Иски за риски. Инновационные подходы по проектам развития страхования профессиональных рисков промышленных предприятий. С. Н. Яшин, Д. А. Суханов (№ 1, 2017)

Скачать выпуск "Безопасность и охрана труда" №1,2017

С.Н. Яшин, доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой менеджмента и государственного управления
Национальный исследовательский университет «Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»
E-mail: yashinsn@yandex.ru

Д.А. Суханов,
преподаватель НОЧУ ДПО «БИОТА-ПЛЮС»,
Н. Новгород
E-mail: svx85@yandex.ru

Реферат

В статье отмечается, что в современных условиях для принятия инновационных решений по развитию системы страхования профессиональных рисков необходимо использовать проектные подходы для повышения уровня социальной защиты работников промышленных предприятий. Исследуются сравнительные подходы развития государственного и коммерческого страхования профессиональных рисков.

Ключевые слова: управление профессиональными рисками, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, инновационные проекты, коммерческое страхование, страховые выплаты

Innovative approaches to development projects of professional risks

insurance industry

S. N. Yashin Dr. of Sci. (econ.), Prof.,
Head of Department of management and public administration, N. Novgorod State University 
D. A. Sukhanov Lecturer, Private educational institution of additional vocational training “BIOTA-Plus”

Abstract: The article notes that in the present conditions for the adoption of innovative solutions for the development of professional risk insurance system must be used design approaches to improve the social protection of employees of industrial enterprises. We study the comparative approach of public and commercial insurance of professional risks.

Keywords: management of occupational risks; compulsory social insurance against industrial accidents and occupational diseases; innovative projects; commercial insurance; insurance payments.

Современное состояние экономики Российской Федерации в условиях санкций со стороны стран ЕС и США с 2014 года характеризуется преодолением кризиса, который охватил большинство отраслей народного хозяйства. Особенно больно он ударил промышленному и гражданскому строительству, по предприятиям металлургии, металлообработки и машиностроения. В настоящее время для большинства предприятий становится особо актуальным вопрос об оптимизации своих затрат, в том числе расходов на охрану труда и обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. В связи с этим вновь обостряется вопрос развития системы страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Некоторыми предпринимателями и специалистами в области страхования предлагаются новые инновационные варианты проектов перехода от системы государственного страхования к системе коммерческого страхования профессиональных рисков или к системе «смешанного» страхования.

В основе любого вида страхования, коммерческого или социального, лежит принцип адекватности уплачиваемых страхователем страховых взносов объему страховой ответственности, взятой на себя страховщиком. Здесь речь не может идти о простом равенстве поступивших страховых взносов и произведенных расходов, поскольку механизмы, влияющие на уровень страхового риска, зависят от многих экономических, социальных, общественных факторов, относящихся как к настоящему, так и будущим периодам. В обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, благодаря колоссальному уровню охвата (под действие данного вида страхования попадают все предприятия, использующие наемный труд, наемные работники и неработающие лица пострадавшие на производстве) и высокой социальной значимости его исполнения, вопрос объективной тарификации приобретает важное социально – экономическое значение.

Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в РФ существует более семнадцати лет, но все это время не утихает дискуссия об эффективности его построения. Большинство авторов соглашаются с тем, что Фонд социального страхования РФ успешно справляется со своей главной задачей – обеспечивает страховую защиту пострадавших на производстве, при этом постоянно повышает уровень социальной защищенности застрахованных. Вместе с тем большинство ученых и представители страхователей отмечают неэффективность существующей тарифной политики. Основным аргументом ими выдвигается несоизмеримость страховых взносов страхователя и страховых выплат пострадавшим работникам, которая снижает заинтересованность работодателей в данном страховании и не вызывает стремления к снижению профессионального риска среди страхователей.

Как инновационный подход для проекта решения сложившейся проблемы некоторые авторы предлагают меры, направленные на демонополизацию в данном виде страхования. Предлагается привлечение в сферу социального страхования негосударственных организаций различных форм собственности, не имеющих в качестве основной цели своей деятельности в страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний извлечение прибыли. Они считают что, это позволит установить «дифференциацию страховых тарифов в зависимости от уровня профессионального риска на каждом конкретном предприятии-страхователе», которая повлечет за собой снижение расходов страхователей на данный вид страхования.

Другим инновационным направлением предлагается проект возможности участия иных страховых организаций (в том числе и коммерческих) в социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний. Авторами этого подхода приводятся примеры осуществления в ряде стран страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний по «смешанному типу», когда страхователь сам выбирает себе страховую организацию – государственную или коммерческую.

В научной периодике встречаются предложения по проектам приватизации социального страхования профессиональных рисков, т.е. перераспределение объема ответственности по данному виду страхования между частным страховым сектором и системой государственного социального страхования.

В настоящее время Фонд социального страхования РФ выбран в качестве единого страховщика, поскольку эта организация имеет не только богатый опыт работы в страховании профессиональных рисков, развитую структуру отделений и филиалов во всех субъектах Российской Федерации, но и обладает прочными связями как с работодателями, так и с профсоюзами. Фонд социального страхования отстаивает интересы наемных работников. Передача коммерческим страховым структурам части (или всей) страховой ответственности рискам, связанным с утратой трудоспособности в результате трудового увечья, в настоящее время трудновыполнима, что объясняется спецификой социального страхования. Являясь составной частью государственной социальной политики, социальное страхование направлено не на разовую компенсацию имущественных интересов застрахованного работника, а на долгосрочное поддержание имущественного положения, утраченного им в связи с изменением его социального статуса (в данном случае имеется в виду смена социального статуса наемного работника на статус частично или полностью нетрудоспособного). Коммерческие страховые компании, не имеющие опыта работы с социальными видами страхования вообще и со страхованием профессиональных рисков в частности, не смогут обеспечить социальную защиту пострадавших на производстве даже на сегодняшнем уровне, по перечисленным ниже причинам.

Во-первых, в социальном страховании, в отличие от коммерческого страхования, отсутствует понятие страховая сумма - как ограничитель возможных страховых выплат. Поэтому коммерческие страховые организации, как правило, не осуществляют периодические (пожизненные ежемесячные) страховые выплаты по страховым случаям по рисковым видам страхования, ограничиваются только единовременной выплатой, определенной исходя из установленной страховой суммы и не превышающей ее. Это нарушает один из основных принципов обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний – принцип возмещения утраченного в связи с трудовым увечьем заработка, суммы, выплачиваемой пострадавшему ежемесячно в течение всего периода утраты трудоспособности. Опыт обязательного страхования от профессиональных рисков Великобритании указывает на неприемлемость перехода от периодических страховых выплат к разовым выплатам.

Во-вторых, определенные сложности вызовет распределение страховой ответственности между негосударственными страховым организациям и Фондом социального страхования РФ. Можно выделить три способа приватизации социального страхования профессиональных рисков:

- передача негосударственным страховщикам отдельных страхователей, например страхователей, чьи финансовые показатели, обеспеченные высокой эффективностью, позволят им обратиться в коммерческий сектор страхования;

- передача негосударственным страховщикам отдельных видов риска, например, риска утраты трудоспособности в результате несчастного случая;

- создание общества взаимного страхования по территориальному или отраслевому признаку.

Однако при подобном разделении страхового поля между негосударственными страховыми организациями и Фондом социального страхования РФ неизбежны следующие трудности. При разделении по территориальному (отраслевому) признаку могут возникнуть трудности с привлечением страховщиков в субъекты Федерации (отрасли), где расходы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний превышают поступления за счет страховых взносов.

Застрахованными по всем видам обязательного страхования, к которым относится и страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, являются все лица, по закону подлежащие страхованию, независимо от того, заплатил ли страхователь страховые взносы. Исходя из этого, возникают сложности с социальной защитой пострадавших на производстве работодателей-неплательщиков.

В-третьих, коммерческие страховые организации не занимаются реабилитацией в «натуральном виде» (не предоставляют технические средства реабилитации, протезные и протезно-ортопедические изделия, санаторно-курортные путевки, специальный автотранспорт), а в денежной форме компенсируют расходы, понесенные пострадавшим на восстановление здоровья. Все это приведет к снижению эффективности и повышению расходов на реабилитацию: в настоящее время Фондом социального страхования проводится экспертиза обоснованности назначения того или иного вида реабилитации; виды реабилитации, предоставляемые в натуральном выражении, приобретаются страховщиком по минимальным ценам благодаря проведению конкурсных процедур.

В-четвертых, финансовая емкость страховых компаний значительно меньше, чем у Фонда социального страхования РФ. Неразвитость российского страхового рынка также ставит под вопрос надежность такой системы социальной защиты работающих граждан. Например, в результате продолжающегося в настоящее время финансового кризиса 2014 года прекратили свое существование более 20% коммерческих страховых компаний, а Фонд социального страхования в это время без сбоев продолжал исполнять свои обязательства перед застрахованными работниками. В условиях современного кризиса большинство коммерческих страховых компаний также испытывают финансовые трудности, связанные с осуществлением ими страховых выплат. В соответствии с требованиями размещения страховых резервов, резервы ФСС РФ обладают большей ликвидностью и, соответственно, большей финансовой устойчивостью.

В-пятых, Фонд социального страхования РФ успешно справляется с исполнением своих обязательств перед застрахованными работниками, несмотря на недостатки законодательной базы. До настоящего времени страховые выплаты производятся своевременно. Финансовые возможности Фонда позволили за период 2000-2016гг. увеличить размер ежемесячных страховых выплат более чем в 10 раз. Создание новой системы взамен успешно работающей требует тщательного ее экономического обоснования и изучения ее эффективности.

В-шестых, переход на коммерческую основу страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний тормозится низкой заинтересованность коммерческих страховщиков в проведении дорогостоящих долгосрочных предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.

В-седьмых, передача в негосударственные страховые организации отдельных производственно обусловленных рисков приведет к необходимости создания дополнительной структуры и увеличению расходов на ведение дела. Страхователи могут столкнуться с необходимостью предоставления отчетности в две структуры, результатом чего может явиться появление «двойной статистики» – в негосударственной страховой компании и органах ФСС РФ.

Несмотря на все приведенные выше доводы, новые инновационные подходы проектов развития системы страхования профессиональных рисков могут позволить коммерческим страховым структурам иметь возможность участвовать в страховании профессиональных рисков. Дело в том, что многие крупные организации (например, ОАО «Российские железные дороги») в коллективных договорах предусматривают большую ответственность перед лицами, пострадавшими при исполнении трудовых обязанностей, чем оговорено в Федеральном законе от 24.07.98 №125-ФЗ. Поскольку жизнь и здоровье человека бесценны, выплаты возмещения вреда по случаям производственного травматизма и профессиональных заболеваний не могут быть ниже законодательно установленного размера, но могут быть увеличены в соответствии с финансовыми возможностями стороны, причинившей вред. Страхование ответственности работодателя за причиненный работникам вред сверх норм, предусмотренных вышеуказанным законом, может принять на себя любая коммерческая страховая организация, имеющая соответствующую лицензию.

Система обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в РФ в настоящее время требует дальнейшего развития, однако сама демонополизация в социальном страховании профессиональных рисков проблемы не решит. Существующая система социального страхования исправно выполняет все возложенные на нее функции. Смена успешно работающей системы в соответствии с предлагаемыми подходами в ее развитии требует профессионального рассмотрения всех плюсов и минусов этого перехода и обоснования эффективности работы новой системы. Решить проблему тарификации в обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний возможно и в рамках развития действующей системы дифференцированного установления страховых тарифов.

Литература:

1. Павлюченко Г.В. Социальное страхование: Учебное пособие. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2007. - 412 с.

2. Яшин С.Н., Пузов Е.Н. Концептуальные вопросы оценки экономической безопасности регионов// Финансы и кредит - М.: ООО "Издательский дом "Финансы и кредит", 2006, №1(205), с.15-19.

3. Сапрыкина Н.В., Ксандопуло С.Ю., Одинцов С.И., Александрова А.В., Чапова Е.С. Экономическая заинтересованность страхователей в снижении профессионального риска в сфере строительства // Вестник государственного социального страхования. 2008. №6.

4. Трифонов Ю.В., Яшин С.Н., Кошелев Е.В. Применение реальных опционов для инвестирования инноваций в условиях ограниченности информации// Финансы и кредит - М.: ООО "Издательский дом "Финансы и кредит", 2011, №30 (462), с.2-9.

5. Яшин С.Н., Солдатова Ю.С. Совершенствование и практическая апробация методики оценки экономического состояния и уровня инновационного развития предприятия// Финансы и кредит - М.: ООО "Издательский дом "Финансы и кредит", 2013, № 12(540), с.39-47.

6. Яшин С.Н., Яшина Н.И. Некоторые аспекты анализа бюджетного потенциала муниципальных образований// Финансы и кредит - М.: ООО "Издательский дом "Финансы и кредит", 2003, №5 (119), с.35-44.