О пустых полках и не только. Анализ ситуации и предложения по улучшению охраны труда. В. З. Фасхутдинов, Т. В. Фасхутдинов (№1, 2014)

Скачать выпуск "Безопасность и охрана труда" №1,2014

В. З. Фасхутдинов, доцент Башкирского государственного аграрного университета, кандидат технических наук (Уфа)

Т. В. Фасхутдинов, старший научный сотрудник

В развитии трудового законодательства качественный скачок произошел после принятия 30.12.2001г. Трудового кодекса Российской Федерации. В законе четко определены места и меры ответственности в организации производства работодателя и работника, а также работодателя, работника и государства.

В статье 210 определены основные направления государственной политики в области охраны труда также как обеспечение приоритетности сохранения жизни и здоровья работников, обеспечение производственной сферы законодательством и нормативными актами, реализация прав граждан на охрану труда через целевые, ведомственные и территориальные программы улучшения условий и охраны труда. Осуществление государственного управления охраны труда, а также государственной экспертизы условий труда, установление порядка проведения специальной оценки условий труда длительное время осуществляется медленно, нет всеобщего охвата. На пути реализации законодательных требований не было достаточных экономических рычагов воздействия на тех, от кого зависят крайне необходимые практические действия.

Мы законодательно получили закрепление того положения, при котором декларированные обязанности по обеспечению условий и охраны труда на рабочих местах возложены на работодателя. Законодательно во взаимодействие работники оказались вовлеченными через рыночные отношения с работодателем. Очень часто (мы выезжаем в Муниципальные районы и знаем положение дел) работодатель свои обязанности, изложенные в статье 212 ТК РФ, не выполняет или выполняет частично. Так часто бывает при создании комфортных (оптимальных) условий труда, в обеспечении работника в соответствии с типовыми нормами бесплатной выдачи специальной одеждой, индивидуальными средствами защиты.

Есть недостатки в обучении безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведении инструктажей по охране труда, организации стажировок на рабочем месте и проверке знаний требований охраны труда.

Работнику в реальных условиях не предоставлялись возможности отстаивать свои законные права на те или иные меры обеспечения безопасности. Он продолжал работать в условиях, не соответствующих государственным нормативным требованиям охраны труда. Как следствие здоровье работника ухудшалось, иммунитет падал, заболеваемость росла и он раньше нормативного срока по состоянию здоровья уходил на пенсию или менял специальность. В России средняя продолжительность жизни намного ниже, чем в ряде зарубежных стран.

Работнику практически не к кому обращаться по поводу наболевших вопросов, рядом с ним нет защитника его интересов-профсоюза, госинспектор один на несколько муниципальных районов, да и не обеспечен он служебным транспортным средством, представитель партийной организации хозяйственными вопросами не занимается. Он-работник один на один с работодателем, который обязан создавать условия труда. Требования по созданию оптимальных условий труда откладывались на «потом» и не выполнялись.

На местах в муниципальных районах вопросами охраны труда в основном занимаются работники, совмещающие обязанности специалиста охраны труда. В республике на 54 МР на начало 2014 года обязанности специалиста по охране труда совмещали 65 % специалистов. Практика показывает, что при совмещении продуктивность работы гораздо ниже, многие назревшие вопросы решаются неоперативно.

На местах специалисты не имеют настольных книг на своих рабочих местах. Их просто нет, обязанности по обеспечению нормативно-законодательными актами работодателем не выполняются, при желании приобрести он в местных магазинах не может за отсутствием их.

Нормативно-законодательные акты на бумажном носителе, хотя бы в одном экземпляре, должны быть у специалиста по охране труда, так как не всем доступен интернет.

Ранее в устоявшихся хозяйственных субъектах действовали кабинеты или хотя бы уголки по охране труда. Сегодня они - редчайшее явление, в переходный период от командно-административного метода управления охраной труда к рыночным отношениям по причине отсутствия постоянно работающего специалиста таких кабинетов - рабочего места специалиста по охране труда не стало.

По ряду объективных и субъективных причин разработки специалистов по охране труда, нормативные материалы не доходят до непосредственного исполнителя, цепочка системы управления охраной труда разрывается. В тех муниципальных районах (их 19), где сохранились кадры - специалисты по охране труда, положение совсем другое: с людьми работают конкретно, у них действует курсовая система агрозооветмеханизаторского обучения. Результаты работы в таких МР, несмотря на трудное финансовое положение, положительные. В таких районах случаи травматизма редки.

Многие руководящие документы, к примеру «Правила по охране труда в животноводстве ПОТ РО 006-2003», а также «Правила по охране труда в растениводстве» и другие правила устарели, над обновлением их никто не работает. Наблюдается нехватка методических материалов для разработки инструкций по охране труда и проведения обучения.

Наш Институт дополнительного профессионального образования с выездом в МР проводит обучение специалистов, руководителей по двум программам по охране труда в организациях и по пожарно-техническому минимуму.

К примеру, мы, придавая большое значение знанию законодательных актов, внесли в программу обучения изучение Федерального закона № 421-ФЗ от 28.12.13г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в связи с применением Федерального закона «О специальной оценке условий труда» и Федерального закона № 426-ФЗ от 28.12.13г. «О специальной оценке условий труда». В тесты по проверке знаний требований по охране труда, отдельными вопросами внесены содержание статей. Внесены изменения в методические материалы.

Следует отметить, что разработанные нами билеты выполняют двоякую функцию:

1. Они являются мерилом уровня знаний у слушателя курсов;

2. Они направлены на получение дополнительных знаний по определенным ситуациям.

Аналогичный подход к обучению оценивается слушателями положительно. Пятибалльная система оценки знаний у слушателей (у многих из них) внутренне возвышает экзаменуемого, поднимает дух.

Успешному усвоению учебного материала помогает специально подготовленный методический материал для самостоятельной подготовки к проверке знаний. В методическом материале рассматриваются 150 вопросов с 450 вариантами ответов.

В заключение отмечаем, что принятие ФЗ № 421 и № 426 будут способствовать укреплению позиции рыночных отношений в охране труда работников в сельском хозяйстве, снятию многих нерешенных проблем между работником и работодателем, восстановлению между ними в производственный сфере партнерских взаимоотношений, будут способствовать повышению ответственности за безопасный труд как у работника, так и работодателя.