Сила расчёта. Финансовое обеспечение предупредительных мер С.Н.Яшин, А.М.Авдеева (№1, 2014)

Скачать выпуск "Безопасность и охрана труда" №1,2014

С. Н. Яшин, заведующий кафедрой управления инновационной деятельностью НГТУ им. Р. Е. Алексеева, д. э. н., профессор (Нижний Новгород)

А. М. Авдеева, начальник отдела страхования профессиональных рисков Нижегородского регионального отделения Фонда социального страхования РФ

Финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний в Нижегородской области в 2013 году - проблемные вопросы, варианты их решения

В основе тенденций, сложившихся в обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, лежит состояние экономики Нижегородской области в 2012-2013 годах. В указанный период наблюдается рост промышленного производства, увеличение произведенных товаров и услуг, значительное снижение количества незанятого населения. В этих условиях охрана труда, как элемент системы сбережения трудового ресурса, и в частности финансирование проведение мероприятий по охране труда за счет средств Фонда социального страхования РФ имеет важное значение. 
Государственное учреждение - Нижегородское региональное отделение Фонда социального страхования РФ продолжает тесно взаимодействовать со своими страхователями по вопросам финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профзаболеваемости. По количеству работодателей, профинансированных в 2013 году, региональное отделение вновь заняло 4 место в России.
Финансирование предупредительных мер по охране труда в 2013 году регламентировалось следующими нормативными актами: Федеральным законом от 03.12.2012г. N219-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" и «Правилами финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами», утвержденными Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 10.12.2012г. №580н (далее - Правила). Для разъяснения и удобства применения Правил региональным отделением разработаны и утверждены «Методические рекомендации о финансовом обеспечении в 2013 году предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников за счет страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», которые размещены на сайте регионального отделения. 
В соответствии с Правилами в 2013 году было предусмотрено финансовое обеспечение расходов по 9 направлениям:
-санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами;
-приобретение работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, сертифицированных средств индивидуальной защиты по установленным нормам;
-проведение аккредитованной организацией аттестации рабочих мест по условиям труда;
-проведение запланированных по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда работ по приведению уровней запыленности и загазованности воздуха, уровней шума и вибрации и уровней излучений на рабочих местах в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда;
-обеспечение работников лечебно-профилактическим питанием (далее - ЛПП), для которых указанное питание предусмотрено нормативными документами;
-обучение отдельных категорий работников по охране труда;
-проведение обязательных периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами;
-приобретение страхователями, работники которых заняты на подземных работах, а также на работах, связанных с движением транспорта, для проведения предсменных (предрейсовых) медицинских осмотров, приборов для определения наличия и уровня содержания алкоголя (алкотестеры и алкометры);
-приобретение страхователями, осуществляющими пассажирские и грузовые автомобильные перевозки, приборов контроля за режимом труда и отдыха водителей (тахографов).
В 2013 году в бюджете Отделения было запланировано на финансирование предупредительных мер 191 422,8 тыс. руб. За финансовым обеспечением обратились 1096 страхователей с заявлениями на общую сумму 191 853,2 тыс. руб. Удовлетворены обращения 1084 страхователей (98,9% обратившихся страхователей). Все ассигнования распределены между страхователями.
Финансированием охвачены наиболее крупные страхователи: разрешение на финансовое обеспечение получили 29 из 30 страхователей, суммы финансирования для которых превысили 1,2 млн. руб. (96,7% страхователей этой группы). Финансирование получили 107 организаций с численностью работников более 1000 человек (73,3% страхователей этой группы).

Таблица 1. Средние величины выделенного финансового обеспечения и наиболее востребованные мероприятия по охране труда среди предприятий Нижегородской области в 2012г.
Среднесписочная численность работников, чел. Средняя величина финансового обеспечения, тыс.руб. Наиболее востребованные мероприятия (по степени востребованности)
менее 100 13,6 Аттестация, СИЗ
101-251 55,7 Аттестация, СИЗ
251-500 94,7 СИЗ, аттестация
501-1000 200,0 СИЗ, аттестация, периодические медосмотры
1001-3000 536,6 СИЗ, сан.-кур., аттестация
более 3000 2940,8 Сан.-кур., СИЗ, приведение к норме запыленности, загазованности и т.п. (средства коллективной защиты)

Также особое внимание уделяется финансированию мероприятий по охране труда проводимых социально-значимыми некоммерческими организациями. Например, разрешение на финансовое обеспечение предупредительных мер получили 98 учреждений здравоохранения (более 1/3 медицинских учреждений Нижегородской области) и 275 образовательных учреждений.

Таблица 2. Суммы финансового обеспечения, возмещенные страхователям за проведение отдельных мероприятий по охране труда в Нижегородской области в 2012г.
Наименование мероприятия Количество страхователей, получивших финансирование Сумма возмещенная страхователям, млн.руб.
Проведение работ по приведению уровней запыленности и загазованности воздуха, уровней шума и вибрации и уровней излучений на рабочих местах 9 12,8
Приобретение СИЗ 349 73,3
Аттестация рабочих мест по условиям труда 615 37,6
Санаторно-курортное лечение 58 47,6
Обеспечение лечебно-профилактическим питанием 0 0
Обучение по охране труда 62 2,7
Периодические медицинские осмотры 57 10,0
Приобретение алкотестеров 6 0,3
Приобретение тахографов 6 1,0

Как следует из информации, представленной в таблице 1, разные по величине страхователи заинтересованы в финансировании разных видов мероприятий. Страхователи с численностью до 250 человек, а это в основном организации малого предпринимательства, учреждения образования, здравоохранения, культуры и социальной сферы, выбирали в основном проведение аттестации рабочих мест. Для большинства обратившихся за финансированием аттестации - это единственный способ финансирования мероприятий по охране труда, проведение которых предписано Трудовым кодексом РФ. Более, чем у половины страхователей, обратившихся за финансовым обеспечением данного мероприятия, сумма финансирования не превышает 10 тыс.руб.
В 2013г. порядок финансового обеспечения аттестации рабочих мест по условиям труда претерпел некоторые изменения, связанные с вступлением в силу Приказом Минтруда России от 12.12.2012г. №590н. Данным приказом был преобразован Порядок проведения аттестации рабочих мест. В с этим в 2013 году не подлежали аттестации за счет средств страховщика рабочие места, на которых работники исключительно заняты на персональных электронно-вычислительных машинах (персональных компьютерах) и (или) эксплуатируют аппараты копировально-множительной техники настольного типа, единичные стационарные копировально-множительные аппараты, используемые периодически, для нужд самой организации, иную офисную организационную технику, а также бытовую технику, не используемую в технологическом процессе производства. Также не финансируется аттестация рабочих местах, где по результатам предыдущей аттестации условия труда признаны безопасными (оптимальными или допустимыми). Аттестацию рабочих мест, не подлежащих обязательной аттестации, по заявлениям работников работодатель может проводить только за свой счет.
Оценку вредных производственных факторов для целей аттестации рабочих мест в 2013 году могли проводить только испытательные лаборатории, включенные в реестр организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, а именно осуществляющих проведение аттестации рабочих мест по условиям труда. Проведение аттестации рабочих мест иными организациями не предусмотрено. Кроме того, аттестующая организация должна быть независимым лицом по отношению к работодателю, на рабочих местах которого данной аттестующей организацией проводились замеры.
Всего за счет средств обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний профинансировано проведение аттестации 20414 рабочих мест, что составило 17% рабочих мест в организациях, обратившихся за данным мероприятием. Однако, в 2013 году за счет средств страховщика было аттестовано рабочих мест на 14% меньше, чем в 2012 году.
Среди страхователей с численностью от 250 до 3000 человек, т.е на промышленных предприятиях, наиболее востребованным мероприятием является приобретение средств индивидуальной защиты (СИЗ). Данные предприятия не располагают достаточными средствами на их приобретение, а финансирование Фонда социального страхования РФ, требующее приобретение только сертифицированных СИЗ и не ограничивающее их цену, также позволяет приобретать только качественные товары. За счет страховщика в 2013 году было приобретено 53,5 тыс. единиц СИЗ на общую сумму 73,3 млн. руб. (39,8% всех расходов на финансирование предупредительных мер в 2013 году). Количество приобретенных СИЗ в 2013 году увеличилось на 34,1% по сравнению с 2012 годом.
При обращении за финансированием приобретения средств индивидуальной защиты страхователю следовало принимать во внимание на следующее:
- Работодатель имел право с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации (или иного представительного органа работников) заменять один вид средств индивидуальной защиты, предусмотренных типовыми нормами, аналогичным, обеспечивающим равноценную или улучшенную защиту от опасных и вредных производственных факторов. Замена СИЗ, указанных в типовых отраслевых нормах, могла производиться только на СИЗ, обладающее аналогичной защитной функцией (например, халат можно заменить на костюм, халат хлопчатобумажный на халат из смесовых тканей и т.д.; недопустима замена, например, костюма хлопчатобумажного с кислотозащитной пропиткой на костюм хлопчатобумажный и т.д.). Если менялся срок использования СИЗ, данное изменение также требовалось обосновать. 
- Работодатель обязан обеспечить приобретение и выдачу прошедших в установленном порядке сертификацию или декларирование соответствия СИЗ (п.4, 5, 8 Межотраслевых правил) работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условия или связанных с загрязнением. Приобретение и выдача работникам СИЗ, не имеющих декларации о соответствии и (или) сертификата соответствия, либо имеющих декларацию о соответствии и (или) сертификат соответствия, срок действия которых истек, не допускались. 
Та же группа страхователей наиболее часто обращалась за финансированием проведения обязательных медицинских осмотров работников, поскольку им подлежат именно работники, занятые во вредных и опасных условиях труда. 
Финансированию подлежали только медицинские осмотры, проведенные в строгом соответствии с требованиями приказа Минздравсоцразвития России от 12.04.2011г. №302н (далее - Приказ №302н). Работник должен был пройти всех врачей-специалистов и все лабораторные и функциональные исследования, предусмотренные Приказом №302н. В соответствии с Приказом №302н участие врача - терапевта, врача - психиатра и врача - нарколога при прохождении периодического медицинского осмотра являлось обязательным для всех категорий обследуемых. В состав врачебной комиссии включались врач - профпатолог, а также врачи-специалисты, прошедшие в установленном порядке повышение квалификации по специальности «профпатология» или имеющие действующий сертификат по специальности «профпатология». Расходы на периодические медицинские осмотры, проведенные с нарушением данных требований, не возмещались за счет средств Фонда. 
В соответствии с п.4 ст.9 Федерального закона от 04.05.2011г. №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензия на осуществление медицинской деятельности действует бессрочно. Согласно п.3 ст.22 указанного закона лицензии, которые были выданы лечебно-профилактическим учреждениям или санаторно-курортным организациям и срок действия которых не истек до дня вступления в силу указанного закона, также действуют бессрочно.
За счет страховщика в 2013 году прошли обязательный периодический медосмотр 4,5 тысяч работника, занятых во вредных и опасных условиях труда, что в 5,7 раза больше, чем в 2012 году.
В 2013 году финансовое обеспечение санаторно-курортного лечения было наиболее востребованным крупными страхователями с численностью работников более 1000 человек. Ряд страхователей, обратившихся за указанным направлением финансирования - это крупные предприятия, многие из которых имеют собственные санатории-профилактории (например, ОАО «Выксунский металлургический завод», ОАО «Нижегородский машиностроительный завод»). На большинстве страхователей этой группы действуют профсоюзные организации, активно представляющие интересы застрахованных. На финансирование данного мероприятия было направлено 47,6 млн. руб. (25,7% всех ассигнований), что оказалось достаточно для оздоровления 1389 человек, что на 25,1% больше, чем в 2012 году.
Среди крупных страхователей также востребованным является проведение запланированных по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда работ по приведению уровней запыленности и загазованности воздуха, уровней шума и вибрации и уровней излучений на рабочих местах в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Данное мероприятие в отличие от приобретения СИЗ не только защищает работников от воздействия неблагоприятных производственных факторов, но и позволяет сделать условия труда безопасными.
Проведение работ по снижению запыленности и загазованности воздуха, уровней шума, вибрации и излучений является самым эффективным мероприятием для снижения уровня профессионального риска, поскольку в ходе таких работ минимизируется уровень воздействия вредных и опасных произведенных факторов, снижается класс условий труда на рабочих местах. Это дорогостоящее мероприятие, по статистике 2013г года расходы страхователя на проведение этого мероприятия - от 160 тыс.руб., а в среднем превышают 1 млн.руб., однако крупным промышленным предприятиям целесообразно выбирать именно это мероприятие, поскольку установка современных средств коллективной защиты не только снижает профессиональный риск, но и, являясь элементом модернизации производства, позволяет сократить энергопотребление, снижает выбросы вредных веществ в окружающую среду и т.п. В продвижении и организации данного направления финансирования активное участие принимали предприятия, занимающиеся изготовлением, продажей оборудования и проведением работ по снижению запыленности и загазованности, которые охотно помогали страхователям в подготовке документов, необходимых для получения финансирования.
За счет средств Фонда приведено в соответствие требованиям охраны труда и сделано безопасными 45 рабочих мест на 9 предприятиях, что в два раза меньше, чем в предшествующем году.
Обучение по охране труда отдельных категорий застрахованных в равной степени востребовано страхователями всех групп. Количество обращений страхователей за финансирование данного мероприятия в 2013 году значительно увеличилась, количество застрахованных, обученных за счет средств страховщика увеличилось на 72,1% и составило 1222 человека. 
Также увеличилась потребность страхователей в приобретении приборов контроля, таких как алкотестеры и тахографы, приобретение которых за счет средств страховщика увеличилось в 2013 году в более чем в 5 раз по сравнению с 2012 годом и составило 11 и 38 единиц соответственно.
В 2014 году в порядке финансового обеспечения предупредительных мер по снижению производственного травматизма и профессиональных заболеваний ожидаются новые изменения. Во-первых, это связано со вступлением в силу с 01.01.2014г. Федерального закона от 28.12.2013г. N426-ФЗ "О специальной оценке условий труда", в соответствии с которым аттестация рабочих мест по условиям труда заменена специальной оценкой условий труда. Порядок принятия на финансирование специальной оценки условий труда в настоящее время еще не определен.
Во-вторых, пп.5 п.1 ст.7 Федеральный закон Российской Федерации от 02.12.2013г. N322-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" отределено, что в случае, если страхователи с численностью работающих до 100 человек не осуществляли два последовательных календарных года, предшествующие текущему финансовому году, финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, объем средств на финансовое обеспечение указанных мер рассчитывается исходя из отчетных данных за три последовательных календарных года, предшествующие текущему финансовому году. Для финансирования таких вновь привлеченных страхователей в бюджете Нижегородского регионального отделения заложено около 20 млн.руб.
Соответствующие изменения в ближайшее время будут внесены в Приказ Минтруда России от 10.12.2012г. №580н, однако и до этого момента он является действующим, и региональное отделение готово предоставлять финансирование своим страхователям на другие мероприятия по охране труда, предусмотренные вышеназванным приказом.
Следует отметить, что проведение мероприятий по охране труда не только позволяет страхователю снизить уровень профессионального риска. Результаты отдельных проведенных в 2013 году и ранее мероприятий, таких как аттестация рабочих мест по условиям труда и проведение обязательных периодических медицинских осмотров являются основанием для установления скидки и снижения надбавки к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Список литературы
1. Кабанцева Н.Г. Страховое дело: Учебное пособие. - «Форум», 2008
2. Кульбовская Н.К. Экономика охраны труда. - М.: Социономия, 2005