Пропущенные уроки. Исследование состояния и влияния уровня компетентности специалистов по охране труда на условия, охрану и безопасность труда в образовательных учреждениях. В. С. Сердюк, И. В. Ушаков (№3, 2012)

Скачать выпуск "Безопасность и охрана труда" №3 2012

Пропущенные уроки

ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ И ВЛИЯНИЯ УРОВНЯ КОМПЕТЕНТНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ОТ НА УСЛОВИЯ, ОХРАНУ И БЕЗОПАСНОСТЬ ТРУДА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Виталий Степанович Сердюк, директор Института Безопасности жизнедеятельности, доктор технических наук

Игорь Васильевич Ушаков, заместитель директора Института безопасности жизнедеятельности

ФГБОУ ВПО «Омский государственный технический университет»

СУЩЕСТВУЮЩАЯ В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ в образовательных учреждениях система управления охраной труда (ОТ) не обеспечивает должного  уровня  безопасности и не исключает аварийности и травматизма. Это обусловлено тем, что в большинстве образовательных учреждений работают недостаточно компетентные в вопросах ОТ работники, не в полной мере владеющие умениями и навыками безопасного труда, знаниями в области ОТ. Положение усугубляется отсутствием во многих образовательных учреждениях службы ОТ или специалиста по ОТ, имеющего соответствующую компетентность в данной области. Отсутствие таких специалистов, в большинстве случаев, объясняется нежеланием руководителей образовательных учреждений и вышестоящих организаций расходовать дополнительные средства на их подготовку и содержание. Такое бездействие работодателя приводит к снижению уровня безопасности образовательного учреждения.

Безопасность образовательного учреждения - это условие сохранения жизни и здоровья обучающихся, воспитанников и работников, а также материальных ценностей от возможных несчастных случаев, пожаров, аварий и других чрезвычайных ситуаций.

 Приоритетность обеспечения безопасности образовательных учреждений очевидна, она является одной из важнейших составляющих государственной политики в области образования и должна подкрепляться надежной финансовой и материально-технической базой.

Наиболее проблемными, требующими вмешательства соответствующих федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления, остаются вопросы, связанные с низким уровнем компетентности по ОТ работников образовательных учреждений. Их можно решать на основе организационных мероприятий, таких, например,  как обучение и тренинг по ОТ персонала учебных заведений, подготовка и переподготовка специалистов в области безопасности труда, обучение и проверка знаний по ОТ руководящих кадров и др. Для реализации данных мероприятий требуется вложение образовательными учреждениями определенных финансовых средств.

Региональным центром безопасности образовательного учреждения Омского государственного технического университета (РЦБОУ ОмГТУ) проведено исследование состояния организации работ по ОТ в 1613 образовательных учреждениях (ОУ) с общей численностью работников 70247 человек.  Целью исследования являлось оценка уровня профессиональной компетентности специалистов по ОТ, а также установление влияния уровня профессиональной компетентности специалистов по ОТ на социально-экономические последствия от неудовлетворительных условий, охраны и безопасности труда в ОУ.

Для решения поставленных задач применялись следующие методы:

  1. Теоретические: теоретический анализ социологической и экономической литературы, обобщение научных фактов;

  2. Эмпирические: изучение и обобщение передового опыта, наблюдение, беседа, изучение документов и результатов деятельности специалистов по ОТ, анкетирование.

    Анализ полученных данных показал следующие результаты:

  3. В большинстве ОУ (75%) численность работников менее 50 человек. 1,5% ОУ с численностью работников более 50 человек и 0,5% ОУ с численностью работников менее 50 человекимеют штатных специалистов по ОТ. В 92% ОУ вопросами ОТ занимаются совместители. В 6% ОУ вопросами ОТ никто не занимается.

  4. Основная категория совместителей (ответственных за ОТ) – это руководители ОУ – 31%,заместители руководителей – 16%, учителя – 26%, воспитатели – 6%,хозяйственные работники – 15%, прочие работники (секретари, бухгалтеры, лаборанты, разнорабочие) – 6%,которые,имея большую нагрузку по основной работе, вынуждены заниматься организацией работ по ОТ по остаточному принципу, кроме того, они не имеют необходимых профессиональных знаний по ОТ (рис. 1).

  5. Работники, курирующие вопросы ОТ, не имеют необходимого профессионального образования по ОТ: 31% специалистов имеют высшее гуманитарное образование, 38% специалистов имеют среднее профессиональное гуманитарное образование, 3% специалистов имеют начальное профессиональное образование, 5% специалистов имеют среднее образование. В то же время высшее техническое образование имеют 8% специалистов, среднее профессиональное техническое – 15% специалистов, а высшее образование по ОТ имеют всего 0,06% специалистов (1 человек) (рис. 2).

  6. Стаж работы специалистов по ОТ составляетдо 3 лет - 80% специалистов,более 3 лет – 20% специалистов. Стаж работы в области ОТ ответственных за ОТ составляет до 3 лет - 65% специалистов,более 3 лет – 35% специалистов.

  7. Специалисты по ОТ и ответственные за ОТ, прошедшие специальные курсы по ОТ (рис. 3), составляют:

    - профессиональная переподготовка по ОТ (более 500 ч.) –0% от общего числа специалистов по ОТ и ответственных за ОТ;

    - повышение квалификации по ОТ (от 72 до 500 ч.) –5% специалистов;

    - краткосрочные курсы (до 72 ч.) – 25% специалистов;

    - курсы по ОТ для отдельных категорий застрахованных за счет средств ФСС (40 ч.) – 37% специалистов;

    - не обучались – 33% специалистов.

  8. Количество работников ОУ, обучающихся вопросам ОТ ежегодно, составляет от 2-х до 3-х тысяч человек. Учитывая общую численность работников обследованных ОУ (более 70000 человек) и периодичность данного обучения (не реже 1 раза в 3 года), - количество обучающихся ежегодно должно составлять более 23000 человек, что в 8 - 11 раз выше фактически обученного количества работников.

  9. Учитывая базовый уровень образования, стаж работы специалистов, а также прохождение ими обязательного обучения по ОТ с периодичностью 1 раз в 3 годасоответствуют11% специалистов, курирующих вопросы ОТ в ОУ.

    Недостаток компетентных специалистов по ОТ в ОУ, имеющих соответствующее их роду деятельности профессиональное образование, приводит к негативным социально-экономическим последствиям, связанным с неудовлетворительными условиями, охраной и безопасностью труда не только работников, но и учащихся.

  10. По анкетным данным наблюдался рост числа несчастных случаев на производстве (НС): с работниками за период с 2000г. по 2004г. - в 1,5 раза; с учащимися – в 6,5 раз.

  11. Основными причинами НС с работниками являются нарушение правил ОТ и недостатки в обучении вопросам ОТ, с учащимися – нарушение правил поведения на территории ОУ и на уроках физкультуры.

  12. Установлено влияние уровня компетентности работников, курирующих вопросы ОТ, на коэффициент частоты производственного травматизма (Кч) и коэффициент тяжести производственного травматизма (Кт) в ОУ. Чем выше уровень компетентности специалистов по ОТ, тем меньше значение Кч и Кт у работников ОУ (рис. 4, 5) и учащихся (рис. 6, 7).

  13. Установлено влияние количества работников, прошедших обучение по ОТ, на Кч и Кт. В ОУ, там где более 50% работников прошли обучение по ОТ,количество НС с работниками меньше (рис. 8, 9).

  14. ОУ, имеющие хороший уровень организации работ по ОТ (наличие специалиста по ОТ или ответственного за ОТ, имеющего высшее техническое или среднее специальное техническое образование, стаж работы в должности специалиста по ОТ более 3 лет, а также прошедшего специальные курсы по ОТ; наличие совместного комитета по ОТ, уполномоченных по ОТ, постоянно действующей комиссии по проверке знаний требований ОТ работников; обеспеченность инструкциями по ОТ на 100%; наличие системы управления ОТ; планирование мероприятий по ОТ и контроль за их выполнением; наличие журналов регистрации вводного инструктажа и инструктажа на рабочем месте; квалифицированное разъяснение работникам при приеме на работу требований по соответствию рабочих мест действующим требованиям и нормам; осуществление контроля за опасными и вредными производственными факторами) составляют 1,42% от общего числа опрошенных ОУ.

Для реализации задач по улучшению условий, охраны и безопасности труда в ОУ, необходимы компетентные специалисты по ОТ, обладающие глубокими профессиональными знаниями в данной области. Они в состоянии эффективно решать не только текущие вопросы обеспечения ОТ в ОУ, но и прогнозировать возможные профессиональные риски, в том числе связанные с безопасной организацией учебного