Камни преткновения. Грядущая трансформация действующей системы управления охраной труда. Г. З. Файнбург (№1, 2016)

Скачать выпуск "Безопасность и охрана труда" №1,2016

Г.З. Файнбург,

директор Института безопасности труда, производства и человека

Пермского национального исследовательского политехнического университета,

Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации,

доктор технических наук, профессор

E-mail: faynburg@mail.ru

 

Реферат

Статья детально рассматривает необходимость, структуру, сущность и общее содержание грядущей трансформации российской системы охраны труда и проблемы перехода к риск-ориентированному подходу к управлению и профилактике утраты трудоспособности. Особое внимание уделено нерешенным проблемам разделения мероприятий безопасности для основного работодателя и его подрядчиков, а также для частного труда и для наемного труда.

Ключевые слова: труд, правоотношения по поводу труда, производственный процесс, социальное отношение, охрана труда, безопасность труда, вред, опасности и риски.

 

Coming transformation of the existing osh management system: stumbling block

 

G. Z. Faynburg,

Director of the Institute for Safety&Health of Perm National Research Polytechnic University, Honored Worker of Higher Education of the RF, Dr. of Sci. (Techn.), Prof.

 

Abstract

The article details the necessity, structure, essence and the total content of the upcoming transformation of the Russian system of labor protection and the problems of transition to a risk-based approach to the management and disability prevention. Particular attention is paid to the unresolved problems of the division of security measures for the main employ-er and his contractors, as well as for the private labor and wage labor.

Keywords: labour, legal labour relations, production process, social relations, health and safety, work safety, harm, danger and risks

 

Введение

Как хорошо известно всем следящим за изменениями в законодательстве Российской Федерации по охране труда специалистам, начиная с декабря 2015 года и по настоящее время (март месяц), идут активные обсуждения подготовленной Минтрудом России в большом количестве документов трансформации действующего порядка.

Раздел X Трудового кодекса РФ «Охрана труда» будет переписан полностью, существенно меняется и закон об обязательном социальном страховании (№125-ФЗ), наконец-то появляется Типовое положение о СУОТ, вносятся изменения в Закон Российской Федерации от 2 июля 1992 года № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»; Федеральный закон от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) и в ряд других документов.

Официально цель такой кардинальной трансформации пока не объявлена из-за отсутствия Пояснительных записок, поскольку обсуждаемые документы непрерывно меняют свою редакцию, и цель изменений будет объявлена в тот момент, когда документ окажется «прошедшим» общественное обсуждения пойдет на утверждение. Самой положительной неофициальной версией считается то, что данная трансформация придаст охране труда риск-ориентированную направленность, что рассматривается как абсолютная панацея от всех проблем. Самые отрицательные версии связывают изменения с наступлением на права работников, борьбой между ведомствами, усилением федерального центра и ослаблением регионального уровня управления, рентоориентированным влиянием бизнес-сообщества, связанным с коррупциогенными моментами инноваций и иными негативными моментами.

Все оппоненты предложенных для обсуждения проектов единодушны в том, что сначала нужно выработать Концепцию изменений, на основе которой можно уже сформировать:

- достаточно детальное описание недостатков существующей нормативной базы в области охраны труда, что позволит работникам в лице профессиональных союзов и работодателям в лице их объединений контролировать соответствие между этими недостатками и изменениями нормативной базы, которые будут представлены в законопроектах;

 - достаточно детальное изложение целей отдельных законопроектов и всей трансформации, что позволит работникам в лице профессиональных союзов и работодателям в лице их объединений контролировать соответствие между заявленными целями и содержанием законопроектов;

 - оценку размеров затрат государственных бюджетов всех уровней и расходов бизнеса, а также ущерба работников, возникающих в случае реализации законопроекта.

В связи с вышеизложенным мы не будет рассматривать детали все новых проектов, а зададимся целью изложить НАУЧНО ОБОСНОВАННУЮ КОНЦЕПЦИЮ ДОЛЖНОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ и ТРЕБУЕМОЙ СИСТЕМЫ ОХРАНЫ ТРУДА.

Рассматривая вопросы о принципиально новых и массовых изменениях в законодательство об охране труда, направленных на повышение адекватности рыночным условиям и порядкам глобального рынка производства и труда, нам нужно понять

1)         ЧТО НАМ МЕШАЕТ СЕГОДНЯ,

2)         ЧТО МЫ ХОТИМ ДОСТИЧЬ,

3)         КАК ЭТО СДЕЛАТЬ наиболее эффективным, т.е. понятным и приемлемым, а, следовательно, низкоконфликтным или безконфликтным, доступным, т.е. легко выполнимым и низкозатратным способом

 

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОХРАНЫ ТРУДА

 

Для этого напомним суть ОХРАНЫ ТРУДА И ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ЕЕ УПРАВЛЕНИЯ.

В современном обществе есть два тесно переплетенных между собой, но различных вида деятельности:

1) производственная деятельность (производство «продукции», оказание «услуг» (выполнение «работ»)) субъектов права (юридических или физических лиц), которые называются «предприниматели»

2) трудовая деятельность (в том числе, вне производственной деятельности, по самообслуживанию и самообеспечению) субъектов права (физических лиц), которые обобщенно никак не называются – это занятые трудом лица, ближе всего к которым стоит широко применяемый в официальных документах (особенно по производственной санитарии) работающие.

Трудовая деятельность, т.е. совершение занятым трудом лицом (работающим) тех или иных трудовых (рабочих) операций и иных связанных с ними действий, может быть осуществлена исключительно в интересах самого занятого трудом лица (частный труд) и в интересах иного субъекта права, выступающего «нанимателем» непосредственно работающего лица.

Любая деятельность несет с собой опасности и риски, реализующиеся для человека поврежденьем его здоровья и утратой трудоспособности.

Поэтому общепризнанной во всем мире ГЛАВНОЙ целью всей ОХРАНЫ ТРУДА является ПРОФИЛАКТИКА (ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ – PREVENTION) утраты профессиональной и общей ТРУДОСПОСОБНОСТИ на основе ИДЕНТИФИКАЦИИ ОПАСНОСТЕЙ, ОЦЕНКИ РИСКОВ, ВОЗМЕЩЕНИЯ ПРИЧИНЕННОГО ВРЕДА, в том числе средствами СТРАХОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ РИСКОВ.

Все остальное – лишь механизмы достижения этой цели – всемерного уменьшения бремени общества из-за утраты миллионами людей своей трудоспособности, превращающих их из «производителей» в «потребителей».

Эти механизмы могут рассматривать и формироваться с различных точек зрения.

Социальные науки рассматривают эти механизмы с позиции «безопасного и устойчивого развития» общества, фиксируя свое внимание на утрате трудоспособности, поскольку трудоспособный и трудящийся человек не только обеспечивает свое существование, но обеспечивает своих индивенцев и т.п., приносит пользу обществу. Утративший трудоспособность человек становится бременем для общества.

Юридические науки вносят свою лепту по определению причинения вреда и возмещения вреда причинителем вреда.

Медицинские науки рассматривают влияние неблагоприятных условий труда на организм человека с позиции ИЗМЕНЕНИЙ В ОРГАНИЗМЕ И ЛЕЧЕНИЯ.

Трудоохранные науки и практики охраны труда рассматривают в первую очередь ТЕХНИЧЕСКИЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ МЕРЫ по защите организма от неблагоприятного воздействия условий труда, пути создания безопасных условий труда.

Рассматривая охрану труда как вид деятельности, связанный с социально-трудовыми отношениями, следует определить КРУГ ЛИЦ, физических и юридических – субъектов права, вступающих в эти отношения.

Таких лиц множество. Самые известные – «работники» и «работодатели», связанные «трудовыми отношениями» в рамках «трудового договора». Именно на них и только на них распространяется в нашей стране охрана труда.

Однако область правоотношений по поводу труда гораздо шире, а, следовательно, число получивших поврежденье здоровья или погибших из-за условий труда еще больше.

Дело в том, что поврежденье здоровья – материальный, а не социальный процесс, и человек может получить его в процессе живого труда. Общеизвестно, что процессы превращения предмета труда с помощью орудий труда в продукт труда представляют собой опасность для целостности организма занятого трудом человека и для его здоровья, поскольку обладают способностью в зависимости от обстоятельств возникающих ситуаций воздействовать с различной силой и с различными последствиями на организм человека, вызывая поврежденье его здоровья, в том числе с летальным исходом: травмирование, острое заболевание (поражение), хронические болезни, изменения здоровья, связанные с репродуктивной функцией и/или сказывающиеся на потомстве.

А вот возмещение вреда – процесс и явление социальное, связанное с юридическим статусом субъекта права. В нашей стране, все еще не вышедшей из традиций советского периода, эти вопросы оказываются попросту не решенными и не решаемыми.

 

ПРАВООТНОШЕНИЯ ПО ПОВОДУ ТРУДА

 

Поэтому первый камень преткновений создания реальной профилактики производственного травматизма и профессиональной заболеваемости в нашей стране это НЕУРЕГУЛИРОВАННЫЕ вопросы ПРАВООТНОШЕНИЙ ПО ПОВОДУ ТРУДА вне ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ. Их нужно решать!!! Обратим внимание, что проект трансформации НИКАК ИХ НЕ ЗАТРАГИВАЕТ, а жаль.

В нашей стране (по данным доклада Минтруда России в Правительстве РФ) 71,4 млн. работающих, 48,7 млн. рабочих мест, но (по данным ФСС РФ) только 57,8 млн. застрахованных от утраты трудоспособности работников, 5,2 млн. работодателей-страхователей, 504 тыс. получателей обеспечения по страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. При этом расходы ФСС РФ составляют более 51 млрд. рублей средств, собранных с работодателей, а не полученных из бюджета!

Легко видеть, что 13,6 млн. работающих НЕ ЗАСТРАХОВАНЫ от профессионального риска УТРАТЫ ТРУДОСПОСОБЬНОСТИ вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний! Это почти 20% работающих !!! Все они рано или поздно становятся получателями тех или иных гарантий государства из государственного бюджета. От бизнесмена ничего не получишь, это факт.

Существенно, что отсутствие (по действующему законодательству) трудовых отношений, возникающие между двумя субъектами права на основе [индивидуального] трудового договора, приводит к отсутствию прав и обязанностей в области ОХРАНЫ ТРУДА, в том числе по «управлению профессиональными рисками» методами (1) техники безопасности, (2) производственной санитарии, (3) социального страхования. Поэтому «наемный работающий» несет прибыль «нанимателю», но не приносит убытков, решая свои проблемы уже с государством, т.е. всеми нами в виде налогоплатильщиков.

В действующем ТК РФ нечетко прописаны правоотношения реально работающих людей, не являющихся работниками: членов кооперативов, учащихся, надомников, работающих дистанционно, военнослужащих и лиц, отбывающих наказания, привлекаемых к труду или к ликвидации аварии и т.п. в области ПРОФИЛАКТИКИ травматизма и заболеваемости, включая утрату трудоспособности. Все вышеизложенное должно быть введено и описано в ТК РФ и в 125-ФЗ, а также в иных нормативных правовых актах РФ.

Поскольку виды наемного труда (и оформления отношений с ним связанных) не ограничиваются форматом трудового договора трудового права Российской Федерации, то на них на всех нужно распространить требования охраны труда (как это сделано в Беларуссии и многих-многих других странах мира).

Лишь тогда можно говорить о реальной ПРОФИЛАКТИКЕ, когда под ее пяту попадают ВСЕ КАТЕГОРИИ ЗАНЯТЫХ ТРУДОМ ЛИЦ, могущие в ходе выполнения своих ТРУДОВЫХ ФУНКЦИЙ получить травму или заболевание, влекущие утрату трудоспособности, что в свою очередь влечет нагрузку на общество, перекладываемое государством на работодателей и рискующих своим здоровьем работающих.

Вот почему требуется ввести в ТК РФ и в другие Федеральные законы (например, о социальном страховании) положения о том, что лица, работающие по договорам ГПХ, в рамках заемного труда, учащиеся на практике и т.п. (т.е. все лица, занятые трудом не в своих собственных интересах) должны быть в обязательном порядке застрахованы от утраты трудоспособности и на них должны распространяться все требования охраны труда, действующие для работников. Остальные вопросы трудового права можно оставить без изменений.

 

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ

 

Еще один важный пакет изменений ТК РФ в «Проекте изменений» связан с ОРГАНИЗАЦИЕЙ РАБОТ ПО ОХРАНЕ ТРУДА на принципах риск-ориентированного подхода и систем управления охраной труда, что в принципе, следует одобрить.

Однако и здесь в законопроектах содержится огромная масса непродуманного и недодуманного, спорного, ошибочного и излишнего, причем не только в предложенных новеллах, но и характере необходимых для логичности законодательства, но УПУЩЕННЫХ (не представленных в Проекте) положений.

Заметим, что о профессиональных рисках и риск-ориентированном подходе говорится, в том числе и на официальном уровне, уже давно (где-то с 2007 года), но дело не сдвигается с мертвой точки. Одной из ОБЪЕКТИВНЫХ ПРИЧИН этого «бега на месте» является то, что из-за исключительной сложности и разнообразности выявления и оценки рисками В МИРЕ НЕТ ЧЕТКОЙ И ДЕТАЛЬНОЙ СХЕМЫ ЕДИНОЙ методики для выявления и оценки рисков, кроме ОБЩИХ ПРИНЦИПОВ!!!

Зато всем нам хорошо известны методы УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ, которые в нашей стране действуют, причем действуют эффективно, просто под другими, зачастую, словами и без слова «риск». Подчеркнем, что суть дела от этого не страдает.

Поэтому нужно НЕ ПЕРЕПИСЫВАТЬ ВСЕ НОВЫМИ СЛОВАМИ, а упорядочить имеющееся (иначе вся страна вместо того, что работать над импортозамещением, будет занята переделкой БУМАГ по рискам, не обращая внимание на реальную профилактику).

Регулятор давно уже пытается построить УНИКАЛЬНУЮ, НЕ ИЗВЕСТНУЮ НИКОМУ В МИРЕ систему управления, заменяя известную всем оценку условий труда на аттестацию рабочих мест, а последнюю - на специальную оценку, в результате чего мы ушли от оценки травмоопасности и других реально важных для ПРОФИЛАКТИКИ моментов.

Если без предвзятости посмотреть на то, ЧТО МОЖНО СДЕЛАТЬ для реального предупреждения травматизма и профзаболеваемости работающих, то выяснится следующее.

Наиболее кардинальная мера – изменение технологии и производственного процесса с преимущественной элиминацией (удалением) источников опасности, в первую очередь ручного физического труда. Это сложный путь, достаточно дорогостоящий. Без других экономических посылов работодателями никогда и нигде не применяемый. Это требует «выхода» за пределы ТК РФ в налоговую и экономическую сферу, формулирования именно в ней инноваций, способных улучшить сущность дела путем мотивирования работодателей.

Следующий шаг – широкое применение средств коллективной защиты. Этот путь также требует затрат, иногда значительных. Еще он требует, чтобы эти средства применяли, не демонтировали, не блокировали и т.п. В действующем ТК РФ это есть в статье 212 – обязанности работодателя. Как он действует, все знают. Столько-постольку. Но изменений не требуется, требуется ВЫПОЛНЕНИЕ ДЕЙСТВУЮЩИХ НОРМ,

Следующий шаг – широкое применение средств индивидуальной защиты. Этот путь также требует определенных затрат, причем, чем лучше, надежнее и долговечнее средства индивидуальной защиты, тем больше они стоят. Еще этот путь требует, чтобы эти средства индивидуальной защиты правильно применяли, носили, использовали. Это в ТК РФ есть.

В ряде случаев, в дополнение к средствам  индивидуальной защиты, необходимо использование различного рода профилактических препаратов и мероприятий, например, вакцинация от клещевого энцефалита. Этого в четкой форме в ТК РФ нет! Надо вводить!

Никаких других технических или санитарно-гигиенических средств и методов нет, и настает место использования организационных мероприятий.

Первая и самая важная мера – обучение работающих безопасным приемам труда, освоение ими инструкций по безопасному выполнению работ, стажировка на рабочем месте  и т.п. Помимо этого руководители должны учиться руководить работающими, организовывать безопасное выполнение работ. Однако почему то законопроект сокращает статью об обучении (называя ее подготовкой, что потребует ПЕРЕДЕЛКИ ВСЕХ ДОКУМЕНТОВ ВСЕХ РАБОТОДАТЕЛЕЙ!!!!) до невозможности, неузнаваемости и непонятности. Зачем? Неужели к тому, чтобы необученные люди в массе своей сразу гибли? Чтобы вместо конкурентно способного производства у нас создалась «кровавая мясорубка», производящая инвалидов и покойников, а не товары и услуги?

Вторая мера: разработка инструкций и технологических регламентов, создание правильных безопасных «организационных макетов» выполнения работ. И это есть, пусть пока еще нечетко в действующем ТК РФ.

Третья мера: Внедрение в практику систем управления охраной труда, организации работ, производственного контроля и т.п. – т.е. создание «организационного поля» правильно выполняемым работам. И это уже есть в ТК РФ, пусть очень кратко и непонятно.

И, наконец, последняя, но важнейшая мера - Необходимо создать систему стимулирования и мотивирования всех работников снизу доверху (до руководителя организации) на «безопасный труд». Об этом ни ТК РФ, ни Проект не говорят НИЧЕГО! Но именно это и нужно только ввести в ОБЯЗАННОСТИ РАБОТОДАТЕЛЯ и все пойдет само собой.

И дополнительно, на всякий случай, уже вне мер ПРОФИЛАКТИКИ-ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ, застраховать работников и научить их оказывать первую помощь пострадавшим.

Эти мероприятия и есть САМОЕ ВАЖНОЕ В ОХРАНЕ ТРУДА с позиции совершенствования механизмов профилактики производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, т.е. цели Проекта. В нашем законодательстве уже есть типовые мероприятия, нужно только в ТК РФ УСИЛИТЬ ИХ ОСНОВОПОЛАЮЩУЮ И ЦЕНТРАЛЬНУЮ РОЛЬ!!! Изложить ЧЕТКО, ЯСНО и ЮРИДИЧЕСКИ ГРАМОТНО!

 

ЗАЩИТА ОТ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ РИСКОВ

 

Одним важнейшим вопросом профилактики НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ НА ПРОИЗВОДСТВЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ (т.е. учетных случаев УТРАТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ и(или) ОБЩЕЙ ТРУДОСПОСОБНОСТИ) является защита от «профессиональных рисков».

В этой связи остановимся на «профессиональном риске» и статьях Проекта, посвященных им.

К сожалению, Проект не разделяет «риски» в процессе труда и при иных связанных с трудом действиях наемного «трудящегося» (мы оставим понятие «работника» только для трудовых отношений в соответствии с действующим ТК РФ) с «профессиональными рисками» утраты трудоспособности. Но это разные явления и к ним нужно подходить по разному.

Проект не учитывает этих элементарных фактов, что приведет к ПУТАНИЦЕ в требованиях, а она недопустима.

Подчеркнем, что «профессиональные риски» на уровне работодателя (нанимателя, страхователя, подрядодателя) оценить практически невозможно, их слишком мало для статистики и определенных выводов. Например, в России одна смерть работника происходит на 10 000 работников (минимально). Это значит, что на предприятии в 100 человек, смертельный несчастный случай в среднем происходит один раз в 100 лет! Статистики для анализа нет и быть не может.

Еще пример. Человек, споткнувшись, может при падении получить САМУЮ РАЗНУЮ ТРАВМУ, как повезет или не повезет. Как это оценивать? НЕДОЦЕНКА ПРИВЕДЕТ К ОТСУТСТВИЮ МЕРОПРИЯТИЙ! Различие субъективного мнения Проверяющих и Организующих – к конфликтам и только!

А вот оценить ВСЕ риски возможного воздействия опасных и вредных производственных факторов можно и нужно (а не риски утраты трудоспособности!!!). Подчеркнем – риски воздействия, т.е. возможность!!! Но не риски тех или иных последствий воздействия определенной тяжести.

Поэтому (практика давно уже это показала) оценить риски даже ЛЮБОГО ТРАВМАТИЗМА И СВЯЗАННОЙ С РАБОТОЙ ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ очень сложно из-за НЕПРЕДСКАЗУЕМОСТИ последствий. Поэтому никто за рубежом «профессиональные риски» на уровне работодателя не оценивает. Именно поэтому в английском языке говорят “occupational risk” (профессиональный риск – риск, связанный почти исключительно с наймом (занятостью – occupation), и чуть-чуть с профессией (profession)), Risk Assessment – оценка риска. Здесь термин «occupational» не употребляется.

Вот и России нужно вслед за мировой практикой в высшем документе трудового права ТК РФ - ОБЯЗАТЬ РАБОТОДАТЕЛЯ ПРОВОДИТЬ ИДЕНТИФИКАЦИЮ ОПАСНЫХ и ВРЕДНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ФАКТОРОВ и ОЦЕНКУ РИСКА ИХ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОРГАНИЗМ РАБОТАЮЩЕГО!

Это несложно сделать расширением (ныне действующей 212) статьи – Обязанности работодателя.

Подчеркнем, что это важнейшая исходная база для ПРОФИЛАКТИКИ!!! Работодатель должен заниматься не профессиональными рисками (это для него нереально и суперзатратно), а ВСЕМИ рисками – рисками воздействия идентифицированных опасных и вредных производственных факторов (это делается, но не в этих терминах и новых затрат не повлечет).

В противоположность работодателям, Минтруд России, ФСС РФ, Роструд, Роспотребнадзор и т.п. должны заниматься оценкой именно «профессиональных рисков» и РАЗМЕЩАТЬ ДОСТУПНЫЕ ДЛЯ ВСЕХ ДАННЫЕ по этим рискам (на базе статистики всей страны) для использования на практике (этих данных сегодня днем с огнем не найдешь!).

Такого правильного разделения функций - по оценке риска – работодатель, а по оценке профессионального риска на базе огромного многолетнего массива данных – органы власти НЕТ в Проекте, а должно быть!

Кстати, Регулятор в Проекте выбросил ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ из основ государственной политики, но хочет в Проекте, чтобы миллионы работодателей создали сайты и разместили на них свой ОТЧЕТ ОБ ОХРАНЕ ТРУДА – вопрос – кто это лоббирует и зачем?

При этом в Проекте имеется масса методических (не однозначных, необщепринятых и даже сомнительных (если не сказать ошибочных) с научной и практической точки зрения) деталей о рисках. Они должны быть УБРАНЫ! Важно другое: Методика идентификации опасностей (международный англоязычный термин для ОиВПФ) и Методика оценки риска воздействия не должны входить в ТК РФ, во-первых, поскольку общих и общепринятых методик НЕ СУЩЕСТВУЕТ, во-вторых, это «не царское дело» ТК РФ. Нельзя ТК РФ детализировать до бесконечности, в нем должна быть КОНЦЕПЦИЯ И СТРУКТУРА, ОБЩИЕ ПРИНЦИ ПЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ!!!

Чем же должны завершаться работы по выявлению опасностей и рисков, оценки рисков, управлению рисками (Risk Management (управление рисками) – следующий и обязательный этап после Risk Assessment (оценка рисков), который идет за Hazard Identification (идентификация опасностей)? – ответ известен - МЕРОПРИЯТИЯМИ по ПРОФИЛАКТИКЕ!

Это и есть ядро реальной охраны труда, реальной профилактики – СТРОГОЕ ВЫПОЛНЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ! ПравоПРИМЕНИТЕЛЬНАЯ практика!!! К сожалению, эти моменты крайне слабо представлены в Проекте.

 

СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ТРУДА НА УРОВНЕ РАБОТОДАТЕЛЯ

 

И здесь самое место поговорить о СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ТРУДА. Мировая практика свидетельствует, что СИСТЕМА управления позволяет намного лучше решать вопросы ПРОФИЛАКТИКИ.

Напомним о том, что охрана труда – это вид деятельности, неотъемлемый элемент трудовой и производственной деятельности, направленный на сохранение трудоспособности наемных работников и иных приравненных к ним лиц; и представляющий из себя систему правовых, социально-экономических, организационно-технических, санитарно-гигиенических, лечебно-профилактических, реабилитационных и иных мероприятий.

Подчеркнем, что охрана труда именно СИСТЕМА различных мероприятий, в этом ее сила, но и в этом и сложность ее организации (!!!) в том числе для специалистов по охране труда. Именно поэтому Профессиональный стандарт специалиста по охране труда предполагает СООТВЕТСТВИЕ функций специалиста элементам СИСТЕМЫ управления охраной труда у работодателя.

Именно в системе можно описать и важное для профилактики взаимодействие подрядчика и подрядодателя. Практика показала, для снижения травматизма требуется упорядочение правоотношений между заказчиком – подрядодателем, подрядчиками и субподрядчиками, их персоналом (работниками и иными лицами) в области ПРОФИЛАКТИКИ травматизма и заболеваемости, включая утрату трудоспособности. Взаимоотношения этих субъектов права не описаны в современном законодательстве, хотя все это разработано на уровне отдельных корпораций, и не носит нормативно обязательного характера. Проект робко говорит немного об этом, но предложенные формулировки НЕДОСТАТОЧНЫ для реальной юридически грамотной организации подрядных работ.

Однако законопроект практически ничего не говорит о Системе управления охраной труда, зато распространяется о Политике – элементе Системы. Мы предлагаем заменить статью Проекта о Политике статьей «Корпоративная система управления охраной труда на уровне работодателя». Она опишет «СУПЕР»ОБЩИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К СИСТЕМЕ. А все мелкие детали нужно описать в Типовом Положении и в различных Стандартах. Работодатель сам разберется, ЧТО ЕМУ НУЖНО, но система должна быть… Кстати, почти все необходимые для этого требования есть в действующих ТК РФ и других нормативных актах!

В этой СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ТРУДА всегда (по любому стандарту или требованию) есть три компоненты: органы управления, процедуры функционирования, предписывающая (устанавливающая) (локальные нормативные акты работодателя) и фиксирующая документация (журналы и т.п.).

Практически все мероприятия СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ТРУДА описаны в ТК РФ под общей шапкой Обеспечение прав работника.

Все это нужно только упорядочить логически, и где нужно вставить ту или иную кардинальную фразу – новеллу СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОФИЛАКТИКИ.

 

КВАЛИФИКАЦИЯ ПОСЛЕДСТВИЙ ПОВРЕЖДЕНЬЯ ЗДОРОВЬЯ

 

Поскольку абсолютной безопасности не существует, то главная СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ функция охраны труда, как части трудовых отношений, как части социальной политики государства, - расследование, учет и социальная защита пострадавших.

Действующая система ОХРАНЫ ТРУДА связана практически только с «трудовым договором», работниками работодателя, УЧЕТНЫМИ случаями утраты профессиональной трудоспособности из-за «несчастного случая на производстве» и «профессионального заболевания».

Проект предлагает расширить УЧЕТ и РАССЛЕДОВАНИЕ случаями травмирования и заболевания, не влекущими УТРАТУ ТРУДОСПОСОБНОСТИ и в настоящее время не являющимися «учетными», что требует изменения ряда формулировок. Подчеркнем, изменения правомерны, они позволят гармонизировать международный и российский подходы, но для этого нужно ВВЕСТИ СИСТЕМУ НОВЫХ ТЕРМИНОВ.

Эти новые термины уже есть в, например, ГОСТ 12.0.002-2014 ССБТ «Термины и определения». Там все это УЖЕ учтено на базе лучших международных практик. Эту систему можно применить к целям Проекта для улучшения его редакции.

Эта НОВАЯ терминология позволяет различать не связанные (называемые сегодня бытовыми) и связанные с работой по найму несчастные случаи (травмы, заболевания), включающие случаи с утратой трудоспособности, т.е. несчастные случаи на производстве и профессиональные заболевания. Эта терминология описывает и новые термины РИСК-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА.

 

ОПАСНЫЕ И ВРЕДНЫЕ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ФАКТОРЫ

 

И здесь очень важно понять, что и профилактика и расследование учетных случаев тесно связаны с характером действия ВРЕДНЫХ и(или) ОПАСНЫХ ФАКТОРОВ.

В Проекте не отражен тот факт, что ОСТРЫЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ, включая случаи последующего летального исхода, вызываются опасным фактором, в который трансформировался вредный фактор. В чем-то эти острые заболевания ближе по своему действию и характеру (не медицинскому, а событийному) к травмам и несчастным случаям, чем к классическим хроническим «заболеваниям».

Опасные факторы действуют ВНЕЗАПНО и ПРАКТИЧЕСКИ МГНОВЕННО ПРИВОДЯТ К КОНЕЧНОМУ РЕЗУЛЬТАТУ – поврежденью здоровья, в том числе смертельному. Это может быть травма, острое отравление, острое радиационное поражение и т.п. Все эти поражения (именно ПОРАЖЕНИЯ!!!) развиваются по схеме ТРИАДЫ: (1) имеющаяся серьезная опасность (и отличный от пренебрежимо малого риск воздействия этой опасности на организм человека, занятого трудом, при тех или иных обстоятельствах); (2) случайные условия (обстоятельства) воздействия; (3) непредсказуемый по тяжести результат воздействия.

Вредные факторы, если они под действием случайных обстоятельств не становятся ОПАСНЫМИ, действуют длительно, зачастую неощутимо и незаметно, но в конечном итоге (зачастую спустя несколько лет) приводят к ХРОНИЧЕСКОМУ ЗАБОЛЕВАНИЮ, в том числе влекущему утрату трудоспособности и имеющему летальный исход. Все они развиваются по другой схеме: (1) имеющаяся вредность (выше некоторого уровня, для практики – выше гигиенических нормативов); (2) случайные условия (обстоятельства) воздействия (например, имеющие комбинированный или комплексный характер); (3) зависящий от экспозиции, дозы и индивидуальных особенностей более или менее предсказуемый результат воздействия.

Вот почему, по нашему мнению, очень важно в ТК РФ и иных актах КОНЦЕПТУАЛЬНО разделить профессиональные заболевания на ОСТРЫЕ и ХРОНИЧЕСКИЕ, поскольку они, формально являясь заболеваниями (т.е. повреждениями функционирования, повреждениями здоровья, а не телесными или душевными травмами), имеют РАЗНЫЕ ПРИЧИНЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ, требует разного порядка расследования и разных МЕР ПРОФИЛАКТИКИ на практике. Да, это отступление от МЕДИЦИНЫ, но мы регулируем практику ОХРАНЫ ТРУДА, а не МЕДИЦИНСКУЮ ТЕОРИЮ!

Нужно ввести определение термину поврежденье здоровья, связанное с выполнением трудовых функций:

Оно может быть таким: поврежденье здоровья без утраты трудоспособности (микроповрежденье); поврежденье здоровья с временной или стойкой утратой трудоспособности из-за: 1) производственного травмирования, острого профессионального заболевания, хронического профессионального заболевания; поврежденье здоровья с летальным исходом.

Обратим внимание, что застрахованными от риска утраты трудоспособности ДОЛЖНЫ БЫТЬ ВСЕ РАБОТАЮЩИЕ, как по найму (наемный труд), так и своих собственных интересах (частный труд). Если по соображений псевдодемократии мы не может потребовать это ото всех, то по крайней мере весь наемный персонал (и иные лица типа членов кооперативов и т.п.) должен быть застрахован.

Тогда можно предложить модификацию терминологии Проекта в виде:

Страховой случай - подтвержденный в установленном порядке факт повреждения здоровья или наступления смерти застрахованного, вызванных несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием, что влечет за собой возникновение обязательств страховщика осуществлять обеспечение по страхованию. Подчеркнем, обязательства осуществлять обеспечение, а не проводить новое расследование уже страхового случая.

Несчастный случай на производстве - событие, в результате которого застрахованный утратил трудоспособность из-за получения телесного увечья (производственной травмы) или иного острого поврежденья здоровья (острое профессиональное заболевание), включая летальный исход.

Производственная травма – телесное повреждение (травма) застрахованного при исполнении им трудовых обязанностей (трудовых функций) либо при осуществлении иных правомерных действий, обусловленных правоотношениями со страхователем или совершаемых в его интересах, и в иных установленных Федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации случаях, как на территории страхователя, так и за ее пределами либо во время следования к месту работы или возвращения с места работы на транспорте, предоставленном страхователем которое повлекло необходимость перевода застрахованного на другую работу на срок не менее одного рабочего дня (смены), временную или стойкую утрату им профессиональной и (или) общей трудоспособности либо его смерть;

Острое профессиональное заболевание - острое заболевание застрахованного, в том числе летальное, являющееся результатом воздействия на него вредного (вредных) и (или) опасного (опасных) производственного (производственных) фактора (факторов) при исполнении им трудовых обязанностей (трудовых функций) либо при осуществлении иных правомерных действий, обусловленных правоотношениями со страхователем или совершаемых в его интересах, и в иных установленных Федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации случаях, как на территории страхователя, так и за ее пределами либо во время следования к месту работы или возвращения с места работы на транспорте, предоставленном страхователем, которое в несмертельных случаях повлекло временную или стойкую утрату им профессиональной и (или) общей трудоспособности, включая необходимость перевода застрахованного на другую работу.

Хроническое профессиональное заболевание – хроническое заболевание застрахованного, являющееся результатом воздействия на него вредного (вредных) производственного (производственных) фактора (факторов) при исполнении им трудовых обязанностей (трудовых функций) либо при осуществлении иных правомерных действий, обусловленных правоотношениями со страхователем или совершаемых в его интересах, и в иных установленных Федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации случаях, как на территории страхователя, так и за ее пределами либо во время следования к месту работы или возвращения с места работы на транспорте, предоставленном страхователем, которое повлекло временную или стойкую утрату им профессиональной и (или) общей трудоспособности, включая необходимость перевода застрахованного на другую работу.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Возможная цель Проекта - совершенствование механизмов профилактики производственного травматизма и профессиональной заболеваемости рациональна и заслуживает одобрения, однако качество подготовки Проекта нормативного акта, как основного федерального закона, затрагивающего интересы десятков миллионов работников и миллионы работодателей, должно быть достойно этой великой цели.

При этом КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ перемены в охране труда должны быть осуществлены в ШИРОКИХ КОНСУЛЬТАЦИЯХ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ. А кроме того, задуманное кардинальное изменение нормативной базы охраны труда обязательно должно быть выполнено совместно с пакетом Проектов изменений в подзаконных актах, ОРГАНИЧЕСКИ ВПИСАННЫХ В ПОЛОЖЕНИЯ ДЕЙСТВУЮЩЕЙ СИСТЕМЫ с минимально необходимыми изменениями (пусть масштабными текстуально в ТК РФ, но являющимися ДОПОЛНЕНИЯМИ И УЛУЧШЕНИЯМИ действующей системы, а не полной ее ликвидации путем тотального редакционного изменения).

Трансформация всей законодательной базы системы охраны труда - серьезная проблема. Нашей стране, да еще в условиях нынешнего мирового кризиса и экономических санкций, предлагаемый надлом привычной и работающей (пусть сложно, неидеально, но работающей) системы СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ не своевременен и потому не нужен! Дополнения в действующую систему, снимающие «противоречия» и направленные на совершенствование ПРОФИЛАКТИКИ производственного травматизма и профессиональной заболеваемости нужны.