Рейтинговая поступь. О формировании и проведении независимой оценки качества работы обучающих организаций Н.Р.Абрамов (№1, 2014)

Скачать выпуск "Безопасность и охрана труда" №1,2014

Н. Р. Абрамов, ФБГУ «Всероссийский НИИ охраны и экономики труда» Минтруда РФ, кандидат технических наук, доцент

Обучение охране труда как повышение квалификации.


Федеральный реестр Минтруда России содержит более 1800 аккредитованных организаций, оказывающих услуги по обучению работодателей и работников вопросам охраны труда.


Современная система обучения охране труда представляет институт повышения квалификации работодателей и работников и содержит ряд новаций, связанных с последними правовыми изменениями в области дополнительного профессионального образования. Эти новации накладывают требования, связанные с уточнением и совершенствованием форм обучения, дифференциацией категорий обучаемых и объема программ обучения, механизмами проверки знаний, введением компьютерного тестирования и др. Повышение эффективности и качества обучения должно подвергаться регулярному мониторингу на основе внешней независимой оценке качества образовательных услуг.


Такой подход определяют принятые в последнее время законодательные и нормативные правовые акты в области повышения квалификации, к которой относится обучение охране труда. К ним следует отнести:

  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании» (глава 10 «Дополнительное профессиональное обучение»);
  • Постановление Правительства РФ от 28 октября 2013 г. № 966 «Об утверждении Положения о лицензировании образовательной деятельности»;
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 1 июля 2013 г. № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам».

Применительно к обучению охране труда рассмотрим и выделим особенности указанных документов.
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» частью 19 статьи 2 определяет, что организация, осуществляющая обучение, есть юридическое лицо, осуществляющее на основании лицензии наряду с основной деятельностью образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности. Статья 76 устанавливает требования, что:

  • содержание дополнительной профессиональной программы определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность;
  • обучение по дополнительным профессиональным программам осуществляется как единовременно и непрерывно, так и поэтапно (дискретно), в том числе посредством освоения отдельных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), прохождения практики, применения сетевых форм, в порядке, установленном образовательной программой и (или) договором об образовании;
  • дополнительная профессиональная образовательная программа может реализовываться в формах, предусмотренных Федеральным законом, а также полностью или частично в форме стажировки;
  • формы обучения и сроки освоения дополнительных профессиональных программ определяются образовательной программой и (или) договором об образовании;
  • освоение дополнительных профессиональных образовательных программ завершается итоговой аттестацией обучающихся в форме, определяемой организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно;
  • лицам, успешно освоившим соответствующую дополнительную профессиональную программу и прошедшим итоговую аттестацию, выдаются удостоверение о повышении квалификации.

Постановление Правительства РФ от 28 октября 2013 г. № 966 «Об утверждении Положения о лицензировании образовательной деятельности» согласно пункту 2 определяет, что лицензирование образовательной деятельности осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, - в отношении организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории субъекта Российской Федерации. В соответствии с пунктом 3 постановления образовательная деятельность как лицензируемый вид деятельности включает в себя оказание образовательных услуг, включающее реализацию дополнительных профессиональных программ повышения квалификации.


В соответствии с пунктом 10 постановления для получения лицензии соискатель лицензии представляет в лицензирующий орган заявление, соответствующие документы (копии документов) и сведения для каждого из мест осуществления образовательной деятельности.


Приказ Министерства образования и науки РФ от 1 июля 2013 г. № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам» (вступил в действие с 1 сентября 2013 года) устанавливает конкретные требования, что:

  • организация осуществляет обучение по дополнительной профессиональной программе на основе договора об образовании, заключаемого со слушателем и (или) с физическим или юридическим лицом, обязующимся оплатить обучение лица, зачисляемого на обучение;
  • содержание реализуемой дополнительной профессиональной программы должно учитывать профессиональные стандарты, квалификационные требования, указанные в квалификационных справочниках по соответствующим должностям, профессиям и специальностям, или квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей;
  • структура дополнительной профессиональной программы включает цель, планируемые результаты обучения, учебный план, календарный учебный график, рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), организационно-педагогические условия, формы аттестации, оценочные материалы и иные компоненты;
  • учебный план дополнительной профессиональной программы определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных видов учебной деятельности обучающихся и формы аттестации;
  • формы обучения и сроки освоения дополнительной профессиональной программы определяются образовательной программой и (или) договором об образовании. При этом минимально допустимый срок освоения программ повышения квалификации не может быть менее 16 часов;
  • при реализации дополнительных профессиональных программ организацией, может применяться форма организации образовательной деятельности, основанная на модульном принципе представления содержания образовательной программы и построения учебных планов, использовании различных образовательных технологий, в том числе дистанционных образовательных технологий и электронного обучения;
  • обучение по индивидуальному учебному плану в пределах осваиваемой дополнительной профессиональной программы, осуществляется в порядке, установленном локальными нормативными актами организации;
  • образовательная деятельность обучающихся предусматривает следующие виды учебных занятий и учебных работ: лекции, практические и семинарские занятия, лабораторные работы, круглые столы, мастер-классы, мастерские, деловые игры, ролевые игры, тренинги, семинары по обмену опытом, выездные занятия, консультации, выполнение аттестационной, дипломной, проектной работы и другие виды учебных занятий и учебных работ, определенные учебным планом;
  • документ о квалификации выдается на бланке, являющимся защищенным от подделок полиграфической продукцией, образец которого самостоятельно установлен организацией.
  • оценка качества освоения дополнительных профессиональных программ проводится в отношении:
    • соответствия результатов освоения дополнительной профессиональной программы заявленным целям и планируемым результатам обучения;
    • соответствия процедуры (процесса) организации и осуществления дополнительной профессиональной программы установленным требованиям к структуре, порядку и условиям реализации программ;
    • способности организации результативно и эффективно выполнять деятельность по предоставлению образовательных услуг»;
  • оценка качества освоения дополнительных профессиональных программ проводится в следующих формах:
    • внутренний мониторинг качества образования;
    • внешняя независимая оценка качества образования;
  • организация самостоятельно устанавливает виды и формы внутренней оценки качества реализации дополнительных профессиональных программ и их результатов;
  • требования к внутренней оценке качества дополнительных профессиональных программ и результатов их реализации утверждается в порядке, предусмотренном образовательной организацией;
  • организации на добровольной основе могут применять процедуры независимой оценки качества образования, профессионально-общественной аккредитации дополнительных профессиональных программ и общественной аккредитации организаций.

Столь подробное описание новых требований подчеркивает разительные изменения в дополнительном профессиональном обучении, что неминуемо для развития системы внешней независимой оценки качества обучения охране труда.
Что касается обучения охране труда, то его правовое поле составляют:

  • Трудовой кодекс РФ (статьи, 212, 214, 225);
  • Постановление Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13 января 2003 г. № 1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций»;
  • Приказ Минздравсоцразвития РФ от 1 апреля 2010 г. № 205н «Об утверждении перечня услуг в области охраны труда, для оказания которых необходима аккредитация, и Правил аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда»;
  • Примерная программа обучения по охране труда работников организаций (утв. Минтрудом РФ 17 мая 2004 г.).

С учетом выше описанных изменений и требований к осуществлению образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам необходимо существенное совершенствование системы оказания услуг в области охраны труда, связанного с обучением работодателей и работников вопросам охраны труда.

О качестве и критериях обучения работодателей и работников вопросам охраны труда.


Для реализации новых нормативных правовых установок и повышения качества в образовательной деятельности разработаны Методические рекомендации по проведению независимой системы оценки качества работы образовательных организаций (утверждены Минобрнауки России 14 октября 2013 г.).


В данном документе констатируется, что независимая оценка качества образования может осуществляться в форме рейтингов (рэнкингов), других оценочных процедур в отношении образовательных организаций всех видов.
В мировой практике разработкой и реализацией процедур независимой оценки качества образования, в том числе рейтингов организаций, предоставляющих образовательные услуги, занимаются, как правило, независимые организации.
В частности, мониторинг качества может осуществляться путём улучшения информированности потребителей о качестве работы образовательных организаций через:

  • привлечение к оценке качества образования общественных и общественно-профессиональных организаций, негосударственных, автономных некоммерческих организаций, отдельных физических лиц в качестве экспертов, специализирующихся на вопросах оценки качества образования;
  • координацию действий ведомств, негосударственных структур, общественных, общественно-профессиональных организаций по повышению качества условий образовательного процесса, реализуемых образовательными организациями образовательных программ, результатов освоения образовательных программ, определяемых потребностями потребителей образовательных услуг;
  • совершенствование содержания и способов организации образовательного процесса в образовательных организациях для достижения соответствия результатов освоения образовательных программ современным требованиям;
  • мероприятия по повышению эффективности, качества и доступности образовательных услуг.

В области охраны труда в последнее время всё больше и больше настораживает тот факт, что упало качество обучения, а обучающие организации охране труда практически бесконтрольны с позиций качества оказания образовательных услуг.
Контроль и мониторинг деятельности обучающих организаций должен базироваться на апробированных критериях оценки качества учебного процесса по охране труда.
Как показывает выборочный анализ рынка обучения, проведенный автором за последние два года в 15 субъектах РФ, основными показателями деятельности обучающих организаций (далее - ОО) в области охраны труда являются:

  • количество учебных помещений - от 1 до 5;
  • средняя площадь помещений на 1 ОО - 50 кв.м.;
  • количество штатных преподавателей - от 3 до 12, в среднем 4 преподавателя, или 40% от всех преподавателей ОО;
  • количество организаций, которым оказываются услуги по обучению (1 ОО в среднем за 1 месяц) - от 20 до 40;
  • количество обученных человек (1 ОО в среднем за 1 месяц) - 250, в т. ч. выездное обучение составляет 35%;
  • средняя стоимость обучения 1 человека - 2000 рублей.

В процессе анализа деятельности обучающих организаций выявлены следующие основные нарушения и несоответствия:

  • не соблюдается выполнение требуемого 40-часового объема обучения;
  • требуется повышение квалификации преподавателей;
  • не проводится оформление журналов ведения занятий в соответствии с объемами обучения и квалификацией преподавателя;
  • имеется несоответствие объема обучения и количества преподавателей;
  • неприменение технических средств обучения (например, манекенов-тренажёров) при обучении;
  • больше всего нарушений имеется при выездном характере обучения (не ведутся журналы, не используются билеты, не соблюдается нормативная наполняемость групп, подписание протоколов проводится без проверки знаний и др.);
  • не осуществляется актуализация вопросов учебных программ и планов, в том числе модульного обучения;
  • не ведётся внутренняя документация и делопроизводство;
  • не соблюдаются требования к хранению документации (отсутствуют помещения и материалы на бумажных и электронных носителях);
  • отсутствует техническая защита от несанкционированного изменения документации и архивных материалов, хранящихся в электронном виде;
  • все протоколы проверки знаний (во всех регионах и ОО) имеют оценку «сдал» (оценка «не сдал» отсутствует), фактически проверка знаний имеет формальный характер или вообще отсутствует;
  • за последние 5 лет отсутствует государственный контроль обучения (периодические проверки обучающих организаций лицензиарами, аккредитующими органами, надзорно-контрольными органами в области охраны труда (практически не ведется с 2009 года, после завершения обучения отдельных категорий застрахованных лиц за счет средств ФСС РФ).


Вместе с тем имеются положительные стороны деятельности обучающих организаций:

  • комплексное обслуживание организаций по всем направлениям обучения, проводимым ОО;
  • автоматизированная система учета учебных групп;
  • ведение библиотечного фонда, в т. ч. в электронном виде;
  • ведение дистанционных образовательных технологий и модульного обучения.

В целях совершенствования обучения по охране труда необходимо:

  • ввести нормативным правовым актом новый Порядок обучения взамен постановлением Минтруда России и Минобразования России от 13.01.2003 № 1/29, отражающий современные правовые требования к обучению работодателей и работников вопросам охраны труда, учитывающий дифференциацию по объёму часов обучения в зависимости от категории обучаемых лиц;
  • осуществлять периодический контроль качества обучения по охране труда лицензиарами, государственными инспекциями труда, органами исполнительной власти в сфере труда в субъектах РФ, саморегулируемыми и общественными организациями;
  • ввести реестр обученных лиц и организаций, представление сведений об обучающей организации на электронном носителе в федеральную систему сбора, обработки и хранения данных (Минтруд России);
  • разработать методические рекомендации по реализации процедур независимой оценки качества образования, в том числе рейтингов организаций, предоставляющих образовательные услуги;
  • создать независимые организации по оценке качества оказываемых услуг в области охраны труда.


Формирование независимой системы оценки качества работы обучающих организаций в области охраны труда

Независимая оценка проводится в отношении обучающих организаций, оказывающих услуги в области охраны труда.
Независимая оценка качества работы обучающих организаций основывается на следующих принципах:

  • законность;
  • открытость и публичность;
  • добровольность участия обучающих организаций;
  • независимость мнений граждан, экспертов, общественных и саморегулируемых объединений;
  • полнота информации, используемой для проведения оценки;
  • компетентность и профессионализм членов общественного совета.

Участниками независимой оценки могут являться:

  • общественные организации;
  • саморегулируемые организации;
  • профессиональные сообщества;
  • средства массовой информации;
  • специализированные рейтинговые агентства;
  • центры оценки качества образования;
  • эксперты или группы экспертов, имеющие соответствующий опыт участия в экспертных оценках качества образования.

Организацию проведения независимой оценки в Российской Федерации может осуществлять Уполномоченный орган, выбор которого необходимо согласованно определить на базе, например, НИИ, общественных объединений, ассоциаций и т.п.


Работа Уполномоченного органа включает:

  • общее организационное обеспечение проведения независимой оценки;
  • мониторинг проведения независимой оценки;
  • обеспечение технической возможности выражения мнений потребителями образовательных услуг о деятельности обучающих организаций и удовлетворенности результатами на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и официальных сайтах обучающих организаций, находящихся в ведении Уполномоченного органа.

В целях содействия проведению независимой оценки Уполномоченным органом в установленном порядке формируется общественный совет.


Общественный совет Уполномоченного органа вправе:

  • формировать перечни обучающих организаций для проведения независимой оценки и формирования рейтингов;
  • определять критерии и показатели качества работы обучающих организаций, включая: открытость и доступность информации об обучающей организации, комфортность условий и доступность получения образовательных услуг, ценовую доступность получения услуги, компетентность работников обучающей организации, долю получателей услуг, удовлетворенных качеством обучения по охране труда;
  • выбирать организацию-оператора;
  • устанавливать порядок проведения независимой оценки обучающих организаций, периодичность проведения мониторинга;
  • организовывать работу по выявлению, обобщению и анализу общественного мнения и рейтингов о качестве работы обучающих организаций, в том числе сформированных общественными и саморегулируемыми организациями, профессиональными сообществами и иными независимыми экспертами;
  • направлять в Уполномоченный орган информацию о результатах независимой оценки обучающих организаций, а также предложения по организации независимой оценки, улучшению качества работы обучающих организаций и доступа к информации о них, необходимой для получателей образовательных услуг в области охраны труда.

Проведение независимой системы оценки качества работы обучающих организаций в области охраны труда

Оценка качества освоения дополнительных профессиональных программ проводится в отношении:

  • соответствия результатов освоения дополнительной профессиональной программы заявленным целям и планируемым результатам обучения по охране труда;
  • соответствия процедуры (процесса) организации и осуществления дополнительной профессиональной программы установленным требованиям к структуре, порядку и условиям реализации программ;
  • способности обучающей организации результативно и эффективно выполнять деятельность по предоставлению образовательных услуг.

Оценка качества освоения программ обучения по охране труда проводится в следующих формах:

  • внутренний мониторинг качества обучения по охране труда;
  • внешняя независимая оценка качества обучения по охране труда.

Обучающая организация самостоятельно устанавливает:

  • виды и формы внутренней оценки качества реализации дополнительных профессиональных программ и их результатов;
  • требования к внутренней оценке качества дополнительных профессиональных программ и результатов их реализации утверждается в порядке, предусмотренном образовательной организацией.

Обучающие организации на добровольной основе могут применять процедуры независимой оценки качества образования, профессионально-общественной аккредитации дополнительных профессиональных программ и общественной аккредитации обучающих организаций.
Результаты проведения независимой оценки организацией-оператором, в том числе рейтинги обучающих организаций, методика их формирования и интерпретация рейтингов, размещаются на официальном сайте Уполномоченного органа в сети «Интернет», в том числе в формате открытых данных (xml, csv), после их одобрения общественным советом.
Основные критерии оценки качества обучения по охране труда могут быть сформированы из:

  • а) общих показателей деятельности обучающей организации;
  • б) текущих показателей ведения образовательной деятельности по результатам проверок, социологического опроса и анализа оказания услуг обучающими организациями в области охраны труда.

Указанные показатели позволят определить рейтинг обучающей организации.
Дополнительно для проведения независимой оценки рекомендуется использовать показатели качества работы обучающих организаций, характеризующие:

  1. открытость и доступность информации об обучающей организации;
  2. ценовую доступность получения образовательной услуги;
  3. компетентность преподавателей и работников обучающей организации;
  4. удовлетворенность качеством обучения по охране труда.

Общие показатели деятельности обучающей организации включают:

  1. длительность (стаж) работы на рынке оказания услуг, история ОО;
  2. крупность ОО, наличие в собственности или в аренде зданий и учебных помещений, их количество;
  3. материально-техническое обеспечение процесса (технические средства обучения, полигоны и т.п.);
  4. учебно-методическое обеспечение учебного процесса (библиотека, выдаваемая литература на бумажных и электронных носителях);
  5. применение современных образовательных технологий (дистанционных, модульных и т.п.);
  6. наличие и реализация системы внутреннего мониторинга качества обучения по охране труда;
  7. количество реализуемых программ обучения по охране труда;
  8. показатели объёма оказанных услуг по обучению за последние 5 лет, усредненные на 1 год (количество обученных организаций, количество обученных лиц, количество программ обучения, количество и объём выполненных договоров);
  9. кадровый потенциал (количество штатного и внештатного преподавательского персонала, учебно-вспомогательного персонала), качество (наличие ученых степеней и званий), стабильность преподавательского состава, продолжительность работы;
  10. повышение квалификации преподавательского состава;
  11. заключения лицензирующих органов образования, государственной инспекции труда, саморегулируемых и общественных организаций;
  12. участие в международных, российских, региональных мероприятиях;
  13. награды за успешную образовательную деятельность;
  14. членство в общественных, саморегулируемых и иных организациях и объединениях.

Текущие показатели ведения образовательной деятельности обучающих организаций следующие:

  1. наличие лицензии на образовательную деятельность с приложением программ обучения по охране труда;
  2. количество учебных помещений (кв.м.) в соответствии с лицензией, включая филиалы и обособленные структурные подразделения;
  3. фактическое наличие в организации соответствующих штатных или внештатных преподавателей и специалистов, имеющих высшее профессиональное образование, и необходимый стаж практической работы в области охраны труда;
  4. наличие в обучающей организации не менее 30 процентов преподавателей от общего числа преподавателей, привлекаемых к проведению обучения, работающих в обучающей организации на основе трудового договора (%);
  5. наличие программ обучения по охране труда;
  6. сведения о количестве организаций, в которых проведено обучение вопросам охраны труда, всего, в том числе:
    • на площадях обучающей организации,
    • выездное обучение;
  7. общее количество обученных работодателей и работников, включая руководителей, специалистов и иных работников;
  8. расчетное нормативное обоснование количества обученных работодателей и работников, исходя из:
    • фактического времени обучения (часового объема программ обучения количества недель в году, доли выездного обучения),
    • количества преподавателей (штатных и внештатных),
    • нормы наполняемости 1 учебной группы из расчета в 25 человек,
    • количества учебных помещений в соответствии с лицензией;
  9. протоколы проверки знаний требований охраны труда;
  10. журналы обучения по темам с подписями преподавателей;
  11. программы обучения в электронной форме (в рамках дистанционных, модульных и иных образовательных технологий обучения);
  12. электронная система учета проведенного обучения по охране труда.
  13. документация и делопроизводство по организации и ведению учебного процесса (приказы, локальные нормативные акты по организации и ведению учебного процесса, расписания занятий, журналы, протоколы и др.);
  14. объём выполненных работ в рублях в текущем и отчетном году;
  15. стоимость обучения 1 человека: средняя, минимальная, максимальная;
  16. участие в тендерах и конкурсах по государственным закупкам и запросам котировок на проведение обучения охране труда;
  17. наличие и состояние архива (помещение, электронное хранение).

Для расчета указанных выше показателей рекомендуется применять следующие методы сбора информации, необходимой для проведения независимой оценки:

  1. изучение сайтов обучающих организаций;
  2. исследование статистической информации государственных органов исполнительной власти, общественных и саморегулируемых организаций;
  3. социологический опрос (анкетирование получателей образовательных услуг в области охраны труда);
  4. результаты проверок лицензиарами, надзорно-контрольными органами, саморегулируемыми организациями.

В качестве дополнительных источников информации рекомендуется использовать:
результаты проведенных мониторингов в области охраны труда;

  • информацию от общественных объединений;
  • информацию от попечительских (общественных, наблюдательных) советов организаций;
  • информацию от экспертного сообщества, рейтинговых агентств, средств массовой информации.
  • Проведение независимой оценки рекомендуется осуществлять последовательно в три этапа.

На I «Организационном этапе» рекомендуется:

  1. определить перечень обучающих организаций для проведения независимой оценки качества работы этих организаций (в соответствии с реестром аккредитованных организаций Минтруда России);
  2. утвердить перечень критериев качества работы обучающих организаций;
  3. утвердить методы сбора первичной информации и уточнить требования к методикам их применения (размещение стандартной анкеты на сайтах всех выбранных обучающих организаций; проведение рекламных мероприятий, стимулирующих обученных работодателей участвовать в массовом социологическом опросе посредством заполнения анкет на сайтах соответствующих обучающих организаций);
  4. разработать и утвердить методику формирования рейтингов деятельности обучающих организаций в текущем периоде;

На II «Подготовительном этапе» рекомендуется:

  1. провести анализ мнений экспертов, представителей потребителей услуг, открытых источников с целью составления предварительного перечня проблем для мониторинга;
  2. создать социологические анкеты (вопросники), измеряющие общественное мнение, мнение работодателей (организаций) и контингентов (категорий) обучаемых лиц в отношении работы обучающих организаций;
  3. разработать программную версию социологических анкет для их размещения на сайтах Уполномоченного органа и обучающих организаций;
  4. разработать программное обеспечение информационной системы независимой оценки качества работы обучающих организаций, позволяющее в режиме реального времени получать на сервере Уполномоченного органа результаты социологических опросов общественного мнения по анкетам, размещенным на сайтах обучающих организаций;
  5. разработать систему показателей, характеризующих качество работы обучающих организаций на основе ответов на вопросы анкет, размещенных на сайтах обучающих организаций;
  6. создать автоматизированную систему генерирования аналитических отчетов оценки качества работы обучающих организаций для их передачи в общественный совет Уполномоченного органа.

На этапе III «Сбор и обработка информации» рекомендуется:

  1. определить или уточнить параметры и показатели деятельности обучающих организаций (в соответствии с критериями приложений 1 и 2);
  2. собрать данные от обучающих организаций и обработать их в соответствии с разработанными методиками;
  3. получить иные данные в соответствии с критериями приложений 1 и 2 от общественных, саморегулируемых организаций, с сайтов надзорно-контрольных органов, лицензиаров в субъектах РФ.;
  4. сформировать итоговые массивы данных, заполнить формы по представленным показателям деятельности (в электронном программном виде или в ином информационном виде).


Анализ, оценка качества работы обучающих организаций и подведение итогов

Анализ и оценка качества работы обучающих организаций проводится силами общественного совета с привлечением экспертов и специалистов, имеющих опыт работы по обучению работодателей и работников вопросам охраны труда.
Рекомендуется:

  1. систематизировать результаты обработки ответов на соответствующие вопросы социологической анкеты и иных видов информационных материалов (результатов проверок, сайтов и др.);
  2. проанализировать исследуемые показатели;
  3. рассчитать интегральный показатель качества работы обучающих организаций по соответствующим методикам;
  4. сформировать рейтинг обучающих организаций.

Общественному совету представить Уполномоченному органу сформированный рейтинг обучающих организаций:

  • в целом по России;
  • по субъекту РФ;
  • по отраслевой направленности.

Уполномоченному органу рассмотреть и принять решение по результатам проведения оценки качества работы обучающих организаций. Рейтинг обучающей организации формируется на основе результатов оценки качества обучения по охране труда с использованием методики, учитывающей приведенные выше критерии и их весовые коэффициенты.


При подведении итогов рекомендуется:

  1. награждать лучшие обучающие организации по итогам работы за год;
  2. проводить общественное обсуждение результатов независимой оценки обучающих организаций;
  3. по итогам оценки полученных рейтингов и проведенного общественного обсуждения разработать предложения по улучшению качества работы обучающих организаций;
  4. представить результаты мониторинга независимой оценки качества и рейтинга обучающих организаций на сайтах Минтруда России, уполномоченного органа, общественных организаций и объединений, а также в средствах массовой информации.

Рейтинг обучающих организаций рекомендуется формировать не реже одного раза в год и приурочивать к Всемирному Дню охраны труда (28 апреля).