Не стой под стрел… Ой! Падение строительных башенных кранов. Е. В. Федина (№1, 2012)

Скачать выпуск "Безопасность и охрана труда" №1 2012

Не стой под стрел…Ой! Падение строительных башенных кранов

Е.В. Федина, ассистент Ростовского государственного строительного университета

ЗА ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ ПО ВСЕЙ СТРАНЕ СТАЛИ чаще случаться  падения строительных башенных кранов. Такие аварии приводят к травматизму и даже гибели людей: рабочих, случайных прохожих, жителей домов, на которые обрушилась техника, а также к повреждению зданий и другого имущества.

Безопасность эксплуатируемой строительной техники и, в первую очередь, такой сложной и тяжелой, как башенные краны - один из важнейших аспектов безопасности всей строительной отрасли. Однако о необходимости принятия каких-либо жестких мер по обеспечению безопасности власти вспоминают лишь после очередного несчастного случая.

В случаях с грузоподъемной техникой  можно выделить следующие причины:

эксплуатация технически неисправных башенных кранов;

- невыполнение в полном объеме технических обслуживании кранов и капитально-восстановительных ремонтов кранов;

нарушение проектов производства работ грузоподъемными кранами.[1]

Лишь в последние два-три года ситуация с обновлением парка башенных кранов начала выправляться, особенно в крупных городах, благодаря возможности приобретать технику в лизинг. Но что касается аварийности - картина пока малоутешительная. Башенный кран, по сравнению с другими видами подъемных механизмов, наиболее подвержен обрушению. Это объясняется особенностями его конструкции. При большой высоте он имеет незначительную колею (расстояние между рельсами кранового пути, как правило, не превышает 6 метров) и базу (расстояние между осями ходовых тележек, расположенных на одном рельсе, также не превышает 6 метров). Поэтому башенный кран обладает высокой чувствительностью к условиям эксплуатации, в частности, к ветровой нагрузке. От сильного порыва ветра может упасть даже неработающий механизм, если он не будет закреплен противоугонными захватами.[2]

Эксперты считают, что от 50 до 90% аварий случаются по вине самих работающих. Здесь и халатное отношение персонала к технике безопасности, и нарушение технологических режимов эксплуатации кранов. Так, например, весьма трагично может закончится попытка оторвать от земли примерзший груз или груз, превышающий установленную норму. Машинисты либо не обращают внимания, либо отключают приборы безопасности, сигнализирующие о перегрузке. А нередко они работают с неисправными ограничителями грузоподъемности. Хотя выявить  и устранить неисправность - не составляет труда [3].

Много ошибочных действий, приводящих к авариям, происходит в случае работы на стройплощадках неквалифицированного персонала. Тем не менее, часто можно видеть, что в помощь одному специалисту-стропальщику направляются несколько разнорабочих, которые в принципе не знакомы с особенностями этой работы. Зачастую крановщики работают по две смены подряд, что приводит к хроническому недосыпу и усталости, потере элементарной внимательности.

Но иногда  причиной аварии является обстоятельство непреодолимой силы природного характера – ветровая нагрузка, превышающая допустимую для нерабочего состояния крана, которая может привести к аварии при эксплуатации башенного крана. Сопутствующая этому причина — неудовлетворительный производственный контроль на предприятии за соблюдением требований промышленной безопасности при эксплуатации грузоподъемных кранов. В ходе расследований несчастных случаев часто выявляются  многочисленные нарушения требований нормативно-правовых актов и нормативно-технических документов в области промышленной безопасности.

Таким образом, каждый раз после трагедии на строительной площадке необходимо четко разбирать каждую ситуацию в отдельности, проводить  комплексный анализ основных причин и направлять все силы и пути на решение острых проблем по обеспечению безопасности при работе на башенных кранах.

Литература:

  1. Информационное сообщениеФедеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.

  2. Шестопалов К.К. Подъемно-транспортные, строительные и дорожные машины и оборудование: Учебное пособие. – М.: Издательский центр «Академия», 2005

  3. Вайсон А.А. Строительные краны. – М.: Машиностроение, 1969.