Круглый стол. Об учении (№3, 2015)

Скачать выпуск "Безопасность и охрана труда" №3,2015

В практике обучения охране труда есть несколько вопросов, не имеющих четкого разрешения в нормативной базе, и редакция предложила обсудить их за круглым столом, исходя из сложившегося положения дел в разных учебных центрах. к обсуждению были приглашены руководители и специалисты центров охраны труда, наши постоянные авторы.

 

На вопросы редакции отвечают:

 

Н.Р. Абрамов, к.т.н., доцент,

заместитель директора АНО УКЦ «Труд»

(г. Москва)

 

Т.В. Мусатова,

Первый заместитель генерального директора

АНО ТО «НИИ безопасности жизнедеятельности»

(г. Тюмень)

 

В.Е. Рябова,

начальник отдела учебно-методического и аналитического обеспечения

обучения по охране труда

ФГБУ «ВНИИ охраны и экономики труда

Минтруда России»

            (г. Москва)

 

Г.З. Файнбург,

директор Института безопасности труда, производства и человека

Пермского национального исследовательского политехнического университета,

Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации,

доктор технических наук, профессор

 

А. Г. Федорец, канд. техн. наук, доцент

 директор АНО «Институт безопасности труда»,

(г. Москва)

Н.Р. Абрамов: Обучение по охране труда: нужны перемены

Обучение работодателей и работников вопросам охраны труда в соответствии с трудовым законодательством – важнейшее требование, позволяющее через знания и соблюдение требований охраны труда влиять на положение безопасности труда работников.

Следует напомнить, что с 2015 года в Российской Федерации усилилась административная ответственность работодателя по выполнению требований охраны труда. Например, впервые в истории охраны труда введена новая статья 5.27.1 «Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации» Кодекса РФ об административных правонарушениях, которая в своей части 3 предусматривает следующее:

«Допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, – влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц – от ста десяти тысяч до ста тридцати тысяч рублей».  При этом совершение административных правонарушений лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, – влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц – от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток».

К сожалению, треугольник обучения «государство – обучающие организации – работодатели» не является «правильной формы», и все его стороны требуют совершенствования.

В рамках требований к обучению по охране труда в статье 212 Трудового кодекса РФ определены обязанности работодателя:

- обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда;

- недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда.

Для реализации требований статей 212 и 225 Трудового кодекса РФ введены соответствующие нормативные правовые акты.

По итогам обучения выдаётся удостоверение о проверке знаний требований охраны труда, без наличия которого руководители и специалисты организаций не имеют права осуществлять свои должностные обязанности и трудовые функции.

Качественный процесс обучения руководителей и работников организаций должен быть построен с помощью аккредитованных Минтрудом России обучающих организаций.

 

Т.В. Мусатова:  Актуальные вопросы обучения по охране труда

Обучение по охране труда работодателей и работников организаций является видом образовательной деятельности, требования к ведению которой содержатся в законодательстве  Российской Федерации об образовании.

Требования, содержащиеся в постановлении Минтруда России и Минобразования России от 13 января 2003 г. № 1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций», должны выполняться в рамках, не противоречащих Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ     «Об образовании в Российской Федерации».

 

Г.З. Файнбург: Системные ошибки волюнтаризма чиновников

Мировая практика показывает, что обучение безопасным приемам труда, требованиям охраны труда и безопасности производства одна из наиболее действенных мер по предотвращению «классических» травм, острых отравлений и поражений, а также профессиональных заболеваний.

Мы писали об этом не раз. Более того, мы активно участвовали в создании системы обучения по охране труда, а в течение 12 лет после выхода известного постановления Минтруда и Минобразования от 13.01.2003 №1/29 пытались неоднократно по поручению регулятора разработать тот или иной приемлемый вариант нового Порядка обучения.

Однако юридический хаос и твердокаменное стояние на «букве закона» никак не позволяет сделать все так, как это было бы нужно сделать, если мы с вами принадлежим к виду Homo sapiens (человек разумный) и беспокоимся за независимость и процветание нашей Родины – Российской Федерации.

И снова и снова ПОВТОРИМ.

Степень риска в «простом процессе труда» может быть различной, но мер защиты всего несколько: 1) изменение технологии производства и организации труда 2) применение средств коллективной защиты 3) применение средств индивидуальной защиты 4) применение лечебного питания и защитных препаратов 5) обучение безопасности труда 6) мотивация персонала на безопасный труд!

Поэтому ОБУЧЕНИЕ ТРЕБОВАНИЯМ ОХРАНЫ ТРУДА НЕ ПРИХОТЬ, а суровая НЕОБХОДИМОСТЬ.

Научите и замотивируйте людей и они сделают все, что нужно по охране труда!

У обучающих организаций есть мотивация – деньги, и они делают все возможное для их «зарабатывания». У слушателей и их работодателя нет никакой мотивации обучаться, и они делают все от них зависящее, чтобы не учиться, а «купить» удостоверение или иной необходимый документ по принципу «утром деньги, вечером – стулья».

К НЕСЧАСТЬЮ, волюнтаризм чиновников давно уже привел с массе СИСТЕМНЫХ ОШИБОК, которые нельзя исправить, НЕ ИЗМЕНИВ ВСЕЙ СИСТЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ. Все это поощряет работодателя увиливать от обучения, мешает честной работе обучающих организаций.

У нас где-то 71,4 миллионов РАБОТАЮЩИХ, из них только 57,4 миллиона – работников, подлежащих обязательному обучению охране труда, и мы поддерживаем статистическую картинку только тотальным непризнанием случаев «страховыми». После этого они исчезают из оборота, уходят в привычную нам «тень».

У нас 3,7 миллионов работодателей, из них 43 000 с численностью от 101 до 250 человек, и 26 000 с численностью свыше 250 человек. Т.е. реально готовых учиться около 70 тысяч.

НО, если один раз в год учить всех работников страны, собирая их в группы по 25 человек, то нам нужно организовать чуть более 2 млн групп. Если они будут учиться 1 день, а рабочих дней в году – 200, то нам нужно организовать примерно 10 000 групп в день!!! А если – 3 дня, то 30 000 групп в день должно учиться. А у нас порядка 2000 учебных центров. Это значит КАЖДЫЙ ДЕНЬ ПО 15 групп – нет столько преподавателей толковых!

А если готовить членов комиссий, минимум трех для организации, то у нас 70 000 групп (раз в три год) надо обучить в год. Пусть они учатся неделю (40 часов). Таких недель 52. Тогда, в неделю нужно обучать чуть 13 500 групп, т.е. по 6-7 групп на учебный центр. Это тоже нереально, хотя и более реалистично. Спасает нас (обучающие центры) только то, что никто учиться не хочет.

Именно поэтому построена ПИРАМИДА обучения, рабочих учат руководители, их учат члены постоянно-действующих комиссий, их учат обучающие организации, их учат специальные федеральные центры, их учат люди Регулятора.

Система ОБУЧЕНИЯ ОХРАНЕ ТРУДА, это, прежде всего, система, действующая на работе, у работодателя. И лишь потом – в обучающих организациях. И они не обязаны быть «образовательными» и «оказывать образовательные услуги», ибо это ОБУЧЕНИЕ (правильнее было бы говорить ПОДГОТОВКА) не ОБРАЗОВАНИЕ!!!

Да, можно вести ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ, как вид ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (образованием не являющимся ни в коей мере) по правилам Минобрнауки. Но нас волнуют требования другого регулятора – Минтруда.

Сегодня сложилась ситуация, когда УДОБНО НИ С КЕМ НЕ ССОРЯСЬ, насильно всунуть требования Порядка в требования к ДПО. Удобно!!! Кому-то, а кому-то неудобно. НО НЕ ПРАВИЛЬНО!

 

А. Г. Федорец: О наболевшем

Проблема обучения требованиям «охраны труда» не нова и в течение 12 лет после выхода известного постановления Минтруд и Минобразования от 13.01.2003 №1/29 так и не получила свое окончательного решения. И не получит. До тех пор, пока ясно и однозначно не будет определен «неопознанный виртуальный объект», тем не менее подчиняющийся прямому государственному управлению - «охрана труда».

Учить-то кого и чему?

В настоящее время только очень ангажированные продажники различных услуг по охране труда, ощущающие свою непригодность к какой-либо иной деятельности, продолжают упорно читать мантру: «охрана труда – система сохранения жизни и здоровья работников…».

Давайте согласимся, что «охрана труда» действительно имеет некоторое отношение к сохранению жизни и здоровья работников, но весьма ограниченное:

  • только административными рамками Минтруда России (исключая другие сферы, подведомственные Ростехнадзору, Госпожнадзору, Роспотребнадзору, Госстройнадзору и пр.),
  • трудовыми отношениями (работник-работодатель),
  • только государственными правовыми актами (факультативно – соглашениями и коллективными договорами),
  • «рабочим местом», которое в рамках трудового законодательства не включает в себя ни оборудование, ни технологию, ни материалы, ограничиваясь только отношениями вида «послал – пошёл – должен находиться» и «условиями труда».

К этому также следует добавить, что обучение «охране труда» не имеет и не может иметь ровно никакого отношения к обучению «безопасным методам и приемам выполнения работ», т.е. к овладению работником своей профессии, по которой он, собственно, на работу и принимается.

Поэтому, если честно и профессионально ответить на вопрос – «Чему учит охрана труда?», то ответом будет – «самозащите трудовых прав работника от работодателя». И этот ответ актуален, как минимум, лет 150 (за исключением последних 15 лет разброда и шатаний в этой сфере). Ответ на вопрос: «За чей счет должно проходить обучение охране труда?»  - также становится очевидным – за счет самого работника или за счет профсоюзов.

Вполне ожидаемо, что представленное здесь мнение вызовет бурю негодования в силу упомянутой ранее ангажированности: а как же доходы от поголовного обучения всех работников России по охране труда для 2287 организаций, которые честно из года в год от группы к группе читают один и тот же материал, состоящий в основном из статей Трудового кодекса РФ?

Да, цены за обучение упали до неприличия, но и ведь и требования к качеству обучения со стороны заказчиков отсутствуют. Это наводит на мысль об отсутствии реальной потребности в таком обучении…А какие могут быть требования к качеству кирпича, который несколько парней спортивного вида предлагают приобрести в тёмной подворотне, угрожая несоразмерными «административными санкциями» за отказ от «честной сделки»? Главное в подобных ситуациях – с минимальными потерями избавиться от проблемы – купить «кирпич» («удостоверение о проверке знаний требований охрана труда») по минимальной цене.

 

Вопрос:

I.    К какому уровню  образования ДО (дополнительное образование взрослых) или ДПО (дополнительное профессиональное образование) – повышение квалификации, относятся образовательные программы, регламентированные государственными нормативными актами, содержащими государственные требования охраны труда:

  1. «Охрана труда и проверка знаний требований охраны труда для руководителей и специалистов организаций», 40 часов (Постановление Минтруда России и Минобразования России от 13.01.03 № 1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний    требований охраны труда работников организаций»);
  2. «Оказание первой помощи пострадавшим на производстве», 16 часов (статья 225 Трудового Кодекса РФ);
  3. «Охрана труда при работе на высоте» (Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ № 155н от 28 марта 2014г. «Об утверждении Правил по охране труда при работе на высоте» (с изменениями на 17 июня 2015 года)?

 

 

Н.Р.Абрамов: С 1 января 2015 года приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст «О принятии и введении в действие Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД2) ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) и Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008)» обучение работодателей и работников вопросам охраны труда отнесено к виду экономической деятельности по дополнительному профессиональному образованию и имеет кодовое обозначение 85.42.9.

Современная система обучения по охране труда, как институт повышения квалификации работодателей и работников в системе дополнительного профессионального образования, содержит ряд новаций, связанных с последними правовыми изменениями и совершенствованием форм обучения. Повышение эффективности и качества обучения должно подвергаться регулярному мониторингу на основе внешней независимой оценки качества образовательных услуг.

Такой подход определяют принятые в последние годы законодательные и нормативные правовые акты в области повышения квалификации, к которой относится обучение по охране труда. К ним относятся:

  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании» (глава 10 «Дополнительное профессиональное обучение»);
  • Постановление Правительства РФ от 28 октября 2013 г. № 966 «Об утверждении Положения о лицензировании образовательной деятельности»;
  • Приказ Минобрнауки РФ от 1 июля 2013 г. № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам»;
  • Приказ Минобрнауки от 9 января 2014 г. № 2, «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ.

Обоснование ответа:

Применительно к обучению охране труда рассмотрим и выделим особенности указанных документов.

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»в статье 76 устанавливает следующие требования: 

- содержание дополнительной профессиональной программы определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность;

- обучение по дополнительным профессиональным программам осуществляется как единовременно и непрерывно, так и поэтапно (дискретно), в том числе посредством освоения отдельных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), прохождения практики, применения сетевых форм, в порядке, установленном образовательной программой и (или) договором об образовании;

- дополнительная профессиональная образовательная программа может реализовываться в формах, предусмотренных Федеральным законом, а также полностью или частично в форме стажировки;

- формы обучения и сроки освоения дополнительных профессиональных программ определяются образовательной программой и (или) договором об образовании;

- освоение дополнительных профессиональных образовательных программ завершается итоговой аттестацией обучающихся в форме, определяемой организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно;

- лицам, успешно освоившим соответствующую дополнительную профессиональную программу и прошедшим итоговую аттестацию, выдаются удостоверение о повышении квалификации.

Постановление Правительства РФ от 28 октября 2013 г. № 966 «Об утверждении Положения о лицензировании образовательной деятельности» согласно пункту 2 определяет, что лицензирование образовательной деятельности осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, - в отношении организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории субъекта Российской Федерации. В соответствии с пунктом 3 данного постановления образовательная деятельность как лицензируемый вид деятельности включает в себя оказание образовательных услуг, включающее реализацию дополнительных профессиональных программ повышения квалификации.

В соответствии с пунктом 10 постановления для получения лицензии соискатель лицензии представляет в лицензирующий орган заявление, соответствующие документы (копии документов) и сведения для каждого из мест осуществления образовательной деятельности.

Приказ Министерства образования и науки РФ от 1 июля 2013 г. № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам» (вступил в действие с 1 сентября 2013 года) устанавливает конкретные требования:

- организация осуществляет обучение по дополнительной профессиональной программе на основе договора об образовании, заключаемого со слушателем и (или) с физическим или юридическим лицом, обязующимся оплатить обучение лица, зачисляемого на обучение;

- содержание реализуемой дополнительной профессиональной программы должно учитывать профессиональные стандарты, квалификационные требования, указанные в квалификационных справочниках по соответствующим должностям, профессиям и специальностям, или квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей;

- структура дополнительной профессиональной программы включает цель, планируемые результаты обучения, учебный план, календарный учебный график, рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), организационно-педагогические условия, формы аттестации, оценочные материалы и иные компоненты;

- учебный план дополнительной профессиональной программы определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных видов учебной деятельности обучающихся и формы аттестации;

- формы обучения и сроки освоения дополнительной профессиональной программы определяются образовательной программой и (или) договором об образовании. При этом минимально допустимый срок освоения программ повышения квалификации не может быть менее 16 часов, а срок освоения программ профессиональной переподготовки – менее 250 часов;

- при реализации дополнительных профессиональных программ организацией, может применяться форма организации образовательной деятельности, основанная на модульном принципе представления содержания образовательной программы и построения учебных планов, использовании различных образовательных технологий, в том числе дистанционных образовательных технологий и электронного обучения;

- документ о квалификации выдается на бланке, являющимся защищенным от подделок полиграфической продукцией, образец которого самостоятельно установлен организацией.

В соответствии с указанным приказом для обучающих организаций в области охраны труда явственна градация:

- от 16 часов (включая программы обучения объёмом 40 и 72 часа) – программы повышения квалификации; от 250 часов и выше – программы профессиональной переподготовки.

Выводы:

В связи с вышеизложенным, к повышению квалификации в системе дополнительного профессионального образования относятся образовательные программы, регламентированные государственными нормативными актами, содержащими государственные требования охраны труда:

1) «Охрана труда и проверка знаний требований охраны труда для руководителей и специалистов организаций», 40 часов (постановление Минтруда России и Минобразования России от 13 января 2003 г. № 1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний    требований охраны труда работников организаций»);

2) «Оказание первой помощи пострадавшим на производстве», 16 часов (статья 225 Трудового Кодекса РФ);

3) «Охрана труда при работе на высоте» (приказ Минтруда России  от 28 марта 2014 г. № 155н «Об утверждении Правил по охране труда при работе на высоте» (с изменениями приказа Минтруда России от 17 июня 2015 года № 383н).

Обучение может вестись в очном и (или) электронном режиме, когда освещается весь объём необходимых знаний и предоставляется работодателю полный массив актуальных материалов по охране труда на электронном носителе. Такой подход закреплён приказом Минобрнауки от 9 января 2014 г. № 2, утвердившим Порядок применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ. Важно при этом, чтобы обучающей организацией в последующем осуществлялось сопровождение деятельности и консультирование работодателя в области охраны труда. При реализации образовательных программ или их частей с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий:

  • обучающие организации оказывают учебно-методическую помощь обучающимся, в том числе в форме индивидуальных консультаций, оказываемых дистанционно с использованием информационных и телекоммуникационных технологий;
  • обучающие организации самостоятельно определяют объем аудиторной нагрузки и соотношение объема занятий, проводимых путем непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимся, и учебных занятий с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.

Столь подробное описание современных требований подчеркивает разительные изменения в дополнительном профессиональном образовании, что требует совершенствования обучения по охране труда.

Таким образом, в соответствии с новым законодательством об образовании обучение по охране труда должно проводиться по дополнительным профессиональным программам повышения квалификации.

Предложения:

В целях совершенствования обучения по охране труда предлагается:

  • внести изменения в статьи 212, 214, 217 и 225 Трудового кодекса РФ, связанные с подготовкой по охране труда руководителей, работников и специалистов служб охраны труда;
  • признать утратившим силу постановление Минтруда России и Минобразования России от 13 января 2003 г. № 1/29;
  • ввести нормативным правовым актом новый Порядок подготовки работодателей и работников по охране труда, отражающий современные правовые требования к подготовке работодателей и работников по вопросам охраны труда, учитывающий дифференциацию по объёму часов обучения в зависимости от категории обучаемых лиц;
  • осуществлять периодический контроль качества обучения по охране труда лицензиарами, государственными инспекциями труда, органами исполнительной власти в сфере труда в субъектах РФ, общественными организациями;
  • по аналогии с реестром обучающих организаций Минтруду России ввести реестр работодателей, прошедших обучение, с представлением сведений в электронном виде в федеральную систему сбора, обработки и хранения данных.

Применение постановления Минтруда России и Минобрнауки России от 13 января 2003 г. № 1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций» противоречит законодательству о дополнительном профессиональном образовании. Совершенствование обучения по охране труда неизбежно. Ждём перемен. Может это произойдёт в 2016 году?

 

Т.В. Мусатова:  В соответствии с новым законодательством об образовании обучение по охране труда относится к дополнительным профессиональным программам повышения квалификации.

1 июля 2013 года Минобрнауки России издан Приказ № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам», которым предусматривается разработка новых процедур организации ДПО, оценки качества программ ДПО, новые формы регламентирующих и методических документов.

К дополнительным образовательным программам относятся:

1) дополнительные общеобразовательные программы – дополнительные общеразвивающие программы, дополнительные предпрофессиональные программы;

2) дополнительные профессиональные программы – программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки.

Объем освоения ДПП установлен Порядком. Пунктом 12 Порядка определен минимально допустимый объем освоения ДПП. Так, для программ повышения квалификации срок освоения не может быть менее 16 часов, а срок освоения программ профессиональной переподготовки – менее 250 часов.

Образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если Законом не установлено иное (часть 5 статьи 12 Федерального закона N 273-ФЗ).

Часть 10 статьи 76 Федерального закона N 273-ФЗ предусматривает, что программы профессиональной переподготовки разрабатываются на основании установленных квалификационных требований, профессиональных стандартов и требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального и (или) высшего образования к результатам освоения образовательных программ.

В образовательных организациях дополнительного профессионального образования возможно применение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, если в организациях ДПО созданы условия, отвечающие требованиям статьи 16 Федерального закона N 273-ФЗ.

Требования к документам о квалификации установлены в пункте 2 статьи 60 Федерального закона N 273-ФЗ.

По итогам освоения дополнительных профессиональных программ выдается документ о квалификации, образец которого самостоятельно устанавливаются организациями, осуществляющими образовательную деятельность часть 15 статья 76 Федерального закона N 273-ФЗ.

Пункт 1 части 10 статьи 60 Федерального закона N 273-ФЗ определяет, что документ о квалификации подтверждает повышение или присвоение квалификации по результатам дополнительного профессионального образования (подтверждается удостоверением о повышении квалификации или дипломом о профессиональной переподготовке).

Образовательное учреждение разрабатывает процедуру утверждения форм документов о квалификации самостоятельно и закрепляет данную процедуру локальным актом организации.

В соответствии с частью 2 статьи 76 Федерального закона N 273-ФЗ к освоению дополнительных профессиональных программ допускаются:

1) лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование;

2) лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование.

Таким образом, прием слушателей на обучение по ДПП со средним общим образованием не допускается, за исключением лиц, обучающихся по основным профессиональным образовательным программам среднего профессионального и высшего образования.

 

В.Е. Рябова: Обучение по охране труда и проверка знаний требований охраны труда в Институте осуществляются в соответствии с  дополнительной профессиональной программой (далее – ДПП) повышения квалификации «Безопасность и охрана труда» со сроком ее освоения 40 часов и 72 часа, а также на основании дополнительной профессиональной программы профессиональной переподготовки «Безопасность и охрана труда» продолжительностью 256 часов.

Вышеназванные программы сформированы на основании Примерной  программы обучения по охране труда и Примерных учебных планов обучения по охране труда проверки знаний требований охраны труда, утвержденных 17 мая 2004 года первым заместителем Министра труда и социального развития Российской Федерации В. А. Январевым, но с учетом  требований к ДПП, установленных приказом Минтруда России от 1 июля 2013 года №499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам», в числе которых прежде всего:

- к освоению ДПП  допускаются лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование; лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование;

- содержание ДПП должно быть сформировано на основе  компетентностной  составляющей, учитывать профессиональные стандарты и квалификационные требования, иметь определенную структуру;

- освоение ДПП завершается итоговой аттестацией обучающихся в форме, определяемой самой организацией.

Вышеизложенное относительно  обучения  по охране труда и проверки знаний требований охраны труда характеризует его как дополнительное профессиональное образование.

1.2. ФГБУ «ВНИИ охраны и экономики труда» Минтруда России проводит обучение руководителей и специалистов, а также работников организаций навыкам «Оказания первой доврачебной медицинской помощи на производстве» в соответствии с требованиями Трудового кодекса, пункта 2.2.4 Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций.

Настоящая образовательная программа по своему назначению и целям,   является дополнительной  образовательную программой – дополнительной общеразвивающей программой для взрослых. К освоению этой программы допускаются любые лица без предъявления требований к уровню образования, итоговая аттестация не проводится.

Обучение по программе «Оказания первой доврачебной медицинской помощи на производстве» относится к дополнительному образованию.

1.3. «Подготовка работников организации на 3 группу по безопасности работ на высоте» проводится в Институте в связи с вводом в действие новых Правил по охране труда при работе на высоте (Приказ Минтруда РФ от 28.03.2014 г. № 155н) и внесением изменений в Правила по охране труда на высоте (Приказ Минтруда РФ от 17.06.2015 г. №383н) в рамках дополнительной профессиональной программы повышения квалификации «Безопасность и охрана труда» по теме «Безопасность выполнения работ на высоте. Подготовка работников организации на 3 группу по безопасности работ на высоте». 

 

Г.З. Файнбург: Не является, но может стать, точнее, обязано стать, если договором на выполнение этого обучения является договор об оказании «образовательных услуг».

Постановление Минтруда России и Минобразования России от 13.01.03 № 1/29 не разъясняет вообще – что есть «обучение по охране труда» и ничего не говорит, и это верно!!!, об оказании образовательных услуг.

Чтобы как-то ликвидировать «вакуум» (но не правовой, ибо право править дано регулятору) мы указали все виды и формы обучения по охране труда в новом Межгосударственном стандарте, принятом странами участницами межгосударственного Союза совсем недавно, в ГОСТ 12.0.004 Система стандартов по безопасности труда. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА. Общие положения. System of standards for occupational safety. Organization of training for safety and health at work. General requirements (см. стр.*).

Обращаю внимание, что Проверка знаний (требований ли охраны труда, навыков ли оказания первой помощи, умения руководить людьми и организовывать безопасное выполнение работ) не завершает каждый вид обучения по охране труда, как ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ при образовании. Она может БЫТЬ, ее может НЕ БЫТЬ, она может БЫТЬ проведена БЕЗ ОБУЧЕНИЯ. И это правильно, ибо нас усвоенные ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ волнуют, а не процесс их получения. Известна фраза: Ты как плохой студент: Я учил, учил… Но не выучил!!!

Если Минобрнауки рассматривает итоговую проверку знаний как ИТОГОВУЮ АТТЕСТАЦИЮ слушателей при обучении (надо же документ об образовании, а фактически о «социальном» статусе, выдавать), то Минтруд должен рассматривать проверку знаний (повторную, внеплановую и т.п.) не как итог обучения, а как самостоятельную форму повышения компетентности персонала, как форму его научения, как форму его обучения.

К несчастью, Минтруд России ничего не делает, чтобы разрулить ситуацию, а Минобрнауки эта ситуация, строго говоря, не касается. У них есть ДПО и от описания всех видов другого обучения они уклоняются, ничего про охрану труда слышать не хотят.

Еще раз повторю: помимо ОБУЧЕНИЯ (КАК ПОДГОТОВКИ в ФОРМЕ ДПО) В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ, всегда было и есть обучение силами работодателя в виде инструктажа, стажировки, проверки знаний и т.п. на предприятиях. При этом работодателю – организатору обучения не нужны ни лицензии, ни другие атрибуты «образовательного процесса». Но ему нужно понимание, кого учить, чему учить, как учить. И нужно четко РАЗВЕСТИ – обучение работников работодателем (к нему закон об образовании и соответствующие подзаконные акты не применимы) и обучение в образовательных организациях. При этом привлечение образовательных организаций для обучения работников на территории работодателя, т.е. использование его преподавателей, должно быть выделено в специальную форму.

Все эти вопросы встают не только в России, они актуальны и для стран СНГ, и для стран, образовавших Евразийский экономический союз. Вот почему мы переработали знаменитый ГОСТ 1990 года об обучении безопасности труда. На днях голосованием стран он был принят.

В заключение, приведу ВВЕДЕНИЕ в ГОСТ:

«Огромное бремя травм и заболеваний, происходящих с работающими по причинам, связанным с их трудовой деятельностью, заставляет настойчиво искать методы и средства эффективного предотвращения этих нежелательных и неблагоприятных событий. Одним из таких методов, как показала международная практика, является обучение вопросам безопасности труда в сочетании с внутренней мотивацией работающих на строгое соблюдение требований безопасности.

Унификация подходов к организации обучения безопасности труда была закреплена в ГОСТ 12.0.004-90 и хорошо показала себя на практике в течение десятилетий. Вместе с тем произошедшие с тех пор социально-экономические перемены и накопление нового опыта работы в изменившихся условиях потребовали пересмотра ряда положений, их развития и конкретизации, что и было выполнено в настоящем стандарте.

Настоящий стандарт сохраняет преемственность с ГОСТ 12.0.004-90 и сформированные им многолетние традиции с учетом современного развития обучающих технологий и наилучшей международной практики обучения безопасности труда».

 

А.Г. Федорец: Является ли предусмотренное трудовым законодательством обучение по охране труда «повышением квалификации»? Вообще, не является. Если отсутствуют основания, предусмотренные Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ и именно такой вид услуги не предусмотрен договором на оказание услуг.

Обоснование ответа:

Постановление Минтруда России и Минобразования России от 13.01.03 № 1/29 не разъясняет вообще – что есть «обучение по охране труда» и, даже, не намекает на оказание образовательных услуг.  Кто-нибудь может указать действующий нормативный правовой акт, который хотя бы указывает на виды и формы обучения по охране труда, не говоря уже о требованиях к программам обучения? Известный приказ Минтруда России от 21 июня 2003 г. № 153 и, тем более, Примерная программа «утвержденная (?) Минтрудом РФ 17 мая 2004 г.», в расчет не принимаются, поскольку являются рекомендательными (учебно-методическими) документами, а не нормативными правовыми актами. Эти документы содержат «примерные» программы, на которые можно ориентироваться при организации образовательного процесса как на предприятиях, так и в обучающих организациях.

Упомянутые ранее примерные программы совершенно не связаны с требованиями постановления Минтруда и Минобразования №1/29 относительно видов обучения, категорий обучаемых, содержания обучения. 

В «обучение по охране труда» в соответствии с постановлением Минтруда и Минобразования №1/29 входят:

  • все виды инструктажей по охране труда;
  • обучение (чему-то) работников рабочих профессий (п.2.2. постановления 1/29 расшифровке не подлежит вообще, за исключением того, что работодатель сам определяет, как этот пункт понимать, п.п. 2.2.3). В связи с чем вопросы и споры по этому пункту никогда и не возникают, так же, как и относительно содержания понятия «бамбарбия киргуду»;
  • обучение по охране труда руководителей и специалистов в объеме должностных обязанностей (в течение первого месяца и далее, не реже 1 раза в 3 года). Здесь следует обратить внимание, что последующие программы обучения руководителей и специалистов, очевидно, также должны соответствовать их должностным обязанностям, а не «примерным программам для уполномоченных».

Проверка знаний требований охраны труда автоматически прилагается к каждому виду обучения по охране труда.

Сложно предположить – на основании чего можно предъявить претензии к организации за нарушение порядка обучения по охране труда, если все работники организации проходят инструктажи и проверку знаний (после инструктажей) при приеме на работу и, далее, регулярно (1 раз в год)?

Из содержания законодательных требований (ст.225) и единственного на сегодняшний день нормативного правового акта в этой сфере (Постановления Минтруда и Минобразования №1/29) следует, что в смысле Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» обучение по охране труда (в общем случае) не имеет отношения к дополнительному профессиональному образованию (повышению квалификации или переподготовке), а проверка знаний требований охраны труда не имеет отношения к итоговой аттестации. «Дополнительные общеобразовательные программы» (дополнительное общее образование), очевидно, к обучению «по охране труда» если и подходит, то только в виде «общеразвивающих программ» или «предпрофессиональных» (до приема на работу). Но ни то ни другое к трудовым отношениям между работником и работодателем отношения не имеет. В свободное от работы время, в рамках профсоюзного «всеобуча» - пожалуйста, о чем и шла речь в самом начале.

Обучение по специальным программам («Правила по охране труда», «Специальная оценка условий труда», «Обеспечение работников СИЗ» и др.), не предусмотренным трудовым законодательством в качестве обязательных может рассматриваться и как «общеразвивающее» с вручением «сертификатов об участии в обучении» (без аттестации), так и в качестве «повышения квалификации» (с аттестацией).

В каком случае речь может идти именно о повышении квалификации? Читаем Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ст.60):

 «10. Документ о квалификации подтверждает:

1) повышение или присвоение квалификации по результатам дополнительного профессионального образования (подтверждается удостоверением о повышении квалификации или дипломом о профессиональной переподготовке);

2) присвоение разряда или класса, категории по результатам профессионального обучения (подтверждается свидетельством о профессии рабочего, должности служащего).

11. Квалификация, указываемая в документе о квалификации, дает его обладателю право заниматься определенной профессиональной деятельностью или выполнять конкретные трудовые функции, для которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке определены обязательные требования к наличию квалификации по результатам дополнительного профессионального образования или профессионального обучения, если иное не установлено законодательством Российской Федерации».

Из приведенной выдержки следует, что всякое обучение, не обусловленное трудовыми функциями или законодательными требованиями повышением квалификации не является –повышать нечего. Может быть речь идет о присвоении новой квалификации? Может быть, но, тогда, - какой?

Если же, например, работник по своей документально оформленной трудовой функции отвечает за организацию работ на высоте, руководит или выполняет сам такие работы, то обучение по программе «Правила по охране труда при работе на высоте» может быть проведено как повышение квалификации (если это предусмотрено договором на оказание образовательных услуг).

А может ли рассматриваться такое обучение в качестве «общеразвивающего» - разве это вредно (особенно, если работодатель платит)? Безусловно, может. Но реальное обучение, повышение квалификации, приобретение новых знаний сегодня «не модно». «Удостоверение давай и, желательно, без обучения…». Вину в таком состоянии обучения в сфере «обеспечения безопасности труда и производства» (а не виртуальной «охраны труда») автор возлагает не на работодателей или обучающие организации, которые «крутятся, как могут» в предлагаемых нелепых условиях, а на тех, кто эти условия формирует. Точнее, не в состоянии разумно сформировать с учетом действующей правовой системы Российской Федерации, далеко не ограничивающейся кельей «охраны труда».

     Например, проект «Порядка обучения работников организаций мерам пожарной безопасности» (МЧС РФ, пока в стадии обсуждения) уже разработан с учетом нового законодательства Российской Федерации в области образования. В сфере охраны труда учесть в новом Порядке обучения работников (чему?) только требования законодательства в области образования явно недостаточно. Здесь всё настолько запущено, что без тяжелой техники и взрывных работ не обойтись…

Например, сначала следует уточнить предмет обучения («охрана труда», «безопасность труда», «безопасные методы и приемы выполнения работ» или «организация безопасного выполнения работ», или «по интересам»), внести соответствующие поправки в Трудовой кодекс РФ и только потом в сфере «безопасности труда» может быть появится «ученья свет» в конце тоннеля (или туннеля, как кому нравится ;-)). Конечно, если обсуждение нового порядка обучения будет происходить не в той же «келье», что и создание «специальной оценки условий труда».

Выводы:

  1. Вид, содержание, продолжительность образовательной программы ДПП (дополнительные профессиональные программы) или ДОП (дополнительные общеобразовательные программы), реализуемой организацией, осуществляющей образовательную деятельность, форма и содержание документов об образовании и (или) о квалификации или об обучении определяется договором на оказание образовательных услуг, а не актами органов власти (ст.60).
  2. Обучение по охране труда работников организаций, осуществляемое работодателями в целях соблюдения требований трудового законодательства, к реализации ДПП (повышение квалификации) непосредственно отношения не имеет кроме лиц, в трудовую функцию которых входит осуществление деятельности по охране труда (а что это – «охрана труда»?). К таким лицам, возможно, относятся: руководитель организации, назначенные работодателем должностные лица, ответственные за «охрану труда» (а что это?) в организации или в подразделениях, «специалисты по охране труда» (без вопросов). Однако повышение квалификации по типовой (примерной) программе сточки зрения законодательства об образовании – нонсенс. Каждый раз повышение квалификации должно давать новые, а не типовые знания!
  3. Остальные работники могут проходить обучение по охране труда (если таковое останется) в рамках системы инструктажей по охране труда или в «организациях, осуществляющих образовательную деятельность» по программам ДОП (для расширения общего кругозора).
  4. По результатам «оказания образовательных услуг» выдается документ об образовании в соответствии со ст.60 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (будь то «Охрана труда», «Спецоценка» или «Правила охраны труда при эксплуатации электроустановок»), а по результатам «оказания услуг по охране труда» (только обучение по охране труда с проверкой знаний требований охраны труда) – выдается «Удостоверение о проверке знаний требований охраны труда» в соответствии с постановлением Минтруда и Минобразования от 13 января 2003 г. №1/29.
  5. Обучение по «Правилам по охране труда» является «оказанием услуг по охране труда» в смысле приказа Минздравсоцразвития России от 01.04.2010 № 205н (ред. от 15.06.2015) «Об утверждении перечня услуг в области охраны труда, для оказания которых необходима аккредитация, и Правил аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда» в том случае, если такое обучение предусмотрено действующими нормативными правовыми актами. Например, «Правилами по охране труда в электроустановках» (утв. Приказом Минтруда России от 24 июля 2013 г. № 328н) предусмотрено как обязательное обучение, так и форма удостоверения о проверке знаний.  По таким направлениям обучения, опять же, возможно и «оказание образовательных услуг» (повышение квалификации в объеме трудовых функций).

 

Вопрос:

II. Если образовательное учреждение реализует программы ДПО

  1.  «Охрана труда и проверка знаний требований охраны труда для руководителей и специалистов организаций», 40 часов;
  2.  «Охрана труда при работе на высоте»,

 а  вид выдаваемого удостоверения установлен государственным нормативным актом, содержащим государственные требования охраны труда (Рекомендуемый образец – Приложение № 2 к Порядку обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденному постановлением Минтруда России и Минобразования России от 13 января 2003 года № 1/29; Рекомендуемый образец – Приложение № 2 к Правилам по охране труда при работе на высоте, утвержденным приказом Минтруда России от 28 марта 2014 года № 155н (В редакции, введенной в действие с 4 августа 2015 года приказом Минтруда России от 17 июня 2015 года № 383н.)), обязано ли образовательное учреждение выдать дополнительно удостоверение о повышении квалификации образца, установленного образовательным учреждением?

 

Н.Р. Абрамов: Согласно ч. 15 ст. 76 Федерального закона от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» лицам, успешно освоившим соответствующую дополнительную профессиональную программу и прошедшим итоговую аттестацию, выдаются удостоверение о повышении квалификации и (или) диплом о профессиональной переподготовке. Удостоверения о повышении квалификации в области охраны труда, как следует из приказа  Минобрнауки России от 1 июля 2013 г. № 499,   должны выдаваться на бланке, являющимся защищенным от подделок. Образец бланка устанавливается обучающей организацией самостоятельно. Но при этом надо руководствоваться  государственными нормативными актами, содержащими государственные требования охраны труда, например, в соответствии с приложением № 2 к Порядку обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны  труда работников организаций, утвержденному постановлением Минтруда России и Минобразования России от 13 января 2003 года № 1/29; приложением № 2 к Правилам по охране труда при работе на высоте, утвержденным приказом Минтруда России от 28 марта 2014 г. № 155н (с изменениями приказа Минтруда России от 17 июня 2015 года № 383н).

 

Т.В. Мусатова: Учебный центр АНО ТО «НИИ БЖД» проводит обучение руководителей и специалистов организаций и предпринимателей по программам, связанным с охраной труда. Деятельность ведется на основании имеющейся лицензии на образовательную деятельность и уведомления о внесения в реестр аккредитованных организаций, оказывающих услуги в области охраны труда. Центр располагает собственной материально-технической базой, штатом преподавателей. По окончании обучения выдается удостоверение установленное Приложением №2 к Порядку обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций и  удостоверение о повышении квалификации

 

В.Е. Рябова: Согласно требованиям  ч. 15 ст. 76 Федерального закона от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,  приказа Минобрнауки  России от 1 июля 2013 года №499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам» (п.19) лицам, успешно освоившим соответствующую дополнительную профессиональную  программу повышения квалификации и прошедшим итоговую  аттестацию, выдаются удостоверения о повышении квалификации.

Следовательно,  по итогам итоговой аттестации слушателей по ДПП повышения квалификации по вопросам охраны труда  образовательная организация должна выдавать удостоверение о повышении квалификации.

 

А.Г.Федорец: Обучение по «дополнительным общеобразовательным (не профессиональным) программам» (за исключением обучения в области искусств) не предполагает итоговой аттестации, в связи с чем после обучения выдается не «документ об образовании и (или) о квалификации» (например, «удостоверение о повышении квалификации»), а «документы об обучении» (например, «свидетельство об обучении» или «сертификат об участии в семинаре»).

Таким образом, как видим, обучение по «дополнительным общеобразовательным (не профессиональным) программам по охране труда» вполне возможно, но … не интересно, поскольку интерес для обучаемых представляют, как правило, не приобретаемые знания, а «удостоверение о законопослушности».

На самом деле, в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ (который и регулирует отношения в сфере обучения/образования, а не ТК РФ), содержание, цель обучения, выдаваемые по результатам обучения документы «об образовании и (или) о квалификации» или «документы об обучении» определяются договором на оказание образовательных услуг. Конечно, же в рамках лицензии на образовательную деятельность «организации, осуществляющей образовательную деятельность» - теперь «это» в общем виде называется так.

Если с организацией, осуществляющей образовательную деятельность (обязательно включенной в соответствующий реестр Минтруда России!), заключен договор на оказание услуг в области охраны труда (обучение по охране труда с последующей проверкой знаний требований охраны труда) с указанием на вид программы (программ) и форм выдаваемых удостоверений и протоколов, тогда по результатам проверки знаний обучаемые получают «удостоверения о проверке знаний требований охраны труда» с протоколами установленной формы. И всё. Обратите внимание, здесь речь об обучении (предоставлении новых знаний) вообще не идет – только проверка имеющихся знаний.

Разумеется, оба предмета договора можно объединить в один договор: «на оказание образовательных услуг и услуг в области охраны труда». Тогда организация, осуществляющая образовательную деятельность будет обязана (договором!) вручить слушателям, успешно освоившим программу и прошедшим итоговую аттестацию удостоверение о повышении квалификации, а успешно прошедшим проверку знаний – еще и удостоверение о проверке знаний требований охраны труда».

Обратите внимание: услуги разные и регулируются разными видами законодательства!

 

Вопрос:

III. Какие личные данные слушателей должно запросить образовательное учреждение при реализации программ повышения квалификации на основании государственных нормативных актов, содержащих  государственные требования охраны труда при условии, что Заказчиком и Плательщиком по договору оказания образовательных услуг является юридическое лицо – работодатель?

 

Н.Р. Абрамов: Выдача удостоверений осуществляется на основе протоколов проверки знаний обучаемых лиц. Для оформления протокольной части обучающая организация по договору оказания образовательных услуг запрашивает от работодателя личные данные слушателей, указанные в приложении 1 постановления Минтруда России и Минобразования России от 13 января 2003 г. № 1/29 (Ф.И.О.,  должность, наименование структурного подразделения).

 

Т.В. Мусатова: Прием и зачисление обучающихся (слушателей) на обучение в Учебный центр осуществляется в течение всего календарного года на основании поданной заявки с указанием Ф.И.О., должности, образования, наименования подразделения, причины проверки знаний, а также реквизитов организации для составления договора и счета. Заявка подтверждается подписью руководителя юридического лица (либо доверенного лица) и заверяется печатью организации. Заявка на обучение может быть выслана путем электронной почты в системе Интернет, лично представителем Заказчика в Учебный центр, факсом. К заявке прилагается копия документа об образовании на каждого слушателя.

«Повышение эффективности и качества обучения по охране труда  является одним из важнейших направлений профилактики производственного травматизма и профессиональных заболеваний». А минимизация уровня производственного травматизма возможна только при наличии в трудовых коллективах квалифицированных кадров, прошедших соответствующее обучение по охране труда. Над этим мы работали и будем дальше работать вместе с вами.

 

В.Е. Рябова: Принимая во внимание требования законодательства об образовании к ДПП повышения квалификации, образовательная организация вправе запросить у работодателя-заказчика работ (услуг) по осуществлению обучения по охране труда согласно дополнительной профессиональной программы  повышения квалификации  сведения об уровне образования (п.3 приказа Минобрнауки  России от 1 июля 2013 года №499) направляемых на обучение работников, а обучающийся обязан их предоставить.

Вышеназванное обучение должно осуществляться в рамках трехстороннего договора об образовании на обучение по дополнительным образовательным программам, примерная форма которого утверждена  приказом Минобранауки России от 25 октября 2013 года  №1185. 

 

А.Г. Федорец: Состав личных данных слушателей, передаваемых заказчиком (частным обучаемым, или направляемым работодателем) организации, осуществляющей образовательную деятельность, порядок передачи и хранения этих сведений определяется договором на оказание образовательных услуг. Для целей повышения квалификации  организация, осуществляющая образовательную деятельность, вправе кроме фамилии, имени и отчества (при наличии) запросить подтверждение наличия условий для повышения квалификации (документ о первичном образовании, выписку из трудового договора или должностной инструкции, ссылку на соответствующий пункт нормативного правового акта).Для целей обучения и проверки знаний требований охраны труда кроме  фамилии, имени и отчества обязательно требуется наименование организации и должности. Без этих данных просто невозможно оформить удостоверения и протокол проверки знаний, поэтому и споры не возникают. Для целей оказания общеобразовательных услуг (без повышения квалификации), в том числе, для обучения по СОУТ или по СУОТ, по «Правилам по охране труда» или по «Менеджменту рисков» как правило, достаточно указать фамилию, имя, отчество слушателя, если иное не предусмотрено договором.

 

* ГОСТ 12.0.004 Система стандартов по безопасности труда. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА. Общие положения. System of standards for occupational safety. Organization of training for safety and health at work. General requirements.

Структура стандарта:

Введение

1 Область применения;

2 Нормативные ссылки;

3 Термины и определения;

4 Общие положения;

5 Обучение подрастающего поколения безопасности труда, поведения и учебы в ходе учебно-воспитательного процесса и учебных занятий;

6 Особенности организации обучения безопасности труда непосредственно на работе;

7 Особенности организации обучения безопасности труда в обучающих организациях;

8 Обучение безопасности труда в форме проведения инструктажа;

9 Обучение безопасности труда в форме индивидуальной стажировки  на рабочем месте;

10 Обучение безопасности труда в форме проверки знаний;

11 Обучение безопасности труда в виде специального обучения безопасным методам и приемам выполнения работ;

12 Обучение безопасности труда в виде специального обучения приемам оказания первой помощи пострадавшим;

13 Обучение безопасности труда в форме отдельного курса обучения с итоговой проверкой знаний;

14 Организация процесса обучения безопасности труда;

Приложение А (рекомендуемое). Формы фиксации результатов обучения;

Приложение Б (рекомендуемое). Программы обучения безопасности труда.

 

1 Область применения:

1.1 Настоящий стандарт устанавливает основные виды и формы обучения и про-верки знаний по безопасности труда занятых трудом лиц и тем самым распространяется на все юридические и физические лица, связанные с трудовой, а также с обучением подрастающего поколения – будущего трудового потенциала нации.

1.2 Стандарт является основополагающим в комплексе межгосударственных и национальных стандартов, руководящих и методических документов по обучению занятых трудом лиц и изучению ими вопросов безопасности труда. Стандарт в целом или его отдельные положения можно использовать как образец организации обучения другим видам безопасности деятельности человека, включая производственную деятельность.

1.3 Стандарт не отменяет иных, не установленных в нем, специальных требований национального законодательства к порядку проведения обучения, инструктажа, подготовки и проверки знаний персонала, работающего на объектах, специфика которых требует установления специальных правил безопасности в соответствующих нормативных актах.

Стандарт не отменяет иных, установленных национальными органами управления образованием, требований к организации и формам ведения образовательной деятельности (оказания образовательных услуг) по вопросам охраны труда и безопасности производства в сфере профессионального образования.

4 Общие положения:

4.1 Обучение безопасности труда направлено на формирование, закрепление и развитие мотивации и навыков безопасного поведения, знаний, умений и навыков выполнения безопасных приемов труда и (или) управления обеспечением безопасности других лиц в процессе их трудовой деятельности.

4.2 Обучение безопасности труда является постоянным процессом, сопровождающим занятого трудом трудящегося человека всю его жизнь, направленным на предотвращение преждевременной смертности и ухудшения качества жизни из-за травм и (или) заболеваний, связанных с трудовой деятельностью.

В основу системы обучения безопасности труда, а также обучения по охране труда, устанавливаемую настоящим стандартом, положена система дифференцирования видов обучения для различных групп (отдельных категорий) обучаемых по содержанию, длительности и формам организации обучения с учетом потребностей максимального обеспечения безопасности трудовой деятельности работающих и производственной деятельности работодателей.

Обучение по безопасности труда во всех своих формах носит непрерывный многоуровневый характер и проводится во всех организациях, у всех работодателей, в образовательных организациях и учреждениях, а также при совершенствовании знаний требований безопасности труда в процессе трудовой деятельности, в том числе для самозанятых лиц, занимающихся индивидуальным трудом.

Работающих, совмещающих профессии, обучают безопасности труда в полном объеме по их основной и совмещаемой профессии (работе, трудовой функции), а при замене временно отсутствующих работников – дополнительно в объеме требований по замещаемым должностям (профессиям).

Студентов и учащихся знакомят с правилами безопасного поведения в процессе учебы, выполнения трудовых функций на практике, основам организации безопасности трудовой деятельности и безопасности производственной деятельности в процессе профессионального образования и (или) обучения отдельно и (или) в рамках освоения тех или иных учебных дисциплин.

Воспитанников школьных и дошкольных учреждений знакомят с правилами безопасного поведения и действий, в том числе при выполнении простейших трудовых операций, в процессе учебно-воспитательных занятий.

4.3 Обучение безопасности труда основывается на принципах всеобщности, массовости, постоянства (периодичности), общедоступности, унификации в целом с дифференциацией применительно к формам и методам обучения, а также к различию конкретных целей и потребностей обучаемых и организатора обучения.

4.4 Обучение безопасности труда включает в себя:

- формирование уважительного отношения к вопросам и требованиям обеспечения безопасности и развитие устойчивой внутренней положительной психологической установки на строгое выполнение требований безопасности;

- повышение информированности и осведомленности в вопросах безопасности труда и безопасного поведения;

- изучение и овладение знаниями и навыками безопасного труда и управления безопасностью в процессе профессионального образования и подготовки / переподготовки;

- отдельное специальное многоуровневое обучение вопросам безопасности труда и производственной деятельности.

4.5 Основными видами обучения безопасности труда являются:

- общее обучение знаниям по организации обеспечения безопасных и безвредных условий труда, защите от опасностей и рисков, профилактике связанных с работой травм и заболеваний, методам первой помощи и социальной защиты пострадавших;

- обучение методам системного управления эффективным обеспечением безопасных и безвредных условий труда, защитой от опасностей и рисков, профилактикой связанных с работой травм и заболеваний, организацией оказания первой помощи и социальной защиты пострадавших;

- обучение приемам безопасного поведения;

- обучение безопасным приемам выполнения работ и рабочих операций;

- обучение приемам оказания первой помощи пострадавшим;

- обучение методам руководства безопасным выполнением работ;

- обучение методам проведения эффективного инструктажа и обучения.

4.6 Основными формами обучения безопасности труда являются:

- традиционное аудиторное обучение (лекции, семинары, практические занятия, тренинги, лабораторные занятия);

- «аудиторное» обучение за компьютерным обучающим комплексом;

- дистанционное обучение;

- получение навыков и выработка устойчивых приемов правильного безопасного выполнения трудовых операций на тренажерах и (или) на учебных рабочих местах;

- получение навыков и выработка устойчивых приемов оказания первой помощи пострадавшим на тренажерах и (или) манекенах;

- инструктаж;

- стажировка;

- проверка (и самопроверка) полученных и остаточных знаний, в том числе тестирование при помощи компьютерных средств;

- проверка (и самопроверка) полученных умений и навыков, в том числе в деловых играх и (или) при помощи тренажеров и манекенов.

4.7 Основными группами лиц, которые проходят обучение безопасности труда, являются:

- руководители всех уровней и рангов, занятые управлением, в том числе безопасностью и (или) охраной труда;

- специалисты, помогающие руководителям всех уровней и рангов, занятым управлением, в том числе безопасностью и (или) охраной труда;

- лица, привлекаемые к управлению охраной труда на общественных началах в различного рода комиссиях, комитетах, а также представители работников;

- лица самозанятого труда, организующие безопасное выполнение работ и безопасность своего труда самостоятельно;

- специалисты по охране труда, профессионально занятые управлением охраной труда и (или) безопасностью труда;

- лица, не участвующие в управлении и занятые простым процессом труда, безопасным выполнением своей трудовой функции.

4.8 Обучение безопасности труда должно следовать за всеми изменениями в трудовых функциях работающего, в условиях труда, в нормативной документации по охране труда и безопасности производства, для чего оно осуществляется в нескольких основных формах:

- вводное базовое, минимально необходимое для любой трудовой деятельности;

- первоначальное для данной трудовой функции, минимально необходимое для ее безопасного выполнения;

- повторное для этой же трудовой функции с целью восстановления необходимого объема знаний при естественном сокращении остаточных знаний;

- внеочередное для любых изменений условий труда».

Поможет ли это нам, не знаю, но очень надеюсь.

 

Литература:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  2. Федеральный закон от 30.12.2001 № 197-ФЗ «Трудовой кодекс Российской Федерации»;
  3. Федеральный закон от 30.12.2001 № 195-ФЗ «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»;
  4. Федеральный закон от 02.05.2015 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»;
  5. Постановление Правительства РФ от 28.10.2013 г. № 966 «О лицензировании образовательной деятельности»;
  6. Постановление Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13.01.2003 г. № 1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций»;
  7. Приказ Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 21.06.2003 г. № 153 «Об утверждении примерных программ обучения по охране труда отдельных категорий застрахованных» (с изменениями приказа Минтруда России от 12.02.2014 г. № 96н);
  8. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 1.04.2010 г. № 205н «Об утверждении перечня услуг в области охраны труда, для оказания которых необходима аккредитация, и Правил аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда» (с изменениями приказа Минтруда России от 15.06.2015 г. № 373н);
  9. Приказ Минтруда России от 28.03.2014 г. № 155н «Об утверждении Правил по охране труда при работе на высоте» (с изменениями приказа Минтруда России от 17.06.2015 г. № 383н);
  10. Приказ Минтруда России  от 28.03.2014 г. № 155н «Об утверждении Правил по охране труда при работе на высоте» (с изменениями приказа Минтруда России от 17 июня 2015 года № 383н);
  11. Приказ Министерства образования и науки РФ от 1.07.2013 г. № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам»;
  12. Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 января 2014 г. № 2 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
  13. Приказ Рособрнадзора от 12.03.2015 г. № 279 «Об утверждении форм документов, используемых Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки в процессе лицензирования образовательной деятельности»;
  14. Письмо Министерства образования и науки РФ от 12.03.2015 г. № АК-610/06  «О направлении методических рекомендаций»;
  15. Письмо Минобрнауки России от 12.03.2015 г. № АК-608/06 «О направлении методических рекомендаций по разработке, порядку выдачи и учету документов о квалификации в сфере дополнительного профессионального образования»;
  16. Письмо Минобрнауки России от 30.03.2015 г. № АК-820/06 «О направлении методических рекомендаций по итоговой аттестации слушателей»;
  17. Письмо Минобрнауки России от 22.04.2015 г. № ВК-1032/06 «О методических рекомендациях по разработке дополнительных профессиональных программ на основе профессиональных стандартов»;
  18. Письмо Министерства образования и науки РФ от 9.10.2013 г. № 06-735 «О дополнительном профессиональном образовании»;
  19. Письмо Министерства образования и науки РФ от 7.05.2014 г. № АК-1261/06 «Об особенностях законодательного и нормативного правового обеспечения в сфере ДПО»
  20. Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 25.03.2015 г. № 07-675 «О направлении методических рекомендаций представления информации об образовательной организации в открытых источниках с учетом соблюдения требований законодательства в сфере образования»;
  21. Профессиональный стандарт «Специалист в области охраны труда»,  введен приказом Минтруда России от 4.08. 2014 г. № 524н (зарегистрирован Минюстом России 20.08.2014 г. №33671);
  22. Примерные учебные планы обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций (утв. Минтрудом России 17.05.2004 г.).