Актуальные вопросы безопасности труда в строительной индустрии России. Н. А. Винниченко, П. И. Карначев, И. П. Карначев (№1, 2015)

Скачать выпуск "Безопасность и охрана труда" №1,2015

Н. А. Винниченко,
Специалист по охране труда 
ГОАУ СОН «Кировский психоневрологический интернат» 
(г. Кировск)
E-mail: byshkovana@mail.ru
 

П.И. Карначев,
Менеджер по охране труда 
Филиала «НИЛ ФГУН СЗНЦ гигиены и общественного здоровья» 
(г. Кировск)
E-mail: igorkarnachev@yandex.ru
 

И.П. Карначев,
Вед. научный сотрудник 
Филиала «НИЛ ФГУН СЗНЦ гигиены и общественного здоровья», 
доктор техн. наук, профессор
 ФГБОУ ВПО КФ ПетрГУ 
(гг. Апатиты и Кировск), 
E-mail: igorkarnachev@yandex.ru

Строительная индустрия в мире по данным мировой статистики является одной из ведущих сфер экономической деятельности человечества и одновременно потенциально травмоопасной отраслью промышленности [7]. Строительные работы, как правило, отличаются сложностью и опасностью производства работ. В Российской Федерации эта сфера производственной деятельности также неблагополучна, что следует  из анализа опубликованных данных статистического наблюдения уровня производственного травматизма (ПТ) двух ведомств – Росструда (Федеральной служба труда и занятости) и Росстата (Федеральной службы государственной статистики) [5, с.172]. Так, например, по данным Росструда за три года статистического наблюдения 2009-2011 гг. произошло более 70 % ПТ с тяжелыми последствиями в строительстве, которые были обусловлены следующими причинами (в скобках указано среднее процентное соотношение факторного признака травмирования работников отрасли):

1) неудовлетворительная организация производства – 35,64 %;
2) нарушение работником трудовой  дисциплины – 26,30 %;
3) нарушение правил дорожного движения – 7,80 %;
4) неудовлетворительное содержание и недостатки организации рабочего места - 6,84 %;
5) неприменение работником СИЗ – 6,60 %;
6) нарушение технологического процесса – 6,10 %.
Факторными признаками свершения несчастных случаев (НС) в строительной отрасли для 90 % и более травмированных работников (по данным Росструда за аналогичный период статистического наблюдения) явились следующие наиболее часто встречающиеся причины: 
1) падение пострадавшего с высоты – 46,94 %;
2) воздействие движущихся, разлетающихся, вращающихся предметов и деталей машин – 17,60 %;
3) падение, обрушение, обвалы предметов, материалов, земли и пр. - 13,84 %;
4) транспортные происшествия – 9,10 %;
5) воздействие электричества – 3,14 %.

Таким образом, проведенный анализ НС в строительстве позволяет по максимальному удельному весу факторов травмирования определить пьедестал «тройки-антигероев», сгруппировав их в следующие группы: а) группа организационных факторов  (более 50 %); б) группа технических причин (более 30 %); в) группа психофизиологических причин ПТ (около 10 %). Дополнительным подтверждением повышенной опасности в сфере ведения строительных работ в стране служит факт, что отношение числа погибших работников к общему числу травмированных равно – 1:11, поскольку именно в строительстве происходит каждый девятый-десятый несчастный случай от всех произошедших ПТ на производстве [3]. Результат такого «черного соотношения» был зафиксирован ФСС страны (Фондом социального страхования) являющимся третьем федеральным ведомством, ведущим анализ ПТ с позиций выполнения государственных гарантий по возмещению вреда, причиненного жизни и здоровью работника при исполнении им обязанностей по трудовому договору в соответствии с Федеральным законом № 125-ФЗ [13]. Важную роль в деле обеспечения безопасности труда в строительстве в регионах страны продолжает играть административно-общественный контроль по охране труда, который проводится по трехступенчатой схеме, как по временному периоду (ежедневно, еженедельно и ежемесячно), так и по иерархии уровня контроля (от бригадира до главного инженера по строительству) [9]. Состояние ПТ по Мурманской области в строительной индустрии за период 2009-2012 гг. представлено в табл. 1 и табл. 2 на основании информации Доклада регионального Министерства труда и соцразвития [10]. Подробное изложение сравнения динамики ПТ за период 1995-2012 гг. в строительстве в мире и РФ дано в [2].
 

Напомним, что основанием для выплат по возмещению вреда произошедшей травмы на производстве служит квалификация НС, посредством юридического закрепления соответствующих актов точного соответствия признаков для данного негативного события. Это требует точного выяснения (с юридической точки зрения) ответа на вопрос – «кто получил травму?» и «при каких обстоятельствах она была получена?». Причём именно два эти признака являются основными, поскольку закон требует проведения официального расследования для возможности получения ответов на вопросы, а именно – кто, какую, когда, где, во время какого технологического процесса и почему была получена эта производственная травма?

Расследование, оформление и учёт ПТ должны проводиться на основании следующих законодательных и нормативных актов РФ: 
•    Трудовой кодекс РФ (ст. 228 – 231);
•     Положение «Об особенностях расследования НС на производстве в отдельных отраслях и организациях (Приложение № 2 к Постановлению Минтруда РФ от 24.10.2002  № 73);
•    Положение «Об утверждении документов, необходимых для расследования и учёта НС на производстве (Приложение № 1 к Постановлению Минтруда Рф от 24.10.2002  № 73);
•    Приказ Минздравсоцразвития РФ от 24.02.05 № 160 «Об определении степени тяжести повреждения здоровья при НС на производстве»;
•    Приказ Минздравсоцразвития РФ от 15.04.05 № 275 «Об определении степени тяжести повреждения здоровья при НС на производстве».
Основным направлением новой системы управления охраной труда в  Российской Федерации является переход от реагирования на страховые случаи «post factum» к управлению профессиональными рисками (ПР) повреждения здоровья работников. Данная цель должна быть достигнута созданием всеобъемлющей системы управления ПР, которая может стать основой управления системой сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. Суть новой концепции управления ПР лаконична проста: кто создает риски на рабочих местах, тот ими и обязан управлять. 
Приказом от 16.08.2004 № 83 Министерство здравоохранения и социального развития РФ утвердило перечни вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), а также порядок проведения этих осмотров (обследований). Фактически эти перечни можно назвать показателями оценки ПР. Постановлением от 01.12.2005 Правительством РФ утверждены Правила отнесения видов экономической деятельности к классу ПР. Эти Правила определяют порядок отнесения к классу ПР, классификации видов экономической деятельности по классам профессиональных рисков, а также дана формула расчета интегрального показателя профессионального риска по виду экономической деятельности. Из отраслевых отечественных документов упомянем первые два (по хронологии их введения). 

•    Первый документ - РД 03-418-01 «Методические указания по проведению анализа риска опасных производственных объектов», утвержденные Постановлением от 10.07.2001 г. № 30

Федеральным горным и промышленным надзором России. Методические указания касаются проведения анализа риска аварий на опасных производственных объектах.  

•    Второй документ - Руководство Р 2.2.1766-03 «Руководство по оценке профессионального риска для здоровья работников. Организационно-методические основы, принципы и критерии оценки», утвержденное 24.06.2003 г. Главным государственным санитарным врачом РФ, Первым заместителем Министра здравоохранения РФ. Данное Руководство, прежде всего, относится к соблюдению санитарно-гигиенических требований к условиям труда. В нем описаны требования к организации и проведению оценки ПР, а также к оценке экспозиции и характеристике риска, перечислены критерии оценки, установлены принципы управления профессиональными рисками в соответствии с Рекомендациями МОТ. Приложения к Руководству содержат показатели и критерии оценки ПР, приведена структура системы оценки и этапы оценки профессионального риска, а также подробный глоссарий. 
Есть еще два документа, заслуживающие упоминания в контексте управления ПР. В 2002 году Россией были утверждены национальные стандарты ГОСТ Р 51897-2002 «Менеджмент риска. Термины и определения» и ГОСТ Р 51898-2002 «Аспекты безопасности. Правила включения в стандарты». В первом документе содержатся универсальные термины и определения, относящиеся к любому типу рисков (промышленному, финансовому, индивидуальному и т.п.). Второй стандарт относится разработчикам стандартов. Однако Раздел 3 содержит определения, относящиеся к различным аспектам безопасности. А раздел 5 последнего описывает концепцию безопасности. И наконец, важнейшим документом в этой области явился принятый в 2007 г. государственный стандарт - ГОСТ 12.0.230-2007. ССБТ. «Системы управления охраной труда. Общие требования». Основным же отраслевым нормативным правовым документом по охране и безопасности труда в строительстве в настоящее время продолжают оставаться два документа Госстроя России: 1) СНиП 12-03-2001 «Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования»; 2) СНиП 12-2002  «Безопасность труда в строительстве. Часть 2. Строительное производство». В конце прошлого года на сайте Национального объединения строителей (Нострой) был размещен проект Постановления  Правительства Российской Федерации «Об утверждении Правил по охране труда в строительстве» подготовленный Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, с которым можно было ознакомиться и принять участие в публичном обсуждении [12]. Данный проект, как было отмечено на сайте, в первую очередь был «… направлен на предупреждение производственного травматизма и профессиональных заболеваний в строительстве». Однако по итогам рассмотрения этого документа актом Министерством экономразвития России были сделаны существенные замечания, в результате чего было вынесено отрицательное решение [4]. 

Остановимся далее на международном опыте в деле безопасности труда в строительной отрасли [11]. Международная организация труда (МОТ), специализированное агентство системы ООН, созданная в 1919 г., своей целью ставит продвижение принципов социальной справедливости, признанных прав человека и прав в сфере труда. МОТ определяет строительную промышленность как отрасль, состоящую из государственных и частных фирм, которые строят здания для заселения их людьми или для коммерческого использования, и осуществляет также общественно значимые работы, как строительство дорог, мостов, туннелей, дамб и аэропортов [8]. В целях же снижения ПТ и профессиональной заболеваемости среди работников в этой сфере МОТ в 1988 г. приняла Конвенцию о безопасности и гигиене труда в строительстве (№ 167) и соответствующую Рекомендацию (№ 175). Конституцией Российской Федерации (статья 15) установлено, что международные договоры являются частью правовой системы страны. Это положение закреплено в статье 10 Трудового кодекса Российской Федерации №197-ФЗ от 30 декабря 2001 г.  В ТК РФ записано, что если международным договором Российской Федерации установлены другие правила, чем предусмотренные законами или иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, применяются правила международного договора. 

Таким образом, ратифицированные Россией конвенции МОТ имеют приоритет перед федеральными законами [1]. Для справки приведем информацию, что МОТ разрабатывает инструменты в сфере охраны и безопасности труда в следующих трех видах: 1) конвенции - юридически обязательные международные договоры;                       2) рекомендации - не обязательны, но вводят процедурные обязательства; 3) руководства (инструкции) - не имеют обязательной силы, а дают рекомендации и могут использоваться при разработке законодательства, норм, коллективных договоров, правил работы  и практических мер на уровне любого предприятия. Из более чем 180 Конвенций и 190 Рекомендаций, принятых МОТ, почти половина либо затрагивает строительство, либо относится к нему. Охват на национальном уровне материалов МОТ - предусматривает их ратификацию. Конвенция №167 «О безопасности и гигиене труда в строительстве» в основном заменяет первый международный стандарт в этой сфере, и конкретно относится к строительству. Россией же эта важная для охраны труда в стройиндустрии конвенция (как это не удивительно) до сих пор – увы, не ратифицирована. 

Чтобы подкрепить количественными оценками качественную градацию степени ПР, часто применяются балльные оценки параметров ПР, относящая к качественным методам статнализа. В качестве примера приведем метод Файн – Кинни, по которому степень ПР определяется как произведение трех составляющих: подверженности, вероятности, последствия. Представленные шкалы градации ПР, взяты из [1], приведены ниже в табл. 3,4,5. И наконец, произведение указанных составляющих позволяет определить – индекс профессионального риска (ИПР), который является универсальной мерой измерения опасных факторов. При этом срочность проведения мероприятий по профилактике ПР определяется в зависимости от категории  полученного значения диапазона индекса ИПР по итоговым значениям табл. 6. Учитывая, что оценка ПР является наиболее важным звеном любой системы управления, в том числе и по охране труда, внедрение представленной методики имеет немаловажное значение для строительных организаций, стремящихся к повышению конкурентоспособности товаров и услуг на рынке. 
 
 

*Примечание. К уязвимым лицам относятся: несовершеннолетние, беременные женщины, кормящие матери и инвалиды.

Для повышения эффективности превентивных мероприятий в области безопасности труда в строительной отрасли необходимо совершенствовать организацию строительного производства на основе внедрения прогрессивных отечественных и зарубежных технологий. Одной из таких технологий является роботизация, которая позволяет ускорить процесс строительства, повысить качество и безопасность выполняемых работ, а также сократить долю ручного труда. В источнике [14] подробно изложены вопросы повышения безопасности строительного производства путем внедрения промышленных роботов. Отмечено, что сегодня некоторые передовые производственные предприятия начинают задумываться о применении технологических роботов. К факторам, сдерживающим применение промышленных роботов в России относятся следующие [14, с. 134]: 1) отсутствие у российских предприятий не только собственного опыта применения роботов, но даже общего представления о технических и экономических основах роботизированных технологий; 2) отсутствие у российских предприятий квалифицированных кадров, способных обеспечить эксплуатацию роботов; 3) отсутствие в России специалистов способных выполнить проектирование роботизированных ячеек и линий, внедрение роботов и технологическую подготовку роботизированного производства. Именно с решения этих ключевых проблем и следует начинать внедрение и освоение робототехники в отечественной стройиндустрии.

Литература:
    1. Алексеев В.А. Нормативные основы оценки факторов профессионального риска на строительных объектах.  / URL http://www.trudohrana.ru/practice/detail.php
    2. «Динамика производственного травматизма в строительной отрасли и РФ. Оценка профессионального риска». Презентация НИИ медицины труда – д.м.н., проф. Бухтиярова И.В. URL  http://www.ocg.ru/foto/ohrana13/otchet/tikonova.pdf
    3. Едаменко А.С. Производственный травматизм в строительном комплексе. // Интернет-журнал «Технологии техносферной безопасности». – 2013. - № 5 (51). URL http://www.ipb.mos.ru/ttb
        4. Заключение об оценке регулирующего воздействия на Проект приказа Минтруда России «Об утверждении Правил по охране труда в строительстве» URL http://regulation.gov.ru/project/5934.html.
    5. Карауш С.А. К вопросу оценки профессионального риска в строительной отрасли / С.А. Карауш, О.О. Герасимова, Г.И. Ковалев // Вестник Томского государственного архитектурно-строительного университета. – 2014. - № 3. – С. 171 – 176.
    6. Конвенции принятые МОТ (ратифицированные Россией). URL http://www. profkom.ucoz.com/publ/mezhdunarodnoe_pravo/konvenkcii
    7. Минько В.М. Охрана труда в строительстве / В. М. Минько, Н.В. Погожева. – М.: изд. центр « Академия», 2012. – 208 с.
    8. Охрана труда в строительстве/ URL: http://www.helper.by/images/ ohrana-truda-v-stroitelstve.html
    9. Охрана труда в строительстве/ URL  http:// www.kgasu/images/masterial-images/ ohrana_truda
    10. «О реализации Программы улучшения условий и охраны труда в соответствии с типовой программой улучшения условий и охраны труда». Презентация  министра труда и социального развития Мурманской области Мякишева С.Б. / URL: http:// www.myshared.ru/slide/466841
    11. Предотвращение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости: глобальная стратегия. Продвижение культуры охраны труда. Доклад МОТ к Всемирному дню охраны труда. Женева, 2005. / URL: http://ohranatruda.ru/28april/2005wdayreport_rus.pdf
    12. Проект Постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Правил по охране труда в строительстве» подготовленный Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации. URL http://regulation.gov.ru/project/12041.html.
    13. Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (125–ФЗ)/  URL  http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_164928
    14. Шагина Е.С. Роботизация как метод повышения безопасности строительного производства.  // Строительство уникальных зданий и сооружений. – 2014. - № 6 (21). – С. 128-147. URL http://www.unistroy. spb.ru