Алгоритмизация процесса обучения по охране труда. Е. А. Пшеничнова (№ 1, 2017)

Скачать выпуск "Безопасность и охрана труда" №1,2017

ЕА. Пшеничнова,
специалист по охране труда ООО «СТН-Строй»
(г. Нижний Новгород)
E-mail: pshenichnova.ea@stnn.ru

«…Вызывает антирес Ваш технический прогресс.
Как у вас там сеют брюкву,с кожурою, али без?
Вызывает антирес Ваш питательный процесс.
Как у вас там пьют какаву, с сахарином, али без?
Вызывает антирес и  такой еще разрез.
Как у вас там ходят бабы, в панталонах али без?...»

Леонид Филатов «Про Федота-стрельца»

Аннотация

В статье проведен анализ и рассмотрены проблемы применения нормативно-правовой базы обучения по охране труда как процесса в системе управления охраной труда.

Ключевые слова: алгоритмизация процесса, блок-схема, обучение по охране труда, проведение инструктажа по охране труда.

Algorithmization of the process in training on labour protection

E. A. Pshenichnova
Expert on labour protection of LLC «STN-Story», N. Novgorod

The problems of applying the normative and legal basis for training in labour protection as a process in the OSH management system are analyzesed and discussesed.

Keywords: process algorithmization, block diagram, training in labour protection, conduct of labour protection briefings.

Ах, да, действительно… Вызывает «антирес», но уже другой процесс: как у вас

там обучают — с удостовереньем иль без? Простите, уважаемый читатель, за лирическое отступление в стиле актёра и поэта Л. Филатова, но хотелось бы, как говорят психологи, «…делать всё с удовольствием, и ко всему относиться с юмором...».

Обучение по охране труда как процесс в системе управления охраной труда… На первый взгляд все кажется простым и понятным, но… Стоит лишь углубиться в законодательные акты и всё: начинается полная дезориентация во времени и пространстве, особенно у начинающего специалиста по охране труда. Возникают вопросы один сложнее другого: как учить, в какой последовательности, где, по какой программе и т.п.  Ответы на эти вопросы , казалось бы, можно найти в любой правовой поисковой системе: и «Консультант», и «Гарант», и «Актион МЦФЭР» в избытке пестрят статьями по этой животрепещущей тематике, но как, что называется, не перелопачивать горы информации и свести принятие решение в этой ситуации до автоматизма? Самый простой выход - разбить процесс на основные элементарные этапы и для каждого назначить ответственных лиц, указать, какие документы надо получить от них по итогам.

Итак, начнем, традиционно, с анализа нормативно-правовой базы и постановки целей и задач.

На сегодняшний день существуют два основных документа, регламентирующих порядок обучения по охране труда - это:

1.  Постановление Министерства труда и социального развития РФ, Министерства образования РФ от 13 января 2003г. №1/29 «Об утверждении порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций» - далее по тексту «Постановление»;

2.  Межгосударственный стандарт 12.0.004-2015 «Система безопасности труда. Организация обучения безопасности труда» - далее по тексту «ГОСТ», введенный в действие с 01 марта 2017г. Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 9 июня 2016г. №600-ст. Стандарт введен в действие в качестве национального стандарта взамен действовавшего ранее ГОСТ  12.0.004-90, применяется на добровольной основе.

ГОСТ и Постановление во многих вопросах единообразно повторяют друг друга, так в чем, собственно, разница между ними? Сравнивать в чистом виде эти два документа совершенно некорректно, поскольку ГОСТ был введен взамен ранее действовавшего ГОСТ 12.0.004-90 с совершенно аналогичным названием. Разница между этими двумя документами совершенно очевидна: новый применяется на добровольной основе, а прежний – «…является основополагающим в комплексе государственных стандартов, руководящих и методических документов по обучению работающих и изучению дисциплин по безопасности труда и других видов деятельности…». Вероятнее всего, что Постановление было подзаконным актом для старого документа, регламентирующим порядок, сроки и виды обучения, формы документов о проверке знаний.

Как и старый, так и новый ГОСТ, направлены на организацию обучения безопасности труда. В новой версии вводятся различные понятия из области образовательного процесса, в тексте идет апелляция к национальной системе образования.  Можно сделать вывод, что авторами предпринята очередная попытка интегрировать систему обучения безопасности труда в общую систему образования государства на всех ее уровнях: от дошкольного учреждения - вплоть до непосредственного места работы в организации. Упор в итоге, конечно же, сделан на последнее.

ГОСТ декларирует, что «…обучение безопасности труда направлено на формирование, закрепление и развитие мотивации и навыков безопасного поведения…» и «…является постоянным процессом, сопровождающим занятого трудом человека всю его жизнь, направленным на предотвращение преждевременной смертности и ухудшения качества жизни из-за травм и заболеваний, связанных с трудовой деятельностью…».

Таким образом, цель обучения безопасности труда, в этой связи, будет выглядеть как: сведение к минимуму или полное избежание риска травмирования и/или гибели работника путем его полноценного своевременного регулярного информирования о требованиях безопасности во время работы и порядке действий во время аварийных ситуаций.

 С моей точки зрения, этот принцип должен стать ключевым в организации обучения безопасности труда в организации, для того чтобы обучение стало действительно эффективным.

Внедрять же этот принцип надо начинать с руководителей и вот почему.

Именно руководитель-работодатель, взявший на себя не только функции предоставления работы и распределения пределов компетенции, но и контрольно-надзорные функции, должен нести, прежде всего, в рабочую среду культуру производства, направленную на развитие принципа безопасности труда. Он, сам, должен осознавать, что трудовые ресурсы предприятия – это самые ценные и дорогостоящие ресурсы, подчас тяжело восполняемые, в т.ч. и по причине полного развала системы подготовки рабочих кадров в нынешней России. Ему, первому и основному, надо внушить самую простую мысль, что инстинкт самосохранения – это базовый инстинкт всего живогокоторый должен руководить действиями работника в любую минуту его трудовой деятельности, и не только.

Соглашусь, в этой связи,  и с Постановлением, и с ГОСТом – первыми в специализированных обучающих организациях по утвержденной программе всегда обучаются руководители, а в идеале – работодатели, и специалисты. Примерная, 40-часовая, программа обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций были разработаны и утверждены Минтрудом и соцзащиты РФ 17.05.2004г., тогда как Приложением к ГОСТу является программа Б.4 – универсальная программа базового основного курса обучения «Основы управления условиями и охраной труда».

Если вернуться к самому процессу обучения, то это процесс многоступенчатый и включает он в себя не только теорию (лекционные и практические часы), но и инструктажи различного рода (вводный, первичный, повторный, внеплановый целевой), производственные стажировки, обучение мерам пожарной безопасности, методам и приемам оказания первой помощи пострадавшим.

Чем интересен новый ГОСТ в этой связи? Программы обучения и инструктажей входят в его состав. Не надо ломать голову, где их взять, надо просто добровольно применить на предприятии этот документ, путем издания должного приказа и всю систему обучения безопасности труда выстроить в строгом соответствии с ним.

 Задача кажется легко решаемой, но тут не все так просто. И вот почему. Рациональных зерен в этом нормативно-правовом акте много – это факт неоспоримый. Но программы – это только программы, это не лекции и не инструкции с конкретными указаниями!

 Собственно, та же проблема и с применением Постановления и сопровождающих его программ.

И тут позволю себе лирическое отступление. С моей точки зрения, все это «слабое звено» всей системы обучения, в которой работодатель самостоятельно наполняет их содержательным смыслом. Эти обязанности возлагаются на непосредственных допускающих руководителей, которые обязаны при методической поддержке (и не более того!) специалиста по охране труда разработать конкретный методический материал. На деле большинство из этих руководителей даже не представляют: что это такое?  И вся эта задача огромной снежной лавиной сходит на несчастного специалиста по охране труда. И, даже в случае, если лекции разработаны, то их бывает и прочесть некому – настолько неопытны и безалаберны молодые руководители, взращенные новой российской системой образования! Для них все обучение в итоге сводится к росписи в журналах и полученных удостоверениях.  

Вернусь к основной теме. Выделю отдельно друг от друга сам процесс обучения и процесс проведения инструктажей. Поэтому далее представлены две независимые друг от друга блок-схемы, в приоритете из двух находится подпроцесс «Обучение по ОТ», поскольку, как известно, инструктировать могут только обученные руководители и специалисты. Блок-схема в силу своей универсальности применима для предприятий всех форм и размеров бизнеса, поскольку в ней есть блок, связанный с тендерным законодательством. Принятие решений проводится путем выбора односложных ответов в блоках условий. На выходе из этой блок-схемы интересен этап «Обучение по охране труда, проведение итоговой аттестации, оформление протоколов и удостоверений, передача документации на хранение в службу ОТ (специалисту ОТ)».

А примечателен он вот чем, помните в начале статьи: «Как у Вас там обучают, с удостовереньем или без?» Новым ГОСТом вводится иная, отличная от действовавшей по старому ГОСТу и Постановлению форма удостоверения.

У документа есть лицевая и оборотная стороны, из чего можно предположить, что оно выполняется ламинированным и, соответственно, не продлевается, как это делалось ранее, а переоформляется. Примечательны в этой связи присваиваемые серии ( три группы знаков) и номера удостоверений (три группы знаков): XY Y N X-X-X, где серия  XY Y N –первые два знака (XY) двухбуквенное краткое наименование страны по ГОСТ 7.67-2003 латинскими буквами (для России – RU), второй знак  (Y) – один символ – 0- для организаторов обучения, 1- для обучающих организаций, третья группа (N)- ИНН организации, выдавшей удостоверение, в национальной системе., а X-X-X -номер удостоверения состоящий из: первая группа – две последние цифры года выдачи удостоверения, вторая группа – номер протокола проверки знания требований охраны труда, третья группа – номер проверяемого в протоколе проверки знания требований охраны труда.

ПРИМЕР: руководитель российского предприятия на территории РФ проходил обучение по безопасности труда в обучающей организации в 2017 году, по протоколу номер 264, его номер в протоколе 15. ИНН обучающей организации согласно сведениям из договора: 123456789012.

Ему будет выдано удостоверение следующей серии и номера:

RU  1   123456789012  17-264-15

Конспирация – это Вам не игра в бирюльки! Вы спросите: почему все так сложно? Предположу, что сделано это для облегчения проведения расследования несчастных случаев (в части своевременности обучения по охране труда) и проведения риск-ориентированных проверок юридических лиц, а также с целью выявления возможного подлога документов. Каким образом? Работодатель, не изучивший ГОСТ, не будет знать: как правильно присвоить серию и номер удостоверению, а для инспектора, в свою очередь, не составит труда сличить номера протокола и удостоверения.

Далее, следуя блок-схеме, специалист по охране труда получил требуемый результат и всех обучил по охране труда. А вот дальше он плавно подошел к решению проблемы «Проведение инструктажей» и тут ему в помощь разработана блок-схема с аналогичным названием.

Внутри нее дополнительно встроены подпроцессы внесения изменений в инструкции по охране труда и разработки плана ликвидации аварийных ситуаций для опасных производственных объектов. Сделано это намеренно, чтобы итоговое решение проблемы было бы полноценным.

В блок-схеме упоминаются «Журналы регистрации инструктажа…», так вот еще одно новшество: ГОСТом вводится новая форма журнала – «Журнал целевого инструктажа». В старом ГОСТе такой формы не было.

В стадии разработки находится блок-схема, логически завершающая две вышеуказанных – «Составление и утверждение инструкций по охране труда», но это, скорее всего, будет уже тема для отдельной статьи.

Подытоживая теорию и наработанный практический опыт, делаю вывод о том, что эффективная система обучения работников безопасности труда зиждется на их устойчивом инстинкте самосохранения, который в процессе работы и обучения должен быть особым образом культивируем и ими самими по отношению к себе, и работодателями, на благо которых они трудятся. Тогда и только тогда система обучения сможет быть признана эффективной.

В заключение хочу привести пример из практики. За консультацией периодически обращаются два работодателя, работники которых работают в общей производственной цепи: при утилизации металла газорезчик подает сигнал машинисту крана о перемещении к месту временного складирования отрезанной части железнодорожной цистерны. Некоторое время назад на рабочем участке возник открытый межличностный конфликт среди работников организаций, в результате которого один из крановщиков, занятый на выполнении работ, самовольно в разгар рабочей смены оставил рабочее место, бросив на морозе кран с водяной системой охлаждения.

Было проведено краткое служебное расследование с привлечением руководителей, установившее, что фактически был предотвращен возможный несчастный случай со смертельным исходом, виновником которого мог стать именно этот машинист крана, отвлекшийся от рабочего процесса и проявивший халатность.  При разборе инцидента было выявлено недостаточное внимание руководителей предприятий к обучению персонала безопасным методам и приемам работы при строповке и перемещении грузов. Выяснилось, что газорезчики никогда не обучались (!) по профессии «Стропальщик», а эти трудовые обязанности были им вменены руководителем организации, что называется «на общественных началах». В организации, эксплуатирующей грузоподъемные сооружения, имеется собственная комиссия по проверке знаний из числа руководителей и инженерно-технических специалистов, аттестованная территориальным органом Ростехнадзора. Машинисты крана и штатные стропальшики проходили соответствующее обучение, но более 5 лет назад, и инструктажи. Именно этот машинист крана, имея за плечами наиболее «свежее» обучение по профессии «стропальшик» -2 года, проходил проверку знаний в комиссии предприятия 1,5 года назад, контроль за его действиями был ослаблен, поскольку он считался ответственным работником. В итоге его халатные действия могли повлечь за собой самые непредсказуемые последствия. С руководителями всех уровней в обеих организациях была проведена серьезная разъяснительная работа, было указано на недостатки в системе обучения и контроля качества знаний. Было организовано обучение по профессии «Стропальщик» и для газорезчиков, и для машинистов крана, включающее производственную практику под тотальным контролем технического руководителя организации-владельца кранов. Были приобретены и вывешены в общедоступных местах в производственных помещениях соответствующие учебные стенды по схемам строповки грузов. Была переработана программа инструктажа на рабочем месте и проведена проверка знаний всех рабочих, занятых на производстве работ на площадке. К работе в комиссии был привлечен, по согласованию, инспектор Ростехнадзора, который в заключительной речи по итогам экзамена призвал работников более ответственно относиться к своему труду в части обеспечения собственной безопасности. Руководителями организаций было принято решение о проведении ежегодной предатестационной подготовки перед проверкой знаний работников  комиссией предприятия путем привлечения специалистов сторонней лицензированной обучающей организации, составлен примерный график обучения и аттестации. Можно сказать, что данный случай стал поучительным и для работников, и для работодателей. Искренне надеюсь, что каждая из сторон сделала для себя надлежащие выводы для недопущения подобных ситуаций впредь.