workers; organizational policies; the scope of labour protection; technics and technology; responsibility of the parties; the choice of indicators; mechanisms and evaluation indicators; effectiveness evaluation; organizational culture; technical-technological solutions; system of interaction.

В условиях развития и становления современных производств, освоения новых технологий и видов деятельности роль управленческого воздействия, технико-технологического сопровождения, нормирования, регулирования и системного контроля проводимых мероприятий, приобретает определяющее значение на всех этапах их осуществления. Элементы управленческого воздействия особенно ощутимы в производствах или видах работ с преобладающим числом вредных или опасных факторов производственной среды и трудового процесса, так называемых работ повышенной опасности. С внедрением современных технологий и освоением нового оборудования, приспособлений и инструментов всё острее проявляются различные виды рисковых ситуаций и опасностей. Это предопределяет необходимость принятия адекватных организационных и технико-технологических решений. Сегодня, как никогда ранее, возрастает роль организационных и технико-технологических мер воздействия, направленных на безусловное и чёткое выполнение регламентированных государственными органами управления норм охраны труда, обусловленных заданными параметрами организации труда, особенностями его эргономических требований и требований безопасности. В условиях современного производства возникает необходимость адекватных мер профилактики, отвечающих изменившимся условиям и факторам производства. Сохранение трудового потенциала и здоровья работников выступает приоритетным побудительным мотивом проведения предупредительных и профилактических мероприятий. В этой связи федеральные органы законодательной и исполнительной власти Российской Федерации регулярно анализируют, принимают и ратифицируют международные нормативные правовые акты сферы социально-трудовых отношений; систематически актуализируют принципы сохранения жизни и здоровья работников, обеспечения безопасности и предупреждения несчастных случаев и происшествий на производстве; обновляют действующие законодательные и подзаконные нормативные правовые акты в сфере безопасности и условий труда, обосновывая их организационно-технические, санитарно-эпидемиологические и эргономические параметры. На этом фоне приоритет отдаётся конвенциям и рекомендациям Международной организации труда. Президент России В.В. Путин неоднократно подчёркивал, что «Российская Федерация высоко оценивает деятельность МОТ — одной из наиболее авторитетных международных организаций, которая с момента своего создания последовательно претворяет в жизнь идеалы справедливого труда, отстаивает интересы работников, их право на достойные условия работы, безопасность на рабочих местах, адекватную социальную защиту» [1]. Основные направления государственной политики в сфере охраны и безопасности труда определены Конституцией Российской Федерации, Трудовым кодексом Российской Федерации, рядом других федеральных законов и постановлениями Правительства Российской Федерации по данным вопросам. Среди них основными являются: обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья в процессе труда, государственное управление охраной труда, государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда, содействие общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда; расследование несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, установление компенсаций за работу с вредными и опасными условиями труда, неустранимыми при техническом уровне производства и организации трудовой деятельности [2, с.6 −7]. Являясь основополагающей и надёжной гарантией в защите интересов трудовых коллективов, Трудовой кодекс Российской Федерации систематически обновляется, его статьи по вопросам организации и охраны труда корректируются с учётом происходящих изменений в технике и технологии производственных процессов, что способствует активизации заложенных в нём потенциальных возможностей. Они обеспечивают стабильную организацию трудовых процессов, функций и трудовых прав, гарантий и компенсаций различных категорий работников, в том числе основанных на трехсторонних соглашениях в социально-трудовой сфере. В последние годы с внедрением систем управления охраной труда, безопасностью и гигиеной труда в промышленно развитых странах на уровне предприятий, а также в результате расширения практики использования принципов выявления профессиональных рисков существенно возросла роль комплексной оценки проводимых мероприятий и состояния охраны труда. Особо следует подчеркнуть, что выполнение требований охраны труда достигается согласованной работой всего персонала. Работодатель призван обеспечивать организацию комплекса мероприятий по безопасности и улучшению условий труда. Вместе с ним каждый работник несёт свою долю ответственности в области охраны труда. Наряду с гарантированными правами на работника возлагаются конкретные обязанности по соблюдению правил, норм и требований охраны труда. Повышение персональной ответственности за сохранение жизни и здоровья участников и организаторов производственных процессов в современных условиях должно быть осуществлено на всех уровнях управления. Пришло время не только спросить с работодателя, как он организовал работу по охране труда, но и с каждого работника за то, как он относится к сохранению своего здоровья в процессе трудовой деятельности. Одной из первоочередных задач управленческих структур должна всё шире становиться профилактика на основе информирования работников и работодателей вопросам передовой практики и приёмам организации безопасного труда, в том числе с использованием современных оценочных индикаторов, которые, на наш взгляд, должны быть установлены органами исполнительной власти с учётом особенностей производственных и технологических процессов. Планирование и осуществление деятельности в сфере безопасности труда должно сопровождаться мониторингом и оценкой их реальных достижений в каждой конкретной организации [3]. Состояние охраны труда, уровни статистических показателей травматизма и реальное положение дел с условиями труда в ряде организаций и производств побуждают искать оптимальные подходы устранения или снижения опасных /вредных факторов трудового процесса и производственной среды на работников[4,17-26]. Подобная практика позволяет эффективно оценивать состояние охраны труда, как на уровне отрасли, региона, так и отдельного предприятия. В этой связи значению оценочных показателей (индикаторов) безопасности и эффективности мер предупредительного и профилактического характера должно уделяться первостепенное внимание не только отечественными учёными, работающими в сфере охраны и безопасности труда, но и практическими работниками и специалистами службы охраны труда [5]. Отдельные производственные коллективы систематически расширяют профилактические меры воздействия в сфере безопасности труда на уровне конкретного предприятия, внедрили добровольные механизмы самооценки для управления профессиональными рисками. Такая самооценка означает, что ответственность за состояние охраны труда разделяется между работодателем и работниками организации. В этот процесс активно вовлечены комитеты по безопасности и гигиене труда. Преимуществом самооценок считается, что все заинтересованные стороны на предприятии могут активно сотрудничать друг с другом в целях обеспечения соответствующих нормативных правовых требований, улучшения единого понимания проблем и задач на конкретном рабочем месте, а также принятия мер, которые позволяют достичь желаемого результата. Успешному решению возникающих проблем в сфере охраны труда конкретного предприятия или производства способствует разработка и принятие соответствующего локального акта, который формирует целевое достижение профилактических мероприятий, осуществляемых силами представителей коллектива в заранее установленные сроки, а также оценивать их согласно предусмотренным оценочным процедурам. Таким образом, действующие на предприятии процедуры наблюдения, измерения и учёта позволяют не только обеспечивать их выполнение, но и своевременно оценивать их результативность или эффективность. Выбор показателей результативности и исполнения производится в соответствии с размерами и характером деятельности организации и целями охраны труда. Принимаются во внимание как качественные, так и количественные индикаторы, соответствующие потребностям организации. Выбранные показатели должны базироваться на идентифицированных рисках, принятых обязательствах, связанных с целями исследования процессов охраны труда. Они позволяют поддерживать эффективность деятельности организации в целом. Одной из задач исследования, базирующегося на анализе ситуации и знаниях исследователя, является выбор индикаторов (показателей) оценки эффективности и результативности, достигаемых в ходе проведения исследования. В их основу могут быть положены как подходы, выработанные предыдущими исследователями, так и показатели, предложенные автором исследования в рамках проведённого изучения[6]. В ходе исследования на основе углублённого анализа, подготовлен перечень организационных мероприятий, которые свидетельствуют о том, что сегодня в Российской Федерации имеются законодательные и нормативные правовые акты по вопросам охраны труда, которые позволяют применять их в масштабе всей страны или его отдельных регионов. В то же время многие проблемные вопросы, подлежащие реализации на уровне конкретных организаций, все ещё не имеют завершенных методически проработанных рекомендаций и поэтому отдельные организационные мероприятия сферы охраны труда не получают должной поддержки и остаются нереализованными по различным причинам. Это обусловило необходимость рассмотрения проблемы в рамках данного исследования. Среди многих вопросов, требующих углубленного и системного изучения, особое место, на наш взгляд, занимают проблемы, связанные с формированием организационного и технико-технологического обеспечения охраны и безопасности труда. Расследование и документирование причин и обстоятельств травмирования, ухудшения состояния здоровья, заболеваний и несчастных случаев на производстве целесообразно направлять на выявление пробелов и недостатков в организации и управлении охраной труда. К углублённому расследованию происшествий или аварийных ситуаций следует привлекать компетентных специалистов при обязательном участии работников или их представителей с целью выявления организационных или технико-технологических упущений. Это предполагает необходимость и целесообразность научно — методического и организационного сопровождения выявления причин и обстоятельств аварий, инцидентов и происшествий на предприятии в целом или на любом его производственном участке. Только углублённые и последовательные меры способны дать реальные результаты. Технико-технологические и организационные подходы в сфере профилактики аварий, происшествий и инцидентов предстают центральным звеном на любом предприятии, особенно с преобладающим числом травмоопасного оборудования и сложно насыщенных технологий. По нашему мнению необходимо, чтобы в современных условиях каждая организация разрабатывала и поддерживала оценку эффективности системы управления охраной труда, включая:

— количественные и качественные показатели (индикаторы) в соответствии с потребностями исследования;

— мониторинг степени достижения организацией своих целей в области охраны труда;

— предварительные показатели эффективности системы, используемые при мониторинге соответствия системы управления охраной труда, действующим критериям и требованиям применяемых законов и регламентов;

— результирующие показатели эффективности системы управления, используемые при мониторинге несчастных случаев, случаев ухудшения здоровья, происшествий (включая опасные происшествия) и других имеющихся свидетельств недостаточной эффективности системы управления охраной труда в организации;

— регистрацию данных и результатов мониторинга, достаточных для проведения анализа последующих корректирующих и предупреждающих действий. Такая постановка проблемы на этапе развития и освоения производства в организациях России имеет достаточно обоснованное предложение во всей его полноте. Во-первых, значительный ряд используемых в промышленности технологий существенно отстаёт от их аналогов в передовых странах мира. Во-вторых, даже лучшие достижения отдельных отечественных коллективов, длительное время не получают должного развития в отраслевом аспекте. В -третьих, специалисты и руководители отраслевых направлений в силу различных причин, прежде всего, организационного характера, не проявляют должной настойчивости и последовательности в их изучении и освоении. В — четвёртых, ослабление вертикали технологического управленческого воздействия проявляется как сдерживающий фактор развития многих жизненно важных технологий, производств, видов экономической деятельности и обеспечения их безопасности на основе современных научных достижений и передовой практики [7,8,9]. Между тем, жизнь систематически подтверждает, что устойчивое функционирование и развитие социально-трудовых и иных, связанных с ними отношений, невозможно без обеспечения безопасности критически важных объектов инфраструктуры, к которым относятся органы управления всех уровней и основные комплексы экономики страны: топливно-энергетический, промышленный, агропромышленный, научно-технический и т.д. [10]. На сегодняшний день важнейшим профилактическим приёмом в предупреждении аварийных ситуаций в условиях любого производства остаются организация и проведение практико-ориентированного обучения работников безопасным методам труда. Работодатели обязаны объяснять, а работники должны знать и понимать, что сохранение их жизни и здоровья находится в прямой зависимости от каждого члена общества персонально. Именно поэтому обучение остаётся основной мерой превентивного характера. Каждый работник обязан помнить и думать не только о своей личной безопасности, хотя это является решающим фактором, но и о тех, кто работает рядом и о тех, кто ждёт их дома после очередного рабочего дня. Это должно побуждать персонал к системному формированию культуры труда и безусловному выполнения норм и требований безопасности на каждом рабочем месте [11]. Всё ещё высокий уровень травматизма и профессиональной заболеваемости в отдельных видах экономической деятельности, усложнение трудовых функций, обусловленных несовершенством отдельных технологических операций, должны выступать побудительным мотивом активизации и дальнейшего совершенствования всех форм и видов обучения, в том числе дистанционного с использованием современных инновационных обучающих технологий. Повышение общей организационной культуры и профессиональной компетенции работников должно быть сфокусировано на обеспечение безопасности труда, сохранение жизни и здоровья работников, способствовать эффективности производства в различных видах экономической деятельности. Основу профессионального образования должны составлять фундаментальные знания. Поскольку сам процесс усвоения знаний обладает развивающим потенциалом, поэтому, получив академическое образование, молодые люди смогут стать успешными в любых сферах — и на производстве, и в бизнесе, пройдя дополнительное освоение специальных знаний [12, С.90 — 100]. Однако жизнь свидетельствует о том, что в стране сложилась ситуация, при которой реальная экономика стала испытывать острую нехватку квалифицированных практико-ориентированных кадров, особенно технической и технологической направленности. Сегодня российским организациям нужны профессионалы, способные решать прикладные задачи, причем решать осознанно, активно, творчески. В этой связи следует напомнить читателям, что приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 9 июня 2016 года № 600-ст введён с 1 марта 2017 г. в действие межгосударственный стандарт ГОСТ 12.0.004- 2015 "ССБТ. Организация обучения безопасности труда. Общие положения"[13]. Это будет способствовать модернизации системы профессионального образования и действующих форм повышения их квалификации, в том числе непосредственно на производстве, основанных на подзаконных нормативных правовых актах. Необходимо, чтобы, не теряя своей фундаментальности, профессиональное образование приобрело новое, практическое наполнение. Именно практико-ориентированное обучение сможет не только объединить в одно целое все уровни профессионального образования, но и приблизить процесс к насущным потребностям реальной экономики[14]. Организации России уже сегодня способны решать управленческие проблемы в подготовке квалифицированных кадров на основе дальнейшего развития дистанционных технологий [15]. В сфере управления — использовать компьютерную технику, позволяющую активно вносить корректировки по принимаемым или вырабатываемым решениям не только организационного характера, но и технико-технологической направленности, в оперативном порядке вырабатывать и принимать адекватные решения, исходя из реально сложившейся ситуации [16]. Целевую направленность в системе управления охраной труда придаст утверждённое приказом Минтруда России и зарегистрированное Минюстом России "Типовое положение о системе управления охраной труда«[17]. В сфере управления условиями и охраной труда достойное место должны занять организационно-технические мероприятия [18], включающие выявление, устранение или снижение опасных (вредных) производственных факторов, улучшение условий труда на основе паспортов безопасности и других мероприятий в части приведения их в соответствие современными потребностями производства и происходящими технологическими изменениями, что обусловлено комплексом взаимосвязанных и взаимообусловленных факторов, к которым относятся следующие:

— неопределённость надзора для работников и работодателей, отсутствие формализованного перечня критериев или стандартов, которым должны соответствовать условия труда на предприятиях (в организациях) и в соответствии с которыми должна осуществляться проверка;

— неразвитость принципов мотивации работодателей к соблюдению требований трудового законодательства и механизмов стимулирования к улучшению хозяйствующими субъектами условий труда, дисбаланс системы мер стимулирования к соблюдению трудового законодательства и мер ответственности за его нарушения;

— ограниченность применения в сфере трудовых отношений мер предупредительного и профилактического характера;

— отсутствие в практике планирования и проведения организационно-профилактических мероприятий учёта вероятности причинения вреда охраняемым ценностям в сфере труда и её соотнесения с ресурсоёмкостью мер воздействия, соответствующих требования трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

— низкий охват проверочными и предупредительно-профилактическими мероприятиями хозяйствующих субъектов, обусловленный тем, что при действующей модели, имеющаяся государственная служба надзора способна обеспечить проверку лишь около 2% всех подконтрольных организаций. Вместе с тем согласно документам Международной организации труда необходимый охват проверками инспекции труда подконтрольных субъектов должен быть обеспечен на уровне 15-20%. При более низком значении указанного показателя невозможно в должной степени обеспечить соблюдение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Целесообразно обратить должное внимание на привлечение к этим проблемам членов трудовых коллективов в рамках внутреннего общественного контроля проводимых мероприятий. Трудовой кодекс Российской Федерации закрепил ответственность работодателей за обеспечение безопасных условий и охраны труда на всех этапах: при эксплуатации зданий, оборудования, осуществлении технологических процессов, использовании инструментов, технической оснастки и т.п. Работодатель обязан уметь грамотно оценивать вредные условия труда и степень риска повреждения здоровья от воздействия оборудования, отдельных его частей и неудовлетворительных условий труда. Он должен также своевременно информировать работников о реальных условиях труда, возможных отклонений от безопасного выполнения трудовых операций, предоставлять им полагающиеся средства защиты, льготы и компенсации. Выполнить эти задачи полно и эффективно только на основании проведения специальной оценки условий труда, по нашему мнению, не реально. Надо активно совершенствовать и реализовывать другие эффективные меры управленческого воздействия [19]. Успешной реализации проблемных вопросов, по нашему мнению, могло бы способствовать согласованное действие сторон о создании на общественных началах межотраслевого центра (комплекса) по разработке, обобщению и принятию соответствующих мер разработки и внедрения современных и актуальных организационных и технико-технологических решений, направленных на предупреждение и профилактику возможных проявлений рисковых ситуаций, особенно для организаций с преобладающим числом технологий или работ с повышенной опасностью. Органам управления сферы охраны и безопасности труда различных уровней следует активизировать организационную, предупредительную и контрольную функции. Действия должностных лиц организаций должны быть сосредоточены на своевременном устранении, а ещё лучше, на недопущении, ошибок или нарушений при проведении различных работ, особенно видов деятельности с так называемой повышенной опасностью, а также ответственности должностных лиц и непосредственных участников трудового процесса за безусловное выполнение не только нормативных правовых актов, но и организационных, и технико-технологических мероприятий, в том числе на основе локальных нормативных актов организаций [20]. Сложность и острота проблемы стабилизации экономики и гарантированном обеспечении безопасности работников различных производств и видов экономической деятельности выдвигает перед научным сообществом и органами управления актуальнейшую задачу по решению данных вопросов. В их основу должно быть положено формирование миссии (политики) и институциональных принципов комплексной системы организационного и технико-технологического воздействия, гарантирующих безопасность и охрану труда работников различных производств Российской Федерации, а также мер надзора и общественного контроля в сфере условий и охраны труда. На достижение этой же цели направлена, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.06.2015 № 1028р., Концепция повышения эффективности соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (2015-2020 годы). Концепция разработана в целях комплексного решения проблем в сфере обеспечения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права [21]. Вопросы трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений распространяются на подавляющее большинство работающего населения нашей страны и неизменно включаются в программные и стратегические документы в качестве приоритетных. Важным элементом системы взаимодействия работника, работодателя и государства является деятельность федеральных органов исполнительной власти, государственных внебюджетных фондов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по обеспечению соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Опыт работы российских и зарубежных коллективов позволяет утверждать, что предлагаемые меры профилактики достижимы в условиях реального производства при условии их последовательного, настойчивого и систематического осуществления, о чем свидетельствуют публикации в периодических изданиях отечественных и зарубежных ученых и практиков.

Литература:

1. Официальный сайт Президента Российской Федерации [Электронный ресурс] — http// президент. рф /телеграммы?since.

2. Елин А.М., Вовк А.Н., Обыденов А.С. Охрана труда. Практическое пособие для работодателей и специалистов по охране труда. М.: «Безопасность труда и жизни». 2007.- 184 с.

3. Елин А.М. Совершенствование управления охраной труда на основе отечественного и зарубежного опыта.// Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2015. № 9-4. С.23-27.

4. Елин А.М. Социально-экономические основы реформирования охраны труда в Российской Федерации./ авт. реф. на соиск. уч. ст. д-ра экон. наук. М.: 2012.- 48 с.

5. Елин А.М. Оценка работ по охране труда.// Охрана труда и социальное страхование.2012. № 2.- С.77 — 80.

6. Елин А.М. Охрана труда: проблемы и пути решения (монография). М.: 2010. — 464 с.

7. Елин А.М. Ещё раз о проблемах управления риском.// Охрана труда. 2006. № 11. — С.46.

8. Елин А.М. О некоторых направлениях повышения эффективности надзорно — контрольной деятельности в сфере охраны труда Российской Федерации. / Сбр. научных работ Национального научно-исследовательского института промышленной безопасности и охраны труда. Киев. 2010.- С.1-3.

9. Елин А.М. Проблемы охраны труда на современном этапе становления экономики. // Охрана и экономика труда. 2016. № 2(23). С.81- 86.

10. Елин А.М., Григорьева С.М. Значение управленческих и технико-технологических решений в сфере охраны и безопасности труда. // Энергобезопасность и энергосбережение.2016. № 3. С. 5 — 8.

11. Елин А.М., Анохин А.В. Культура охраны труда как фактор управленческого воздействия. // Кадровик. М.: 2016. № 5. С.94 — 99.

12. Елин А.М. Значение обучающих технологий в укреплении экономики./ Сбр. научных трудов международной научно-практической конференции «Региональная экономика, инвестиции, социально-экономическое развитие: теория, методология и концепция модернизации». М.: "Планета«.31 августа 2013 г. — 160 с.

13. ГОСТ 12.0.004 — 2015 «ССБТ. Организация обучения безопасности труда. Общие положения».

14. Елин А.М. Роль и задачи органов самоуправления в подготовке работников по охране труда.//Охрана и экономика труда. 2016. № 1(22) — С. 64-69.

15. Елин А.М./ авт. реф. на соиск. уч. степ. канд. экон. наук. М.: 2013 — 32 с.

16. Шепарев А.А., Меркулова Г.А., Потапенко А.А. Скрининг здоровья работающих с использованием компьютерных технологий.// Охрана и экономика труда. 2017. № 1(26). С. 41-47.

17. Приказ Минтруда России от 19.08.2016 № 438н «Об утверждении Типового положения о системе управления охраной труда».

18.Сажин Б.С., Гудим Л.И., Елин А.М., Сажина М.Б. Охрана и безопасность труда на промышленных предприятиях (монография). М.: ГОУ ВПО «МГТУ им. А.Н.Косыгина». 2010.-352 с.

19. Елин А.М., Шумилин В.К. Об эффективности оценки условий труда. //Безопасность и охрана труда. 2016. № 2. — С.10 — 16.

20. Елин А.М. К вопросу о формировании, разработке и принятии локальных нормативных актов.// Охрана и экономика труда. 2016. № 3(24) —С.17-22.

21. Распоряжение Правительства РФ от 05.06.2015 № 1028 р «Об утверждении Концепции повышения эффективности обеспечения соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (2015-2020 годы)»