Знак умножения? О новой системе оценки условий труда. Г.Ж.Склеменов, Л.В.Южанинова (№1, 2014)

Скачать выпуск "Безопасность и охрана труда" №1,2014

Г. Ж. Склеменов, заместитель руководителя департамента труда и занятости населения Краснодарского края

Л. В. Южанинова, консультант отдела государственной экспертизы условий труда

Статьей 37 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого работника на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.

С начала года в России начала действовать новая система оценки условий труда.

В соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ с 1 января 2014 года введена специальная оценка условий труда (далее-СОУТ). Цель такой оценки - обеспечить безопасность жизни и здоровья работников в процессе их трудовой деятельности, надлежащую реализацию прав работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.

Закон № 426-ФЗ определяет СОУТ как комплекс мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от гигиенических нормативов условий труда и применения работником средств индивидуальной и коллективной защиты.

СОУТ призвана заменитьприменявшуюся для этих же целей на протяжении многих лет процедуру аттестации рабочих мест по условиям труда.

В данной статье рассмотрим различия между двумя процедурами оценки условий труда.

В первую очередь, рассмотрим рабочие места, на которых не проводится оценка условий труда, которые составляют исключение. При проведении аттестации и специальной оценки условий труда исключения различны. Согласно действующему сегодня Федеральному закону специальной оценке условий труда подлежат все рабочие места работодателя, за исключением рабочих мест «надомников» и «дистанционных работников». Определение «надомников» и «дистанционных работников» приведено в главах 49 и 49.1 Трудового кодекса РФ. Согласно последней редакции Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда исключение составляли рабочие места, на которых работники исключительно были заняты на персональных компьютерах (менее 50 процентов рабочего времени) и (или) эксплуатировали аппараты копировально-множительной техники настольного типа, единичные стационарные копировально-множительные аппараты, используемые периодически, для нужд самой организации, иную офисную организационную технику, а также бытовую технику, не используемую в технологическом процессе производства. В отношении рабочих мест работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями - физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, специальная оценка условий труда не проводится, так же как и ранее аттестация таких рабочих мест не проводилась.

Новшеством является то, что вФедеральном законе «О специальной оценке условий труда» установлены особые условия проведения специальной оценки для некоторых категорий рабочих мест:

- на рабочих местах, относящихся к категориям гражданской и муниципальной службы, специальная оценка производится с учетом действующего законодательства в области государственной и муниципальной службы;

- на рабочих местах, работа на которых затрагивает сведения, относящиеся действующим законодательством к сведениям, содержащим государственную тайну, специальная оценка проводится с учетом действующего законодательства о государственной тайне;

- на рабочих местах в организациях, осуществляющих отдельные виды деятельности, а также в случае, если выполнение работ по проведению специальной оценки условий труда создает или может создать угрозу жизни или здоровью работника, членов комиссии, иных лиц, специальная оценка условий труда проводится с учетом особенностей (в том числе при необходимости оценки травмоопасности рабочих мест), установленных Министерством труда и социальной защиты по согласованию с Министерствами в соответствующей сфере деятельности, Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом» и с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Перечень рабочих мест в организациях, осуществляющих отдельные виды деятельности, в отношении которых специальная оценка проводится с учетом особенностей, утверждается Правительством Российской Федерации.

Согласно новому Федеральному закону специальная оценкапроводится поэтапно:

Идентификация потенциально вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса.

2.Исследование (испытание) и измерение идентифицированных потенциально вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса.

3.Отнесение условий труда на рабочих местах к классам (подклассам) условий труда по степени вредности или опасности по результатам проведения исследований (испытаний) и измерений идентифицированных потенциально вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса.

4.Оформление результатов специальной оценки условий труда.

В отличие от аттестации рабочих местпри проведении специальной оценки условий трудапроводитсяидентификация потенциально вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса. Под идентификацией потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов понимаются сопоставление и установление совпадения имеющихся на рабочих местах факторов производственной среды и трудового процесса с факторами производственной среды и трудового процесса, предусмотренными Классификатором вредных и (или) опасных производственных факторов. В случае совпадения имеющихся на рабочих местах факторов и факторов, указанных в соответствующих разделах Классификатора, имеющиеся на рабочих местах факторы признаются идентифицированными потенциально вредными (опасными) факторами.

Выявление на рабочих местах вредных факторов осуществляется путем изучения:

- технической (эксплуатационной) документации на производственное оборудование (машины, механизмы, инструменты и приспособления), используемое на рабочих местах конкретных работников;

- технологической документации, характеристик технологического процесса;

- характеристик применяемых в производстве веществ, материалов, сырья (в том числе установленных по результатам токсикологической, санитарно-гигиенической и медико-биологической оценок);

- деклараций о соответствии и (или) сертификатов соответствия производственного оборудования, машин, механизмов, инструментов и приспособлений, технологических процессов, веществ, материалов, сырья установленным требованиям;

- результатов ранее проводившихся исследований (испытаний) и измеренийфакторов.

Выявление на рабочих местах факторов может проводиться путем обследования рабочих мест методом осмотра и ознакомления с работами, фактически выполняемыми работниками в режиме штатной работы, а также путем опроса работников и (или) их непосредственных руководителей.

Идентификация не проводится в отношении рабочих мест, в связи с работой на которых работникам в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, осуществляется досрочное назначение трудовой пенсии по старости, а также, на которых по результатам ранее проведенных аттестации рабочих мест по условиям труда или специальной оценки были установлены вредные и (или) опасные условия труда. В данном случае экспертом организации, проводящей специальную оценку, вышеуказанные рабочие места заносятся в перечень рабочих мест, на которых проводится специальная оценка условий труда, с указанием вредных и (или) опасных производственных факторов, которые необходимо измерять.

Идентификация осуществляется экспертом (экспертами) организации, проводящей специальную оценку. Результаты идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов утверждаются комиссией по проведению СОУТ.

Хочется отметить еще одно существенное отличие между двумя процедурами оценки условий труда, касающееся состава комиссии по проведению специальной оценки условий труда, создаваемой работодателем.В отличие от аттестации рабочих мест при проведении специальной оценкиэкспертыорганизации, проводящей эту оценку, в комиссию по проведению специальной оценки не включаются.В состав комиссии включаются представители работодателя, в том числе специалист по охране труда, представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии).Число членов комиссии должно быть нечетным. Таким образом, разграничена ответственность работодателя и организации, проводящей специальную оценку условий труда, за ее проведение. Также повышена степень участия профсоюзов в проведении оценки условий труда, в том числе посредством включения их представителей в комиссию по проведению специальной оценки, предоставления права на получение соответствующих разъяснений по результатам СОУТ и их обжалования, возможности инициирования проведения внеплановой специальной оценки условий труда.

В действующем Федеральном законе четко разделены права и обязанности работодателя, организации, проводящей специальную оценку, и работника. Права и обязанности работника в связи с проведением оценки условий труда прописаны впервые. Так согласно указанному Федеральному законуработник вправе:

- присутствовать при проведении специальной оценки условий труда на его рабочем месте;

- обращаться к работодателю, его представителю, организации, проводящей специальную оценку условий труда, эксперту организации, проводящей эту оценку, за получением разъяснений по вопросам проведения специальной оценки на его рабочем месте;

- обжаловать результаты проведения специальной оценки на его рабочем месте.

Обязанностью работника является ознакомление с результатами проведенной на его рабочем месте специальной оценки условий труда.

Впервые введена процедура декларирования соответствия условий труда, подтверждающая соответствие условий труда на рабочих местах государственным нормативным требованиям охраны труда. В отношении рабочих мест, на которых вредные и (или) опасные производственные факторы по результатам осуществления идентификации не выявлены, работодатель подает в Государственную инспекцию труда по месту своего нахождения декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда. Первоначально предполагалось, что большинство рабочих мест офисных работников будет подлежать процедуре декларирования. После вступления в силу приказа Минтруда России от 24 января 2014 года № 33н, которым утверждены Методика проведения специальной оценки условий труда и Классификатор вредных и (или) опасных производственных факторов, в соответствии с которым проводится идентификация, рабочих мест, подлежащих декларированию, практически не осталось, так как система искусственного освещения присутствует на всех офисных рабочих местах.

При проведении СОУТ исследованиям (измерениям) подлежат такие же вредные и (или) опасные факторы производства и трудового процесса, как и при проведенииаттестации рабочих мест, а именно:

- физические факторы;

- химические факторы;

- биологические факторы;

- тяжесть трудового процесса;

- напряженность трудового процесса.

Изменения коснулись некоторых субъективных факторов, оцениваемых и учитываемых при проведении аттестации рабочих мест. Так например, напряженность трудового процесса в соответствии с Федеральным законом «О специальной оценке условий труда» и Методикой ее проведения оцениваются только по объективным параметрам, все субъективные параметры, такие как интеллектуальные, эмоциональные нагрузки, режим работы исключены. Световая среда оценивается только по параметрам: освещенность рабочей поверхности при искусственном освещении и блесткость, другие показатели, по которым проводилась оценка световой среды при аттестации, исключены. Параметры микроклимата оцениваются на рабочих местах, расположенных в закрытых производственных помещениях с нагревающим и (или) охлаждающим микроклиматом. Исключена оценка травмоопасности рабочих мест при определении соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда.

По результатам проведения СОУТ на каждом рабочем местеустанавливается класс условий труда. В зависимости от установленного класса (от 1-го до 4-го) условия труда на соответствующем рабочем месте признаются оптимальными, допустимыми, вредными либо опасными для здоровья или жизни работника. В первых двух случаях считается, что производственные факторы воздействуют на организм работника в пределах установленных нормативных значений и, следовательно, не причиняют вреда его здоровью. Напротив, выявленное по результатам СОУТ превышение установленных нормативных значений означает, что условия труда на соответствующем рабочем являются вредными или опасными. Вредные условия труда (класс 3) - это условия, которые оказывают неблагоприятное действие на организм работника. Опасные условия труда (класс 4) создают угрозу для жизни и обуславливают высокий риск острых профессиональных заболеваний. Таким образом, в Федеральном законе определение классов условий труда дано через понимание влияния на здоровье человека условийтруда. Такие же принципы гигиенической классификации условий труда ранее были определены в Руководстве 2.2.2006-05.

Новшеством в процедуре проведения специальной оценки условий труда является узаконенная возможность в качестве результатов измерений вредных и опасных производственных факторов использовать результаты измерений, проведенных аккредитованной в установленном законодательством Российской Федерации порядке испытательной лабораторией при осуществлении производственного контроля, но не ранее чем за шесть месяцев до проведения специальной оценки условий труда. Решение о возможности использования указанных результатов при проведении специальной оценки условий труда принимается комиссией по представлению эксперта организации, проводящей специальную оценку условий труда.

Из определения понятия «специальная оценка условий труда», приведенного в законе, видно, что оценка уровня воздействия на работника вредного или опасного фактора, т.е. класс условий труда, зависит от применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты. В случае применения работниками, занятыми на рабочих местах с вредными условиями труда, эффективных средств индивидуальной защиты, прошедших обязательную сертификацию, класс (подкласс) условий труда может быть снижен комиссией на основании заключения эксперта организации, проводящей специальную оценку условий труда, на одну степень, а по согласованию с территориальным органом Роспотребнадзора, по месту нахождения соответствующих рабочих мест, допускается снижение класса (подкласса) условий труда более чем на одну ступень.

Законом «О специальной оценке условий труда» допускается возможность использования результатов спецоценки условий труда для:

- предоставления работникам гарантий и компенсаций за работу во вредных или опасных условиях труда;

- разработки и реализации мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда;

- обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, а также средствами коллективной защиты;

- контроля за состоянием условий труда на рабочих местах;

- организации обязательных предварительных медицинских осмотров при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров;

- оценки уровня профессиональных рисков;

- расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

- расчета скидок (надбавок) к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

- установления дополнительного тарифа страховых взносов или освобождения от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в зависимости от класса (подкласса) условий труда на рабочем месте;

- принятия решения об установлении предусмотренных трудовым законодательством ограничений для отдельных категорий работников (женщин, лиц до 18 лет и инвалидов).

При заполнении Карты специальной оценки условий труда, форма которой предусмотрена приказом Минтруда России от 24 января 2014 года №33н, в строке 020 указывается численность работников, занятых на данном рабочем месте, в том числе женщин, лиц до 18 лет и инвалидов, допущенных к выполнению работ на данном рабочем месте. Результаты спецоценки могут применяться при решении вопроса о допуске к работе на данном рабочем месте инвалидов (при условии установления безопасных условий труда на рабочем месте по результатам СОУТ с учетом анатомо-физиологических особенностей их организма и режима работы в соответствии с действующим законодательством и индивидуальной программой реабилитации). Но при решении вопроса о допуске к работе на рабочем месте подростков (лиц до 18 лет) результаты СОУТ не применимы, так как рабочие места для подростков подбираются с таким расчетом, чтобы при наличии потенциально вредных или опасных факторов производственной среды, уровень их не превышал гигиенических нормативов, установленных для подростков. Так например, согласно СанПиН 2.4.6.2553-09 «Санитарно-эпидемиологические требования к безопасности условий труда работников, не достигших 18-летнего возраста» при отсутствии естественного освещения на рабочих местах запрещается труд подростков, при проведении спецоценки данный фактор не только не оценивается, но даже не подлежит идентификации. Предельно допустимые нагрузки по показателям тяжести трудового процесса для лиц моложе 18 лет отличаются от нормативных значений, в соответствии с которыми устанавливается класс условий труда по тяжести при проведении СОУТ, а также градируются по возрастам (14,15,16,17 лет) и полу. Напряженность труда для подростков должна исключать повышенные нервно-психические нагрузки (интеллектуальные, сенсорные, эмоциональные и монотонные), которые на сегодняшний день при спецоценке не оцениваются. При оценке химического фактора на рабочих местах подростков фактические концентрации большинства химических веществ должны сравниваться с предельно допустимыми концентрациями (ПДК) для атмосферного воздуха населенных мест, при проведении СОУТ сравниваются с ПДК воздуха рабочей зоны. Таким образом, оценка условий труда для подростков проводится по более жестким нормативам и наличие безопасных условий труда, определенных по результатам СОУТ, не дает гарантии отсутствия вредных производственных факторов, превышающих гигиенические нормативы для подростков и оказывающих неблагоприятное воздействие на организм работающего подростка в условиях труда, воздействие которых создает угрозу для жизни и высокий риск возникновения острых профессиональных поражений. Рекомендации по подбору работников в карте специальной оценки условий труда в отношении подростков возможно провести только на основании Перечня тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе 18 лет, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации. При решении вопроса о возможности применения труда подростков на данном рабочем месте принимать во внимание результаты СОУТ возможно лишь по некоторым отдельным факторам.

С 1 января 2013 года вступил в силу Федеральный закон от 03.12.2012 года № 243-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования». Его принципиальным нововведением стало установление дополнительных страховых взносов для работодателей, работники которых заняты на видах работ, указанных в подпунктах 1-18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и трудятся во вредных и (или) опасных условиях труда. С 28 декабря 2013 года размер дополнительного тарифа страхового взноса зависит от класса условий труда, установленного по результатам специальной оценки условий труда или аттестации рабочих мест, в отношении которых результатами аттестации условия труда признаны вредными или опасными. Результаты аттестации рабочих мест признаются действительными до окончания срока их действия, но не более чем до 31 декабря 2018 года. Работодатели освобождаются от уплаты дополнительных страховых взносов, если по результатам специальной оценки условий труда на рабочих местах установлены оптимальные (класс 1) или допустимые (класс 2) условия. С 2014 года работнику, занятому на рабочем месте с безопасными условиями труда, период работы, за который не уплачены страховые взносы по дополнительным тарифам в ПФ РФ, не засчитывается в стаж работы для досрочного назначения трудовой пенсии.

Федеральным законом «О специальной оценке условий труда» установлены более жесткие требования к организациям, проводящим СОУТ и экспертам этих организаций. Основными требованиями, относящимися квышеуказанным организациям, являются:

- указание в уставных документах организации в качестве основного вида деятельности или одного из видов ее деятельности проведение специальной оценки условий труда;

- наличие в организации не менее пяти экспертов, работающих по трудовому договору и имеющих сертификат эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, в том числе не менее одного эксперта, имеющего высшее образование по одной из специальностей - врач по общей гигиене, врач по гигиене труда, врач по санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям;

- наличие в качестве структурного подразделения испытательной лаборатории (центра), аккредитованной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и областью аккредитации которой является проведение исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, предусмотренных настоящим Федерального закона;

- регистрация организации в реестре организаций, проводящих специальную оценку условий труда.

К деятельности в качестве экспертов организаций, проводящих СОУТ, допускаютсялица:

- имеющие высшее образование;

- имеющие опыт практической работы в области оценки условий труда, в том числе в области аттестации рабочих мест по условиям труда, не менее трех лет;

- прошедшие аттестацию на право выполнения работ по специальной оценке условий труда и имеющие сертификат эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда.

В процедуре проведения специальной оценки условий труда, так же как и при аттестации рабочих мест, предусмотрена возможность проведения внеплановой оценки условий труда, которая проводится на соответствующих рабочих местах в течение шести месяцев со дня наступления следующих обстоятельств:

- ввод в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест;

- получения предписания государственного инспектора труда;

- изменение технологического процесса;

- изменение состава применяемого сырья и (или) материалов;

- изменение применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты, способное оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;

- наличие произошедшего несчастного случая на рабочем месте или выявления профессионального заболевания;

- наличие мотивированного предложения профсоюза.

В законе прописано еще одно нововведение. С целью защиты работодателя – заказчика услуги и работников, в отношении рабочих мест которых проводится оценка условий труда, организация, проводящая СОУТ, может обеспечить исполнение своих обязательств, связанных с риском наступления имущественной ответственности, путем заключения договора добровольного страхования такой ответственности. При выбореорганизации – исполнителя, работодатели, конечно же, будут отдавать предпочтение организациям, заключившим такой договор.

На совместном заседание Государственного совета и Комиссии при Президенте по мониторингу достижения целевых показателей социально-экономического развития страны Президент РФ указал на то, что улучшение условий труда является одним из факторов повышения конкурентоспособности экономики.

Рассматриваемый Федеральный закон является социально значимым. Проведение СОУТ в виде единого комплекса процедур обеспечит:

- сокращение затрат работодателя на проведение измерений всех потенциально действующих на рабочем месте факторов производственной среды и трудового процесса, за счет выявления рисков повреждения здоровья на этапе идентификации, предшествующем исследованиям,

- оценку условий труда работников с учетом защитных свойств применяемых на рабочем месте средств индивидуальной защиты,

- возможность организации проведения эффективного мониторинга состояния условий труда на рабочих местах и разработки профилактических мероприятий по сохранению здоровья и обеспечению безопасности работников,

- создание основ управления профессиональными рисками,

- установление работникам, занятым на рабочих местах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантий и компенсаций, предусмотренных трудовым законодательством,

- освобождение работодателей от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ по дополнительнымтарифам, если условия труда приведены в соответствие с нормативными требованиями.