С. А. Сюрин, С. А. Горбанев Профессиональные заболевания работников воздушного транспорта в Арктике (№4, 2018)

Скачать выпуск "Безопасность и охрана труда" №4, 2018

УДК 616.6; 613.62 T

Профессиональные заболевания работников воздушного транспорта в Арктике

С.А. Сюрин,
доктор медицинских наук, главный научный сотрудник
e-mail: kola.reslab@mail.ru
С.А. Горбанев,
доктор медицинских наук, директор
e-mail: znc@mail.ru
ФБУН «Северо-Западный научный центр гигиены и общественного здоровья»
Роспотребнадзора, г. Санкт-Петербург

Аннотация

Работники воздушного транспорта имеют особые условия труда, характеризующиеся высокой психоэмоциональной нагрузкой в сочетании с воздействием вредных производственных факторов. Цель исследования состояла в изучении условий труда и профессиональной патологии у работников авиационного транспорта в Арктике. Изучены данные шаблонов социально-гигиенического мониторинга по разделу «Условия труда и профессиональная заболеваемость» населения арктической зоны Российской Федерации (АЗРФ) в 2007-2017 гг. Установлено, что у работников воздушного транспорта в АЗРФ наиболее распространенными вредным производственным фактором был шум (31,3%), а в структуре профессиональной патологии доминирует нейросенсорная тугоухость (99,6%). Профессиональные заболевания развиваются преимущественно вследствие конструктивных недостатков машин, механизмов, оборудования, приспособлений и инструментов. Наиболее подвержены развитию тугоухости пилоты при стаже 20-40 лет, условия труда которых соответствуют классу вредности 3.2 и выше. Повышенный риск возникновения профессиональных заболеваний, по сравнению с работающим населением в АЗРФ, отмечался у пилотов (ОР=2,77; ДИ 2,45-3,15) и бортмехаников (ОР=1,21; ДИ 1,00-1,48). Уровень профессиональной заболеваемости среди работников воздушного транспорта в АЗРФ превышал общий региональный в 2,59-7,58 раза, а общероссийский по всем видам экономической деятельности – в 22,2-46,5 раза. Значимого влияния природно-климатических условий Арктики на распространенность и структуру профессиональной патологии у работников воздушного транспорта выявить не удалось. Сделан вывод о том, что реальным инструментом для сохранения здоровья работников воздушного транспорта и продления их профессионального долголетия является снижение уровня шума, возникающего при эксплуатации воздушных судов и другого авиационного оборудования.

Ключевые слова

Воздушный транспорт, условия труда, профессиональные заболевания, Арктика.

 

Occupational diseases of air transport workers in the Arctic

S.A. Syurin, S.A. Gorbanev
North-West Public Health Research Center, S-Petersburg, Russia

Abstract

Air transport workers have special working conditions characterized by a high psycho-emotional load combined with exposure to harmful production factors. The purpose of the study was to investigate the working conditions and occupational pathology of aviation transport workers in the Arctic. The data of the patterns of socio-hygienic monitoring in the section "Working conditions and occupational morbidity" of the population of the Arctic zone of the Russian Federation (AZRF) in 2007-2017 were studied. It was established that noise was the most common harmful production factor (31.3%) for air transport workers in the AZRF, and neurosensory hearing loss dominated in the structure of occupational pathology (99.6%). Occupational diseases developed mainly due to design defects of machines, mechanisms, equipment, devices and tools. The most susceptible to the development of hearing loss are pilots with an experience of 20-40 years, whose working conditions correspond to the hazard class 3.2 and above. Increased risk of occupational diseases, compared with the working population in the Russian Arctic, was observed among pilots (RR = 2.77; CI 2.45-3.15) and flight mechanics (RR = 1.21; CI 1.00-1.48 ). The level of occupational morbidity among air transport workers in the AZRF exceeded the overall regional level by 2.59-7.58 times, and the national average for all types of economic activity - by 22.2-46.5 times. No significant influence of the climatic conditions of the Arctic on the prevalence and structure of occupational pathology among air transport workers was detected. It was concluded that the real tool for preserving the health of air transport workers and extending their professional longevity is to reduce the level of noise arising from the operation of aircraft and other aviation equipment.

Keyword

Air transport, working conditions, occupational diseases, Arctic.

 

Введение

Летный состав гражданской авиации (пилоты, бортинженеры, бортпроводники) имеют особые условия труда, характеризующиеся высокой психо-эмоциональной нагрузкой в сочетании с воздействием вредных производственных факторов преимущественно физической природы: шума, вибрации, неионизирующих электромагнитных полей и излучений, ионизирующих излучений и других [2, 3, 4]. Наибольшее негативное влияние на здоровье работников воздушного транспорта оказывает шум, а нейросенсорная тугоухость (шумовые эффекты внутреннего уха) в течение многих лет доминирует в структуре профессиональных заболеваний (ПЗ) [5, 9]. Профессиональная заболеваемость работников воздушного транспорта отличается стабильно высоким уровнем [3], уступая в 2017 году только показателям в угольной промышленности (41,97 и 103,11 больных на 10000 работников). Удельный вес ПЗ на воздушном транспорте составил 65,02% от всех впервые зарегистрированных в 2013 г. ПЗ на всех видах транспорта [4].

Трудовая деятельность в природно-климатических условиях Арктики сопровождается напряжением регуляторно-адаптационных систем и функциональных резервов организма, повышая риск развития нарушений здоровья, в том числе профессиональной этиологии [11, 13]. Сохранение здоровья трудоспособного населения в Арктической зоне страны определяются положениями «Основ государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу» от 18.09.2008 г. [7]. Решение этой задачи включает изучение влияния на здоровье населения вредных факторов окружающей, в том числе производственной среды, обоснование комплекса мероприятий, направленных на сохранение среды обитания и здоровья населения. Очевидно, что эффективная профилактика ПЗ у работников здравоохранения возможна только на основе объективных данных о причинах их возникновения, структуре и распространенности.

Цель исследования состояла в изучении условий труда и профессиональной патологии у работников воздушного транспорта в Арктике.

Материалы и методы. Изучены данные шаблонов социально-гигиенического мониторинга по разделу «Условия труда и профессиональная заболеваемость» населения арктической зоны Российской Федерации (АЗРФ) с 2007 г. по 2017 г. (предоставлены ФБУЗ «Федеральный центр гигиены и эпидемиологии» Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, г. Москва). Шаблоны включали информацию о числе лиц, имеющих контакт с вредными производственными факторами (ВПФ), характере ВПФ, хозяйственных объектах, находящихся под контролем Роспотребнадзора и их типе. Для характеристики профессиональной заболеваемости населения региона использованы данные о ежегодном числе первично выявленных больных ПЗ, видах экономической деятельности, в которых они были заняты, нозологических формах ПЗ. Согласно Указу Президента Российской Федерации № 296 от 02.05.2014 г. (ред. от 27.06.2017 г.) «О сухопутных территориях Арктической зоны Российской Федерации», в состав АЗРФ входят Мурманская область, Ненецкий, Ямало-Ненецкий и Чукотский автономные округа, а также отдельные муниципальные образования Республики Карелия, Республики Коми, Республики Якутии, Красноярского края и Архангельской области.

Результаты исследований обработаны с применением программного обеспечения Microsoft Excel 2010 и IBM SPSS Statistics v.22. Определялись t-критерий Стьюдента для независимых выборок, критерий согласия χ2, относительный риск (ОР) и 95% доверительный интервал (ДИ), коэффициент линейной корреляции Пирсона (r). Числовые данные представлены в виде среднего арифметического и стандартной ошибки (M±m). Критический уровень значимости нулевой гипотезы принимался равным 0,05.

Результаты. Проведенный анализ показал, что у работников авиационного транспорта в АЗРФ наиболее распространенными ВПФ были шум (31,3% всех случаев), общая вибрация (11,3%), напряженность и тяжесть трудового процесса класса 3.1 и более (8,8% и 7,9% соответственно), неудовлетворительные параметры микроклимата и освещения (4,2% и 1,6% соответственно), химические факторы (3,3%), локальная вибрация (2,8%). Частота воздействия каждого из остальных ВПФ была незначительной – менее 1% (аэрозоли, биологический факторы, инфразвук, ионизирующие излучения). Сочетанное воздействие нескольких ВПФ отмечалось в 18,8% случаев.

На объектах надзора первого типа (с удовлетворительными условиями труда) были заняты 19,4% работников авиационного транспорта, второго типа (с неудовлетворительными условиями труда) – 60,9%, третьего типа (с крайне неудовлетворительными условиями труда) – 19,7% работников.

В течение 2007-2017 гг. ПЗ были выявлены у 450 работников авиационного транспорта в АЗРФ. Их наибольшее число проживало в Архангельской области (188 чел.) и Ямало-Ненецком автономном округе (146 чел.). Значительно реже ПЗ диагностировались в Ненецком и Чукотском автономных округах (41 и 35 чел.), Красноярском крае (37 чел.) и Мурманской области (3 чел.). В арктических зонах Республик Карелия, Коми и Якутия случаев ПЗ у работников авиационного транспорта не отмечалось. У 48 (10,7%) работников развитию ПЗ предшествовала трудовая деятельность в условиях соответствовавших классу 3.1, у 207 (46,0%) – классу 3.2, у 104 (23,1%) – классу 3.3 и у 3 (0,7%) – классу 4.

Обстоятельствами, приведшими к формированию ПЗ, в 374 (82,7%) случаях были признаны конструктивные недостатки машин, механизмов, оборудования, приспособлений и инструментов. В 62 (13,7%) случаях таковыми считались несовершенство технологических процессов. Остальные причины (неисправность машин, механизмов, оборудования, приспособлений и инструментов; несовершенство рабочих мест, несовершенство и неприменение средств индивидуальной защиты) имели значение в единичных случаях ПЗ.

Из 450 работников с впервые установленными ПЗ мужчин было 447 (99,3%) человек и женщин – 3 (0,7%) человек. Их средний возраст составил 56,5±0,2 лет, а стаж – 29,2±0,4 лет. Стаж менее 10 лет (8 лет) отмечался только в одном случае развития ПЗ при классе условий труда 3.3 (по шуму). У остальных работников продолжительность стажа колебалась от 18 до 51 лет (рис. 1). Корреляционную связь между продолжительностью стажа работы на воздушном транспорте и степенью вредности условий труда (класс труда) выявить не удалось (r = 0,031).

 

Рисунок 1. Стаж и число впервые диагностированных больных профессиональными заболеваниями

 

Наиболее распространенными профессиями были пилот (244 чел.) и бортмеханик (105 чел.). Значительно реже ПЗ развивались у работников других профессий: у 38 авиационных механиков (техников), у 25 штурманов, у 17 инженеров и у 21 работника прочих специальностей. Всего к летному составу относились 395 (87,8%) работников. Обслуживанием авиационной техники и аэродромов были заняты 55 (12,2%) человек. У всех 450 человек выявлялась одно ПЗ - нейросенсорная тугоухость (шумовые эффекты внутреннего уха). У 2 человек она сочеталась с вибрационной болезнью. Таким образом, в структуре профессиональной патологии доля нейросенсорной тугоухости составила 99,56%, а вибрационной болезни – 0,44%. В 425 (94,0%) случаях ПЗ было установлено по результатам периодического медицинского осмотра, а в 27 (6,0%) – при обращении работника за медицинской помощью.

Установлено, что средний возраст летного состава на момент выявления ПЗ был меньше, чем у наземного персонала (56,1±0,3 и 59,4±1,1 лет, p<0,01), при этом различий по продолжительности стажа не отмечалось (29,4±0,4 и 28,2±1,6 лет, p>0,2). Условия труда, оцененные по классу вредности, были хуже у наземного персонала: чаще определялись класс 3.2 (40,0% и 20,5%, p<0,01) и класс 3.3 (40,0% и 17,2%, p<0,01).

Реже всего ПЗ выявлялись в начале и в конце изученного периода времени, т.е. в 2007-2008 гг. и 2016-2017 гг., а пик профессиональной заболеваемости был отмечен в 2009 г. Уровень профессиональной заболеваемости среди работников воздушного транспорта в АЗРФ превышал общий региональный в 2,59-7,58 раза, а общероссийский по всем видам экономической деятельности – в 22,2-46,5 раза [6, 8] (табл.). Риск развития ПЗ у работников воздушного транспорта был выше, чем у всего работающего населения АЗРФ (ОР=4,99; ДИ 4,56-5,48;χ2=1355,6; p<0,001). Из различных профессий работников воздушного транспорта повышенный риск возникновения ПЗ отмечался только у пилотов (ОР=2,77; ДИ 2,45-3,15; χ2=269,5; p<0,001) и бортмехаников (ОР=1,21; ДИ 1,00-1,48; χ2=3,95; p=0,047).

 

Таблица

Показатели профессиональной заболеваемости работников авиатранспорта

Показатели Год
2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017
Число случаев профессиональных заболеваний у работников авиатранспорта в АЗРФ 21 25 57 50 40 46 50 45 54 37 25
Профессиональная заболеваемость работников авиатранспорта в АЗРФ (на 10000 работников 29,60 35,24 79,06 63,73 50,84 61,83 60,95 50,62 69,26 43,13 29,14
Общая профессиональная заболеваемость в АЗРФ (на 10000 работников 7,87 7,20 10,48 8,85 8,75 8,40 11,93 11,44 13,31 11,02 11,23
Общая профессиональная заболеваемость в России (на 10000 работников 1,53 1,47 1,70 1,64 1,92 1,71 1,79 1,74 1,65 1,47 1,31

 

Динамика этих показателей в течение 2007-2017 гг. имела существенные различия. У работников воздушного транспорта в АЗРФ отмечались выраженные колебания, но показатели в начале и конце срока наблюдения практически не отличались. В это же время уровень региональной профессиональной заболеваемости для всех видов экономической деятельности имел тенденцию к увеличению, а общенациональный – к снижению (рис. 2).

 

Рисунок 2. Динамика уровней профессиональной заболеваемости (на 10000 работников)

 

В связи с отсутствием общероссийских статистических данных о профессиональной заболеваемости на воздушном транспорте, сравнение регионального и национального уровней затруднительно. Однако в 2017 г. общероссийский показатель у работников воздушного и космического транспорта (41,97 на 10000 работников) превышал отраслевой региональный уровень в АЗРФ в 1,44 раза.

Обсуждение. Проведенное исследование подтвердило, что у работников воздушного транспорта основным ВПФ, вызывающим развитие ПЗ, является шум (преимущественно класс условий труда 3.2 и выше), а доминирующее положение в структуре профессиональной патологии занимает нейросенсорная тугоухость (шумовые эффекты внутреннего уха) [2, 3, 5]. ПЗ формируются преимущественно у летного состава при стаже работы более 20 лет вследствие конструктивных недостатков машин, механизмов, оборудования, приспособлений и инструментов. Важно, что 94% ПЗ были выявлены по результатам периодических медицинских осмотров, что может свидетельствовать об их высоком качестве [12]. Показатели профессиональной заболеваемости работников воздушного транспорта в АЗРФ в 2007-2017 гг. существенно колебались, но в начале и в конце 11-летнего периода практически не отличались между собой, тогда как в целом по региону отмечалась тенденция к их повышению.

Какого-то значимого влияния природно-климатических условий Арктики на распространенность и структуру профессиональной патологии у работников воздушного транспорта выявить не удалось. Более того, по статистическим данным профессиональная заболеваемость работников воздушного транспорта в АЗРФ в 1,44 раза ниже, чем в целом по Российской Федерации.

Следует отметить, что известный факт психо-эмоциональных перегрузок, наблюдаемых у летчиков при управлении воздушным судном, мало отражается при характеристике условий их труда. Доля напряженности трудового процесса класса 3.1 и более составила только 8,8% от всех действующих на работников ВПФ. В структуре профессиональной патологии отсутствуют ПЗ, связанные с воздействием напряженности трудового процесса. В то же время в литературе представлены данные о влиянии психо-эмоциональных перегрузок летчиков на состояние их здоровье, в частности на артериальную гипертензию и другие заболевания системы кровообращения [1, 6].

Заключение. Профессиональная патология работников воздушного транспорта в Арктике почти полностью связана с воздействием шума, а в ее структуре более 99% занимает профессиональная тугоухость. Реальным инструментом для сохранения здоровья работников воздушного транспорта и продления их профессионального долголетия является снижение уровня шума, возникающего при эксплуатации воздушных судов и другого авиационного оборудования.

 

Литература

  1. Бабанов С.А., Бараева Р.А. Профессиональные поражения сердечно-сосудистой системы. РМЖ.2015.№15.С.900-907.
  2. Бисмильдин Ф.Б., Дюсетаев Д.Б. Анализ заболеваемости среди летного состава гражданской авиации в Республике Казахстан. Гигиена труда и медицинская экология. 2015; 4 (49): 91-98.
  3. Бухтияров И.В., Прокопенко Л.В., Лашина Е.Л. Современное состояние и перспективы профпатологической помощи в гражданской авиации (гигиенические и клинико-экспертные вопросы). [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://docplayer.ru/32100640 (дата обращения: 02.11.2018).
  4. Верещагин А.И., Пилишенко В.А., Куркин Д.П., Виноградов С.А. Условия труда и профессиональная заболеваемость летного состава гражданской авиации. Здоровье населения и среда обитания. 2015. № 3 (264). С. 11-13.
  5. Кругликова Н.В., Ромейко В.Л., Ивлева Г.П., Харитонова О.И. Гигиенические аспекты профессиональной нейросенсорной тугоухости у лиц летного состава гражданской авиации. Медицина труда и экология человека. 2015. № 4 С.163-165.
  6. Наговицын А. В. Клинико-функциональная диагностика, восстановительное лечение и экспертная оценка некоронарогенных нарушений сердечного ритма у летного состава государственной авиации Российской Федерации: автореф. канд. мед. наук. М., 2012. 24 с.
  7. Об основах государственной политики РФ в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу: Утв. Президентом РФ Д. Медведевым. Российская газета. № 4877. 2008. 18 сентября.
  8. О состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Российской Федерации в 2017 году: Государственный доклад.– М.: Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, 2018. 268 с.
  9. Панкова В.Б., Скрябина Л.Ю., Каськов Ю.Н. Распространенность и особенности экспертных решений при профессиональной тугоухости у работников транспорта (на примере железнодорожного и воздушного транспорта). Вестник оториноларингологии. 2016; 81(1): 13-18.
  10. Российский статистический ежегодник. 2012 г: Стат. сб. Росстат. М., 2012.
  11. Хаснулин В.И. Введение в полярную медицину. Новосибирск: СО РАМН, 1998.
  12. Хоружая О.Г., Горблянский Ю.Ю., Пиктушанская Т.Е. Критерии оценки качества медицинских осмотров работников //Медицина труда и промышленная экология. 2015. № 11. С. 33-37.
  13. Чащин В.П., Деденко И.И. Труд и здоровье человека на Севере. Мурманск: Книжное издательство, 1990.