Полосатый рейс
Оценка профессионального риска и пути его снижения
для автоинспекторов ДПС ГИБДД
И. В. Федотова, зав. отделом гигиены ФГУН «Нижегородский НИИ гигиены труда
и профессиональной патологии» Роспотребнадзора, д. м. н.
Е. Ф. Черникова, ассистент кафедры гигиены труда и коммунальной гигиены Нижегородской государственной медицинской академии
В последнее десятилетие ухудшение качества среды обитания, в сочетании с социально-экономическими факторами, ростом напряженности профессиональной деятельности определили негативную динамику здоровья населения. Одним из ведущих источников загрязнения окружающей среды вредными веществами и неблагоприятного виброакустического режима крупного города является автомобильный транспорт.
ДЛЯ ИНСПЕКТОРОВ ДПС ГИБДД автомагистраль является рабочим местом. Широкий перечень задач, поставленный перед автоинспекторами: необходимость непрерывного пристального визуального и слухового контроля за ситуацией на дороге, поиск в потоке движущихся транспортных средств машин, находящихся в розыске; постоянное отслеживание информационных сообщений, поступающих по радиосвязи; контроль за соблюдением водителями правил дорожного движения, безопасных условий перевозки людей и грузов; оценка технического состояния автомобилей и многое другое, – требует от автоинспектора достаточного уровня физической подготовки, психологической устойчивости, высокой работоспособности. Между тем, находясь непосредственно в транспортном потоке и близ него инспекторы ДПС ГИБДД подвергаются воздействию комплекса неблагоприятных профессиональных факторов: нагревающего и охлаждающего микроклимата, загрязненного выхлопными газами и дорожной пылью атмосферного воздуха, высокого нервно-эмоционального напряжения, связанного с ответственностью за безопасность на дороге и риском для жизни, значительной виброакустической нагрузки от движущихся транспортных средств и др. Эти факторы, оказывая воздействие на состояние здоровья автоинспекторов, могут создавать определенную рисковую ситуацию, поскольку тем самым влияют на их профессиональную надежность.
Определение профессионального риска является актуальной задачей на современном этапе развития медицины труда. Термин «профессиональный риск» впервые встречается в Рекомендации МОТ «О службах здравоохранения на предприятии» Р112 (1959 г.). В 1978 г. эксперты ВОЗ определили риск как «концепцию, отражающую ожидаемую тяжесть и/или частоту неблагоприятных реакций на данную экспозицию». Федеральный закон "О техническом регулировании" от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ дает следующее определение: "Риск - вероятность причинения вреда жизни или здоровью граждан... с учетом тяжести этого вреда" (статья 2). Под оценкой риска подразумевается ряд последовательных этапов получения и анализа информации в целях обоснования и выбора оптимальных вариантов «управления риском», то есть принятие регламентирующих и регулирующих решений, направленных на предупреждение или существенное ограничение неблагоприятных эффектов.
Свидетельством актуальности вопросов обеспечения безопасности жизни и здоровья человека на дороге являются поддерживаемые на государственном уровне программы по выявлению и снижению уровней воздействия факторов, обусловливающих риск дорожно-транспортных происшествий и влияющих на развитие той или иной патологии среди участников дорожного движения [1, 2].
Проведенная в «Нижегородском НИИ гигиены и профессиональной патологии» (ФГУН ННИИГП Роспотребнадзора) научно-исследовательская работа была направлена на изучение условий труда автоинспекторов ДПС ГИБДД как комплекса факторов, возможно влияющих неблагоприятным образом на состояние их здоровья, разработку системы профилактических мероприятий, что имеет существенное значение для успешного выполнения ими важной для всего общества задачи – обеспечения безопасности дорожного движения.
Профессиональная группа автоинспекторов, ставшая объектом изучения в нашей работе, осуществляет свою службу на контрольных постах милиции (КПМ), которые согласно Приказа МВД РФ от 20 апреля 1999 г. №297 «Об утверждении наставления по работе ДПС ГИБДД МВД РФ» являются стационарными постами, входящими в состав межрегиональной специальной оперативно-поисковой заградительной системы по розыску автомототранспортных средств. КПМ, на которых проводилось исследование условий труда, расположены в местах выезда из г. Нижнего Новгорода.
Анкетный опрос автоинспекторов показал, что в числе ведущих факторов рабочей среды и трудового процесса, отмеченных в качестве возможных причин повышенного утомления на работе и отклонений в состоянии здоровья, большинство опрошенных выделили «загазованность воздуха», наличие ночных дежурств, шум, повышенную или пониженную температуру воздуха на рабочем месте. Более трети отметили такие факторы как физическое напряжение, связанное с работой в позе «стоя»; запыленность воздуха, неприятные запахи, тяжелое обмундирование, высокое нервно-эмоциональное напряжение, необходимость длительного сосредоточенного наблюдения за потоком машин (см.диагр.1).
От фактора до фактора
Проведенные объективные исследования уровней профессиональных факторов, характеризующих условия труда автоинспекторов, с использованием современного высокоточного гигиенического и санитарно-химического оборудования, позволили установить, что уровни воздействия микроклимата, шума, тяжести и напряженности трудового процесса превышают допустимые значения. Эти факторы относятся к вредным второй и третей степени и по категории априорного профессионального риска соответственно могут быть отнесены к среднему (существенному) и высокому (непереносимому).
Наиболее неблагоприятным профессиональным фактором, классифицированным как 3.3, является микроклимат. Автоинспекторы более
80% времени осуществляют наблюдение за транспортным потоком на открытом воздухе без использования заграждающих от осадков, ветра, прямых солнечных лучей укрытий. Метеофакторы и зимой, и летом способны в значительной степени влиять на показатели работоспособности, функционального состояния автоинспекторов.
Так, длительное воздействие высоких температур и влажности без эффективного охлаждения может ухудшить производительность труда, повысить риск несчастного случая, способствовать развитию болезни (тепловой, солнечный удар) и даже привести к смерти, а прямое действие солнечного света – вызвать ожог и рак кожи, поражение глаз и иммуносупрессию.
Зимой холодная погода в сочетании с ветровым напором опасна возможностью общего и локального охлаждения, особенно с учетом того, что обмундирование автоинспекторов, по мнению 92% из них, не обладает достаточными теплозащитными свойствами. Это способствует развитию простудных заболеваний, патологии периферической нервной системы. По данным М.В.Потаповой (2007) среди сотрудников ДПС уровни первичной заболеваемости органов дыхания и костно-мышечной системы находились в прямой зависимости от сезонов года – резко увеличивались в осенне-зимний периоды [3]. Охлаждение может быть одной из причин возникновения дорсалгий, частота которых у автоинспекторов в нашем исследовании составляет 28,8±2,18%.
Зарегистрированные нами уровни шума (52-93 дБА; в среднем – 74±0,20 дБА, что выше допустимого значения – 65 дБА – на 9 дБА) совпадают с обнаруженными другими авторами. Так, О.И.Соколова с соавт. (2006) приводит значения эквивалентных уровней звукового давления на автомагистралях от 66 до 80 дБА, В.А.Кирюшин и В.Ю. Парамонов (2007) –72-86 дБА [4, 5]. Считают, что такие уровни воздействия шума могут повышать риск развития тугоухости у автоинспекторов. Однако, при объективном исследовании автоинспекторов, обследованных в рамках нашей работы, признаков снижения слуха обнаружено не было.
Шум является также причиной развития нарушений нервной и сердечно-сосудистой систем. Следует отметить, что при оценке шума большое значение имеют такие характеристики трудового процесса, как тяжесть и напряженность, уровень которых учитывается при выборе регламентирующего значения, поскольку мышечный и нервно-эмоциональный компоненты труда дают существенный вклад в эффекты влияния шума на целостный организм. Кроме того, эти факторы и сами могут быть причиной развития различных функциональных и органических нарушений в организме работающих.
Так, поза «стоя», являющаяся основной для этой профессиональной группы, а также тяжелое обмундирование (бронежилет, табельное оружие), которое автоинспектор ДПС носит практически всю смену, могут вызывать различные изменения костно-мышечного аппарата, что подтверждает анализ данных периодических медицинских осмотров и объективного исследования. Согласно проведенному анализу болезни костно-мышечной системы (БКМС) в структуре болезненности занимают 1 место (37,1 случая на 100 автоинспекторов). Об этом также говорит и тот факт, что 60% автоинспекторов указывают на появление у них к концу дежурства болей в области спины, шеи, плеч, руках и ногах. Кроме того длительное нахождение в позе «стоя» повышает риск развития варикозной болезни сосудов нижних конечностей и геморроидальных узлов. На долю заболеваний, связанных с несостоятельностью венозной системы из числа всей патологии сердечно-сосудистой системы у автоинспекторов приходится 15,2% случаев.
Напряженность труда у автоинспекторов КПМ, как показали наши исследования, определяется ответственностью за безопасность участников дорожного движения, наличием риска для собственной жизни, сменным характером работы без перерывов, длительным сосредоточенным наблюдением за транспортным потоком и др. При анкетировании 63% опрошенных отметили в числе неблагоприятных факторов условий труда ночные дежурства, 34% – длительное сосредоточенное внимание, 27% – большое количество конфликтных ситуаций с водителями и/или руководством и 35% утверждают, что их работу характеризует высокое нервно-эмоциональное напряжение.
Нервно-эмоциональный характер труда и хронический стресс, как следствие этого, провоцируют развитие целого ряда нарушений состояния здоровья, в первую очередь – нервной и сердечно-сосудистой систем. Как показали наши исследования, уровень патологии нервной системы в структуре болезненности автоинспекторов занимает 3 ранговое место (18,3 случая), в основном за счет синдрома вегетативно-сосудистой дистонии (ВСД), в патогенезе развития которого стресс занимает ведущее место. Кроме того эта патология имеет тенденцию к увеличению со стажем. Распространенность болезней системы кровообращения (БСК) занимает 4 ранговое место в структуре (15,3), из них случаев артериальной гипертензией – 12,1 на 100 работающих.
Хронический эмоциональный стресс может быть причиной повышенного риска развития патологии желудочно-кишечного тракта, особенно таких нозологических форм, как язвенная болезнь желудка и 12-перстной кишки. В нашем исследовании болезни органов пищеварения (БОП) среди автоинспекторов занимают 2 ранговое место (20,7). Случаев язвенной болезни зарегистрировано 4,9 на 100 автоинспекторов. Нужно также отметить значительное число хронических гастритов и гастродуоденитов– 10,9, что может быть связано с нерегулярными приемами пищи, обусловленными сменным режимом работы, о чем сообщают 70% опрошенных автоинспекторов, отсутствием условий для горячего питания – 30%.
Следует отметить, что доля выше упомянутых 4 классов болезней в структуре болезненности занимает 81%.
Нервно-эмоциональное напряжение играет важную роль и в развитии метаболического синдрома (МС), обязательными признаками которого являются абдоминальное ожирение, артериальная гипертензия, нарушение липидного обмена и гиперкликемия натощак. Распространенность МС среди автоинспекторов КПМ более чем в 2 раза превышает среднестатистические значения. Опасность МС связывают с тем, что у лиц, страдающих им, значительно повышается риск развития сахарного диабета и атеросклероза. Последний, как известно, является причиной таких сосудистых катастроф как инсульт и инфаркт, т.е. заболеваний, приводящих к инвалидизации и смерти.
Несмотря на то, что определенные в нашем исследовании средние концентрации вредных веществ в зоне дыхания автоинспекторов не превышают допустимые для воздуха рабочей зоны уровни, в ряде проб воздуха они были выше максимально разовых концентраций для атмосферного воздуха (Рис.2).
В большей степени это относится к бенз(а)пирену (БП) и предельным углеводородам (19,3 и 9,8%% проб), в меньшей степени к оксиду углерода (СО), алюминию, формальдегиду (ФА) и фенолу (8,4-3,1%%). С учетом 12-часовой продолжительности смены у автоинспекторов и суммации эффекта воздействия можно ожидать увеличения риска возникновения у автоинспекторов неблагоприятных последствий для здоровья. Оказывая общетоксическое действие, они способствуют снижению резистентности организма к воздействию неблагоприятных факторов, а также вызывают нарушения в определенных органах и системах. Так, с воздействием химических веществ можно связать выявленную при объективном обследовании автоинспекторов высокую частоту негативных показателей, характеризующих функцию печени, отклонения от нормы гематологических и иммунологических показателей.
Особенное внимание из перечня химических веществ, загрязняющих воздух автомагистралей, заслуживает группа канцерогенов, в том числе бенз(а)пирен, бензол и формальдегид – агенты с достоверно установленной канцерогенностью – 1 класс по классификации Международного агентства по изучению рака (МАИР). На возможность канцерогенного и мутагенного риска для дорожных полицейских, связанного с их воздействием, указывает ряд зарубежных авторов.
Проведенный нами расчет канцерогенного риска для инспекторов КПМ показал, что он может считаться допустимым. Однако, учитывая тот факт, что в ряде проб исследуемые вещества превышали ПДК (БП – в 19,3% проб; ФА – в 6,1% проб), относятся к 1 и 2 классам опасности и обладают отдаленными эффектами воздействия, мониторинг этих соединений на рабочем месте автоинспектора следует считать обязательным. Необходимо отметить, что для автоинспекторов-регулировщиков, находящихся на самых сложных участках городских магистралей Нижнего Новгорода, уровень загрязнения воздуха канцерогенными веществами превышает допустимые значения и представляет, таким образом, потенциальную опасность для роста онкологической заболеваемости [6].
Доказательством профессиональной обусловленности выявленных в группе автоинспекторов различных нарушений состояния здоровья является тот факт, что практически все они имеют тенденцию к нарастанию со стажем, т.е. с увеличением периода экспозиции к вредным условиям труда.
Кроме роста показателей болезненности, со стажем более неблагоприятным становится и течение хронических заболеваний, увеличивается частота и тяжесть обострений. Доказательством тому служит более высокое число лиц, болевших 2 и более раз в год в стажевой группе 10 и более лет, по сравнению с менее стажированными автоинспекторами, нарастание со стажем таких показателей заболеваемости с временной утратой трудоспособности, как число болевших лиц, частота случаев и дней временной трудоспособности по болезни, а также значительная средняя длительность одного случая заболевания – 12,5-14,4 дней в различных стажвых группах.
Таким образом, как свидетельствуют результаты проведенных исследований, комплекс профессиональных факторов, характеризующих условия труда инспекторов ДПС ГИБДД, являются причиной повышенного риска развития у них некоторых хронических заболеваний, которые можно считать проявлением неблагоприятных последствий для здоровья работающих. Основным принципом предупреждения таких последствий, как и других патологических отклонений, обусловленных профессиональным воздействием факторов труда и трудового процесса, является снижение или предотвращение контакта с ними работающих. Этот принцип заложен в государственную систему гигиенического регламентирования профессиональных факторов и контроля их соблюдения.
Не проезжайте мимо!
В комплексе мероприятий, направленных на оздоровление условий труда автоинспекторов, в первую очередь должна предусматриваться организация мониторинга условий их труда с учетом выбора приоритетных факторов с наиболее неблагоприятным эффектом; к которым следует отнести микроклимат, шум, тяжесть и напряженность труда, химический фактор (в т. ч. углеводороды С2–С10, бенз(а)пирен, алюминий, оксид углерода, формальдегид, фенол, оксиды азота, свинец и бензол), а также взвешенные частицы пыли.
Для снижения уровня воздействия загрязнений воздуха автомагистралей на автоинспекторов существенное значение имеет соблюдение общих экологических требований к автомобилю и его двигателю, которые являются в настоящее время приоритетными. Уменьшение количества и изменение качественного состава вредных веществ, выбрасываемых в окружающую среду с отработавшими газами, достигается целым комплексом мероприятий. Среди них следует отметить ряд конструктивных разработок:
- специальные конструкции камер сгорания для работы на бедных смесях, в том числе с различными типами форкамер;
- внедрение на автомобилях сложных электронных систем топливоподачи;
- рециркуляция отработавших газов, совершенствование системы регулирования фаз газораспределения, уменьшающих перекрытие клапанов на пониженных режимах;
- совершенствование и контроль технического состояния систем питания и зажигания;
- использование каталитических нейтрализаторов (сотовая керамическая конструкция или шарики, покрытые тонким слоем платины, палладия, родия) для дожигания отработанных газов;
- применение в качестве топлива попутных нефтяных (пропан, бутан), или природного газов и др.
Колоссальное влияние на количество выбросов играет организация движения автомобилей в городе, поскольку значительная часть выбросов происходит в пробках и на светофорах. Следует принимать во внимание, что при удачной организации возможно применение менее мощных двигателей, при невысоких (экономичных) промежуточных скоростях, что способствует уменьшению расхода топлива и снижению выбросов.
Имеет также значение система законодательного регулирования, касающаяся состава топлива, состояния автомобилей. В России действуют стандарты, регламентирующие качество автомобильного топлива, вводятся повышенные ставки транспортного налога на мощность двигателя автомобиля. Технический регламент (ТР) «О безопасности колесных транспортных средств» (№720 от 10.09.2009) предусматривает «минимизацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ, а также энергетическую эффективность, которая выражается в минимизации потребления топлива транспортными средствами с двигателями внутреннего сгорания…» и наряду с ТР «О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ» (№609 от 12.10.2005) регламентируют предельное содержание в выбросах вредных веществ. Органам технического осмотра ГАИ вменено в обязанность периодически контролировать доли оксидов углерода и углеводородов в выхлопе на двух частотах вращения, состояние предусмотренных систем нейтрализации на бензиновых двигателях (по ГОСТ Р 52033-2003), на газобаллонных (по ГОСТ Р 17.2.02.06-1999) и дымность на дизельных двигателях (по ГОСТ Р 52160-2003). Все эти меры, направленные на уменьшение загрязнения воздуха автомагистралей, будут способствовать и снижению доли влияния этого фактора на состояние здоровья автоинспекторов.
Снижение воздействия на организм инспекторов ДПС загрязнений воздуха может быть достигнуто и применением ими СИЗ органов дыхания. С этой целью целесообразно использование облегченных респираторов, изготовленных из фильтрокаталитического материала с клапаном выдоха – вдоха, например серии «Алина».
Применение респираторов наиболее целесообразно при максимальной интенсивности и плотности движения транспортных потоков, что будет способствовать предотвращению развития отравлений и других негативных последствий.
Поскольку основным источником виброакустических колебаний на автомагистралях является автомобиль, большое значение имеют мероприятия, направленные на уменьшение создаваемых им уровней шума и вибрации. ТР «О безопасности колесных транспортных средств» предусматривает минимизацию внешнего и внутреннего шума, создаваемого автотранспортными средствами и устанавливает нормативы по внешнему шуму находящегося в эксплуатации и производимого/ввозимого автотранспорта, а также порядок контроля за их соблюдением – в рамках сертификации транспортных средств и проведения государственного технического осмотра.
Снижение уровней шума достигается применением определенных конструктивных приемов, использованием различных методов виброизоляции и вибропоглощения, звукоизоляции и звукопоглощения. Кодексом РФ об административных правонарушениях предусмотрены штрафные санкции за эксплуатацию транспортных средств с нарушением нормативов по внешнему шуму (статья 8.23) и за эксплуатацию транспортных средств с неисправностями, при которых их эксплуатация запрещена (в том числе с неисправностями системы выпуска и с превышением нормативов по внешнему шуму, статья 12.5), причем контроль их должен осуществляться непосредственно на КПМ, а также на контрольно- пропускных пунктах транспортных средств (Приказ МВД России от 07.12.2000 № 1240). Однако для этого необходимо провести оснащение этих постов соответствующими средствами технического диагностирования.
Шум возникает и при трении колес о дорожное покрытие, следовательно, одним из направлений по снижению шума от транспортных потоков является улучшение шумопоглощающих характеристик дорожного покрытия. По данным Tyrosafe (проект ЕС по выработке единых подходов снижения негативного воздействия дорог на окружающую среду с учетом взаимного влияния качества дорожных покрытий и шин на 2007-2013 гг.), проведенные во Франции исследования показали, что разница между самыми «шумными» и самыми «тихими» дорожными покрытиями достигает 10 дБА. Реальное ожидаемое снижение при использовании менее шумных дорожных покрытий составляет 3-5 дБА. Несмотря на кажущуюся незначительность снижения, оно позволит компенсировать более чем двухкратный рост интенсивности транспортного потока или его скорости. Работы по внедрению шумопонижающих марок дорожных покрытий в России уже проводятся. Так, Правительством Москвы 23.06.2009 принято распоряжение № 1324-РП «О внедрении в практику работы городских служб при строительстве, реконструкции и капитальном ремонте автомобильный дорог города Москвы шумопонижающих марок и технологий дорожного покрытия, в том числе деформационных швов автодорожных мостов». Использование таких покрытий будет способствовать снижению шумового воздействия и на автоинспекторов.
С учетом того, что работа инспекторов ДПС проходит на открытом воздухе и связана с неблагоприятным воздействием климатических условий, особенно в холодное время года, режимы их труда должны соответствовать требованиям МР «Режимы труда и отдыха работающих в холодное время на открытой территории или в неотапливаемых помещениях» (МР 2.2.7.2129-06). Так, допустимая продолжительность однократного пребывания на открытой территории в нашем климатическом регионе и поясе при температуре [-100С] и наиболее вероятной скорости ветра 5,6 м/с не должна превышать 1,7 часа (таблица 5 МР 2.2.7.2129-06). Режим работы, включающий допустимую продолжительность непрерывного пребывания и число 10-минутных перерывов, должен разрабатываться с учетом значений, указанных в таблице 9 МР 2.2.7.2129-06. Например, при температуре воздуха [-100С] и скорости его движения 4 м/с продолжительность непрерывного пребывания должна составлять не более 121 мин. и включать пять 10-минутных регламентированных перерыва за смену. Целесообразно оборудовать рабочее место автоинспектора у автомагистрали кабинами (постами-пикетами) для защиты от прямых солнечных лучей, осадков и ветра. В целях нормализации теплового состояния температура воздуха в помещениях КПМ должна составлять 21-250С. В холодное время года помещения постов необходимо оборудовать устройствами для обогрева кистей и стоп, температура которых должна поддерживается в диапазоне 35-400С. Также в холодное время года автоинспекторы, в соответствии с указанными МР, должны обеспечиваться спецодеждой (формой), имеющей теплоизоляцию не менее 0,360 м2×0С/Вт, а во избежание локального охлаждения – головным убором, обувью и перчатками с теплоизоляцией соответственно не менее 0,295; 0,332 и 0,377 м2×0С/Вт. При температуре [-400С] следует предусматривать защиту кожи лица и верхних дыхательных путей. В качестве одного из методов профилактики от обморожения и обветривания кожи лица и рук в зимний период могут быть использованы защитные кремы (например «Биозащита Мороз», апробированный автоинспекторами в рамках нашего исследования).
Работа в условиях автомагистралей требует защиты органа зрения от пыли, раздражающих веществ, повышенной инсоляции. Для этих целей рекомендуется применение защитных очков открытого типа с оптическим классом №1, с линзами из бесцветного поликарбоната, поглощающего ультрафиолет на 99, 9 % (например, очки фирмы «Uvex» - мирового лидера по производству защитных очков для широкого круга специальностей). Также могут применяться очки фирмы «3М» – открытые очки «Классик», которые имеют малый вес и обеспечивают пользователю высокий уровень комфорта в сочетании с надежной защитой от частиц, летящих с большой скоростью, а их прозрачные линзы из поликарбоната хорошо предохраняют от воздействия ультрафиолета.
Тяжесть и напряженность трудового процесса вносит существенную долю в развитие заболеваний нервной, сердечно-сосудистой и костно-мышечной систем. Для профилактики развития этих нарушений у автоинспекторов, деятельность которых характеризуется высокими уровнями этих профессиональных факторов, большое значение имеет разработка рациональных режимов труда и отдыха.
С учетом требований МР «Комплексная профилактика развития перенапряжения и профессиональных заболеваний спины у работников физического труда» (МР 2.2.9.2128-06) и «Профилактика стрессового состояния работников при различных видах профессиональной деятельности» (2.2.9.2311-07) при 12-часовой дневной смене инспекторам ДПС рекомендуется предоставлять 4 регламентированных перерыва в счет рабочего времени с общей продолжительностью около 40 минут (первый - через 1,5 - 2,0 час от начала работы, второй - через 1,0 - 1,5 час после 1-го обеденного перерыва, третий - через 1,0 - 1,5 час после 2-го обеденного перерыва, четвертый - за 1 час до окончания смены). Продолжительность одного регламентированного перерыва – 8-10 минут. Индивидуально по мере необходимости рекомендуется введение через каждый час работы микропауз продолжительностью по 3-5 минут.
При работе в ночную смену рекомендуется предоставлять регламентированные перерывы также в счет рабочего времени через каждый час работы по 5 - 8 минут. В промежутке между первым и вторым обеденным перерывом, то есть через 1,5 - 2,0 часа после первого обеденного перерыва (глубокие часы ночи), рекомендуется предоставлять индивидуальный отдых на 45-60 минут при подмене отдыхающего (для кратковременного сна и отдыха в специально оборудованном помещении), а также для приема адаптогенов (горячий чай, кофе, кислородные коктейли, витамины).
Для комплексной профилактики патологии спины, укрепления здоровья работающих целесообразно создание «Физкультурно-оздоровительных центров» (ФОЦ) (например при МСЧ УВД). Работа ФОЦ должна проводиться под контролем врача с использованием специально разработанных комплексов физических упражнений, программ целенаправленной гимнастики и нервно-мышечной релаксации. Оздоровительные мероприятия необходимо проводить в первую очередь длительно работающим (10 и более лет), а также лицам с поражением нервно-мышечного аппарата спины. Необходимо поощрять и стимулировать занятия автоинспекторов физкультурой и спортом, способствующие укреплению мышечного корсета, а именно такими видами как плавание, терренкур, ходьба на лыжах.
Для снижения эмоционального напряжения целесообразно, после овладения основами и техникой, включение в распорядок дня индивидуальных сеансов «психологической разгрузки» продолжительностью 10-20 минут, которые рекомендуется проводить ежедневно в одно и то же время (например, в часы обеденного перерыва, после приема пищи или во второй половине рабочего дня в начале фазы снижения работоспособности). В качестве способов «психологической разгрузки» могут использоваться: психическая саморегуляция (ПСР), аутогенная тренировка, дыхательные упражнения, оптимизирующие функциональное состояние.
Формирование навыков управления своим состоянием с помощью методов ПСР повышает устойчивость к действию стресс-факторов, а в случае возникновения экстремальных ситуаций активизирует необходимые резервы. ПСР включает выработку навыков управления вниманием, оперирование чувственными образами, регуляцию мышечного тонуса и ритма дыхания, словесные внушения.
Сеансы аутогенной тренировки в течение 20-30 мин. используются для восстановления функционального состояния, снятия эмоционального напряжения, утомления, увеличения работоспособности в сложных и напряженных условиях труда.
Дыхательные упражнения способствуют нервно-мышечной релаксации и оптимизируют функциональное состояние.
Организация рационального питания имеет существенное значение для поддержания здоровья на высоком уровне. Так, в «Глобальной стратегии ВОЗ в области рациона питания, физической активности и здоровья», утвержденной Всемирной ассамблеей здравоохранения 22 мая 2004 года (Резолюция 57.17), среди факторов риска, обуславливающих значительную долю всех случаев смерти и болезней, упомянуты малая доля фруктов и овощей в рационе питания и избыточный вес.
В «Основах государственной политики Российской Федерации в области здорового питания населения на период до 2020 года», утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2010 года, также среди факторов риска, обусловливающих значительную долю случаев смерти от хронических болезней, упомянут фактор питания.
В группе инспекторов ДПС выявлена несбалансированность и нерегулярность фактического питания, что может быть одной из причин высоких уровней в этой профессиональной группе заболеваний желудочно-кишечного тракта, ожирения, артериальной гипертензии. Профилактические мероприятия, направленные на снижение влияния этих факторов должны быть основаны на принципах рационального питания, что можно осуществить за счет введения в рабочую смену обеденного перерыва и обеспечения автоинспекторов полноценным горячим питанием. Необходимо ограничение энергетической ценности рациона за счет углеводов (сахар, кондитерские изделия) и жиров животного происхождения.
При проведении профилактических медицинских осмотров автоинспекторов МСЧ УВД рекомендуется дополнить объем лабораторных исследований определением показателей функции печени, иммунологического статуса, как критериев донозологичских нарушений состояния здоровья.
Вопросы санитарного просвещения среди автоинспекторов должны включать разработку оздоровительных программ, направленных на формирование потребности в здоровом образе жизни как средстве повышения устойчивости к стрессу за счет полноценного сбалансированного питания, увеличения двигательной активности, борьбы с вредными привычками (курением, злоупотреблением алкогольными напитками).
Таким образом, снижение уровней воздействия вредных профессиональных факторов, ранняя диагностика, своевременная корректирующая терапия, формирование потребности здорового образа жизни будут способствовать улучшению состояния здоровья сотрудников ГИБДД, что должно положительно сказаться на показателях работоспособности, а в конечном итоге, и на безопасности дорожного движения.
Литература
- Постановление Главного Государственного санитарного врача РФ Г.Г. Онищенко от 14 апреля 2006 г. № 9 «Об усилении санитарно-эпидемиологического надзора за условиями труда инспекторов ГИБДД».
- Федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах». Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 г. № 100.
- Потапова М.В. Условия профессиональной деятельности и состояния здоровья сотрудников ГИБДД МВД Республики Татарстан // Медицинский вестник МВД. - 2007. - Т. 4, N 29. - С. 46-48.
- Кирюшин В.А., Парамонов В. Ю. Условия труда сотрудников дорожно-патрульной службы // Мат. X Всерос. съезда гигиенистов и санитарных врачей (Москва, 2007 г.) / под ред. Г.Г. Онищенко, А.И. Потапова. - Москва, 2007. - С. 932-934.
- Соколова О.И., Крюков А.И., Панкова В.Б. Условия труда и состояние слуха у сотрудников дорожно-патрульной службы Москвы // Вестник отоларингологии: научно-практический журнал. - 2006. - № 4. - С.31-34.
- Федотова И.В., Аширова С.А., Черникова Е.Ф., Кузнецова Л.В. Загрязнение воздуха канцерогенами как фактор профессионального риска у водителей и автоинспекторов // Уральский Медицинский Журнал. - 2010 г. - №11. - С. 32-34.