Анкерная точка на опоре как элемент обеспечения безопасности работ на высоте. В. А. Сенченко, С. А. Карауш (№4, 2015)

Скачать выпуск "Безопасность и охрана труда" №4,2015

В.А Сенченко,

Ведущий специалист по охране труда ОАО «Ростелеком»

E-mail: Vladimir_Senchenko@vlg.south.rt.ru

 

С.А. Карауш,

Доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой БЖД

Томский государственный архитектурно строительный университет, Россия

E-mail: karaush@tsuab.ru

 

V. A. Senchenko

Leading expert in labor protection, Volgograd branch PJSC “Rostelecom”

S. A. Karaush

Professor, Head of Life Safety Department, Tomsk State Architecture and Construction University, Doctor of Sci. (Techn.)

 

Pillar anchor point is an element of security work at height

The “Rules on occupational safety when working at height” increased safety requirements. Now climbing the pillar it is necessary to use safety systems with fastening devices to the anchor. However, the top of the pillars of air communication and power lines is not equip-ped with a rigid anchor points for attaching fall arrest systems. Therefore, at present fall arrest attachment system is only possible with flexible anchor lines. Installation of flexible anchor line to the upper end of the pillar for attaching fall arrest systems is not always possible way. To ensure the safety of operations at height under current conditions rigid anchor point for attaching fall arrest systems must be installed on the supports.

 

Техническое обслуживание и ремонт воздушных линий связи (далее ВЛС) и воздушных линий электропередач (далее ВЛЭ) обязательный элемент в процессе эксплуатации линий связи и линий электропередач. Опоры ВЛС и ВЛЭ (напряжением до 1 кВ, 6 кВ и 10 кВ) по высоте в среднем составляют более 6 метров. Поэтому при техническом обслуживании и ремонте линий связи и линий электропередач необходимо осуществлять подъем работника на высоту. Эти работы всегда сопряжены с опасностью его травмирования. Так по данным Минэнерго [1] число несчастных случаев на производстве за 2014 год составило 222, из которых 28,8 % составили падение работников с высоты, при этом погибло 8 работников. Вместе с тем  данный вид травматизма в 2013 году составлял всего 24,5 %, а число погибших 1 человек. Такая статистика, которая достаточно стабильна из года в год, привела к принятию новых нормативных документов по охране труда.

В мае 2015 года вступили в силу «Правила по охране труда при работе на высоте», утвержденные приказом Министерства труда и социальной защиты РФ №155н от 28.03.2014 года с изменениями [2].  Данные правила устанавливают обязательные новые повышенные требования безопасности труда при работе на высоте. Так в соответствии с новыми Правилами работы без применения средств подмащивания, выполняемые на высоте 5 м и более, а также работы, выполняемые на расстоянии менее 2 м от неогражденных перепадов по высоте более 5 м на площадках при отсутствии защитных ограждений либо при высоте защитных ограждений, составляющей менее 1,1 м. необходимо осуществлять с применением систем обеспечения безопасности работ на высоте  (Рис. 1).

Система обеспечения безопасности работ на высоте состоит из:

а) анкерного устройства;

б) привязи (страховочной и для позиционирования);

в) соединительно-амортизирующей подсистемы (стропы, канаты, карабины, амортизаторы, средство защиты от падения ползункового типа на гибкой или на жесткой анкерной линии).

 

 

Подъем на опору можно осуществить тремя наиболее простыми способами:

  1. при помощи подъемника (вышки);
  2. при помощи приставной лестницы;
  3. при помощи когтей и лазов.

Подъем работника при помощи подъемника (вышки) наиболее простой и безопасный способ подъема. Однако с технической точки зрения при обслуживании линий связи и линий электропередач он не всегда осуществим (невозможность подъезда к опоре из-за крутого склона, болотистой местности и т. п.), а также часто неприемлем с экономической точки зрения (дополнительные финансовые затраты на приобретение и эксплуатацию подъемника эксплуатационной организацией).  

Поэтому остаются оставшиеся способы подъема на опору: приставные лестницы и когти. Данные способы подъема требуют применения описанных выше страховочных систем. Для использования страховочных систем необходимо на верхней части опоры иметь анкерную точку или анкерные линии, за которые она будет закрепляться. Анкерные линии могут быть жесткие или гибкие.

«Правила строительства и ремонта воздушных линий связи и радиотрансляционных сетей». Часть I. Строительство и ремонт воздушных линий связи и радиотрансляционных сетей, утвержденные Минсвязи СССР 29.12.1972 устанавливают требования к устройству опор для воздушных линий связи. Однако Правила не предусматривают устройство на верхней точке опоры жестких анкерных точек для крепления страховочных систем, обеспечивающих безопасность работ на высоте. Также не предусматриваются анкерные устройства при строительстве  воздушных линиях электропередач напряжением до 1 кВ, 6кВ и 10 кВ.

Таким образом, крепление страховочной системы на опору ВЛС и ВЛЭ возможно только с помощью гибкой анкерной линии [3]. Крепления на опоры гибкой анкерной линии при помощи петли изображено на рис.2. Данный принцип предложен к использованию рядом российских компаний.

 

 

Принцип действия крепления на опоры гибкой анкерной точки следующий. Анкерная петля предназначена для организации анкерной точки на элементах постоянных конструкций. Изготавливается она из троса диаметром 8 мм (нержавеющая сталь), с петлями разных диаметров на концах. Петля предназначена для присоединения соединительно-амортизирующей подсистемы к вертикальной конструкции или бетонному столбу с помощью телескопической штанги. В одной из петель имеется полиамидная вставка, облегчающая снятие петли, а так же служащая для присоединения к телескопической штанге. Телескопическая штанга изготовлена из стекловолокна для облегчения конструкции. Штанга служит для доставки к опоре карабина овального, к которому присоединен рабочий страховочный трос. К страховочному тросу крепится захват на гибкой анкерной линии. Захват устанавливается на рабочем страховочном тросе (без возможности снятия его с троса) и имеет в своем составе стопорное устройство. Работник, поднимающийся на опору с помощью когтей или по приставной лестнице, крепиться к захвату через гибкую анкерную линию. При возможном его падении стопорное устройство не даст ему упасть на землю. Человек зависнет на рабочем страховочном тросе.

Крепление и снятие гибкой анкерной линии при помощи карабина – крюка (рис. 3) производится аналогично как и с петлей.

В настоящее время стоимость комплекта гибких анкерных линий  составляет порядка 25-30 тысяч рублей. Поэтому для многих эксплуатационных организаций обеспечить каждую бригаду такими комплектами с экономической точки зрения будет затруднительно.

Так же практика показала, что крепление гибких анкерных точек на опоры ВЛС и ВЛЭ не всегда возможно с технической точки зрения:

– часть опор ВЛЭ на своей верхней точке имеют установленный изолятор и провода линии электропередач, поэтому технически не всегда возможно одеть анкерную петлю на такую опору;

– опоры ВЛС в верхней части имеют крюки для установки изоляторов и траверсы для крепления линий связи. При надевании анкерной петли на опору она сползает на крюк или траверсу, которые становятся точкой опоры. Крюк и траверса не рассчитаны на нагрузку, которая должна составлять согласно «Правилам по охране труда при работе на высоте» 2200 кгс;

– на опоры, которые имеют крепления множество проводов в различные стороны, имеется сложность одевания (или снятия) гибкой анкерной петли;

– на кабельных опорах ВЛС в верхней части опоры установлен усилитель.  При надевании анкерной петли на опору она сползает на усилитель, который становится для нее точкой опоры. Крепление усилителя также не рассчитано на продольную нагрузку 2200 кгс.

При проведении ремонтных работ на линиях ВЛС и ВЛЭ работникам эксплуатационной организации необходимо будет выполнить производственный план, с другой стороны будет проблема невозможности использования страховочных систем на ряде опор, т. е. они вынуждены будут нарушить требования охраны труда. Такая ситуация часто наблюдается на практике, когда работники идут по пути игнорирования мер безопасности, что приводит к повышенному уровню производственного травматизма.

Правила строительства ВЛС и ВЛЭ до вступления в силу «Правил по охране труда при работе на высоте» не требовали наличия жесткой анкерной точки на верхней части опоры для крепления страховочных систем. После вступления в действие последних Правил, возникла необходимость  с целью обеспечения безопасности работ на опорах, особенно вновь устанавливаемых, предусматривать анкерную точку на верхней части опоры и устанавливать предлагаемое устройство для крепления страховочных систем. Сама конструкция анкерного устройства может быть различна [4], при этом она должна удовлетворять требованиям: рассчитана на горизонтальную приложенную нагрузку в 2200 кгс, действующую в течение 0,5 секунд. 

Ежегодно по результатам контрольного осмотра опор [5] меняется порядка 2–3 % опор от общего количества не пригодных к дальнейшей эксплуатации. Опоры, на которых технически невозможно подъехать подъемнику и использовать гибкую анкерную линию, необходимо оснащать анкерными устройствами для крепления страховочных систем на опоре. Эта мера на начальном этапе должна реализовываться в рекомендательном ключе. После масштабного апробирования можно будет решать вопрос о законодательной инициативе. 

С технической точки зрения анкерное устройство не будет сложным, поэтому его себестоимость будет небольшой. Внедрение такого устройства не ляжет тяжелым бременем на себестоимость расходов на строительство и реконструкцию опор ВЛС и ВЛЭ. Однако, внедрение анкерных устройств при строительстве и реконструкции опор позволит обеспечить безопасность работ на высоте.

 

Библиографический список

  1. Приказ Минтруда России от 28.03.2014 N 155н «Об утверждении Правил по охране труда при работе на высоте» // «Консультант плюс»: Региональный информационный центр. Режим доступа: http://www.infocom.su. (дата обращения: 02.03.2015 г.).
  2. Приказ Минтруда России № 383н от 17 июня 2015 г. «О внесении изменений в Правила по охране труда при работе на высоте, утвержденные приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 марта 2014 г. № 155н» // Министерство труда и социальной защиты РФ. Документы. Режим доступа:  http://www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/orders/417/ (дата обращения 14 сентября 2015 г.).
  3. Гибкие анкерные линии // SAFE-TEC: Высокий стандарт безопасности. Захват на гибкой анкерной линии. Режим доступа: http://www.safe-tec.ru/products/zakhvaty/ (дата обращения 1 сентября 2015 г.).
  4. ГОСТ Р ЕН 795/А1-2012 ССБТ. Средства индивидуальной защиты от падения с высоты. Анкерные устройства. Общие технические требования. Методы испытаний.
  5.  Сенченко В.А. Железо - бетонная связь. Контрольный осмотр при ремонте и техническом обслуживании воздушных линий связи  // Безопасность и охрана труда . 2014. №4.  С.47 – 49.