А. А. Порываев Проблемы организации и проведения медицинских осмотров (№1, 2020)

Скачать выпуск "Безопасность и охрана труда" №1, 2020

УДК 331.4

ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ МЕДИЦИНСКИХ ОСМОТРОВ

А.А.Порываев,

И.о. заместителя председателя, заведующий отделом защиты прав трудящихся, главный технический инспектор труда Пермского крайсовпрофа, E-mail: proftrud@mail.ru

Аннотация

Статья рассматривает проблемы организации и проведения обязательных медицинских осмотров, содержит сведения о некоторых аспектах системы признания профессионального заболевания у работника. Предложены механизмы сохранения трудоспособности работников.

Ключевые слова

Охрана труда, медицинские осмотры, профессиональные заболевания, контроль за проведением медицинских осмотров, последствия результатов медицинских осмотров для работника.

 

PROBLEMS IN THE ORGANIZATION AND CONDUCT OF MEDICAL EXAMINATIONS

A.A. Poryvaev,

Acting Deputy Chairman, Head of the Department of Workers' Rights Protection, Chief Technical Inspector of Labour of Permkraisovprof

Abstract:

The article considers the problems of organizing and conducting mandatory medical examinations, contains information about some aspects of the recognition of an occupational disease in an employee. Mechanisms for preserving the ability to work of workers are proposed.

Keywords

Occupational safety, medical examinations, occupational diseases, supervision of medical examinations, consequences of medical examinations for the employee.

 

«Где много пастухов, там овцы дохнут»

Народная мудрость

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время организация и проведение медицинских осмотров достаточно четко урегулированы нормативно-правовыми актами РФ и кажется, особых проблем в их организации и проведении нет. Однако на практике и работодатели, и лечебно-профилактические учреждения (далее ЛПУ) допускают существенные нарушения в этой, казалось бы, зарегулированной деятельности.

Кроме того, следует отметить, что проводимые предварительные и периодические медицинские осмотры решают в основном почти исключительно задачу экспертизы профессиональной пригодности, а вопросы выявления на ранней стадии и профилактики производственно обусловленных и хронических общесоматических заболеваний остаются без внимания. Эта ситуация на протяжении многих лет никак не решается, что приводит в дальнейшем к системным нарушениям здоровья работающих и потере профессиональной трудоспособности.

Проведение медицинских осмотров это целая комплексная система различных процедур, имеющих разные последствия. Поэтому, с нашей точки зрения, организацию и проведение медицинских осмотров следует рассматривать с трех позиций.

Во-первых, с позиции проводящих эти осмотры лечебно-профилактических учреждений и центров профессиональной патологии (далее профцентров).

Во-вторых, с позиции контролирующих правоприменительную практику проведения этих осмотров органов надзора и контроля (Государственной инспекции труда, Роспотребнадзора, Росздравнадзора, Прокуратуры, профсоюзов).

В-третьих, с позиции «осматриваемых» работников, которые в ряде случаев сами активно обращаются за защитой их трудовых прав и материальных интересов, особенно в профсоюзные органы.

Медицинские проблемы проведения медицинских осмотров

В результате периодических медицинских осмотров, по крайней мере в Пермском крае, наблюдается удивительная ситуация (смеем предположить, что тенденция аналогична в других субъектах РФ). При очень высоком уровне рабочих мест с вредными условиями труда в сочетании с большим стажем по определенным профессиям у «осмотренных» работников ежегодно неизменно уменьшается количество подозрений на профессиональное заболевание и соответственно уменьшается число самих установленных профессиональных заболеваний.

Больные есть, это все знают, но никто не хочет видеть их фиксацию в официальной статистике. От чего такое чудо? Причин этому несколько.

Во-первых, это связано с достаточно сложной действующей системой признания профессионального заболевания у работника. Любое профессиональное заболевание подразумевает наличие, прежде всего, установленного медицинского диагноза, который соответствует перечню профессиональных заболеваний [7]. Этот диагноз нужно установить и оформить. Затем в рамках экспертизы связи заболевания с профессией на основании соответствующих документов (которые нужно иметь!), подтверждающих наличие факторов вредности на рабочем месте и при определенном стаже работы, устанавливается, что данное заболевание у работника является профессиональным.

С учетом того, что установленное профессиональное заболевание затрагивает не только медицинские аспекты, но и вопросы трудовых отношений, последующей финансовой и социальной компенсации и поддержки работника, в том числе за счет работодателя, процесс окончательного решения очень часто затягивается из-за наличия разногласий между работником, медицинской организацией, работодателем, других заинтересованных сторон [23].

Во-вторых, поскольку заказчиком медицинского осмотра является работодатель, которому не выгодно показывать профессиональные болезни у своих работников, то он «неявно» или «явно» пытается пролоббировать свои интересы, а лечебно-профилактическому учреждению, проводящему процедуру осмотра, не хочется связываться с работодателем и в следующем году потерять заказ на медицинский осмотр. Установление профессионального заболевания становится нежелательным для этих «актёров», и на ранних стадиях заболевания, факт его наличия можно скрыть не только от статистики, но и от «осмотренного» работника.

Как правило, Росздравнадзор при выявлении подобных нарушений у медицинских учреждений не аннулирует или даже не приостанавливает лицензию на осуществление медицинской деятельности, предусматривающей работы (услуги) по: медицинским осмотрам профилактическим, терапии, рентгенологии, клинической лабораторной диагностике (лабораторной диагностике) [19]. Увы, но он фактически соглашается, если не квалификацией отдельного случая, но со всей политикой «не выявления» профессиональных заболеваний. Недаром в нашей стране число таких заболеваний на порядки меньше, чем в странах Европы и других стран с отлаженным здравоохранением и охраной труда.

В-третьих, отсутствие хотя бы одного документа (например, результатов производственного контроля), характеризующего неблагоприятные условия труда (являющиеся такими по вине работодателя) трактуется против работника, установление профзаболевания становится невозможным, действует принцип – твоя болезнь, твоя проблема, не смог доказать, пеняй на себя. Мы действуем строго в рамках закона – нет бумажки, нет решения!

А почему ее нет? Элементарно – просто потому, что никаких исследований условий труда (в нарушение закона) работодатель не проводил. Нет исследования, нет бумажки. Нет бумажки, нет заключения. Все формально правильно, а фактически – ущемление конституционных прав работника на труд в условиях безопасности и гигиены.

Итак, типичная картина: работодатель не выполнял, не выполняет и не собирается выполнять свои обязанности, например, не проводил аттестацию рабочих мест по условиям труда, не проводит специальную оценку условий труда, не осуществляет санитарный производственный контроль… И с него, как «с гуся вода», а пожинать плоды такого недобросовестного и противоправного поведения будет работник, который не сможет предоставить доказательства работы в конкретных неблагоприятных условиях труда. Раньше на защите работника стояли государственные органы, которые в плановом порядке всегда проверяли исполнение данной обязанности работодателя, но сейчас бизнес тревожить по таким пустякам нельзя, об этом говорит Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ (ред. от 01.04.2020) "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"[4].

А без этих документов профцентр никогда не поставит профзаболевание, и даже не потому, что боится применить принцип аналогии, а боится сильных юридических действий работодателя и Фонда социального страхования РФ, которые будут оспаривать данное заключение. Они «берегут» свои деньги и не хотят с ними расставаться ни при каких условиях. А формализм на их стороне – нет бумажки, нельзя делать, а ты работник – букашка рыпаться против Системы.

Это можно сказать и в отношении новой коронавирусной инфекции. Так, зафиксированы уже первые смертельные случаи от коронавирусной инфекции среди медицинских работников [24]. Всем без исключения очевидно, что медицинские работники сутками работающие для спасения заразившихся пациентов заразились при выполнении трудовых обязанностей. Но им никогда не поставят профессиональное заболевание. А почему? Да в пункте 3.1. Приказа Минздравсоцразвития России от 27.04.2012 N 417н есть вероятность установления профзаболевания по инфекционному агенту, но коронавирусная инфекции по МКБ-10 относится к вирусным заболеваниям (по сути к группе ОРВИ) [16], а по ОРВИ ни один профцентр не поставит профзаболевание [6]. Официальная позиция о причинах смерти будет примерно следующая: они скончались либо от «других тяжелых болезней», либо заразились COVID-19 не при исполнении трудовых обязанностей [21]. Подобным образом у нас в стране и реализуется концепция «Vision zero», запущенная XXI Всемирным конгрессом по безопасности и гигиене труда, т.е. во всём мире понимается как «стремимся к нулю», а у нас «вижу ноль» [20]. Даже не специалистам понятна разница в терминах и подходах к их решению. У нас в стране превалирует позиция: ничего вижу, ничего не слышу, ничего не говорю и нет проблем, конечно кроме пострадавших работников и членов их семей.

В-четвертых, чем дальше находится работодатель и работающий у него работник от крупных промышленных центров, тем сложней найти работу. Это прописная истина. Поэтому многие больные работники никогда не пожалуются на проблемы со здоровьем и будут терпеть «до последнего», а потому даже скрывать свои проблемы со здоровьем. Они хотят «работать», ибо работа – единственный источник их существования.

Ну и, в-пятых, чтоб сделать различные лабораторно-инструментальные исследования для установления профзаболевания в результате оптимизации (т.е. ликвидации, по-чиновчьи - организации трехуровневой системы оказания медицинской помощи) системы лечебно-профилактических учреждений работнику нужно за свой счет и в личное время помотаться в различные муниципальные образования, поехать в крупные центры, и все это в условиях НЕЯСНОСТИ положительного результата [13]. Наездишься, намаешься, денег кучу просадишь, а результат нулевой, чиновники-крючкотворы все равно докажут, что «черное» это «белое», и нет и не было у тебя никакого профессионального заболевания, ты просто симулянт, истерик, рвач, позарился на государево добро в виде социального обеспечения…

Социальные проблемы последствий проведения медицинских осмотров

Практика показывает, что ежегодно увеличивается количество работников, нуждающихся (1) в постоянном переводе или во временном переводе на другую работу по состоянию здоровья, (2) в ограничении воздействия вредных производственных факторов и (3) в дообследовании с целью решения вопроса о профессиональной пригодности.

Этот рост одновременно сочетается с тенденцией к снижению количества лиц, которым рекомендовано направление на лечебно-профилактическое лечение. Т.е. число нуждающихся растет, а число официально направляемых на лечение или иные процедуры падает. Как так?

В среднем из 200 000 работников подлежащих ПМО в Пермском крае ежегодно от 40 000 до 45 000 в чем- то нуждаются [22]. Новый приказ Минздрава РФ от 13.12.2019 г. № 1032н еще добавляет три категории нуждающихся (п.43): (1) работники, нуждающиеся в амбулаторном обследовании и лечении; (2) работники, нуждающиеся в стационарном обследовании и лечении; (3) работники, нуждающиеся в диспансерном наблюдении [8].

Это несомненно умножит проблемы, так как не решает вопросы финансирования и обязательности их выполнения со стороны государства (через обязательное медицинское страхование), работодателя и работника.

И всё это усугубляется повышением пенсионного возраста – как всем хорошо известно, число «болячек» с возрастом только растет.

И любому работнику рабочей профессии в России понятно то, что якобы «тайна за семью печатями» для чиновников Миндзрава России, Правительства РФ и депутатов Государственной Думы РФ - с возрастом на производстве работать все трудней и здоровья больше к 65 годам точно не будет.

Но во всю работает «экономический» принцип оптимизаторов – терминаторов: работать ты не можешь, значит нет от тебя прибыли, и лечить тебя не целесообразно, это только затраты, и пенсию тебе платить не хочется (это вообще «вертолетное» разбрасывание средств – они не возвращаются).

А потому с каждым годом официально все меньше выявляется общесоматических заболеваний. А что такое профессионально-обусловленные общесоматические заболевания (имеющиеся в документах) юридически непонятно, а потому, еще никому такие диагнозы не ставили.

В итоге медицинских исследований получается «пшик»: не профилактики, ни лечения, а только гольное зарабатывание денег ЛПУ, да еще выбраковка работников по состоянию здоровья, с выкидыванием их (нельзя им работать) в теневую занятость или обрекая на нищенское существование через центр занятости или инвалидность. Все это, несомненно, сформировало тенденцию к ежегодному снижению трудоспособных трудовых ресурсов.

И получается несправедливая ситуация, работники, которые фактически потеряли здоровье на работе и административными механизмами не признаются профессионально заболевшими, не получают необходимое средства и реабилитацию за счет работодателя через Фонд социального страхования Российской Федерации (далее ФСС РФ). Все это тяжким бременем ложится на нас с вами – на законопослушных налогоплательщиков через содержание иждивенцев (безработных, инвалидов и др.). Работодатель прибыли забирает себе и отправляет заграницу, а трудящиеся – нищенствуют. А что делает государство?

Проблемы контрольной деятельности за обязательными медицинскими осмотрами (далее ПМО)

Даже далеким до периодических медицинских осмотров людям ясно, что направлениями для проверки должны быть:

- факт своевременного прохождения обязательных медицинских осмотров,

- соблюдение процедурных требований при их организации и проведении,

- оплата обязательных медицинских осмотров (за чей счет, времени проведения, в рабочее или не рабочее время, дообследования и др.),

- наличие результатов обязательных медицинских осмотров и их выполнение.

Однако эти проверки комплекса мероприятий поделены по компетенции между различными контрольными органами. И в жизни получается как в пословице: у семи нянек дитя без глазу!

Рассмотрим сначала деятельность Государственной инспекции труда, которая проверяет выполнение требований Трудового Кодекса РФ (ст. 212, 213, 69, 185, 219 и др.) [2].

Приказ Роструда от 10.11.2017 N 655 «Об утверждении форм проверочных листов (списков контрольных вопросов) для осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права» резко ограничил плановые проверки государственной инспекции труда, в том числе и правоприменительной практики в сфере ПМО [11].

Проверочный лист № 27 (списка контрольных вопросов) для осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права по проведению обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров содержит всего пять вопросов (!!!) к работодателю, носящих чисто формальный и организационный характер. А реальных проблем по медицинским осмотрам далеко не пять !!! И это хорошо известно всем.

Отметим, что недавний внутренний Приказ Роструда от 21.03.2019 N 77 «Об утверждении Методических рекомендаций по проверке создания и обеспечения функционирования системы управления охраной труда» предусматривает оценку девяти процедур, включая процедуру организации и проведения наблюдения за состоянием здоровья работников [12].

Что в эту оценку включается не совсем понятно, а как будет проверяться - еще более запутанно и неизвестно. Документ – сырой, не совсем легитимен, он не является НПА… Но всем его демонстрируют и всех им «пугают»!

Остальные вопросы, касающиеся правильности проведения обязательных медицинских осмотров, исполняются Государственной инспекцией только по обращениям работника, а последние нужно еще уметь правильно сформулировать, иначе по формальным признакам, они «улетят в корзину».

Внедренный через интернет сервис Роструда - онлайн-инспекция в этой части нередко вводит в заблуждение работников или «ничего хорошего» для законопослушного выполнения государственных требований охраны труда не сообщает. Господствует бездушный формализм и больше ничего!

Заметим, что в связи с «успешной» оптимизаций (ликвидацией) системы здравоохранения в Пермском крае (нам думается и в России) работодатель из муниципальных образований в котором живут или работают его работники, и где теперь НЕТ И НЕ БУДЕТ лечебных учреждений нужного профиля, посылает этих работников на обязательный медицинский осмотр, включая дообследование, в другой неблизкий муниципальный район или в краевой центр. Оплата проезда должна быть осуществлена работником за собственный счет. Муниципальные районы у нас в стране разные. Можно ехать и полчаса, а можно и шесть часов, а можно в один день не уложить или никак не успеть на автобус обратно домой, который ходит один раз в день, то что делать? Где жить, как быть?

Вот как на эти вопросы отвечает интернет сервис Роструда «Онлайнинспекция.рф» [25]:

Вопрос: Работник направлен на внеочередной медицинский осмотр. Больница находится в другом городе. Обязан ли работодатель оплатить проезд работнику?

Ответ: Нет, не обязан. Работодатель обязан оплатить только непосредственное прохождение работником обязательного медицинского осмотра в медицинской организации, а не дорогу до этой организации и обратно.

А ведь на главной странице сервиса «Онлайнинспекция.рф» указано: мы защищаем права работников.

По нашему мнению, совокупность норм Трудового кодекса РФ предусматривает право работника на возмещение всех расходов и материальных убытков, возникших в связи с исполнением трудовых обязанностей. Более того, имеется и обязанность работодателя организовать проведение обязательных медицинских осмотров работников за свой счет. В этот «счет» естественно должна входить и дорога «туда-обратно», и если надо «проживание». А что делать? Россия – огромная страна!

С позиций здравого смысла, термин организация должен применяться не нарочито узко, а нормально, т.е. включать в себя все условия и все действия, необходимые для проведения ПМО. Налоговый кодекс РФ, по умолчанию признавая обязанность работодателя нести расходы по организации обязательных медицинских осмотров, предусматривает отнесение расходов, связанных с проездом работников до места проведения обязательного медицинского осмотра, оплату работодателем проезда и проживания работников в месте проведения обязательных медицинских осмотров. Такое возмещение расходов не может быть признано экономической выгодой работников.

Как рассматривать ответ государственной инспекции, как верх непрофессионализма, как злой умысел, как верх ошибок и формализма, или как реализацию бюрократического антигосударственного подхода к решению проблемы? Мы не знаем!

Но в ответ на наш запрос на такую ситуацию «родилось» письмо Минтруда России [15], в котором говорится, что если медосмотр проводится удаленно от места работы, поездку к врачу можно признать командировкой. Это допустимо, поскольку прохождение медосмотра - обязанность сотрудника и он исполняет ее по поручению руководства вне места работы. Также Минтруд напомнил, что работодатель сам выбирает организацию для проведения медосмотров. Если она находится за пределами региона, то нужно оплатить проезд и проживание сотрудников.

Деятельность еще одного контролирующего органа - Роспотребнадзора в области контроля за правоприменительной практикой проведения ПМО основана на требованиях ст. 34 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», а также на отдельных разрозненных санитарных документах по медицинскому осмотру в отдельных отраслях и частично на некоторых технических регламентах [3]. Сюда можно еще отнести документы, касающиеся расследования профессиональных заболеваний, включая составление санитарно-гигиенической характеристики. Новый приказ Минздрава от 13.12.2019г. № 1032н обязывает работодателей направлять в Роспотребнадзор список контингента, разработанный и утвержденный работодателем, в 10-дневный срок (п. 21), затем с участием Роспотребнадзора в течение 30 дней составлять заключительный акт (п.42) и направлять заключительный акт в Роспотребнадзор в течение 5 рабочих дней от даты утверждения акта (п.45), но без внеплановой контрольной функции.

И это всё. За рамки данных «фрагментов дозволенного», т.е. якобы своей компетенции, выходить Роспотребнадзору нельзя, хотя именно специалисты Роспотребнадзора всё знают о медицинских осмотрах. Знать-то знают, да ничего сделать не имеют формального права, а потому и не делают.

Росздравнадзор обычно начинает проверять в случае поступления в Росздравнадзор (территориальные органы) обращений и заявлений граждан, индивидуальных предпринимателей, организаций, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан; причинения вреда жизни, здоровью граждан [9]. Контрольная цель Росздравнадзора - это контроль за соблюдением лицензионных требований со стороны медицинских организаций, но и здесь Росздравнадзор практически не реагирует. В каждом регионе ежегодно фиксируются факты (данные краевых профпатологических центров, обрабатывающих результаты периодических медицинских осмотров) отсутствия у многих врачей-специалистов, участвующих в работе в составе врачебных комиссий, обучения хотя бы по циклу тематического усовершенствования (не менее 72 часов) по отдельным вопросам профессиональной патологии. Поэтому подозрений на профессиональную патологию у врачей и не возникает, они её попросту не знают и не видят. Поэтому процент выявления профзаболеваемости на медосмотрах и колеблется до 60 %. Но всех это видимо устраивает.

Прокуратура может проверять создание необходимых условий по организации и проведению обязательных медицинских осмотров, а также всех необходимых условий для своевременного их прохождения работниками используя совокупность норм Трудового кодекса РФ, Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (ст. 24), Налогового кодекса РФ, а применительно к некоторым профессиям дополнительно и другими законами [5]. Но делает это крайне редко и неохотно.

Профсоюзный контроль. Профсоюзы в Пермском крае в этом вопросе проявили себя системно и целенаправленно и через Пермский крайсовпроф с привлечением специалистов Пермского национального исследовательского политехнического университета разработали и издали практические рекомендации «Обязательные медицинские осмотры и связанные с ними правовые последствия», которыми в 2019 году были обеспечены все краевые членские профсоюзные организации и координационные советы профсоюзов [18]. Это позволило выработать единые системные требования к работодателю в целях защиты прав человека труда и избежать многих конфликтов на досудебном этапе, включая колдоговорное регулирование и ряд позиций в новом трехстороннем соглашении о взаимодействии в области социально-трудовых отношений в Пермском крае на 2020-2022 годы [17].

ОБРАЩЕНИЯ РАБОТНИКОВ ПО МЕДИЦИНСКИМ ОСМОТРАМ ЗА КОНСУЛЬТАЦИЕЙ, ЗА ДОСУДЕБНОЙ И СУДЕБНОЙ ЗАЩИТОЙ

Наиболее часто работники в Пермском крае обращаются в профсоюзные органы по следующим проблемам:

  • Необеспечение работой, необеспечение условий для работников признанных ограниченно годными к выполнению работы по итогам медицинских осмотров (обследований) на время восстановления (реабилитации);

  • Перевод на нижестоящую должность, на нижеоплачиваемую работу в соответствии с медицинским заключением (ст. 182 Трудового кодекса РФ) без сохранения среднего заработка на срок перевода;

  • Принуждение работников к прохождению дополнительных видов медосмотров не являющихся обязательными;

  • Принуждение работников к прохождению медосмотров, дополнительных обследований в выходные дни (для работников) без последующего предоставления дней отдыха или оплаты;

  • Отказ работодателя оплатить время прохождения дополнительных видов осмотров (дополнительных обследований), проезд и проживание работникам на основании медицинских заключений (рекомендаций) в медицинских учреждениях находящихся не в местах их проживания (работы);

  • Направление работников в медицинские учреждения для прохождения медицинских осмотров, экспертиз при подозрении на алкогольное или наркотическое опьянение без издания работодателем распорядительных документов;

  • Оплата медосмотров, дополнительных обследований, экспертиз за счет средств работника;

  • Отстранение от работы для прохождения медосмотров, дополнительных обследований, экспертиз без издания распорядительных документов;

  • Увольнение по медицинским показаниям, включая работающих инвалидов;

  • Привлечение к дисциплинарной, материальной ответственности за непрохождение медосмотров, дополнительных обследований, экспертиз;

  • По использованию права на диспансеризацию.

В связи с коронавирусной инфекцией появилась новая проблема у работников, связанная с допуском к работе в условиях временного приостановления проведения исключительно профилактических медицинских осмотров и диспансеризации определённых групп взрослого населения [14].

Из-за чего ряд работников отстраняются от работы без сохранения заработка, как не прошедших обязательный периодический медицинский осмотр.

Видимо, некоторые федеральные чиновники не желают взглянуть на проблемы работников, работающих за МКАД и получающих настолько низкую зарплату, что их даже официально стали именовать новым классом – «работающий бедный», а таких десятки миллионов.

Ведомств много, но каждое работает строго по своим узким компетенциям, и единого результата нет.

В качестве еще одного примера можно привести один из последних «громких» приказов Минздрава России (Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20.11.2019 № 942н "О внесении изменения в приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 июня 2015 г. № 344н "О проведении обязательного медицинского освидетельствования водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств)", при применении которого водители автотранспортных средств за водительскую комиссию должны выложить от 5000 до 8000 рублей при средней зарплате по многим профессиям в 13000 рублей [10].

Самое печальное и безвыходное, что даже после массовых протестов его не отменили, а только перенесли начало срока действия на 1.07.2020 г. Считаться с протестами никто не собирается: «Будет так, как сказал дьяк!».

А в итоге получается, что водительскую комиссию работающий водитель должен по требованиям отдельного подзаконного НПА в нарушение общих принципов трудового права и Трудового кодекса РФ проходить за счет собственных средств. Невольно начинаешь вспоминать главу 28 сказки Джанни Родари «Чиполлино» об установлении налога на погоду. Страсть бюрократии к своему «величию» и попранию прав трудящихся не имеет границ, ни географических, ни по масштабам.

Обзор российской судебной практики по вопросам медицинских осмотров и связанных с ними правовых последствий можно выразить в ниже приведенной схеме.

Напомним, что русская народная пословица гласит: Жить с народом в ладу — не попасть в беду. Игнорируя проблемы работников, заинтересованные стороны будут лишь провоцировать трудовые конфликты, которые будут протекать в разных формах, создавая напряженность внутри коллективов и в обществе в целом.

В итоге нам видится для снижения социально-трудовой напряженности в вопросе обязательных медицинских осмотров и их последствий, выполнения Указа Президента РФ от 09.10.2007 N 1351 "Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года" необходимо выработать и принять единые подходы, направленные на сохранение трудоспособности граждан [1].

Должна проводиться в жизнь следующая концепция: если человек работает по трудовому договору, то всё, что осуществляется в рамках его выполнения, должно осуществляться за счет работодателя, более того, работодатель должен разрабатывать и внедрять корпоративные программы по сохранению здоровья своих работников.

Работники, привлекаемые на выполнение как минимум государственных и муниципальных заказов независимо от наличия трудовых договоров, а также на территории крупных объектов - заказчиков должны проходить медицинский осмотр за счет подрядчика.

А государство не должно оставаться в стороне и должно как минимум обеспечить в рамках обязательного медицинского страхования оплату лекарственных средств для лечения выявленных общесоматических заболеваний, хотя бы в рамках диспансеризации и обязательных медицинских осмотров. Иначе получается глупость, колоссальные средства на выявление заболеваний затрачены, а эти заболевания никто не лечит, государство денег на такое лечение не предусматривает, а у большинства работников средств на лечение просто нет из-за нищенской зарплаты.

Итог известен: Без здоровья работники не могут производительно работать, без здоровых работников нет здорового общества, без здорового общества нет здорового государства! Значит, государство должно полностью решить проблемы оздоровления населения, работников, в том числе на работе.

 

Литература:

  1. Указ Президента РФ от 09.10.2007 N 1351 (ред. от 01.07.2014) "Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года";

  2. "Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 16.12.2019);

  3. Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ (ред. от 26.07.2019) "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения";

  4. Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ (ред. от 01.04.2020) "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля";

  5. Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 01.04.2020) "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 12.04.2020);

  6. Постановление Правительства РФ от 01.12.2004 N 715 (ред. от 31.01.2020) "Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих";

  7. Приказ Минздравсоцразвития России от 27.04.2012 N 417н "Об утверждении перечня профессиональных заболеваний";

  8. Приказ Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302н (ред. от 13.12.2019) "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда";

  9. Приказ Минздрава России от 26.01.2015 N 20н "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по исполнению государственной функции по осуществлению государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности путем проведения проверок соблюдения осуществляющими медицинскую деятельность организациями и индивидуальными предпринимателями порядков проведения медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований";

  10. Приказ Минздрава России от 20.11.2019 N 942н "О внесении изменения в приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 июня 2015 г. N 344н "О проведении обязательного медицинского освидетельствования водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств)";

  11. Приказ Роструда от 10.11.2017 N 655 (ред. от 11.04.2018) "Об утверждении форм проверочных листов (списков контрольных вопросов) для осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права";

  12. Приказ Роструда от 21.03.2019 N 77 "Об утверждении Методических рекомендаций по проверке создания и обеспечения функционирования системы управления охраной труда";

  13. Приказ МЗ ПК от 30.12.2015 N СЭД-34-01-06-1176 (в ред. от 19.03.2020г.) "Об утверждении Регламента оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи в Пермском крае"

  14. Письмо Минтруда России от 10.04.2020 N 15-2/10/В-2842 «О проведении обязательных медицинских осмотров работников в период действия ограничений, связанных с распространением коронавирусной инфекции»;

  15. Письмо Минтруда России от 22.01.2020 N 15-2/В-137;

  16. Письмо Минздрава России от 08.04.2020 N 13-2/И/2-4335 "О кодировании коронавирусной инфекции, вызванной COVID-19";

  17. "Трехстороннее соглашение о взаимодействии в области социально-трудовых отношений в Пермском крае на 2020-2022 годы" (Заключено 30.12.2019 N СЭД-01-45-50);

  18. Г. З. Файнбург, А. А. Порываев, С. В. Трутнев «Обязательные медицинские осмотры и связанные с ними правовые последствия». П.: ПНИПУ, 2019, 130 с.;

  19. Старчиков М.Ю. Юридическая регламентация лицензирования медицинской деятельности: проблемные вопросы правоприменения и судебная практика // СПС КонсультантПлюс. 2019;

  20. VISION ZERO. Семь "золотых правил" производства с нулевым травматизмом и с безопасными условиями труда. Руководство для работодателей и менеджеров. URL: http://visionzero.global/sites/default/files/2017-08/5-Vision_zero_Guide-Web.pdf (дата обращения: 25.04.2020г.)

  21. "Международная классификация болезней МКБ-10" (Адаптированный вариант в трех частях). Краткий вариант, основанный на Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем, 10-го пересмотра, принятой 43-ей Всемирной Ассамблеей Здравоохранения;

  22. Региональный доклад Министерства промышленности, предпринимательства и торговли Пермского края "Состояние условий и охраны труда в Пермском крае в 2018 году" URL: http://www.minpromtorg.permkrai.ru/labor-protection/informatsionnye-materialy-po-okhrane-truda (дата обращения: 25.04.2020г.);

  23. https://tass.ru/interviews/6737422;

  24. https://www.rbc.ru/society/25/04/2020/5ea489b89a79474c68215e63?utm_source=gismeteo&utm_medium=news&utm_campaign=gism_top5;

  25. https://онлайнинспекция.рф/questions/view/109134.