УДК 621.86
К вопросу о снижении травмоопасности работ с использованием автопогрузчика
М.А. Жвакина,
кандидат технических наук, доцент кафедры Техносферной безопасности,
Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова, Архангельск
E-mail: m.zhvakina@narfu.ru
А.А. Коробовский,
кандидат технических наук, доцент кафедры Техносферной безопасности,
Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова, Архангельск,
E-mail: a.korobovskiy@narfu.ru
Н.В. Коровкина, кандидат технических наук, доцент кафедры Техносферной безопасности,
Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова, Архангельск
E-mail: n.korovkina@narfu.ru
Аннотация:
В настоящее время большинство подъемных, погрузочно-разгрузочных и транспортных работ осуществляется с использованием вилочного автопогрузчика. Проведение этих операций нередко сопровождается травмированием работников. В статье анализируются основные нормативно-правовые акты в области охраны труда при эксплуатации автопогрузчика. Предложены технические и организационные мероприятия для снижения травмоопасности работ погрузчика.
Ключевые слова
Вилочный автопогрузчик, требования безопасности, эксплуатация автопогрузчика, инструкция по охране труда.
To the question of reducing the injury of work with the use of the automobile loader
M.A. Zhvakina,
Candidate of Technical Sciences, Associate Professor of the Department of Technical Security,
Northern (Arctic) Federal University. M.V. Lomonosov, Arkhangelsk
A.A.Korobovsky,
Candidate of Technical Sciences, Associate Professor of the Department of Technosphere Security,
Northern (Arctic) Federal University. M.V. Lomonosov, Arkhangelsk
N.V. Korovkina
Cand.Tech.Sci., Assistant professor of the Technosphere Security Department,
Northern (Arctic) Federal University. M.V. Lomonosov, Arkhangelsk
Abstract:
Currently, most lifting, loading and unloading and transport operations are carried out using a forklift truck. These operations are often accompanied by injury to workers. The article analyzes the main regulatory and legal acts in the field of labor protection in the operation of the forklift. The proposed technical and organizational measures to reduce the risk of loader work.
Keyword
Forklift truck, safety requirements, forklift operation, labor protection instruction.
Вилочный автопогрузчик весьма широко используется для осуществления подъемных, погрузочно-разгрузочных, транспортных работ, складских операций. Требования безопасности, предъявляемые к эксплуатации автопогрузчика, определены соответствующими нормативно-правовыми актами [1,2,3,5,6,7,8,9] и направлены, в основном, на обеспечение безопасности при потере устойчивости груза и автопогрузчика. Однако в практике использования автопогрузчика неоднократно фиксировалась случаи травмирования работников, связанные с троганием автопогрузчика с места с одновременным выполнением поворота.
Рассмотрим данную ситуацию. Травмирование работника происходит в том случае, если в момент начала движения погрузчика в опасной близости к нему оказался человек. При трогании с места с поворотом погрузчик боковой поверхностью (бортом) сбивает человека, находящегося рядом с ним, с последующим наездом на него задних (управляемых) колес и причинением травм.
Человек может оказаться вблизи стоящего автопогрузчика по различным причинам: передача информации производственного характера водителю, например, распоряжения о производственной задаче; недооценка опасности; пренебрежение опасностью. Как правило, для уменьшения риска травмирования работников предприятий, на которых используются автопогрузчики, в инструкции по охране труда включают требование о соблюдении минимально допустимого расстояния между работником и автопогрузчиком, при его передвижении или подъеме груза. Однако в инструкциях по охране труда не уделяется внимания описанной выше ситуации. При проведении инструктажей не делается акцента на возможность травмирования при трогании автопогрузчика с места с поворотом. Впрочем, человек, стоящий рядом автопогрузчиком, зачастую не может отследить момент начала маневра, даже при наличии звукового сигнала.
В создании опасной ситуации велика доля вины водителя. Водитель автопогрузчика может принять решение о выполнении маневра будучи уверенным в его безопасности, в условиях недостатка информации о состоянии окружающей обстановки (заблуждаясь). Из возможных причин данной ситуации следует выделить две: нахождение стоящего рядом с автопогрузчиком человека в «слепой» зоне и отсутствие психологической установки у водителя на тщательный контроль состояния окружающей обстановки перед началом движения.
Решением в этом случае может быть оснащение автопогрузчиков дополнительными зеркалами заднего вида – для контроля зоны выноса задней части автопогрузчика (противовеса) в сторону при повороте. Однако, в действующих нормативно-правовых актах ГОСТ 16215-80 [1], «Правилах по охране труда при эксплуатации промышленного транспорта» [3] определено требование оснащения автопогрузчиков только зеркалом заднего вида, дополнительные зеркала заднего вида могут устанавливаться по заказу потребителя. ГОСТ 16215-80 [1] указан в перечне стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента Таможенного союза "О безопасности машин и оборудования"[4].
Учитывая указанное выше обстоятельство, водитель должен начинать выполнение маневра – трогание с места, только убедившись в его безопасности для окружающих, для чего тщательно контролировать обстановку перед началом движения.
Анализ нормативно-правовых актов в области охраны труда показывает, что правила охраны труда [3] и типовые инструкции [5, 6, 7, 8] не содержат конкретных указаний по обеспечению безопасности в описанной выше ситуации. Есть общие рекомендации, представленные в приведенных ниже выдержках из документов.
«..В производственных помещениях и на местах производства работ с повышенным уровнем шума для предупреждения работников и опознания движущегося транспортного средства дополнительно к звуковой сигнализации следует применять световую сигнализацию…» [3, п.62].
«…При движении в местах скопления людей, возможного их появления (проходов, выходов из помещения) необходимо снизить скорость и дать звуковой сигнал…» [2, п.2.4.5.8..].
«Перед движением с места вперед или назад, подъемом и опусканием груза водитель должен подать сигнал и убедиться в безопасности движения. Следует замедлять скорость движения погрузчика и подавать звуковой сигнал в местах скопления людей, в проходах, при проезде мимо дверей и через ворота, при поворотах» [5, п.3.14].
«Перед началом движения, подъемом и опусканием груза, а также во всех случаях, когда возникает опасность травмирования или наезда на работников, водитель погрузчика (машинист бульдозера) обязан подавать предупредительный звуковой сигнал» [7, п.3.4].
«Замедлить движение погрузчика и подать звуковой сигнал: в местах скопления людей; в проходах; при проезде мимо дверей и через ворота; при поворотах; трогании с места задним ходом» [8, п.3.16].
В тоже самое время руководства по эксплуатации автопогрузчиков некоторых фирм-изготовителей (HYUNDAI, Komatsu) указывают на необходимость начинать выполнение маневра – поворота, только убедившись в его безопасности для окружающих.
Рекомендации по обеспечению безопасности рассматриваемого маневра можно увидеть в ГОСТ Р 51354-99 [9, п. 14.2.3.1]: «…Резкие разгоны и торможения, повороты на большой скорости должны быть исключены. Рекомендуется не начинать трогание с места при полностью повернутых управляемых колесах, кроме случаев, когда это требуется особыми условиями. В этих случаях при трогании необходимо быть особенно внимательными».
В связи с вышесказанным считаем необходимым внесение в инструкции по охране труда для водителей автопогрузчиков требования - перед началом движения с поворотом убедиться в отсутствии людей рядом с машиной в зоне опасной при повороте. При проведении инструктажей делать акцент на возможность травмирования работника в описанной выше ситуации.
Таким образом, для снижения травмоопасности работы погрузчика следует:
- закрепить в нормативно-правовых актах по охране труда требование по оснащению автопогрузчиков дополнительными зеркалами заднего вида;
- указать в инструкциях по охране труда требование по выполнению маневра автопогрузчика (трогания с места с поворотом) с учетом его безопасности для окружающих;
- перед началом движения с поворотом убедиться в отсутствии людей рядом с машиной в зоне опасной при повороте;
- при проведении инструктажей делать акцент на возможность травмирования работника при выполнении маневра автопогрузчика (трогания с места с поворотом).
Литература
- ГОСТ 16215-80 Автопогрузчики вилочные общего назначения. Общие технические условия. Утв. и введен в действие Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 15.08.1980 N 4286.
- Межотраслевые правила по охране труда на автомобильном транспорте. Утв. Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 12.05.2003 г. N 28.
- Правила по охране труда при эксплуатации промышленного транспорта. Утверждены Приказом Минтруда России от 27.08.2018 N 553н (Зарегистрировано в Минюсте России 08.10.2018 N 52353)
- ТР ТС 010/2011. Технический регламент Таможенного союза. О безопасности машин и оборудования. Принят решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 № 823 (ред. от 16.05.2016).
- Инструкция по охране труда для водителя автопогрузчика. Утв. Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации 19.05.2004 г.
- ТИ Р М-009-2000. Типовая инструкция по охране труда для водителей автопогрузчиков" (утв. Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации 17.03.2000).
- ТИ Р О-13153-ЦМ-903-2002 Типовая инструкция по охране труда для водителей электропогрузчиков, автопогрузчиков, ковшовых погрузчиков и машинистов бульдозеров. Утв. Министерством путей сообщения Российской Федерации 25.05.2002 г.
- ТОИ Р-95120-(001-033)-95 Типовые инструкции по охране труда для работников предприятий торговли и общественного питания. Утверждены Приказом Роскомторга от 3 октября 1995 г. № 87
- ГОСТ Р 51354-99 (ИСО 3691-80) Транспорт напольный безрельсовый. Требования безопасности. Принят и введен в действие Постановлением Госстандарта России от 17 октября 1999 г. N 410-ст. Дата введения 01.07.2000.