Векторы компетентности. Требования к сертификации специалистов, разрабатывающих эргатические системы и подсистемы охраны труда. В. М. Львов (№2, 2012)

Скачать выпуск "Безопасность и охрана труда" №2 2012

Векторы компетентности

ТРЕБОВАНИЯ К СЕРТИФИКАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ, РАЗРАБАТЫВАЮЩИХ ЭРГАТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ И ПОДСИСТЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕРСОНАЛА (ОХРАНЫ ТРУДА)

REQUIREMENTS FOR CERTIFICATION ENGINEERS IMPLEMENTINGSYSTEMS AND SUBSYSTEMS ERGATIC SUPPORT STAFF OF LIFE(PROTECTION OF LABOR)

В.М. Львов,

Профессор, доктор технических наук, генеральный директор образовательного научного центра «Институт эргономики и социально-экономических технологий»

( г. Тверь)

СДСОТ - это обширная система добровольной сертификации громадного множества объектов различной направленности. Из названия системы следует, что речь идёт о таких объектах, как организации, специалисты, продукция, технологические процессы в области охраны труда. Мы будем рассматривать ситуацию, когда речь идёт о проблемах, связанных с разработкой продукции, которой являются эргатические системы, под которыми понимаются человеко- машинные комплексы (автоматизированные рабочие места, системы, тренажеры, обучающие системы, психодиагностические комплексы, системы обеспечения жизнедеятельности персонала и т.д.), в которых управление и обслуживание комплексов осуществляется специально обученным персоналом.

Но кроме этого персонала (их, как правило, называют операторами управления и обслуживания) существуют ещё специалисты, которые имеют отношение к разработке эргатических систем. Это большой класс специалистов-эргономистов, которые также могут являться объектом сертификации в СДСОТ. Такая сертификация может проводиться по следующим направлениям:

Направление 1 - Сертификация специалистов осуществляющих разработку эргатических систем

Направление 2 - Сертификация специалистов организации ответственных за эргономическое обеспечение создаваемых систем

Направление 3 - Сертификация специалистов оказывающих услуги в области эргономического обеспечения создания и эксплуатации эргатических систем (в частности эргономисты-консультанты).

Направление 4 - Сертификация специалистов ведущих образовательную деятельность в высших учебных заведениях по подготовке специалистов в области психологии труда, инженерной психологии и эргономике.

При сертификации должна проводиться проверка, в первую очередь компетентности специалиста. Также должна проводиться проверка (оценка) наличия профессиональных рисков, имеющихся у специалистов, так как при любой высокой компетентности могут существовать риски, вызывающие деструктивные, ненормативные и ошибочные действия, снижающие качество и своевременность выполнения функциональных обязанностей специалистом-эргономистом.

Процесс проверки компетентности может включать в себя:

  • Документальную проверку компетентности;
  • Проверку (оценку) технологической компетентности;
  • Проверку (оценку) коммуникативной компетентности;

Разделение компетентности на профессиональную и коммуникативную вполне оправдано, так как специалист решает возникающие проблемы, как самостоятельно, так и в процессе общения с коллективом.

Документальная проверка должна проводиться по содержанию документов, представленных на сертификацию. При проверке содержания документов общий критерий соответствия профессиональной компетентности специалиста складывается из таких частных критериев, как:

К1- уровень образования, включая ученые степени и звания;

К2 – уровень дополнительного профессионального образования ( подготовки) в области эргономического обеспечения и обеспечения жизнедеятельности персонала в эргатических системах

К3 – профессиональный опыт практической деятельности

К4 – участие в самообразовании в сфере проблем эргономического обеспечения создания эргатических систем и обеспечения жизнедеятельности персонала.

Оценка профессиональной и коммуникативной компетентности специалистов представляет собой комплексную системную проблему выявления их знаний, умений и навыков, которые представляют собой исходные основы интеллектуальных ресурсов организации (человеческого капитала). Его содержание и использование при движении вперед в сторону наращивания интеллектуальных ресурсов зависит от компетентности специалистов. В процессе решения данной системной проблемы было сформировано следующее поле компетентности

В соответствии с обоснованной концепцией компетентность разделяется на два вектора: технологический вектор компетентности и коммуникативный вектор компетентности.

Движение вдоль технологического вектора компетентности характеризует наращивание интеллектуальных ресурсов за счет эффективного решения первоочередных, непредвиденных, стратегических и технических задач. Такое движение может происходить посредством последовательного перехода от профессиональной к интеллектуальной компетентности и затем к сверхкомпетентности специалистов организации.

Под профессиональной компетентностью специалистов понимается совокупность знаний, умений и навыков, обуславливающих способность решать типовые проблемы, исходя из их функциональных обязанностей. Для специалиста это уровень аналитической стандартизированной деятельности.

Под интеллектуальной компетентностью специалистов понимается способность решать типовые и нетиповые проблемы в неопределенных, непредвиденных ситуациях с учетом возможных последствий. Для специалиста это уровень продуктивной эвристической деятельности.

Под сверхкомпетентностью специалистов понимается способность предвосхищать возникновение различных проблем, планировать стратегические и технические задачи своего развития, выбор в каждый момент оптимальной альтернативы с учётом всех условий и неопределённости, а также способность к постоянному мониторингу решаемых проблем. Для специалиста это уровень предопределяющей развивающейся деятельности.

Движение вдоль коммуникативного вектора компетентности характеризует наращивание интеллектуальных ресурсов за счёт создания базы методов и средств обеспечения эффективных коммуникаций, как внутри организации, так и при общении с «внешним миром» (заказчиками, потребителями, клиентами, партнёрами и т.д.) Такое движение может происходить посредством последовательного перехода от личностной компетентности к межличностной и затем к рефлексивной компетентности специалистов.

Под личностной компетентностью специалистов понимается наличие знаний, умений, навыков в распознавании личностных характеристик субъектов, с которыми происходит профессиональное общение, а также наличие необходимых собственных личностных качеств (например, коммуникативных, организаторских способностей, ассертивности и стрессоустойчивости личности и т.д.).

Под межличностной компетентностью специалистов понимаются навыки в реализации эффективных психотехнологий взаимодействия с членами коллектива, с «внешним миром», в прогнозировании и предупреждении рискованных социально-психологических ситуаций в коллективе или в определённых малых группах или при взаимодействии с «внешним миром».

Под рефлексивной компетентностью специалистов понимаются навыки  в проведении рефлексивного анализа и рефлексивного управления.

Рефлексивный анализ может иметь три уровня:

1 уровень – способность осознавать свои мотивы, намерения при любом профессиональном и непрофессиональном общении и мысленно оценивать последствия их реализации.

2 уровень – способность формировать и мысленно реализовывать иерархию целей при любом профессиональном и непрофессиональном общении.

 

3 уровень - способность поставить себя на место субъектов, с которыми происходит профессиональное или непрофессиональное общение, осознать их реакцию (например, в ответ на свои действия, намерения) и мысленно оценить последствия их возможной реализации.

Под рефлексивным управлением понимается способность специалиста  осуществлять психологические воздействия на формирование целенаправленного поведения субъектов, с которыми происходит целенаправленное или нецеленаправленное воздействие.

Наиболее эффективным для наращивания интеллектуальных ресурсов является движение одновременно вдоль технологического и коммуникативного векторов компетентности.

Тогда овладение профессиональной и личностной компетентностью приведёт к формированию первоначального «человеческого капитала», дополнительное научение интеллектуальной и межличностной компетентности позволит сформировать «интеллектуальный капитал», а овладение последними двумя видами компетентности позволит выйти на высший уровень – формирование самовоспроизводимого капитала. Это и будет уровень непрерывно развивающегося специалиста.

Специалисты-заявители на проведение сертификации по направлениям 1,2,3, как правило, занимают управленческие должности в научно-конструкторской организации.

Все управленческие должности в такой организации можно разделить на 4 уровня.

К уровню «Организационный» можно отнести должности руководящего состава научно-исследовательских и конструкторских институтов и научных отделений в них.

К уровню «Высший» можно отнести должности заведующих научно-исследовательскими отделами и главных научных сотрудников.

К уровню «Средний» можно отнести должности ведущих научных сотрудников, старших научных сотрудников, начальников лабораторий и групп.

К уровню «Базовый» можно отнести должности младших и научных сотрудников, инженеров и программистов научно-исследовательских отделов.

Сотрудники последнего уровня, как правило, не попадают под требования документальной проверки. На остальных уровнях технологические и коммуникативные функции идентичны.

Технологические функции:

1. Организация сбора и изучения научно-технической информации.

2. Обоснование направлений новых исследований и разработок, методов и способов их выполнения.

3. Научное руководство проведения исследований по отдельным проблемам.

4. Разработка методов и средств решения научно-исследовательских проблем.

Детализация данных функций обоснована, но в данной статье не приводится.

Коммуникативные функции:

  1. Создание благоприятного психологического климата для научного творчества и предупреждение возникновения рискованных социально - психологических ситуаций, мешающих эффективному решению актуальных научных проблем.
  2. Формирование своей научной школы и помощь подчиненным научным сотрудникам в формировании индивидуального научного стиля.
  3. Проведение (организация) занятий, тренингов, стимулирующих повышение уровня креативности (творчества) научных сотрудников, в том числе оказание содействия в направлении на такие семинары в другие организации.
  4. Осуществление научного руководства соискателями и аспирантами в части оказания консультативной помощи в составлении краткосрочных и долгосрочных планов подготовки, редактирование статей, докладов, заявок на изобретения и научные модели и т.д.
  5. Формирование научных групп по решению возникающих научных проблем с учетом взаимозаменяемости, взаимодополнения и психологической совместимости.
  6. Сотрудничество с руководителями других научных групп, коллегами в решении совместных научных проблем.

Различие состоит в составе видов необходимой компетентности. Для уровня «Средний» необходимы:

  •  профессиональная компетентность;
  •  интеллектуальная компетентность;
  •  личностная компетентность;
  •  межличностная компетентность;

Для уровня «Высший» и «Организационный» добавляются:

  •  сверхкомпетентность;
  •  рефлексивная компетентность (рефлексивный анализ и рефлексивное управление).

Общие требования ко всем 6 видам компетентности в настоящее время обоснованы. Приведём в данной статье только требования для сверхкомпетентности.

  Требования к сверхкомпетентности:

  • умение приобретать знания из всех доступных источников и организовать его в интегрированное целое;
  • умение координировать свои действия со всеми релевантными сторонами и обеспечивать выработку согласованного решения;
  • умение предвидеть будущее развитие соответствующей отрасли науки и соответственно планировать свою деятельность;
  • умение предвидеть последствия принимаемых решений;
  • умение выбирать лучшее решение научной проблемы с учетом всех ограничений, условий и неопределенности;
  • умение планировать свою деятельность на основе синтеза не связанной информации;
  • умение принимать стратегические решения по своей научной проблематике в условиях изменяющейся среды;
  • умение планировать наращивание интеллектуальных ресурсов в подразделении для решения перспективных проблем.

 

Для каждого вида компетентности обоснован примерный перечень соответствующих профессионально-важных качеств (ПВК). Для сверхкомпетентности и рефлексивной компетентности они приведены ниже.

ПВК – сверхкомпетентность: умение и навыки в использовании средств кодификации полученных научных знаний (разработки стандартов, разработки баз данных, руководств и т.д.); готовность к оправданному риску; научная интуиция; системное мышление; способность к конструктивному преобразованию ситуации; поддержка на высоком уровне готовности к действию; способность к мобилизации «буферных» аварийных резервов организма; способность к увеличению продуктивности мышления при сверхэкстримальной напряженности; быстрая адаптация к резко изменяющейся среде.

ПВК - рефлексивная компетентность: способность к расширению сознания, выходу за пределы ситуации, анализ ее в более широком контексте, переоценке смыслов; готовность к быстрой смене профессиональных ролей; способность к мобилизации «буферных», аварийных резервов восприятия, памяти, мышления; способность к рефлексии; открытость к расширению самосознания; осознанное самопроектирование; способность к самоэкспериментированию.

Далее рассмотрим особенности оценки наличия профессиональных рисков, которые включают в себя:

  • Оценку психофизиологических параметров специалистов, характеризующих склонность к ненормативным, несанкционированным действиям, которые могут привести к невыполнению функциональных обязанностей;
  • Определение категории умственной напряженности деятельности специалиста;
  • Оценку уровня психологической безопасности специалистов на основе выявления противоречий между условиями их работы и их ценностными ориентирами, которые определяют эффективную работу специалиста.

По результатам оценок могут определяться профессиональные риски специалиста в его деятельности, на основе которых составляется квалификационное заключение о влиянии рисков на успешность и эффективность деятельности.

На первом этапе проводится оценка психофизиологических параметров специалистов, характеризующих склонность к ненормативным, несанкционированным действиям

По результатам обследования выявляется наличие или отсутствие следующих факторов риска:

- низкая скорость протекания нервных процессов, устанавливаемая по времени реакции выбора на предоставляемые зрительные стимулы, как показатель подвижности нервных процессов, обеспечивающих психическую деятельность человека;

- деформация моральной и социальной ориентированности, что в трудных ситуациях; может проявляться в виде различных форм асоциального поведения и нарушений межличностных отношений (полного пренебрежения к социальным нормам, игнорирования правил поведения, проявления реакций протеста, конфликтности в коллективе и др.);

- высокая степень ситуативной тревожности личности как один из индикаторов психической дезадаптации личности, поведенческие проявления которой заключаются в дезорганизации деятельности, нарушающей ее направленность и продуктивность;

- выраженные акцентуации характера, которые в трудных ситуациях могут способствовать углублению социальной дезадаптации человека;

- высокая степень готовности (склонности) к реализации отдельных форм отклоняющегося поведения, приводящая к дезорганизации деятельности;

- агрессивность и конфликтность как личностные качества, проявляющиеся в виде устойчивого негативного реагирования личности на проблемную ситуацию, что наиболее характерно для лиц с психическими аномалиями;

- высокий уровень нервно-психической неустойчивости как один из основных факторов психической дезадаптации специалистов и их подверженности влиянию психогенных факторов;

- низкий показатель актуального уровня работоспособности, указывающий на нарушения динамичности нервных процессов, характерные для состояния утомления, нервно-психической напряженности и монотонии, алкогольного и токсического воздействия и др.

На основе полученных результатов психодиагностического тестирования по 8 методикам определяется одна из 4-х категорий, которые характеризуют уровень вероятности снижения готовности к безошибочным и своевременным действиям в экстремальной  или технологической ситуации.

При отрицательном прогнозе следует проверить, имелись ли психологические, административные свидетельства о наличии в работе и жизни поступков, связанных с несанкционированными, ненормативными действиями, нарушения регламентов и т.д.

Отрицательный прогноз и наличие таких обстоятельств необходимо учесть при принятии квалификационного заключения.

На втором этапе определяется категория умственной напряженности деятельности специалиста (в основном на основе рекомендаций, изложенных в [1]).

На третьем этапе определяется оценка уровня психологической безопасности специалистов.

Психологическая безопасность специалистов оценивается посредством тестирования специалистов в ходе выполнения трёх процедур.

Под психологической безопасностью понимается уровень противоречий между ценностными ориентациями специалиста и реальными условиями его деятельности. Противоречия могут существовать в семи сферах производственной среды:  профессиональной, организационной, креативной, коммуникативной, социальной, материальной и этической. Для каждой сферы известен типовой перечень возможных несоответствий профессиональных требований особенностям, возможностям и пожеланиям специалиста.

Во время первой процедуры тестирования специалисты оценивают значимость (опасность) для них каждого из несоответствий предлагаемого перечня без привязки к собственной профессиональной деятельности.

Во время второй процедуры тестирования специалисты определяют наличие каждого несоответствия из приведенных перечней в их реальной профессиональной деятельности.

Во время третьей процедуры тестирования специалисты оценивают уровень проявления только тех несоответствий, которые выявлены на втором этапе.

По результатам тестирования определяется уровень психологической безопасности специалиста.

В заключении результаты оценки компетентности и профессиональных рисков используются при построении профилей компетентности и рисков специалиста:

К- профиль общей профессиональной компетентности;

ТК- профиль технологического вектора компетентности;

КК- профиль коммуникативного вектора компетентности;

ПР- профиль профессиональных рисков.

Профили строятся в рамках 3х координатной системы.

Экспертная комиссия анализирует профиль профессиональных рисков ПР и применяет квалификационное заключение о влиянии рисков на успешность и эффективность деятельности. По совокупности уровней всех 4 профилей (К, ТК, КК, ПР) принимается решение о сертификации специалиста.

В заключение отметим, что в настоящей статье мы остановились на особенностях сертификации специалистов, разрабатывающих такую продукцию, как эргатические системы.

Что касается сертификации самих эргатических систем, то сертификация в данном случае проводится на соответствие систем эргономическим требованиям и требованиям к подсистеме жизнеобеспечения деятельности персонала (операторов) в этих системах.

Первая группа требований представляет собой требования к эргофункциональности эргатической системы.

Вторая группа требований фактически и представляет собой требования к эргокомфортности эргатической системы, то есть к охране труда операторов. В такой постановке сертификация эргатических систем удачно вписывается в систему СДСОТ.

Литература:

  1. Р2.2.2006-05. Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда. М., 2006 г.
  2. СТ СДСОТ. Сертификация специалистов. Требования к сертификации специалистов, разрабатывающих эргатические системы и подсистемы обеспечения жизнедеятельности персонала (охраны труда). НМЦ СДСОТ, М., 2012 г.