Железное «здоровье». Сертификация технических средств железнодорожного транспорта на соответствие нормам безопасности по санитарно-эпидемиологическим и эргономическим показателям. С. Е. Путилин (№4, 2013)

Скачать выпуск "Безопасность и охрана труда" №4 2013

Сертификация технических средств железнодорожного транспорта на соответствие нормам безопасности по санитарно-эпидемиологическим и эргономическим показателям

Путилин Сергей Евгеньевич

Главный врач ФГУ Здравоохранения “Федеральный центр гигиены и эпидемиологии по железнодорожному транспорту” Тихорецкий филиал

Система сертификации на федеральном железнодорожном транспорте (ССФЖТ) образована Министерством путей сообщения Российской Федерации в соответствии с Законом Российской Федерации «О сертификации продукции и услуг» от 10 июня 1993 г. №5153-1 (с 01 июля 2003 года действует Федеральный закон «О техническом регулировании» от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ).

В соответствии с Правилами по проведению сертификации в Российской Федерации, к нормативным документам, используемым при обязательной сертификации, относят законы Российской Федерации, государственные стандарты (в том числе принятые в Российской Федерации межгосударственные и международные стандарты), санитарные нормы и правила, строительные нормы и правила, нормы по безопасности, а также другие документы.

В части санитарно-эпидемиологических и эргономических показателей основным нормативным документом являются Санитарные правила по проектированию, изготовлению и реконструкции локомотивов и специального подвижного состава железнодорожного транспорта СП СП 2.5.1336-03, Санитарные правила по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте СП 2.5.1198-03.

Кроме того, в 2007 году между Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, в лице главного государственного санитарного врача Г.Г.Онищенко, и Открытым акционерным обществом «Российские железные дороги», в лице президента В.И.Якунина, заключено Соглашение о сотрудничестве, целью которого является совместное приложение усилий, содействующих снижению уровня заболеваемости работников железнодорожного транспорта, совершенствованию мер по профилактике заболеваний (отравлений) среди работников железнодорожного транспорта и пассажиров, предупреждению вредного воздействия на человека факторов среды обитания, проведению профилактических и противоэпидемических мероприятий на объектах железнодорожного транспорта при соблюдении взаимных интересов.

Требования указанных санитарных правил вошли специфическими разделами в состав Норм безопасности на железнодорожном транспорте по локомотивам (НБ ЖТ ЦТ 02-98, НБ ЖТ ЦТ 04-98), мотор-вагонному подвижному составу МВПС (НБ ЖТ ЦТ 01-98, НБ ЖТ ЦТ 03-98), специальному подвижному составу СПС (НБ ЖТ ЦП 035-99) и пассажирским вагонам (НБ ЖТ ЦЛ 01-98).

Сертификация технических средств железнодорожного транспорта (ТСЖТ) осуществляется в соответствии с процедурами Правил по сертификации П ССФЖТ 31/ПМГ 40-2003 «Система сертификации на федеральном железнодорожном транспорте. Порядок сертификации технических средств железнодорожного транспорта» на соответствие вновь вводимых в эксплуатацию и реконструируемых единиц подвижного состава нормам безопасности железнодорожного транспорта (НБ ЖТ).

Решение о создании испытательной лаборатории по сертификации технических средств железнодорожного транспорта в Тихорецком филиале было принято главным врачом центра Артёменковым Ю.М. в октябре 2006 года. Выбор дислокации испытательной лаборатории был определен исходя из подготовки кадрового состава, материально-технической базы, готовности руководства филиала.

В Тихорецком филиале Федерального бюджетного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии по железнодорожному транспорту» приказом главного врача от 15 января 2007 г. №4 создана испытательная лаборатория (ИЛ) по сертификации технических средств железнодорожного транспорта на соответствие нормам безопасности на железнодорожном транспорте (НБ ЖТ). После повторной аккредитации в 2011 году расширена область аккредитации и оптимизирована её организационная структура.

Созданная структура ИЛ не рассматривается как постоянно действующее подразделение, а только предназначается для функционирования в целях проведения сертификационных испытаний в ССФЖТ.

Испытательная лаборатория аккредитована в соответствии с законодательством Российской Федерации и правилами Системы сертификации на федеральном железнодорожном транспорте (ССФЖТ) федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта – Федеральным агентством железнодорожного транспорта на техническую компетентность и независимость. Компетентность и независимость испытательной лаборатории в настоящее время подтверждается аттестатом аккредитации № ССФЖТ RU.01ЖТ.11 ОО.00248 от 27 апреля 2011 г.

Основным направлением деятельности Испытательной лаборатории является проведение сертификационных испытаний в ССФЖТ следующих технических средств железнодорожного транспорта (ТСЖТ): локомотивов – магистральных и маневровых тепловозов, электровозов; моторвагонного подвижного состава (МВПС) – электро- и дизель-поездов (рельсовых автобусов), автомотрис (для пассажирских перевозок); специального подвижного состава (СПС) – путевых машин различного назначения, специальных и пассажирских вагонов.

Возглавляет испытательную лабораторию по сертификации главный врач Тихорецкого филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии по железнодорожному транспорту» Путилин С. Е., который осуществляет общее руководство, решение организационных вопросов, непосредственное участие в испытаниях, а также утверждает протоколы сертификационных испытаний.

Испытательная лаборатория по сертификации имеет постоянный штатный персонал, численность, компетентность и квалификация которого обеспечивают её полноценное функционирование. Штатный персонал работает на постоянной основе в соответствующих структурных подразделениях Тихорецкого филиала. Под штатным персоналом ИЛ, не имеющей собственного юридического лица, понимается штатный персонал филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии по железнодорожному транспорту», на базе которого создана ИЛ, участвующий в работе организационной структуры ИЛ, утвержденной при аккредитации.

Вместе с этим в Тихорецком филиале функционирует испытательный лабораторный центр (ИЛЦ), аккредитованный в Системе аккредитации лабораторий, осуществляющих санитарно-эпидемиологические исследований, испытаний, область аккредитации которого позволяет выполнять достаточный объем химических и медико-биологических анализов – аттестат аккредитации № ГСЭН. RU. ЦОА.058.603 действующий до 07.09.2016 г.

ИЛЦ располагает специальными лабораториями, оснащенными современным оборудованием.

Специфика работы испытательной лаборатории по сертификации предполагает выезд бригады испытателей к месту проведения сертификационных испытаний, как правило на специальные полигоны или на места демонстрации технологических режимов работы ТСЖТ.

ИЛ обеспечена специальным автомобилем и средствами измерения, необходимыми для проведения испытаний, заявленных в области аккредитации. Подбор средств измерения осуществлялся по принципу сочетания класса и точности приборов, соответствующих методическим требованиям, и их мобильности. Мобильность и компактность средств измерений определяются спецификой таких сложных объектов испытаний, как подвижной состав железнодорожного транспорта, и позволяют проводить испытания по месту нахождения объекта оперативно, в сжатые сроки.

В состав испытательной лаборатории по сертификации входят эксперты Системы аккредитации лабораторий, осуществляющих санитарно-эпидемиологические исследования, испытания:

Путилин С. Е. – руководитель испытательной лаборатории.

Область аттестации:

- Организация выполнения и управление санитарно-эпидемиологическими исследованиями, испытаниями, внутренний контроль качества проведения испытаний, внутренний контроль деятельности испытательной лаборатории.

- Организация и проведение оценок, результатов санитарно-эпидемиологических исследований, испытаний объектов и факторов гигиены труда.

- Организация и проведение оценок, результатов санитарно-эпидемиологических исследований, испытаний объектов и факторов коммунальной гигиены,

Врач лаборант, заместитель руководителя ИЛ.

Область аттестации:

- Организация выполнения физико-химических исследований, испытаний

Врач по общей гигиене.

Область аттестации:

- Организация и проведение оценок, результатов санитарно-эпидемиологических исследований, испытаний объектов и факторов гигиены труда.

- Организация и проведение оценок, результатов санитарно-эпидемиологических исследований, испытаний объектов и факторов коммунальной гигиены.

Двое сотрудников испытательной лаборатории в 2011 году прошли обучение в Центре подготовки экспертов Московского государственного университета путей сообщения (ЦПЭ МИИТ) по специализации «Проведение сертификационных испытаний».

Одна из сотрудников получила специализацию в Негосударственном образовательном учреждении высшего профессионального образования “Образовательный научный центр “Институт эргономики и социально-экономических технологий” (НОУ ВПО “ОНЦ “ИЭСЭТ”) г. Тверь.

Инженер метролог осуществляет работу по подбору средств измерения, следит за техническим состоянием приборного парка, своевременностью государственной поверки. Осуществляет проверку и актуализацию фонда организационно-методических и нормативных документов ССФЖТ, регламентирующих порядок проведения сертификационных и других видов испытаний, требования к испытываемым ТСЖТ.

На рынке услуг, связанных с сертификацией специального подвижного состава, путевых машин железнодорожного транспорта на соответствие нормам безопасности по санитарно-эпидемиологическим и эргономическим показателям испытательная лаборатория работает совместно с Всероссийским научно-исследовательским институтом железнодорожной гигиены (ВНИИЖГ) - базовым учреждением по научному обеспечению и организационно-методическому совершенствованию отраслевого санитарного надзора, осуществляющим научно-методическое сопровождение методов исследований и испытаний.

За 6 лет работы испытательной лаборатории проведены сертификационные испытания более 30-ти образцов железнодорожной техники, в том числе сложных путевых машин, предназначенных для комплексного оздоровления железнодорожного пути. Накоплен определенный опыт проведения испытаний и взаимодействия с заказчиками, регистром сертификации на федеральном железнодорожном транспорте (РСФЖТ). Испытательная лаборатория специализируется по сертификации специального подвижного состава железнодорожного транспорта (СПС) и занимает определенную нишу на рынке услуг по сертификации ТСЖТ.

Результаты сертификационных испытаний образцов специального подвижного состава железнодорожного транспорта подтверждают актуальность исследований в области гигиены при разработке и внедрении в производство новых видов машин.

В частности, современные путевые машины представляют собой подвижные технологические комплексы, осуществляющие несколько последовательных операций по ремонту железнодорожных путей. Изучение гигиенических аспектов дает возможность дать оценку действия различных факторов производственной среды на организм оператора, машиниста.

Вопросы оптимальных условий труда по метеорологическим факторам, параметрам шума и вибрации, загрязнению воздушной среды химическими веществами при деструкции полимерных материалов, освещению, а также эргономические характеристики рабочих мест напрямую связаны с безопасностью при производстве работ и поэтому ложатся в основу совершенствования конструкторских решений при проектировании новых образцов железнодорожной техники.

Применение современной лабораторной техники и испытательного оборудования позволяет ИЛ выполнять весь комплекс санитарно-эпидемиологических испытаний. Взаимодействие и сотрудничество с испытательным лабораторным центром Северо-Кавказского Дорожного филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии по железнодорожному транспорту», обладающим возможностями производства широкого спектра химических исследований в стационарных условиях, позволяет проводить межлабораторные сличительные испытания.

Исследования воздушной среды, проведенные в полевых условиях на портативном газовом хроматографе ФГХ-1, периодически контролируются ИЛЦ Северо-Кавказского дорожного филиала с использованием аппаратно-программных комплексов на базе стационарных газовых хроматографов и атомно-абсорбционного спектрометра.