Зарегистрировано в Минюсте России 6 февраля 2013 г. N 26881
МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИКАЗ от 12 декабря 2012 г. N 590н О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ АТТЕСТАЦИИ РАБОЧИХ МЕСТ ПО УСЛОВИЯМ ТРУДА, УТВЕРЖДЕННЫЙ ПРИКАЗОМ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 26 АПРЕЛЯ 2011 Г. N 342Н
В соответствии со статьей 209 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 3; 2006, N 27, ст. 2878; 2009, N 30, ст. 3732; 2011, N 30, ст. 4586), пунктом 3 Указа Президента Российской Федерации от 21 мая 2012 г. N 636 "О структуре федеральных органов исполнительной власти" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 22, ст. 2754; N 27, ст. 3674) и подпунктом 5.2.16 Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 610 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 26, ст. 3528), приказываю:
Внести в порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденный приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 апреля 2011 г. N 342н (зарегистрирован Минюстом России 9 июня 2011 г. N 20963), изменения согласно приложению.
Министр М.А.ТОПИЛИН Приложение к приказу Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12 декабря 2012 г. N 590н
ИЗМЕНЕНИЯ, ВНОСИМЫЕ В ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ АТТЕСТАЦИИ РАБОЧИХ МЕСТ ПО УСЛОВИЯМ ТРУДА, УТВЕРЖДЕННЫЙ ПРИКАЗОМ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 26 АПРЕЛЯ 2011 Г. N 342Н
1. Пункт 4 изложить в редакции:
"4. Аттестации подлежат рабочие места работодателя <1>, в том числе рабочие места, организованные при создании юридического лица или регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, а также организованные по завершении строительства, реконструкции, технического перевооружения производственных объектов, производства и внедрения новой техники или новых технологий, влияющих на уровни показателей факторов производственной среды и трудового процесса (далее - вновь организованные рабочие места <2>), на которых заняты работники, трудовая функция которых предусматривает:
<1> За исключением рабочих мест, на которых работники исключительно заняты на персональных электронно-вычислительных машинах (персональных компьютерах) и (или) эксплуатируют аппараты копировально-множительной техники настольного типа, единичные стационарные копировально-множительные аппараты, используемые периодически, для нужд самой организации, иную офисную организационную технику, а также бытовую технику, не используемую в технологическом процессе производства.
Вновь организованное рабочее место должно быть определено в структуре организации соответствующей исполнительной технической документацией и локальными нормативными актами работодателя (акт приемки, штатное расписание, технологические инструкции, рабочие инструкции и другие документы).
работу с оборудованием, машинами, механизмами, установками, устройствами, аппаратами, транспортными средствами;
эксплуатацию, обслуживание, испытание, наладку и ремонт оборудования, машин, механизмов, установок, устройств, аппаратов, транспортных средств;
работу с источниками опасностей, способными оказывать вредное воздействие на работника, определяемые аттестационной комиссией исходя из критериев оценки условий труда;
использование электрифицированного, механизированного или иного ручного инструмента;
хранение, перемещение и (или) применение сырья и материалов.
Аттестация вновь организованных рабочих мест в соответствии с проектами строительства, реконструкции, технического перевооружения производственных объектов, производства и внедрения новой техники, внедрения новых технологий должна быть проведена после достижения показателей и характеристик, предусмотренных указанными проектами, но не позднее одного года с момента создания новых рабочих мест.
2.Пункт 8 изложить в редакции:
"8. Сроки проведения повторной аттестации устанавливаются работодателем, исходя из следующего:
а) на рабочих местах, указанных в пункте 4 Порядка, где по результатам предыдущей аттестации установлены вредные и (или) опасные условия труда, а также на рабочих местах с наличием производственных факторов и работ, при выполнении которых обязательно проведение предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований), аттестация проводится не реже одного раза в пять лет;
б) на рабочих местах, указанных в пункте 4 Порядка, где по результатам предыдущей аттестации условия труда признаны безопасными (оптимальными или допустимыми), аттестация не проводится, за исключением случаев проведения внеплановой аттестации в соответствии пунктами 47 - 51 Порядка.
Срок проведения повторной аттестации отсчитывается от даты завершения проведения предыдущей аттестации.
Датой начала проведения очередной аттестации является дата издания приказа работодателя об утверждении состава аттестационной комиссии и графика проведения аттестации.
3. Абзац второй пункта 47 изложить в редакции:
"в случае обращения работника, представителя выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников с заявлением к работодателю о проведении аттестации на соответствующем рабочем месте;".
4. Пункт 47 дополнить абзацем следующего содержания:
"в соответствии с предписанием, выданным работодателю федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальными органами (государственными инспекциями труда в субъектах Российской Федерации).".
5. Подпункт 7 пункта 3 приложения N 3 к Порядку проведения аттестации рабочих мест по условиям труда изложить в следующей редакции:
"7) в строке 021 - перечень используемых на рабочем месте оборудования (с указанием марки, регистрационного номера и года выпуска), материалов и сырья;".
ОТВЕТЫ СО ЗНАКОМ ВОПРОСА
Безусловно, Приказ №590н уже хорошо знаком нашим читателям, он имел широкий резонанс, и в первую очередь - в профессиональной трудоохранной среде. Редакция предоставила страницы журнала желающим высказать свое мнение.
С.Е. Путилин-Председатель Совета НАЦОТ
В современных условиях работники предприятий и организаций, не связанные с процессом непосредственного материального производства, в подавляющем своём числе заняты с работой на компьютерах. Нет нужды перечислять сферы деятельности, а также профессии, где бы не использовались персональные компьютеры.
По данным Росстата (Россия, 2012) число организаций, использующих информационные и коммуникационные технологии, в 2010 году составляло 165822, число персональных компьютеров в организациях – 9288 тыс. штук. Число персональных компьютеров на 100 работников составляет более 36, в том числе имеющих доступ к сети 18.
В формулировке сноски 1 к приказу Минтруда от 12.12.2012 г. № 590н употребляется выражение «За исключением рабочих мест, на которых работники исключительно заняты на персональных электронно-вычислительных машинах и т.д.»., которое исключает проведение аттестации на этих рабочих местах.
Вопросы к авторам:
Что значит - исключительно заняты? Исключительно занят диспетчер, оператор, программист, главный специалист, бухгалтер, проектировщик, научный сотрудник, и т.д. перечислять можно много.
Вводимая норма входит в противоречие с Конституцией РФ, Трудовым Кодексом РФ и подзаконными нормативными актами:
- Имеет место дискриминация прав работников в отношении ст. 37 п.3 Конституции РФ 3. «Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.», а также ст.ст. 2, 22, 212, 219, 220 – Трудового Кодекса РФ.
- «Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда» Р 2.2.2006-05" (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 29.07.2005).
Раздел 5.10 «Тяжесть и напряженность трудового процесса» , таб. 18 п.2.6.“Наблюдение за экраном видеотерминала (часы в смену)”. Согласно этому показателю фиксируется время (часы, минуты) непосредственной работы пользователя ВДТ с экраном дисплея в течение всего рабочего дня при вводе данных, редактировании текста или программ, чтении информации буквенной, цифровой, графической с экрана. Чем длительнее время фиксации взора на экран пользователя ВДТ, тем больше нагрузка на зрительный анализатор и тем выше напряженность труда.
Критерий "наблюдение за экранами видеотерминалов" применяется для характеристики напряженности трудового процесса на всех рабочих местах, которые оборудованы средствами отображения информации как на электронно-лучевых, так и на дискретных (матричных) экранах (дисплеи, видеомодули, видеомониторы, видеотерминалы).
- Приказ Минздравсоцразвития от 12 апреля 2011 г. № 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда».
п.4.4 Сенсорные нагрузки.
Сенсорные нагрузки определяются в ходе аттестации рабочих мест по условиям труда.
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 30.04.2010 № 48 "Об утверждении СанПиН 2.2.2/2.4.2620-10" (вместе с "СанПиН 2.2.2/2.4.2620-10. Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работ. Изменения № 2 к СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы") (Зарегистрировано в Минюсте РФ 07.06.2010 № 17481).
Выводы:
Норма, заложенная в приказе Министерства труда и социального развития РФ от 12.12.2012 № 590н в отношении п.4 Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26ю04 2011 г. № 342н:
1. Приведет к нарушению прав граждан РФ и дискриминации по профессиональному признаку значительной части работающих.
2. Вступает в противоречие с другими нормативными актами в области охраны и гигиены труда.
Мусатова Татьяна Васильевна – Заведующий отделом аттестации ООО «ЭКСПресс-1» (Тюмень)
С 1 сентября 2011 года аттестация рабочих мест проводится в соответствии с Приказом Минздравсоцразвития №342н от 26.04.2006 года.12 декабря 2012 года Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации издало приказ № 590н «О внесении изменений в порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденный приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 апреля 2011 г. № 342н». Одновременно этот приказ, но в виде проекта, был внесён Минтрудом России 17 января 2013 года на рассмотрение рабочей группы Комиссии по защите трудовых прав, охране труда, промышленной и экологической безопасности (далее Комиссия).
В ходе обсуждения приказа (проекта) членами и экспертами рабочей группы был высказан ряд принципиальных замечаний. По результатам обсуждения приказа (проекта) рабочей группой Комиссии было предложено членам и экспертам рабочей группы в установленный срок направить в секретариат Комиссии замечания и предложения, а Минтруду России доработать приказ (проект) с учетом этих замечаний и предложений и направить в секретариат Комиссии для рассмотрения на рабочей группе (протокол № 1 от 17 января 2013г.). Однако Минтруд России, игнорируя решение рабочей группы Комиссии о повторном рассмотрении вопроса на заседании рабочей группы, направил приказ на регистрацию в Министерство юстиции Российской Федерации. В феврале текущего года упомянутый приказ был зарегистрирован за № 26881.Таким образом, нарушен установленный регламент Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12 декабря 2012г. №590н был бы актуален в государстве, в котором не случаются несчастные случаи на производстве и профессиональные заболевания. А работодатели преследуют исключительно социально ориентированные цели, а не цель извлечения прибыли.
Согласно пункту 2 статьи 19 Конституции РФ, государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. В обобщенном плане требование равенства всех перед законом включает, в первую очередь, запретительный аспект, когда равное отношение всех к закону должно исключать саму возможность существования в законодательных актах каких-либо норм дискриминационного характера; они запрещаются как незаконные, неконституционные. Пункт 3 статьи 37 Конституции РФ гласит «…каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены».
Трудовой кодекс конкретизирует, что следует понимать под правом работника на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда (ст. 219 ТК), это и право на рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда…., право на получение достоверной информации от работодателя, соответствующих государственных органов и общественных организаций об условиях и охране труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья, а также о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и предусматривает комплекс гарантий, обеспечивающих реализацию этого права (ст. 220 ТК). Работодатель обязан обеспечить: соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте (ст. 212 ТК).
Основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признаются: обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда, в том числе на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, права на отдых, включая ограничение рабочего времени, предоставление ежедневного отдыха, выходных и нерабочих праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска (ст. 2 ТК).
Нормы приказа №590н не позволяют работодателю и государству реализовать основные принципы правового регулирования трудовых отношений, заложенные в ТК. С точки зрения правовых вопросов трудового законодательства Приказ №590н нарушает основные принципы ТК и являясь подзаконным нормативным актом противоречит ТК. Таким образом, Приказ №590н несвоевременный, недоработанный и несогласованный с трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений.
Д.Р. Ахтямов и Л.А. Сорока - Главный инженер и директор ООО «Юг-Консалт» (Новочеркасск)
Приказ Минтруда «О внесении изменений в Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда…» № 590н от 12.12.2012г. априори противоречит ТК РФ. Этим приказом Минтруд заранее присваивает т.н. «офисным» работникам допустимые условия труда и исключают эти рабочие места из числа аттестуемых,
Получается бухгалтер или менеджер, который работает 7-8 часов за компьютером, без заземления, со страшной пульсацией, недостаточном освещении, не проходя даже вводного инструктажа находится в «лучших допустимых условиях труда», чем водитель на дорогой иномарке с комфортными условиями и вредными условиями труда только по напряженности. Достоверная информация об условиях труда работника может быть получена только в процессе аттестации рабочего места. Не проводя аттестацию мы лишаем работника информации об истинных условиях труда на его рабочем месте, создаем предпосылки для ухудшения условий труда работников. Весьма проблематичным становится применение предусмотренных законодательством мер ответственности к лицам, виновным в нарушениях законодательства об охране труда.
Должны также отметить, что данный приказ неоднозначен. Теперь получается работодатель сам будет решать, кому из офисных работников проходить медосмотр. А как быть с местами, условия труда на которых допустимые, а медосмотры проводятся согласно приложения №2 к приказу Минздравсоцразвития 302н от 12.04.2012г. (это медики, работники образовательных учреждений, электрики, работники торговли и т.д.). Или условия труда вредные, а медосмотры не положены (пример-руководитель предприятия с классом условий труда по напряженности 3.2). Их необходимо будет аттестовать?. Много и других вопросов рабочего характера, которые возникли в связи с данным приказом.
Следует отметить комментарии Минтруда на сайте от 04.02.2013г.: «Первичная аттестация - подчеркнул директор Департамента условий и охраны труда Валерий Корж, - остается обязательной. Это касается всех рабочих мест. А повторная аттестация раз в пять лет согласно приказу будет проводиться только в отношении рабочих мест с вредными или опасными условиями труда». Приказ говорит одно, а комментарии к нему другие. Далее было сказано: «Данные изменения Порядка проведения аттестации, с одной стороны, позволят существенно снизить административные барьеры для бизнеса, поскольку исключается обязательная аттестация абсолютно всех рабочих мест каждые пять лет, - подчеркнул директор Департамента. - С другой, обеспечит необходимый контроль за соблюдением требований охраны труда на работах, связанных с вредными и опасными условиями». Какие барьеры для бизнеса?. Если гарантии права работника на труд в условиях, соответствующих требованиям ОТ являются барьером для бизнеса, то возможно Минтруду, совместно с Минюстом и Российским союзом промышленников и предпринимателей, следует выйти с инициативой о приведении в соответствие с настоящим приказом Конституции РФ.
Раз в пять лет за умеренную плату работодателю оценят условия труда в организации, помогут разобраться с состоянием охраны труда. В Ростовской области в среднем аттестация одного рабочего места для фирмы 10 человек будет стоить 1300-1500 рублей. Итого максимум 15 тыс. рублей за 5 лет (или 25 рублей в месяц на одного работника), это разве много?
Периодичность проведения аттестации один раз в пять лет конечно оптимально, при условии ежегодного производственного контроля и аттестации вновь образованных рабочих мест. На практике в 90% случаев работодатель ждет 5 лет и потом проводит новую аттестацию с новым перечнем рабочих мест и новым оборудованием, а если не будет строгой периодичности, мало кто из работодателей вообще будет проводить повторную аттестацию. Приказ в таком виде конечно затронет не только работников, но и аттестующие организации. Работодателю будет выгодно найти такую организацию, которая сделает им аттестацию с допустимыми условиями труда, а добросовестным и ответственным людям придется просто менять область деятельности.
Прошу Вас учесть мнение нашей организации при выработке позиции НАЦОТ по отношению к данному приказу. Считаем целесообразным довести мнение нашей и других аттестующих организаций – членов НАЦОТ до руководства Минтруда, и ходатайствовать как минимум, о корректировке приказа – убрать из него подстрочный комментарий и дать разъяснения по отмеченным неоднозначностям и порядку его применения на сайте Минтруда (так как это было сделано с 870 постановлением).
Склеменов Герман Жоржевич - заместитель руководителя Департамента труда и занятости населения Краснодарского края
Приказом от 12 декабря 2012 года №590н Минтруда, зарегистрированным в Минюсте 6 февраля 2013 года, внесены изменения в Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденный приказом Минздравсоцразвития России от 26 апреля 2011 года № 342н.
Не подлежат аттестации, рабочие места, на которых работники периодически заняты использованием ПЭВМ и (или) аппаратов копировально-множительной техники (настольных или стационарных) и (или) используют их для нужд только самой организации, а также, связанные с эксплуатацией офисной и бытовой техники, не используемой в технологическом процессе производства.
В приказе от 12 декабря 2012 года №590н и в Порядке проведения аттестации не расшифровываются понятия «используемые периодически» и «для нужд самой организации», что вызывает множество вопросов у работодателей, аттестующих и контролирующих организаций.
Исходя из норм действующих нормативно правовых актов:
- приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 12 апреля 2011 года №302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда» (пункт 3.2.2.4 приложения 1);
- Руководства по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критериями и классификацией условий труда Р 2.2.2006-05 (пункт 2.6 таблицы 18);
- СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организация работы» (пункт 13.1);
- Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, утвержденного постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и Президиума ВЦСПС от 25 октября 1974 года №298/П-22, и Инструкции по применению данного Списка (пункт 109 раздела XLIII);
к «периодическому использованию» можно отнести работу на персональном компьютере и (или) копировально множительной технике, составляющую менее 50% от рабочего времени, так как при более продолжительном воздействии факторов производственной среды условия труда могут быть признаны вредными, что влечет за собой предоставление компенсаций за вредные условия труда и проведение медицинских осмотров.
Понятие «собственные нужды организации» содержится только в документах органов статистики. Из приведенных понятий в пункте 5.8 Указаний по заполнению формы федерального статистического наблюдения №22-ЖКХ, утвержденных приказом Федеральной службы государственной статистики от 31 января 2013 года № 41, следует: собственные нужды – это использование товаров для нужд, связанных с производством и реализацией, включая хозяйственно-бытовые нужды организации. Работами (услугами), выполняемыми для собственных нужд, считаются, работы, если они произведены непосредственно самой организацией, а именно одним структурным подразделением для другого.
Рассмотрим два одинаково оснащенных рабочих места «секретаря руководителя» и «бухгалтера», оборудованных персональным компьютером, множительным аппаратом настольного типа, а также на рабочих местах имеется электрочайник, используемый для личных нужд.
Согласно должностным обязанностям «бухгалтер» готовит договора обязательств по хозяйственно - финансовой деятельности организации. Оформляет документы отчетных калькуляций себестоимости продукции, выполняемых работ (услуг) для сторонних организаций. Производит начисление и перечисление налогов и сборов в федеральный, региональный и местный бюджеты, страховых взносов в государственные внебюджетные социальные фонды, платежей в банковские учреждения, заработной платы рабочих и служащих, других выплат и платежей. Согласно хронометражным исследованиям работа на персональном компьютере составляет 60% рабочего времени и осуществляется как для нужд самой организации, так и для сторонних организаций (заказчиков, банков, налоговой инспекции, фонда социального страхования, пенсионного фонда, благотворительных организаций и т.п.). В обеденный перерыв использует электрочайник для личных нужд. Данное рабочее место подлежит аттестации рабочих мест по условиям труда.
Согласно своим должностным обязанностям и данным хронометражных исследований «секретарь руководителя» периодически (менее 50% рабочего времени) оформляет на компьютере приказы по основной деятельности организации и другие распоряжения руководителя, иногда использует множительный аппарат для копирования документов для нужд организации. В обеденный перерыв использует электрочайник для личных нужд. Данное рабочее место аттестации по условиям труда не подлежит.
Таким образом, аттестация рабочих мест, которые составляют исключения из общего правила, будет добровольной. Чтобы выполнять требования основного закона страны и трудового законодательства работодатель должен быть уверен в безопасности рабочих местах, на которых аттестация не проведена, с этой целью считаем необходимым разработать порядок декларирования работодателем соответствия условий труда на данных рабочих местах государственным нормативным требованиям охраны труда. А работодателям советуем провести аттестацию на всех без исключения рабочих местах, если они не уверены в их безопасности, так как согласно статье 212 Трудового кодекса РФ работодатель обязан обеспечить «соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте».
Существенные поправки внесены и в сроки проведения повторной аттестации, согласно которым раз в пять лет будет проводиться повторная аттестация только тех рабочих мест, на которых были выявлены вредные или опасные условия труда, а также тех, которые связаны с производственными факторами и работами, при выполнении которых обязательно проведение предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований).
На рабочих местах, где по результатам предыдущей аттестации условия труда признаны безопасными (оптимальными или допустимыми), аттестация не проводится, за исключением случаев, когда необходима внеплановая аттестация.
Внеплановая аттестация проводится в случае:
- по результатам государственной экспертизы условий труда, проведенной в целях оценки качества проведения аттестации;
- обращения работника, представителя выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников с заявлением к работодателю о проведении аттестации на соответствующем рабочем месте;
- выполнения мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда, а также мероприятий по улучшению условий труда;
- замены производственного оборудования;
- изменения технологического процесса;
- изменения средств коллективной защиты.
А также внеплановая аттестация проводится в соответствии с предписанием, выданным работодателю федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальными органами (государственными инспекциями труда в субъектах Российской Федерации).
Особая роль отведена государственной экспертизе условий труда. При выявлении по результатам государственной экспертизы условий труда, проведенной в целях оценки качества аттестации, несоответствия материалов аттестации государственным нормативным требованиям аттестационная комиссия организации разрабатывает и реализует комплекс мер по приведению материалов аттестации в соответствие с экспертным Заключением. В случае бездействия организации копия Заключения направляется в государственную инспекцию труда в субъекте Российской Федерации с целью возбуждения дела об административном правонарушении по ч.1 ст.5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении организации, допустившей правонарушение.
С целью оказания помощи организациям в проведении аттестации рабочих мест департаментом труда и занятости населения Краснодарского края разработаны «Методические рекомендации по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда» с учетом изменений, внесенных в Порядок, и с примерами заполнения документов (электронная версия находится на официальном сайте департамента: www.kubzan.ru в разделе «Трудовая сфера»).
Вышеуказанные изменения Порядка проведения аттестации рабочих мест в части изменения сроков проведения повторной аттестации значительно снизят административные барьеры для работодателей за счет исключения проведения обязательной аттестации всех рабочих мест каждые пять лет, что также послужит дополнительным стимулом приведения условий труда на рабочих местах к безопасным.