Первый заместитель генерального директора
АНО ТО «НИИ БЖД»
Мусатова Татьяна Васильевна
Экономика есть искусство удовлетворить безграничные потребности при помощи ограниченных ресурсов.
Лоренс Питер
Продолжающийся экономический рост в целом ряде отраслей экономики существенно увеличил потребность предприятий и организаций в квалифицированных специалистах и рабочих. Одновременно изменились и критерии оценки персонала со стороны работодателей, обусловленные внедрением новых технологий, модернизацией производства, повышением конкурентоспособности и выходом на внешние рынки. Значительная роль в создании здоровых и безопасных условий труда на производстве, предотвращении травматизма и профессиональных заболеваний рабочих и служащих по праву принадлежит четко организованному информационному обеспечению, обучению и пропаганде охраны труда.
Заметно растет объем информации в области охраны труда. Работодатели и работники не располагают достаточным количеством времени и энергии для изучения документов по всем аспектам охраны труда. Поэтому большое значение имеют различные меры для организации и построения процесса обучения по охране труда.
Обучение по охране труда работников разрешает многие вопросы, связанные с повседневной деятельностью на фоне постоянных изменений в законодательстве, помогает налаживать производственные процессы.
Ряд статей Трудового Кодекса РФ посвящены вопросу обучения по охране труда.
Статья 219 ТК РФ:
Каждый работник имеет право на:
Обучение безопасным методам и приемам труда за счет средств работодателя.
Статья 212 ТК РФ:
Работодатель обязан обеспечить:- обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знаний требований охраны труда;
- недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда.
Статья 225 ТК РФ. Обучение и профессиональная подготовка в области охраны труда
Все работники, в том числе руководители организаций, а также работодатели - индивидуальные предприниматели, обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Учебный центр АНО ТО «НИИ БЖД» проводит обучение руководителей и специалистов организаций и предпринимателей по программам, связанным с охраной труда.
Мы предлагаем самое экономичное и эффективное решение — дистанционный курс обучения с последующей проверкой знаний.
Факт востребованности дистанционной формы обучения сегодня очевиден для всех, поскольку не каждый руководитель или специалист по охране труда может на одну-две недели покинуть свое предприятие для очного обучения.
Дистанционное обучение - это форма обучения, в рамках которой взаимодействие клиентов, преподавателя и учебного курса «Охрана труда» осуществляется удаленно и опосредовано, через электронные средства обучения. Дистанционная форма обучения позволяет проводить централизованную подготовку кадров, независимо от удаленности от учебного центра, возможность обучения без отрыва от производства. При этом обеспечивается целенаправленность процесса обучения, интерактивное взаимодействие обучающегося с преподавателем, обучающегося с учебным материалом (в удобное время), обучающихся между собой.
Дистанционное обучение приводит:
- к снижению затрат работодателя, вы не тратитесь на проживание, переезд и т.д.
- удобный режим: обучение по свободному графику в любое удобное для вас время, постоянный доступ к программе обучения.
- независимость от географического расположения обучающихся.
- доступ к нормативно-правовым актам, формам документов.
- взаимодействие с преподавателем с помощью современных информационных средств.
- прохождение тестирования самостоятельно, возможность увидеть свой результат (оценку).
- - оно позволяет самостоятельно, в удобное время пройти обучение и проверку знаний через интернет с последующим получением удостоверений установленного образца.
При этом становится возможным в процессе обучения через интерактивное взаимодействие достижение следующих целей:
- диалога между обучающимся и преподавателем;
- ознакомления обучающегося с учебными материалами;
- общения обучающихся между собой
В рамках дистанционного образования можно формировать различные комплекты модулей, выстраивая соответствующие траектории обучения с учетом категории слушателей: одну – для членов комитета по охране труда, другую – для руководителей предприятий, третью – для специалистов служб охраны труда и т. д. Модули по охране труда можно интегрировать в любые другие электронные системы обучения. Электронная обучающая среда позволяет оперативно реагировать на новации в сфере охраны труда, обновлять содержание модулей, вводить новые. На эффективность дистанционного обучения серьезно влияет умение преподавателя использовать современные информационно-коммуникационные технологии (далее – ИКТ). Однако следует признать, что далеко не каждая обучающая организация располагает квалифицированными преподавателями, способными не только создать необходимое методическое обеспечение, но и удерживать его на должном уровне. Если содержательное наполнение курса не обновляется, то он перестает быть актуальным. Постоянное совершенствование электронных учебных материалов – одна из основных задач преподавателей нашего центра дистанционного обучения.
Некоторые коллеги думают, что стоит им закупить технику, программное обеспечение, готовые электронные учебные материалы, и они могут оказывать услуги по дистанционному обучению. Однако пройдет полгода, и учебные материалы уже не будут в полной мере соответствовать требованиям времени. Необходимо учитывать постоянно появляющиеся нормативные документы и соответственно изменяющиеся требования по охране труда, новые подходы.
Преимущества дистанционной подготовки настолько очевидны, что о них как о механизме повышения качества образования говорят представители властных структур, а также надзорные органы. Всерьез обеспокоенные дефицитом квалифицированных кадров, особенно в реальном секторе экономики, они говорят о существенном эффекте в сфере кадровой подготовки, который способны создать дистанционные образовательные технологии.
Речь идет о целом комплексе преимуществ «электронного образования». Фактор «гибкости» и мобильности — основной среди них. Дистанционные технологии создают возможность получения знаний с выбором времени, места и темпов обучения. Важный плюс дистанционных методик — высокий результат обучения на фоне относительно минимальных затрат. Стоит отметить и такое преимущество, как модульность «удаленного» образования — обучение по индивидуальному плану, отвечающее личным потребностям, а также «параллельность» — возможность обучения без отрыва от работы.
Дистанционное обучение рассматривается Президентом и Правительством РФ как серьезный повод для изменения всей системы образования и алгоритма кадровой подготовки. По оценке главы государства современные условия предлагают учебным заведениям возможность создания такой образовательной среды, где технологии, прежде всего, будут ориентированы на потребности учащихся. Дистанционное обучение определяется на уровне Правительства как эффективная система подготовки специалистов. Она может наиболее адекватно и гибко реагировать на потребности общества.
Подводя итог вышесказанному: Обучение по охране труда приносит определенную пользу и знания, повышает ответственность к трудовой дисциплине и обеспечение безопасности производства, а значит сохранения жизни и здоровья каждого работника.