С. Н. Яшин Основные подходы к расчёту тарифов страховых взносов в социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (№1, 2020)

Скачать выпуск "Безопасность и охрана труда" №1, 2020

УДК 658.5

Основные подходы к расчету тарифов страховых взносов в социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

С. Н. Яшин,

доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой менеджмента и государственного управления Национальный исследовательский университет «Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»

E-mail: jashinsn@yandex.ru

Аннотация

В статье отмечается, что при дальнейшем развитии системы социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний необходимо учитывать опыт зарубежных стран в этом направлении. Сделан вывод о том, что сложный характер социально-экономических и политических проблем, сложившихся в сфере социальной защиты населения вообще и социального страхования в частности, требует новых подходов к их решению. Рассмотрены два принципиально различных подхода к оценке уровня профессионального риска и соответствующие подходы для расчета тарифов страховых взносов для обеспечения эффективной социальной защиты каждого человека. Рассмотрены подходы к установлению надбавок и скидок к страховым тарифам исполнительными органами Фонда по месту регистрации страхователя.

Ключевые слова: Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве, социальное обеспечение страховой тариф, надбавки и скидки к страховым тарифам, страховые выплаты.

 

MAIN APPROACHES TO THE CALCULATION OF INSURANCE PREMIUM RATES IN SOCIAL INSURANCE AGAINST INDUSTRIAL ACCIDENTS AND OCCUPATIONAL DISEASES

S. N. Yashin, Dr. of Sci. (Econ.), Professor, Head of the Department of Management and Public Administration, N. Novgorod Lobachevsky State University

Annotation

The complex nature of socio-economic and political problems in the field of social protection of the population and social insurance requires new approaches to their solution. Two fundamentally different approaches to assessing the level of professional risk and the corresponding approaches for calculating the tariffs of insurance premiums to ensure effective social protection of each person are considered. The approaches to establishing premiums and discounts to insurance tariffs by the executive bodies of the Fund at the place of registration of the insured are considered.

Keywords: compulsory social insurance against industrial accidents; social security insurance rate; premiums and discounts to insurance rates; insurance payments.

 

При дальнейшем развитии системы социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний необходимо учитывать опыт зарубежных стран в этом направлении. В 161 стране мира используются системы социальной защиты, однако, принципы их построения в разных странах различны, и не всегда эти принципы страховые.

Следует отметить, что система социальной защиты состоит из 2 элементов - системы социального обеспечения и системы социального страхования:

система

социальной защиты

=

система

социального обеспечения

+

система

социального страхования

Система социального обеспечения обычно основана на налоговой схеме: общество, по сути, берет на себя обязанность содержать тех своих членов, кто не может обеспечить свое материальное существование в настоящем и не имеет права на различные страховые виды компенсаций, так как в прошлом не участвовал в социальном страховании. К таким видам социальной защиты относятся пенсии инвалидам детства и пенсии по старости неработавшим гражданам и т.д. Очевидно, что риски таких событий имеют нестраховую природу и не подлежат страхованию.

Система социального страхования строится на основе страховых принципов, но отличным от коммерческого страхования образом (не за счет созданных прошлыми взносами накоплений, а за счет текущих денежных поступлений по принципу солидарности поколений, субъектов РФ и отраслей экономики). Социальному страхованию подлежат все работающие, но страхователями могут выступать не только они, но и предприятия (организации, предприниматели), на которых они трудятся, отчисляющие процент от фонда оплаты труда (ФОТ) или дохода, пропорциональный данному уровню социального риска, а также государство, дотирующее орган социального страхования. При возникновении страхового события застрахованный получает причитающуюся ему компенсацию. Таким образом во многих странах ведется социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний.

Хотя и система социального страхования, и система социального обеспечения имеют свои преимущества и недостатки и могут быть использованы при формировании системы социальной защиты, в разных странах они имеют разное значение.

Некоторые страны, например, Чили, вообще отрицают страховые механизмы социальной защиты. Так называемая “чилийская модель” строится как налоговая система: государство собирает социальный налог и полученные средства распределяет между нуждающимися. В последнее время поднимается вопрос о переходе от страховой системы к налоговой и в отношении российской системы социальной защиты, особенно частым это стало после предложения объединить налоговую систему с социально-страховой, передав функцию сбора страховых платежей налоговой инспекции. Целью работы социально-страховой системы является формирование внебюджетных социальных фондов, осуществляющих социальную защиту населения, налоговая же система призвана формировать государственный бюджет и в первую очередь защищает не людей от различных социальных рисков, а безопасность государства и его устойчивое развитие. Основной механизм социального страхования - механизм солидарности, когда собранные средства распределяются между заранее предусмотренными социальными группами, подверженными определенному виду социального риска, заменен при налоговой системе механизмом распределения - собранные средства распределяются между нуждающимися гражданами в соответствии с государственной целесообразностью. Средства при налоговой системе расходуются поровну между всеми нуждающимися без учета их личного участия в формировании соответствующих фондов; при страховой системе распределение средств - персонифицированное, учитывающее тип социального риска и вклад застрахованного лица.

Применение “Чилийской модели” в российской системе социальной защиты лиц, пострадавших на производстве, полностью заменит ее системой, основанной на принципе равных выплат, что снизит заинтересованность в ней застрахованных. Поэтому можно сказать, что в настоящих российских политико-экономических условиях система социальной защиты, построенная по налоговой схеме, не будет выполнять возложенную на нее социальную миссию.

В соответствии с практикой, принятой во многих странах мира, таких как Австралия, Германия, Италия, Португалия, Франция, Швейцария, чья система обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний принципиально схожа с российской, страховой тариф принято дифференцировать по отраслям экономики в зависимости от их уровня профессионального риска (уровня производственного травматизма и профессиональных заболеваний, сложившихся в определенной отрасли экономики).

В России тариф страхового взноса дифференцируется по видам экономической деятельности (ОКВЭД), разбивая все отрасли на классы профессионального риска. Однако в ближайшей перспективе планируется дифференциация тарифа не только по классам профессионального риска, но и в зависимости от реального уровня профессионального риска страхователей внутри одного класса по конкретным предприятиям. Это способствует экономической заинтересованности руководителей предприятия улучшать условия труда, вводить безопасные методы работы, заниматься реальной охраной труда, поскольку, чем ниже показатели страхового риска по данному виду страхования, тем ниже размер страхового тарифа для этого конкретного предприятия внутри отрасли. Наиболее эффективна структура тарифа из трех составляющих. Она включает в себя базовый (средний) размер тарифа для всех отраслей в качестве первой ступени, надбавку (или скидку) к тарифу в зависимости от уровня травматизма в конкретном классе отраслей, к которой относится предприятие, в качестве второй составляющей, и надбавку (или скидку) к тарифу, зависящуюя от уровня травматизма и профзаболеваний непосредственно на конкретном предприятии в качестве третьей составляющей.

Страховой тариф, дифференцированный по отраслям (ОКВЭД) экономики в зависимости от их класса профессионального риска, устанавливается ежегодно Федеральным законом.

Интегральным выражением оценки профессионального риска при осуществлении трудовой деятельности конкретной отрасли экономики является величина всех суммарных затрат в отрасли за определенный период времени, связанных с возмещением вреда пострадавшим на производстве. Отнесение этой величины суммарных затрат к начисленной оплате труда работников данной отрасли (в процентах) позволяет перейти к показателю опасности отрасли, и в зависимости от величины этого показателя ранжировать все отрасли экономики по классам профессионального риска, установив условное количество этих классов и интервал величины опасности для каждого класса профессионального риска.

Страховым тарифом для отраслей экономики данного класса профессионального риска будет являться средняя величина этих показателей для данного класса профессионального риска, увеличенная на коэффициенты, учитывающие затраты страховщика на: содержание административно управленческого персонала, финансирование превентивных мероприятий (очного обучения отдельных категорий застрахованных безопасным приемам труда, проведения периодических медицинских осмотров застрахованных, занятых во вредных производствах и их профилактического санаторного лечения и т.д.) и создание необходимых оборотных средств страховщика.

Доходы Фонда социального страхования РФ по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний преимущественно складываются за счет страховых взносов, а также штрафов, пеней и иных предусмотренных законодательством поступлений.

Величина затрат по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в отрасли экономики за определенный период времени, связанных с возмещением вреда пострадавшим на производстве, также как обеспечение по страхованию работников данной отрасли, в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 24.07.98 №125-ФЗ является суммой затрат, осуществляемых в виде:

Пособий по временной нетрудоспособности в связи с несчастными случаями на производстве и профессиональными заболеваниями;

Единовременных и ежемесячных выплат пострадавшему либо лицам, имеющим право на их получение в случае смерти пострадавшего;

Оплаты расходов, связанных с необходимостью медицинской, социальной и профессиональной реабилитации (исходя из ст. 8 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваний»), включая:

а) дополнительную медицинскую помощь (сверх предусмотренной программой государственных гарантий), в том числе дополнительное питание и приобретение лекарств;

б) посторонний (специальный медицинский, бытовой, а в ряде случаев и посторонний постоянный) уход за пострадавшим, в том числе членами семьи;

в) санаторно-курортное лечение, включая оплату отпуска (сверх ежегодно оплачиваемого отпуска) на весь период лечения и проезда, стоимость проезда пострадавшего и сопровождающего его лица к месту лечения и обратно, их проживание и питание;

г) протезирование и обеспечение приспособлениями, необходимыми для трудовой деятельности и в быту;

д) обеспечение специальными транспортными средствами, их ремонт и расходы на горюче-смазочные материалы;

е) профессиональное обучение (переобучение).

Существует два принципиально различных подхода к оценке уровня профессионального риска:

Оценка профессионального риска с помощью натуральных показателей - основана на определении вероятности возникновения несчастного случая на производстве и профзаболевания и их возможной тяжести. В основе этого метода лежат принципы страховой статистики, основывающиеся на массовом наблюдении производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, а также их последствий.

Оценка профессионального риска с помощью стоимостных показателей - основана на определении тарифной ставки, необходимой для проведения социального страхования в конкретной отрасли экономики.

Оптимальный результат достигается при одновременном использовании обеих методик, однако, из-за новизны данного вида страхования и недостаточности статистической информации, собранной исполнительными органами Фонда социального страхования РФ на местах, наиболее эффективен метод стоимостных показателей. Именно с помощью его устанавливается страховой тариф сегодня.

Страховой тариф (тарифная ставка) является единицей стоимостной величины измерения того обязательства, которое принимает на себя страховщик по отношению к страхователю. Страховой тариф определяется как расчетная единица величины стоимости страховой услуги, которая может быть выражена либо в денежных единицах, либо в процентах от страховой суммы. Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний – уникальный вид страхования, поскольку не имеет определенной страховой суммы. Утраченный пострадавшим работником заработок возмещается в полном объеме, зависит только от заработка, получаемого застрахованным до трудового увечья. Поэтому логично, что и страховой тариф пропорционален возможным выплатам и определяется как процент с начисленной оплаты труда по всем основаниям (дохода) застрахованных (ст. 3 Федерального закона от 24.07.98 №125-ФЗ).

Рассмотрим подходы к установлению страхового тарифа. Данный расчет может рассматриваться как пример, поясняющий механизм установления страховых тарифов для страхователей.

1. Первоначально производится расчет среднего (базового) страхового тарифа.

В соответствии с Методикой расчета тарифных ставок по рисковым видам страхования, утвержденной Распоряжением Федеральной службы РФ по надзору за страховой деятельностью №02-03-36 от 08.07.1993г. страховой тариф состоит из двух частей - нетто-ставки и нагрузки:

Тб р = Тn + F,

где Тб р – расчетная брутто-ставка - ставка страхового взноса;

Тn - нетто-ставка - часть страхового тарифа, предназначенная для обеспечения текущих страховых выплат;

F - нагрузка - часть страхового тарифа, предназначенная на покрытие затрат на проведение данного вида социального страхования и создание резерва.

В свою очередь нетто-ставка (Тn) тоже состоит из двух частей - основной части (То) и рисковой надбавки (Тр):

Тn = То + Тр,

где То – сумма, достаточная для покрытия ущерба при среднестатистическом значении страхового риска в данном периоде.

Наступление страхового случая является событием случайным и вероятностным, поэтому фактическое отклонение от среднестатистической (предполагаемой) величины ущерба может быть как в сторону уменьшения, так и в сторону увеличения. Если фактический ущерб оказался больше среднестатистического, что случается в страховании нередко, то у страховой организации может не хватить средств для его возмещения, т.к. в страховой тариф заложен среднестатистический ущерб. Для избежания недостаточности страховых резервов в тарифной ставке предусматривают рисковую надбавку (Тр).

Обеспечивая наиболее материально незащищенную часть населения, уровень своевременности и полноты выплат по социальному страхованию должен быть очень высок, что возможно только при установлении достаточно высокой рисковой надбавки. Однако, при стихийном увеличении количества пострадавших на производстве, что характерно для крупных аварий на производстве, социальное обеспечение пострадавших берет на себя государство. Эти прецеденты дают уверенность в покрытии государством крупных внезапных выплат Фонда, что позволяет отказаться от рисковой надбавки.

В соответствии с одним из основных принципов тарифной политики в страховании - принципом эквивалентности страховых отношений сторон, по которому в определенном масштабе (регионе) за определенный период должна происходить возвратность взносов в виде страховых возмещений, - доходы должны быть эквивалентны выплатам страховщика, предусмотренным Федеральным законом №125-ФЗ от 24.07.1998г., которые составляют нетто-ставку, и расходам на ведение дела и превентивные мероприятия, образующим нагрузку к страховому тарифу. Таким образом, в нагрузку войдут: расходы на осуществление и обеспечение обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, международную работу, на организацию, на введение единой информационной системы, капитальные вложения, расходы по доставке и пересылке страховых выплат и на осуществление мероприятий по обучению по охране труда отдельных категорий застрахованных, финансирование НИР по охране труда.

Расчет страховых тарифов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний производится исходя из вышеприведенного принципа эквивалентности страховых отношений сторон. Нетто-ставка для обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний определяется по формуле:

Тn=

Расходы на страховые выплаты пр

* 100%

ФОТпр

Или, что то же самое:

 

Пособия

по

временной нетруд-ти

+

Единоврем. страховые выплаты

+

Ежемес. страховые выплаты

+

Доп. расходы на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию

 

Тn =

 


ФОТпр

*100%

Нагрузку к страховому тарифу также определим как отношение расходов на превентивные мероприятия и ведение дела к фонду оплаты труда, на который начисляются страховые взносы:

F=

Расходы на превентивные мероприятия

+

Расходы на ведение дела

* 100%

ФОТпр

При наличии неплатежеспособных и недобросовестных страхователей страховые резервы, необходимые для выплат страхового обеспечения, не будут образованы, если брутто-ставка не будет скорректирован на прогнозируемый коэффициент собираемости страховых взносов:

Тб коррект. = Тб р * Ксоб.,

где Ксоб. - среднегодовой коэффициент сбора страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

2. После определения среднего (базового) страхового тарифа переходят к определению страхового тарифа для каждого вида деятельности. Отрасли с близким значением расчетной брутто-ставки, т.е. имеющие схожий уровень профессионального риска, объединяются в классы профессионального риска.

3. После определения страхового тарифа для видов деятельности в целом переходят к установлению страхового тарифа для каждого страхователя этой отрасли путем назначения им скидок и надбавок.

Уровень профессионального риска различен на разных предприятиях одной отрасли экономики, что объяснимо различным уровнем автоматизации и механизации производства, оснащенности производства средствами защиты и обученностью персонала приемам безопасного труда, трудовой дисциплины и т.д.. Поэтому целесообразно для стимулирования заинтересованности руководства предприятий дифференцировать страховой тариф в зависимости от уровня профессионального риска на конкретном предприятии. Это соответствует и статье 22 Закона “Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на предприятии и профессиональных заболеваний”, по которой страховые взносы будут уплачиваться страхователем исходя из страхового тарифа с учетом скидки или надбавки, устанавливаемых страховщиком.

Страхователям, у которых уровень профессионального травматизма и заболеваемости выше, чем в среднем по отрасли, назначается надбавка, тем же, у кого он ниже среднеотраслевого – скидка. В соответствии с Законом страховая надбавка и скидка не может превышать 40% от тарифной ставки.

В основе методики лежит сравнение среднеотраслевых значений трех основных показателей, характеризующих уровень профессионального риска, и их значений по конкретному страхователю. Для оценки профессионального риска используются как стоимостные (показатель частоты и показатель тяжести), так и натуральные показатели (показатель удельного веса затрат), позволяющие оценить не только текущий уровень травматизма и профессиональной заболеваемости на предприятии, но и перспективы его изменения. В основе этой методики лежат принципы страховой статистики, основывающиеся на массовом наблюдении производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, а также их последствий.

Показатели определяются по итогам деятельности за предыдущий год следующим образом:

Показатель удельного веса затрат – оценивает финансовые затраты на осуществление страховых выплат.

а = О / V,

где а – показатель удельного веса затрат - отношение суммы обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в связи со всеми страховыми случаями к начисленной сумме страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

O – сумма обеспечения по страхованию, в которую включаются суммы выплат пособий по временной нетрудоспособности, страховых выплат и оплаты дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию за предшествующий календарный год, произведенные суммарно страхователем и Фондом в связи со страховыми случаями, произошедшими за весь период осуществления страхователем финансово-хозяйственной деятельности, руб.;

V – сумма начисленных страховых взносов за предшествующий календарный год, руб..

Показатель частоты - является показателем вероятности страхового случая.

b = (К / N) * 1000,

где b – показатель частоты - количество страховых случаев на тысячу работающих;

K – количество страховых случаев за предшествующий календарный год;

N – среднесписочная численность работающих за предшествующий календарный год, человек.

3) Показатель тяжести – измеряет масштабы последствий страхового случая.

с = Т / К,

где c – среднее количество дней временной нетрудоспособности в связи со страховым случаем;

T – количество дней временной нетрудоспособности за предшествующий календарный год в связи со страховыми случаями.

При назначении скидок и надбавок все приведенные выше показатели имеют равный вес и позволяют разносторонне рассмотреть уровень профессионального риска на конкретном предприятии.

Средние значения показателей по видам экономической деятельности (ОКВЭД), рассчитываются и утверждаются Фондом социального страхования РФ по согласованию с Министерством труда и социального развития России и доводятся до страхователей. Значения данных показателей в разрезе страхователей определяются исполнительными органами Фонда по месту их регистрации.

Решение о надбавке и скидке принимаются исполнительными органами Фонда по месту регистрации страхователя. Надбавка устанавливается страхователю в том случае, если значения основных показателей страхователя больше утвержденных средних значений аналогичных показателей по ОКВЭД, которой соответствует основной вид деятельности страхователя. Скидка устанавливается страхователю Фондом в случае, если значения указанных основных показателей страхователя меньше утвержденных среднеотраслевых значений аналогичных показателей. Размер скидки или надбавки устанавливается в процентах к страховому тарифу и не может превышать 40%. При назначении скидки новый тариф начнет действовать с начала текущего года, при назначении надбавки – с месяца, следующего за месяцем ее установления.

Если при назначении надбавки инициатором ее является страховщик, то в случае установления скидки – страхователь, который должен обратиться в исполнительный орган Фонда с заявлением о предоставлении скидки. Предоставленное заявление может быть положительно рассмотрено только при выполнении следующих условий:

1) осуществление страхователем финансово-хозяйственной деятельности с момента его государственной регистрации в течение не менее 3 лет;

2) своевременная уплата страхователем текущих страховых взносов;

3) отсутствие просроченной задолженности по страховым взносам;

4) проведение аттестации по условиям труда не менее 30% рабочих мест;

прохождение обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров не менее 90% работников, подлежащих данным видам осмотра.

Таким образом, получить скидку может только добросовестный страхователь, выполняющий свои обязанности, установленные ст. 17 Федерального закона от 24.07.98 №125-ФЗ, заботящийся о здоровье своих работников и стремящийся обеспечить своим работникам безопасные условия труда. Следует отметить, что в 2020 году многие мероприятия, способствующие снижению профессионального риска, обойдутся страхователям дешевле, поскольку частично или полностью будут финансироваться за счет средств Фонда социального страхования РФ.

Финансируя превентивные мероприятия, Фонд социального страхования не только выполняет свою социальную миссию по оздоровлению условий труда и уменьшению количества лиц, пострадавших на производстве. Данные мероприятия в дальнейшем позволят Фонду снизить затраты на осуществление страховых выплат.

Только применение скидок и надбавок позволит приблизить страховой тариф страхователя к его реальному уровню профессионального риска.

В настоящее время, когда особенно на частных предприятиях, где работодатель рассматривает охрану труда как нечто непродуктивное, не заинтересован в улучшении условий труда, что влечет за собой рост уровня производственного травматизма, применение скидки и надбавки к страховому тарифу по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний становится мощным механизмом снижения уровня профессионального риска, т.к. страхователь материально заинтересован в оздоровлении условий труда, поскольку только в этом случае он имеет шанс получить скидку.

 

Литература:

1.Тулисов М.П. Социальное обеспечение в СССР и буржуазных государствах. - М.: Юрид. лит., 1984.- 127с.

2. Суханов Д.А. Поиски риска. Некоторые аспекты оценки риска производственных объектов в системе управления промышленной безопасностью и охраны труда// Безопасность и охрана труда. – Н. Новгород: Информационное агентство «Охрана труда», 2016, № 1, с.17-23

3. Яшин С.Н., Тихонов С.В. Современный подход к определению структуры инновационного потенциала предприятия// Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. - Волгоград, 2015, февраль № 1(30), с.14-18.

4. Яшин С.Н., Корнилов Д.А. Некоторые аспекты методологии портфельного анализа // Финансы и кредит - М.: ООО "Издательский дом "Финансы и кредит", 2006, № 2(206), с.64-72.

5. Яшин С.Н., Солдатова Ю.С. Формирование интегральной оценки инновационного развития предприятий // Финансы и кредит - М.: ООО "Издательский дом "Финансы и кредит", 2013, № 40(568), с.34-39.